Статья 'Реализация дистанционного образовательного процесса в условиях отдаленного поселка с ограниченным доступом к скоростной сети Интернет' - журнал 'Современное образование' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Современное образование
Правильная ссылка на статью:

Реализация дистанционного образовательного процесса в условиях отдаленного поселка с ограниченным доступом к скоростной сети Интернет

Ковалевский Валерий Анатольевич

доктор медицинских наук

и.о. ректора, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

660049, Россия, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89

Kovalevskii Valerii Anatol'evich

Doctor of Medicine

Acting Rector at Krasnoyarsk State Pedagogical University named after Asafiev

66049, Russia, Krasnoyarsk, Ada Lebedeva str. 89

kspu@kspu.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Кирко Владимир Игоревич

доктор физико-математических наук

профессор, кафедра менеджмента организаций, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

660049, Россия, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89

Kirko Vladimir Igorevich

Doctor of Physics and Mathematics

Professor of the Department of Management of Organizations at Krasnoyarsk State Pedagogical University named after Astafiev

660049, Russia, Krasnoyarsk, str. Ady Lebedevoi, 89

director.nifti@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Малахова Екатерина Валерьевна

специалист Научно-исследовательского отдела, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

660049, г. Красноярск, улица Ады Лебедевой, 89

Malakhova Ekaterina Valer'evna

specialist of the research department at Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev

660049, Krasnoyarsk, str. Ady Lebedevoy, 89

malkaterok@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Васильев Евгений Алиевич

начальник управления информатизации, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

660049, Россия, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89

Vasil'ev Evgenii Alievich

head of the informational support management at Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. Astafiev

660049, Russia, Krasnoyarsk, str. Ady Lebedevoy, 89

kspu@kspu.ru

DOI:

10.7256/2306-4188.2014.4.13421

Дата направления статьи в редакцию:

24-10-2014


Дата публикации:

07-11-2014


Аннотация: Предмет исследования - проблемы образования в локально удаленных поселках, расположенных в труднодоступных местах, в том числе на северных и арктических территориях. Кроме того рассмотрены проблемы в организации образовательного процесса у кочующего населения, занимающегося традиционными видами деятельности. На основе практического опыта Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева предложены способы реализации технологической цепочки удаленного учебного места в условиях практического отсутствия (или полного отсутствия) доступа к высокоскоростной глобальной сети передачи связи (Интернет). Основная методология - полевые исследования в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Красноярского края с 2010 по 2014 гг. Результаты полевых исследований были обобщены и предложены в качестве выводов данной статьи. Применялась также методика критического анализа экспертных и информационных сообщений, научный обзор актуальных источник по тематике исследования. Разработана модель дистанционного образования в условиях труднодоступных северных поселений Красноярского края, где компактно проживают восемь этнокультурных групп, относящихся к категории коренных малочисленных народов Красноярского края. Предложен конкретный проект и рекомендации для улучшения качества образования в северных и арктических поселениях Российской Федерации.


Ключевые слова:

дистанционное образование, Арктика, Север, образовательные технологии, коренные народы, северные регионы РФ, инновационные технологии обучения, Красноярский край, полевые исследования, электронное образование

УДК:

373.1

Abstract: The subject of the present research is the problems of education in remoted settlements located in hard-to-reach places such as northern and Arctic regions. In addition, the authors of the research article discuss the problems of educating nomadic groups that are involved in their traditional activity and therefore migrate from one place to another. Based on the practical experience of the researchers of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. Astafiev, the authors offer particular ways to organize distance education for those who live in remote regions and have limited or no access to the Internet. The methodology of the research involves field researches that have been carried out in the areas of compact settlement of indigenous groups in the Krasnoyarsk Krai since 2010 up to 2014. The results of the field researches have been summarized and presented as the conclusions of the present research article. The authors have also applied the method of the critical analysis of expert and information messages and scientific review of topical sources on the matter. The authors offer the model of distance education in hard-to-reach northern settlements of the Krasnoyarsk Krai where eight ethnocultural groups considered to be indigenous peoples of the Krasnoyarsk Krai live. The authors offer the project and recommendations on how to improve the quality of education in northern and Arctic regions of the Russian Federation. 


Keywords:

distance education, the Arctic, the North, educational technology, indigenous groups , northern regions of the RF, innovative teaching technologies, Krasnoyarsk Krai, field researches, e-learning

Народы Арктической зоны Восточной Сибири испытывают жесткое воздействие (культурное и экономическое) глобальных трансформаций, в связи с новой волной индустриализации северных и арктических территорий (добыча полезных ископаемых, развитие трансполярной авиации, возрождение Североморского судоходства, укрепление северной границы РФ и др.) [35; 44-49; 51-53]. Глобальные процессы – воздействие массовой культуры, внедрение ценностей общества безмерного потребления – для коренных северных народов могут привести к разрушению традиционных культурных идентичностей, изменению контуров территорий традиционного природопользования, разрушению экологии и, наконец, к существенному ухудшению здоровья коренного населения. Последнее ставит под угрозу само существование этих народов в складывающейся сегодня региональной системе. Поэтому современные процессы, которые разворачиваются на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, чрезвычайно важны для современного российского государства. Речь идет об уникальном культурном наследии, способности выстраивать устойчивое социальное пространство в экстремальных условиях [33; 34; 37-43; 54-56].

Для сохранения и кардинального улучшения качества жизни народов, населяющих арктическую зону, необходим комплексный подход, учитывающий все стороны жизни коренного населения (экономическую, социально-культурную, образовательную, медицинскую и др.), поскольку в локально расположенных, отдалённых северных посёлках (особенно в арктических условиях) все стороны жизни системно взаимосвязаны. Необходимо применять достижения современной науки и техники, которые в свою очередь оказывают серьёзное давление на традиционный уклад жизни [1-10; 16; 17; 63-74]. Последнее должно органично дополнять, а не разрушать его. Современное государство должно выстраивать свою политику сохранения уникальной культуры коренных северных народов в соответствии с многообразной этнокультурной и социально-психологической дифференциацией этих народов, а также с учётом таких этнических стандартов качества жизни, которые были бы укоренены в социальной психологии именно этих народов. Необходимы научно-обоснованные методики, позволяющие ориентироваться в этнокультурных стандартах качества жизни и этнокультурных стандартах индикаторов его роста.

Особую роль в процессе сохранения традиций, языка и других этнических особенностей с одной стороны, а также в сохранении индивидуальной конкурентной способности и повышения качества жизни с другой, играет образование, современные образовательные технологии [1-9; 63; 64].

В таблице 1 приведены данные по динамике численности коренных малочисленных народов Красноярского края [45].

Таблица 1. Динамика численности коренных малочисленных народов Красноярского края

Этнокультурная группа

Численность по данным Всероссийской переписи 2002 г.

Численность по данным Всероссийской переписи 2010 г.

Дельта

(плюс или минус по сравнению с 2010 г.)

1.

Ненцы

3188

3633

плюс

2.

Эвенки

4632

4373

минус

3.

Нганасаны

811

807

минус

4.

Селькупы

412

281

минус

5.

Долганы

5805

5810

плюс

6.

Кеты

1189

957

минус

7.

Энцы

213

221

плюс

8.

Чулымцы

159

147

минус

9.

Якуты

1368

1468

плюс

Как следует из таблицы 1, численность коренных народов за последние 8 лет практически не меняется или, по некоторым этнокультурным группам, даже несколько возрастает. В Республике Саха (Якутия) численность коренных малочисленных народов постоянно растёт [18].

По данным Федеральной службы государственной статистики, начиная с 1990 г. по 2005 г., количество дошкольных и общеобразовательных учреждений в северных районах Красноярского края, Республике Саха (Якутия) и Дальневосточного федерального округа уменьшилось практически в 2 раза, что обусловлено закрытием малокомплектных школ [25, с.12-19]. Возможность получения высшего профессионального образования на Севере снижается из-за закрытия филиалов вузов. Ожидается, что с освоением северных территорий «кадровый голод», как и потребность в образовательных услугах, на Севере края будет постоянно расти.

В этой связи необходимы новейшие образовательные технологии с использованием современных IT-технологий, разработанные специально для северных и арктических территорий, учитывающие и кочевой образ жизни части населения, и практическое отсутствие доступа для них к высокоскоростной сети Интернет. Развитие разветвлённых, коммерческих, высокоскоростных сетей связи на этих территориях с необходимой плотностью покрытия и позволяющих на своей базе внедрять образовательные технологии, затруднено низкой рентабельностью и низкой плотностью населения.

В настоящее время в Красноярском крае обучение школьников в Арктике производится в системе базовых школ-интернатов, расположенных в северных посёлках, таких как п. Носок (Таймырский Долгано-Ненецкий мунициальный район), с. Байкит (Эвенкийский муниципальный район), с. Фарково (Туруханский район).

Например, школьники старших классов проходят обучение в отрыве от традиционного места проживания в с. Байкит Красноярского края. Предварительные исследования показали явно недостаточную степень подготовки школьников к сдаче ЕГЭ из-за низкой квалификации и ответственности местных преподавателей и преподавателей, работающих по контракту. Транспортная удаленность и практическая недоступность к высокоскоростной связи не позволяет преподавателям и другим категориям специалистов (например, медикам) пройти курсы повышения квалификации. В некоторых случаях (например, в п. Ессей и с. Фарково) врачи и педагоги не имеют прав на работу по профессии [12, с.57-61].

Для коренных кочующих жителей разрабатывается форма кочевых школ. В республике Саха (Якутия) созданы 9 таких школ [19]. В Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края в качестве эксперимента работает 1 школа. Понятны проблемы этих школ. Прежде всего, необходимо найти преподавателей-подвижников, которые будут кочевать 9 месяцев в году с оленеводческими бригадами в далеко не комфортных условиях, а также обеспечить должное финансирование, т.к. можно предположить, что стоимость содержания одного ученика будет значительно выше, чем в стационарной школе. Как утверждают многие эксперты, кочевая школа способствует укреплению связи поколений, воспитанию детей, в совершенстве владеющих родным языком, знающих традиции и культуру своего народа. В условиях суровой арктической тундры школа в тесной связи с родителями выполняет задачи воспитания и обучения детей без отрыва от семьи, приобщая их к традиционным промыслам и этнической культуре.

В связи с вышеизложенным нужно решить достаточно сложную задачу. В условиях практически ограниченной доступности (недоступности) к высокоскоростной сети Интернет необходимо, используя все имеющиеся современные технологии, создать технологическую цепочку, обеспечивающую качественный образовательный процесс, формирующий необходимые компетенции. На основе концепции имитационного моделирования (структура интерактивного учебного занятия: интерактивные лекции, практические занятия, самостоятельная работа) в полной мере используются технологии имитационного моделирования (деловая игра, кейс-study, тренинг-технология, игровое проектирование, интеллект-карты, интерактивные упражнения). Соответствующие контрольно-измерительные материалы интерактивного обучения (принципы КИМ в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, методы оценки компетентности учащихся с помощью интерактивных методов) помогут обучающемуся овладеть универсальными способами деятельности, применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях при которых и будут формироваться необходимые компетенции [20].

Полевые исследования северных посёлков Красноярского края в Эвенкийском муниципальном районе, Туруханском районе, Северо-Енисейского районе и Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе, проведённые в период 2010-2014 гг. студентами, аспирантами и преподавателями четырех университетов г. Красноярска [10-12, 44-48; 51-53; 62] показали, что пропускная способность Интернета не позволяет организовать непрерывный, регулярный образовательный процесс через местных провайдеров по техническим и финансовым причинам. Например, в п. Носок (арктическая зона Красноярского края) работает школа-интернат, где обучаются примерно 480 учеников, использовать интернет мог только 1 пользователь. Такая же картина не только на севере Красноярского края, но и в отдаленных южных районах, например в школе п. Верхне-Усинское, где учатся около 200 школьников Ермаковского района. Для обеспечения образовательного процесса возникнет необходимость наращивания скорости магистральных каналов связи, что требует от местных операторов связи серьёзных капиталовложений с длительным периодом окупаемости.

Проблему трансляции образовательных услуг в удаленные поселки, можно решить с помощью создания специализированных удаленных учебных мест, обеспеченных либо индивидуальной спутниковой связью, либо специальным режимом Интернет связи, который обеспечивает высокую скорость во время образовательного процесса в on-line режиме (не менее 128 кбит/сек).

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева в рамках своей Программы стратегического развития создал 12 опорных пунктов удаленных учебных мест с использованием услуг обычных провайдеров (п. Ермаковское, п. Шушенское, г. Бородино и др.), а также с индивидуальной спутниковой связью (п. Верхне-Усинское, г. Северо-Енисейск и др.) [10, с. 7-11].

В 2013-2014 гг. в экспериментальном порядке были прочитаны циклы лекций в on-line режиме для работников образовательных и социальных учреждений Красноярского края в районах, где созданы цепочки удаленного учебного места. Связь была двухсторонней. Первые результаты выявили как проблемы, так и достоинства этого проекта. К проблемным моментам можно отнести следующие:

– некоторые районы не проявили желание в организации соответствующей аудитории, что видимо связано с нежеланием лиц, ответственных за образование в поселках, проявлять активность;

– недостаток компетенций некоторых преподавателей приспособиться к необычному процессу общения с аудиторией в телевизионном экране и, как следствие, недостаточное умение преподавателей вовлечь аудиторию в эффективный обучающий процесс.

Для решения последней проблемы нужны специальные методы и технологии, которые уже эффективно применяются, например, преподавателями Массачусетского технологического института (США) [22, с. 192].

В связи с вышесказанным можно сделать вывод о необходимости предварительной подготовки преподавателя и тщательного выбора тем лекций и семинаров с учетом конкретных потребностей территорий.

С другой стороны, видео-лекции «Как научить школьников говорить «Нет наркотикам!»[14; 15] и «Школа хорошего зрения – методика профилактики зрительного утомления» кандидата педагогических наук В.А. Ковалева [14; 15] или «Технология кейс-менджмента» [32] кандидата педагогических наук Н.Ф. Яковлевой, собирали полные аудитории.

В этом году появилась перспектива масштабной организации удаленных учебных мест практически во всех районах Красноярского края. Она связана с реализацией в крае Программы «Электронное правительство». В рамках данной Программы практически во всех администрациях населенных пунктов установлены или будут установлены инфоматы для обеспечения видео конференцсвязью, что позволит обеспечить организацию образовательных услуг даже в самых отдаленных территориях Красноярского края. Так, например, по информации на 11 августа 2014 года, Министерство информатизации и связи Красноярского края «...реализовало проект в Арктической зоне Красноярского края, направленный на решение проблемы «цифрового неравенства». Один из самых северных населённых пунктов России – поселок Хатанга Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, а также поселки Диксон и Новорыбная, Носок и Караул, теперь охвачены всеми видами современной связи. В администрациях этих населенных пунктов установлены терминалы электронного правительства, так называемые инфоматы» [30].

На территории Красноярского края уже установлено 474 инфомата, разработанных ОАО «КБ «ИСКРА». КГПУ им. В.П. Астафьева имеет предварительную договоренность c Министерством информатизации и связи Красноярского края и ОАО «КБ «ИСКРА» о совместной реализации проекта «Технологическая цепочка удаленного учебного места под образовательные и кадровые дефициты».

Использование сети инфоматов позволит реализовать опыт сотрудников Базовой кафедры информатики и информационных технологий в образовании КГПУ им. В.П. Астафьева по проведению дистанционного обучения одновременно в нескольких школах различных поселков (Мегауроков) [24].

В порядке эксперимента для кочующих бригад, в условиях полного отсутствия Интернета, КГПУ им. В.П. Астафьева начинает создавать специальные учебно-методические видео и аудиокомплексы для разных категорий жителей, желающих получить образование или же повысить свою квалификацию. Эти же комплексы можно будет использовать для обучения в of-line режиме в труднодоступных поселках. В настоящее время подготовлены три учебно-методических видео комплекса, которые пройдут тестовые испытания в кочующих бригадах оленеводов в ближайшее время.

Реализация, предлагаемого проекта позволит:

– создать условия непрерывного доступного образования для населения Северных районов Красноярского края;

– обеспечить широким спектром образовательных и консультационных услуг все категории населения (в том числе коренные малочисленные народы Красноярского края, проживающие в локально расположенных северных и арктических поселках) с использованием всего научного и образовательного потенциала г. Красноярска, а в последствии и других городов;

– создать систему дистанционного консультирования населения, администраций территорий и предприятий;

– повысить конкурентоспособность жителей труднодоступных территорий (в том числе северных и арктических) на современных рынках труда;

– осуществлять подготовку и переподготовку кадров, повышение профессиональной и дополнительной квалификации персонала для администраций, предприятий и финансово-промышленных групп, осуществляющих свою деятельность на территориях;

– создать информационные и иные необходимые ресурсы для сохранения и изучения уникальной культуры коренного населения региона, закрепленной в этнических языках, литературе, музыке и локальных музейных коллекциях;

– уменьшить адаптационные риски выпускников средних учебных заведений, позволит им получить профессиональную подготовку начального, среднего и высшего уровня.

– обеспечить жителям труднодоступных территорий доступ к новейшим информационным ресурсам.

Организованная этнопедагогическая среда будет способствовать сохранению этнической культурной идентичности будущих специалистов , воспроизводству культурного наследия в будущих поколениях, подготовке и сохранению высококлассных специалистов на территории традиционного проживания.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.