Электронный журнал Социодинамика - №1 за 2015 г. - Содержание - список статей. ISSN: 2409-7144 - Издательство NotaBene
по
Sociodynamics
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial collegium
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Sociodynamics" > Contents of Issue № 01/2015
Contents of Issue № 01/2015
Questions of current interest
Babich I.L. - Socio-Cultural and Political-Legal Aspects of Adaptation of Caucasian Muslims in Modern Europe (Problem Definition) pp. 1-10

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.1.13965

Abstract: Socio-cultural and political-legal adaptation of migrans is becoming a nettlesome topic considering the ongoing transformations of such classical types of the countries of the Western Europe as France, Germany, Italy, etc. into polyethnic and multireligious states. Obviously, these transformations will involve the Russian Federation sooner or later. During the XXth - XXIst centuries there have been several migration flows from Caucaus to Europe. In this article Babich discusses the most recent migration flow from Russia to Europe in 1990s - 2000s. The main reasons were political (the Chechnya war) and socio-economic. The researcher analyzes the life of Caucasian people in the Western and Eastern Europe, defines tendencies and prospects for their adaptation to the European lifestyle. It should be also noted that the Caucasian factor allows to make a hypothesis concerning the Islamic factor as well. The research of North Caucasian communities from the point of view of their ability to integrate requires to take into account ethnic, age-related and gender peculiarities, to anlayze the history and political environment of interaction between each community and the receiving society. The researcher also believes that North Caucasian communities in Europe should be viewed as a single ethnic group. 
Humanitarian projects
Ursul A.D., Ursul T.A. - Education for Sustainable Development: The First Results, Problems and Prospects pp. 11-74

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.1.14001

Abstract: In their article the authors emphasize that education will soon have transformations closely related to evolutionary changes in the global civilizational development and interaction between society and nature. The authors discuss the formation of education for sustainable development (SD) in Russia both prior to and during the Decade of Education for Sustainable Development. The authors also discuss what official documents are needed to be accepted both at the global and Russian levels in order to implement the concept of sustainable development in the sphere of Russian education. The authors focus on how the concept of sustainabe development is perceived by Russians and how education for sustainable development is promoted in Russia. Special attention is paid to the process of preparation of tutorials and teaching and learning aids on sustainable development at higher schools starting from the United Nations Conference on Environment and Development. The authors have applied to principle of temporal integrity as well as the globa, historical, interdisciplinary, forecasting, systems, evolutionary, environmental and other approaches to the analysis of the phenomenon of education in the XXIst century. According to the authors, the main goal of sustainable development should not be limited to the solution of environmental issues. It is important to talk about the global issues and negative universal processes that are to be solved before the wold is ready to transfer to the global sustainability. Special attention is paid to the extension of the scope of the concept of sustainable development. 
Sitnikova A.A. - On the Problem of Research Methodology of Culture as a Socio-Anthropological System pp. 75-100

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.1.14237

Abstract: The research subject of this article is the methodological approaches to the analysis of culture as a socio-anthropological system. Thus, culture is the subject of the complex social cognition. This study presents an analysis of the methodology of cultural studies at the present stage of science advancement: the author of the article examines the current classification of cultural research methods, offers her own classification depending on the role and importance of practical cultural research in obtaining knowledge about culture and defines the place of the study of cultural concepts in the offered system of methods. In her research Sitnikova focuses on establisign the scientific rationale for the synthetic methodology in cultural research from the point of view of the socio-anthropological perspective.The main research method used by the author is the analytical and critical review of existing approaches, concepts and methodologies. Sitnikova offers her classification of methodological approaches and substantiates the most effective methodological strategies. The main conclusions of the study: 1) Theoretical methods are aimed at the development of the categorical apparatus of cultural studies. Theoretical methods are designed to build cultural studies as a science in the image of a logical system of natural sciences. 2) Applied methods are devoted to the study of certain cultural phenomena selected by a researcher. Applied methods of cultural studies are used when the problem can be solved by the methods of related humanities. Applied methods of cultural research include field expedition, opinion surveys, psychological experiments, philosophical and art historical analysis, philological text analysis, modeling of transformative cultural practices. 3) Synthetic methods for studying culture as a socio-anthropological system imply a specific structure of cultural researсh where applied research is necessarily accompanied by theoretical knowledge. The main feature of the synthetic methods of cultural research is to study culture for the purpose of learning culture of our time. Synthetic methods of cultural research include functional analysis of culture, structural analysis of culture, hermeneutics and linguoculturological analysis.
Anthropology and ethnogenesis
Reznikova K.V. - Ethnicity as Category of social knowledge pp. 101-111

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.1.14228

Abstract: Object of research - modern theories of ethnicity. The category of "ethnicity" is used in some social sciences: philosophy, sociology, social (cultural) anthropology. The author examines in more detail the concept primordialism and social constructivism, as these two concepts lie at the base of the vast majority of theoretical studies of ethnic issues. The article considers the variety primordialism and social constructivism, given the author's assessment of the prospects of social konstruktivizima in ethnic studies, as most modern scholars consider ethnicity as a construct. The main method of research - a critical analysis of modern research and socio-philosophical literature. Applicable categorical analysis "ethnicity". Scientific novelty of research is related to the classification of existing theories of ethnicity, with an analysis of the strengths and weaknesses of the two main approaches to the construction of a theory of ethnicity - primordialism and social constructivism. The author supports the trend in contemporary social research ethnos that are associated with the use of theoretical and methodological approaches in the context of social constructivism.
Pimenova N.N. - Indigenous peoples in the current situation: the scope and content of the concept pp. 112-134

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.1.14249

Abstract: The subject of this study is the concept of "indigenous peoples". The author analyzes the different approaches to this concept, presented in a modern foreign and domestic research literature. The concept of "indigenous peoples" has a certain academic interpretations depending on how researchers understand the phenomenon of ethnicity. It is hypothesized that the concept of "indigenous peoples" changes its content and scope depending on the historical and cultural epoch, in relation to which it is viewed. Possible to identify the specific content of this concept in relation to the premodern, modern and postmodern. The author used the information obtained in the course of fieldwork in Tyukhtetsky District and Taimyr Dolgan-Nenets Municipal District (Krasnoyarsk Territory) in 2010-2014. For the analysis of the scope and content of the concept applied the methods of analytical review of research literature and conceptual analysis. Indigenous people is a sociological, cultural, ethnographic and ethnological term to refer to a local social community, which has geographic parameters and consolidated on the basis of ethnicity in the context of relations with the dominant ethnic group, nation; such a community has, as a rule, the historic colonial (neocolonial) experience and its reflection. The defining feature of this community is the property of indigenous recognized by the dominant ethnic group and the state, as the status of the ethnic groups, the first populated the territory of compact residence of its members, also in the legal field plays a leading role identity of its representatives. As the basis of ethnicity such social community act simultaneously two groups of features: a) objective evidence mainly detected within the ethnic group, the inherent limitations of its representatives and therefore perceived as his markers (race, language, territorial tightness); b) objectified through cultural signs signs ethnicity is constructed ethnicity of its representatives as subjective constructions mainly externally ("outside"), with detectable within the ethnic group, but embedded in this situation originating outside it. In modern conditions of such social communities internally heterogeneous, include a number of groups of indigenous people can be differentiated by the degree of replacement of the traditional way of life in their social and cultural practices, or as part of the social institutions of modern society.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Социодинамика
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Социодинамика" > Содержание № 01, 2015
Выходные данные сетевого издания "Социодинамика"
Номер подписан в печать: 22-01-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Копцева Наталья Петровна, доктор философских наук
ISSN: 2409-7144
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2015
Актуальный вопрос
Бабич И.Л. - Социокультурные и политико-правовые аспекты адаптации кавказских мусульман в современной Европе (постановка проблемы) c. 1-10

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.1.13965

Аннотация: Исследование вопросов социокультурной и политико-правовой адаптации мигрантов представляется актуальным в свете происходящей транс-формации таких классических типов государств-наций Западной Европы, как Франция, Германия, Италия и др. в полиэтнические и многоконфессиональные, что, по всей видимости, рано или поздно может затронуть Российскую Федерацию. В течение ХХ – ХХI в. было несколько миграционных потоков народов Кавказа в Европу. В статье поставлен вопрос о характере последнего миграционного потока из России в Европу – 1990-2000-е годы. Причины - политические (война в Чечне), социально-экономические. В статье анализируется изучение жизнедеятельности народов Кавказа в Западной и Восточной Европе, выявить тенденции и перспективы их адаптации к европейской жизни. Следует учитывать, что кавказский фактор позволяет выстроить гипотезы, касающиеся и исламского фактора. Исследование северокавказских общин с точки зрения потенциала к интеграции требует учета их внутреннего расслоения по этническим, возрастным и гендерным характеристикам; анализа истории и политического кон-текста взаимодействия каждой общины с принимающим сообществом. При этом представляется правомерным рассматривать северокавказские общины Европы, в качестве единой группы.
Гуманитарные проекты
Урсул А.Д., Урсул Т.А. - Образование в интересах устойчивого развития: первые результаты, проблемы и перспективы c. 11-74

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.1.14001

Аннотация: В статье показано, что в образовании будут происходить трансформации, которые тесно сопряжены с эволюционными изменениями всего цивилизационного процесса и взаимодействия общества и природы. Обсуждается проблема развертывания образования в интересах устойчивого развития (УР) в России как перед Декадой образования для устойчивого развития (ОУР), так и во время её проведения. Рассмотрены официальные документы общемирового и российского уровня, необходимые для внедрения концепции УР в образовательную деятельность в стране. Сделан акцент на особенностях восприятия идеи УР и становления образования для УР в России, подготовки учебных и учебно-методических материалов в контексте УР в высшей школе, начиная с Конференции ООН по окружающей среде и развитию. В работе применяются принцип темпоральной целостности, а также глобальный, исторический, междисциплинарный, прогностический, системный, эволюционный, экологический и другие подходы к анализу феномена образования в XXI веке. Авторы считают, что не следует представлять (и тем самым зауживать), что главное в переходе к устойчивому развитию – это решение экологических проблем, ставших теперь уже глобальными. Речь должна идти о всех глобальных проблемах и негативных общепланетарных процессах, которые должны решаться на пути перехода к глобальной устойчивости. Особое значение придается проблеме расширения концепции устойчивого развития, в которой уже появился ряд «точек роста» и векторов развития, что важно учитывать в становлении ОУР, которое в силу этих обстоятельств также должно будет расширять свою сферу применения и совершенствоваться в ряде важных направлений
Ситникова А.А. - К вопросу о методологии исследований культуры как социально-антропологической системы c. 75-100

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.1.14237

Аннотация: Предмет исследования - методологические подходы к анализу культуры как социально-антропологической системы. Тем самым культура выступает предметом комплексного социального познания. В данном исследовании представлен анализ методологии культурологии на современном этапе развития науки: рассмотрена существующая классификация методов культурологии, предложена классификация методов культурологии на основании роли и значения практического культурного исследования для получения знания о культуре и определено место исследования культурных концептов в предложенной системе методов. Основное внимание уделяется обоснованию синтетической методологии исследования культуры в контексте социально-антропологической проблематики. Основной метод исследования - аналитический и критический обзор существующих подходов, концепций, методологий. Сделана классификация методологических подходов, обоснованы наиболее эффективные методологические стратегии. Основные выводы проведенного исследования: 1) Теоретические методы направлены на разработку категориального аппарата культурологии. Теоретические методы предназначены для построения культурологии как науки по образу логической системы построения естественных наук. 2) Прикладные методы посвящены исследованию конкретных определенных исследователем явлений культуры. Прикладные методы культурологии возникают тогда, когда проблемы культурологии могут быть решены методами смежных гуманитарных наук. Прикладные методы культурологии – это: полевая экспедиция, социологическое исследование, психологический эксперимент, философско-искусствоведческий анализ, филологический анализ текста, моделирование преобразующих культурных практик. 3) Синтетические методы исследования культуры как социально-антропологической системы предполагают специфическое построение культурного исследования, где прикладное исследование обязательно сопровождает формирование теоретического знания. Суть синтетических методов культурологии состоит в исследование культуры прошлого с целью познания культуры современности, для рефлексии над современным состоянием культуры. Синтетическими методами культурных исследований являются – функциональный анализ культуры, структурный анализ культуры, герменевтика, лингвокультурологический анализ.
Антропология и энтогенез
Резникова К.В. - Этничность как категория социального познания c. 101-111

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.1.14228

Аннотация: Предмет исследования - современные теории этничности. Категория "этничность" используется в ряде социальных наук: философии, социологии, социальной (культурной) антропологии. Автор более подробно рассматривает концепции примордиализма и социального конструктивизима, поскольку именно эти две концепции лежат в основании подавляющего большинства теоретических исследований этнической проблематики. В статье рассматриваются разновидности примордиализма и социального конструктивизма, дается авторская оценка перспективности социального конструктивизима в контексте этнических исследований, поскольку большинство современных исследователей рассматривают этнос как конструкт. Основной метод исследования - критический анализ современной научно-исследовательской и социально-философской литературы. Применяется категориальный анализ "этничности". Научная новизна исследования связана с классификацией существующих теорий этничности, с анализом сильных и слабых сторон двух основных подходов к построению теории этничности - примордиализма и социального конструктивизма. Автор поддерживает те направления в современных социальных исследований этноса, которые связаны с применением теоретического и методологического подхода в контексте социального конструктивизма.
Пименова Н.Н. - Коренные малочисленные народы в современной ситуации: объем и содержание понятия c. 112-134

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.1.14249

Аннотация: Предметом исследования является понятие "коренные малочисленные народы". Автор анализирует различные подходы к этому понятию, представленные в современной исследовательской зарубежной и отечественной литературе. Понятие "коренные малочисленные народы" имеет определенную академическую интерпретацию в зависимости от того, каким образом исследователи понимают сам феномен этничности. Высказывается гипотеза о том, что понятие "коренные малочисленные народы" изменяет свое содержание и объем в зависимости от историко-культурной эпохи, по отношению к которой оно рассматривается. Возможно выделить специфическое содержание данного понятия по отношению к премодерну, модерну и постмодерну. Автор использовал информацию, полученную в ходе полевых исследований в Тюхтетском районе и Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе (Красноярский край) в 2010-2014 гг. Для анализа объема и содержания понятия применялись методы аналитического обзора исследовательской литературы и концептуальный анализ. Коренной народ – это социологическое, культурологическое, этнологическое и этнографическое понятие для обозначения локального социального сообщества, имеющего географические параметры и консолидированного на основе этничности в контексте отношений с доминирующим этносом, нацией; такое сообщество имеет, как правило, исторический колониальный (неоколониальный) опыт и его рефлексию. Определяющей чертой такого сообщества является свойство индигенности, признанной доминирующим этносом и государством, как статус этногруппы, первой заселившей территории компактного проживания ее представителей, также в правовом поле ведущую роль играет самоидентификация его представителей. В качестве основ этничности такого социального сообщества выступают одновременно две группы признаков: а) преимущественно объективные признаки, обнаруживаемые внутри этноса, изначально присущие его представителям и потому воспринимаемые как его маркеры (расовая принадлежность, язык, территориальная закрепленность); б) объективированные посредством культурных знаков признаки этноса, конструирующие этничность его представителей как субъективную конструкцию преимущественно внешним образом («извне»), при этом обнаруживаемые внутри этноса, но внедренные и в данной ситуации берущие свое начало вне его. В современных условиях подобного рода социальные сообщества внутренне неоднородны, включают в себя ряд групп: представителей коренных народов можно дифференцировать по степени воспроизводства традиционного образа жизни в их социокультурных практиках или мере включенности в социальные институты современного общества.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"