по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Содержание № 03, 2017
Выходные данные сетевого издания "Педагогика и просвещение"
Номер подписан в печать: 24-09-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Аринушкина Анна Александровна, доктор педагогических наук, hr_mpsi@mail.ru
ISSN: 2454-0676
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2017
Педагогика
Скоробогатов Я.О. - Критерии деления учебных задач для курса смешанного обучения c. 1-11

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.3.23184

Аннотация: Предметом исследования является такая форма организации процесса обучения как смешанное обучение. Автор рассматривает особенности и анализирует структуру учебного курса при обучении программированию школьников в форме смешанного обучения. Одним из ключевых моментом построения такого курса является правильно организованная система учебных задач. Автор вводит критерии деления задач в соответствии с уровнями когнитивной сложности (по Толлингеровой) и спецификой учебных ситуаций: задачи первого уровня, выдаваемые для самостоятельного решения дома; общие задачи второго и третьего уровня, предлагаемые для обсуждения на очных встречах; индивидуальные задачи, которые могут иметь четвертый или пятый уровень в зависимости от формы работы учеников (индивидуальной, парной, групповой). Основными методами исследования являются изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической и специальной литературы, а также периодических изданий, посвященных вопросам использования смешанной формы организации процесса обучения и классификации учебных задач, а также метод научного моделирования при создании учебных задач. Основным выводом проведённого научного исследования является соотнесение уровней когнитивной сложности задач со спецификой учебных ситуаций при обучении программированию школьников в форме смешанного обучения 7 – 11 классов. Такая учебная деятельность способствует укреплению предметных знаний и формированию таких метапредметных компетенций как: творческое мышление, способность к самооценке, коммуникативность.
Образование
Лонская Л.В., Авдеев Д.Б., Малютина Т.В., Каримов А.В. - Психолого - педагогические условия формирования здорового образа жизни в медицинском вузе c. 12-19

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.3.24096

Аннотация: В научной статье речь идет о важных составляющих компонентах, формирующих здоровьесбергательную среду в медицинских вузах Российской Федерации. Авторы приводят результаты мониторинга деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования, подведомственных Министерству здравоохранения РФ. Анализ осуществлялся на основании представленного вузами материала организационного, методического, педагогического сопровождения оздоровительной работы. У победителей конкурса выявляются общие черты по ведению деятельности в сфере здорового образа жизни. Их объединяет четко выстроенная структура программы действия В соответствии с целью и гипотезой были определены методы исследования: теоретические (анализ научной, педагогической и психологической литературы, инновационного педагогического опыта, анализ документов: результатов спортивных и научных достижений, а также обобщение, систематизация, классификация); практические (наблюдение, беседа, тестирование). Основные результаты работы и данные нами рекомендации будут включены в обновленную концепцию развития ЗОЖ в ОмГМУ на 2017-2020 учебный год, а также будет производиться активное внедрение описанных методов в работу направления здорового образа жизни. Кроме того, основные положения и результаты исследования обсуждались на кафедральных заседаниях и совещаниях комиссии по внеучебной и социальной работе ОмГМУ.
Современные стратегии и модели образования
Мациевский Г.О. - Современная система казачьего образования на Кубани: этапы развития и особенности c. 20-33

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.3.23475

Аннотация: Развитие региональных моделей образования, способствующих восстановлению механизмов культурной преемственности, сохранению традиций, обычаев и ценностей, в условиях глобализации приобретает особую актуальность и значимость. Предметом исследования является система казачьего образования на Кубани. Цель – анализ основных этапов и особенностей её становления и развития, а также выявление возможного потенциала в противодействии этносоциальным конфликтам, выстраивании межнационального диалога, утверждении мира и согласия между представителями различных народов и культур полиэтнического региона. В работе используются такие общенаучные методы исследования, как анализ, синтез, обобщение, систематизация, сравнение, а также проблемно-хронологический. В результате исследования делается вывод о том, что казачье образование на Кубани прошло ряд этапов развития от спонтанного появления и деятельности отдельных казачьих классов и групп в общеобразовательных учреждениях до складывания многоуровневой системы, включающей в себя модели различного уровня взаимодействия: детский сад – учреждение дополнительного образования – школу – кадетский казачий корпус – ссуз – вуз. Данные модели предполагали не только активное развитие внутренних связей и отношений, но и внешних – с местными и региональными казачьими структурами. Роль складывающейся системы казачьего образования в выстраивании непротиворечивых этноконфессиональных отношений, развитии добрососедства и взаимопонимания между представителями различных народов и культур, снижении риска межнациональных конфликтов в молодёжной среде региона в рассматриваемы период была не самой эффективной и основывалась, прежде всего, на знаниях, понимании истории, культуры и обычаев казачества в данном вопросе самих учителей, работающих с классами и группами казачьей направленности. При этом стоит признать, что потенциал у системы казачьего образования в решении данных проблем, достаточно большой. Материалы и выводы исследования могут быть использованы представителями казачьих обществ, отвечающими за взаимодействие с образовательными учреждениями, реализующими казачий компонент, а также для подготовки учебных и методических материалов для учителей казачьих классов и казаков-наставников.
Развивающиеся педагогические технологии
Неволина В.В., Белоновская И.Д. - Педагогический проект сетевой экспериментальной Форсайт-площадки «Стратегии профессионального саморазвития студента в медицинском образовании» c. 34-39

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.3.23883

Аннотация: В современном обществе востребованы специалисты, умеющие гибко выстраивать продуктивные стратегии профессионального саморазвития. Медицинское образование ориентировано на нормативную и компетентностную модель специалиста, в которой недостаточно учитываются прогностические ориентиры образования, заключающиеся в готовности будущих специалистов отвечать вызовам современного общества. Мы считаем, что современное образование недостаточно ориентировано на прогностическую модель подготовки своих выпускников, способных выстраивать четкую стратегию профессионального саморазвития, которая позволит быть им конкурентоспособными и востребованными в обществе. Нами разработан и реализован педагогический проект открытой сетевой экспериментальной Форсайт-площадки «Стратегии профессионального саморазвития студента в медицинском образовании». Разработан и апробирован комплект научно-методических материалов, содержащий анализ ресурсов медицинского образования (профильные классы, подготовительные курсы, колледж, вуз, ординатура, аспирантура, повышение квалификации); технологии профессионального саморазвития (веб-квесты, стратегические сессии, «Колесо жизненного баланса», технология тайм-менеджмента, сценирование, «Качели времени» и др.); презентационный комплекс «Медицина будущего»; учебно-методическое пособие. Организована работа сайта «Лаборатория саморазвития», который дает возможность использования методических материалов проект.
«Учитель, перед именем твоим…»
Блейх Н.О. - Жизненный путь и этапы просветительско-педагогической деятельности К.М.Атажукина (1841 – 1899 гг.) c. 40-57

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.3.23449

Аннотация: Предметом рассмотрения данной статьи стали жизненный путь, педагогическая деятельность и просветительские воззрения Кази Мусабиевича Атажукина. Научная новизна и теоретическая значимость публикации заключаются в приведении в систему научно-педагогической биографии мыслителя и во всестороннем анализе этапов его педагогической деятельности: 1 этап – с 1858 по 1864 годы, ознаменован составлением алфавита кабардинского языка, переводом книг российских и арабских авторов, созданием «Кабардинской азбуки» и тиражированием её; 2 этап – с 1865 по 1899 годы, связан с открытием педагогической школы и обобщения опыта в различных публикациях. Методологическая основа исследования представлена философскими положениями о единстве общего и специфического, общечеловеческого и национального, о духовных ценностях и их влиянии на развитие личности, о идеях демократизации и гуманизации, основанных на национальной культуре, о творческом и внимательном отношении к духовному достоянию прошлого. Делаются выводы, что деятельность К.М.Атажукина способствовала появлению кабардинской азбуки и первых учебников, развитию горского фольклора и педагогического образования, а его научно-просветительские и педагогические воззрения являлись передовыми, прогрессивными, отвечали духу времени и соответствовали культурным запросам населения. Они с некоторой корректировкой могут быть применимы и в наши дни.
Духовно-нравственные искания
Блейх Н.О. - Роль ислама и северокавказской этнопедагогики в воспитании детей c. 58-65

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.3.23334

Аннотация: В статье на основе малоизвестных материалов рассматриваются роль ислама и северокавказской этнопедагогики в воспитании детей. Доказывается, что ключевым составляющим народной педагогики является ислам, в котором заложен богатый воспитательный потенциал, благодаря чему горцы смогли пережить все невзгоды и ненастья. Главное внимание концентрируется на теоретической и практической значимости работы, которая заключается в отсутствии специальных исследований по данной тематике, недостаточном внимании к использованию в семье и школе народных традиций и достижений мусульманской этнопедагогики. Методологической базой работы послужил цивилизационный подход, подразумевающий широкое использование компаративистского метода. При рассмотрении специфики развития системы воспитания у мусульман Северокавказского региона применялись сравнительный анализ и контент-анализ текстов. Делаются выводы, что идеи и практика, заложенные в исламе, являлись (и до сих пор) являются передовыми и прогрессивными. Они нашли отображение в этнопедагогике народов Северного Кавказа, которая, имея свою методологию (сущность, цель, методы, технологии воспитания), на протяжении многих веков отражала философию воспитательной деятельности, приводила к положительным результатам в развитии совершенной личности. Этот тандем демонстрирует высокую педагогическую культуру мусульманских народов, тем самым подтверждая теорию, что нынешняя педагогика может успешно решать воспитательно-образовательные задачи, руководствуясь идеями педагогики народной.
Поиски смысла
Боброва Л.Н., Москалев А.Н., Никулова Г.А. - Ступени формирования практико-ориентированных IT-компетенций будущих учителей: от учебных проектов до реальных достижений c. 66-79

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.3.23793

Аннотация: Констатация активного использования студентами и педагогами информационных технологий (IT) в учебном процессе определила предмет исследования: IT-компетенции будущих учителей при выборе, использовании и создании программных средств учебного назначения (ПСУН). Особое внимание уделено требованиям к готовности педагогов к этим видам деятельности, отраженным в интернациональных и федеральных образовательных стандартах. Цель статьи – описание комплексного подхода к формированию практико-ориентированных IT-компетенций студентов педагогических специальностей с одновременным решением проблемы актуализации информационной и компьютерной поддержки преподавания дисциплин в педагогическом вузе. На основе проведенного интернет-опроса проанализированы IT-потребности педагогических кадров, структура их интересов в данной области и интенсивность использования информационных технологий. Выявлены проблемы, возникающие у педагогов при использовании готовых программных продуктов, главной среди которых является сложность их адаптации к своей методике и планированию занятий. Описаны концепция, система и опыт подготовки студентов педагогических специальностей к разработке и применению собственных программных средств учебного назначения. Сформулированы основные принципы «сквозного» формирования IT-компетенций и учебно-методические и психологические последствия разработанного подхода. В качестве примеров студенческих проектов приведены полнофункциональные программные средства учебного назначения для поддержки дисциплин, реализуемых в ЛГПУ имени П. П. Семенова-Тян-Шанского.
Полемика
Гусев Д.А. - Учитель и ученый c. 80-94

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.3.23332

Аннотация: Объектом исследования являются объемные отношения между понятиями "учитель (педагог)" и "ученый" и стоящими за ними реалиями, которые традиционно рассматриваются в качестве пересечения, на что недвусмысленно указывает коньюнктивный союз, объединяющий объемы этих понятий в различных контекстах. Предметом исследования являются особенности профессионального бытия ученого и педагога, которые во многом определяют специфику личности того и другого. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как различия в профессиональной деятельности ученого, производящего новые теоретические интерпретации естественной и социально-гуманитарной реальности и педагога, создающего новые формы и методы объяснения этих интерпретаций учащейся аудитории. Особенное внимание уделяется анализу того обстоятельства, что человек, в совершенстве владеющий каким-либо видом деятельности не является самим этим фактом педагогом данного вида деятельности (в совершенстве владеющий иностранным языком - не обязательно является выдающимся преподавателем этого иностранного, профессиональный пловец - не обязательно - талантливый тренер по плаванию). В качестве методов проведенного исследования объемного отношения между понятиями "ученый" и "педагог" и особенностей профессионального бытия представленных этими понятиями субъектов использованы методы сбора, наблюдения и систематизации эмпирического материала, идуктивного обобщения, построения и анализа схем объемного отношения между понятиями, компаративистского анализа и мысленного эксперимента. Основным выводом проведенного исследования и его новизна заключается в утверждении, согласно которому объемное отношение между понятиями «ученый» и «педагог», которое, по всей видимости, должно быть рассмотрено в качестве пересечения, может быть также представлено и в виде несовместимости, или строгой дизъюнкции: ученый (за исключением крайне редких случаев), скорее всего, не может быть (хорошим) педагогом, а педагог – ученым, т.к. они находятся, пусть и в параллельных и близких друг другу, но все же неизбежно разных мирах, – в силу особенностей своего профессионального бытия, целей и задач своей деятельности, способностей, дарований и талантов, внутреннего «устройства», общего склада и специфики личности. Такого рода вывод - на практическом и институциональном уровне - может быть выражен предложением замены традиционной практики «последовательного соединения» ученых степеней и званий на «параллельное соединение» путем введения в высшей школе своеобразной «табели о рангах».
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.