по
Политика и Общество
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Политика и Общество" > Содержание № 12, 2013
Выходные данные сетевого издания "Политика и Общество"
Номер подписан в печать: 1-5.53846153846-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попова Светлана Михайловна - Doctor of Political Science, Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Ведущий научный сотрудник, 119333, Россия, г. Москва, ул. Фотиевой, 6 к.1, sv-2002-1@yandex.ru
ISSN: 2454-0684
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 12, 2013
АСПЕКТЫ ПОЛИТИКИ
Ханнанова Т.Р. - Объективация субъективного в аграрной политике государства

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.12.10483

Аннотация: В настоящее время стоит задача повышения эффективности государственной аграрной политики. Решение этой задачи предполагает необходимость объективации субъективного в государственной аграрной политике, т.е. редукции принимаемых объективных нормативных решений в природно-обоснованные, природно-содержательные действия всех участников агрополитических отношений. Практика формирования и реализации решений государства в аграрной сфере подтверждает аргументированность и правильность постановки проблемы объективации субъективного в деятельности политических акторов. Субъективизм государственной аграрной политики России отрицательно сказывается на сельском хозяйстве. Он влечет за собой реальные экономические потери и негативные социальные последствия, является причиной принятия необоснованных спровоцированных решений по государственной поддержке сельской отрасли производства, питая иждивенчество и иммобилизуя здоровое хозяйствование. Тенденция утраты природной самостоятельности аграрного производства должна быть преодолена, а политика государства в этой сфере нацелена на возрождение политического престижа и эффективное использование недооцененного природного потенциала сельского хозяйства. Статья основана на общефилософских методах исследования, а также на системном подходе к сложным природным и общественным явлениям. Научная новизна исследования заключается в следующем: 1. Впервые в политологической науке формулируется проблема объективации субъективного в государственной аграрной политике; 2. Предлагается оригинальный авторский подход к решению проблемы объективации субъективного в аграрной политике государства; 3. Предложен механизм редукции принимаемых субъективных нормативных решений в природно-обоснованные, природно-содержательные действия всех участников агрополитических отношений.
Ханнанова Т.Р. - Объективация субъективного в аграрной политике государства c. 1488-1498

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.12.54167

Аннотация: В настоящее время стоит задача повышения эффективности государственной аграрной политики. Решение этой задачи предполагает необходимость объективации субъективного в государственной аграрной политике, т.е. редукции принимаемых объективных нормативных решений в природно-обоснованные, природно-содержательные действия всех участников агрополитических отношений. Практика формирования и реализации решений государства в аграрной сфере подтверждает аргументированность и правильность постановки проблемы объективации субъективного в деятельности политических акторов. Субъективизм государственной аграрной политики России отрицательно сказывается на сельском хозяйстве. Он влечет за собой реальные экономические потери и негативные социальные последствия, является причиной принятия необоснованных спровоцированных решений по государственной поддержке сельской отрасли производства, питая иждивенчество и иммобилизуя здоровое хозяйствование. Тенденция утраты природной самостоятельности аграрного производства должна быть преодолена, а политика государства в этой сфере нацелена на возрождение политического престижа и эффективное использование недооцененного природного потенциала сельского хозяйства. Статья основана на общефилософских методах исследования, а также на системном подходе к сложным природным и общественным явлениям. Научная новизна исследования заключается в следующем: 1. Впервые в политологической науке формулируется проблема объективации субъективного в государственной аграрной политике; 2. Предлагается оригинальный авторский подход к решению проблемы объективации субъективного в аграрной политике государства; 3. Предложен механизм редукции принимаемых субъективных нормативных решений в природно-обоснованные, природно-содержательные действия всех участников агрополитических отношений.
НАСЛЕДИЕ И ТРАНСФОРМАЦИИ
Тарасенко В.Г. - Евразийская цивилизация в мировой политике и иллюзия доминанты Запада

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.12.10351

Аннотация: В статье исследуется подход к процессу переходных состояний становле-ния российскойевразийской цивилизации. Дается характеристика историче-ского этапа конца XX  начала XXI вв. нашей страны, подчеркивается образ России, как геополитического и соцокультурного синтеза на пространстве Евразии. Устанавливается роль религиозного фактора общественной жизни. Раскрываются возможности переосмысления на путях обновления теории евразийства в контексте вхождения России в мировой цивилизационный про-цесс, с учетом российскойевразийской ментальности. Выявляется кризисное состояние социума Запада. Показывается, что для интеграции российского общества в мировой цивилизационный процесс необходим длительный исторический период, переходных состояний на пути к самоопределению общественной системы. Компаративистский метод в исследованиях цивилизаций, в настоящее время является одним из составляющих, позволяющий выявить и сопоставить различные варианты и уровни развития общества, и его проблематику взаимодействия. Н. А. Бердяев, отвергая «религиозную этику», основанную на идее личного спасения души, развивает учение о «спасении», которое «есть воссоединение человека с космосом через воссоединение с Богом». «Первый главный предмет, на который должно обратиться внимание исторического критика, есть народная вера. Выньте христианство из истории Европы и буддизм из Азии, и вы уже не поймёте ни чего ни в Европе, ни в Азии» [1, с. 396]. События ХХ века и начала XXI века развиваются по своим цивилизационным законам и совершенно в разрез с теми ожиданиями, на которые надеялось мировое сообщество, в том числе у нас в Российском государстве. Указанная характеристика исторического этапа на протяжении от XX в. до настоящего времени носила скач-кообразный хаотичный характер, что подчеркивает евразийскую самобытность и неоднозначность в оценках научного сообщества и это открывает возможность переосмыслить образ нашей страны в контексте цивилизационного подхода к политическим процессам. Выявлено кризисное состояние Западного социума, установлена роль религиозной составляющей, как цементирующей основы потенциала развития нашего государства. Показано, что модернизация России должна проходить в контексте подхода к специфике евразийского социума, вливаясь тем самым в мировой цивилизационный процесс. Всё сказанное в данной статье требует переосмысления подходов к Евразийской – российской цивилизации для ответа на вызовы со стороны других цивилизаций с учётом все нарастающего процесса глобализации на фоне кризиса Западного социума.
Тарасенко В.Г. - Евразийская цивилизация в мировой политике и иллюзия доминанты Запада c. 1458-1464

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.12.54164

Аннотация: В статье исследуется подход к процессу переходных состояний становле-ния российскойевразийской цивилизации. Дается характеристика историче-ского этапа конца XX  начала XXI вв. нашей страны, подчеркивается образ России, как геополитического и соцокультурного синтеза на пространстве Евразии. Устанавливается роль религиозного фактора общественной жизни. Раскрываются возможности переосмысления на путях обновления теории евразийства в контексте вхождения России в мировой цивилизационный про-цесс, с учетом российскойевразийской ментальности. Выявляется кризисное состояние социума Запада. Показывается, что для интеграции российского общества в мировой цивилизационный процесс необходим длительный исторический период, переходных состояний на пути к самоопределению общественной системы. Компаративистский метод в исследованиях цивилизаций, в настоящее время является одним из составляющих, позволяющий выявить и сопоставить различные варианты и уровни развития общества, и его проблематику взаимодействия. Н. А. Бердяев, отвергая «религиозную этику», основанную на идее личного спасения души, развивает учение о «спасении», которое «есть воссоединение человека с космосом через воссоединение с Богом». «Первый главный предмет, на который должно обратиться внимание исторического критика, есть народная вера. Выньте христианство из истории Европы и буддизм из Азии, и вы уже не поймёте ни чего ни в Европе, ни в Азии» [1, с. 396]. События ХХ века и начала XXI века развиваются по своим цивилизационным законам и совершенно в разрез с теми ожиданиями, на которые надеялось мировое сообщество, в том числе у нас в Российском государстве. Указанная характеристика исторического этапа на протяжении от XX в. до настоящего времени носила скач-кообразный хаотичный характер, что подчеркивает евразийскую самобытность и неоднозначность в оценках научного сообщества и это открывает возможность переосмыслить образ нашей страны в контексте цивилизационного подхода к политическим процессам. Выявлено кризисное состояние Западного социума, установлена роль религиозной составляющей, как цементирующей основы потенциала развития нашего государства. Показано, что модернизация России должна проходить в контексте подхода к специфике евразийского социума, вливаясь тем самым в мировой цивилизационный процесс. Всё сказанное в данной статье требует переосмысления подходов к Евразийской – российской цивилизации для ответа на вызовы со стороны других цивилизаций с учётом все нарастающего процесса глобализации на фоне кризиса Западного социума.
ИДЕОЛОГИЯ И ПОЛИТИКА
Николаев И.В. - Вербальные символы в структуре политической идеологии

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.12.10348

Аннотация: Политические идеологии, стремящиеся к максимальному уровню электоральной поддержки, утратили уникальность своих концепций идеального политического будущего. Основные идеологические концепты не имеют четких дефиниций, представляют собой дискурсивный фон театра политических действий. На замену приходит терминология со средней продолжительностью жизни, призванная выполнять мобилизационные и интеграционные функции в условиях конъюнктурных изменений. В исследовании предполагается, что доминирование подобных вербальных символов приводит к окончательной деградации идеологии как устойчивой системы воззрений, и способствует ее упрощению до набора технологических инструментов для поддержания статус-кво или реализации конкретных проектов. Целью исследования выступает выработка теоретической модели анализа вербальных политических символов, применительно к российскому политическому пространству. Анализ вербальных политических символов базируется на постмарксистской теории дискурса Э. Лаклау и Ш. Муфф, а также на представлениях о "ключевых символах" Г. Лассвелла. Исследование направлено на актуализацию в российской политологии теории "вербальных политических символов", разработанной в американской политической мысли. Вербальный символ, будучи изначально "пустым знаком", наполняется семиотическим содержанием в зависимости от конъюнктурной необходимости, а поэтому нестабилен и изменчив. Идеология, основанная на вербальной символике не имеет устойчивого содержания и выступает коммуникативной мобилизационной технологией. Теоретическая модель, предложенная в статье, может применяться для анализа современных политических идеологий, предвыборных программ, дискурса политических лидеров и др.
Николаев И.В. - Вербальные символы в структуре политической идеологии c. 1499-1504

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.12.54168

Аннотация: Политические идеологии, стремящиеся к максимальному уровню электоральной поддержки, утратили уникальность своих концепций идеального политического будущего. Основные идеологические концепты не имеют четких дефиниций, представляют собой дискурсивный фон театра политических действий. На замену приходит терминология со средней продолжительностью жизни, призванная выполнять мобилизационные и интеграционные функции в условиях конъюнктурных изменений. В исследовании предполагается, что доминирование подобных вербальных символов приводит к окончательной деградации идеологии как устойчивой системы воззрений, и способствует ее упрощению до набора технологических инструментов для поддержания статус-кво или реализации конкретных проектов. Целью исследования выступает выработка теоретической модели анализа вербальных политических символов, применительно к российскому политическому пространству. Анализ вербальных политических символов базируется на постмарксистской теории дискурса Э. Лаклау и Ш. Муфф, а также на представлениях о "ключевых символах" Г. Лассвелла. Исследование направлено на актуализацию в российской политологии теории "вербальных политических символов", разработанной в американской политической мысли. Вербальный символ, будучи изначально "пустым знаком", наполняется семиотическим содержанием в зависимости от конъюнктурной необходимости, а поэтому нестабилен и изменчив. Идеология, основанная на вербальной символике не имеет устойчивого содержания и выступает коммуникативной мобилизационной технологией. Теоретическая модель, предложенная в статье, может применяться для анализа современных политических идеологий, предвыборных программ, дискурса политических лидеров и др.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА
Киреева Н.В. - Функциональные отношения частей в интеграционном целом и определение субъектов международных интеграционных процессов

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.12.10199

Аннотация: Автор предпринимает попытку отойти от традиции изучения отдельных аспектов международной интеграции и исследует ее как системный феномен. Формирование регионального интеграционного объединения предстает как процесс становления транснациональной политико-экономической целостности. Целостность проявляется в противопоставленности интеграционной системы своему окружению - глобальной системе международных экономических и политических отношений. Эта противопоставленность позволяет ей не только сохранять свою качественную определенность, но и целенаправленно изменять внешние условия, поскольку, объединяясь, участники региональных интеграционных союзов стремятся совместными усилиями реализовать свои общие интересы, выступать на мировой арене единой, более мощной силой и добиваться бóльших шансов на успех в условиях глобальной конкуренции. С усложнением структуры интеграционного объединения возрастает степень его целостности и устойчивости к воздействиям среды. Принадлежность интеграционного феномена к классу органичных или неорганичных систем также влияет на меру проявления в нем свойства целостности. При этом по отношению к неорганичным системам действует принцип аддитивности, а к органичным – принципы супераддитивности и субаддитивности. Примеры из современной практики международной интеграции подтверждают теоретические положения автора.
Киреева Н.В. - Функциональные отношения частей в интеграционном целом и определение субъектов международных интеграционных процессов c. 1505-1517

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.12.54169

Аннотация: Автор предпринимает попытку отойти от традиции изучения отдельных аспектов международной интеграции и исследует ее как системный феномен. Формирование регионального интеграционного объединения предстает как процесс становления транснациональной политико-экономической целостности. Целостность проявляется в противопоставленности интеграционной системы своему окружению - глобальной системе международных экономических и политических отношений. Эта противопоставленность позволяет ей не только сохранять свою качественную определенность, но и целенаправленно изменять внешние условия, поскольку, объединяясь, участники региональных интеграционных союзов стремятся совместными усилиями реализовать свои общие интересы, выступать на мировой арене единой, более мощной силой и добиваться бóльших шансов на успех в условиях глобальной конкуренции. С усложнением структуры интеграционного объединения возрастает степень его целостности и устойчивости к воздействиям среды. Принадлежность интеграционного феномена к классу органичных или неорганичных систем также влияет на меру проявления в нем свойства целостности. При этом по отношению к неорганичным системам действует принцип аддитивности, а к органичным – принципы супераддитивности и субаддитивности. Примеры из современной практики международной интеграции подтверждают теоретические положения автора.
Бояркина О.А. - Межгосударственные противоречия по использованию трансграничных водных ресурсов в центральноазиатском регионе и роль России.

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.12.10578

Аннотация: В статье рассматривается межгосударственный конфликт интересов центральноазиатских государств по вопросу совместного использования трансграничных водных ресурсов региона; оценивается значимость региона для национальных интересов и безопасности Российской Федерации; анализируется участие международного сообщества, а также роль международного права в сфере совместного использования трансграничных водных ресурсов региона. Предметом исследования является воздействие водных ресурсов на межгосударственные взаимоотношения центральноазиатских республик. Неурегулированные разногласия по совместному использованию трансграничных водных ресурсов и нарастающий водный дефицит являются катализатором межгосударственных конфликтов между государствами Центральной Азии. В статье используются факторный анализ, системно-функциональный метод, а также междисциплинарный подход к исследованию международного конфликта в сфере водопользования. Автор приходит к выводу, что роль и место центральноазиатского региона во внешней политике России на ближне- и среднесрочную перспективу должны быть пересмотрены вследствие возрастающего стратегического и экономического значения региона. В связи с этим предлагаются некоторые рекомендации по урегулированию водного конфликта в центральноазиатском регионе при участии Российской Федерации с целью сохранения и усиления ее геополитического влияния на постсоветском пространстве
Бояркина О.А. - Межгосударственные противоречия по использованию трансграничных водных ресурсов в центральноазиатском регионе и роль России. c. 1518-1527

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.12.54170

Аннотация: В статье рассматривается межгосударственный конфликт интересов центральноазиатских государств по вопросу совместного использования трансграничных водных ресурсов региона; оценивается значимость региона для национальных интересов и безопасности Российской Федерации; анализируется участие международного сообщества, а также роль международного права в сфере совместного использования трансграничных водных ресурсов региона. Предметом исследования является воздействие водных ресурсов на межгосударственные взаимоотношения центральноазиатских республик. Неурегулированные разногласия по совместному использованию трансграничных водных ресурсов и нарастающий водный дефицит являются катализатором межгосударственных конфликтов между государствами Центральной Азии. В статье используются факторный анализ, системно-функциональный метод, а также междисциплинарный подход к исследованию международного конфликта в сфере водопользования. Автор приходит к выводу, что роль и место центральноазиатского региона во внешней политике России на ближне- и среднесрочную перспективу должны быть пересмотрены вследствие возрастающего стратегического и экономического значения региона. В связи с этим предлагаются некоторые рекомендации по урегулированию водного конфликта в центральноазиатском регионе при участии Российской Федерации с целью сохранения и усиления ее геополитического влияния на постсоветском пространстве
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
Мильчакова О.В. - Конституционное правосудие на страже прав и свобод человека и гражданина

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.12.10446

Аннотация: Статья посвящена роли конституционных судов в защите прав и свобод человека и гражданина в правовом, демократическом государстве, основой которого является гражданское общество. С указанной целью автор обращается к опыту стран, существующих сегодня на территории бывшей Югославии (Босния и Герцеговина, Македония, Сербия, Словения, Хорватия и Черногория), так же как и Россия, переживших социалистический тоталитарный режим и усилия которых направлены на укрепление принципов демократического и правового государства, где человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью. При проведении исследования автором используются метод сравнительного анализа, в сочетании с формально-юридическим и историческим методами. На примере практики Конституционного суда Словении рассматривается понятие «законного интереса» гражданина в признании нормативного акта неконституционным или незаконным. Также в статье отражена специфика производства по конституционным жалобам в государствах исследуемого региона. В заключение исследования автор приходит к выводу о том, что конституционное правосудие в странах, образованных на территории бывшей Югославии, является намного более серьезной и реальной гарантией защиты прав и свобод человека и гражданина, по сравнению с Россией.
Мильчакова О.В. - Конституционное правосудие на страже прав и свобод человека и гражданина c. 1528-1536

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.12.54171

Аннотация: Статья посвящена роли конституционных судов в защите прав и свобод человека и гражданина в правовом, демократическом государстве, основой которого является гражданское общество. С указанной целью автор обращается к опыту стран, существующих сегодня на территории бывшей Югославии (Босния и Герцеговина, Македония, Сербия, Словения, Хорватия и Черногория), так же как и Россия, переживших социалистический тоталитарный режим и усилия которых направлены на укрепление принципов демократического и правового государства, где человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью. При проведении исследования автором используются метод сравнительного анализа, в сочетании с формально-юридическим и историческим методами. На примере практики Конституционного суда Словении рассматривается понятие «законного интереса» гражданина в признании нормативного акта неконституционным или незаконным. Также в статье отражена специфика производства по конституционным жалобам в государствах исследуемого региона. В заключение исследования автор приходит к выводу о том, что конституционное правосудие в странах, образованных на территории бывшей Югославии, является намного более серьезной и реальной гарантией защиты прав и свобод человека и гражданина, по сравнению с Россией.
МОРАЛЬ И ПОЛИТИКА
Константинов М.С. - Бремя добродетели: моральные концепты коммунитаризма

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.12.10375

Аннотация: В статье с позиций интегративно-когнитивистского подхода анализируются ключевые концепты и ассоциированные с ними моральные фреймы политической философии коммунитаризма. Автор обращается к трудам таких коммунитаристов, как Майкл Сэндел, Аласдер Макинтайр, Чарльз Тейлор и Майкл Уолцер с целью эксплицировать концепт-фреймовые структуры их моральной аргументации. Интегративно-когнитивистский подход предполагает комплексное изучение взаимообусловленности политической морали и идеологии, которое реализуется посредством сочетания методологии деятельностного и концептологического подходов, а также фрейм-анализа. Спецификой данного подхода является исследование способов моральной мотивации и целеполагания политического действия, которые встроены в когнитивно-аксиологические структуры «базовые концепты – моральные фреймы» политических идеологий. В числе основных концептов коммунитаризма автор выделяет «сообщество», «благо» и «добродетель». С ними ассоциированы фреймы гражданственности, ответственности за дела сообщества, привязанности и др. Результаты исследования могут быть полезны широкому кругу российских и зарубежных ученых-исследователей по проблемам политической теории, политической этики, моральной и политической философии.
Константинов М.С. - Бремя добродетели: моральные концепты коммунитаризма c. 1416-1422

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.12.54159

Аннотация: В статье с позиций интегративно-когнитивистского подхода анализируются ключевые концепты и ассоциированные с ними моральные фреймы политической философии коммунитаризма. Автор обращается к трудам таких коммунитаристов, как Майкл Сэндел, Аласдер Макинтайр, Чарльз Тейлор и Майкл Уолцер с целью эксплицировать концепт-фреймовые структуры их моральной аргументации. Интегративно-когнитивистский подход предполагает комплексное изучение взаимообусловленности политической морали и идеологии, которое реализуется посредством сочетания методологии деятельностного и концептологического подходов, а также фрейм-анализа. Спецификой данного подхода является исследование способов моральной мотивации и целеполагания политического действия, которые встроены в когнитивно-аксиологические структуры «базовые концепты – моральные фреймы» политических идеологий. В числе основных концептов коммунитаризма автор выделяет «сообщество», «благо» и «добродетель». С ними ассоциированы фреймы гражданственности, ответственности за дела сообщества, привязанности и др. Результаты исследования могут быть полезны широкому кругу российских и зарубежных ученых-исследователей по проблемам политической теории, политической этики, моральной и политической философии.
ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Попова А.Д. - Эволюция общественного сознания как фактор формирования гражданского общества

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.12.10430

Аннотация: Статья анализирует проблему формирования гражданского сознания в России. Для развития гражданского общества характерно развитие рыночной экономики, правового государства, демократии, высокий уровень жизни людей, защита прав и свобод людей, а также состояние общественного сознания. В гражданском обществе не только государство защищает права и свободы людей, учитывает мнение людей при принятии решений, но и сами граждане уважают права друг друга, проявляют гражданскую активность, участвуя в выборах, в отправлении правосудия. Автор использует статистические сведения, результаты социологические опросов, исторические факты, которые выявляют особенности правовой и политической культуры россиян. Автор считает, что развитие гражданского сознания является важным фактором формирования гражданского общества в России. Им отмечается, что для ментальных установок характерно недоверие к власти, недопонимания важности уважения прав и свобод других людей, склонность к выбору принудительных мер для решения различных проблем. Россияне активно участвуют в различных социальных практиках, где государство не выступает в качестве посредника, но пассивны там, где надо взаимодействовать с властью.
Попова А.Д. - Эволюция общественного сознания как фактор формирования гражданского общества c. 1423-1428

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.12.54160

Аннотация: Статья анализирует проблему формирования гражданского сознания в России. Для развития гражданского общества характерно развитие рыночной экономики, правового государства, демократии, высокий уровень жизни людей, защита прав и свобод людей, а также состояние общественного сознания. В гражданском обществе не только государство защищает права и свободы людей, учитывает мнение людей при принятии решений, но и сами граждане уважают права друг друга, проявляют гражданскую активность, участвуя в выборах, в отправлении правосудия. Автор использует статистические сведения, результаты социологические опросов, исторические факты, которые выявляют особенности правовой и политической культуры россиян. Автор считает, что развитие гражданского сознания является важным фактором формирования гражданского общества в России. Им отмечается, что для ментальных установок характерно недоверие к власти, недопонимания важности уважения прав и свобод других людей, склонность к выбору принудительных мер для решения различных проблем. Россияне активно участвуют в различных социальных практиках, где государство не выступает в качестве посредника, но пассивны там, где надо взаимодействовать с властью.
ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Меньшенина Н.Н., Антропова Ю.Ю., Коробейникова А.П. - Коррупция в современной России: изучение общественного мнения граждан мегаполисов (на примере г.г. Екатеринбурга и Владивостока)

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.12.10328

Аннотация: Предмет исследования статьи: коррупция в Российской Федерации, основные формы ее проявления. Объект исследования: общественное мнение о коррупции граждан мегаполисов РФ, восприятие и выявление общих и специфических черт в отношении к коррупции в корреляции с условиями определенной городской среды. Проводится сравнительный анализ данных некоторых конкретно-социологических исследований, в том числе проведенных авторами в г.г. Владивостоке и Екатеринбурге, в период с 2004 по 2013 годы. Особое внимание уделяется проблеме доверия граждан к государственной и муниципальной власти в связи с коррупцией, гендерного отношения к коррупции, уровня толерантности по отношению к коррупции, в частности, у будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления. Авторы использовали следующие методы в исследовании проблемы: социологический (в том числе, методы опроса и интервью), нормативный и компаративный. Системная методология позволила выделить и описать формы проявления коррупции в общественном мнении граждан Владивостока и Екатеринбурга. Получение конкретно-социологических данных по сравнению ситуации восприятия коррупции общественным мнением граждан Екатеринбурга и Владивостока. Во всех указанных исследованиях общественного мнения о коррупции респондентами выделены и исследователями доказаны следующие компоненты ослабления социального порядка в связи с коррупцией: 1.Слабость государственной машины и ее разрушение. 2.Правовой «романтизм» современных законодателей и государственных служащих, противодействующих коррупции. 3.Ослабление сдерживающих начал, связанных с уровнем общественного сознания, с разрушением традиций и морали. 4. Распад государственной системы контроля в связи с коррупцией. 5. Более закрытый, по сравнению с условиями Владивостока,уровень коррупции в Екатеринбурге, что связано с профессионализацией урбанистического пространства высокоразвитого промышленного региона России.
Меньшенина Н.Н., Антропова Ю.Ю., Коробейникова А.П. - Коррупция в современной России: изучение общественного мнения граждан мегаполисов (на примере г.г. Екатеринбурга и Владивостока) c. 1429-1438

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.12.54161

Аннотация: Предмет исследования статьи: коррупция в Российской Федерации, основные формы ее проявления. Объект исследования: общественное мнение о коррупции граждан мегаполисов РФ, восприятие и выявление общих и специфических черт в отношении к коррупции в корреляции с условиями определенной городской среды. Проводится сравнительный анализ данных некоторых конкретно-социологических исследований, в том числе проведенных авторами в г.г. Владивостоке и Екатеринбурге, в период с 2004 по 2013 годы. Особое внимание уделяется проблеме доверия граждан к государственной и муниципальной власти в связи с коррупцией, гендерного отношения к коррупции, уровня толерантности по отношению к коррупции, в частности, у будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления. Авторы использовали следующие методы в исследовании проблемы: социологический (в том числе, методы опроса и интервью), нормативный и компаративный. Системная методология позволила выделить и описать формы проявления коррупции в общественном мнении граждан Владивостока и Екатеринбурга. Получение конкретно-социологических данных по сравнению ситуации восприятия коррупции общественным мнением граждан Екатеринбурга и Владивостока. Во всех указанных исследованиях общественного мнения о коррупции респондентами выделены и исследователями доказаны следующие компоненты ослабления социального порядка в связи с коррупцией: 1.Слабость государственной машины и ее разрушение. 2.Правовой «романтизм» современных законодателей и государственных служащих, противодействующих коррупции. 3.Ослабление сдерживающих начал, связанных с уровнем общественного сознания, с разрушением традиций и морали. 4. Распад государственной системы контроля в связи с коррупцией. 5. Более закрытый, по сравнению с условиями Владивостока,уровень коррупции в Екатеринбурге, что связано с профессионализацией урбанистического пространства высокоразвитого промышленного региона России.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И МОНИТОРИНГ
Трофимова И.Н. - Молодежь и социальное неравенство в современной России

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.12.10318

Аннотация: В статье анализируется положение российской молодежи в контексте социального неравенства, углубляющегося в условиях современного глобального финансового и экономического кризиса. Рассмотрена структура факторов развития молодежи, включая образование, трудоустройство, экономическая стабильность, здоровый образ жизни; приведены сравнительные данные о положении молодежи в ряде зарубежных стран. Особое внимание уделено проблеме регионализации и локализации социального неблагополучия как основного фактора «бедного транзита», ограничивающего возможности самореализации молодежи в низкоресурсных региональных и местных сообществах. Изучение статистических данных ряда международных, отечественных и зарубежных организаций, а также данных о развитии человеческого потенциала, позволило выявить общие закономерности и специфические особенности развития молодежи в регионах Российской Федерации и за рубежом. Исследование показало, что структура факторов развития российской молодежи мало чем отличается от таковой в других странах, основным негативным фактором является рост социального неравенства и углубление межрегиональной дифференциации. Снижение социального и территориального неравенства в положении молодежи должно соотноситься с общими целями развития общества, встроено в соответствующие политики и практики.
Трофимова И.Н. - Молодежь и социальное неравенство в современной России c. 1452-1457

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.12.54163

Аннотация: В статье анализируется положение российской молодежи в контексте социального неравенства, углубляющегося в условиях современного глобального финансового и экономического кризиса. Рассмотрена структура факторов развития молодежи, включая образование, трудоустройство, экономическая стабильность, здоровый образ жизни; приведены сравнительные данные о положении молодежи в ряде зарубежных стран. Особое внимание уделено проблеме регионализации и локализации социального неблагополучия как основного фактора «бедного транзита», ограничивающего возможности самореализации молодежи в низкоресурсных региональных и местных сообществах. Изучение статистических данных ряда международных, отечественных и зарубежных организаций, а также данных о развитии человеческого потенциала, позволило выявить общие закономерности и специфические особенности развития молодежи в регионах Российской Федерации и за рубежом. Исследование показало, что структура факторов развития российской молодежи мало чем отличается от таковой в других странах, основным негативным фактором является рост социального неравенства и углубление межрегиональной дифференциации. Снижение социального и территориального неравенства в положении молодежи должно соотноситься с общими целями развития общества, встроено в соответствующие политики и практики.
РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА
Тарасевич И.А., Зенковский А.В. - Проблемы противодействия религиозному экстремизму в контексте обеспечения религиозной безопасности: сравнительно-правовой анализ законодательства России и Республики Казахстан

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.12.10496

Аннотация: В статье выдвигается идея о том, что в настоящее время проблема религиозного экстремизма особенно актуальна для двух стран – стратегических партнеров по Таможенному и Евразийскому Союзу: России и Казахстана. В связи с этим особое значение приобретает постоянный мониторинг и совершенствование нормативно-правовой базы по борьбе с религиозным экстремизмом в указанных странах. Авторы приводят краткий сравнительный правовой анализ законодательства, которое призвано обеспечить религиозную безопасность России и Казахстана. В частности, сравнительному исследованию подвергаются нормы, закрепляющие понятие религиозного экстремизма в российской и казахстанской правовых системах. Дается оценка слабых и сильных сторон соответствующего законодательства двух стран. В статье обращается особое внимание на необходимость закрепления в российском и казахстанском законодательствах четкого определения понятия разжигания религиозной ненависти, розни или вражды, что позволит отличать такие противоправные деяния от добросовестной миссионерской и апологетической деятельности. Авторы обращают внимание на проблему прозелитизма и предлагают собственное определение такой деятельности, а также обосновывают необходимость признания прозелитизма экстремистской деятельностью и установления за такую деятельность юридической ответственности. Особое внимание в статье обращается на то, что обеспечение религиозной безопасности является одной из ключевых задач для Казахстана и России, и именно в этой сфере необходима скорейшая выработка единых для двух стран стандартов правового регулирования. По мнению авторов статьи, существует значительный потенциал по совершенствованию соответствующего законодательства двух стран-партнеров, отличающихся близостью правовых систем и менталитета населения.
Тарасевич И.А., Зенковский А.В. - Проблемы противодействия религиозному экстремизму в контексте обеспечения религиозной безопасности: сравнительно-правовой анализ законодательства России и Республики Казахстан c. 1537-1543

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.12.54172

Аннотация: В статье выдвигается идея о том, что в настоящее время проблема религиозного экстремизма особенно актуальна для двух стран – стратегических партнеров по Таможенному и Евразийскому Союзу: России и Казахстана. В связи с этим особое значение приобретает постоянный мониторинг и совершенствование нормативно-правовой базы по борьбе с религиозным экстремизмом в указанных странах. Авторы приводят краткий сравнительный правовой анализ законодательства, которое призвано обеспечить религиозную безопасность России и Казахстана. В частности, сравнительному исследованию подвергаются нормы, закрепляющие понятие религиозного экстремизма в российской и казахстанской правовых системах. Дается оценка слабых и сильных сторон соответствующего законодательства двух стран. В статье обращается особое внимание на необходимость закрепления в российском и казахстанском законодательствах четкого определения понятия разжигания религиозной ненависти, розни или вражды, что позволит отличать такие противоправные деяния от добросовестной миссионерской и апологетической деятельности. Авторы обращают внимание на проблему прозелитизма и предлагают собственное определение такой деятельности, а также обосновывают необходимость признания прозелитизма экстремистской деятельностью и установления за такую деятельность юридической ответственности. Особое внимание в статье обращается на то, что обеспечение религиозной безопасности является одной из ключевых задач для Казахстана и России, и именно в этой сфере необходима скорейшая выработка единых для двух стран стандартов правового регулирования. По мнению авторов статьи, существует значительный потенциал по совершенствованию соответствующего законодательства двух стран-партнеров, отличающихся близостью правовых систем и менталитета населения.
ДИАЛОГ КУЛЬТУР
Шиповская Л.П., Гемонов А.В. - Философская интерпретация геральдических символов домонгольской Руси

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.12.10294

Аннотация: Аннотация. В статье реализована попытка философского анализа геральдической символики Древней Руси периода до монгольского ига. В статье указывается, что эффективными философским методом анализа данной проблематики выступает семиотический подход, позволяющий раскрыть знаково-символической основы культуры и поведения людей в обществе. Также в работе упоминаются социально-феноменологический подход и юнгианская психоаналитическая концепция как достаточно эвристичные методы для философского дискурса геральдических символов домонгольской Руси. В качестве объекта философского анализа в статье рассматриваются символы трезубца и двузубца, использовавшиеся на печатях первых древнерусских князей. Стандартный семиотический анализ с определением означающего, означаемого и референта (по методологической схеме У. Эко) в статье дополняется философско-культурологической интерпретацией числа «три», которое активно проявляется себя в различных культурных феноменах: пифагорейской нумерологии, христианском вероучении и философской системе Г. Гегеля. Помимо этого, автор приводит гипотезу об аналогии трезубца с символом косы или серпа на средневековых изображениях, что указывает на возможную присутствие танатологических мотивов в рассматриваемых символах. Еще одним аспектом анализа геральдических символов домонгольской Руси выступает изучение цветовой символики, присутствующей на данных изображениях. В завершение статьи указывается, что будучи феноменом древнерусской культуры, геральдические символы выражали особенности мировоззрения наших предков, их менталитет, имеющий архетипическую природу.
Шиповская Л.П., Гемонов А.В. - Философская интерпретация геральдических символов домонгольской Руси c. 1439-1451

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.12.54162

Аннотация: В статье реализована попытка философского анализа геральдической символики Древней Руси периода до монгольского ига. В статье указывается, что эффективными философским методом анализа данной проблематики выступает семиотический подход, позволяющий раскрыть знаково-символической основы культуры и поведения людей в обществе. Также в работе упоминаются социально-феноменологический подход и юнгианская психоаналитическая концепция как достаточно эвристичные методы для философского дискурса геральдических символов домонгольской Руси. В качестве объекта философского анализа в статье рассматриваются символы трезубца и двузубца, использовавшиеся на печатях первых древнерусских князей. Стандартный семиотический анализ с определением означающего, означаемого и референта (по методологической схеме У. Эко) в статье дополняется философско-культурологической интерпретацией числа «три», которое активно проявляется себя в различных культурных феноменах: пифагорейской нумерологии, христианском вероучении и философской системе Г. Гегеля. Помимо этого, автор приводит гипотезу об аналогии трезубца с символом косы или серпа на средневековых изображениях, что указывает на возможную присутствие танатологических мотивов в рассматриваемых символах. Еще одним аспектом анализа геральдических символов домонгольской Руси выступает изучение цветовой символики, присутствующей на данных изображениях. В завершение статьи указывается, что будучи феноменом древнерусской культуры, геральдические символы выражали особенности мировоззрения наших предков, их менталитет, имеющий архетипическую природу.
АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ
Урсул А.Д. - Глобальные феномены и способы социоприродного взаимодействия

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.12.8801

Аннотация: В статье делается попытка более широкого взгляда на глобальные феномены, и прежде всего на глобальные проблемы, расширяя пространственно-временные границы их «традиционного» анализа. В этой связи для понимания существа этих глобальных процессов привлекается ранее введенное автором понятие способа взаимодействия природы и общества (или способа социоприродного взаимодействия). Отмечается, что ряд глобальных процессов, например, процессы глобального расселения и глобализации имеют глубинные информационно-инновационные причины и природу, как и процесс освоения космоса. Глобальные проблемы (и их аналоги в прошлом) оказываются предвестником и спутником кардинальных поворотов в истории человечества, они возникают и появляются тогда, когда назревают фундаментальные противоречия в самом существовании и эволюции homo sapiens, что ведет к смене способа социоприродного взаимодействия и, тем самым, бытия социальной ступени эволюции. На исторических примерах в прошлом выявляются некоторые аналоги современной глобальной ситуации, когда определенные, прежде всего социоприродные, глобальные процессы развития ведут к возникновению глобальных противоречий и разного рода комплекса общечеловеческих проблем, а их решение генерирует новые глобальные процессы.
Урсул А.Д. - Глобальные феномены и способы социоприродного взаимодействия c. 1465-1478

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.12.54165

Аннотация: В статье делается попытка более широкого взгляда на глобальные феномены, и прежде всего на глобальные проблемы, расширяя пространственно-временные границы их «традиционного» анализа. В этой связи для понимания существа этих глобальных процессов привлекается ранее введенное автором понятие способа взаимодействия природы и общества (или способа социоприродного взаимодействия). Отмечается, что ряд глобальных процессов, например, процессы глобального расселения и глобализации имеют глубинные информационно-инновационные причины и природу, как и процесс освоения космоса. Глобальные проблемы (и их аналоги в прошлом) оказываются предвестником и спутником кардинальных поворотов в истории человечества, они возникают и появляются тогда, когда назревают фундаментальные противоречия в самом существовании и эволюции homo sapiens, что ведет к смене способа социоприродного взаимодействия и, тем самым, бытия социальной ступени эволюции. На исторических примерах в прошлом выявляются некоторые аналоги современной глобальной ситуации, когда определенные, прежде всего социоприродные, глобальные процессы развития ведут к возникновению глобальных противоречий и разного рода комплекса общечеловеческих проблем, а их решение генерирует новые глобальные процессы.
ИСТОРИЯ ПРАВА
Петренко Д.С. - Некоторые аспекты становления и правового закрепления института брака в Древнем Риме

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.12.10619

Аннотация: Предметом исследования являются процесс становления института брака в Древнем Риме. Осуществляется анализ дефинитивных аспектов брака в римской социальной и правовой жизни, рассмотрение отдельных факторов и условий брачного сожительства. Автор статьи, также, исследует историко-правовые аспекты, касающиеся соотношения институтов iustum matrimonium (законного брака) и manus в римском праве, эволюции роли женщины в системе древнеримских брачных отношений, значение, которое представлял, для развития системы брачно-семейных отношений древнеримского общества, связанный с браком институт приданого (dos), развитие процедур формализации законного брака в Древнем Риме. В своем исследовании автор использует диалектико-материалистический философский метод, общенаучные методы (анализа и синтеза, системный и дедуктивно-индуктивный). В работе, также, применяются специальные юридические методы (формально-логический (догматический), сравнительный и исторический). Научная новизна заключается в обосновании, в том числе, на основе нового материала, вывода об отличиях между юридическими конструкциями manus и брака, которые представляются разнопорядковыми явлениями римского права, возникшими в различное время и нацеленными на решение, хотя и близких друг другу, но неодинаковых социальных задач. В связи с этим, аргументируется тезис о том, что manus кне является какой-то особой формой сожительства мужчины и женщины, исторически предварявшей появление брака. Это - менее сложная социальная конструкция, означавшая состояние неограниченной власти, господства мужчины над женщиной, имеющее первоочередной целью сугубо экономические выгоды от эксплуатации ее физических и детородных качеств.
Петренко Д.С. - Некоторые аспекты становления и правового закрепления института брака в Древнем Риме c. 1479-1487

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.12.54166

Аннотация: Предметом исследования являются процесс становления института брака в Древнем Риме. Осуществляется анализ дефинитивных аспектов брака в римской социальной и правовой жизни, рассмотрение отдельных факторов и условий брачного сожительства. Автор статьи, также, исследует историко-правовые аспекты, касающиеся соотношения институтов iustum matrimonium (законного брака) и manus в римском праве, эволюции роли женщины в системе древнеримских брачных отношений, значение, которое представлял, для развития системы брачно-семейных отношений древнеримского общества, связанный с браком институт приданого (dos), развитие процедур формализации законного брака в Древнем Риме. В своем исследовании автор использует диалектико-материалистический философский метод, общенаучные методы (анализа и синтеза, системный и дедуктивно-индуктивный). В работе, также, применяются специальные юридические методы (формально-логический (догматический), сравнительный и исторический). Научная новизна заключается в обосновании, в том числе, на основе нового материала, вывода об отличиях между юридическими конструкциями manus и брака, которые представляются разнопорядковыми явлениями римского права, возникшими в различное время и нацеленными на решение, хотя и близких друг другу, но неодинаковых социальных задач. В связи с этим, аргументируется тезис о том, что manus кне является какой-то особой формой сожительства мужчины и женщины, исторически предварявшей появление брака. Это - менее сложная социальная конструкция, означавшая состояние неограниченной власти, господства мужчины над женщиной, имеющее первоочередной целью сугубо экономические выгоды от эксплуатации ее физических и детородных качеств.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.