по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Содержание № 04, 2021
Выходные данные сетевого издания "Педагогика и просвещение"
Номер подписан в печать: 31-12-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Аринушкина Анна Александровна, доктор педагогических наук, hr_mpsi@mail.ru
ISSN: 2454-0676
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2021
Историзм как принцип
Киржаева В.П., Мариниченко А.И., Вишленкова С.Г. - В. В. Зеньковский на страницах «Русской школы за рубежом» c. 1-14

DOI:
10.7256/2454-0676.2021.4.36760

Аннотация: Предметом исследования является творческая активность известного русского педагога, психолога, философа, деятеля общественно-педагогического движения и активного участника религиозной жизни российского зарубежья В. В. Зеньковского (1881–1962) в ведущем педагогическом журнале эмиграции "Русская школа за рубежом", издававшемся в Праге в 1923–1931 гг. Цель статьи состоит в том, чтобы выявить весь корпус публикаций ученого, в т. ч. и появившихся под псевдонимами, определить их научную и общественно-педагогическую значимость в контексте педагогической жизни и педагогических дискуссий 1920–1930-х гг. Особую значимость заявленной в статье проблеме придает возможность реконструкции научного диалога В. В. Зеньковского с С. И. Гессеном. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в российской педагогической эмигрантике предложен последовательный анализ всей совокупности публикуемых ученым в журнале текстов, жанрового разнообразия этих публикаций (от проблемных статей до информационных заметок), выделены основные проблемные поля, отмечана специфика педагогического дискурса В. В. Зеньковского, выступающего на страницах журнала не только в качестве ученого, который вносит серьезый вклад в современную педагогику и психологию, теорию и практику школьного воспитания, но и деятельного участника общественно-педагогического движения, координатора всей школьной работы эмиграции в Европе и за ее пределами. В статье вводятся малоизвестные и труднодоступные публикации В. В. Зеньковского, в частности, его рецензии на советскую психолого-педагогическую литературу, отзывы о нем самом.
Дидактика
Селиверстова Е.Н. - Понятийная система отечественной дидактики в фокусе субъектной ориентации современного обучения c. 15-27

DOI:
10.7256/2454-0676.2021.4.37079

Аннотация: Статья посвящена исследованию понятийной системы дидактики в условиях интеграции современного научного знания. Сделана попытка выявить способ преодоления обнаруженного на сегодняшний день дефицита специфически дидактических понятий, с помощью которых дидактика получает возможность отражать сущность и особенности своего предмета в условиях динамично изменяющихся свойств объекта изучения – процесса обучения, приобретающего принципиально новые ценностно-целевые характеристики. Особая значимость заявленной в статье проблемы связана с тем, что использование исключительно психологических понятий для описания и объяснения новых явлений обучения, обусловленных субъектным контекстом его рассмотрения, вступает в противоречие с предметом дидактики, в поле зрения которого должны попадать не психологические механизмы, характеризующие субъектность, а ответ на вопрос о том, что надо делать, как необходимо строить обучение для того, чтобы учащийся смог занимать субъектную позицию в ходе своей образовательной деятельности. Научная новизна представленных исследовательских результатов состоит в обосновании варианта расширения понятийной системы современной дидактики посредством введения нового, соответствующего специфике ее предмета, дидактического понятия – субъектный опыт учащегося в познании. Введение этого понятия является отражением тенденции, значимой для сегодняшнего этапа развития дидактики – переход на качественно новый уровень, соответствующий постнеклассическому типу научной рациональности, когда центральной фигурой в дидактической проблематике становится обучающийся и его образовательная деятельностьв отличии от прежних подходов, акцентировавших внимание на образовательной деятельности учителя, который организует и управляет познавательной деятельностью учащегося.
Ценности и цели образования
Макеева Т.В., Гурьянчик В.Н. - Непрерывное образование как ценностная основа профессиональной деятельности педагога c. 28-34

DOI:
10.7256/2454-0676.2021.4.37108

Аннотация: Профессиональная социализация будущих выпускников педагогического вуза направлена на формирование компетенций, необходимых для практической деятельности и для решения жизненно важных задач. Одной из составляющих успешной профессиональной деятельности является готовность к непрерывному образованию. Предметом исследования является феномен непрерывного педагогического образования как ценности. Глобализация охватила все стороны жизнедеятельности современного социума, в том числе и образование. Быстро изменяющийся мир с его неопределенностью выдвигает и новые требования к системе профессиональной подготовки. Современный специалист уже не узкопрофильный исполнитель, а работник способный решать сложные и разносторонние задачи. Этому способствует постоянное стремление личности к обучению посредством использования различных форм образования. Однако это возможно лишь при условии, что сама личность осознает необходимость непрерывного образования и его пользу для себя в различных ценностно-смысловых координатах.    С целью анализа ценностно-смысловых основ непрерывного образования был проведен опрос студентов педагогического вуза на предмет выявления восприятия и отношения к непрерывному образованию как личностно значимой ценности, способствующей достижению определенных профессиональных результатов. Результаты исследования показывают, с одной стороны, размытость понятия «непрерывное образование» для студентов вуза, с другой стороны, подтверждают выдвинутую гипотезу о необходимости и важности непрерывного образования для педагога, но при этом недостаточную готовность будущих специалистов рассматривать его как жизненную ценность. Полученные результаты позволяют скорректировать процесс обучения будущих педагогов и мотивацию на непрерывное образование, начиная от педагогических классов и заканчивая магистерской подготовкой.
Эффективность обучения
Паймакова Е.А., Тавберидзе Д.В. - Лекции в дистанционном формате: некоторые методические приёмы c. 35-44

DOI:
10.7256/2454-0676.2021.4.37144

Аннотация: Данная статья является результатом исследования, проведенного в период пандемии и ставящего перед собой цель выявить взаимосвязь между некоторыми методическими приёмами, изложенными в статье, и вовлеченностью студентов в процесс обучения при чтении лекций дистанционно. Для повышения эффективности обучения были использованы следующие методические приёмы: чёткая структура лекции, презентация как система вопросов и тем для обсуждения, освоение нового материала в форме дискуссии, тестовые задания по пройденному материалу, еженедельное подведение итогов и систематизация знаний, внедрение видеоматериалов в домашние задания. Авторы исследования проводили лекции с применением всех изложенных пунктов, наблюдая за реакцией и мотивацией обучающихся. Опросы, проведенные в группах в начале и в конце лекционного курса показывают резкое увеличение познавательной активности в конце курса по сравнению с началом, общую удовлетворенность студентов и их заинтересованность в дальнейшем изучении предмета. Студенты также дали оценку по пятибалльной шкале каждому из предложенных методических приемов, после чего, вопреки гипотезе, выдвинутой авторами, в качестве самых привлекательных были выявлены презентация как система вопросов и дискуссия во время дистанционного занятия. Исследование показало, что данные методические приемы действенно повышают вовлеченность студентов в процесс обучения, способствуют росту познавательной активности. Вышеуказанные аспекты проведения лекций могут применяться не только в дистанционном обучении, но и в офлайн формате.
Образование
Козилова Л.В. - Формирование надпрофессиональных качеств будущего педагога в практико-ориентирующей среде университета c. 45-53

DOI:
10.7256/2454-0676.2021.4.37202

Аннотация: Предметом исследования являются надпрофессиональные качества, способствующие успешности практической педагогической деятельности. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как влияние надпрофессиональных качеств на успешность практической педагогической деятельности. В условиях современной образовательной среды наличия только специальных знаний, умений, навыков и профессиональных компетенций не всегда достаточно для соответствия ее требованиям. Развитый социальный и эмоциональный интеллект, умение работать как в команде, так и автономно, разумное сочетание устремленности к лидерству и готовность подчиниться, организованность мышления и многие другие качества становятся все более актуальными для профессии педагога.   Научная новизна исследования заключается в том, что выявлены основные надпрофессиональные качества, которые способствуют успешности практической педагогической деятельности. Опытные преподаватели считают, что эмоциональный интеллект, стремление к обособленности в работе как умение работать самостоятельно и критичность мышления являются надпрофессиональными качествами. Молодые преподаватели считают, что к таким качествам следует отнести социальный интеллект, стремление к лидерству и дизайн-мышление. Несмотря на то, что в зависимости от возрастной принадлежности преподаватели по-разному сформулировали надпрофессиональные качества, противоречивыми их считать не стоит. В условиях практико-ориентирующей образовательной среды педагогического университета целесообразно учитывать необходимость не только обучения специальным знаниям, умениям и навыкам, но и воспитания у обучающихся надпрофессиональных качеств.
Педагогическая психология
Авакова О.В. - К вопросу об адаптации иностранных студентов c. 54-61

DOI:
10.7256/2454-0676.2021.4.34876

Аннотация: Интернационализация образовательного процесса в последние годы вызвала возрастающий интерес к иностранным студентам, что породило всплеск исследований, посвященных проблемам адаптации. Цель исследования: изучение межкультурной адаптации иностранных студентов из стран дальнего зарубежья, обучающихся в России. Предметом исследования выступает целенаправленная работа преподавательского коллектива вуза по адаптации иностранных студентов. В ходе исследования применены общенаучные методы (анализ, сравнение, обобщение), а также методы интервью и междисциплинарного анализа литературы по рассматриваемой проблеме. Методологическую основу исследования составили следующие подходы: индивидуальный, личностно-ориентированный, деятельностный, гуманистический, а также кросс-культурный, предполагающий возможность учета национальных и культурно-специфических особенностей иностранных студентов. Актуальность темы статьи обусловлена тенденциями глобализации международного образовательного пространства, а также стратегическими задачами отечественной высшей школы – стимулировать экспорт образовательных услуг, привлекать иностранных абитуриентов, способствовать интеграции иностранных специалистов на российских рынках труда. Научная новизна статьи заключается в выявлении факторов, способствующих адаптации иностранных студентов в российских вузах, препятствующих ей, а также агентов адаптации. На примере опроса студентов МГТУ «СТАНКИН» автором проанализированы особенности адаптационного процесса, а также условия, улучшающие проживание и обучение иностранных граждан в новой социокультурной среде и способствующие повышению уровня поликультурного взаимодействия в рамках образовательной организации. На основании данных, полученных в результате исследования, установлено, что адаптация иностранных студентов определяется комплексом факторов: психофизиологических, учебно-познавательных, социокультурных, бытовых, которые тесно переплетены и взаимосвязаны. Проблемы, с которыми сталкиваются иностранные студенты, связаны с введением их в новую социокультурную и учебно-познавательную среду вуза, поэтому процесс их адаптации должен быть организованным, целенаправленным, комплексным.
Новые методики и технологии
Maikova T. - On the experience of development of ESP course for special purposes of the students majoring in International Relations and Regional Studies c. 62-68

DOI:
10.7256/2454-0676.2021.4.37125

Abstract: The article describes the experience of author's participation in the development of ESP course (English for Specific Purposes) for students majoring in International Relations and Regional Studies, as well as examines the theoretical prerequisites for creation of similar courses. Having compared the terminological and discursive approaches towards development of the course in the sphere of humanities, preference is given to the latter. The article analyzes the offered by foreign linguistics integrative (CLIL) approach towards learning English language for special purposes, which implies combining the study of language and specialty discipline within the framework of a single course. Although the idea raises obvious interest, the authors of the course choose a rather traditional approach. The texts underlying the course are subordinate to its key objectives. Since the course is centered upon productive competences – mainly speaking – it predetermined the choice of factographic type of texts over analytical. Another method for increasing motivation is the use of illustrations, video and audio materials. The article also considers the problem of authenticity and scientific objectivity of the selected texts, since the views established in the Russian and foreign humanities may differ. The number and types of activities are determined by the specific needs of the students. Special emphasis is placed on determination and interpretation of metaphors in the scientific discourse of humanities.
Эффективность обучения
Макаричев Ф.В. - Обучающий, развивающий и воспитательный потенциал использования аутентичного художественного фильма в процессе обучения иностранному языку c. 69-79

DOI:
10.7256/2454-0676.2021.4.35149

Аннотация: Предметом изучения является использование аутентичных художественных фильмов в процессе обучения английскому языку. На основе анализа теоретического материала в статье освещаются вопросы, связанные с использованием фильмов на занятиях в высших учебных заведениях, так как несмотря на давнюю практику привлечения аудиовизуальных средств, в настоящее время не выработана единая методика работы с фильмами. Автором предлагается вариант органицации занятий на основе просмотра фильма «Красота по-американски», в процессе которых происходит освоение иноязычной лексики, анализируются различные ситуации речевого общения, средства невербальной коммуникации, национальные особенности речевого поведения. Аутентичные художественные фильмы давно используются в процессе обучения иностранному языку. Однако сейчас как никогда использование аудио и видеоматериалов стало жесткой необходимостью для эффективного обучения студентов разных специальностей. Владение иностранным языком - это не только умение вести вербальное общение на изучаемом языке, но еще и способность выстраивать межкультурный диалог, без которого невозможна полноценная коммуникация. Поэтому для овладения навыками общения на иностранном языке необходима качественная лингвистическая, культурологическая, страноведческая подготовка. Эффективность использования художественного фильма в процессе обучения определяется прежде всего особенностями самого киноискусства, которое способно оказывать сильное воздействие на зрителей. Это достигается благодаря сочетанию видеоряда и звукового сопровождения (в том числе и музыкального). Поэтому зрители имеют ряд преимуществ: есть возможность получить визуальное представление о месте происходящих событий, о внешности действующих лиц, проанализировать особенность невербальных средств общения и определить их влияние на содержание общения и его результаты. Собственный опыт проведения анализа фильма со студентами-нефилологами показал высокий интерес студентов к такого рода занятиям, активную работу как в аудитории, так и при домашней подготовке, и, как результат, высокую эффективность работы.
Винокурова О.С. - Улучшение системы оценивания академических результатов студентов бакалавриата как способ повышения качества образования вуза. c. 80-88

DOI:
10.7256/2454-0676.2021.4.36804

Аннотация: Предметом исследования является система оценивания студентов бакалавриата. Цель – улучшить систему оценивания академических достижений обучающихся: повысить достоверность результатов, мотивацию и включенность участников в процесс аттестации. Использованы эмпирические методы: изучены исследования по данной тематике, проанализированы современные тренды в системе оценивания: развитие системы академических рейтингов и усложнение системы оценки за счет включения результатов общественной, культурной и спортивной деятельности в общий рейтинг обучающихся. Центральными методами получения информации являются наблюдение и устный опрос студентов бакалавриата российского вуза. Рекомендации разработаны на основе анализа полученных данных.   Новизна заключается в рассмотрении системы оценивания как фактора, определяющего качество образования, и разработке рекомендаций по улучшению системы оценивания. Результатом работы являются рекомендации о форме и содержании аттестации, направленные на повышение достоверности системы оценивания. Обоснованы выгоды от соответствующего пересмотра системы оценивания для бенефициаров: вузов, студентов и работодателей. Рассмотрена эффективность стратегий «оценивание обучения» и « оценивание для обучения» и значимость промежуточной и итоговой аттестации для различных бенефициаров. Область применения результатов: вузы. Сделан вывод о необходимости продолжения исследования системы оценивания и ее совершенствования с учетом новых образовательных трендов.
Индивидуальный подход в образовании
Арсланова М.Н., Дорофеев А.В., Султанова Л.Ф., Сытина Н.С., Желтова О.В. - Методические особенности организации работы в профильном педагогическом классе c. 89-100

DOI:
10.7256/2454-0676.2021.4.33645

Аннотация: Предмет. Организация образовательного процесса в условиях профильного педагогического класса. Цель исследования. Раскрыть методические особенности работы со старшеклассниками для профессионального самоопределения и формирования их готовности обучаться в педагогическом университете. Методология. На основе принципов многомерности и нелинейного проектирования образовательного процесса, гуманистической ориентации, единства коллективных и индивидуальных форм организации деятельности, а также направленности на развитие социально-успешной личности, обозначены методические особенности организации образовательной среды старшеклассников в системе «Школа–Университет». Проектная парадигма реализуется с позиции личностно-ориентированного и субъектно-деятельностного подходов в 4-х основных модулях вариативной части образовательной программы профильного педагогического класса: 1) «В мире педагогической профессии»; 2) «Человек познающий: практическая психология познания»; 3) «Я в педагогической профессии»; 4) «Познай самого себя». Готовность старшеклассников к проектной деятельности включает способности осуществлять поиск данных и устанавливать связи между ними, разрабатывать сюжет творческого проекта, проводить анализ проблемного поля исследования, определять альтернативные варианты решения и, оценивая каждый из них, анализировать полученный результат. Целям профессионального самоопределения старшеклассников отвечают проектные и игровые методы. Результаты исследования. Представлен опыт функционирования профильного педагогического класса как совместного проекта кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» и МБОУ «Школа №113 имени Героя Советского Союза Рыбалко Ивана Игнатьевича» (ГО г. Уфа). Область применения результатов. Методические рекомендации по организации образовательного процесса в профильном педагогическом классе могут использоваться в старшем звене средней школы.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.