по
Политика и Общество
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Политика и Общество" > Содержание № 04, 2014
Выходные данные сетевого издания "Политика и Общество"
Номер подписан в печать: 1-1.77777777778-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попова Светлана Михайловна - Doctor of Political Science, Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Ведущий научный сотрудник, 119333, Россия, г. Москва, ул. Фотиевой, 6 к.1, sv-2002-1@yandex.ru
ISSN: 2454-0684
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2014
ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК
Манойло А.В. - Актуальные аспекты формирования нового миропорядка на платформе российской модели ноосферной политики и идеологии ноовитизма

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.4.11910

Аннотация: настоящая статья посвящена исследованию тенденций и закономерностей формирования многополярного мира на платформе российской модели ноосферной политики и идеологии ноовитизма. Современный мир переживает эпоху глобальных изменений, сопровождающихся распадом Вестфальской системы, нарастанием глобальной политической нестабильности, переконфигурированием сложившейся в послевоенном мире системы международных отношений, международно-правовым нигилизмом, девальвацией ценностей и понижением роли международных институтов, таких как ООН. В этих условиях необходимо выработать новую платформу для глобального объединения и интеграции, на прочном фундаменте которой можно выстроить новую архитектуру международных отношений и новый дизайн международных институтов, отвечающих реалиям формирующегося многополярного мира. Методология исследования основывается на системном, сравнительно-политическом, системно-функциональном, институциональном и ноосферном подходах к исследованию международных отношений и мировой политики. Концептуальной и идеологической платформой формирования нового миропорядка в условиях нарастающей политической нестабильности, обострения глобальных проблем и угроз, роста числа международных конфликтов и новой волны цветных революций может выступать ноосферное учение В.И. Вернадского, воплотившее в себе систему ценностей российской цивилизации, практическое воплощение которой в политике раскрывает концепция ноовитизма.
Манойло А.В. - Актуальные аспекты формирования нового миропорядка на платформе российской модели ноосферной политики и идеологии ноовитизма c. 406-415

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.4.54215

Аннотация: настоящая статья посвящена исследованию тенденций и закономерностей формирования многополярного мира на платформе российской модели ноосферной политики и идеологии ноовитизма. Современный мир переживает эпоху глобальных изменений, сопровождающихся распадом Вестфальской системы, нарастанием глобальной политической нестабильности, переконфигурированием сложившейся в послевоенном мире системы международных отношений, международно-правовым нигилизмом, девальвацией ценностей и понижением роли международных институтов, таких как ООН. В этих условиях необходимо выработать новую платформу для глобального объединения и интеграции, на прочном фундаменте которой можно выстроить новую архитектуру международных отношений и новый дизайн международных институтов, отвечающих реалиям формирующегося многополярного мира. Методология исследования основывается на системном, сравнительно-политическом, системно-функциональном, институциональном и ноосферном подходах к исследованию международных отношений и мировой политики. Концептуальной и идеологической платформой формирования нового миропорядка в условиях нарастающей политической нестабильности, обострения глобальных проблем и угроз, роста числа международных конфликтов и новой волны цветных революций может выступать ноосферное учение В.И. Вернадского, воплотившее в себе систему ценностей российской цивилизации, практическое воплощение которой в политике раскрывает концепция ноовитизма.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ
Владимирова Т.В. - Уровень интенсивности коммуникации как критерий обеспечения информационной безопасности

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.4.10883

Аннотация: Предметом исследования является интенсивность коммуникации как критерий обеспечения информационной безопасности субъекта, где под информационной безопасностью понимается обеспечение безопасности социальных практик информационной среды, посредством новых мобильностей и ориентации в сетевом пространстве, в условиях роста интенсивности информационных потоков и устаревания информации. Такой подход задает социальный внешний контур представления об информационной безопасности, сохраняя традиционное, более технологическое определение информационной безопасности, суть которого заключается в «защите информации и защите от информации». Теоретико-методологическим основанием исследования являются социально-философские и социологические теории. В частности, используются идеи В. Н. Муравьева, Э. Тоффлера, З. Баумана, социология мобильностей Дж. Урри и др. Автор утверждает, что важнейшим аспектом новых социальных мобильностей как практик обеспечения безопасности, является высокая интенсивность коммуникаций, выраженная в скорости и многообразии взаимодействия. Темпоральные характеристики социальной практики имеют прямое отношение к обеспечению субъектом информационной безопасности. Лестница субъектов действия; люди прошлого, настоящего, будущего; человек пространства и человек времени – являются метафорами различения субъектов по их возможностям интенсивности информационного взаимодействия с миром. Чем выше уровень интенсивности (скорости и разнообразия) коммуникаций, осуществляемых субъектом, тем в большей мере защищены его практики в условиях роста информационных потоков и устаревания информации.
Владимирова Т.В. - Уровень интенсивности коммуникации как критерий обеспечения информационной безопасности c. 461-469

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.4.54221

Аннотация: Предметом исследования является интенсивность коммуникации как критерий обеспечения информационной безопасности субъекта, где под информационной безопасностью понимается обеспечение безопасности социальных практик информационной среды, посредством новых мобильностей и ориентации в сетевом пространстве, в условиях роста интенсивности информационных потоков и устаревания информации. Такой подход задает социальный внешний контур представления об информационной безопасности, сохраняя традиционное, более технологическое определение информационной безопасности, суть которого заключается в «защите информации и защите от информации». Теоретико-методологическим основанием исследования являются социально-философские и социологические теории. В частности, используются идеи В. Н. Муравьева, Э. Тоффлера, З. Баумана, социология мобильностей Дж. Урри и др. Автор утверждает, что важнейшим аспектом новых социальных мобильностей как практик обеспечения безопасности, является высокая интенсивность коммуникаций, выраженная в скорости и многообразии взаимодействия. Темпоральные характеристики социальной практики имеют прямое отношение к обеспечению субъектом информационной безопасности. Лестница субъектов действия; люди прошлого, настоящего, будущего; человек пространства и человек времени – являются метафорами различения субъектов по их возможностям интенсивности информационного взаимодействия с миром. Чем выше уровень интенсивности (скорости и разнообразия) коммуникаций, осуществляемых субъектом, тем в большей мере защищены его практики в условиях роста информационных потоков и устаревания информации.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Цветкова М.В. - Рефлексивные механизмы субъектных отношений

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.4.11864

Аннотация: Данная статья раскрывает индивидуальное понимание сущности рефлексивных механизмов и их непосредственное влияние на субъектные отношения. Автор указывает на алгоритмическую слабость существующих подходов функционирования механизмов рефлексии, что затрудняет их практическое использование, прежде всего в исследовании субъектных отношений. Механизмы рефлексии должны проявляться в процессе формирования мотивации через реорганизацию самооценки субъекта. Поэтому автор расширяет категорию рефлексивного механизма как процедуры выявления соответствий представлений путем введения компонентов оценки, как соответствий, так и реакций на них. На основе анализа различных моделей рефлексии в данной работе были выявлены и систематизированы рабочие механизмы рефлексии. В то же время непосредственно рассматриваются этапы процесса рефлексии. Показана необходимость введения оценочных процедур механизмов, введены и раскрыты оценочные процедуры рефлексивных механизмов. Статья показывает важность и практическую значимость оценочных механизмов рефлексии сознания субъектов ввиду их математической конструктивности при исследовании отношений субъектов. Наибольшую значимость имеет тип рефлексии субъекта, который обуславливает разные стратегии поведения субъектных групп: конфликта или сотрудничества. Таким образом, данная статья должна помочь в понимании категории рефлексивных механизмов и их роли в организации субъектных отношений, а также процесса самопознания, что представляется перспективным направлением для будущих исследований.
Цветкова М.В. - Рефлексивные механизмы субъектных отношений c. 470-479

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.4.54222

Аннотация: Данная статья раскрывает индивидуальное понимание сущности рефлексивных механизмов и их непосредственное влияние на субъектные отношения. Автор указывает на алгоритмическую слабость существующих подходов функционирования механизмов рефлексии, что затрудняет их практическое использование, прежде всего в исследовании субъектных отношений. Механизмы рефлексии должны проявляться в процессе формирования мотивации через реорганизацию самооценки субъекта. Поэтому автор расширяет категорию рефлексивного механизма как процедуры выявления соответствий представлений путем введения компонентов оценки, как соответствий, так и реакций на них. На основе анализа различных моделей рефлексии в данной работе были выявлены и систематизированы рабочие механизмы рефлексии. В то же время непосредственно рассматриваются этапы процесса рефлексии. Показана необходимость введения оценочных процедур механизмов, введены и раскрыты оценочные процедуры рефлексивных механизмов. Статья показывает важность и практическую значимость оценочных механизмов рефлексии сознания субъектов ввиду их математической конструктивности при исследовании отношений субъектов. Наибольшую значимость имеет тип рефлексии субъекта, который обуславливает разные стратегии поведения субъектных групп: конфликта или сотрудничества. Таким образом, данная статья должна помочь в понимании категории рефлексивных механизмов и их роли в организации субъектных отношений, а также процесса самопознания, что представляется перспективным направлением для будущих исследований.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА
Карпович О.Г. - Роль международных организаций в урегулировании этнополитических конфликтов

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.4.11730

Аннотация: Возникновение многих международных организаций стало возможным благодаря появлению консенсуса в мировом сообществе относительно недопустимости дальнейших войн между государствами. Появление ядерного оружия сделало невозможным открытую войну между государствами с ядерным потенциалом. Создание ООН должно было закрепить установившийся миропорядок и не допустить возникновения новых конфликтов. К сожалению, история второй половины 20 века показало, что эти факторы не смогли разрешить тот огромный пласт противоречий, который возник после завершения Второй мировой войны. В сегодняшнем динамичном и быстро меняющемся мире возрастает вероятность возникновения этнополитических конфликтов. Во многих странах, как ответ на глобализацию, поднимают голову националистические движения. В обществе все чаще проявляются тенденции нетерпимости и вражды и это, несомненно, является питательной средой для возникновения будущих этнополитических конфликтов, что, в свою очередь, представляет одну из самых серьезных угроз для всего человечества. Роль международных организаций в предотвращении или разрешении подобных конфликтов будет только возрастать, так как сегодня уже невозможно представить себе, чтобы мировое сообщество оставалось в стороне, когда происходят события, влекущие за собой многочисленные жертвы. Возможности таких авторитетных международных организаций как ООН далеко не исчерпаны, даже несмотря на затяжные кризисы, переживаемые многими из них.
Карпович О.Г. - Роль международных организаций в урегулировании этнополитических конфликтов c. 416-425

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.4.54216

Аннотация: Возникновение многих международных организаций стало возможным благодаря появлению консенсуса в мировом сообществе относительно недопустимости дальнейших войн между государствами. Появление ядерного оружия сделало невозможным открытую войну между государствами с ядерным потенциалом. Создание ООН должно было закрепить установившийся миропорядок и не допустить возникновения новых конфликтов. К сожалению, история второй половины 20 века показало, что эти факторы не смогли разрешить тот огромный пласт противоречий, который возник после завершения Второй мировой войны. В сегодняшнем динамичном и быстро меняющемся мире возрастает вероятность возникновения этнополитических конфликтов. Во многих странах, как ответ на глобализацию, поднимают голову националистические движения. В обществе все чаще проявляются тенденции нетерпимости и вражды и это, несомненно, является питательной средой для возникновения будущих этнополитических конфликтов, что, в свою очередь, представляет одну из самых серьезных угроз для всего человечества. Роль международных организаций в предотвращении или разрешении подобных конфликтов будет только возрастать, так как сегодня уже невозможно представить себе, чтобы мировое сообщество оставалось в стороне, когда происходят события, влекущие за собой многочисленные жертвы. Возможности таких авторитетных международных организаций как ООН далеко не исчерпаны, даже несмотря на затяжные кризисы, переживаемые многими из них.
Бурцев С.Н. - Каспийский регион как точка столкновения интересов ведущих мировых держав

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.4.11788

Аннотация: В статье даны геополитическая характеристика Каспия и его роль в мировой политике. Затронута проблема определения правового статуса Каспийского моря. Освещена политика внерегиональных держав, а также позиции пяти Прикаспийских государств. Сегодня Каспий привлекает к себе огромный интерес большинства как региональных, так и ряда внерегиональных государств, что связано с широким распространением версии о богатых запасах нефти в регионе, а также с важным геополитическим положением региона. Этот факт сегодня является основной проблемой, волнующей Россию и Иран, а также ряд других прикаспийских государств. Теоретико-методологической основой изучения и анализа вопросов и проблем, поднятых в статье, послужил системный подход, примененный для изучения позиций всех сторон по исследуемой проблеме, а также двусторонних связей между этими элементами. В данной статье была рассмотрена крайняя важность Каспийского региона не только с экономической, но и с геополитической точек зрения, что обусловлено, важным стратегическим положением региона, а также тем, что через него проходят основные маршруты транзита углеводородных ресурсов. Кроме того были уточнены ключевые детали роли Москвы и Тегерана в решении проблемы выработки правового статуса Каспийского моря, находящейся сегодня не только на повестке дня не только России и Ирана, но и других заинтересованных прикаспийских государств. Это необходимо не только для начала разведки месторождений, но и для закрепления Каспийского моря за пятью прибрежными государствами. Данный вопрос является крайне важным с точки зрения обеспечения геостратегических интересов как России, так и Ирана. Однако, при этом, одним из факторов, замедляющих ход решения данного вопроса является именно иранская позиция, которая будет более подробно рассмотрена в следующей главе наряду с позициями других как региональных, так и внерегиональных государств.
Бурцев С.Н. - Каспийский регион как точка столкновения интересов ведущих мировых держав c. 426-433

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.4.54217

Аннотация: В статье даны геополитическая характеристика Каспия и его роль в мировой политике. Затронута проблема определения правового статуса Каспийского моря. Освещена политика внерегиональных держав, а также позиции пяти Прикаспийских государств. Сегодня Каспий привлекает к себе огромный интерес большинства как региональных, так и ряда внерегиональных государств, что связано с широким распространением версии о богатых запасах нефти в регионе, а также с важным геополитическим положением региона. Этот факт сегодня является основной проблемой, волнующей Россию и Иран, а также ряд других прикаспийских государств. Теоретико-методологической основой изучения и анализа вопросов и проблем, поднятых в статье, послужил системный подход, примененный для изучения позиций всех сторон по исследуемой проблеме, а также двусторонних связей между этими элементами. В данной статье была рассмотрена крайняя важность Каспийского региона не только с экономической, но и с геополитической точек зрения, что обусловлено, важным стратегическим положением региона, а также тем, что через него проходят основные маршруты транзита углеводородных ресурсов. Кроме того были уточнены ключевые детали роли Москвы и Тегерана в решении проблемы выработки правового статуса Каспийского моря, находящейся сегодня не только на повестке дня не только России и Ирана, но и других заинтересованных прикаспийских государств. Это необходимо не только для начала разведки месторождений, но и для закрепления Каспийского моря за пятью прибрежными государствами. Данный вопрос является крайне важным с точки зрения обеспечения геостратегических интересов как России, так и Ирана. Однако, при этом, одним из факторов, замедляющих ход решения данного вопроса является именно иранская позиция, которая будет более подробно рассмотрена в следующей главе наряду с позициями других как региональных, так и внерегиональных государств.
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
Мильчакова О.В. - Конституционное правосудие в Косове

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.4.11726

Аннотация: В последнее время в связи с происходящими событиями в России и в Украине, касающимися Автономной Республики Крым, политические и общественные деятели все чаще апеллируют к опыту Республики Косово, объявившей себя независимым государством. Как известно, одним из свойств суверенной власти государства является наличие собственного законодательства и учреждение системы органов государственной власти, определение их компетенции. Важная роль в обеспечении конституционности и законности отводится конституционному суду, а сама природа конституционного контроля проистекает из функций суверенного государства. С учетом изложенного представляется актуальным исследование различных аспектов функционирования в Косове Конституционного суда, основные результаты которого приведены в настоящей статье. При проведении анализа конституционно-правового статуса Конституционного суда в Косове автором преимущественно используются исторический, формально-юридический и сравнительно-правовой методы. По результатам исследования законодательства Косова и практики деятельности Конституционного суда автор отмечает, что конституционная юстиция в Косове организована на основе европейской модели конституционного контроля, а при ее учреждении был учтен опыт социалистической Югославии, современных государств бывшей Югославии и других демократических стран. Проведенная работа позволяет автору утверждать о том, что следует признать наличие в Косове реально функционирующего института конституционного контроля, но в то же время невозможно говорить о полной автономии Конституционного суда от международных и наднациональных институтов, так как последние могут влиять на него не только своими решениями, но и непосредственно участвуя в формировании состава Суда.
Мильчакова О.В. - Конституционное правосудие в Косове c. 434-444

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.4.54218

Аннотация: В последнее время в связи с происходящими событиями в России и в Украине, касающимися Автономной Республики Крым, политические и общественные деятели все чаще апеллируют к опыту Республики Косово, объявившей себя независимым государством. Как известно, одним из свойств суверенной власти государства является наличие собственного законодательства и учреждение системы органов государственной власти, определение их компетенции. Важная роль в обеспечении конституционности и законности отводится конституционному суду, а сама природа конституционного контроля проистекает из функций суверенного государства. С учетом изложенного представляется актуальным исследование различных аспектов функционирования в Косове Конституционного суда, основные результаты которого приведены в настоящей статье. При проведении анализа конституционно-правового статуса Конституционного суда в Косове автором преимущественно используются исторический, формально-юридический и сравнительно-правовой методы. По результатам исследования законодательства Косова и практики деятельности Конституционного суда автор отмечает, что конституционная юстиция в Косове организована на основе европейской модели конституционного контроля, а при ее учреждении был учтен опыт социалистической Югославии, современных государств бывшей Югославии и других демократических стран. Проведенная работа позволяет автору утверждать о том, что следует признать наличие в Косове реально функционирующего института конституционного контроля, но в то же время невозможно говорить о полной автономии Конституционного суда от международных и наднациональных институтов, так как последние могут влиять на него не только своими решениями, но и непосредственно участвуя в формировании состава Суда.
Курбанов Р.А. - Правовое регулирование инвестиций в энергетический сектор стран Северной Америки

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.4.11630

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы правового регулирования инвестиций в энергетический сектор США, Канады и Мексики. Проведенный анализ показал, что несмотря на географическую близость этих трех стран и их сотрудничество в рамках Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА), регулирование инвестиций, в том числе и иностранных инвестиций происходит по-разному. Так, например, в Канаде уровень инвестиций в этот сектор достаточно высок. Инвестирование в канадскую энергетику стимулируется как государством, так и провинциями, при этом приоритетным направлением таких мер являются возобновляемые источники энергии. Энергетические рынки США практически полностью либерализованы, т.е. находятся в частной собственности, что является одним из отличий от мексиканской и канадской отрасли энергетики. В то же время в Мексике ситуация обратная. Нефтегазовый сектор Мексики практически полностью принадлежит государству, а в Конституции этого государства установлено, что «...предоставление концессий на нефть и другие твердые, жидкие и газообразные углеводороды не допускается», что обуславливает достаточно низкий уровень инвестиций.
Курбанов Р.А. - Правовое регулирование инвестиций в энергетический сектор стран Северной Америки c. 445-452

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.4.54219

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы правового регулирования инвестиций в энергетический сектор США, Канады и Мексики. Проведенный анализ показал, что несмотря на географическую близость этих трех стран и их сотрудничество в рамках Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА), регулирование инвестиций, в том числе и иностранных инвестиций происходит по-разному. Так, например, в Канаде уровень инвестиций в этот сектор достаточно высок. Инвестирование в канадскую энергетику стимулируется как государством, так и провинциями, при этом приоритетным направлением таких мер являются возобновляемые источники энергии. Энергетические рынки США практически полностью либерализованы, т.е. находятся в частной собственности, что является одним из отличий от мексиканской и канадской отрасли энергетики. В то же время в Мексике ситуация обратная. Нефтегазовый сектор Мексики практически полностью принадлежит государству, а в Конституции этого государства установлено, что «...предоставление концессий на нефть и другие твердые, жидкие и газообразные углеводороды не допускается», что обуславливает достаточно низкий уровень инвестиций.
МОРАЛЬ И ПОЛИТИКА
Исмаилова И.С. - Политическая философия Макиавелли в свете концепции справедливости

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.4.12014

Аннотация: В статье исследуются основные идеи концепции справедливости Никколо Макиавелли, наиболее яркого представителя политической философии эпохи Возрождения, исследуется соотношение политики и морали в свете концепции справедливости. Концепция справедливости Н. Макиавелли исследуется в свете обогащения данной проблематики. Автор рассматривает взгляды Н. Макиавелли как отражение реалий общественной жизни данной эпохи и пытается выявить в концепции Н. Макиавелли идеи, которые могут быть использованы при реализации справедливости в условиях современного общества. Автор исследует концепцию справедливости Н. Макиавелли под углом зрения единства всех сфер общественной жизни, под углом зрения взаимосвязи и взаимообусловленности потребностей, интересов и моральных ценностей. Политическая философия Н. Макиавелли в свете концепции справедливости представляется интересной и оригинальной. Концепция Н. Макиавелли имеет свои достоинства, например, положения Н. Макиавелли о необходимости сохранения целостности и единства государства, зачатки материалистического понимания истории, исследование соотношения политики и морали. Воззрения Н. Макиавелли требуют своего дальнейшего исследования в контексте современных социальных реалий.
Исмаилов Н.О. - Политическая философия Макиавелли в свете концепции справедливости c. 378-384

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.4.54212

Аннотация: В статье исследуются основные идеи концепции справедливости Никколо Макиавелли, наиболее яркого представителя политической философии эпохи Возрождения, исследуется соотношение политики и морали в свете концепции справедливости. Концепция справедливости Н. Макиавелли исследуется в свете обогащения данной проблематики. Автор рассматривает взгляды Н. Макиавелли как отражение реалий общественной жизни данной эпохи и пытается выявить в концепции Н. Макиавелли идеи, которые могут быть использованы при реализации справедливости в условиях современного общества. Автор исследует концепцию справедливости Н. Макиавелли под углом зрения единства всех сфер общественной жизни, под углом зрения взаимосвязи и взаимообусловленности потребностей, интересов и моральных ценностей. Политическая философия Н. Макиавелли в свете концепции справедливости представляется интересной и оригинальной. Концепция Н. Макиавелли имеет свои достоинства, например, положения Н. Макиавелли о необходимости сохранения целостности и единства государства, зачатки материалистического понимания истории, исследование соотношения политики и морали. Воззрения Н. Макиавелли требуют своего дальнейшего исследования в контексте современных социальных реалий.
ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Гильфанов А.Р. - Об особенностях доказывания незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.4.11984

Аннотация: Cтатья посвящена особенностям доказывания в досудебном производстве по уголовным делам о незаконном пересечении Государственной границе Российской Федерации. Обосновываются утверждения о том, что преступления, предусмотренные ст.322 УК РФ обладают индивидуально определенной совокупностью обстоятельств, характерных при его совершении. Приводится авторская формулировка термина «частный предмет доказывания». Среди основных угроз интересам и безопасности Российской Федерации в пограничной сфере отмечена деятельность международных террористических и экстремистских организаций по переброске на российскую территорию своих эмиссаров, средств террора и организации диверсий, а также активизация трансграничных преступных групп. Нормы, закрепленные в федеральном законодательстве и ведомственных нормативных актах, применительно к особенностям деятельности пограничных органов ФСБ России, не в полной мере регламентируют отдельные особенности правоприменительной деятельности. Частный предмет доказывания в досудебном производстве по уголовным делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации может быть представлен как установленная нормами уголовного права и конкретизированная нормами уголовно-процессуального права совокупность обстоятельств, характерных для незаконного пересечения государственной границы и подлежащих установлению в ходе предварительного расследования, для принятия итогового процессуального решения, достаточного для дальнейшего рассмотрения уголовного дела в судебном порядке.
Гильфанов А.Р. - Об особенностях доказывания незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации c. 385-393

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.4.54213

Аннотация: Cтатья посвящена особенностям доказывания в досудебном производстве по уголовным делам о незаконном пересечении Государственной границе Российской Федерации. Обосновываются утверждения о том, что преступления, предусмотренные ст.322 УК РФ обладают индивидуально определенной совокупностью обстоятельств, характерных при его совершении. Приводится авторская формулировка термина «частный предмет доказывания». Среди основных угроз интересам и безопасности Российской Федерации в пограничной сфере отмечена деятельность международных террористических и экстремистских организаций по переброске на российскую территорию своих эмиссаров, средств террора и организации диверсий, а также активизация трансграничных преступных групп. Нормы, закрепленные в федеральном законодательстве и ведомственных нормативных актах, применительно к особенностям деятельности пограничных органов ФСБ России, не в полной мере регламентируют отдельные особенности правоприменительной деятельности. Частный предмет доказывания в досудебном производстве по уголовным делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации может быть представлен как установленная нормами уголовного права и конкретизированная нормами уголовно-процессуального права совокупность обстоятельств, характерных для незаконного пересечения государственной границы и подлежащих установлению в ходе предварительного расследования, для принятия итогового процессуального решения, достаточного для дальнейшего рассмотрения уголовного дела в судебном порядке.
Каймак Е.В. - Правовые основы борьбы с организованной наркопреступностью во взаимосвязи с системой общественных отношений

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.4.11840

Аннотация: В статье рассмотрены правовые основы борьбы с организованной преступнстью в сфере незаконного оборота наркотиков в наркопритонах. Изучению организованных форм преступности в целом, как негативного социального явления и организации борьбы с ним посвятили свои труды многие ученые. Вместе с тем организованная преступная деятельность, связанная с организацией либо содержанием наркопритонов, как системный элемент общественных отношений, характеризующийся внутренними и внешними связями, ранее на монографическом уровне криминологически не исследовалась. Предметом исследования стали механизмы функционирования организованных групп, преступных сообществ (преступных организаций), связанных с организацией либо содержанием наркопритонов, преступная деятельность таких формирований и их участников, а также возникающие в ходе преступной деятельности системные внутренние, внешние взаимодействия и их изменения под влиянием различных мер реагирования. Исследование правовой природы, связанной с организацией либо содержанием наркопритонов, а также имеющихся в этой связи правовых пробелов и проблем правоприменительной практики представляется актуальным для дальнейшего совершенствования борьбы с данным негативным социальным явлением. Объект исследования составили организованные группы, преступные сообщества (преступные организации), связанные с организацией либо содержанием наркопритонов, и их деятельность. На основе проведенного исследования организованной преступности в данном ее проявлении определены направления оптимизации борьбы, в том числе на законодательном уровне.
Каймак Е.В. - Правовые основы борьбы с организованной наркопреступностью во взаимосвязи с системой общественных отношений c. 394-405

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.4.54214

Аннотация: В статье рассмотрены правовые основы борьбы с организованной преступнстью в сфере незаконного оборота наркотиков в наркопритонах. Изучению организованных форм преступности в целом, как негативного социального явления и организации борьбы с ним посвятили свои труды многие ученые. Вместе с тем организованная преступная деятельность, связанная с организацией либо содержанием наркопритонов, как системный элемент общественных отношений, характеризующийся внутренними и внешними связями, ранее на монографическом уровне криминологически не исследовалась. Предметом исследования стали механизмы функционирования организованных групп, преступных сообществ (преступных организаций), связанных с организацией либо содержанием наркопритонов, преступная деятельность таких формирований и их участников, а также возникающие в ходе преступной деятельности системные внутренние, внешние взаимодействия и их изменения под влиянием различных мер реагирования. Исследование правовой природы, связанной с организацией либо содержанием наркопритонов, а также имеющихся в этой связи правовых пробелов и проблем правоприменительной практики представляется актуальным для дальнейшего совершенствования борьбы с данным негативным социальным явлением. Объект исследования составили организованные группы, преступные сообщества (преступные организации), связанные с организацией либо содержанием наркопритонов, и их деятельность. На основе проведенного исследования организованной преступности в данном ее проявлении определены направления оптимизации борьбы, в том числе на законодательном уровне.
ЗАКОН И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Бродская И.М. - Эволюция форм социальной помощи с позиций семиотического подхода (на примере России)

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.4.11917

Аннотация: В социологии и социальной работе процесс развития социальной помощи описывается как линейный, обладающий неизменной гуманистической направленность, которая определяется самой природой человека. Использование семиотического подхода позволяет решить принципиально новую задачу — выявить динамику социокультурного смысла социальной помощи, на примере России в период XVIII – XXI веков. Как теоретическое основание используется концепция социальной помощи, предложенная Н.Луманом, следовательно, рассматриваются такие формы социальной помощи как дар, милость и услуга, оказываемая организациями. Первичной функцией помощи как дара является контроль над границей «свое — чужое», восстановление нарушенного равновесия мира, через восстановление ресурсов конкретного человека. В данном случае отношения с областью чужого выстраиваются по формуле «Если.., то» (Ю.М.Лотман). Реализация этой формы социальной помощи регулируется обычаями, ритуалами. В культуре восточных славян, по данным Д.К.Зеленина, этот вид помощи сохраняется и в начале ХХ века. Анализ социальной помощи как милости позволяет заключить, что она так же имела сакральную направленность, но в условиях монетеизма использовалась не формула договора, а «вручение во власть» (Ю.М.Лотман). Помощь как милость регламентировалась нормами религии и выполняла функцию трансляции наиболее значимых с точки зрения религии качеств человека и иерархических социальных связей. Возникновение помощи как услуги раскрывается как обусловленное внедрением концепции полицейского государства, возникновением системы общественного призрения, использованием правового регулирования. В качестве основной функции социальной помощи как услуги рассматривается маркерная – выделение ситуаций, грозящих существенным ослаблением или утратой социальных связей человека. При этом подчеркивается, что в России в начале XX века существовали предпосылки для профессионализации помощи как услуги, не реализованные из-за политических преобразований. В завершении рассматривается изменение социокультурного смысла социальной помощи в социалистическом государстве и социальном государстве.
Бродская И.М. - Эволюция форм социальной помощи с позиций семиотического подхода (на примере России) c. 453-460

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.4.54220

Аннотация: В социологии и социальной работе процесс развития социальной помощи описывается как линейный, обладающий неизменной гуманистической направленность, которая определяется самой природой человека. Использование семиотического подхода позволяет решить принципиально новую задачу — выявить динамику социокультурного смысла социальной помощи, на примере России в период XVIII – XXI веков. Как теоретическое основание используется концепция социальной помощи, предложенная Н.Луманом, следовательно, рассматриваются такие формы социальной помощи как дар, милость и услуга, оказываемая организациями. Первичной функцией помощи как дара является контроль над границей «свое — чужое», восстановление нарушенного равновесия мира, через восстановление ресурсов конкретного человека. В данном случае отношения с областью чужого выстраиваются по формуле «Если.., то» (Ю.М.Лотман). Реализация этой формы социальной помощи регулируется обычаями, ритуалами. В культуре восточных славян, по данным Д.К.Зеленина, этот вид помощи сохраняется и в начале ХХ века. Анализ социальной помощи как милости позволяет заключить, что она так же имела сакральную направленность, но в условиях монетеизма использовалась не формула договора, а «вручение во власть» (Ю.М.Лотман). Помощь как милость регламентировалась нормами религии и выполняла функцию трансляции наиболее значимых с точки зрения религии качеств человека и иерархических социальных связей. Возникновение помощи как услуги раскрывается как обусловленное внедрением концепции полицейского государства, возникновением системы общественного призрения, использованием правового регулирования. В качестве основной функции социальной помощи как услуги рассматривается маркерная – выделение ситуаций, грозящих существенным ослаблением или утратой социальных связей человека. При этом подчеркивается, что в России в начале XX века существовали предпосылки для профессионализации помощи как услуги, не реализованные из-за политических преобразований. В завершении рассматривается изменение социокультурного смысла социальной помощи в социалистическом государстве и социальном государстве.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.