по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Содержание № 01, 2017
Выходные данные сетевого издания "Педагогика и просвещение"
Номер подписан в печать: 06-04-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Аринушкина Анна Александровна, доктор педагогических наук, hr_mpsi@mail.ru
ISSN: 2454-0676
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2017
Педагогика
Манукян А.Р. - Перестройка физического воспитания в общеобразовательных школах в первые годы Великой Отечественной войны c. 1-8

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.1.21835

Аннотация: В статье частично представлены результаты проводимых автором историко-педагогических исследований становления и развития системы физического воспитания в общеобразовательных школах в период Великой Отечественной войны.С целью оптимизации современных образовательных процессов автором были выявлены особенности историко-педагогического опыта в области физического воспитания учащихся в первые годы Великой Отечественной войны. Исходя из данной цели в статье поставлены и решены следующие задачи: определить причины перестройки физического воспитания в общеобразовательных школах в первые годы Великой отечественной войны; обосновать значимость школы как важного звена патриотического воспитания; проанализировать нормативные акты, непосредственно повлиявшие на модернизацию системы физического воспитания в рассматриваемый период; рассмотреть содержание учебных программ по военно-физическому воспитанию учащихся. Для решения задач, поставленных в настоящей статьей, автором были использован системный подход с опорой на системно-структурный, системно-функциональный и системно-динамический виды анализа как метода историко-педагогического исследования. Использование результатов исследования в современной образовательной деятельности будет способствовать более глубокому пониманию и восприятию предыдущего педагогического опыта, и как следствие, повышению эффективности образовательного процесса в исследуемой сфере. Выводы, полученные автором, могут быть использованы в целях дальнейшего совершенствования современной практики физического и патриотического воспитания школьников.
Эффективность обучения
Бровкин А.В. - Субъективные записки преподавателя вуза c. 9-18

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.1.21834

Аннотация: В статье изложены основные принципы и подходы, которые помогут молодым преподавателям сориентироваться в университете, освоить педагогические приемы и найти правильный подход к студентам. Раскрываются особенности научной, методической, учебной и воспитательной деятельности. Выявляются и анализируются проблемы преподавания в высшей школе и возможные пути их решения. Рассмотрены особенности преподавателей и факторы, влияющие на успешность преподавательской деятельности. Автор представляет результаты личного опыта по повышению эффективности приемов обучения в процессе преподавания. Особое внимание уделяется способам повышения мотивации студентов. Результаты настоящего исследования получены путем анализа и систематизации проведенных автором и другими членами научного сообщества исследований. Основными результатами проведенного исследования являются: обоснование необходимости совершенствования отечественного образования, направленного на уменьшение разрыва между теорией и практикой; проанализированы основные проблемы преподавания в высшей школе и возможные пути их решения; предложены эффективные способы повышения мотивации студентов; выявлены компетенции студентов, необходимые для самообразования и самосовершенствования.
Духовно-нравственные искания
Кравченко С.М., Болотова Е.А. - Роль и миссия центров педагогического сопровождения современной семьи в условиях ее духовного кризиса c. 19-30

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.1.21477

Аннотация: В статье рассматривается возникающий в России в последние десятилетия феномен добровольных родительских объединений – семейных центров и клубов, имеющих различные мировоззренческие основания. Указывается, что причина появления подобных организаций заключается в попытке преодолеть затяжной кризис, охвативший современную семью. Авторы останавливают свое внимание на семейных центрах педагогического сопровождения современной семьи: Семейном центре «Рождество» (г.Москва), выполняющем свою миссию в качестве светской организации, и Православном семейном центре «Зерно веры» (г.Краснодар), существующем в структуре РПЦ. Основываясь на констатации всеобщего проявления духовного кризиса современной семьи и его значения для Российского общества в целом ряде педагогических исследований последних лет, авторы предлагают анализ деятельности семейных центров педагогического сопровождения семьи на предмет преодоления кризисных явлений родительства. В статье дается описание структуры и работы семейных центров, делается вывод, что основанные на духовно-нравственной традиции, такие центры играют важную роль и обладают большим педагогическим потенциалом в деле духовного оздоровления и укрепления современной семьи. Таким образом, педагогические системы подобных центров являются актуальными и эффективными и нуждаются в дальнейшем осмыслении и методическом обосновании.
Актуальный вопрос
Томилин С.А., Василенко Н.П., Железнякова А.В., Василенко И.С. - Корпоративные ценности как основа формирования профессионального самоопределения студентов при подготовке специалистов для атомной отрасли c. 31-41

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.1.22076

Аннотация: В статье рассмотрены проблемы профессионального самоопределения студентов в процессе подготовки специалистов для атомной отрасли в образовательных организациях высшего образования на основе ценностей ГК «Росатом». Таким образом, объектом исследования является профессиональное самоопределения студентов, предметом исследования – роль корпоративных ценностей в его формировании при подготовке специалистов для атомной отрасли. Особое внимание авторы уделяют основным подходам в формировании профессионального самоопределения студентов в вузе, выделяя аксиологический подход, предоставляющий инструментарий для осуществления отбора необходимых ценностей, составляющих аксиологическое ядро профессионального самоопределения. На основе анализа накопленного в Волгодонском инженерно-техническом институте – филиале Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» опыта формирования профессионального самоопределения студентов определяется состав опорных компонентов, составляющих модель процесса профессионального самоопределения. Основным выводом авторов является обоснование приоритета аксиологического компонента в реализации программы содействия формированию профессионального самоопределения будущих специалистов атомной отрасли через развитие высокого уровня понимания и приобщения студентов к корпоративным ценностям в процессе обучения в вузе. В работе предложена структура модели оптимизации процесса профессионального самоопределения с учетом аксиологического компонента.
Образование
Хакимова Г.А. - Из опыта работы школьных библиотек Германии по мотивации чтения школьников c. 42-50

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.1.22576

Аннотация: Предметом исследования является опыт школьных библиотек Германии по организации их деятельности, направленной на сохранение интереса к чтению и книге. Показано, что наблюдаемый рост разнообразия предоставляемых школьными библиотеками услуг, тесное сотрудничество с публичными библиотеками, ориентация на повышение качества библиотечной деятельности направлены на мотивацию учащихся к чтению книг. Автором дается описание проекта-тренинга по улучшению навыков чтения учащихся 5-х классов с использованием аудиокниг и онлайн-портала, проводимого в гимназии имени Фридриха Шпее в г. Трир по трем направлениям, рассчитанным на разный уровень чтения учащихся. Автор подробно рассматривает также инициированный в 2006 году в федеральной земле Рейнланд-Пфальц проект «Die goldene Leslie» («Золотая Лесли»), целью которого является мотивация чтения детей и подростков на основе их участия в качестве жюри по присуждению ежегодной молодежной литературной премии лучшей детской и юношеской книге на немецком языке. В статье использованы общенаучные методы исследования – анализ, синтез, обобщение, систематизация, выделение наиболее ценного материала из первоисточника. Автор приходит к выводу, что библиотека обладает потенциалом активного участника современных общественно-политических и культурно-образовательных процессов и среди первоочередных задач школьной библиотеки следует рассматривать продвижение книги и устойчивое сохранение интереса к чтению как непременной основы для повышения общего культурного и образовательного уровня общества. Материалы данной работы могут найти своё применение как в образовательном процессе библиотечных вузов и факультетов, так и в деятельности отечественных библиотек.
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - Великий врачеватель c. 51-56

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.1.21893

Аннотация: Статья посвящена наследию великого врача античности Галена. Его заслуги в области медицины и этики не вызывают сомнений. Однако в течение многих веков его имя оставалось в забвении. Причин своеобразной недооценки Галена много. Во-первых, в античной медицине заслуженной славой пользуется Гиппократ. Каждый врач, начиная свой профессиональный путь, непременно вспоминает Гиппократа. При получении диплома он произносит клятву, освящённую его именем. Он по праву считается основателем греческой медицины. О нём сложены легенды. Его имя упоминается в философских и психологических словарях. Именно Гиппократ оставил благородный завет врачам – ни при каких случаях целитель не имеет права наносить вред больному. Фигура Галена значима не в меньшей степени. Но он выступил уже как последователь и комментатор Гиппократа. До недавнего времени из 110 произведений, дошедших до наших дней, было переведено только одно – «О назначении частей человеческого тела». Сейчас ситуация изменилась. Труды Галена издаются. Однако они нуждаются в трактовках и комментариях. Автор опирается на принцип историзма, который позволяет показать реальное место Галена в истории античной культуры. Используются также методы философской антропологии и педагогики для разносторонней оценки наследия Галена. Труды Галена представляют собой особый род литературы. Их нельзя назвать только медицинскими. Они могут служить прекрасной иллюстрацией так называемого интегрального подхода. В них бьётся философская, этическая и педагогическая мысль. Эксперты подчёркивают, что до Галена медицина не существовала как наука, как целостная теоретико-практическая система. Начиная с III в., его учение становится господствующей системой, и медицина приобретает прочную основу, в которой развивается дальше.
Образование
Попкова Н.В. - Экология образования как часть экологии культуры c. 57-65

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.1.21707

Аннотация: В статье рассматривается необходимость включения в область экологии культуры но-вой научной дисциплины — экологии образования. Кризисное состояние ряда областей общественной жизни в настоящее время вызвало необходимость экологизации соответствующих наук: в частности, угроза сохранению культуры привела к появлению экологии культуры. Между тем, передача культурных норм происходит через социальный институт образования; поэтому важнейшей частью экологии культуры должно стать сохранение образовательного уровня. Показано, что современное состояние образования как социального института, обеспечивающего воспроизводство социокультурной среды, является критическим. Автор предлагает разработать экологию образования. Объектом ее исследования будет воздействие социокультурной среды на систему образования; предметом исследования — условия функционирования образования как социального института, закономерности его реализации и пути его сохранения. В статье перечисляются основные задачи экологии образования. Для решения поставленных задач необходимо, в частности, проанализировать модели институтов образования различных обществ, рассматривая их в качестве инструментов самосохранения социума. В результате мы сможем разрабатывать меры по модернизации общества, не нарушая его ценностных оснований. Таким образом, разработка экологии образования представляется обязательным этапом любых действий по повышению его эффективности.
Современные стратегии и модели образования
Попов Е.А., Кряклина Т.Ф. - Специфика оценивания компетенций в системе профессионального образования c. 66-73

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.1.21678

Аннотация: В статье исследуется специфика оценивания компетенций в системе высшего образования. Показано, что главная особенность оценивания компетенций в том, что результаты обучения описываются в поведенческих, наблюдаемых и соотнесенных с определенными критериями учебных целей, актах. Такая система оценивания предполагает постоянное сопоставление результатов обучения с образовательными и профессиональными стандартами, целями обучения, поиск соответствующих «инструментов» оценивания компетенций. В качестве таких инструментов, в зависимости от специфики образования, становятся: выполнение практических заданий, подготовка проектов, разработка нормативных и правовых документов, описание производственных операций и технологий, решение учебных ситуаций и т.д. Основным методологическим подходом проведенного в статье анализа является системный подход, который позволил рассмотреть специфику оценивания компетенций в связи с особенностями функционирования образовательной системы. Основными выводами проведенного исследования являются следующие положения: 1) необходимость разработки системы оценивания компетенций обучающихся связана с необходимостью повышения качества образования на различных уровнях подготовки будущих профессионалов и специалистов; 2) эффективность и действенность оценивания компетенций в системе профессионального образования зависит от многих интра- и экстраобразовательных факторов.
Развивающиеся педагогические технологии
Горбунова Т.Н. - Технология тестирования в процессе изучения информатики c. 74-85

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.1.22125

Аннотация: Предметом исследования является построение методики изучения Информатики, способствующей наилучшему усвоению материала. Автор обращает внимание на важность получения обратной связи об уровне усвоения знаний в процессе обучения. В качестве такого средства рассматривается тестирование. Объектом исследования является моделирование системы тестов для защиты лабораторных работ. Особое внимание уделяется надежности смоделированных тестов, их дифференцирующей способности для оценки знаний. Особое внимание автор обращает внимание на обучающий аспект тестов, который предполагает возможность выбора студентом способа решения предложенных тестовых задач. В качестве методологии построения тестов выбраны открытые и закрытые тестовые задания предлагаемые студентам в бумажном варианте и оцениваемые в двоичной системе. В работе предложен алгоритм проверки гипотезы о нормальном распределении с использованием критерия Шапиро-Уилки. А также приведены используемые шкалы оценивания. Основными выводами проведенного исследования являются: во-первых, возможность применения тестов для оценивания понимания студентами освоенного материала, во-вторых, определения тем имеющих большую и меньшую степень корреляции между собой и влияющих на получение устойчивых знаний. Главным результатом является разработанная технология проведения тестирования с автоматизацией разработки вариантов и обработки результатов. Предложенный алгоритм тестов может быть включен в общую методику изучения дисциплины.
Личность и личностный рост
Пшеничная В.В. - Развитие личной ответственности как фактор избавления от вредных привычек c. 86-94

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.1.21392

Аннотация: Предметом исследования является теоретическое осмысление отношения к вредным привычкам в современном обществе. Статья отражает результат теоретического анализа некоторых отечественных и зарубежных исследований относительно толкования понятий «привычка» и «зависимость». Делается акцент на сходстве и различии данных понятий. Раскрывается проблема формирования вредных привычек, причин их появления, изучается фактор личной ответственности в процессе избавления от вредных привычек; обозначены основные пути в области профилактики вредных привычек в образовательном и воспитательном процессе. Исследование опирается на синергетический принцип изучения объекта, а также используется и метод системного анализа психологических феноменов. Основными выводами можно считать обоснование необходимости проведения в образовательных учреждениях работы по просвещению современных молодых людей о причинах формирования вредных привычек, механизмах и стадиях их появления, условиях и способах их изменения и коррекции, проводить мониторинг в этой сфере. Важным для практики психолого-педагогических служб является положение о том, что для борьбы с вредными привычками, человеку важно принять твердое решение изменить свою жизнь, осознать свою ответственность.
Воспитание и его формы
Мухина З.З., Канныкин С.В., Пивоварова Л.Н. - Из опыта патриотического воспитания студентов в техническом вузе c. 95-103

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.1.21959

Аннотация: В статье обосновываются основные принципы и представляются базовые формы патриотического воспитания студенческой молодежи в техническом вузе на примере деятельности кафедры гуманитарных наук СТИ НИТУ «МИСиС» им. А.А. Угарова (г. Старый Оскол, Белгородская область). Объект исследования - патриотическое воспитание в техническом вузе; предмет исследования - формы патриотического воспитания и их конкретное наполнение с учетом особенностей обучающихся (год обучения, место обучения, национальная принадлежность и пр.) на примере работы кафедры гуманитарных наук СТИ НИТУ "МИСиС". Методы исследования - наблюдение, обобщение педагогического опыта, интервьюирование, анализ процесса и результатов деятельности обучающихся, восхождение от абстрактного к конкретному. По нашему глубокому убеждению, во-первых, патриотическое воспитание должно пронизывать учебный процесс на протяжении всего периода институциональной социализации подрастающего поколения (от детского сада до вуза), являясь своего рода воспитательной доминантой; во-вторых, основу патриотического воспитания должна составлять местная тематика, формирующая в первую очередь любовь к малой родине, своему краю, что явится надежным фундаментом любви к Отечеству в целом; в-третьих, патриотическое воспитание должно быть основано в значительной степени на деятельности самих воспитуемых, связанной с изучением своей родословной, заботой о могилах и памятниках павшим в боях за Родину, изучением вклада выдающихся земляков в различные сферы жизни общества и т.п.; в-четвертых, патриотизм должен быть «зрячим», что означает учет негативного опыта истории своего Отечества и понимания важности и ценности других народов и культур, желание перенять у них все то, что привьется к национальной почве и будет способствовать прогрессу своего общества.
Духовно-нравственные искания
Красиков В.И. - Кризис нравственности и православная педагогика c. 104-111

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.1.21813

Аннотация: В статье сопоставляются нравственные принципы, представляемые в предшествующей мыслительной традиции, с принципами православной педагогики, предложенными отечественной религиозной-философской традицией. Автор полагает, что подобное сопоставление необходимо для поиска новых решений в попытках преодоления современного нравственного кризиса. Большинство форм философской и религиозной мысли как западной, так и восточной традиций ведут свое происхождение от метафизической революции сознания, произошедшей в "осевое время". Она определила хорошо известные нам смысловые принципы идеализма, бессмертия и альтруизма. Они образуют собой предельные координаты того типа сознания, которое живет верой и составляет ферментативный слой большинства обществ последних двух тысяч лет. В основе предложенного анализа лежит сопоставление философско-антропологических принципов, выявленных светскими мыслителями и религиозно-философских идей отечественной педагогики. Выявлена органичная связь между ними, проистекающая из общеродового основания – "революции трансцендентного", смыслового стержня "осевой эпохи". В итоге исследования получены следующие результаты. Приведены аргументы в обоснование утверждения о наличии исходного метафизического основания последующего развития нравственных религиозно-философских учений, включающего в себя принципы идеализм, бессмертие и альтруизм. Продемонстрировано, что они же находимы и в фундаменте основных идей православной педагогики: участия высшего мира в человеческом развитии, доминирования духовного начала в человеке, опережения морально-нравственного воспитания перед рационально-информационным, пробуждение совестливости, сознания греха как представления о добре и зле, способность к противлению злу, учение делам любви и принцип всецелой личности.
Новые методики и технологии
Авакова О.В. - Использование компьютерного тестирования для организации контроля по иностранному языку в неязыковом вузе c. 112-123

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.1.21689

Аннотация: Автором поднимается проблема использования тестовых заданий на практических занятиях в неязыковом вузе. Предмет исследования - теоретическая основа и практическая реализация системы тестов для контроля уровня знаний cтудентов экономического профиля. Цель настоящей работы - рассмотреть процесс контроля в обучении и усвоении с точки зрения технологий тестирования, оценить эффективность компьютерного тестирования и контрольной работы. Автор обосновывает гипотезу, что использование разных видов тестирования на занятиях, способствует не только повышению качества овладения иностранным языком студентами-экономистами, но и активно стимулирует их познавательную деятельность и личную мотивацию в изучении иностранного языка для приобретения профессиональной компетентности. Методами исследования, используемые в работе, являются: -общенаучные методы: обобщение отечественного и зарубежного опыта в области эффективности образования и контроля знаний; -эмпирические методы: наблюдение, анкетирование. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем обоснованы необходимость и возможность интеграции традиционных форм контроля и компьютерного тестирования с целью повышения эффективности обучения студентов - экономистов в неязыковом вузе. В работе осуществляется анализ современного состояния тестирования как способа контроля уровня обученности. Обосновано применение компьютерного тестирования в итоговом педагогическом контроле по дисциплине "Иностранный язык", как первой ступени контроля знаний, определяющей допуск к сдаче традиционного экзамена.
Поиски смысла
Игнатьева Г.А., Мольков А.С. - Концептуальные идеи как основание построения инновационной школы c. 124-132

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.1.21972

Аннотация: Предметом исследования выступают рефлексивные механизмы и деятельностные условия проектирования концептуальных идей. Отмечается ключевое значение проектирования концептуальных идей в процессе построения инновационной и авторской школы. Авторы анализируют актуальную ситуацию в современном отечественном инновационном движении, ориентированном на построение инновационной инфраструктуры и проблематизируют процессы инновационного поиска, основываясь на анализе деятельности образовательных организаций общего образования, участвующих в проекте "Проектно-сетевой институт инновационного образования" Федеральной инновационной площадки на базе ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования". Методология исследования основывается на проектно-преобразующей антропологической парадигме и рефлексивно-позиционном подходе. В ходе анализа концептуального поиска и построения типологии инновационных идей использован метод концептуального моделирования и сравнительно-сопоставительного анализа. Результаты исследований представляются в формате содержательной типологии инновационных идей и практик Проектно-сетевого института инновационного образования. Сформулированы три основных типа инновационных идей Нижегородских авторских школ: инновационные идеи, ориентированные на создание учебно-профессиональных сообществ; инновационные идеи, ориентированные на создание новых типов социальных организованностей; инновационные идеи, ориентированные на создание метаорганизаций – позиционных общностей.
Серьезный разговор
Кошкин А.П., Яблочкина И.В., Корнилова И.М., Новиков А.В. - Интеграция интересов студентов и преподавателей в контексте корпоративных актов современного университета c. 133-151

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.1.21730

Аннотация: Предметом исследования выступают процессы социальной и академической интеграции студентов и преподавателей, изучающихся сквозь призму корпоративного кодекса университета. В университете студенты и преподаватели непрерывно соотносят свои личные интересы с общепринятыми интересами и корпоративными нормами. Далеко не у всех студентов и даже преподавателей процесс усвоения норм организации протекает с оптимальной динамикой и направленностью. Нередко наблюдается несовпадение личных интересов студентов и преподавателей с корпоративными нормами высшего учебного заведения. Данный факт порой оказывает неоднозначное влияние на их самореализацию, этические, моральные представления и профессиональное развитие. Неинституционализированность некоторых личных интересов зачастую формирует ошибочное мнение о том, что в результате продолжительного обучения или работы в университете, человек полностью усваивает ценности и этические нормы поведения, заложенные в базовые корпоративные акты организации. Основным методом исследования является социологический опрос студентов и преподавателей. В общей сложности было опрошено 210 студентов и 62 преподавателя. Соответствие личных интересов студентов и преподавателей положениям корпоративного кодекса может выразить динамику и направленность процесса интеграции интересов в университетской среде. Интересы студентов и преподавателей, в значительной степени могут согласоваться с интересами университета. Разрешение противоречий между личным и общественным интересом – один из основных способов реализации процесса интеграции интересов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.