Васильева Т.Ю.
О необходимости создания института следственных судей в рамках политики государства по совершенствованию российской судебной системы
// Право и политика.
2015. № 1.
С. 84-88.
URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=52351
Васильева Т.Ю. О необходимости создания института следственных судей в рамках политики государства по совершенствованию российской судебной системы
Аннотация: Главным направлением развития судебной системы Российской Федерации является укрепление конституционных гарантий права граждан на судебную защиту. Одним из способов реализации данной концепции, по мнению автора, будет являться введение института следственных судей, специализирующихся по рассмотрению вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей и производстве иных следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан, а также рассмотрение жалоб на действия должностных лиц, осуществляющих уголовное производство. Таким образом, предметом исследования будет являться новый субъект уголовного процесса - следственный судья, его возможные полномочия. Основным методом исследования является статистический метод. Также при написании статьи использовался общенаучный метод обобщения и специальный метод правового моделирования. Научная новизна данной статьи заключается в том, что на основе данных судебной статистики автор предлагает повысить эффективность судебного контроля с помощью создания института следственных судей. Создание института следственных судей, как одно из направлений модернизации судебного контроля, позволит решить следующие проблемы уголовного судопроизводства: - поможет разгрузить суды общей юрисдикции; - будет способствовать более тщательному и объективному рассмотрению судами жалоб, поданных в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса РФ на действия должностных лиц, осуществляющих уголовное производство, а также ходатайств органов предварительного следствия и дознания об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении меры пресечения в виде содержания под стражей, а также о разрешении производства таких следственных действий, как обыск в жилище (помещении), выемка предметов (документов), арест имущества; - исключит формирование обвинительного уклона при рассмотрении уголовного дела, а, следовательно, будет обеспечивать соблюдение принципа состязательности при осуществлении судебного контроля за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и дознания.
Abstract:The main direction of development of the judicial system of the Russian Federation is the strengthening of the
constitutional protection of citizens’ right for legal defense. In author’s opinion, one of the ways of realizing this concept
would be the establishing of an institution of examining magistrates specializing in reviewing the problems on election of
the measures of restraint in the form of detaining, prolonging the term of detention, conducting additional investigative
actions that limit the constitutional rights of the citizens, as well as reviewing the complaints about the activities of members
of law enforcement. Establishing the institution of examining magistrates would provide the following benefits within
the criminal procedure: ease the load on the courts of general jurisdiction; contribute to a more thorough and objective
court review of the complaints filed in accordance with the article 125 of the Criminal Procedure Code of the Russian
Federation on the law enforcement officials conducting the investigation; eliminate the forming of an accusatory trend in
reviewing a criminal case and therefore, would ensure following the adversarial principle in execution of judicial control
over the procedural activity of the investigative branches.
Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав,
указания библиографической ссылки на статью при цитировании.
1. Олимпиев А.Ю. — О субъектах предварительного следствия в Российской Федерации//Полицейская деятлеьность. №
2. Мильчакова О.В. — Конституционное правосудие на страже прав и свобод человека и гражданина// Политика и общество. № 12. 2013. DOI: 10.7256/1812-8696.2013.12.10446
3. Ерпылева Н.Ю., Клевченкова М.Н. — Унификация норм о международной судебной юрисдикции в международном процессуальном праве//Международное право и международные организации/International law and international organizations. № 3. 2013. DOI: 10.7256/2226-6305.2013.3.8984
4. Береговая Е.В. — Мировая юстиция в российской политической системе (по материалам социологического исследования)//Политика и общество. № 8. 2013. DOI: 10.7256/1812-8696.2013.8.908
5. Карасев Р.Е. — Судебная защита: понятие, значение, место в системе защиты прав и свобод человека и гражданина//Право и политика. № 12. 2013 DOI: 10.7256/1811-9018.2013.11.10147
6. Севрюков Д.С. — Организационно-правовой механизм наделения полномочиями народных судей в РСФСР во второй половине 40-х – начале 50-х гг. XХ в.//Право и политика, №1-2014. DOI: 10.7256/1811-9018.2014.1.10264
7. Демидова Л.Н. Системно-функциональный подход и закон о золотой пропорции в уголовном праве // NB: Вопросы права и политики. - 2013. - 7. - C. 177 - 192. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_8802.html
8. Никулин В.В. Правосудие и политика: соотношение политики и права в советской системе наказаний // NB: Исторические исследования. - 2013. - 5. - C. 1 - 59. URL: http://www.e-notabene.ru/hr/article_747.html
References
1. Olimpiev A.Yu. — O sub'ektakh predvaritel'nogo sledstviya v Rossiyskoy Federatsii//Politseyskaya deyatle'nost'. №
2. Mil'chakova O.V. — Konstitutsionnoe pravosudie na strazhe prav i svobod cheloveka i grazhdanina// Politika i obshchestvo. № 12. 2013. DOI: 10.7256/1812-8696.2013.12.10446
3. Erpyleva N.Yu., Klevchenkova M.N. — Unifikatsiya norm o mezhdunarodnoy sudebnoy yurisdiktsii v mezhdunarodnom protsessual'nom prave//Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organizatsii/International law and international organizations. № 3. 2013. DOI: 10.7256/2226-6305.2013.3.8984
4. Beregovaya E.V. — Mirovaya yustitsiya v rossiyskoy politicheskoy sisteme (po materialam sotsiologicheskogo issledovaniya)//Politika i obshchestvo. № 8. 2013. DOI: 10.7256/1812-8696.2013.8.908
5. Karasev R.E. — Sudebnaya zashchita: ponyatie, znachenie, mesto v sisteme zashchity prav i svobod cheloveka i grazhdanina//Pravo i politika. № 12. 2013 DOI: 10.7256/1811-9018.2013.11.10147
6. Sevryukov D.S. — Organizatsionno-pravovoy mekhanizm nadeleniya polnomochiyami narodnykh sudey v RSFSR vo vtoroy polovine 40-kh – nachale 50-kh gg. XKh v.//Pravo i politika, №1-2014. DOI: 10.7256/1811-9018.2014.1.10264
7. Demidova L.N. Sistemno-funktsional'nyy podkhod i zakon o zolotoy proportsii v ugolovnom prave // NB: Voprosy prava i politiki. - 2013. - 7. - C. 177 - 192. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_8802.html
8. Nikulin V.V. Pravosudie i politika: sootnoshenie politiki i prava v sovetskoy sisteme nakazaniy // NB: Istoricheskie issledovaniya. - 2013. - 5. - C. 1 - 59. URL: http://www.e-notabene.ru/hr/article_747.html