по
Современное образование
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редколлегия > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Современное образование" > Рубрика "Духовно-нравственные искания"
Духовно-нравственные искания
Чуприна А.А. - Духовно-нравственная парадигма семьи в условиях современной России c. 31-59

DOI:
10.7256/2306-4188.2014.2.11058

Аннотация: В работе анализируются причинно-следственные зависимости изменения духовно-нравственных ценностей на семейном уровне в онтологическом значении семьи для человека и общества. Семья рассматривается как важнейшая и незаменимая часть социального бытия, как культурное социальное образование, без которого функционирование общества на цивилизованном уровне практически невозможно. Анализируется роль семьи в духовно-нравственном значении для человека и общества. В качестве предмета исследования выступают содержание, условия, способы функционирования семьи в плане духовно-нравственной реализации семейных отношений в условиях современной российской действительности. Опираясь на концептуальные подходы классиков философской мысли, сопоставляются взаимообусловленность социально-культурных тенденций в системе «личность – семья – общество» с ценностями духовно-нравственного содержания современной российского общества при акцентировании роли и значения в этом семьи как необходимой составляющей социального бытия. Проблема рассматривается через призму духовности, выполняющей роль исходной основы в методологических функциях изучения человека и общества. В качестве основополагающих методов выступают сопоставительный, диалектический, метод философской герменевтики. Использован социокультурный подход в сочетании с концепциями нравственной жизни личности отечественных ученых В.С. Соловьева и Н.А. Бердяева. В кардинально изменившихся условиях российской действительности чрезмерно затруднены процессы адаптации семьи к новым социально-экономическим условиям жизнедеятельности человека и общества. Это подводит к необходимости рассмотрения семьи в её онтологическом значении для индивида и общества. Возникает необходимость введения в научный оборот социальной философии понятий "семьеспособность" как духовно-нравственной характеристики личности и "семьеустойчивость" как социальной направленности семейного коллектива на позитивное функционирование в системе "личность - семья - общество". В целом в условиях современности в России обострились социальные проблемы, решение которых во многом обусловлено изменением политики в отношении семьи и семейных ценностей.
Блейх Н.О. - Педагогический ресурс ислама северокавказских народов в воспитательной практике современной школы c. 66-72

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.3.23305

Аннотация: Автор на основе вновь вводимых источников рассматривает применение педагогических идей мусульманских народов Северного Кавказа в работе современной школы. Актуальность изучения темы связана с социальным запросом и обусловлена следующими моментами: недостаточной разработанностью; необходимостью в эмпирическом осмыслении предмета исследуемого вопроса, заключающегося в познании природы педагогических принципов северокавказского исламского воспитания в современном состоянии светского общества; актуальностью использования богатого мусульманского педагогического опыта народов Северного Кавказа, в котором сосредоточены успехи и специфика национальной школы; методологической и научно-практической важностью разрабатываемой проблемы в обстановке нынешнего социума. Для ответа на поставленные задачи использовались соответствующие методы исследования, представленные психолого-педагогическим, теоретическим анализом научной и методической литературы по заявленной проблеме, общенаучным, диалектическим методом познания социальных явлений и процессов. На основе проведенного анализа автор пришел к выводам о том, что: современный воспитательно-образовательный процесс необходимо проводить, ориентируясь на достоинства северокавказской исламской культуры, представленной нравственно-духовным компонентом и в корреляции со светской программой воспитания и обучения; необходимо учитывать мусульманские традиционные ценности народов Кавказа при воспитании молодежи, адекватные современным нравственным общественным установлениям; целенаправленно использовать драгоценный педагогический опыт прошлого горских народов, в котором с аккумулированы достижения и специфика исламской педагогики для воспитательного потенциала будущего.
Пархоменко Р.Н. - Национальная идея и современность c. 79-105
Аннотация: В статье рассматривается роль значение национальной идеи в современной России. В первой части показан генезис понятия «русская идея» в отечественной философской традиции. Понятие русской идеи было разработано и введено в оборот Вл.С. Соловьевым в 1887-88 гг. Прочитанный Соловьевым в 1888 году в Париже доклад «Русская идея» обозначил «смысл существования России во всемирной истории» как посредника в деле духовного единения Востока и Запада. Возникшее в 1921 году течение евразийства, развивает понятие русской идеи далее: как выражение самобытности России в мире, как здоровую энергию духа, противопоставленного разлагающимся традициям и устоям Западной Европы. Взяв традиционную для российской интеллигенции идею о соотношении и противоборстве «славянофильства» и «западничества» в российской истории, представители евразийства попытались придать своим философским концепциям уже форму идеологии.Принципиально важным моментом исследования, было сопоставление роли понятия национальной идеи в России и Германии. Также приводятся современные оценки данного понятия как русскими, так и зарубежными интеллектуалами.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"