Социодинамика
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Социодинамика" > Содержание № 01, 2015
Выходные данные сетевого издания "Социодинамика"
Номер подписан в печать: 22-01-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Копцева Наталья Петровна, доктор философских наук
ISSN: 2409-7144
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2015
Актуальный вопрос
Бабич И.Л. - Социокультурные и политико-правовые аспекты адаптации кавказских мусульман в современной Европе (постановка проблемы) c. 1-10

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.1.13965

Аннотация: Исследование вопросов социокультурной и политико-правовой адаптации мигрантов представляется актуальным в свете происходящей транс-формации таких классических типов государств-наций Западной Европы, как Франция, Германия, Италия и др. в полиэтнические и многоконфессиональные, что, по всей видимости, рано или поздно может затронуть Российскую Федерацию. В течение ХХ – ХХI в. было несколько миграционных потоков народов Кавказа в Европу. В статье поставлен вопрос о характере последнего миграционного потока из России в Европу – 1990-2000-е годы. Причины - политические (война в Чечне), социально-экономические. В статье анализируется изучение жизнедеятельности народов Кавказа в Западной и Восточной Европе, выявить тенденции и перспективы их адаптации к европейской жизни. Следует учитывать, что кавказский фактор позволяет выстроить гипотезы, касающиеся и исламского фактора. Исследование северокавказских общин с точки зрения потенциала к интеграции требует учета их внутреннего расслоения по этническим, возрастным и гендерным характеристикам; анализа истории и политического кон-текста взаимодействия каждой общины с принимающим сообществом. При этом представляется правомерным рассматривать северокавказские общины Европы, в качестве единой группы.
Гуманитарные проекты
Урсул А.Д., Урсул Т.А. - Образование в интересах устойчивого развития: первые результаты, проблемы и перспективы c. 11-74

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.1.14001

Аннотация: В статье показано, что в образовании будут происходить трансформации, которые тесно сопряжены с эволюционными изменениями всего цивилизационного процесса и взаимодействия общества и природы. Обсуждается проблема развертывания образования в интересах устойчивого развития (УР) в России как перед Декадой образования для устойчивого развития (ОУР), так и во время её проведения. Рассмотрены официальные документы общемирового и российского уровня, необходимые для внедрения концепции УР в образовательную деятельность в стране. Сделан акцент на особенностях восприятия идеи УР и становления образования для УР в России, подготовки учебных и учебно-методических материалов в контексте УР в высшей школе, начиная с Конференции ООН по окружающей среде и развитию. В работе применяются принцип темпоральной целостности, а также глобальный, исторический, междисциплинарный, прогностический, системный, эволюционный, экологический и другие подходы к анализу феномена образования в XXI веке. Авторы считают, что не следует представлять (и тем самым зауживать), что главное в переходе к устойчивому развитию – это решение экологических проблем, ставших теперь уже глобальными. Речь должна идти о всех глобальных проблемах и негативных общепланетарных процессах, которые должны решаться на пути перехода к глобальной устойчивости. Особое значение придается проблеме расширения концепции устойчивого развития, в которой уже появился ряд «точек роста» и векторов развития, что важно учитывать в становлении ОУР, которое в силу этих обстоятельств также должно будет расширять свою сферу применения и совершенствоваться в ряде важных направлений
Ситникова А.А. - К вопросу о методологии исследований культуры как социально-антропологической системы c. 75-100

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.1.14237

Аннотация: Предмет исследования - методологические подходы к анализу культуры как социально-антропологической системы. Тем самым культура выступает предметом комплексного социального познания. В данном исследовании представлен анализ методологии культурологии на современном этапе развития науки: рассмотрена существующая классификация методов культурологии, предложена классификация методов культурологии на основании роли и значения практического культурного исследования для получения знания о культуре и определено место исследования культурных концептов в предложенной системе методов. Основное внимание уделяется обоснованию синтетической методологии исследования культуры в контексте социально-антропологической проблематики. Основной метод исследования - аналитический и критический обзор существующих подходов, концепций, методологий. Сделана классификация методологических подходов, обоснованы наиболее эффективные методологические стратегии. Основные выводы проведенного исследования: 1) Теоретические методы направлены на разработку категориального аппарата культурологии. Теоретические методы предназначены для построения культурологии как науки по образу логической системы построения естественных наук. 2) Прикладные методы посвящены исследованию конкретных определенных исследователем явлений культуры. Прикладные методы культурологии возникают тогда, когда проблемы культурологии могут быть решены методами смежных гуманитарных наук. Прикладные методы культурологии – это: полевая экспедиция, социологическое исследование, психологический эксперимент, философско-искусствоведческий анализ, филологический анализ текста, моделирование преобразующих культурных практик. 3) Синтетические методы исследования культуры как социально-антропологической системы предполагают специфическое построение культурного исследования, где прикладное исследование обязательно сопровождает формирование теоретического знания. Суть синтетических методов культурологии состоит в исследование культуры прошлого с целью познания культуры современности, для рефлексии над современным состоянием культуры. Синтетическими методами культурных исследований являются – функциональный анализ культуры, структурный анализ культуры, герменевтика, лингвокультурологический анализ.
Антропология и энтогенез
Резникова К.В. - Этничность как категория социального познания c. 101-111

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.1.14228

Аннотация: Предмет исследования - современные теории этничности. Категория "этничность" используется в ряде социальных наук: философии, социологии, социальной (культурной) антропологии. Автор более подробно рассматривает концепции примордиализма и социального конструктивизима, поскольку именно эти две концепции лежат в основании подавляющего большинства теоретических исследований этнической проблематики. В статье рассматриваются разновидности примордиализма и социального конструктивизма, дается авторская оценка перспективности социального конструктивизима в контексте этнических исследований, поскольку большинство современных исследователей рассматривают этнос как конструкт. Основной метод исследования - критический анализ современной научно-исследовательской и социально-философской литературы. Применяется категориальный анализ "этничности". Научная новизна исследования связана с классификацией существующих теорий этничности, с анализом сильных и слабых сторон двух основных подходов к построению теории этничности - примордиализма и социального конструктивизма. Автор поддерживает те направления в современных социальных исследований этноса, которые связаны с применением теоретического и методологического подхода в контексте социального конструктивизма.
Пименова Н.Н. - Коренные малочисленные народы в современной ситуации: объем и содержание понятия c. 112-134

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.1.14249

Аннотация: Предметом исследования является понятие "коренные малочисленные народы". Автор анализирует различные подходы к этому понятию, представленные в современной исследовательской зарубежной и отечественной литературе. Понятие "коренные малочисленные народы" имеет определенную академическую интерпретацию в зависимости от того, каким образом исследователи понимают сам феномен этничности. Высказывается гипотеза о том, что понятие "коренные малочисленные народы" изменяет свое содержание и объем в зависимости от историко-культурной эпохи, по отношению к которой оно рассматривается. Возможно выделить специфическое содержание данного понятия по отношению к премодерну, модерну и постмодерну. Автор использовал информацию, полученную в ходе полевых исследований в Тюхтетском районе и Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе (Красноярский край) в 2010-2014 гг. Для анализа объема и содержания понятия применялись методы аналитического обзора исследовательской литературы и концептуальный анализ. Коренной народ – это социологическое, культурологическое, этнологическое и этнографическое понятие для обозначения локального социального сообщества, имеющего географические параметры и консолидированного на основе этничности в контексте отношений с доминирующим этносом, нацией; такое сообщество имеет, как правило, исторический колониальный (неоколониальный) опыт и его рефлексию. Определяющей чертой такого сообщества является свойство индигенности, признанной доминирующим этносом и государством, как статус этногруппы, первой заселившей территории компактного проживания ее представителей, также в правовом поле ведущую роль играет самоидентификация его представителей. В качестве основ этничности такого социального сообщества выступают одновременно две группы признаков: а) преимущественно объективные признаки, обнаруживаемые внутри этноса, изначально присущие его представителям и потому воспринимаемые как его маркеры (расовая принадлежность, язык, территориальная закрепленность); б) объективированные посредством культурных знаков признаки этноса, конструирующие этничность его представителей как субъективную конструкцию преимущественно внешним образом («извне»), при этом обнаруживаемые внутри этноса, но внедренные и в данной ситуации берущие свое начало вне его. В современных условиях подобного рода социальные сообщества внутренне неоднородны, включают в себя ряд групп: представителей коренных народов можно дифференцировать по степени воспроизводства традиционного образа жизни в их социокультурных практиках или мере включенности в социальные институты современного общества.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"