по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Содержание № 02, 2020
Выходные данные сетевого издания "Педагогика и просвещение"
Номер подписан в печать: 19-06-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Аринушкина Анна Александровна, доктор педагогических наук, hr_mpsi@mail.ru
ISSN: 2454-0676
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2020
Личность и личностный рост
Бруцкая К.А. - Особенности восприятия жизненного пути пожилыми людьми с опытом переживания геронтологического насилия c. 1-14

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.2.32416

Аннотация: Настоящая работа направлена на выявление особенностей восприятия жизненного пути пожилыми людьми с опытом переживания геронтологического насилия. Обнаружено, что одним из способов изучения личности является рассмотрение уникальности ее жизненного пути. Поэтому в рамках исследования были рассмотрены следующие показатели событийно-содержательной структуры жизненного пути: продуктивность воспроизведения жизненных событий, продуктивность воспроизведения событий различной степени субъективной значимости, среднее время ретроспекции и антиципации, частота встречаемости различных типов и видов жизненных событий Общее количество респондентов, принявших участие в исследовании - 277. Для выявления особенностей восприятия жизненного пути была использована методика «Психологическая автобиография» Е.Ю. Коржовой, анкета (П.В. Пучков), направленная на выявление геронтологического насилия, в которой ответы на вопрос о том, каким действиям насилия подвергались респонденты, разделили выборку на основную – 204 чел. – с опытом переживания геронтологического насилия и контрольную – 73 чел., с отсутствием таких переживаний Особенности субъективной картины жизненного пути у лиц пожилого возраста с опытом переживания геронтологического насилия определяются узостью значимых переживаний при воспроизведении образов жизненного пути, слабой дифференцированностью событий, большей удаленностью (ретроспекция) событий в прошлое, ограниченностью построения будущего, преобладанием типов жизненных событий, связанных с личностно-психологическими изменениями и изменениями социальной среды, психологическое содержание которых позволяет предположить, что эмоциональные состояния, как значимые индикаторы удовлетворения потребностей, могут являться регуляторами поведения пожилых людей с переживанием геронтологического насилия в отличие от не переживающих его, у которых личностно-психологические события связаны с реализацией конкретных целей.
Воспитание и его формы
Кубышкина М.Л., Казакова Е.В., Коноплева В.А. - Развитие субъектных качеств у подростков, состоящих на внутришкольном учете и учете в подразделении по делам несовершеннолетних c. 15-29

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.2.32541

Аннотация: Проблемы подростков, которые состоят на профилактических учётах, часто связаны со слабостью их субъектности. Предметом настоящего исследования является выявление субъектных качеств, которые наиболее слабы у подростков, состоящих на внутришкольном учёте и учёте в ПДН, разработка и научное обоснование программы их развития. Мы предположили, что разработанная нами программа может служить действенным средством повышения субъектности подростков, состоящих на внутришкольном учете и учете в подразделении по делам несовершеннолетних. В исследовании приняли участие 99 подростков, из которых 50 состоят на профилактических учётах. Для измерения субъектных качеств личности использовались психодиагностические опросники: «Уровень развития субъектности личности» М. А. Щукиной; «КОСКОМ» В. Н. Куницыной; «Диагностика особенностей самоорганизации» Н. Г. Милорадовой и А. Д. Ишкова; шкалы «Ответственность» и «Самоуважение» из модифицированного варианта личностного опросника Г. Айзенка – Г. Уилсона. Сравнение состоящих на учёте подростков с социально благополучными выявило их субъектные качества, которые нуждаются в развитии: опосредствованность, активность, автономность, креативность, ответственность, самоуважение и самоценность, характеристики самоорганизации в деятельности (целеполагание, планирование, самоконтроль), качества социальной и коммуникативной компетентности. Для апробации программы применён экспериментальный план с контрольной группой и замером до и после воздействия. Получено статистическое подтверждение действенности всех шести разделов программы: 1) самопознание; 2) социальная компетентность; 3) самоорганизация; 4) осознание себя в контексте деятельности, выбор целей, решений и снятие противоречий; 5) моральное сознание как способность осуществлять моральный выбор; 6) осознание себя в контексте жизни, развитие осознанности и ответственности.
Новые методики и технологии
Унарова В.Я. - Формирование метаязыковых умений у младших школьников-билингвов как лингводидактическая стратегия обучения трем языкам c. 30-40

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.2.32447

Аннотация: Предметом исследования является методика формирования у младших школьников-билингвов метаязыковых умений средствами родного (этнического), русского и английского языков. Объект исследования - процесс обучения родному (этническому), русскому и иностранному языкам в начальной школе. Особое внимание уделяется изучению предпосылок формирования метаязыковых умений, проектированию концептуальных основ и методики их формирования как лингводидактической стратегии взаимосвязанного обучения трем языкам в условиях контактного билингвизма в регионах России. Предварительно проведенный опрос учителей начальных классов и учителей английского языка показал, что они испытывают определенные трудности в организации планомерной работы по реализации взаимосвязанного обучения языкам С целью проектирования научно обоснованной методики формирования метаязыковых умений и экспериментального выявления ее эффективности, было проведено комплексное исследование в Республике Саха (Якутия) и Чувашской Республике, включая анкетирование учителей и родителей, устный опрос первоклассников, письменные задания для младших школьников-монолингвов и билингвов Научная новизна заключается в том, что выявлены особенности формирования метаязыковых умений у детей-билингвов, основные трудности, связанные с изучением нескольких языков в начальной школе, а также обоснован с позиций онтолингвистического, психолингвистического и когнитивного подходов и разработан в соответствии с ними лингводидактический комплекс по взаимосвязанному формированию метаязыковых умений у младших школьников-билингвов
Педагогика
Уварова М.А., Провоторова Е.А., Рыбакова И.В. - Обучение латинской анатомической терминологии в полилингвальной группе: основные трудности и способы их преодоления c. 41-50

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.2.32659

Аннотация: В статье анализируется методика обучения латинской медицинской анатомической терминологии в полилингвальных группах студентов, где языком обучения является русский язык. Анализ проводится на примере полилингвальных групп Медицинского института Российского университета дружбы народов, чьей особенностью является совместное обучение русскоговорящих и иностранных студентов. В таких группах преподавателю сложно опираться как на родной язык обучающихся (таких языков слишком много), так и на язык преподавания, которым плохо владеет иностранная часть группы. В статье дается характеристика языкового состава полилингвальных групп Медицинского института РУДН. Обсуждаются основные проблемные аспекты при изучении латинской терминологии как для студентов, говорящих на разных иностранных языках, так и для преподавателя, ведущего занятия в полилингвальной группе; предлагаются способы их преодоления. Актуальность темы статьи обусловлена возрастающей долей полилингвальных групп в российских вузах, в том числе групп, обучающихся на русском языке. Методические рекомендации, изложенные в статье, могут быть использованы преподавателями при составлении учебных программ и при разработке проверочных материалов для полилингвальных групп.
Современные стратегии и модели образования
Балыгина Е.А., Яровикова Ю.В., Круковская О.А. - Коммуникативно-синтаксическая модель обучения письменному реферированию англоязычных научных текстов по специальности в непрофильном вузе c. 51-59

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.2.32899

Аннотация: Важным условием формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции является развитие навыка реферативного изложения информации. Реферирование научного текста предполагает наличие хорошо развитого умения выявлять коммуникативную и смысловую структуру текста. Однако этот процесс осложняется информационной насыщенностью научного текста, которая на уровне языковой реализации проявляется в высокой частотности синтаксических конструкций, имеющих сложную коммуникативную и смысловую структуру. В работе на примере одной из таких структур (предложения с герундиальным оборотом в роли обстоятельства) рассматриваются особенности обучения аспектам реферирования, связанным с анализом смысловой структуры текста и развивающим у обучающихся следующие умения: определять коммуникативную значимость тематических цепочек, обеспечивающих логико-смысловую целостность текста; осуществлять актуальное членение английского предложения с учетом его синтаксических особенностей и взаимодействия со смысловой структурой текста. Предлагаемая модель обучения дискурсивным аспектам реферирования акцентирует внимание на необходимости формирования навыка интеграции знаний об особенностях языковой реализации локальной и глобальной связности научного текста с целью выявления наиболее важных компонентов его содержания и последующего создания логично организованного и связного вторичного текста. Представленный в работе материал может быть использован как в рамках курса общего английского языка, так и в отдельном курсе обучения реферированию в непрофильных вузах.
Эффективность обучения
Смирнова Г.Е., Карелина Н.А. - Изучение английского языка студентами-регионоведами: от мотива к мотивации c. 60-68

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.2.32975

Аннотация: Предметом данного исследования является изучение английского языка студентами-регионоведами факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М. В. Ломоносова в контексте образовательной программы базового курса «I иностранный язык (английский)». Объект исследования – мотивы изучения английского языка (данные о которых получены в результате опроса студентов первого и четвертого курсов отделения региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М. В. Ломоносова в 2019-2020 учебном году) и их влияние на мотивацию в образовательном процессе. Для достижения поставленной цели авторы обращались к эмпирическим методам ведения научного исследования (эксперимент, анализ, сравнение). На основе результатов опроса студентов проведен анализ мотивов изучения английского языка и их трансформации в процессе обучения. Полученные данные дают новую актуальную информацию, позволяющую определить формы мотивации, способствующие успешному освоению программы и формированию профессиональных и общекультурных компетенций у студентов указанного направления обучения, совершенствованию образовательного процесса. Данные, полученные в ходе опроса, позволяют сделать вывод о превалирование у студентов внутреннего мотива обучения, направленного на развитие коммуникативных навыков и преодоление языкового барьера. Введение дискуссионных форм занятий, направленных на вовлечение аудитории в образовательный процесс, усиливает положительную мотивацию, а привлечение специально разработанных методических пособий способствует успешному освоению иностранного языка в рамках образовательного стандарта.
Духовно-нравственные искания
Каменева О.Л. - Добродетель умеренности (воздержания) как основание нравственной культуры в православной педагогике c. 69-85

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.2.31762

Аннотация: Предметом исследования является традиционная нравственная ценность и добродетель - воздержание (умеренность), которая рассматривается в работе как основание нравственной культуры в православной педагогике. Тема особенно актуальна в современную эпоху постмодернизма, когда размываются привычные представления о добре и зле, формируется эвдемонический тип культуры (от греч. eudaimonia - счастье), устремленной к земным наслаждениям и потреблению. Ее плодами часто оказываются крайние формы неумеренности и разного рода зависимости, разрушающие здоровье и жизнь подрастающего поколения. Эвдемоническому типу культуры противостоит сотериологический (от лат. Soter - Cпаситель), основанный на идее спасения человеческой души, доминанте вечных нравственных ценностей и добродетелей, их приоритете над материальными ценностями. Методология исследования связана с результатами теоретического обобщения и систематизации психолого-педагогической, философской и богословской литературы, разработкой и практической апробацией цикла уроков, посвященных воспитанию добродетели воздержания у учащихся воскресной школы Благовещенского храма Павловской Слободы Московской области, а также их родителей. Научная новизна исследования заключается в практико-ориентированном характере уроков, нацеленных на возрастание в добродетели одновременно детей и их родителей, определении диагностического инструментария и уровней сформированности добродетели воздержания участников курса. На основании мониторинга программы (в октябре-декабре 2019 года с участием 65 школьников и 17 родителей) сделан вывод о высокой корреляции между умеренностью учащихся воскресной школы, а также их родителей, непреходящем значении родительского примера при формировании нравственной культуры ребенка. Кроме того, отмечается эффективность практико-ориентированных уроков, нацеленных на становление добродетели воздержания по индивидуальному плану.
Образование
Гребенникова В.М., Леус О.В. - Квалиметрический мониторинг профессионального мастерства учителя в условиях цифровизации образования: проблемы и решения c. 86-95

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.2.33065

Аннотация: Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 19-013-00163 А «Методология и технология социально-педагогической поддержки семьи как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка»). Автор подробно рассматривает в статье проблему мониторинга профессионального мастерства учителя в условиях цифровой среды. Авторами предложен новый метод разработки инструментария измерения профессионального мастерства учителя на основе теории латентных переменных, где частные критерии выступают в качестве интегральных по отношению к показателям и индикаторам профессионального мастерства учителя. Квалиметрический мониторинг профессионального мастерства способствует росту самоактуализации учителя, повышения качества его работы в цифровой среде.   Предложены конкретные решения по реализации мониторинга. Сформулированы научные основы квалиметрического мониторинга профессионального мастерства учителя с использованием программы RUUM 2020 (Rasch Unidimensional Measurement Models).Предложенный подход квалиметрического мониторинга доказывает, что в цифровой среде школы можно решить проблему доступности, автоматизации измерений профессионального мастерства учителя, использовать квалиметрический мониторинг для мотивации саморазвития и самосовершенствования учителя. Методология квалиметрических измерений профессионального мастерства учителя, представленная в традиционной теории и современной теории тестов, дополнена новым подходом, основанном на латентных переменных. Новый подход позволяет представить качественные показатели в количественном измерении. Такое решение проблемы соответствует современному уровню требований цифровой среды, связанной с мониторингом и научной организацией совершенствования мастерства учителя.
Козилова Л.В. - Когнитивный диссонанс у обучающихся в условиях онлайн-коммуникаций современной образовательной среды c. 96-106

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.2.33113

Аннотация: Предметом исследования является образовательная среда педагогического вуза, в условиях которой учебный процесс реализуется путем онлайн-коммуникаций и характеризуется наличием явлений когнитивного диссонанса в системе межсубъектных отношений. Автор рассматривает характеристики и оценки дискомфорта когнитивного диссонанса, препятствующие включенности обучающихся в учебный процесс. Оценки когнитивного диссонанса анализируются в зависимости от его причин среди обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры. Обращается внимание на осознание обучающимися когнитивного диссонанса как отсутствие свободы выбора индивидуальных коммуникационных стратегий, что на субъективном уровне сопровождается ощущением безразличия к необходимости выполнения поставленных учебных заданий.   Основными выводами исследования являются сведения о том, что смена педагогической парадигмы сопровождается явлениями когнитивного диссонанса среди обучающихся. Оценки дискомфорта явлений когнитивного диссонанса в зависимости от его причин среди обучающихся по программам бакалавриата в большей мере связаны с отсутствием интереса к онлайн-коммуникации, с инертностью (отсутствием) обратной связи и с непониманием логики самого процесса коммуникаций. Среди обучающихся по программам магистратуры среди обозначенных причин когнитивного диссонанса каких-либо критических количественных величин выявлено не было. В количественном отношении все эти показатели были ниже среднего, за исключением такой причины как отсутствие свободы выбора индивидуальных коммуникационных стратегий. Новизна исследования заключается в том, что выявлены основные характеристики и оценки дискомфорта когнитивного диссонанса, препятствующие включенности обучающихся в учебный процесс современной образовательной среды.
Современные стратегии и модели образования
Островская И.Э., Мухина Д.В., Дьяков И.И. - Теоретические подходы к определению предпринимательского потенциала обучающихся в образовательных организациях высшего образования c. 107-116

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.2.33100

Аннотация: В современных условиях развитие предпринимательского потенциала молодёжи становится приоритетом социально-экономической политики государства, а также стратегическим направлением современного высшего образования. Предметом данного исследования является сущность, содержание и специфика предпринимательского потенциала обучающихся в системе высшего образования. Цель статьи - заключается в развитии теоретических подходов к определению и уточнении понятия предпринимательского потенциала обучающихся в системе высшего образования. Методология исследования основана на системном, компетентностном и субъектно-деятельностном подходах и включает методы теоретического анализа и обобщения результатов научных исследований. Авторами подробно рассматриваются различные подходы к определению сущности и содержания понятий "предпринимательский потенциал" и "предпринимательский потенциал личности".   В результате авторы пришли к выводу, что в современных исследованиях отсутствует определение "предпринимательского потенциала обучающегося", отражающее особенности обучающегося как носителя предпринимательского потенциала. Являясь субъектом образовательной деятельности, обучающийся активно вовлечён в процесс формирования собственного предпринимательского потенциала. Это определило необходимость рассматривать предпринимательский потенциал обучающегося в неразрывной связи с организационно-педагогическими условиями процесса его формирования, как образовательного. Исследование позволило дать авторское определение понятия "предпринимательский потенциал обучающегося" с учётом выявленных особенностей, которое может быть использовано для научного обоснования теоретических моделей развития предпринимательского потенциала обучающихся в системе высшего образования.
Рецензии монографий
Остапенко А.А. - История развития педагогического мастерства в России: взгляд со стороны c. 117-125

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.2.32804

Аннотация: В рецензии подвергнута анализу изданная в Киеве в 2018 году на украинском языке монография Л.А. Мильто «Педагогическое мастерство в России: история, теория, практика (середина XVIII – ХХ ст.)». Цель рецензии – познакомить русскоязычных специалистов в области истории образования и отечественной педагогической мысли с новым взглядом на развитие педагогической практики в России в течение двух в половиной веков. Скромность тиража (300 экз.) и язык, на котором написана монография, делают книгу практически недоступной для читателя в России. Рецензирование представленной монографии осуществлено в контексте ретроспективного анализа всей украинской научной школы педагогического мастерства. Указывается, что настоящее исследование представляет собой достойное развитие идей академика И. А. Зязюна. Новизна монографии состоит в том, что впервые история российского образования рассмотрена в аспекте выявления педагогических находок, приёмов педагогического мастерства школьных учителей и университетских преподавателей. Особый интерес представляет анализ мемуарной литературы о лекторском мастерстве выдающихся российских профессоров ХIХ века и педагогической деятельности и трудов театральных педагогов, режиссёров и актёров начала ХХ века. Монография Л. А. Мильто серьёзным образом дополняет историю развития отечественной педагогики.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.