по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Современное образование
Правильная ссылка на статью:

Профессиональная деятельность педагогов: теоретический и практический аспекты исследования
Александрова Наталья Михайловна

доктор педагогических наук

профессор, директор научно-исследовательского инновационного центра традиционного прикладного искусства ФГБОУ ВПО "Высшая школа народных искусств (институт)"

191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. Канала Грибоедова, д. 2, литера А

ALEKSANDROVA NATALI'YA

Doctor of Pedagogy

Professor, Director of the Scientific Research Center, Higher School of Folr Art (Institute)

191186 Russia, S. Petersburg, Naberezhnaya Kanala Griboedova, building #2, entrance A

profped@bk.ru
Ламанова Лидия Анатольевна

кандидат педагогических наук

руководитель структурного подразделения МБОУ ДОД "Дворец детского и юношеского творчества имени А.А. Алексеевой"

162602, Россия, Вологодская область, г. Череповец, Сталеваров, 32

LAMANOVA LIDIIA

PhD in Pedagogy

Head of the structural division, Complex of children and youth arts of A. A. Alexeeva

162602 Russia, Cherepovets, Stalevarov Street 32

lidok2211@mail.ru

Аннотация.

Предметом исследования является современная профессиональная деятельность педагогов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования. Цель исследования – выявление особенностей и изменений в профессиональной деятельности педагогов профессионального образования. Авторы статьи изучение деятельности педагогов рассматривают с позиций интеграционных процессов – это одновременное обеспечение выполнения важнейших функций педагогического образования (трансляции культуры, развития общественных и общественно-профессиональных отношений в образовательной среде). Интегративная методология позволяет выделить общие исходные теоретико-практические требования к исследованию видов и условий деятельности педагогов, а также их компетенций. Методологической основой исследования является интегративная методология профессионального образования. Основными методами теоретического исследования являлись: анализ и синтез, сравнение, интеграция и дифференциация, обобщение; методами практического исследования были моделирование анкет и опросов, наблюдение, анкетирование, беседа, статистическая обработка данных, формулирование выводов. Результатами исследования являются: выявленные изменения в профессиональной деятельности педагогов, доказательство изучения деятельности педагогов особым педагогическим инструментарием; установленные приоритетные виды деятельности, которые необходимо формировать у педагогов в системе повышения квалификации. Кратко представлены характеристика деятельности педагогов как системообразующего элемента процесса формирования конкурентоспособного профессионала, генезис исследования профессиональной деятельности педагога и приведены данные по практическому изучению деятельности педагога. Выявлены перспективные исследования. Область применения исследований – разработка теоретических положений профессиональной педагогики и практика профессионального образования (создание педагогического инструментария для самооценивания профессиональной деятельности педагогов, разработка документов аттестации педагогов и своевременное внесение изменений в образовательные и профессиональные стандарты педагогов). Важнейшей задачей будущего исследования является создание инструмента для разработки и классификации квалификаций педагогов на международном уровне. Научная новизна состоит в том, что при изучении различных аспектов деятельности современного педагога особое внимание уделялось интеграции видов деятельности, качеств педагога и окружающей его среде. Исследование было осуществлено с позиций единой современной интегративной методологии.

Ключевые слова: профессиональное образование, педагог, деятельность, субъекты образования, профессиональная деятельность, личные качества, виды деятельности, изменения деятельности, теоретические исследования, практические исследования

DOI:

10.7256/2409-8736.2015.4.16001

Дата направления в редакцию:

28-07-2015


Дата рецензирования:

29-07-2015


Дата публикации:

27-12-2015


Abstract.

The subject of this research is the modern professional activity of pedagogues of the higher and vocational education facilities. The goal of this work is to determine the peculiarities and changes within the professional activity of pedagogues of higher education. The authors examine the activity of pedagogues from the perspective of integrational processes – a simultaneous insurance of executing major functions of pedagogical education (development of public and socio-professional relations within the education environment). The integrative methodology allows detecting general initial theoretical and practical requirements towards the research of types and conditions of the pedagogical activity, as well as their competencies. The authors determine the priority types of activity that should be established within the system of advanced training. The characteristics of the activity of pedagogues as a systematizing element of the process of forming a competitive professional, as well as the statistical data on the practical study of the pedagogical activity are being presented. The area of implementation of this research is the development of theoretical positions of professional pedagogics and the practice of professional education (creation of pedagogical instrumentarium for self-evaluation of professional activity, development of documents for certification, implementation of changes into the education and professional standards of pedagogues).  The scientific novelty consist in the fact that in the course of studying the various aspects of activity of modern pedagogues, a special attention was given to the integration of types of activity, and the qualities of pedagogues and the surrounding environment.

Keywords:

professional education, teacher, activity, the subjects of education, professional activity, personal quality, types of activity, the activity changes, theoretical research's, practical research's

Деятельность как системообразующий элемент процесса формирования конкурентоспособного профессионала

Социальный заказ общества, производство, культура и наука являются важнейшими компонентами современных условий развития среднего и высшего профессионального образования в России и в других странах. Это предполагает изменение и расширение возможностей профессиональным образовательным учреждениям. В подготовку специалистов, бакалавров, магистров и аспирантов вводятся новые направления и профили. Постоянно изменяется профессиональное поле деятельности не только студентов – будущих профессионалов, но и педагогов в профессиональных учебных заведениях.

Профессиональная деятельность педагогов усложняется за счет одновременных изменений в ней со стороны:
– преподавания, так как педагогическая наука и практика развиваясь, предлагает новые методы, средства, формы, технологии и методики обучения и воспитания;
– будущей профессии студента, изменяющихся видов его профессиональной деятельности, так как присутствует историко-эволюционное закономерное изменение профессиональной деятельности человека в профессиональных сферах и даже замена этих сфер;
– осознания и практической реализации педагогами взаимосвязи изменений в профессиональных видах деятельности студентов и изменений в своих педагогических компетенциях и умениях.

Установленная выше проблема позволила обратиться к профессиологическим исследованиям в профессиональном образовании.

А. П. Беляева (основоположник профессиологии профессионального образования) отмечала, что профессиология является одним из ведущих разделов педагогики, занимающимся исследованием профессионального образования и обучения [4]. Современными научными достижениями этого раздела, внедренными в профессиональное образование различных уровней являются:
– теория интеграции профессий (теория интеграции профессий разработана А. П. Беляевой, а первая широкомасштабная практическая разработка в этой области осуществлено доктором педагогических наук А. Е. Шильниковой по профессиям химической отрасли, которая состояла в группировании более сотни профессий, создании квалификационных характеристик на группы профессий и образовательных стандартов по ним);
– разработка профессионально-квалификационных и квалификационных характеристик профессий (во второй половине XX и XXI веков впервые были созданы по интегрированным профессиям сельскохозяйственного направления в А. П. Беляевой, по профессиям металлургии А. А. Листвиным, по профессиям машиностроения В. Г. Колывановой, по профессиям экологического направления Н. М. Александровой, по педагогическим профессиям Э.В. Балакиревой);
– выявление методов и педагогического инструментария исследования видов и функций профессиональной деятельности, а также психофизиологических характеристик профессионала (во второй половине XX века впервые был разработан инструментарий оценивания психо-физиологических характеристик профессионала группой ученых под руководством Е. А. Климова). Разработки были использованы в методике формирования профессиональной деятельности студентов и преподавателей заведений профессионального образования, в методике профессиональной ориентации молодежи, в изучении профессиональных видов деятельности специалистов, практические данные использовались для корректировки содержания учебников, учебных планов и программ в профессиональном образовании различных уровней.

Изучая профессии, профессиональные квалификации, профессиональную ориентацию и адаптацию, профессиональные качества личности и другие проблемы ученые и преподаватели учреждений профессионального образования всегда обращаются к профессиональной деятельности. Именно знание ее содержания, способов осуществления, функций позволяют правильно решать вопросы профориентации, развивать профессиональную культуру, выстраивать обоснованные квалификации, разрабатывать стандарты образования [2, 4, 11, 15, 25, 27].

Глубокое знание профессиональной деятельности и ее перспективных изменений, по сути, является профессиологическим фундаментом для организации эффективного профессионального образования. А. П. Беляева считала, что системообразующим элементом процесса формирования конкурентоспособного специалиста является деятельность, так как она лежит в основе социализации и профессионализации личности, готовности к профессиональной мобильности на рынке труда [5, с. 116].

Научные исследования профессиональной деятельности группой ученых-педагогов под руководством А. П. Беляевой в начале XXI века привели к такому выводу, что профессиональная деятельность характеризуется не совокупностью выполняемых функций, а типом организации, включающей в себя отношение субъекта к деятельности и отношение работников друг к другу при взаимном обмене опытом деятельности [6].

Взяв это положение за гипотетическое, остановимся на выявлении особенностей профессиональной деятельности педагога. Исследования проводили в двух направлениях: теоретическом и практическом.

Генезис профессиональной деятельности педагога

Теоретические исследования были посвящены изучению сущности деятельности как философской категории, как фундаментальной, синтетической категории, обуславливающей изучение видов деятельности в совокупности со средой окружения человека и с появлением новых видов деятельности.

Понятие «деятельность» с античных времен разрабатывалось в идеалистической философии и особенно глубоко в немецкой философии (Кант, Фихте, Гегель, Шеллинг). В трудах Гегеля по диалектической логике были представлены всеобщие схемы деятельности, ее историческое развитие в процессах преобразования природы человеком и самого себя. Сущность деятельности в конце XIX века рассматривалась как деятельность человека, изменяющая природу и использующая при этом свойства одних природных вещей в качестве орудий воздействия на другие вещи, превращая их тем самым в объект своей деятельности. При этом воздействуя на природу и изменяя ее, человек в то же время изменял и свою собственную природу. Под созидательной деятельностью, осуществляемой в рамках общественных связей и отношений, понималась творческая деятельность. Итак, деятельность логически изменяется, выполняя изменения природы, общества, науки с которыми она связана.

Философско-логическое понятие деятельности определяет специфическую сущность жизни людей, которая состоит в том, что они целенаправленно изменяют и преобразуют природную и социальную действительность. Распространенной формой такого преобразования является производство орудий и средств труда, с помощью которых создаются предметы и продукты труда, удовлетворяющие их жизненные потребности. Труд в условиях материального производства имеет универсальный характер, так как способен создавать любые орудия и предметы. Наряду с материальным производством и историческим развитием общественных отношений приобретает относительную самостоятельность духовное производство как форма труда, сохраняющая основные качества материального производства (универсально-преобразовательный, общественный и личностный характер).

«В отличие от законов природы законы общества обнаруживают себя в деятельности и через деятельность людей», – утверждает Ю. К. Плотников [24, с. 96].

В конце двадцатого столетия и в начале двадцать первого на философско-логическом уровне проведены серьезные исследования, выявившие различные философско-логические аспекты понятия деятельности [7, 10, 12, 13, 16, 19, 26]. Приведем некоторые характеристики рассматриваемой категории «деятельность» в трудах исследователей, ученых, представителей различных научных направлений, школ.

Учитывая полиструктурность существующих педагогических теорий в профессиональной педагогике, был проведен анализ наиболее значимых теорий деятельности. Общепсихологическую теорию деятельности, начиная с 1920-х годов, создавали многие ученые, но самый существенный вклад в нее внесли С. Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев. Главным предметом исследований С. Л. Рубинштейна являлась проблема природы психического феномена. Выявлено, что психические явления органически включаются в причинные зависимости объективной деятельности; они обусловливают поведение человека. Основным способом существования психического является деятельность, в которую включен человек. Им сформулированы принципы единства сознания и деятельности.

Развернутая теория деятельности человека создана А. Н. Леонтьевым. Ядром этой психологической теории деятельности считается принцип предметности, объединяющий предмет не как некий объект, а как то, на что направлено действие субъекта, к чему он определенным способом относится и что выделяется им из объекта в процессе его преобразования при выполнении внешнего или внутреннего действия [17].

Человек в своей жизни выполняет различные виды деятельности, которые различаются своим предметным содержанием (потребностями, мотивами, задачами, действиями). Основной задачей, по А. Н. Леонтьеву, является определение предметного содержания каждого вида деятельности. Решив эту задачу, то или иное психологическое образование, наблюдаемое у человека, можно определить в качестве конкретного вида деятельности. А. Н. Леонтьев писал, что первичной формой деятельности является ее коллективное, или совместное, выполнение.

В основе совместной деятельности (такой и является деятельность педагога и обучаемого в процессе обучения) лежит индивидуальная деятельность субъектов. Становление индивидуальной деятельности внутри и на основе совместной представляет собой тот процесс, который называется интериоризацией. А. Н. Леонтьев обратил внимание на социально-исторический смысл индивидуальной деятельности, ее связь с процессами материального и речевого общения людей [18]. К сожалению, А. Н. Леонтьевым не были организованы экспериментальные исследования по изучению психических закономерностей процесса интериоризации как перехода от коллективной к индивидуальной деятельности. Эти исследования начали интенсивно развиваться в 1979–1980-е годы сотрудниками Института психологии Российской академии образования, сотрудниками научной школы В. В. Давыдова и других ученых (Р. Я. Гмурман, А. Ю. Коростелов, Г. Г. Кравцов, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман и др.).

Профессия типа «человек – человек», к этому типу профессий и относятся все педагогические профессии, требует от педагога специальных знаний, но успешная профессиональная деятельность зависит, в первую очередь, от склонности и умения его работать с людьми, анализировать их поведение, замечать особенности их характера и состояния [21].

Во многих случаях работникам этого типа профессий, а значит и преподавателю учреждения профессионального образования, необходима четкость и чистота речи, высокая культура поведения и общения, чуткость, внимательность, вежливость, выдержка, уравновешенность, умение сохранять дистанцию при общении, твердость и настойчивость.

Учеными выделено три аспекта проявления активности человека в профессиональной деятельности. Первый аспект связан с функционированием человека в технологическом процессе и характеризует его деятельность как реализацию определенных функций. Второй аспект обусловлен функционированием человека в системе профессиональных отношений и характеризуется состоянием дисциплины, уровнем бережливости по отношению к предметам и средствам деятельности. Третий аспект отражает функционирование субъективно регулирующего механизма деятельности. Он характеризуется соотношением различных мотивов деятельности, системой ценностных ориентаций, направленностью потребностей и интересов. Наивысшая эффективность профессиональной деятельности достигается тогда, когда деятельность действительно становится внутренней потребностью человека, основным способом реализации его способностей. Только при этом условии он может рассматриваться как подлинно творческий процесс.

В этом отношении профессиональная деятельность характеризуется не совокупностью выполняемых функций, а типом организации, включающей в себя отношение субъекта к деятельности и отношение работников друг к другу при взаимном обмене опытом деятельности. Таким образом, теоретические исследования доказали, что профессиональная деятельность – это категория, обуславливающая изучение видов деятельности в совокупности со средой окружения человека и с появлением новых видов деятельности.

В начале XXI века в профессиональной педагогике были проведены широкомасштабные исследования деятельности учителей, преподавателей начального, среднего и высшего профессионального образования [1, 22]. Их методологической базой являлась интегративная методология профессионального образования. Благодаря данной методологии удалось выявить общие исходные теоретико-практические требования к исследованию деятельности педагогов и объединить в исследовании виды и условия деятельности, а также компетенции преподавателей. Было установлено, что:
– виды, условия деятельности педагогов и их компетенции взаимосвязаны и представляют собой интегративное построение;
– исследование видов, условий деятельности и компетенций педагогов осуществляется инструментарием, разработанным не под влиянием принятых нормативов, а благодаря научному интегративному видению изучения проблемы, подвластному, прежде всего, системному и интегративному подходам и методологическим принципам;
– сравнительный анализ деятельности и компетенции педагогов осуществляется с целью воссоздания (восполнения – интеграции) единой профессиологической картины, благодаря которой возможно более точное прогнозирование педагогической деятельности и результатов педагогического образования не только в нашей стране, но и за рубежом.

Практический аспект изучения профессиональной деятельности педагога

Практические исследования, посвященные выявлению сущности теоретических положений, проводились в течение последних 7 лет в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. В практическом исследовании приняли участие более 250 преподавателей из Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Вологодской, Владимирской и Ивановской и Ленинградской областей.

Для проведения сравнительного анализа деятельности педагогов был выработан единый сценарий. Он предусматривал:
– разработку единого вопросника для педагогов, где интегративно изучались виды деятельности, компетенции и условия их реализации;
– собственно проведение в учебных заведениях профессионального образования опроса педагогов;
– сопоставимость и научную интерпретацию результатов опроса;
– прямое наблюдение деятельности педагогов и ее условий в учебных заведениях;
– беседы с педагогами во время встреч;
– изучение публикаций педагогов.

Исследуя профессиональную деятельность преподавателей, для нас базовое значение имели достигнутые результаты в: интегративной методологии и теории профессиональной педагогики (А. П. Беляева); исследовании профессионализма и личности педагога (Л. М. Митина); установлении учеными фактов изменения в профессиональной деятельности педагога (С. Г. Вершловский, Е. В. Пискунова); проектировании структуры и содержания профессионально-квалификационной характеристики и построении профессиологической модели на специальность или профессию (А. П. Беляева); разработке профессиологических закономерностей и принципов педагогического образования (Н. М. Александрова, Э. В. Балакирева); изучении классификации условий профессионального развития педагогов в системе современного инновационного образования (С. Л. Леньков) и другие.

Практические исследования доказали, что профессиональная деятельность педагога в настоящее время не только изменяется под влиянием современных условиях, но она еще и постепенно усложняется, так как происходит изменение нормативной базы, появляются новые подходы в образовании, ведется отслеживание результатов обучения и индивидуальных достижений студентов. Все это ведет к постоянному и своевременному обновлению учебно-программной документации и учебно-методических комплексов, к освоению нового лексического и терминологического материала.

Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования, основанная на компетентностном подходе, требует системно-моделирующей продуктивной деятельности от преподавателей. При этом результаты наблюдений и анкетирования показывают, что у более 46% преподавателей преобладает репродуктивный уровень педагогической деятельности.

Переход от знаниевой парадигмы в образовании к совокупности сформированных универсальных учебных действий и компетенций студентов ведет к изменениям в организации образовательного и воспитательного процесса в целом [22]. Изменяется сама модель выпускника учреждений среднего и высшего профессионального образования, в тоже время и работодатели повышают требования к уровню квалификации будущего специалиста. В этих условиях профессиональная деятельность преподавателей обогащается педагогической поддержкой абитуриентов и студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования в их профессиональном самоопределении.

В настоящее время возрастают требования к уровню квалификации преподавателей. Они должны иметь высшее образование, наличие стажировки и квалификационного разряда с учетом отрасли деятельности учреждения среднего и высшего профессионального образования, квалификационную категорию. Это требует выполнения не только деятельности организационного и методического характера преподавателем, а так же деятельности проектировочного, технологического и научно-методического характера.

Современный учебно-воспитательный процесс изменяет позицию преподавателя, который должен сопровождать этот процесс. Сейчас для студентов становятся чрезвычайно важны личностные качества преподавателя (доброжелательность, организованность, активность, оптимизм и т. п.). Это отмечают более 82% опрошенных студентов. В тоже время в резонанс этому значению педагоги на первый план ставят свои профессиональные качества.

Использование современных технологий в различных отраслях экономики и применение новых технологий в обучения студентов, в том числе студентов с ограниченными возможностями здоровья, требует от преподавателей своевременного овладения соответствующими технологиями. Однако, результаты анкетирования преподавателей и наблюдения за их профессиональной деятельностью доказывают наличие ряда объективных затруднений в решении этого вопроса. Преподаватели отмечают, что освоению новых технологий мешает: ухудшение обучаемости в связи с возрастом (средний возраст педагогических кадров в учреждениях среднего и высшего профессионального образования составляет от 40 до 55 лет); недостаточное финансирование и наличие соответствующей материально-технической базы (этот фактор отметили более 52% от числа опрошенных преподавателей). По экспериментальным данным исследования только 34% преподавателей считают, что для них значимы такие компетенции как: владение технологией научного исследования и компьютерными и интерактивными технологиями.

Указанные затруднения по нашему мнению не являются непреодолимыми. Для их снижения необходимо налаживание постоянно действующей системы повышения квалификации для преподавателей в каждом учебном заведении профессионального образования, включающей службу психологической поддержки.

Открытость каждого профессионального образовательного учреждения требует такого же подхода к своей профессиональной деятельности, как со стороны педагогов, так и в целом от всех участников образовательного процесса, а именно распространение личного опыта, обмен педагогическим опытом, участие в конкурсной и научно-исследовательской деятельности педагогов и студентов. Готовность к организации творческой, исследовательской, проектной, конкурсной, олимпиадной и других видов деятельности студентов доказали 54% педагогов учреждений среднего профессионального образования и более 76% педагогов высшего профессионального образования. Примерно в таком же диапазоне отмечается готовность педагогов к организации собственной работы для участия в творческой, исследовательской, проектной, конкурсной, олимпиадной и другой деятельности.

В настоящее время в профессиональных учебных заведениях преподаватели обычно только в особых случаях взаимодействуют с родителями обучающихся, что не всегда оправданно, та как именно родители могут стать активными участниками образовательного процесса, могут оказывать влияние на содержание и расписание как образовательной, так и внеурочной деятельности студентов.

Кроме того, меняется и взаимодействие между педагогами, интеграционные связи в процессе обучения заставляют согласовывать работу преподавателя с работой коллег (межпредметные уроки, проекты), что требует владения управленческой и проектной видами деятельности. При этом результат практического исследования показывает, что менее 66% педагогов считают необходимым выполнение данных видов деятельности.

Необходимость сохранения и укрепления здоровья студентов во время обучения позволяет говорить о том, что требуются новые подходы не просто в их образовании, а в сбережении их здоровья. В этой связи такой вид деятельности преподавателя как планирование образовательного процесса обогащается проведением мероприятий, направленных на укрепление здоровья обучаемых.

Выводы из проведенных исследований профессиональной деятельности педагогов среднего и высшего профессионального образования

Исследования профессиональной деятельности педагогов позволили сделать следующие выводы:
1) профессиональная деятельность педагогов постоянно изменяется и усложняется за счет одновременных изменений в педагогической науке, изменений в будущей профессиональной деятельности студента и умения педагогов внедрять в свою деятельность происходящие изменения в виде новых видов деятельности, инноваций;
2) изучению деятельности педагогов и принятию мер по изменению видов их деятельности нужно уделять постоянное внимание, так как эффективность работы педагогов являет собой один из системообразующих элементов процесса формирования конкурентоспособного выпускника, а также гарантирует педагогам совершенствование профессионализма деятельности;
3) профессиональная деятельность педагогов – это деятельность сложной системы «человек-человек», отсюда для ее изучения и характеристики недостаточно знать функции преподавания, нужно изучать особым педагогическим инструментарием ход и результаты совместной деятельности – деятельности преподавателя и студента, деятельности преподавателя и других преподавателей;
4) формирование в процессе профессионального образования компетентностей у выпускников базируется на продуктивной деятельности педагогов, что обязывает развивать систему повышения квалификации педагогических кадров в каждом учебном заведении. При этом важно больше обращать внимание на обучение педагогов интеграционным и творческим видам деятельности; формировать у них положительную мотивацию к освоению новых технологий обучения и образования.

Выявленными перспективными исследованиями являются: создание прогностической модели профессиональной деятельности педагогов среднего и высшего профессионального образования, которая бы указывала тенденции развития деятельности педагогов, изменения и скорость изменения в видах их деятельности, а также позволяла бы представить необходимые системные требования к изменению содержания и учебного процесса подготовки и повышения квалификации педагогов в учреждениях профессионального образования.

Библиография
1.
Александрова, Н. М. Сущностные характеристики интегративной методологии профессиологии педагогического образования // Региональное образование ХХI века: проблемы и перспективы, №2, 2008. – С. 39-41
2.
Балакирева, Э. В. Профессиологические основы педагогического образования: методология и концепция: монография. Э. В. Балакирева. – СПб. : РГПУ им. А.И.Герцена, 2005. – 185 с.
3.
Балакирева, Э. В. Профессиологический подход к педагогическому образованию: монография / Э. В. Балакирева. – СПб. : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. – 255 с.
4.
Беляева, А. П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования / А. П. Беляева. – СПб. : Ин-т профтехобразования РАО, 1997. – 226 с.
5.
Беляева А. П. Интегративная теория и практика многоуровневого непрерывного профессионального образования / А. П. Беляева. – СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 2002. – 240 с.
6.
Беляева, А. П. Методология и теория профессиональной педагогики / А. П. Беляева. – СПб. : Ин-т профтехобразования РАО, 1999. – 470 с.
7.
Буева, Л. П. Человек: деятельность и общение / Л. П. Буева – М.: Мысль, 1978. – 216 с.
8.
Вершловский С. Г. Педагог эпохи перемен, или Как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя / С. Г. Вершловский. – М. : Сентябрь, 2002. – 160 с.
9.
Вершловский, С. Г. Учитель о себе и профессии / С. Г. Вершловский. – Л. : Знание, 1988 – 94 с.
10.
Деятельность: теории, методология, проблемы: Сб. / Сост. И. Т. Касавин. – М. : Политиздат, 1990. – 365 с.
11.
Зеер, Э. Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование / Э. Ф. Зеер. – Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2006. – 170 с.
12.
Иванов, В. П. Человеческая деятельность – познание – искусство / В. П. Иванов – Киев: Наукова думка, 1977. – 251 с.
13.
Каган, М. С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа / М. С. Каган – М. : Политиздат, 1974. – 328 с.
14.
Кветной, М. С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы: Социальный аспект / М. С. Кветной – Саратов: Саратовский ун-т, 1974. – 224 с.
15.
Климов Е. А. Психология профессионала: изб. психолог. труд Е. А. Климов. – М. : Изд-во Московского психолого-социального университета; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 456 с.
16.
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность /А. Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 1975. – 304 с.
17.
Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. Т. I / А. Н. Леонтьев. – М. : Педагогика, 1983. – 92 с.
18.
Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики. / А.Н.Леонтьев – М.: МГУ, 1981. – 584 с.
19.
Маркова, С. М. Концептуальные основы проектирования системы деятельности учебного заведения интегративного типа / Под ред. А. П. Беляевой. – Нижний Новгород: ВГИПИ, 2001. – 165 с.
20.
Митина, Л. М. Учитель как личность и профессионал / Л. М. Митина. – М. : Дело, 1994. – 216 с.
21.
Мир профессий: в 6 т. Т. 2: Человек – человек / сост. Р. Каверина. – М. : Мол. гвардия, 1986. – 300 с.
22.
Педагогическое образование: современные проблемы, концепции, теории и практика: сб. науч. ст. / под общ. ред. И. И. Соколовой. –СПб. : Учреждение РАО ИПО, 2009. – 412 с.
23.
Пискунова, Е. В. Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогической деятельности учителя: монография / Е. В. Пискунова. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. – 324 с.
24.
Плотников, Ю. К. Место категории деятельности в теоретической системе исторического материализма // Деятельность: теории, методология, проблемы / Ю. К. Плотников – М. : Политиздат, 1990. – 365 с.
25.
Теория профессиологии педагогического образования: монография / под науч. ред. Н. М. Александровой. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. – 230 с.
26.
Ядов, В. А. Социологические исследования: методология, программа, методы / В. А. Ядов – Самара: Самарский ун-т, 1995. – 328 с.
27.
Леньков С.Л. Классификация условий профессионального развития педагогов в системе инновационного образования // Психология и Психотехника.-2015.-3.-C. 295-303. DOI: 10.7256/2070-8955.2015.3.14649.
References (transliterated)
1.
Aleksandrova, N. M. Sushchnostnye kharakteristiki integrativnoi metodologii professiologii pedagogicheskogo obrazovaniya // Regional'noe obrazovanie KhKhI veka: problemy i perspektivy, №2, 2008. – S. 39-41
2.
Balakireva, E. V. Professiologicheskie osnovy pedagogicheskogo obrazovaniya: metodologiya i kontseptsiya: monografiya. E. V. Balakireva. – SPb. : RGPU im. A.I.Gertsena, 2005. – 185 s.
3.
Balakireva, E. V. Professiologicheskii podkhod k pedagogicheskomu obrazovaniyu: monografiya / E. V. Balakireva. – SPb. : Izdatel'stvo RGPU im. A. I. Gertsena, 2008. – 255 s.
4.
Belyaeva, A. P. Integrativno-modul'naya pedagogicheskaya sistema professional'nogo obrazovaniya / A. P. Belyaeva. – SPb. : In-t proftekhobrazovaniya RAO, 1997. – 226 s.
5.
Belyaeva A. P. Integrativnaya teoriya i praktika mnogourovnevogo nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya / A. P. Belyaeva. – SPb.: In-t proftekhobrazovaniya RAO, 2002. – 240 s.
6.
Belyaeva, A. P. Metodologiya i teoriya professional'noi pedagogiki / A. P. Belyaeva. – SPb. : In-t proftekhobrazovaniya RAO, 1999. – 470 s.
7.
Bueva, L. P. Chelovek: deyatel'nost' i obshchenie / L. P. Bueva – M.: Mysl', 1978. – 216 s.
8.
Vershlovskii S. G. Pedagog epokhi peremen, ili Kak reshayutsya segodnya problemy professional'noi deyatel'nosti uchitelya / S. G. Vershlovskii. – M. : Sentyabr', 2002. – 160 s.
9.
Vershlovskii, S. G. Uchitel' o sebe i professii / S. G. Vershlovskii. – L. : Znanie, 1988 – 94 s.
10.
Deyatel'nost': teorii, metodologiya, problemy: Sb. / Sost. I. T. Kasavin. – M. : Politizdat, 1990. – 365 s.
11.
Zeer, E. F. Lichnostno-razvivayushchee professional'noe obrazovanie / E. F. Zeer. – Ekaterinburg: GOU VPO «Ros. gos. prof.-ped. un-t», 2006. – 170 s.
12.
Ivanov, V. P. Chelovecheskaya deyatel'nost' – poznanie – iskusstvo / V. P. Ivanov – Kiev: Naukova dumka, 1977. – 251 s.
13.
Kagan, M. S. Chelovecheskaya deyatel'nost': opyt sistemnogo analiza / M. S. Kagan – M. : Politizdat, 1974. – 328 s.
14.
Kvetnoi, M. S. Chelovecheskaya deyatel'nost': sushchnost', struktura, tipy: Sotsial'nyi aspekt / M. S. Kvetnoi – Saratov: Saratovskii un-t, 1974. – 224 s.
15.
Klimov E. A. Psikhologiya professionala: izb. psikholog. trud E. A. Klimov. – M. : Izd-vo Moskovskogo psikhologo-sotsial'nogo universiteta; Voronezh: Izd-vo NPO «MODEK», 2003. – 456 s.
16.
Leont'ev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' /A. N. Leont'ev. – M. : Politizdat, 1975. – 304 s.
17.
Leont'ev A. N. Izbrannye psikhologicheskie proizvedeniya: v 2-kh t. T. I / A. N. Leont'ev. – M. : Pedagogika, 1983. – 92 s.
18.
Leont'ev, A. N. Problemy razvitiya psikhiki. / A.N.Leont'ev – M.: MGU, 1981. – 584 s.
19.
Markova, S. M. Kontseptual'nye osnovy proektirovaniya sistemy deyatel'nosti uchebnogo zavedeniya integrativnogo tipa / Pod red. A. P. Belyaevoi. – Nizhnii Novgorod: VGIPI, 2001. – 165 s.
20.
Mitina, L. M. Uchitel' kak lichnost' i professional / L. M. Mitina. – M. : Delo, 1994. – 216 s.
21.
Mir professii: v 6 t. T. 2: Chelovek – chelovek / sost. R. Kaverina. – M. : Mol. gvardiya, 1986. – 300 s.
22.
Pedagogicheskoe obrazovanie: sovremennye problemy, kontseptsii, teorii i praktika: sb. nauch. st. / pod obshch. red. I. I. Sokolovoi. –SPb. : Uchrezhdenie RAO IPO, 2009. – 412 s.
23.
Piskunova, E. V. Sotsiokul'turnaya obuslovlennost' izmenenii professional'no-pedagogicheskoi deyatel'nosti uchitelya: monografiya / E. V. Piskunova. – SPb. : Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2005. – 324 s.
24.
Plotnikov, Yu. K. Mesto kategorii deyatel'nosti v teoreticheskoi sisteme istoricheskogo materializma // Deyatel'nost': teorii, metodologiya, problemy / Yu. K. Plotnikov – M. : Politizdat, 1990. – 365 s.
25.
Teoriya professiologii pedagogicheskogo obrazovaniya: monografiya / pod nauch. red. N. M. Aleksandrovoi. – SPb. : Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2013. – 230 s.
26.
Yadov, V. A. Sotsiologicheskie issledovaniya: metodologiya, programma, metody / V. A. Yadov – Samara: Samarskii un-t, 1995. – 328 s.
27.
Len'kov S.L. Klassifikatsiya uslovii professional'nogo razvitiya pedagogov v sisteme innovatsionnogo obrazovaniya // Psikhologiya i Psikhotekhnika.-2015.-3.-C. 295-303. DOI: 10.7256/2070-8955.2015.3.14649.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"