по
Политика и Общество
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Политика и Общество" > Содержание № 03, 2015
Выходные данные сетевого издания "Политика и Общество"
Номер подписан в печать: 03-04-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попова Светлана Михайловна - Doctor of Political Science, Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Ведущий научный сотрудник, 119333, Россия, г. Москва, ул. Фотиевой, 6 к.1, sv-2002-1@yandex.ru
ISSN: 2454-0684
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2015
ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК
Лыткина К.А. - ФЕНОМЕН ВЫБОРОВ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ ДЕМОКРАТИИ АРЕНДА ЛЕЙПХАРТА (сравнительная характеристика России и зарубежных стран)

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.3.14777

Аннотация: Статья посвящена специфике рассмотрения феномена выборов в контексте теории демократии Аренда Лейпхарта. Освещены основные положения, обосновывающие разделение демократий на мажоритарные и консенсусные, кратко описаны переменные, позволяющие отнести страну к тому или иному типу демократии:число эффективных парламентских партий, партийный состав правительства, баланс сил между исполнительной и законодательной ветвями власти, диспропорциональность избирательной системы, степень централизации / децентрализации, число палат парламента, жесткость или гибкость Конституции, судебный контроль, независимость центрального банка, уровень прямой демократии. Использовался метод сравнительного анализа, кроме того, в статье приведены авторские расчеты, основанные на формулах расчета индексов Лааксо-Таагеперы, индекса Хуана Молинара и индекса Голосова. Диспропорциональность избирательной системы РФ оценивалась в соответствии с методикой Майкла Галлахера. На основе переменных, относящихся к различным измерениям демократии, приводится анализ российской системы. В статье также дана сравнительная характеристика особенностей протекания избирательных процессов в странах с различными типами демократии.Россия была отнесена нами к мажоритарному типу демократии. В целом, это подтверждается и рассмотренными в статье закономерностями электорального поведения и тем фактом, что сочетание сильного президентского режима даже наравне с выборами в законодательные органы власти на основе системы пропорционального представительства, придает «мажоритарный оттенок» всей политической системе.
Лыткина К.А. - Феномен выборов в контексте теории демократии Аренда Лейпхарта (сравнительная характеристика России и зарубежных стран) c. 354-368

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.3.54358

Аннотация: Статья посвящена специфике рассмотрения феномена выборов в контексте теории демократии Аренда Лейпхарта. Освещены основные положения, обосновывающие разделение демократий на мажоритарные и консенсусные, кратко описаны переменные, позволяющие отнести страну к тому или иному типу демократии:число эффективных парламентских партий, партийный состав правительства, баланс сил между исполнительной и законодательной ветвями власти, диспропорциональность избирательной системы, степень централизации / децентрализации, число палат парламента, жесткость или гибкость Конституции, судебный контроль, независимость центрального банка, уровень прямой демократии. Использовался метод сравнительного анализа, кроме того, в статье приведены авторские расчеты, основанные на формулах расчета индексов Лааксо-Таагеперы, индекса Хуана Молинара и индекса Голосова. Диспропорциональность избирательной системы РФ оценивалась в соответствии с методикой Майкла Галлахера. На основе переменных, относящихся к различным измерениям демократии, приводится анализ российской системы. В статье также дана сравнительная характеристика особенностей протекания избирательных процессов в странах с различными типами демократии.Россия была отнесена нами к мажоритарному типу демократии. В целом, это подтверждается и рассмотренными в статье закономерностями электорального поведения и тем фактом, что сочетание сильного президентского режима даже наравне с выборами в законодательные органы власти на основе системы пропорционального представительства, придает «мажоритарный оттенок» всей политической системе.
НАСЛЕДИЕ И ТРАНСФОРМАЦИИ
Абрамов Р.А. - Региональная промышленная политика в структуре устойчивого функционирования территории.

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.3.14513

Аннотация: В работе показывается необходимость обеспечения развития Российской Федерации в контексте реализации промышленной политики государства. Предметом исследования выступает сама промышленная политика в своих формах и способахи механизмах реализации. Целью статьи является определение необходимых стратегических путей реализации региональной экономической политики для успешной имплементации промышленной политики для устойчивого функционирования теорритории страны. Методологической основой исследования являлись общенаучные методы познания – синтез в качестве индикаторного способа выявления кумулятивного эффекта промышленной политики для целей развития региона и страны в целом , а также анализ как средовой параметр выявления границ допустимого регулирования между муниципальными, региональными и федеральными органами власти, а также пределов их ответственности. Результатами работы стало то, что в статье рассматривается такая преимущественная форма ее реализации как кластерные объекты. Определяется необходимый уровень управления развитием промышленной политики на уровне региональных уровней власти. Проводится грань управленческих компетенций между муниципальными и региональными властями. Областью применения итогов исследования можно определить формирование долгосрочно и среднесрочной региональной экономической политики. Выводы исследования показывают перспективы интеграции в региональные экономические пространства проводимой промышленной политики.
Абрамов Р.А. - Региональная промышленная политика в структуре устойчивого функционирования территории. c. 345-353

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.3.54357

Аннотация: В работе показывается необходимость обеспечения развития Российской Федерации в контексте реализации промышленной политики государства. Предметом исследования выступает сама промышленная политика в своих формах и способахи механизмах реализации. Целью статьи является определение необходимых стратегических путей реализации региональной экономической политики для успешной имплементации промышленной политики для устойчивого функционирования теорритории страны. Методологической основой исследования являлись общенаучные методы познания – синтез в качестве индикаторного способа выявления кумулятивного эффекта промышленной политики для целей развития региона и страны в целом , а также анализ как средовой параметр выявления границ допустимого регулирования между муниципальными, региональными и федеральными органами власти, а также пределов их ответственности. Результатами работы стало то, что в статье рассматривается такая преимущественная форма ее реализации как кластерные объекты. Определяется необходимый уровень управления развитием промышленной политики на уровне региональных уровней власти. Проводится грань управленческих компетенций между муниципальными и региональными властями. Областью применения итогов исследования можно определить формирование долгосрочно и среднесрочной региональной экономической политики. Выводы исследования показывают перспективы интеграции в региональные экономические пространства проводимой промышленной политики.
ЛОГИКА И ПОЗНАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Траверсе Т.М. - Проблема предметности политического мышления

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.3.14336

Аннотация: Предметом исследования является структура политического мышления. В современном мире психологическая характеристика предметности как свойства политического мышления приобретает новое понимание, что обуславливает актуальность данного исследования. Мы считаем, что одним из определяющих аспектов для психологии политического мышления является положение относительно его содержательности. Автор подробно рассматривает предметное политическое поле, в котором действует политический áктор (субъект в политике), и которое выступает носителем определённых значений и смыслов. Поэтому предметность решаемых политических задач прежде всего обуславливается социо-культурными условиями и видом выполняемой политической деятельности. Разработана и применена системно-стратегиальная концепция политического мышления, в которой оно рассматривается через три компонента (когнитивный, операциональный, регулятивно-личностный) и анализируется с точки зрения таких свойств: предметность, практичность, понятийность, творчество, которые системно организованы и стратегиально обусловлены. Предметность мышления обеспечивается выделением áктором релевантного материала и включение его в соответствующие мыслительные формы. При смене предметного содержания структура политического мышления также перестраивается. Изменяется не только последовательность тактик в системе мыслительных стратегий, но и состав мыслительных операций в структуре тактик. При этом одни тактики приобретают доминантное значение, изменяется форма мыслительного действия. Сложности, возникающие в реализации мыслительных действий на конкретном политическом материале, указывают на качественную специфику системно-стратегиального состава мыслительной деятельности и необходимость его существенной перестройки при смене субпредмета мысли.
Траверсе Т.М. - Проблема предметности политического мышления c. 369-376

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.3.54359

Аннотация: Предметом исследования является структура политического мышления. В современном мире психологическая характеристика предметности как свойства политического мышления приобретает новое понимание, что обуславливает актуальность данного исследования. Мы считаем, что одним из определяющих аспектов для психологии политического мышления является положение относительно его содержательности. Автор подробно рассматривает предметное политическое поле, в котором действует политический áктор (субъект в политике), и которое выступает носителем определённых значений и смыслов. Поэтому предметность решаемых политических задач прежде всего обуславливается социо-культурными условиями и видом выполняемой политической деятельности. Разработана и применена системно-стратегиальная концепция политического мышления, в которой оно рассматривается через три компонента (когнитивный, операциональный, регулятивно-личностный) и анализируется с точки зрения таких свойств: предметность, практичность, понятийность, творчество, которые системно организованы и стратегиально обусловлены. Предметность мышления обеспечивается выделением áктором релевантного материала и включение его в соответствующие мыслительные формы. При смене предметного содержания структура политического мышления также перестраивается. Изменяется не только последовательность тактик в системе мыслительных стратегий, но и состав мыслительных операций в структуре тактик. При этом одни тактики приобретают доминантное значение, изменяется форма мыслительного действия. Сложности, возникающие в реализации мыслительных действий на конкретном политическом материале, указывают на качественную специфику системно-стратегиального состава мыслительной деятельности и необходимость его существенной перестройки при смене субпредмета мысли.
Цветкова М.В. - Рефлексивное моделирование взаимодействия субъектов политики

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.3.14616

Аннотация: Предметом настоящего исследования является рефлексивное моделирование взаимодействия субъектов политики. Сегодня необходимы модели исследования взаимодействий субъектов политики, основанные не на индивидуализме поведения субъектов, а на кооперации, позволяющие обеспечивать эволюционные переходы от конфликтов к управляемой конфронтации и компромиссу. Эти модели в первую очередь ориентированы на субъектные отношения, связанные с разрешением моральных и этических коллизий, разъединяющих современное общество. Поэтому сегодня в моделировании взаимодействия субъектов необходимы теории исследования взаимодействия субъектов, позволяющие учитывать не только полезности отношений между субъектами политики, но и структуру их внутреннего мира. В качестве такой теории исследования взаимодействий субъектов политики автором предлагается алгебраическая теория рефлексии сознания субъекта. Прежде всего, потому что в основу рефлексии субъектов положена способность любой рефлексивной системы строить модели себя, других систем и модели осознания оценок этих моделей, оценок выбора отношений субъектных систем. Кардинальное свойство рефлексивной модели субъекта состоит в том, что синтаксис модели описывает алгоритмический смысл выбора поведения субъекта, а также содержит формальное описание психологического состояния субъекта в акте поступка. В исследовании впервые обосновывается адекватность использования алгебраической рефлексивной теории сознания субъекта в моделировании субъектных взаимодействий. Показано, что основное содержание рефлексии отношений субъектов состоит в осознании субъектом свободного выбора отношений с другим субъектом на основе этического типа рефлексии выбирающего субъекта. Таким образом, достаточно смоделировать рефлексивную структуру субъекта политики, чтобы выявить превалирующий тип его политических отношений и интенцию выбора модели поведения с другими субъектами.
Цветкова М.В. - Рефлексивное моделирование взаимодействия субъектов политики c. 377-386

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.3.54360

Аннотация: Предметом настоящего исследования является рефлексивное моделирование взаимодействия субъектов политики. Сегодня необходимы модели исследования взаимодействий субъектов политики, основанные не на индивидуализме поведения субъектов, а на кооперации, позволяющие обеспечивать эволюционные переходы от конфликтов к управляемой конфронтации и компромиссу. Эти модели в первую очередь ориентированы на субъектные отношения, связанные с разрешением моральных и этических коллизий, разъединяющих современное общество. Поэтому сегодня в моделировании взаимодействия субъектов необходимы теории исследования взаимодействия субъектов, позволяющие учитывать не только полезности отношений между субъектами политики, но и структуру их внутреннего мира. В качестве такой теории исследования взаимодействий субъектов политики автором предлагается алгебраическая теория рефлексии сознания субъекта. Прежде всего, потому что в основу рефлексии субъектов положена способность любой рефлексивной системы строить модели себя, других систем и модели осознания оценок этих моделей, оценок выбора отношений субъектных систем. Кардинальное свойство рефлексивной модели субъекта состоит в том, что синтаксис модели описывает алгоритмический смысл выбора поведения субъекта, а также содержит формальное описание психологического состояния субъекта в акте поступка. В исследовании впервые обосновывается адекватность использования алгебраической рефлексивной теории сознания субъекта в моделировании субъектных взаимодействий. Показано, что основное содержание рефлексии отношений субъектов состоит в осознании субъектом свободного выбора отношений с другим субъектом на основе этического типа рефлексии выбирающего субъекта. Таким образом, достаточно смоделировать рефлексивную структуру субъекта политики, чтобы выявить превалирующий тип его политических отношений и интенцию выбора модели поведения с другими субъектами.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДВИЖЕНИЯ
Попова Е.Э. - К вопросу о реализации общественного воздействия как средства исправления осуждённых в деятельности Общества Попечительного о тюрьмах

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.3.9976

Аннотация: В статье рассматривается вопрос участия Общества Попечительного о тюрьмах в процессе исправления осуждённых. Автор даёт характеристику основным направлениям деятельности Общества, которые положили начало формирования института общественного контроля за обеспечением прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания; пенитенциарной медицины; организации образования, труда в местах лишения свободы; пенитенциарного законодательства и др. Обществом активно проводились в жизнь различные нововведения: 1) осуществлялись перестройки в тюремных помещениях: монтировались большие окна, тем самым добивались большего притока свежего воздуха в камерах и коридорах, двери камер оборудовались откидными форточками, на тюремном дворе монтировались тротуары; 2) члены Общества лично размещали арестантов по возрасту, роду и степени виновности; 3) организовывали работы для арестантов: открывались такие мастерские как картонажная, переплётная, столярная и т.д.; 4) строились в тюрьмах церкви, обустраивались молитвенные комнаты; 5) введена форма для арестантов, особого покроя, чтобы можно было легко распознать последнего в случае побега; 6) организовывались приюты для детей арестантов. Общество Попечительное о тюрьмах в своё время сыграло заметную роль в становлении и дальнейшем развитии института общественного воздействия как средства исправления осуждённых
Попова Е.Э. - К вопросу о реализации общественного воздействия как средства исправления осуждённых в деятельности Общества Попечительного о тюрьмах c. 424-432

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.3.54365

Аннотация: В статье рассматривается вопрос участия Общества Попечительного о тюрьмах в процессе исправления осуждённых. Автор даёт характеристику основным направлениям деятельности Общества, которые положили начало формирования института общественного контроля за обеспечением прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания; пенитенциарной медицины; организации образования, труда в местах лишения свободы; пенитенциарного законодательства и др. Обществом активно проводились в жизнь различные нововведения: 1) осуществлялись перестройки в тюремных помещениях: монтировались большие окна, тем самым добивались большего притока свежего воздуха в камерах и коридорах, двери камер оборудовались откидными форточками, на тюремном дворе монтировались тротуары; 2) члены Общества лично размещали арестантов по возрасту, роду и степени виновности; 3) организовывали работы для арестантов: открывались такие мастерские как картонажная, переплётная, столярная и т.д.; 4) строились в тюрьмах церкви, обустраивались молитвенные комнаты; 5) введена форма для арестантов, особого покроя, чтобы можно было легко распознать последнего в случае побега; 6) организовывались приюты для детей арестантов. Общество Попечительное о тюрьмах в своё время сыграло заметную роль в становлении и дальнейшем развитии института общественного воздействия как средства исправления осуждённых
ДЕМОКРАТИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Карпович О.Г. - Демократические институты и их роль в системе государственного управления

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.3.14781

Аннотация: В настоящей статье рассматриваются особенности формирования и функционирования современных демократических институтов в демократических государствах западного типа, а также их роль в системе государственного управления. Исследуются демократические институты, процедуры, элементы и особенности их становления в различных государствах. Рассматривается эффективность их функционирования в различных государствах. Рассматриваются культурные и социологические особенности различных государств, влияющие на формирование демократических институтов. Используются также исторические данные, оказавшие влияние на становление демократических институтов в различных государствах. Методология исследования опирается на системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический и сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, наблюдения, индукции, дедукции, моделирования. Автор считает, что для того, чтобы демократическая система эффективно работала, необходимо, чтобы существовала устойчивая система политических институтов, а именно - демократических институтов и институтов государственного управления; кроме того, структура этих институтов должна быть четко выстроена и иерархизирована, при этом важную роль играют лидеры, которые должны мотивировать, настраивать, задавать цели и демонстрировать методы для достижения наилучшего качества работы системы. Если эти требования соблюдаются, то возможным становится и сотрудничество всех органов власти между собой, а также наличие «обратной связи» со стороны гражданского общества. Именно это делает такую систему успешной и результативной.
Карпович О.Г. - Демократические институты и их роль в системе государственного управления c. 387-394

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.3.54361

Аннотация: В настоящей статье рассматриваются особенности формирования и функционирования современных демократических институтов в демократических государствах западного типа, а также их роль в системе государственного управления. Исследуются демократические институты, процедуры, элементы и особенности их становления в различных государствах. Рассматривается эффективность их функционирования в различных государствах. Рассматриваются культурные и социологические особенности различных государств, влияющие на формирование демократических институтов. Используются также исторические данные, оказавшие влияние на становление демократических институтов в различных государствах. Методология исследования опирается на системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический и сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, наблюдения, индукции, дедукции, моделирования. Автор считает, что для того, чтобы демократическая система эффективно работала, необходимо, чтобы существовала устойчивая система политических институтов, а именно - демократических институтов и институтов государственного управления; кроме того, структура этих институтов должна быть четко выстроена и иерархизирована, при этом важную роль играют лидеры, которые должны мотивировать, настраивать, задавать цели и демонстрировать методы для достижения наилучшего качества работы системы. Если эти требования соблюдаются, то возможным становится и сотрудничество всех органов власти между собой, а также наличие «обратной связи» со стороны гражданского общества. Именно это делает такую систему успешной и результативной.
ВОЙНА И МИР
Старкин С.В. - Противостояние в киберпространстве в контексте развития военной стратегии

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.3.14566

Аннотация: Проблемные вопросы, поставленные автором в данной работе, сформулированы следующим образом: во-первых, что фактически означает концепт «кибервойна» для политикоформирующих кругов? Во-вторых, насколько концепт "кибервойна" применим для понимания глобальных тенденций, будущего военной стратегии и инструментов ее реализации? В статье автор проводит исследование стратегического контекста, в котором в настоящее время проходят дебаты о «кибервойне» (в частности, усматриваемое некоторыми исследователями снижающееся значение прямой военной силы), а также анализирует сложность достижения действительного стратегического эффекта посредством «чистых» кибератак. В работе, с учетом поставленных задач, использованы традиционные для гуманитарных дисциплин методы сравнительного анализа, исследование case studyes, теория принятия политических решений. Основным выводом проведенного исследования является то, что военная кибермощь не обладает настолько стратегически мощным потенциалом, как его рисовали в последние годы. По мнению автора, есть все основания полагать, что, подобно военно-воздушной мощи, она будет представлять собой важный элемент в будущих совместных операциях сухопутных, воздушных и морских сил, но концепция кибервойны, как стратегически решающая форма межгосударственного противостояния, представляет собой вводящее в заблуждение и бессмысленное отвлечение сил и средств на негодный объект.
Старкин С.В. - Противостояние в киберпространстве в контексте развития военной стратегии c. 395-406

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.3.54362

Аннотация: Проблемные вопросы, поставленные автором в данной работе, сформулированы следующим образом: во-первых, что фактически означает концепт «кибервойна» для политикоформирующих кругов? Во-вторых, насколько концепт "кибервойна" применим для понимания глобальных тенденций, будущего военной стратегии и инструментов ее реализации? В статье автор проводит исследование стратегического контекста, в котором в настоящее время проходят дебаты о «кибервойне» (в частности, усматриваемое некоторыми исследователями снижающееся значение прямой военной силы), а также анализирует сложность достижения действительного стратегического эффекта посредством «чистых» кибератак. В работе, с учетом поставленных задач, использованы традиционные для гуманитарных дисциплин методы сравнительного анализа, исследование case studyes, теория принятия политических решений. Основным выводом проведенного исследования является то, что военная кибермощь не обладает настолько стратегически мощным потенциалом, как его рисовали в последние годы. По мнению автора, есть все основания полагать, что, подобно военно-воздушной мощи, она будет представлять собой важный элемент в будущих совместных операциях сухопутных, воздушных и морских сил, но концепция кибервойны, как стратегически решающая форма межгосударственного противостояния, представляет собой вводящее в заблуждение и бессмысленное отвлечение сил и средств на негодный объект.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА
Ремарчук В.Н. - Глобализация и ее влияние на российско-американские отношения

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.3.14401

Аннотация: Объектом анализа в статье является глобализация в сфере международных отношений. Предметом анализа выступают Российско-американские отношения в условиях глобализации. Дается различное толкование понятия глобализация. Анализируется влияние глобализации на международную деятельность России. Рассматриваются истоки глобализма, сформировавшиеся после Второй мировой войны, и их трансформация в современную концепцию американской исключительности. Показаны роль и место либерализма в формировании современной системы межгосударственных отношений. Обрисовывается то место, которое Запад отводит России в совремtнной мировой архитектуре. Осуществляется сравнительный анализ заявлений, выступлений представителей США, которые привели к современному кризису в международных отношениях. Сделан вывод о том, что «холодная война» не прекращалась. Российскую Федерацию западные государства всячески стремились вытеснить с решающих позиций при формировании современного мирового процесса. Современная глобализация представляет собой лишь завуалированную форму обновлённого американского мирового господства. Автором сформулированы причины обострения современных международных отношений.
Ремарчук В.Н. - Глобализация и ее влияние на российско-американские отношения c. 407-413

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.3.54363

Аннотация: Объектом анализа в статье является глобализация в сфере международных отношений. Предметом анализа выступают Российско-американские отношения в условиях глобализации. Дается различное толкование понятия глобализация. Анализируется влияние глобализации на международную деятельность России. Рассматриваются истоки глобализма, сформировавшиеся после Второй мировой войны, и их трансформация в современную концепцию американской исключительности. Показаны роль и место либерализма в формировании современной системы межгосударственных отношений. Обрисовывается то место, которое Запад отводит России в совремtнной мировой архитектуре. Осуществляется сравнительный анализ заявлений, выступлений представителей США, которые привели к современному кризису в международных отношениях. Сделан вывод о том, что «холодная война» не прекращалась. Российскую Федерацию западные государства всячески стремились вытеснить с решающих позиций при формировании современного мирового процесса. Современная глобализация представляет собой лишь завуалированную форму обновлённого американского мирового господства. Автором сформулированы причины обострения современных международных отношений.
Дадабаева З.А. - Процессы трансформации в Центральной Азии на фоне внутрирегиональных конфликтов

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.3.14588

Аннотация: В статье раскрываются некоторые проблемы современных процессов регионализации в Центральной Азии как возможности самоидентификации региона в новых условиях. Разный стартовый потенциал экономического развития новых независимых государств предопределил стратегию формирования межгосударственных отношений. Особое внимание в статье уделено анализу политической ситуации в регионе после распада СССР в контексте проблем спорных территорий и вопросов использования водных ресурсов трансграничных рек. Несправедливое с точки зрения стран Центральной Азии разделение государственных границ, проведенное в советское время, до сих пор мешает соседям по региону выстраивать полноценное сотрудничество, территориальные конфликты нередко заканчиваются вооруженными столкновениями. Водно-энергетические ресурсы являются не менее важным фактором взаимодействия в Центральной Азии, который приводит к открытому противостоянию стран верховья приграничных рек со странами низовья в вопросах использования гидроэнергетического потенциала. В статье используется факторный анализ и междисциплинарный подход к изучению внутрирегиональных конфликтов по использованию водных ресурсов трансграничных рек. Рассмотрены различные попытки межгосударственного сотрудничества и причины, препятствующие этому процессу. В статье отражена негативная роль приграничных, энергетических и водных конфликтов в региональном взаимодействии. Исследование процессов трансформации в ЦА позволило определить, что политическое и экономическое развитие стран развивается неравномерно, непоследовательно и формируется на фоне объективных и субъективных факторов. Низкая степень внутрирегионального сотрудничества вне интеграционных объединений приводит к экономической и политической зависимости каждой из стран от влиятельных мировых игроков.
Дадабаева З.А. - Процессы трансформации в Центральной Азии на фоне внутрирегиональных конфликтов c. 414-423

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.3.54364

Аннотация: В статье раскрываются некоторые проблемы современных процессов регионализации в Центральной Азии как возможности самоидентификации региона в новых условиях. Разный стартовый потенциал экономического развития новых независимых государств предопределил стратегию формирования межгосударственных отношений. Особое внимание в статье уделено анализу политической ситуации в регионе после распада СССР в контексте проблем спорных территорий и вопросов использования водных ресурсов трансграничных рек. Несправедливое с точки зрения стран Центральной Азии разделение государственных границ, проведенное в советское время, до сих пор мешает соседям по региону выстраивать полноценное сотрудничество, территориальные конфликты нередко заканчиваются вооруженными столкновениями. Водно-энергетические ресурсы являются не менее важным фактором взаимодействия в Центральной Азии, который приводит к открытому противостоянию стран верховья приграничных рек со странами низовья в вопросах использования гидроэнергетического потенциала. В статье используется факторный анализ и междисциплинарный подход к изучению внутрирегиональных конфликтов по использованию водных ресурсов трансграничных рек. Рассмотрены различные попытки межгосударственного сотрудничества и причины, препятствующие этому процессу. В статье отражена негативная роль приграничных, энергетических и водных конфликтов в региональном взаимодействии. Исследование процессов трансформации в ЦА позволило определить, что политическое и экономическое развитие стран развивается неравномерно, непоследовательно и формируется на фоне объективных и субъективных факторов. Низкая степень внутрирегионального сотрудничества вне интеграционных объединений приводит к экономической и политической зависимости каждой из стран от влиятельных мировых игроков.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС
Зеленков М.Ю. - Национализм как источник межнациональных (межэтнических) конфликтов

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.3.14707

Аннотация: Объектом исследования в данной статье выступает национализм. На основе анализа результатов различных методологических подходов к национализму вскрываются основные векторы его влияния на межнациональные отношения, факторы возникновения и урегулирования межнациональных (межэтнических) конфликтов. Целью статьи является анализ природы «национализма» как неоднозначного явления в общественных национальных отношениях и определение его роли в качестве основной причины возникновения конфликтных ситуаций в современных межнациональных (межэтнических) конфликтах. Особое внимание уделено анализу двойственности национализма в межнациональных (межэтнических) отношениях. В исследовании применены системно-комплексный, культурологический, исторический и политологический методологические научные подходы, проведена классификация национализма по различным основаниям. Основным выводом, проведенного исследования стало то, что в современных условиях национализм выступает в качестве основного источника межнациональных (межэтнических) конфликтов, в первую очередь, не как культурный фактор (в этом состоит его природа), а как политический фактор, как орудие в руках этнократии. На примере отдельных стран показано, что национализм в своем проявлении в обществе может играть как конструктивистскую роль, приобретая патриотическую направленность, так и деконструктивистскую роль, выполняя функции катализатора межэтнической напряженности.
Зеленков М.Ю. - Национализм как источник межнациональных (межэтнических) конфликтов c. 285-293

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.3.54352

Аннотация: Объектом исследования в данной статье выступает национализм. На основе анализа результатов различных методологических подходов к национализму вскрываются основные векторы его влияния на межнациональные отношения, факторы возникновения и урегулирования межнациональных (межэтнических) конфликтов. Целью статьи является анализ природы «национализма» как неоднозначного явления в общественных национальных отношениях и определение его роли в качестве основной причины возникновения конфликтных ситуаций в современных межнациональных (межэтнических) конфликтах. Особое внимание уделено анализу двойственности национализма в межнациональных (межэтнических) отношениях. В исследовании применены системно-комплексный, культурологический, исторический и политологический методологические научные подходы, проведена классификация национализма по различным основаниям. Основным выводом, проведенного исследования стало то, что в современных условиях национализм выступает в качестве основного источника межнациональных (межэтнических) конфликтов, в первую очередь, не как культурный фактор (в этом состоит его природа), а как политический фактор, как орудие в руках этнократии. На примере отдельных стран показано, что национализм в своем проявлении в обществе может играть как конструктивистскую роль, приобретая патриотическую направленность, так и деконструктивистскую роль, выполняя функции катализатора межэтнической напряженности.
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Безвиконная Е.В. - Политическая активность местного сообщества как средство выражения муниципальной политической культуры

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.3.6375

Аннотация: Процесс самоорганизации местного сообщества направлен на реализацию форм политической активности в условиях развитой муниципальной гражданской политической культуры. Выступая ключевым субъектом местного самоуправления, местное сообщество выражает общественные и муниципальные интересы и потребности, транслируя их посредством формальных и неформальных коммуникативных каналов на органы публичной власти, общественные организации и бизнес-сообщество. Только при условии кардинальной переоценки сложившейся системы нового публичного менеджмента и ее замены принципами сетевого и синергийного политического управления, возможно, преодолеть внутреннюю раздробленность местного сообщества, обеспечить создание целостной муниципальной политической культуры, основанной на общности мировоззренческих стереотипов и идентичностей.
Безвиконная Е.В. - Политическая активность местного сообщества как средство выражения муниципальной политической культуры c. 329-344

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.3.54356

Аннотация: Процесс самоорганизации местного сообщества направлен на реализацию форм политической активности в условиях развитой муниципальной гражданской политической культуры. Выступая ключевым субъектом местного самоуправления, местное сообщество выражает общественные и муниципальные интересы и потребности, транслируя их посредством формальных и неформальных коммуникативных каналов на органы публичной власти, общественные организации и бизнес-сообщество. Только при условии кардинальной переоценки сложившейся системы нового публичного менеджмента и ее замены принципами сетевого и синергийного политического управления, возможно, преодолеть внутреннюю раздробленность местного сообщества, обеспечить создание целостной муниципальной политической культуры, основанной на общности мировоззренческих стереотипов и идентичностей.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И МОНИТОРИНГ
Шумов В.В. - Общественная и национальная безопасность: анализ, моделирование и верификация

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.3.13678

Аннотация: С использованием естественно-научного, аксиологического и исторического подходов, рассмотрена модель национальной (общественной) безопасности, отражающая дуализм ценностей развития и сохранения, и учитывающая следующие факторы: численность населения государства; площадь территории; уровень развития технологий и его конвертация в действия; разнородность населения. Оценка параметров выполнена на примере участия ряда государств в первой и второй мировых войнах и на примере военной компании США в Ираке. Параметры, характеризующие разнородность населения, выполнена на основе статистических данных по регионам и национальностям России (СССР). Содержательно представленная модель характеризует потенциалы государств и обществ. Как эти потенциалы будут конвертированы в реальные события, зависит от множества факторов, изучаемых в гуманитарных дисциплинах. В работе использовались математические и статистические методы анализа социальных процессов и явлений. Оценка параметров выполнена с использованием метода наименьших квадратов. С использованием предлагаемой модели автор приходит к выводу, что вероятно, Евросоюз достиг пределов своего расширения и не исключено, что ряд государств могут покинуть его состав. Для стран «Большой семерки» (США, Великобритания, Германия, Япония, Франция, Канада и Италия) и E7 (Китай, Индия, Бразилия, Россия, Мексика, Индонезия и Турция) также выполнены расчеты значений функций суверенности, сохранения и безопасности. Суммарное значение функций суверенитета для стран E7 равно 1,7, тогда как для стран G7 – 4,6.
Шумов В.В. - Общественная и национальная безопасность: анализ, моделирование и верификация c. 303-319

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.3.54354

Аннотация: С использованием естественно-научного, аксиологического и исторического подходов, рассмотрена модель национальной (общественной) безопасности, отражающая дуализм ценностей развития и сохранения, и учитывающая следующие факторы: численность населения государства; площадь территории; уровень развития технологий и его конвертация в действия; разнородность населения. Оценка параметров выполнена на примере участия ряда государств в первой и второй мировых войнах и на примере военной компании США в Ираке. Параметры, характеризующие разнородность населения, выполнена на основе статистических данных по регионам и национальностям России (СССР). Содержательно представленная модель характеризует потенциалы государств и обществ. Как эти потенциалы будут конвертированы в реальные события, зависит от множества факторов, изучаемых в гуманитарных дисциплинах. В работе использовались математические и статистические методы анализа социальных процессов и явлений. Оценка параметров выполнена с использованием метода наименьших квадратов. С использованием предлагаемой модели автор приходит к выводу, что вероятно, Евросоюз достиг пределов своего расширения и не исключено, что ряд государств могут покинуть его состав. Для стран «Большой семерки» (США, Великобритания, Германия, Япония, Франция, Канада и Италия) и E7 (Китай, Индия, Бразилия, Россия, Мексика, Индонезия и Турция) также выполнены расчеты значений функций суверенности, сохранения и безопасности. Суммарное значение функций суверенитета для стран E7 равно 1,7, тогда как для стран G7 – 4,6.
ЧЕЛОВЕК И ТРУД
Хусяинов Т.М. - Социально-правовой анализ трудовых соглашений с занятыми в сети Интернет (на примере Нижегородской области)

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.3.14368

Аннотация: Целью работы является представление и анализ различных форм трудовых соглашений между работодателями и занятыми в сети Интернет на основе законодательной базы Российской Федерации и данных социологического исследования занятых в сети Интернет, проживающих на территории Нижегородской области. В данной работе делается попытка рассмотрения процесса реализации юридических норм в социальном поведении участников рынка Интернет-труда. Автор подробно рассматривает все формы трудовых соглашений существующих в России, как правовые, так и неправовые их формы. В качестве методов данного исследования выступили теоретический анализ российской и зарубежной научной литературы, а также анализ данных авторского социологического исследования «Занятость в сети Интернет в Нижегородской области». Основными выводами данной работы является определение наиболее распространённой формы трудового соглашения между занятыми в сети Интернет и их работодателями. В статье определены основные социальные и экономические характеристики всех форм трудовых соглашений, их преимущества и недостатки для занятых в сети Интернет.
Хусяинов Т.М. - Социально-правовой анализ трудовых соглашений с занятыми в сети Интернет (на примере Нижегородской области) c. 294-302

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.3.54353

Аннотация: Целью работы является представление и анализ различных форм трудовых соглашений между работодателями и занятыми в сети Интернет на основе законодательной базы Российской Федерации и данных социологического исследования занятых в сети Интернет, проживающих на территории Нижегородской области. В данной работе делается попытка рассмотрения процесса реализации юридических норм в социальном поведении участников рынка Интернет-труда. Автор подробно рассматривает все формы трудовых соглашений существующих в России, как правовые, так и неправовые их формы. В качестве методов данного исследования выступили теоретический анализ российской и зарубежной научной литературы, а также анализ данных авторского социологического исследования «Занятость в сети Интернет в Нижегородской области». Основными выводами данной работы является определение наиболее распространённой формы трудового соглашения между занятыми в сети Интернет и их работодателями. В статье определены основные социальные и экономические характеристики всех форм трудовых соглашений, их преимущества и недостатки для занятых в сети Интернет.
ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОЕКТЫ
Овчаров А.О. - Инновационные мегапроекты как инструмент государственной политики в научно-технической сфере

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.3.14476

Аннотация: Предметом исследования являются особенности функционирования инновационных мегапроектов в научной сфере России. Поставлена задача определить контуры государственной научно-технической политики через создание и поддержку крупных научно-исследовательских проектов. Особое внимание уделяется проблемам финансирования и оценки эффективности российской науки, возникшим в условиях кризиса 2014 г. С критических позиций рассмотрены механизмы государственного участия в таких проектах, как «Сколково» и национальные исследовательские университеты. Даны характеристики особых экономических зон технико-внедренческого типа как важного инструмента стимулирования инновационной активности. В статье применялись такие общенаучные методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция. В отношении данных об индикаторах инновационной активности в научно-технической сфере использовались частнонаучный метод статистической группировки. В статье обосновано, что использование термина «мегапроект» возможно не только в отношении крупных инвестиционных проектов, но и в отношении науки и государственной политики в научно-технической сфере. Выделены критерии отнесения проекта к мегапроекту и показана применимость этих критериев для инновационных проектов в научной сфере. Впервые проведен сравнительный анализ двух редакций государственной программы РФ «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы. Выявлены сокращение объемов государственного финансирования данной программы, корректировка ее целевых индикаторов, а также снижение требований к ряду параметров научно-исследовательской и инновационной деятельности. Особым вкладом автора в исследование темы является то, что раскрыта роль трех мегапроектов в инновационном развитии страны: проект «Сколково», особые экономические зоны технико-внедренческого типа, национальные исследовательские университеты. Сделан вывод, что, несмотря на экономические трудности, Россия стремится подтвердить свой статус мировой научной державы с высокой степенью международного сотрудничества.
Овчаров А.О. - Инновационные мегапроекты как инструмент государственной политики в научно-технической сфере c. 320-328

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.3.54355

Аннотация: Предметом исследования являются особенности функционирования инновационных мегапроектов в научной сфере России. Поставлена задача определить контуры государственной научно-технической политики через создание и поддержку крупных научно-исследовательских проектов. Особое внимание уделяется проблемам финансирования и оценки эффективности российской науки, возникшим в условиях кризиса 2014 г. С критических позиций рассмотрены механизмы государственного участия в таких проектах, как «Сколково» и национальные исследовательские университеты. Даны характеристики особых экономических зон технико-внедренческого типа как важного инструмента стимулирования инновационной активности. В статье применялись такие общенаучные методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция. В отношении данных об индикаторах инновационной активности в научно-технической сфере использовались частнонаучный метод статистической группировки. В статье обосновано, что использование термина «мегапроект» возможно не только в отношении крупных инвестиционных проектов, но и в отношении науки и государственной политики в научно-технической сфере. Выделены критерии отнесения проекта к мегапроекту и показана применимость этих критериев для инновационных проектов в научной сфере. Впервые проведен сравнительный анализ двух редакций государственной программы РФ «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы. Выявлены сокращение объемов государственного финансирования данной программы, корректировка ее целевых индикаторов, а также снижение требований к ряду параметров научно-исследовательской и инновационной деятельности. Особым вкладом автора в исследование темы является то, что раскрыта роль трех мегапроектов в инновационном развитии страны: проект «Сколково», особые экономические зоны технико-внедренческого типа, национальные исследовательские университеты. Сделан вывод, что, несмотря на экономические трудности, Россия стремится подтвердить свой статус мировой научной державы с высокой степенью международного сотрудничества.
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Зимин В.А. - Взгляды ученых на структурные элементы политической культуры

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.3.14740

Аннотация: Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как структура политической культуры, которая рассматривается учеными по-разному в зависимости от их понимания соотношения понятий «политическое сознание», «политическая идеология и психология», «политическая культура». Существование большого количества определений культуры в современной литературе может вызывать сомнения в самом факте существования такого феномена. Но принципиально важно заметить, что культура как социальный объект – это многомерное, универсальное явление, поэтому возможны (и необходимы) самые различные подходы к исследованию этого явления. Все они, как методологические принципы, базируются на различных теоретических интерпретациях культуры. Методологической основной проводимого в статье исследования в силу того, что политическая культура как предмет исследования представляет собой весьма сложный многозначный феномен, послужило применение общетеоретического и диалектического инструментария с построением на идее методологического синтеза как основания для разработки и развития политического подхода к общественным явлениям. Этот синтез предполагает сочетание деятельностной трактовки сущности культуры с феноменологическим подходом к описанию политической жизни и принципом системности в его органицистском истолковании. Результаты, полученные по итогам проводимого исследования, могут быть использованы в преподавании общих и специальных курсов по социальной философии, политической философии, философии управления, теоретической социологии и политологии. Теоретическая и практическая значимость определяется тем, что исследование политической культуры, проводится на уровне социально-философского анализа, что позволяет рассматривать ее в контексте основных тенденций развития современного общества, методологии социально-гуманитарных исследований.
Зимин В.А. - Взгляды ученых на структурные элементы политической культуры c. 433-443

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.3.54366

Аннотация: Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как структура политической культуры, которая рассматривается учеными по-разному в зависимости от их понимания соотношения понятий «политическое сознание», «политическая идеология и психология», «политическая культура». Существование большого количества определений культуры в современной литературе может вызывать сомнения в самом факте существования такого феномена. Но принципиально важно заметить, что культура как социальный объект – это многомерное, универсальное явление, поэтому возможны (и необходимы) самые различные подходы к исследованию этого явления. Все они, как методологические принципы, базируются на различных теоретических интерпретациях культуры. Методологической основной проводимого в статье исследования в силу того, что политическая культура как предмет исследования представляет собой весьма сложный многозначный феномен, послужило применение общетеоретического и диалектического инструментария с построением на идее методологического синтеза как основания для разработки и развития политического подхода к общественным явлениям. Этот синтез предполагает сочетание деятельностной трактовки сущности культуры с феноменологическим подходом к описанию политической жизни и принципом системности в его органицистском истолковании. Результаты, полученные по итогам проводимого исследования, могут быть использованы в преподавании общих и специальных курсов по социальной философии, политической философии, философии управления, теоретической социологии и политологии. Теоретическая и практическая значимость определяется тем, что исследование политической культуры, проводится на уровне социально-философского анализа, что позволяет рассматривать ее в контексте основных тенденций развития современного общества, методологии социально-гуманитарных исследований.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.