по
Социодинамика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Рецензирование за 24 часа – как это возможно? > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Социодинамика" > Рубрика "Политические коммуникации"
Политические коммуникации
Будко Д.А., Лукьянова Г.В. - Отношение студентов к предвыборной коммуникации (на примере выборов Президента РФ 2018) c. 1-11

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.2.32090

Аннотация: Предметом исследования выступает отношение студенческой молодежи к определенным инструментам предвыборной коммуникации. К наиболее часто используемым приемам влияния на электоральное поведение граждан относят материалы СМИ, политическую рекламу, дебаты, заявления лидеров общественного мнения. Однако для каждой возрастной группы значимость тех или иных факторов при принятии электоральных решений будет разниться. В данном контексте особый интерес представляет студенческая молодежь, которая более восприимчива к современным способам коммуникации посредством мобильных приложений и других интернет-технологий. Результаты, представленные в статье, базируются на данных фокус-групп обучающихся СПбГУ, полученных в ходе исследования «Факторы формирования абсентеизма студенческой молодежи в российском мегаполисе (на примере Санкт-Петербурга)», проведенного в 2018 году и выполненное при технической поддержке Ресурсного центра социологических и интернет-исследований Санкт-Петербургского государственного университета. Полученные текстовые материалы обработаны на основе дискурс-анализа. В ходе исследования были выявлены следующие особенности политической коммуникации, преобладающие в повседневных практиках студенческой молодежи: недоверие к таким классическим способом предвыборной коммуникации как дебаты; в большей степени доверие не к традиционным, а к он-лайн СМИ; амбивалентное отношение к медийным лидерам общественного мнения; значимость института семьи в процессе формирования политических взглядов и принятия решений. Влияние социальных сетей создает запрос на обновленный формат коммуникации среди студентов. Информация должна быть легкодоступна, появляться первой же ссылкой в поисковом запросе и быть презентована в виде стандартного поста с яркой визуальной компонентой.
Носиков А.А. - Сопряжение сетевого пространства и политической реальности c. 22-34

DOI:
10.7256/2409-7144.2017.5.22827

Аннотация: В ходе исследования автором выявлена обратная корреляция между количеством активных пользователей Web 2.0 площадок, сервисов, приложений в регионах и явкой на выборах в электоральном цикле 2016 года (чем больше в регионе активных пользователей, тем явка ниже, и наоборот). Также установлено, что после принятия каждой законодательной инициативы, направленной на регулирование сетевого пространства, значительно возрастает число пользователей сети Tor (обеспечивающей анонимность и позволяющей обходить установленные ограничения), что свидетельствует о стремлении сетевого пространства получить автономию от государственного надзора и регулирования.  Анализируя полученные эмпирические результаты, а также такие процессы и явления как киберпартии, сетевые мониторные акторы, политические сетевые движения и сообщества, вовлечение через сетевое пространство в политическую жизнь общества «цифровых» поколений Y и Z, влияние сетевого пространства на процессы протестной мобилизации, использование цифровых сетевых коммуникации в качестве инструмента политического участия граждан, автор приходит к выводу, что состоялось сопряжение сетевого пространства и политической реальности. В заключении автор выделяет основные особенности сопряжения и его возможные последствия.
Невская Т.А. - Информационно-аналитическое сопровождение избирательных кампаний: российский и зарубежный опыт c. 55-64

DOI:
10.25136/2409-7144.2019.10.30809

Аннотация: В рамках представленного исследования сопоставляется российский и зарубежный опыт информационно-аналитического сопровождения избирательных кампаний. Методология работы базируется на комбинации дескриптивного и сравнительного анализа. В качестве ключевой специфической черты информационно-аналитического сопровождения избирательных кампаний в России выделено отсутствие акцента на решение коммуникационных (тактических) задач. В отличие от зарубежных коллег, российские специалисты вынуждены уделять много внимания формированию ключевой идеи кампании (месседжа) и образа кандидата в выборные органы. Им также приходится чаще исследовать настроения общей массы избирателей. В их распоряжении находятся заметно менее богатые базы данных, что предполагает необходимость проведения дополнительных социологических исследований. Российская специфика обусловлена наличием принципиальных отличий в моделях функционирования политических институтов, состоянии партийного ландшафта, уровне развития и ресурсной обеспеченности исследовательских компаний на уровне регионов. Существенное значение имеют и традиционно закрепленные представления о статусе, роли и месте кандидата в организации избирательной кампании.
Мартьянов Д.С., Будко Д.А. - Структура русскоязычной виртуальной элиты на ресурсах Веб 2.0 c. 56-68

DOI:
10.25136/2409-7144.2017.12.24555

Аннотация: Данная статья посвящена анализу структуры виртуальной элиты в пространстве русскоязычных ресурсов Веб 2.0. Авторы произвели сравнительный анализ шести популярных интернет-ресурсов («ВКонтакте», «Facebook», «Livejournal», «Twitter», «Instagram» и «Youtube») с целью выявления специфики групп, которые пользуются наибольшей популярностью среди аудитории на этих интернет-площадках, а также определения динамических аспектов формирования виртуальных элит в контексте эволюции интернет-технологий. Авторы статьи стремятся выделить группы, которые наиболее эффективно извлекают социальный капитал из производства интернет-контента. Предметом исследования является структура виртуальной элиты ресурсов Веб 2.0, а объектом исследования – феномен Веб 2.0 как технологии, являющейся фактором социальной стратификации в сети Интернет. Авторы подробно затрагивают темы персонализации нарратива виртуальных элит и феминизации ресурсов Веб 2.0. Исследование опирается на комплекс методов, среди которых необходимо выделить метод сравнительного анализа, сетевой анализ, классический текстовый анализ, контент-анализ, анализ визуальных образов и методы статистической обработки информации. Методологической основой исследования выступил системный подход. Основными выводами проведенного исследования являются: определение структуры виртуальной элиты ресурсов Веб 2.0 по ряду параметров, выявление динамики трансформации структуры элит, выделение качественных изменений в структуре виртуальной элиты. Авторы демонстрируют противоречивость феминизации виртуальной элиты, обращают внимание на вектор персонализации нарратива представителей виртуальной элиты.
Косоруков А.А. - Новые медиа как инструмент публичной политики и социально-политической трансформации публичного пространства (на примере Арабской весны) c. 64-84

DOI:
10.25136/2409-7144.2017.7.20674

Аннотация: Предметом исследования выступают новые медиа как совокупность информационно-коммуникационных платформ, инструмента публичной политики и социально-политической трансформации публичного пространства государств Арабской весны. Новые медиа в пространстве публичной политики позволяют диджерати, профессиональным революционерам и их сторонникам эффективно координировать действия участников протестов, а также делиться опытом со своими «коллегами» из других арабских стран. Предмет исследования также включает в себя анализ социально-экономических причин и условий развития Арабской весны, ее информационных поводов и событий, усиленных такими платформами как Twitter, Facebook и др. и разворачивавшихся в ограниченном временном интервале в той или иной стране, а также способствующих радикальной трансформации политических режимов Туниса, Египта, Ливии, Йемена и ряда других стран. Методология исследования включает в себя сравнительно-описательный анализ академической литературы, контент-анализ медийных источников и информационных массивов новых медиа, сопоставление количественных показателей статистических и аналитических докладов международных институтов и организаций. Новизна исследования заключается в изучении роли и значения новых медиа и их платформ, таких как Twitter, Facebook и др. в ходе Арабской весны, а также анализе технологий Web 2.0-3.0 и их вклада в интеграцию онлайн-пространства и публичного социально-политического пространства арабских стран. Элементом новизны стало комплексное исследование таких особенностей арабских государств в преддверии революционных событий как качественные характеристики государственного управления, а также ценностные, демографические, экономические, военные и информационные показатели стран Арабской весны.
Мартьянов Д.С., Мартьянова Н.А. - Селективная модерация в условиях виртуальной публичной сферы c. 74-85

DOI:
10.25136/2409-7144.2019.12.31759

Аннотация: В условиях снижения популярности традиционных медиа, заката телевизионной эры, всё более значимым становится влияние Интернета как фактора социально-политической коммуникации. Предметом данной статьи является селективная модерация в идеологизированных и институциональных виртуальных сообществах социальной сети «Вконтакте». Особое внимание в рамках данной темы уделяется тому, какому из двух идеальных типов – «публичная сфера» или «эхо-камера» – больше соответствует коммуникация в российских социальных сетях. В связи с этим объектом исследования является виртуальная публичная сфера. Авторы статьи подробно рассматривает такие аспекты как концептуализация публичной сферы, категории контрпубличных сфер, эхо-камер и «безопасных мест». Основным методом настоящего исследования выступил полевой эксперимент, проведенный в 115 виртуальных сообществах. Вспомогательными методами выступили метод наблюдения, дискурс-анализ и сетевой метод, позволившие произвести классификацию попавших в выборку ресурсов. Научная новизна исследования заключается в выявлении специфики модерации виртуальных сообществ по критериям преобладающего идеологического дискурса. Основным выводом исследования является то, что в целом коммуникативное пространство политизированных сообществ «Вконтакте», с одной стороны, модерируется, однако в большинстве случаев подобная модерация не выражается в тотальном исключении критически настроенных участников из коммуникации. В то же время очевидна и селективность модерации, поскольку блокировка критиков является более заметной, чем блокировка адептов сообществ.
Пашинская В.В. - Генезис понятия «Политической коммуникации» c. 80-92

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.5.12145

Аннотация: Несмотря на кардинальная трансформация средств и методов коммуникации, сохранились устойчивые черты коммуникационных процессов, которые позволяют прогнозировать коммуникационные процессы будущего. Следует заметить, что само исследования проблем коммуникации и коммуникационного процесса происходит на стыке гуманитарных дисциплин философии, филологии и социологии. Таким образом, рассматривая проблемы коммуникативного процесса сквозь призму гуманитарных наук возникает трактовка данного процесса, как социального феномена, так как в последствии, была доказана связь между реакцией аудитории на средства массовой информации и восприятием информации каждым конкретным зрителем. Влияние индивидуальных качеств таких как: особенности психологии, жизненный опыт, восприятие окружающего мира, социально-классовые различия и многое другое, все это оказалось очень сильным критерием в коммуникационном процессе. При написании статьи, в границах научного поиска использован описательный метод, основанный на процедуре сбора, обработки, анализа и изложения обобщенных данных с характеристиками. В данной статье представлены выводы, подготовленные на основании историографического анализа о сущностной стороне политико-коммуникационных процессов, состоящей из передачи, перемещения, оборота сведений между «источниками» и «потребителями», взаимодействующими в социуме. При этом, рассматривается информация, которая в контексте определенной ситуации получает некую семантическую, то есть смысловую, значимость.
Рослякова М.В. - Социальные сети в профессиональной деятельности государственных служащих: российская практика и зарубежный опыт c. 82-99

DOI:
10.25136/2409-7144.2019.9.30298

Аннотация: Актуальность статьи обусловлена повсеместным проникновением социальных онлайновых сетей в жизнь общества. Цель работы – раскрыть перспективы использования в профессиональной деятельности государственных служащих социальных онлайновых сетей с учетом зарубежного опыта. Социальные сети предоставляют пользователям платформу для установления контактов, получения сервисов, сетевые сообщества выражают солидарное мнение об окружающей жизни, вырабатывают консолидированную позицию в отношении политики государства. Государственные органы вынуждены адаптироваться и реагировать на центры влияния, возникающие в цифровом пространстве. Социальные сети становятся объектами и средствами управления, используются для решения задач публичного управления. В работе использовался аналитический и сравнительный методы, раскрывающие особенности использования социальных сетей в профессиональной деятельности государственных служащих. В статье рассматривается практика использования социальных сетей в работе органов исполнительной власти, дан обзор официальных страниц федеральных органов власти в социальных сетях, охарактеризована программа «Инцидент менеджмент». В статье указывается, что для профессионального применения технологий и инструментов электронного взаимодействия необходимо обучение цифровым компетенциям и освоение лучшей практики. В работе рассмотрен опыт стран ОЭСР по регулированию использования государственными служащими социальных сетей. Результаты могут быть полезны при разработке политики государственных органов в социальных сетях, рекомендаций по взаимодействию государственных служащих с гражданами в цифровом пространстве.
Владимирова Т.В. - Интенсивность коммуникаций практик новых мобильностей и информационная безопасность c. 89-111

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.1.10918

Аннотация: Предметом исследования является интенсивность коммуникации как критерий обеспечения информационной безопасности субъекта, где под информационной безопасностью понимается обеспечение безопасности социальных практик информационной среды, посредством новых мобильностей и ориентации в сетевом пространстве, в условиях роста интенсивности информационных потоков и устаревания информации. Такой подход к понятию информационной безопасности задает социальный внешний контур определения понятия, сохраняя традиционное, более технологическое определение информационной безопасности, суть которого заключается в «защите информации и защите от информации». Теоретико-методологическим основанием исследования являются социально-философские и социологические теории. В частности, используются идеи В. Н. Муравьева, Э. Тоффлера, З. Баумана, социология мобильностей Дж. Урри и др. Также автор обращается к идеям отечественных ученых, посвященных проблемам информационной безопасности. Автор утверждает, что важнейшим аспектом новых социальных мобильностей как практик обеспечения информационной безопасности, является высокая интенсивность коммуникаций, выраженная в скорости и многообразии взаимодействия. Темпоральные характеристики социальной практики имеют прямое отношение к обеспечению субъектом информационной безопасности. Лестница субъектов действия; люди прошлого, настоящего, будущего; человек пространства и человек времени – являются метафорами различения субъектов по их возможностям интенсивности информационного взаимодействия с миром. Чем выше уровень интенсивности (скорости и разнообразия) коммуникаций, осуществляемых субъектом, тем в большей мере защищены его практики в условиях роста информационных потоков и устаревания информации.
Чернышев А.И. - Необходимость применения современных электронных коммуникаций органами государственной власти в России c. 132-138

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.8.13134

Аннотация: Данная статья посвящена такому актуальному вопросу, как использование современных электронно - коммуникационных технологий в практике деятельности органов государственной и муниципальной власти в России. В работе проанализирована необходимость применения подобных технологий всеми субъектами не только экономической, но и политической жизни, в том числе государственными структурами. Для орагонов государственной власти, как федерального, так и регионального уровней это связано с реализацией важнейшего принципа государственной и муеиципальной службы - принципа открытости и гласности. Приведены примеры применения подобных методов распространения информации, как высшими должностными лицами, так и отдельными государственными органами федерального и регионального уровней. В работе сделан вывод, что использование современных коммуникационных технологий является дополнительным ресурсом для власти, они позволяют органам государственного управления быть более интегрированными в современное информационное пространство; быстро реагировать на изменения общественного мнения; создают государственным учреждениям имидж современных и технологичных организаций.
Асеведо-Якубовская К. - GR - вчера, сегодня, завтра. Особенное в портретном представлении GR-коммуникации в нашей стране. c. 144-150

DOI:
10.25136/2409-7144.2017.5.20430

Аннотация: Сегодня перед политической элитой стоит нелегкая задача, связанная с необходимостью построения новой модели экономической, политической и социальной модернизации, успешное осуществление которой во многом будет зависеть от решения отойти от довлеющего прошлого опыта политики одностороннего воздействия. Государство по-прежнему призвано играть ведущую роль в новой модернизации России, но на этот раз, для достижения успеха, оно должно будет действовать в теснейшем сотрудничестве с обществом и бизнесом-сообществом, как носителем корпоративной культуры. Бизнес же приобретает особое место в этом треугольнике, так как именно с ним сопряжены основные надежды на построение динамичной инновационной экономики и импульс общественного развития.Все это актуализирует потребность в поиске эффективных точек взаимодействия бизнес-сообщества с органами государственной власти. Все больше возрастает роль системного подхода в поддержании постоянных коммуникаций, осознается необходимость в создании новых коммуникационных площадок для взаимовыгодного диалога. Иными словами, важным становится вопрос становления и развития в России так называемой сферы GR (Government Relations) и внимание к процессу его (GR) институционализации. Цель исследования состоит в выделении особенного в портретном образе российской GR-деятельности. Автор руководствуется применением компаративного подхода в качестве общенаучной основы исследования при сравнении практики и адаптированного опыта в при представлении корпоративных интересов, что позволяет более точно оценить характерные особенности самого объекта как в ретроспективе, так и с учетом существующих реалий. Эксклюзивность и специфичность политического процесса в нашей стране представляются автором как безусловные составляющие процесса институционализации сферы связей бизнес-сообщества с органами государственной власти. Автор приходит к выводу, что довлеющий характер советского прошлого и национально-исторические особенности нашей политической культуры оказывают существенное влияние на сущность GR-коммуникации в нашей стране и, во многом, тормозят процесс ее становления.
Бронников И.А. - Интернет как ресурс государства c. 210-248

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.8.8999

Аннотация: В статье рассматривается такой ресурс государственной власти как Интернет. Отмечается, что в первом десятилетии XXI в. произошли кардинальные трансформации в области политической коммуникации, что находит прямое отражение в активизации общественно-политических связей, в смещении властной иерархии в сторону децентрализованных сетевых структур. Автор отмечает, что изменения в способах и формах политической коммуникации – это своего рода индикаторы, по которым можно судить о состоянии властно-управленческого процесса, его интенсивности и подконтрольности. В статье подробно анализируются такие виды политической коммуникации как взаимодействие посредством социальных сетей и создание электронных правительств. Зафиксирована тенденция интеграции политиков и чиновников в социальные сети – сегодня это является общемировым трендом. В статье представлен сложный и противоречивый международный опыт деятельности электронных правительств. Специальное внимание уделяется функционированию электронных правительств в Южной Корее, Сингапуре, Великобритании и России. На основании данных United Nations E-Government Survey делается вывод, что несмотря на 27 позицию в рейтинге ООН, Россия отстает от стран с развитыми демократиями. Представлена гипотеза, что группы пользователей хорошо умеют искать и отбирать информацию, и это качество может быть востребовано правительственными ведомствами с целью эффективного функционирования электронных правительств.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"