по
Политика и Общество
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Политика и Общество" > Содержание № 05, 2013
Выходные данные сетевого издания "Политика и Общество"
Номер подписан в печать: 1-2.30769230769-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попова Светлана Михайловна - Doctor of Political Science, Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Ведущий научный сотрудник, 119333, Россия, г. Москва, ул. Фотиевой, 6 к.1, sv-2002-1@yandex.ru
ISSN: 2454-0684
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2013
АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС
Симакова А.А. - Корпоративное образование: практики российских компаний

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.5.7854

Аннотация: В предлагаемой работе анализируется практика ряда российских компаний в отношении сложившейся в них системы корпоративного образования. Рассматривается ряд аспектов корпоративного образования: результативность, мотивация руководителей и персонала к обучению, взаимозависимость обучения и карьеры. Сделан вывод, что сознании руководителей постепенно происходит переориентация с обучения как процесса к обучению как к результату. Это открывает новые перспективы дальнейшего эффективного развития корпоративного образования в российских компаниях.
Федорец М.Н. - Особенности становления и развития американского федерализма

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.5.7856

Аннотация: Статья посвящена одному из проблемных вопросов, касающихся установления формы государственного устройства в США. Автор приводит понятие федерализма по Конституции 1787 г., которая символизировала модернизационный старт для нового государства, анализирует эту формы устройства государства в США. Развитие американского федерализма происходило в основном в результате влияния конкретной политико-правовой практики. Развитие американского федерализма происходило, при сохранении общей тенденции к централизму, неравномерно; в истории федеративных отношений США можно наблюдать периоды как увеличения, так и уменьшения реальных полномочий федерального правительства. Содержание федеративных отношений в США изменялось под влиянием конкретной политико-правовой и социально-экономической ситуации.
Селюков А.Д. - Факторы целеполагания финансовой деятельности государства

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.5.7868

Аннотация: В статье рассматриваются причины недостаточной эффективности науки финансового права. Выделяется роль целеполагания как неотъемлемого элемента финансовой деятельности и в тезисном варианте указывается несколько наиболее значимых причин, определяющих целевые установки правового регулирования финансовых отношений. К таковым отнесены: политика, рыночная экономика и другие. Поскольку усилия исследователей в основном направлены на решение задачи по обеспечению процедурных вопросов движения публичных финансов, то остается вне поля зрения ученых проблематика целеполагания. Сосредотачивая внимание лишь на частностях, нельзя получить ожидаемых результатов. К таковым общим вопросам надо, прежде всего, отнести взаимосвязь целеполагания финансового законодательства с реальными потребностями страны, укрепления ее суверенитета, надлежащей формы защиты публичных интересов. Важно при этом, чтобы само целеполагание, как особый этап законотворческой деятельности, также нашло свое место и в науке, и в законодательстве финансового права. По своему значению в социальной деятельности целеполагание предполагает опережающее отражение в идеальной форме путей изменения реальной действительности. Исходя из такого подхода, действующее законодательство должно означать объективированные цели самого законодателя, который определил правовую форму различных сфер общественной жизни в том виде, который был задуман. В таком случае финансовое законодательство должно быть итогом сознательной социальной деятельности уполномоченных органов государства. При этом целеполагание в законотворческой деятельности в этом случае должно быть представлено отдельными нормами права, которые должны предопределять содержание всего остального законодательства. Однако на практике финансовое законодательство имеет низкий уровень его концептуального обеспечения, вследствие чего оно не решает многие проблемы общества. Слово «фактор» означает наличие обстоятельства, влияющего на протекание каких-либо событий. Причем, это обстоятельство должно иметь существенное значение для получения нужных результатов в осуществляемых процессах. При учете факторов целеполагания финансовой деятельности государства следует опираться на наработки специалистов по экономике, социологии, политологии, национальной безопасности и др., логически интегрируя и продолжая общую научную концепцию применительно к конкретной ситуации. Огромную роль играет учет объективных социальных законов, которые в сфере финансово-правового регулирования должны получить свое полное отражение. Для раскрытия темы особую актуальность имеет политический фактор в сфере финансового права, который никогда не исключался, но в последнее время все активнее выступает в качестве объекта исследования. Политический фактор – это ориентир, высказанный очередным президентом как главой государства. Задача права, включая юридическую науку, понимается как обязанность по претворению политической установки в жизнь. В процессе анализа роли политики для целей отражения ее в финансовом праве следует учитывать различие между политикой как сферой общественной жизнедеятельности, которая обеспечивает разработку стратегических установок, и финансовой политикой, которая непосредственно связана с задачами развития финансовой деятельности государства, совершенствованием финансовой системы. Поэтому, когда рассматриваются вопросы взаимодействия политики и финансового права важно учитывать свою собственную иерархию политических элементов: от общих задач идти к ее частным проблемам. С другой стороны, если цели финансовой политики государства имеют ложную направленность, то необходимо пересматривать или корректировать общие ориентиры политики государства, там искать способы приведения политики государства в соответствие с закономерностями развития общества, его интересами. С другой стороны, понятие политики, особенно в рамках финансовой политики, в научной литературе чаще всего рассматривается не в его истинном узком смысле слова, как сфера, определяющая цели и иные стратегические задачи определенных процессов, а в его широком толковании, включающем в себя не только постановку цели, но и порядок ее реализации. При втором его понимании, финансовую политику трактуют практически адекватной понятию «финансовая деятельность государства». Такой подход не позволяет разграничивать политику как деятельность органов государственного управления от остального механизма реализации управленческих установок. В науке финансового права самому праву отводится не только роль ведомой силы, роль проводника политических установок, но также важно поставить задачу учета также обратного влияния финансового права на политику. В частности, признается, что не все политические установки находят свое отражение в нормах финансового права, либо они трансформируются в процессе их юридизации. В этой связи возникает вопрос: насколько специалисты в области финансового права должны высказываться о качестве любых политических оценок и взглядов? Так, либеральные взгляды одной из экономических научных школ, взятые на вооружение Министерством финансов РФ, предполагают продолжение размещения средств Резервного фонда в активы зарубежных стран. Поэтому необходимо пересмотреть господствующий подход о том, что роль юридической науки – только обеспечение той политики, которая сформулирована другими. Полагаю, пришло время ответственно сказать, что российская финансовая политика во многом не отвечает интересам страны. К числу важнейших факторов, определяющих целеполагание финансовой деятельности государства, является понимание, а точнее оценка сущности рыночной экономики, что предопределяет выбор стратегических подходов в финансово-правовой сфере. Общепринятые показатели, характеризующие экономику как рыночную, включают в себя: свободу предпринимательской деятельности, равенство различных форм собственности, свободу перемещения внутри границ товаров и капиталов и конкуренцию. Однако, почему, при наличии названных признаков, за исключением конкуренции, нет цивилизованных рыночных отношений. Элита страны не производит товары и услуги, а в основном делит то, произведено другими и в другое время. В рамках сферы финансового права для государства главным элементом всегда было и должно быть – осуществление контроля за соответствием доли полученного в личное пользование богатства доле сделанного вклада в развитие экономики. В этих условиях необходимо активно и целенаправленно использовать финансово-правовые механизмы для совершенствования основ рыночной экономики. И еще об одном обстоятельстве, которое не включено в традиционно понимаемое финансовое право, хотя и не выступает совсем уж внешним для него явлением. В XIX веке наука о финансах выделилась из состава единой науки о государственном хозяйстве – камералистики, а затем стала постепенно отдаляться от своей причинной основы – государственного управления. Вместе с этим стало упускаться из вида, что управленческие цели государства на самом деле предопределяют направленность и конкретные формы осуществления его финансовой деятельности. Нацеленность правовых и соответствующих научных усилий переключилась на порядок осуществления финансовой деятельности (ее процедурную часть). Было бы легче направить деятельность органов власти на обеспечение интересов России, если бы были сформулированы принципы финансовой деятельности государства на уровне федерального закона , тогда проще было бы корректировать неверные политические установки, не соответствующие глубинным закономерностям развития общества. Сами эти принципы можно вывести из Конституции РФ, рассматривая ее как обобщенную правовую модель развития общества. Положения Конституции РФ могут стать основой противодействия политическим установкам, противоречащим интересам общества, при условии добавления в нее положения о том, что государство обязано активно решать вопросы обеспечения национальных интересов.
ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК
А.А. Борисенков - Политические отношения – функции компонентов политического организма c. 536-544

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.5.54064

Аннотация: В статье рассматриваются сущность и виды политических отношений, их связь с политической жизнью, их значение для политического развития. Раскрывается обусловленность политических отношений политической деятельностью. Обосновывается вывод о том, что политические отношения по своей сущности – это формы проявления политической жизни, составляющие функции компонентов политического организма. Важнейшие виды политических отношений, соотносимые между собой и дополняющие друг друга в политическом процессе, представлены руководством и оппозицией. Они являются основными видами политических отношений в условиях демократического правления и выступают в качестве важнейших функций в составе политического организма. Они существуют во взаимной связи и являются обязательными для демократического политического процесса. Наряду с ними возможны и другие политические отношения, которые надстраиваются над основными политическими отношениями, усложняя политический организм. Определение понятия политических отношений позволяет сформулировать обусловленный этими отношениям закон политического развития.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Т.Р. Ханнанова - Реализация аграрной политики государства: принципиальные основы c. 630-640

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.5.54075

Аннотация: Действующая аграрная политика государства носит декларативный характер. В настоящее время она зиждется на устаревших теоретико-эмпирических конструкциях, не позволяющих обеспечить ее успешную реализацию. В статье предлагаются новые принципы реализации современной аграрной политики России, обеспечивающие позитивную результативность функционирования аграрного сектора экономики. К ним относятся компетентность, реализуемость, исполнимость, контроль исполнения, регулятивность.
ИДЕОЛОГИЯ И ПОЛИТИКА
Р.Ю. Белькович - Институт народного ополчения в политической традиции США c. 553-562

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.5.54066

Аннотация: Сопротивление централизованной власти является одной из наиболее устойчивых тем в истории политической мысли США. Однако необходимость этого сопротивления далеко не всегда постулируется представителями «прогрессивных» и революционных учений. Проблематика тирании и гражданского сопротивления имеет не меньшее значение для сторонников консервативных взглядов на общество и государство в Соединённых Штатах. В настоящей работе рассматривается движение народного ополчения (militia), представители которого выступают против расширения власти государства, опираясь на классическую республиканскую традицию. Идеология движения ополчения тесно связана с античными и средне- вековыми представлениями о человеке и его месте в политической структуре общества, вытесненными на обочину политической жизни современного либерального дискурса. Не выходя за конституционные рамки, сторонники движения указывают на утраченный социальный порядок, который они всё ещё полагают возможным восстановить. Движение ополчения рассматривается как проявление глубоко консервативных слоёв политического и культурного сознания населения США.
ДЕМОКРАТИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Перельмут В.В. - ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УЧАСТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ПРОГРАММЕ «ВОСТОЧНОЕ ПАРТНЕРСТВО»

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.5.7915

Аннотация: В статье рассматривается процесс реализации Европейским союзом инициативы «Восточного партнерства» и участия в ней Республики Беларусь. С помощью историко-описательного метода и качественного контент-анализа показано не только институциональное взаимодействие органов власти Евросоюза и Республики Беларусь, но и указаны моменты, в которых развитие диалога требует более пристального внимания. Автором делается вывод о том, что данный проект был прорывом во взаимоотношениях между изучаемыми объектами, способствовал активизации политического диалога и «открыл двери» белорусским делегациям на высшем уровне для встреч с европейскими чиновниками.
О.Г. Карпович - Особенности позиций российских и американских экспертов по вопросам демократизации Ближнего Востока c. 563-567

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.5.54067

Аннотация: Существует ряд научных теорий относительно процесса демократических преобразований и их специфики именно на Ближнем Востоке. Авторы одних из них считают, что данный процесс более чем логичен и вписывается в общемировую тенденцию демократизации, другие – что ближневосточный регион обладает своей спецификой и особенностями менталитета местного населения, для которых такой ход развития неестественен. Рассмотрим некоторые из них.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
А.А. Ярлыкапов - Полиэтничный Дагестан: единство в многообразии c. 568-574

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.5.54068

Аннотация: В Дагестане огромную роль играет этническая идентичность. На современном этапе складывается общедагестанская идентичность, но для рядового дагестанца большое значение имеет принадлежность к собственной этнической группе. Большую роль играют также земельные проблемы и вопросы внутриисламского диалога. Миграция горцев на равнину перевела земельные споры в сферу межэтнических взаимоотношений. Кроме того, неясный правовой статус земель на равнине втягивает в конфликты республиканские власти, которые воспринимаются как сторонники переселенцев. Ситуацию осложняет также конфликт между двумя основными течениями ислама: суфизмом и салафизмом. Большой проблемой является радикализация исламской молодежи, которая выражает свой протест в религиозной форме. Многие современные проблемы республики находят выражение в межэтнической напряженности.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА
Дубинкина К.А. - Декларация тысячелетия: есть ли прогресс за 10 лет?

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.5.7891

Аннотация: На прошедшем в 2000 году Саммите тысячелетия Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию Тысячелетия, в которой были прописаны Цели в области развития (ЦРТ). Эти 8 целей касаются самых актуальных проблем современного общества – нищеты, голода, детской и материнской смертностей, распространения заболеваний, таких, как ВИЧ/СПИД и малярия, гендерного неравенства, экологической обстановки, отсутствия доступа к образованию, недостаточности помощи международного сообщества наименее развитым и развивающимся странам. Цели развития тысячелетия должны быть достигнуты к 2015 году. Для получения более четкого представления о степени прогресса в достижении поставленных целей на карте мира были выделены субрегионы, поскольку уровень социально-экономического развития стран варьируется даже в пределах одного региона. В настоящее время до обозначенного в Декларации тысячелетия срока – 2015 года – осталось меньше 3-х лет. Прогресс в достижении поставленных целей очевиден, однако, он идет медленнее, чем было запланировано. Какова вероятность успешного осуществления самой амбициозной в истории ООН программы?
А.Ю. Бельянинов - Политическая и социально-экономическая роль России в интеграционном процессе на постсоветском пространстве c. 597-605

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.5.54071

Аннотация: В настоящей статьеанализируетсягеополитические и социально-экономические аспекты внешней политики России на примере Евразийского экономического союза, дается характеристика тенденциям в мировом сообществе, происходящим под влиянием формирования нового мирового порядка.Утверждается, что новый толчок к смене глобальной парадигмы развития был дан началом мирового экономического кризиса в 2007-2008 годы. Кризис пошатнул утопическую веру победившего в «холодной войне» либерализма в бескризисное, в широком смысле, развитие в глобальном постиндустриальном мире.
ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Бельянинов А.Ю. - Политическая и социально-экономическая роль России в интеграционном процессе на постсоветском пространстве

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.5.7549

Аннотация: В настоящей статье анализируется геополитические и социально-экономические аспекты внешней политики России на примере Евразийского экономического союза, дается характеристика тенденциям в мировом сообществе, происходящим под влиянием формирования нового мирового порядка. Утверждается, что новый толчок к смене глобальной парадигмы развития был дан началом мирового экономического кризиса в 2007-2008 годы. Кризис пошатнул утопическую веру победившего в «холодной войне» либерализма в бескризисное, в широком смысле, развитие в глобальном постиндустриальном мире.
Шеломенцев В.Н. - Конституционно-правовое регулирование в экологической сфере

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.5.7971

Аннотация: В статье анализируется формирование нормативно-правовой базы в экологии, а также рассматриваются вопросы управления и правового регулирования природопользования и охраны окружающей среды в сфере использование лесов, животного мира, морских биологических ресурсов. Показано современное состояние экологического законодательства на федеральном и региональном уровнях, его недостатки и возможные направления совершенствования.
ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
В.Е. Афонина - Роль инвестиций в обеспечении продовольственной безопасности c. 545-552

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.5.54065

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы продовольственной безопасности, которые с развитием общества не решаются а все более обостряются. Вопросы производства, распределения, обмена и потребления продуктов питания являются актуальными для всех стран мира. Автором обосновывается необходимость решения данной проблемы с помощью инвестиций. На примерах регионов показана роль инвестиций в обеспечении продовольственной безопасности России.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС
А.А. Болтаевский - Болгарский оккупационный режим в Сербии в 1916 - 1918 гг c. 613-618

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.5.54073

Аннотация: В статье анализируются действия болгарских властей в Македонии в 1916 – 1918 гг., во многом объяснявшиеся идеей создания «Великой Болгарии». Автор показывает, что сталкивающиеся в этом регионе интересы балканских государств заставляли их проводить во многом схожую политику «этнических чисток», которые оправдывались стремлением к завершению национального объединения, политика насильственной болгаризации Македонии явилась продолжением политики сербизации, проходившей перед этим. Фактически Сербия и Болгария пользовались одинаковыми методами ради достижения в общем-то схожей цели: закрепления македонского края в своем составе.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И МОНИТОРИНГ
ВЛАСЮК Г.В. - УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ИЗМЕНЕНИЕМ ПОТОКА РЕСУРСОВ ВХОДА

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.5.7900

Аннотация: в статье в аспекте ресурсного подхода анализируется изменение конкурентоспособности организации под воздействием потока ресурсов входа, доказывается целесообразность социально-ориентированных воздействий, приводятся данные исследований, подтверждающие теоретические выкладки. Конкурентоспособность организации определяется способностью сформировать для социальной среды предложение, соответствующее ее потребностям. В тоже время управляемость организации связана с ее ресурсозависимостью при формировании такого предложения.
Рафальсон А.В. - Объективный индикатор качества жизни населения моногородов России

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.5.7914

Аннотация: Одной из актуальных задач современной науке является оценка качества жизни населения. Под категорией качества жизни в социологии принято понимать совокупность факторов, отвечающих за субъективное и объективное восприятие бытия, удовлетворенность жизненными благами и наличие достатка. Поскольку данное понятие является чрезвычайно широким и многогранным, его относят к социологическим категориям, охватывающим все сферы общества.
В.М. Розин - Проблемы разработки новой типологии как одно из направлений социального проектирования c. 575-586

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.5.54069

Аннотация: В статьи обсуждаются три основные темы: история и особенности социального проектирования, пример интересного социального проекта «Донор» и методология типологических исследований и разработок. Автор показывает, что так и не удалось преодолеть два основных недостатка, присущих социальным проектам. Один – низкая проектосообразность: социальные проекты или утопичны или подменяются социальными манифестами, концепциями, программами, другой – искажение или выпадение социальных параметров, предъявляемых к проектируемому объекту. Однако вероятность успешной реализации социального проекта возрастает, если удается: обеспечить социальный проект административной поддержкой; получить средства на его реализацию; создать команду, задача которой реализация проекта, причем в неё должны входить методологи; провести исследования, необходимые для разработки и реализации социального проекта. Последнее иллюстрируется на примере социального проекта «Донор». Во второй части статьи анализируется современная ситуация, сделавшая необходимым разработку новой концепции типологии архитектурно-строительных объектов. Обсуждается понятие типа и его трансформация в наше время, а также стратегия построения новой типологии. Формулируется дилемма – построение типологии архитектурных объектов или типологии форм поведения человека в городе, причем автор склоняется ко второму варианту.
А.В. Рафальсон - Объективный индикатор качества жизни населения моногородов России c. 587-596

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.5.54070

Аннотация: Одной из актуальных задач современной науке является оценка качества жизни населения. Под категорией качества жизни в социологии принято понимать совокупность факторов, отвечающих за субъективное и объективное восприятие бытия, удовлетворенность жизненными благами и наличие достатка. Поскольку данное понятие является чрезвычайно широким и многогранным, его относят к социологическим категориям, охватывающим все сферы общества.
ЧЕЛОВЕК И ТРУД
М.В. Макарова - Занятость инвалидов в Российской Федерации c. 606-612

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.5.54072

Аннотация: в статье рассматривается специфика политики занятости инвалидов, факторы, способствующие дифференциации среди инвалидов, социальная стагнация. Инвалиды в России составляют значительную часть малоимущего населения, к тому же чаще они относятся к наибеднейшей группе и страдают от недостатка жилья, общественного транспорта и медицинского обслуживания. Возможности трудоустройства у них малы, а другие способы получения дохода практически недоступны. На сегодняшний день экономический «инфляционный» рост приводит к социальной стагнации. Формируется группа людей, которая не может приобрести качественные товары, жилье и прочие блага. Если обеспечить возможность получить таким людям, которые не входят ни в категорию бедных, но при этом очень далеки от среднего класса, качественное образование, то в будущем им можно выйти на более престижный рынок труда. Законодательством Российской Федерации никаких ограничений в области занятости инвалидов по видам профессий не предусмотрено.
РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА
Е.М. Дринова - Модернизация и глобализация: формирование локальных топосов политизации религии c. 619-629

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.5.54074

Аннотация: В статье анализируется роль и влияние модернизации и глобализации на процессы политико-религиозного взаимодействия в обществе. Исследуются формы этого взаимодействия. Делается вывод о том, что глобализация/локализация способствовала формированию топосов политизации религии. Выявляются существующие различия в политико-религиозной сфере западного и восточного обществ, анализируется деятельность политических религиозных партий.
ИСТОРИЯ ПРАВА
С.В. Кодан - Формирование источниковедения истории государства и права России (XVIII – первая четверть XIX вв.) c. 649-661

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.5.54077

Аннотация: Публикация подготовлена в рамках научного проекта РГНФ №13-03-00383 «Источниковедение истории государства и права России (IX – начало XX вв.» Вопрос об информационной базе изучения государства и права в исторической проекции являлся и является одной из узловых проблем развития историко-юридической науки. Выбор источников исследования определяется ее предметом, отражает специфику исследований и обеспечивает достоверность полученных результатов. Рассмотрение вопросов источников изучения истории государства и права России обозначилось в XVIII в. в трудах российских историков. В это столетие источники права изучались и в связи с попытками систематизации узаконений. В первой четверти XIX столетия общеисторические исследования внесли значительный вклад в выявление и развитие источниковедческой базы изучения государства и права. Одновременно в условиях развития юридического образования и науки начинается изучение источников права в историческом плане в российском пра-воведении. В исследованиях российских юристов были заложены теоретико-методологические и методические основы источниковедения истории государства и права России, представляющие интерес и для современных научных разработок в данной сфере. В статье показывается процесс зарождения и формирования источниковедения истории государства и права России в XVIII – первой четверти XIX вв.
И.Г. Ковалев - Судебные полномочия Палаты лордов. История их эволюции и законодательного регулирования c. 662-667

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.5.54078

Аннотация: В статье исследуются исторические и юридические причины возникновения и длительного совмещения Палатой лордов британского Парламента законотворческих и судебных полномочий, что не соответствовало общепризнанным представлениям о демократии и вступало в противоречие с принципом разделения властей. Анализируются основные этапы развития судебных прерогатив пэров, рассматриваются факторы, диктовавшие необходимость их статутного регулирования и закрепления. Отдельное внимание уделено Акту о конституционной реформе 2005 г., следствием которого стало фактическое преобразование Апелляционного комитета Палаты лордов в новый структурный элемент судебной системы Соединенного королевства – Верховный суд.
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Р.Н. Пархоменко - Ю. Хабермас о понятии идеи свободы c. 641-648

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.5.54076

Аннотация: Известный немецкий философ Юрген Хабермас (род. 1929) в своих работах много внимания уделяет рассмотрению понятий демократии и свободы. По его убеждению, формирование общественного мнения происходит не в форме компромисса, но в виде открытой публичной дискуссии, направленной на рациональную приемлемость правил в свете общих интересов и ценностных ориентаций. Субъекты права – это не собственники самих себя и не солидарные частицы целого – народа, а индивиды, достигающие в процессе коммуникации нравственного признания друг друга, что и обеспечивает социальную интеграцию автономных индивидов. Говоря о личной свободе индивида, Хабермас имеет в виду не только достижение консенсуса между различными интересами, но и соотнесение между собой дискурса этического самопонимания и юридической справедливости.
НАУЧНАЯ МЫСЛЬ
Попов Е.А. - Междисциплинарный опыт гуманитарного знания и современной социологической науки

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.5.7870

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме, которая не может быть обойдена вниманием ни одной современной отраслью знания - проблеме интеграции наук. Точки зрения исследователей на этот счет разделились - некоторые отстаивают принцип самодостаточности различных областей социально-гуманитарного знания, другие указывают на необходимость тесного взаимодействия научных сфер. В предлагаемой статье приводится анализ различных положительных и негативных сторон такого междисциплинарного взаимодействия. Особо подчеркивается роль социологии в процессах интеграции знаний. На примере данной научной отрасли рассматривается методологический вектор взаимодействия философии и социологии, социологии и в целом социогуманитарного знания. Результаты, представленные в статье, имеют значение для определения объектно-предметного пространства разных наук, а также для выработки задач по сохранению принципов научности, которые могут быть подвержены трансформации в ходе таких междисциплинарных отношений.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.