по
Политика и Общество
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Политика и Общество" > Содержание № 10, 2014
Выходные данные сетевого издания "Политика и Общество"
Номер подписан в печать: 21-11-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попова Светлана Михайловна - Doctor of Political Science, Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Ведущий научный сотрудник, 119333, Россия, г. Москва, ул. Фотиевой, 6 к.1, sv-2002-1@yandex.ru
ISSN: 2454-0684
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 10, 2014
АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС
Берг Л.Н. - Основные этапы российской правовой политики в сфере научной деятельности

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.10.11441

Аннотация: Для понимания правовой политики государства в сфере регулирования научной деятельности автор анализирует понятие государственной научной политики. Правовую политику государства в сфере регулирования научной деятельности можно определить как политико-правовой механизм регулирования научной деятельности, направленной на получение и применение новых знаний на определенном этапе исторического развития общества и государства. Правовая политика в сфере регулирования научной деятельности отличается сложностью и разнообразием своей структуры. В частности, можно выделить и проанализировать этапы правовой политики в сфере регулирования научной деятельности. Автор статьи анализирует этапы российской правовой политики в сфере регулирования научной деятельности. Хотя, в предмет исследования автора не входят вопросы анализа этапов правовой политики государства в сфере научной деятельности в советский период, однако автор дает общую характеристику данного этапа, который, безусловно, повлиял на российский период. Из методологического арсенала для получения знания о правовой политике были извлечены системы и схемы научного мышления, обеспечивающие углубленное представление об объекте исследования, классическая логика, теория деятельности и др. Активно использовался системный подход, позволивший обеспечить более высокий уровень фиксирования и описания полученных результатов. Использованы и такие методики, как набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его обработку. Приоритетом правовой политики в сфере советской науки являлась мобилизация науки для нужд государственного строительства. Ее характерными чертами были: этатистская направленность, привлечение научных организаций, отдельных ученых к выполнению научных исследований прикладного характера, осуществлявшихся в конституционно определенных целях построения социализма, финансирование научных разработок из средств государственного бюджета. В качестве критерия, для выделения определенных этапов в российский период и с учетом тематики исследования, автор предлагает наличие основополагающих программных и нормативных правовых актов в сфере научной деятельности на определенных временных отрезках. Проанализированные этапы правовой политики в сфере научной деятельности, позволяют сделать вывод о том, что в сфере управления наукой, ведущим остается административно-командный метод управления с преобладание дозволительного типа правового регулирования.
Берг Л.Н. - Основные этапы российской правовой политики в сфере научной деятельности c. 1155-1160

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.10.54287

Аннотация: Для понимания правовой политики государства в сфере регулирования научной деятельности автор анализирует понятие государственной научной политики. Правовую политику государства в сфере регулирования научной деятельности можно определить как политико-правовой механизм регулирования научной деятельности, направленной на получение и применение новых знаний на определенном этапе исторического развития общества и государства. Правовая политика в сфере регулирования научной деятельности отличается сложностью и разнообразием своей структуры. В частности, можно выделить и проанализировать этапы правовой политики в сфере регулирования научной деятельности. Автор статьи анализирует этапы российской правовой политики в сфере регулирования научной деятельности. Хотя, в предмет исследования автора не входят вопросы анализа этапов правовой политики государства в сфере научной деятельности в советский период, однако автор дает общую характеристику данного этапа, который, безусловно, повлиял на российский период. Из методологического арсенала для получения знания о правовой политике были извлечены системы и схемы научного мышления, обеспечивающие углубленное представление об объекте исследования, классическая логика, теория деятельности и др. Активно использовался системный подход, позволивший обеспечить более высокий уровень фиксирования и описания полученных результатов. Использованы и такие методики, как набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его обработку. Приоритетом правовой политики в сфере советской науки являлась мобилизация науки для нужд государственного строительства. Ее характерными чертами были: этатистская направленность, привлечение научных организаций, отдельных ученых к выполнению научных исследований прикладного характера, осуществлявшихся в конституционно определенных целях построения социализма, финансирование научных разработок из средств государственного бюджета. В качестве критерия, для выделения определенных этапов в российский период и с учетом тематики исследования, автор предлагает наличие основополагающих программных и нормативных правовых актов в сфере научной деятельности на определенных временных отрезках. Проанализированные этапы правовой политики в сфере научной деятельности, позволяют сделать вывод о том, что в сфере управления наукой, ведущим остается административно-командный метод управления с преобладание дозволительного типа правового регулирования.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ
Дуняева М.М. - Роль и значение средств массовой коммуникации в современных политических процессах

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.10.13267

Аннотация: Предметом статьи является деятельность средств массовой коммуникации в ходе военных и политических конфликтов, их роль и место в ходе информационного противостояния между государствами. Автором уточняются такие понятия как «медиа», «медиакоммуникация», выделяются особенности, условия и возможности воздействия современных медиа на политические процессы. Автором изучаются такие понятия как «медиа», «медиакоммуникация», особенности условия и возможности воздействия современных медиа на политические процессы современного мира. В работе рассмотрены процессы информационного противостояния, как составная часть политического процесса. Теоретическими основами статьи выстцупают труды отечественных и зарубежных ученых – специалистов в области конфликтологии, современных информационных и политических процессов. При решении поставленных задач к использованы как общие, так и частные методы исследования: в первую очередь системный, диалектический, логический, и функциональный методы, методы анализа и синтеза, эмпирические методы, метод прогнозных сценариев, контент-анализа. Научная новизна исследования заключается в обосновании новых подходов к роли и месту средств массовой коммуникации в ходе военных, государственных и политических конфликтов, уточнении механизмов информационного противостояния в современных условиях, а также в использовании концептуальных наработок при изучении мирового информационного противостояния.
Дуняева М.М. - Роль и значение средств массовой коммуникации в современных политических процессах c. 1252-1257

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.10.54296

Аннотация: Предметом статьи является деятельность средств массовой коммуникации в ходе военных и политических конфликтов, их роль и место в ходе информационного противостояния между государствами. Автором уточняются такие понятия как «медиа», «медиакоммуникация», выделяются особенности, условия и возможности воздействия современных медиа на политические процессы. Автором изучаются такие понятия как «медиа», «медиакоммуникация», особенности условия и возможности воздействия современных медиа на политические процессы современного мира. В работе рассмотрены процессы информационного противостояния, как составная часть политического процесса. Теоретическими основами статьи выстцупают труды отечественных и зарубежных ученых – специалистов в области конфликтологии, современных информационных и политических процессов. При решении поставленных задач к использованы как общие, так и частные методы исследования: в первую очередь системный, диалектический, логический, и функциональный методы, методы анализа и синтеза, эмпирические методы, метод прогнозных сценариев, контент-анализа. Научная новизна исследования заключается в обосновании новых подходов к роли и месту средств массовой коммуникации в ходе военных, государственных и политических конфликтов, уточнении механизмов информационного противостояния в современных условиях, а также в использовании концептуальных наработок при изучении мирового информационного противостояния.
ДЕМОКРАТИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Сардарян Г.Т. - О политической этике и мировом демократическом развитии

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.10.13067

Аннотация: Предметом исследования является соотношение философской категории этики и мирового политической процесса, а также политики как таковой. В работе дается обзор научной мысли по вопросу влияния морали и нравственности на политику и государство, а также современное представление о допустимости таких отрицательных качеств, как, скажем, лицемерие в политике. Особое внимание в работе уделено месту религии в становлении и развитии европейской цивилизации, и ее современному состоянию в условиях очевидных демографических проблем Европы. В работе широко используется дедуктивный метод, структурно-функциональный, институциональный, философско-компаративистский анализ, а также методики научно-теоретический подхода к анализу соотношения морали и политики. В работе рассматриваются вопросы, составляющие наиболее актуальную политическую повестку дня в современном мире – рост исламского радикализма на Ближнем Востоке и влияние на данный процесс стран запада. В условиях возникновения в регионе так называемого Исламского Государства Ирака и Леванта и его угрозы всему человечеству представляется особо важным проанализировать политические подходы западных государств к данной проблематике и их соотношение с этическими нормами либеральной политической концепции. Также, особое внимание уделяется статусу личности в ряде стран-членов ООН, в которых Конституция носит лишь формальный характер и не соответствует реальной морально-нравственной системе ценностей общества страны.
Сардарян Г.Т. - О политической этике и мировом демократическом развитии c. 1212-1218

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.10.54293

Аннотация: Предметом исследования является соотношение философской категории этики и мирового политической процесса, а также политики как таковой. В работе дается обзор научной мысли по вопросу влияния морали и нравственности на политику и государство, а также современное представление о допустимости таких отрицательных качеств, как, скажем, лицемерие в политике. Особое внимание в работе уделено месту религии в становлении и развитии европейской цивилизации, и ее современному состоянию в условиях очевидных демографических проблем Европы. В работе широко используется дедуктивный метод, структурно-функциональный, институциональный, философско-компаративистский анализ, а также методики научно-теоретический подхода к анализу соотношения морали и политики. В работе рассматриваются вопросы, составляющие наиболее актуальную политическую повестку дня в современном мире – рост исламского радикализма на Ближнем Востоке и влияние на данный процесс стран запада. В условиях возникновения в регионе так называемого Исламского Государства Ирака и Леванта и его угрозы всему человечеству представляется особо важным проанализировать политические подходы западных государств к данной проблематике и их соотношение с этическими нормами либеральной политической концепции. Также, особое внимание уделяется статусу личности в ряде стран-членов ООН, в которых Конституция носит лишь формальный характер и не соответствует реальной морально-нравственной системе ценностей общества страны.
КОНФЛИКТ И КОНСЕНСУС
Карпович О.Г. - Роль культурно-цивилизационного фактора в современных международных конфликтах

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.10.12936

Аннотация: Статья посвящена исследованию роли и места цивилизационного фактора в современных международных конфликтах, за редким исключением, имеющих глобальный характер и являющихся результатов столкновения национальных интересов лидеров крупнейших мировых цивилизаций. Современные международные конфликты носят ярко выраженный межцивилизационное характер, их отдельные участники – нации-государства – выступают в конфликтном взаимодействии выразителями не только собственных интересов, но и интересов всей цивилизационной общности в целом – той, к которой они принадлежат. В силу этих причин предметом исследования становится цивилизационный фактор и его роль в современных международных конфликтах. Методология исследования включает в себя системный, структурно-функциональный и культурно-цивилизационный подходы, методы сравнительно-исторического, сравнительно-политического и ретроспективного анализа. Механизмы конфликтной мобилизации в современных глобальных конфликтах также носят цивилизационный характер, поскольку консолидация сил, средств и ресурсов участниками конфликтного противостояния осуществляется не с помощью национально-государственной идеологии, а с помощью осознания принадлежности к цивилизационной общности, интересы и ценности которой надо защищать. Это объясняет так часто встречающийся в современных конфликтах интернациональный характер участников, выступающих на одной стороне, а также этнически пеструю мозаику межгосударственных союзов и коалиций, создающихся с целью участия в межцивилизационном противостоянии.
Карпович О.Г. - Роль культурно-цивилизационного фактора в современных международных конфликтах c. 1192-1204

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.10.54291

Аннотация: Статья посвящена исследованию роли и места цивилизационного фактора в современных международных конфликтах, за редким исключением, имеющих глобальный характер и являющихся результатов столкновения национальных интересов лидеров крупнейших мировых цивилизаций. Современные международные конфликты носят ярко выраженный межцивилизационное характер, их отдельные участники – нации-государства – выступают в конфликтном взаимодействии выразителями не только собственных интересов, но и интересов всей цивилизационной общности в целом – той, к которой они принадлежат. В силу этих причин предметом исследования становится цивилизационный фактор и его роль в современных международных конфликтах. Методология исследования включает в себя системный, структурно-функциональный и культурно-цивилизационный подходы, методы сравнительно-исторического, сравнительно-политического и ретроспективного анализа. Механизмы конфликтной мобилизации в современных глобальных конфликтах также носят цивилизационный характер, поскольку консолидация сил, средств и ресурсов участниками конфликтного противостояния осуществляется не с помощью национально-государственной идеологии, а с помощью осознания принадлежности к цивилизационной общности, интересы и ценности которой надо защищать. Это объясняет так часто встречающийся в современных конфликтах интернациональный характер участников, выступающих на одной стороне, а также этнически пеструю мозаику межгосударственных союзов и коалиций, создающихся с целью участия в межцивилизационном противостоянии.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА
Пеньковцев Р.В., Хедайати Шахидани М. - «Мягкий баланс» и асимметричный региональный баланс в международной политике

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.10.13256

Аннотация: В этой статье проделан анализ взаимосвязи между стратегиями «мягкого баланса» и ассиметричного баланса в условиях многополярности. Эта структура обозначается формулой 0+Х, в которой число «0» означает отсутствие в международной системе доминирующего игрока или гегемона (сверхдержавы). Ни один из игроков не может в этой структуре оказывать влияние на все аспекты международного порядка. Буква «Х» здесь означает количество великих держав, играющих роль в новой структуре. Естественно, эта система определяет и устанавливает новые роли для каждого из игроков. Одним из наиболее значимых факторов является состояние отношений между великими державами и различными геополитическими регионами. Для понимания этой проблемы и ее аспектов в данной статье будет рассмотрена внешняя политика администрации Барака Обамы. Мы допускаем, что стратегия его внешнеполитической команды в отношении различных региональных проблем основывается на подходах «мягкого баланса» и асимметричного баланса. Баланс означает способность страны не допустить политического господства других стран путем внутренней мобилизации или укрепления союзов. В заключении мы покажем, что на современном этапе можно выделить пять основных способов поведения американцев в региональных конфликтах и их контроля над выступающими против них игроками.
Пеньковцев Р.В., Хедайати Шахидани М. - «Мягкий баланс» и асимметричный региональный баланс в международной политике c. 1219-1234

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.10.54294

Аннотация: В этой статье проделан анализ взаимосвязи между стратегиями «мягкого баланса» и ассиметричного баланса в условиях многополярности. Эта структура обозначается формулой 0+Х, в которой число «0» означает отсутствие в международной системе доминирующего игрока или гегемона (сверхдержавы). Ни один из игроков не может в этой структуре оказывать влияние на все аспекты международного порядка. Буква «Х» здесь означает количество великих держав, играющих роль в новой структуре. Естественно, эта система определяет и устанавливает новые роли для каждого из игроков. Одним из наиболее значимых факторов является состояние отношений между великими державами и различными геополитическими регионами. Для понимания этой проблемы и ее аспектов в данной статье будет рассмотрена внешняя политика администрации Барака Обамы. Мы допускаем, что стратегия его внешнеполитической команды в отношении различных региональных проблем основывается на подходах «мягкого баланса» и асимметричного баланса. Баланс означает способность страны не допустить политического господства других стран путем внутренней мобилизации или укрепления союзов. В заключении мы покажем, что на современном этапе можно выделить пять основных способов поведения американцев в региональных конфликтах и их контроля над выступающими против них игроками.
Кошель А.С., Ильин И.В. - Теоретико-методологические основы исследования гуманитарного сотрудничества участников Евразийского Экономического союза

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.10.13305

Аннотация: Предмет настоящего исследования представляется достаточно сложным, состоящим из двух компонентов. Первый компонент включает в себя основные вопросы, связанные с определением понятия «гуманитарное сотрудничество» в условиях интеграциии на Евразийском пространстве в рамках полицентричной международной системы. Второй компонент состоит в анализе внешней политики государств-участников Евразийского Экономического Союза, отношений общественных организаций и граждан, взаимодействующих между собой по поводу гуманитарной интеграции в целях создания и сохранения единого гуманитарного пространства. Сложным и неоднозначным вопросом данной работы выступает метод исследования. Здесь стоит обратиться к методам глобалистики, как мультимеждисциплинарной области научного знания, воспринимающей как общенаучные методы, так и методы исследования, применяемые в специальных науках. Методологическую основу исследования составляет широкий круг научных инструментов – сравнительно-аналитический метод, институциональный, структурно-функциональный и системный подход Авторами рассмотрены основные теоретико-методологические подходы к понятию «гуманитарное сотрудничество» в условиях глобализации и регионализации. Авторами обобщены основные материалы по данной проблематике, и сделаны выводы о перспективах гуманитарного сотрудничества на современном этапе. Особо отмечены возможности гуманитарного сотрудничества в условиях регионализации на Евразийском пространстве в рамках формирующегося Евразийского Экономического Союза.
Кошель А.С., Ильин И.В. - Теоретико-методологические основы исследования гуманитарного сотрудничества участников Евразийского Экономического союза c. 1235-1251

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.10.54295

Аннотация: Предмет настоящего исследования представляется достаточно сложным, состоящим из двух компонентов. Первый компонент включает в себя основные вопросы, связанные с определением понятия «гуманитарное сотрудничество» в условиях интеграциии на Евразийском пространстве в рамках полицентричной международной системы. Второй компонент состоит в анализе внешней политики государств-участников Евразийского Экономического Союза, отношений общественных организаций и граждан, взаимодействующих между собой по поводу гуманитарной интеграции в целях создания и сохранения единого гуманитарного пространства. Сложным и неоднозначным вопросом данной работы выступает метод исследования. Здесь стоит обратиться к методам глобалистики, как мультимеждисциплинарной области научного знания, воспринимающей как общенаучные методы, так и методы исследования, применяемые в специальных науках. Методологическую основу исследования составляет широкий круг научных инструментов – сравнительно-аналитический метод, институциональный, структурно-функциональный и системный подход Авторами рассмотрены основные теоретико-методологические подходы к понятию «гуманитарное сотрудничество» в условиях глобализации и регионализации. Авторами обобщены основные материалы по данной проблематике, и сделаны выводы о перспективах гуманитарного сотрудничества на современном этапе. Особо отмечены возможности гуманитарного сотрудничества в условиях регионализации на Евразийском пространстве в рамках формирующегося Евразийского Экономического Союза.
ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Жирина М.В. - Реформа российского образования: выбор адекватной модели

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.10.10900

Аннотация: Статья посвящена актуальной теме реформирования системы российского образования как социоформирующему и социовоспроизводящему фактору и поиску адекватного вектора преобразований. Рассматривается и подвергается оценке понятие национальной системы образования. Рассуждая о выборе адекватной модели образования для России, большое внимание автор уделяет проблеме баланса и сочетания таких полярных процессов, как сосредоточение на социокультурной специфике и активной интеграции в мировое сообщество. Кроме того, в статье анализируются конкретные мероприятия по преобразованию формы и концепции образовательной системы, дается их авторская оценка и прогноз. В качестве основных методов автор применяет метод аналогии и сравнительного анализа, перенося суть типологии социального характера Дэвида Рисмена на гипотетически возможные модели формирования российской системы образования: «ориентацию на себя» и «ориентацию на других». В результате многостороннего подхода в статье в оригинальной форме не только предложены альтернативные модели развития системы российского образования, но и дана оценка конкретных преобразующих мер. Автор, основываясь на приведенных примерах, показывает, почему выбранный путь реформирования является нерациональным и дает прогноз относительно будущего облика системы российского образования.
Жирина М.В. - Реформа российского образования: выбор адекватной модели c. 1161-1167

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.10.54288

Аннотация: Статья посвящена актуальной теме реформирования системы российского образования как социоформирующему и социовоспроизводящему фактору и поиску адекватного вектора преобразований. Рассматривается и подвергается оценке понятие национальной системы образования. Рассуждая о выборе адекватной модели образования для России, большое внимание автор уделяет проблеме баланса и сочетания таких полярных процессов, как сосредоточение на социокультурной специфике и активной интеграции в мировое сообщество. Кроме того, в статье анализируются конкретные мероприятия по преобразованию формы и концепции образовательной системы, дается их авторская оценка и прогноз. В качестве основных методов автор применяет метод аналогии и сравнительного анализа, перенося суть типологии социального характера Дэвида Рисмена на гипотетически возможные модели формирования российской системы образования: «ориентацию на себя» и «ориентацию на других». В результате многостороннего подхода в статье в оригинальной форме не только предложены альтернативные модели развития системы российского образования, но и дана оценка конкретных преобразующих мер. Автор, основываясь на приведенных примерах, показывает, почему выбранный путь реформирования является нерациональным и дает прогноз относительно будущего облика системы российского образования.
Кабанов П.А. - Общественная экспертиза как форма общественного контроля за деятельностью органов публичной власти в сфере противодействия коррупции: теоретико-правовой анализ

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.10.12978

Аннотация: Предметом проведенного исследования выступает общественная экспертиза как форма общественного контроля в сфере противодействия коррупции, предусмотренная российским законодательством об общественном контроле. Основная цель исследования - провести теоретико-правовой анализ общественной экспертизы как формы общественного контроля в сфере противодействия коррупции. Задачи исследования: а) проанализировать содержание общественной экспертизы как правовой категории; б) выделить структурные элементы общественной экспертизы как формы общественного контроля; в) определить соотношение общественный экспертизы как формы общественного контроля и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов как средства противодействия коррупции; г) обосновать целесообразность использования общественной антикоррупционной экспертизы как специфичной формы общественного контроля. Методологической основой проведенного исследования является диалектический материализм и основанные на нем общенаучные методы познания, в том числе структурный анализ и иные методы, применяемые в праве. Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что в работе впервые в юридической науке дается критический анализ правовой категории общественная экспертиза как форма общественного контроля, выявляются её недостатки, предлагается новая научная дефиниция "общественная антикоррупционная экспертиза как форма общественного контроля. Дается соотношение общественной экспертизы как средства общественного контроля с антикоррупционной экспертизой нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов как средства противодействия коррупции.
Кабанов П.А. - Общественная экспертиза как форма общественного контроля за деятельностью органов публичной власти в сфере противодействия коррупции: теоретико-правовой анализ c. 1168-1183

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.10.54289

Аннотация: Предметом проведенного исследования выступает общественная экспертиза как форма общественного контроля в сфере противодействия коррупции, предусмотренная российским законодательством об общественном контроле. Основная цель исследования - провести теоретико-правовой анализ общественной экспертизы как формы общественного контроля в сфере противодействия коррупции. Задачи исследования: а) проанализировать содержание общественной экспертизы как правовой категории; б) выделить структурные элементы общественной экспертизы как формы общественного контроля; в) определить соотношение общественный экспертизы как формы общественного контроля и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов как средства противодействия коррупции; г) обосновать целесообразность использования общественной антикоррупционной экспертизы как специфичной формы общественного контроля. Методологической основой проведенного исследования является диалектический материализм и основанные на нем общенаучные методы познания, в том числе структурный анализ и иные методы, применяемые в праве. Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что в работе впервые в юридической науке дается критический анализ правовой категории общественная экспертиза как форма общественного контроля, выявляются её недостатки, предлагается новая научная дефиниция "общественная антикоррупционная экспертиза как форма общественного контроля. Дается соотношение общественной экспертизы как средства общественного контроля с антикоррупционной экспертизой нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов как средства противодействия коррупции.
МИГРАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ
Питухина М.А., Сигова С.В. - Поиск «оптимальной модели» миграционной политики России

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.10.10090

Аннотация: Статья посвящена поиску оптимальной модели миграционной политики в России. На примере анализа кейсов России, Финляндии, Великобритании были проанализированы особенности миграционной политики. Методология исследования включает анализ структуры миграции, исследуемой учеными из Великобритании и Финляндии. С целью обоснования результатов исследования были применены методы типологизации, сравнения и метод экспертных оценок. Были определены семь концептов в миграционной политике, что крайне важно для осмысления и поиска новой государственной идеологии в России. Для характеристики миграционной ситуации в России авторами был введен термин «умеренной ассимиляции». Наглядный путь к «умеренной ассимиляции» лежит через образование и повышение человеческого капитала. Правильная образовательная политика позволит минимизировать разрыв между успеваемостью детей мигрантов и коренным населением. Финский опыт проводимой политики интеграции мигрантов является чрезвычайно важным, его использование в России поможет достичь многих стоящих перед страной задач.
Питухина М.А., Сигова С.В. - Поиск «оптимальной модели» миграционной политики России c. 1205-1211

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.10.54292

Аннотация: Статья посвящена поиску оптимальной модели миграционной политики в России. На примере анализа кейсов России, Финляндии, Великобритании были проанализированы особенности миграционной политики. Методология исследования включает анализ структуры миграции, исследуемой учеными из Великобритании и Финляндии. С целью обоснования результатов исследования были применены методы типологизации, сравнения и метод экспертных оценок. Были определены семь концептов в миграционной политике, что крайне важно для осмысления и поиска новой государственной идеологии в России. Для характеристики миграционной ситуации в России авторами был введен термин «умеренной ассимиляции». Наглядный путь к «умеренной ассимиляции» лежит через образование и повышение человеческого капитала. Правильная образовательная политика позволит минимизировать разрыв между успеваемостью детей мигрантов и коренным населением. Финский опыт проводимой политики интеграции мигрантов является чрезвычайно важным, его использование в России поможет достичь многих стоящих перед страной задач.
ДЕМОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА
Мастраков А.В. - Двухступенчатый подход к определению взаимосвязи между оптимальной величиной государства и экономическим ростом

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.10.13245

Аннотация: В статье приводятся недостатки существующих моделей, отражающих взаимосвязь между размером государства и экономическим ростом. Принимая во внимание первостепенную важность изучения данной тематики, предлагается альтернативный подход, заключающийся на первом этапе в моделировании взаимосвязи между величиной государственных расходов и человеческим капиталом, а на втором – анализом влияния на человеческого капитала на темпы экономического роста. Данный подход представляет логически обоснованную взаимосвязь между всеми экономическими категориями, которые включены в модель. При проведении исследования использовались общенаучные методы анализа, обобщения и моделирования, и частнонаучные методы экономико-математического моделирования, маржинального (предельного) анализа, функционального анализа. Автором предложена и аргументирована модель определения взаимосвязи между расходами государства на поддержание социальной сферы и экономическим ростом. Впервые предложена возможность корректного расчёта временного периода между осуществлением государства расходов и изменением темпов экономического роста. Автором оценена степень влияния различных макроэкономических сдвигов на изменение размера государства.
Мастраков А.В. - Двухступенчатый подход к определению взаимосвязи между оптимальной величиной государства и экономическим ростом c. 1184-1191

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.10.54290

Аннотация: В статье приводятся недостатки существующих моделей, отражающих взаимосвязь между размером государства и экономическим ростом. Принимая во внимание первостепенную важность изучения данной тематики, предлагается альтернативный подход, заключающийся на первом этапе в моделировании взаимосвязи между величиной государственных расходов и человеческим капиталом, а на втором – анализом влияния на человеческого капитала на темпы экономического роста. Данный подход представляет логически обоснованную взаимосвязь между всеми экономическими категориями, которые включены в модель. При проведении исследования использовались общенаучные методы анализа, обобщения и моделирования, и частнонаучные методы экономико-математического моделирования, маржинального (предельного) анализа, функционального анализа. Автором предложена и аргументирована модель определения взаимосвязи между расходами государства на поддержание социальной сферы и экономическим ростом. Впервые предложена возможность корректного расчёта временного периода между осуществлением государства расходов и изменением темпов экономического роста. Автором оценена степень влияния различных макроэкономических сдвигов на изменение размера государства.
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Пархоменко Р.Н. - Формирование демократических учений в Англии и Франции (XVII -XVIII вв.)

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.10.12023

Аннотация: В статье показано, что демократические учения в Англии и Франции возникают и теоретически оформляются в эпоху Нового времени из стремления дворянства противопоставить права сословного представительства набирающему политическую силу монархическому абсолютизму. Так, во Франции идея представительства как гаранта личной свободы была результатом тех стремлений, которые они запечатлели для развития Нового времени. В этом отношении английские учения непосредственно к ним примыкали. Далее развитие демократических идей в Англии пошло по пути провозглашения прав личности в качестве неотчуждаемых, прирожденных и независимых от народного представительства. В целом можно отметить, что «Декларация прав человека и гражданина» есть результат соединения идей о естественном праве и методологических установок рационалистической философии. В качестве метода исследования использован анализ большого массива как отечественных, так и зарубежных источников, мало изученных у нас в стране. При развитии либеральных идей во Франции XVII-XVIII вв. широко использовался опыт не только английской политической философии и конституционной монархии, но и системы политического устройства в США. Теоретический итог развития политической мысли в США, в свою очередь, был задан английской буржуазной революцией XVII в. и английскими политическими теоретиками XVII-XVIII вв. В США теоретические установки доктрины либерального государственного устройства были успешно воплощены в практической политике и доказали свою силу и жизнеспособность, что сделало их рецепцию особенно привлекательной во Франции.
Пархоменко Р.Н. - Формирование демократических учений в Англии и Франции (XVII -XVIII вв.) c. 1258-1272

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.10.54297

Аннотация: В статье показано, что демократические учения в Англии и Франции возникают и теоретически оформляются в эпоху Нового времени из стремления дворянства противопоставить права сословного представительства набирающему политическую силу монархическому абсолютизму. Так, во Франции идея представительства как гаранта личной свободы была результатом тех стремлений, которые они запечатлели для развития Нового времени. В этом отношении английские учения непосредственно к ним примыкали. Далее развитие демократических идей в Англии пошло по пути провозглашения прав личности в качестве неотчуждаемых, прирожденных и независимых от народного представительства. В целом можно отметить, что «Декларация прав человека и гражданина» есть результат соединения идей о естественном праве и методологических установок рационалистической философии. В качестве метода исследования использован анализ большого массива как отечественных, так и зарубежных источников, мало изученных у нас в стране. При развитии либеральных идей во Франции XVII-XVIII вв. широко использовался опыт не только английской политической философии и конституционной монархии, но и системы политического устройства в США. Теоретический итог развития политической мысли в США, в свою очередь, был задан английской буржуазной революцией XVII в. и английскими политическими теоретиками XVII-XVIII вв. В США теоретические установки доктрины либерального государственного устройства были успешно воплощены в практической политике и доказали свою силу и жизнеспособность, что сделало их рецепцию особенно привлекательной во Франции.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.