Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

В погоне за двумя зайцами поймай обоих сразу!
34 журнала издательства NOTA BENE входят одновременно и в ERIH PLUS, и в перечень изданий ВАК
При необходимости автору может быть предоставлена услуга срочной или сверхсрочной публикации!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Прокурорский надзор за соблюдением следственными органами разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства
Попов Александр Александрович

аспирант, кафедра организации судебной и правоохранительной деятельности, Российский государственный университет правосудия

117418, Россия, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, 69

Popov Aleksandr

Post-graduate student, the department of Organization of Judicial and Law Enforcement Work, Russian Academy of Justice  

117418, Russia, Moscow, Novocheremushinskaya Street 69

PAA240191@yandex.ru
Аннотация. Статья посвящена вопросам обеспечения соблюдения органами предварительного следствия разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства средствами прокурорского надзора. Рассмотрены процессуальные возможности прокурора на данном участке надзорной деятельности, а также организация прокурорского надзора за исполнением требований закона о разумном сроке уголовного судопроизводства. Предметом исследования выступили международно-правовые акты, нормы Уголовно-процессуального кодекса РФ, организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры России, судебная практика, а также научная литература по данной теме. Статья преимущественно построена на герменевтической методологии. В ходе исследования также использовались общенаучные методы (анализ, индукция) и частнонаучные методы (формально-логический). Автор статьи приходит к выводу о том, что осуществление досудебного производства по уголовному делу в разумный срок не зависит от того, в чьих руках находятся контрольные полномочия в отношении следователей, но предопределено грамотной организацией расследования преступления, включающей в себя надлежащее выполнение своих обязанностей как следователем по проведению предварительного следствия, так и руководителем следственного органа по процессуальному руководству расследованием. Прокурорам необходимо усилить надзор за исполнением руководителями следственных органов требований закона об организации процессуального контроля и проявлять настойчивость, принципиальность в привлечении указанных должностных лиц к ответственности за ненадлежащий контроль деятельности подчиненных им следователей, что, среди прочего, окажет позитивное влияние на соблюдение разумного срока досудебного производства.
Ключевые слова: прокурорский надзор, надзор за следствием, разумный срок, досудебное производство, прокуратура, следственные органы, уголовное судопроизводство, предварительное следствие, организация надзора, продление сроков
DOI: 10.7256/2409-7136.2016.11.2106
Дата направления в редакцию: 13-11-2016

Дата публикации: 07-12-2016

Abstract. The article is devoted to the issues of observance of a reasonable period of time by investigative agencies during the pretrial stages of criminal proceedings. The author considers the procedural capacities of a prosecutor in this area of supervision, and the organization of the prosecutor’s supervision over the observance of the requirements for a reasonable duration of criminal proceedings. The research subject is international legal acts, the provisions of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation, judicial practice and the scientific literature on this topic. The study is based on the hermeneutical methodology. The author applies general scientific methods (analysis, induction) and special scientific methods (formal-logical). The author comes to the conclusion that the realization of pretrial proceedings in a reasonable period of time doesn’t depend on the person, controlling investigators, but is predetermined by a correct organization of investigation which includes a proper performance of duties by both the pretrial investigator and the head of the investigating agency, responsible for the procedural administering of the investigation. Prosecutors should strengthen the supervision over the observance of the law on organization of procedural control by the heads of investigating agencies and display perseverance at and adherence to principles in the imposition of responsibility on the mentioned officials for an improper control over the work of their subordinate investigators. This, among other things, will improve the observance of a reasonable duration of pretrial proceedings. 

Keywords: extension of time, organization of supervision, pretrial investigation, criminal proceedings , investigating authorities, prosecutor's office, pretrial proceedings , reasonable period of time, supervision over investigation , prosecutor's supervision

Эта статья недоступна для пользователей, которые не вошли в цифровую библиотеку издательства под своим логином и паролем. Перейдите по ссылке, чтобы зарегистрироваться или осуществить вход.

Если вы один из авторов этой статьи, вы можете открыть бесплатный доступ к этой статье для своих читателей. Вы должны зайти под своим логином и паролем, чтобы воспользоваться услугой. Перейдите по ссылке, чтобы зарегистрироваться или осуществить вход.
Библиография
1.
Федеральный закон от 30.04.2010 № 69-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» // СПС «КонсультантПлюс»;
2.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 // СПС «КонсультантПлюс»;
3.
Международный Пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 // СПС «КонсультантПлюс»;
4.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // СПС «КонсультантПлюс».
5.
Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О состоянии законности и правопорядка в 2015 году и о проделанной работе по их укреплению» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://genproc.gov.ru/smi/interview_and_appearences/appearences/1078222/;
6.
Апелляционное определение Московского городского суда от 24.08.2016 по делу № 33а-28393/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
7.
Апелляционное определение Сахалинского областного суда от 11.08.2016 по делу № 33а-1921/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
8.
Приказ Генпрокуратуры России от 02.06.2011 № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» // СПС «КонсультантПлюс».
9.
Приказ Генпрокуратуры РФ от 12.07.2010 № 276 (ред. от 22.04.2011) «Об организации прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства» // СПС «КонсультантПлюс».
10.
Указание Генпрокуратуры России № 275/36, СК России 1/206, МВД России № 2/5443, МЧС России № 195, ФССП России № 1-у, ФСБ России № 21, ФСКН России № 4, ФТС России № 1081 от 03.06.2015 «Об организации прокурорского надзора и ведомственного контроля за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства» // СПС «КонсультантПлюс».
11.
Харебава Г.Д. Эффективность прокурорского надзора за органами предварительного следствия: дис. … канд. юрид. наук. Ростов-н/Д, 2012. С. 56.
12.
Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) // СПС «КонсультантПлюс».
13.
Федеральный закон от 05.06.2007 № 87-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
14.
Тимофеев В.Г., Исхаков Р.Х. Организация и методика прокурорского надзора за соблюдением законов, регулирующих сроки следствия и содержания под стражей, порядок продления процессуальных сроков. Методическое пособие. Казань, Мастер Лайн, 2001. С. 78.
15.
Решение Верховного Суда РФ от 10.03.2016 № АКПИ16-157 // СПС «КонсультантПлюс».
16.
Приказ Генпрокуратуры РФ от 18.06.1997 № 31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием» // СПС «КонсультантПлюс».
References (transliterated)
1.
Federal'nyi zakon ot 30.04.2010 № 69-FZ (red. ot 08.03.2015) «O vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii v svyazi s prinyatiem Federal'nogo zakona «O kompensatsii za narushenie prava na sudoproizvodstvo v razumnyi srok ili prava na ispolnenie sudebnogo akta v razumnyi srok» // SPS «Konsul'tantPlyus»;
2.
Konventsiya o zashchite prav cheloveka i osnovnykh svobod ot 04.11.1950 // SPS «Konsul'tantPlyus»;
3.
Mezhdunarodnyi Pakt o grazhdanskikh i politicheskikh pravakh ot 16.12.1966 // SPS «Konsul'tantPlyus»;
4.
Ugolovno-protsessual'nyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 18.12.2001 № 174-FZ (red. ot 06.07.2016) // SPS «Konsul'tantPlyus».
5.
Doklad General'nogo prokurora Rossiiskoi Federatsii Yu.Ya. Chaiki na zasedanii Soveta Federatsii Federal'nogo Sobraniya Rossiiskoi Federatsii «O sostoyanii zakonnosti i pravoporyadka v 2015 godu i o prodelannoi rabote po ikh ukrepleniyu» [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: http://genproc.gov.ru/smi/interview_and_appearences/appearences/1078222/;
6.
Apellyatsionnoe opredelenie Moskovskogo gorodskogo suda ot 24.08.2016 po delu № 33a-28393/2016 // SPS «Konsul'tantPlyus».
7.
Apellyatsionnoe opredelenie Sakhalinskogo oblastnogo suda ot 11.08.2016 po delu № 33a-1921/2016 // SPS «Konsul'tantPlyus».
8.
Prikaz Genprokuratury Rossii ot 02.06.2011 № 162 «Ob organizatsii prokurorskogo nadzora za protsessual'noi deyatel'nost'yu organov predvaritel'nogo sledstviya» // SPS «Konsul'tantPlyus».
9.
Prikaz Genprokuratury RF ot 12.07.2010 № 276 (red. ot 22.04.2011) «Ob organizatsii prokurorskogo nadzora za ispolneniem trebovanii zakona o soblyudenii razumnogo sroka na dosudebnykh stadiyakh ugolovnogo sudoproizvodstva» // SPS «Konsul'tantPlyus».
10.
Ukazanie Genprokuratury Rossii № 275/36, SK Rossii 1/206, MVD Rossii № 2/5443, MChS Rossii № 195, FSSP Rossii № 1-u, FSB Rossii № 21, FSKN Rossii № 4, FTS Rossii № 1081 ot 03.06.2015 «Ob organizatsii prokurorskogo nadzora i vedomstvennogo kontrolya za ispolneniem trebovanii zakona o soblyudenii razumnogo sroka na dosudebnykh stadiyakh ugolovnogo sudoproizvodstva» // SPS «Konsul'tantPlyus».
11.
Kharebava G.D. Effektivnost' prokurorskogo nadzora za organami predvaritel'nogo sledstviya: dis. … kand. yurid. nauk. Rostov-n/D, 2012. S. 56.
12.
Ugolovno-protsessual'nyi kodeks RSFSR (utv. VS RSFSR 27.10.1960) // SPS «Konsul'tantPlyus».
13.
Federal'nyi zakon ot 05.06.2007 № 87-FZ (red. ot 22.12.2014) «O vnesenii izmenenii v Ugolovno-protsessual'nyi kodeks Rossiiskoi Federatsii i Federal'nyi zakon «O prokurature Rossiiskoi Federatsii» // SPS «Konsul'tantPlyus».
14.
Timofeev V.G., Iskhakov R.Kh. Organizatsiya i metodika prokurorskogo nadzora za soblyudeniem zakonov, reguliruyushchikh sroki sledstviya i soderzhaniya pod strazhei, poryadok prodleniya protsessual'nykh srokov. Metodicheskoe posobie. Kazan', Master Lain, 2001. S. 78.
15.
Reshenie Verkhovnogo Suda RF ot 10.03.2016 № AKPI16-157 // SPS «Konsul'tantPlyus».
16.
Prikaz Genprokuratury RF ot 18.06.1997 № 31 «Ob organizatsii prokurorskogo nadzora za predvaritel'nym sledstviem i doznaniem» // SPS «Konsul'tantPlyus».
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"