Ёлектронный журнал  ибернетика и программирование - є1 за 2020 год - —одержание - список статей - ISSN: 2644-5522 - »здательство NotaBene
по
Cybernetics and programming
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Council of Editors > Peer-review process > Peer-review in 24 hours: How do we do it? > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Copyright & Licensing Policy > Publication in 72 hours: How do we do it? > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Cybernetics and programming" > Contents of Issue є 01/2020
Contents of Issue є 01/2020
Gorbaneva O.I., Murzin A.D., Ougolnitsky G.A. - Modeling the coordination of general and private interests of the development of economic entities pp. 1-8

DOI:
10.25136/2644-5522.2020.1.33213

Abstract: The article presents a dynamic socio-ecological-economic model of the synergetic development of individual economic entities, which makes it possible to reconcile their general and private interests. Maximization of specific consumption is proposed as a target parameter. Accordingly, in relation to private interests - the subject, in relation to general interests - the governing center. The model provides for the possibility of using the available resources by each entity both in the tasks of their own development and in the general development goals of other entities. The presented model can be used to form an economic development program for a separate territory, a separate industrial cluster, a municipality, a region and a macro-region. As a result of modeling, control parameters are formed for developing a strategy for economic development. A model of territorial development based on two models is presented: a dynamic model of the combination of general and private interests and a neoclassical Solow model. It is proposed to use a model for regional systems, where the elements of the system are regions within one macro-region. The parameters of the model used for the macroregion are described in terms of identification. The modification of the Solow model takes into account a) threshold limits on the volume of production in the region, emissions and discharges of pollutants from the regions; b) interaction of subjects in solving joint development problems through cross-investment for a synergistic effect; c) taking into account the influence of technical progress both on the volume of the quantity of products produced and on labor productivity. As for the use of the model of the combination of general and private interests, the sum of two terms was taken as the target function of agents (regions): the maximization of specific consumption is taken as the private interests of the region, and the specific consumption of the entire macroregion is taken as the general interest.
Mathematical models and computer simulation experiment
Gorbaneva O.I., Murzin A.D., Lazareva E.I. - Parameters of sustainable ecological and economic development in the dynamic model of the combination of general and private interests of the development of the system of subjects pp. 9-17

DOI:
10.25136/2644-5522.2020.1.33233

Abstract: The article is devoted to the development of a dynamic model for the coordination of general and private interests in the system of complex socio-ecological-economic synergetic development of a system of economic entities, the target control parameter of which is maximization of specific consumption. The parameters of the model under consideration are supposed to be supplemented with the criteria of ecological and economic sustainability of a group of subjects localized on a separate territory, within the boundaries of a separate industrial cluster, municipal formation, region or macroregion. The conditions for sustainable development (homeostasis) of the socio-ecological-economic system in the model are set by the requirements for the economic development of the agent, the maximum permissible emissions and discharges of pollutants into the environment in the process of economic activity. The resulting formalized dependencies make it possible to substantiate the environmental and social significance of the management decisions taken, as well as the effects associated with the dynamics and uncertainty of the external environment. The paper presents an algorithm for finding the Nash equilibrium in the previously presented dynamic model for combining general and private interests of territorial development. Some components of the vector of control actions are found analytically, for the rest an economical procedure is described. It is shown that in the absence of established threshold values for GRP and the concentration of pollutants in water and air, it is unprofitable for territorial entities to spend resources neither on investments in production or fixed production assets, nor on cleaning up pollution. Consequently, the expediency of introducing conditions for sustainable development, which are fulfilled by the subject in the form of equality, is shown.
Gorbaneva O.I., Murzin A.D., Anopchenko T.Y. - Application of a dynamic model for the coordination of general and private interests of sustainable development at the regional level pp. 18-28

DOI:
10.25136/2644-5522.2020.1.33241

Abstract: The article presents the results of approbation of the previously presented dynamic socio-ecological-economic model of the synergetic development of individual entities within the South Russian macro-region, which allows to harmonize the general and private interests of each region. The model is investigated on the materials of the Southern Federal District. The identification of the model for the macro-region of the Southern Federal District was carried out on the basis of the data of the website of the State Statistics Committee, which are in the public domain. For identification, the time series of 2005, 2010, 2015-2017 were taken. This choice is explained by both theoretical reasons (a step of five years was chosen for the long-term data and one year for the near-term data), and empirical (the data of the crisis periods of 2008 and 2012, as well as the years nearest to them, were not taken). As a result of the study, several controversial conclusions were drawn regarding the strategies of the subjects' behavior. Calculations show, in particular, that in the current conditions it is not profitable for any of the regions to develop its own production sphere; the optimal strategy for each of them is only to increase consumption in the hope of the production activity of neighboring regions. In view of the choice of this rational strategy by all regions at the same time, a general degradation of the production sphere and stagnation of the regional economy are predicted. At the same time, it was revealed that a further reduction in production becomes unprofitable for almost all lagging regions (the republics of the Southern Federal District), while the leading regions (the regions of the Southern Federal District) remain profitable for production inaction.
Systems analysis , search, analysis and information filtering
Pekunov V.V. - Elements of XPath-like languages in problems of constructing semantic XML models of natural language texts pp. 29-41

DOI:
10.25136/2644-5522.2020.1.32143

Abstract: The subject of the research is the possibility of using XPath-like micro-languages of programming in the generation systems of programs of the PGEN ++ class for the selection and completion of XML-models describing the plan for solving the original problem, according to which the solver program is generated. It is supposed to build such models according to the description of the problem in natural language, thus, we are talking about elements of artificial intelligence technologies. XPath-like language works in the layer of regular-logical expressions (highlighting elements of the primary XML document), performing primary processing of the data obtained in the layer of grammatical parsing of the source text. In addition, XPath-like elements are used to render the final XML models. The standard natural language parsing libraries are used. Non-standard XPath query language extensions are used. For the first time, the idea of expanding the XPath query language to the level of an algorithmic language by introducing the minimum required number of syntactic elements is proposed. It is also proposed to use syntactic elements with an XPath-like structure as both generating and controlling weak constraints of the process of direct inference of final semantic XML models.
Software for innovative information technologies
Chausov E.V., Molchanov A.S. - Mathematical means and software for digital image processing when evaluating the linear resolution of aerial photographic systems pp. 42-52

DOI:
10.25136/2644-5522.2020.1.32974

Abstract: The authors consider the issues of evaluating digital aerial photographic systems based on the modulation transfer function. Special attention is paid to the issues of synthesis of mathematical and software for processing digital images when evaluating the linear resolution of aerial photographic systems. The basis of the mathematical support is the original method for evaluating the linear resolution on the ground using the modulation transfer function, taking into account the results of the flight experiment. The software is implemented in an automated complex for image processing of digital aerial photographic systems, which automatically calculates the modulation transfer function based on the results of the flight experiment. The research methodology combines methods of systems analysis, digital image processing, probability theory, mathematical modeling and software engineering. The main conclusion of the study, confirmed by the results of determining the experimental function of modulation transfer using an automated image processing complex based on images obtained during flight tests of a digital camera of the complex from the Orlan-10 unmanned aerial vehicle, is to confirm the operability of the developed automated complex for digital image processing, which makes it possible to use it to estimate the linear resolution on the ground during flight tests of aerial photographic systems of aerial reconnaissance and surveillance.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Кибернетика и программирование - номер 1 за 2020 год
по
Кибернетика и программирование
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Кибернетика и программирование" > Содержание № 01, 2020
Выходные данные сетевого издания "Кибернетика и программирование"
Номер подписан в печать: 03-07-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Сидоркина Ирина Геннадьевна, доктор технических наук, igs592000@mail.ru
ISSN: 2644-5522
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2020
Математическое моделирование и вычислительный эксперимент
Горбанева О.И., Мурзин А.Д., Угольницкий Г.А. - Моделирование согласования общих и частных интересов развития экономических субъектов c. 1-8

DOI:
10.25136/2644-5522.2020.1.33213

Аннотация: В статье представлена динамическая социо-эколого-экономическая модель синергетического развития отдельных экономических субъектов, позволяющая согласовать их общие и частные интересы. В качестве целевого параметра предложена максимизация удельного потребления. Соответственно, в отношении частных интересов – субъекта, в отношении общих интересов – управляющего центра. Модель предусматривает возможность использования имеющихся ресурсов каждым субъектов как в задачах собственного развития, так и в общих целях развития других субъектов. Представленная модель может применяться для формирования экономической программы развития отдельной территории, обособленного промышленного кластера, муниципального образования, региона и макрорегиона. В результате моделирования формируются управляющие параметры для разработки стратегии экономического развития.    Представлена модель территориального развития на основе двух моделей: динамической модели сочетания общих и частных интересов (СОЧИ-модель) и неоклассической модели СОЛОУ. Предложено использовать модель для региональных систем, где элементами системы являются регионы в составе одного макрорегиона. Описаны параметры применяемой для макрорегиона модели с точки зрения идентификации. Модификация модели Солоу учитывает а) пороговые ограничения на объем производства региона, выбросы и сбросы загрязняющих веществ регионов; б) взаимодействие субъектов в решении совместных задач развития за счет перекрестных инвестиций в целях синергетического эффекта; в) учет влияния технического прогресса как на объемы количества произведенной продукции, так и на производительность труда. Что же касается использования СОЧИ-моделей, то в качестве целевой функции агентов (регионов) бралась сумма двух слагаемых: в качестве частных интересов региона берется мааксимизация удельного потрбления, в качестве же общего интереса - удельное потребление всего макрорегиона.
Горбанева О.И., Мурзин А.Д., Лазарева Е.И. - Параметры устойчивого эколого-экономического развития в динамической СОЧИ-модели развития системы субъектов c. 9-17

DOI:
10.25136/2644-5522.2020.1.33233

Аннотация: Статья посвящена развитию динамической модели согласования общих и частных интересов в системе комплексного социо-эколого-экономического синергетического развития системы экономических субъектов, в качестве целевого управляющего параметра которой выступает максимизация удельного потребления. Параметры рассматриваемой модели предполагается дополнить критериями эколого-экономической устойчивости группы субъектов, локализованных на отдельной территории, в границах обособленного промышленного кластера, муниципального образования, региона или макрорегиона. Условия устойчивого развития (гомеостаза) социо-эколого-экономической системы в модели задаются требованиями к экономическому развитию агента, предельно допустимым выбросам и сбросам загрязняющих веществ в окружающую среду в процессе хозяйственной деятельности. Результирующие формализованные зависимости позволяют обосновать экологическую и социальную значимость принимаемых управленческих решений, а также эффекты, связанные с динамикой и неопределенностью внешней среды.   В работе представлен алгоритм нахождения равновесия по Нэшу в ранее представленной динамической модели сочетания общих и частных интересов (СОЧИ-модель) развития территорий. Некоторые компоненты вектора управляющих воздействий найдены аналитически, для остальных же описана экономная процедура нахождения. Показано, что в отсутствие установленных пороговых значений на ВРП и концентрации загрязнений в воде и воздухе территориальным субъектам невыгодно тратить ресурсы ни на инвестиции в производство или основные производственные фонды, ни на очистку загрязнений. Следовательно, показана целесообразность введения условий устойчивого развития, которые выполняются субъектом в виде равенства.
Горбанева О.И., Мурзин А.Д., Анопченко Т.Ю. - Приложение динамической модели согласования общих и частных интересов устойчивого развития на региональном уровне c. 18-28

DOI:
10.25136/2644-5522.2020.1.33241

Аннотация: В статье представлены результаты апробации ранее представленной динамической социо-эколого-экономической модели синергетического развития отдельных субъектов в составе южно-российского макрорегиона, позволяющая согласовать общие и частные интересы каждого региона. Модель исследуется на материалах Южного федерального округа. Проведена идентификация модели для макрорегиона ЮФО на основе данных сайта госкомстата, находящихся в открытом доступе. Для идентификации были взяты временные ряды 2005, 2010, 2015-2017 годов. Такой выбор объясняется как причинами теоретическими (выбран шаг в пять лет для данных отдаленного периода и один год для данных ближнего периода), так и эмпирическими (не взяты данные кризисных периодов 2008 и 2012 годов, а также ближайших к ним лет).   В результате исследования сделано несколько дискуссионных выводов относительно стратегий поведения субъектов. Расчеты в частности показывают, что в нынешних условиях развивать собственную производственную сферу ни одному из регионов не выгодно, оптимальной стратегией для каждого из них является только наращивание потребления в надежде на производственную активность соседних регионов. Ввиду избрания данной рациональной стратегии всеми регионами одновременно, прогнозируется общая деградация производственной сферы и стагнация экономики регионов. Вместе с тем выявлено, что дальнейшее сокращение производства становится невыгодным практически всем отстающим регионам (республики ЮФО), в то время как опережающим регионам (области ЮФО) остается выгодным производственное бездействие.
Системный анализ, поиск, анализ и фильтрация информации
Пекунов В.В. - Элементы XPath-подобных языков в задачах построения смысловых XML-моделей текстов на естественном языке c. 29-41

DOI:
10.25136/2644-5522.2020.1.32143

Аннотация: Предметом исследования является возможность применения XPath-подобных микроязыков программирования в системах порождения программ класса PGEN++ для выделения и достраивания XML-моделей, описывающих план решения исходной задачи, по которому генерируется решающая программа. Предполагается построение таких моделей по описанию задачи на естественном языке, таким образом, речь идет об элементах технологий искусственного интеллекта. XPath-подобный язык работает в слое регулярно-логических выражений (выделяющем элементы первичного XML-документа), выполняя первичную обработку данных, полученных в слое грамматического разбора исходного текста. Кроме того, XPath-подобные элементы используются для вывода финальных XML-моделей. Используются стандартные библиотеки грамматического разбора текстов на естественном языке. Используются нестандартные расширения языка запросов XPath. Впервые предложена идея расширения языка запросов XPath до уровня алгоритмического языка, путем ввода минимально необходимого количества синтаксических элементов. Также предложено применение синтаксических элементов c XPath-подобной структурой в качестве как порождающих так и контролирующих слабых ограничений процесса прямого логического вывода финальных смысловых XML-моделей.
Математическое и программное обеспечение новых информационных технологий
Чаусов Е.В., Молчанов А.С. - Математическое и программное обеспечение обработки цифровых изображений при оценивании линейного разрешения аэрофотографических систем c. 42-52

DOI:
10.25136/2644-5522.2020.1.32974

Аннотация: Авторы рассматривают вопросы оценивания цифровых аэрофотографических систем на основе функции передачи модуляции. Особое внимание уделяется вопросам синтеза мате-матического и программного обеспечения обработки цифровых изображений при оценива-нии линейного разрешения аэрофотографических систем. Основу математического обеспе-чения составляет оригинальная методика оценивания линейного разрешения на местности с помощью функции передачи модуляции с учетом результатов летного эксперимента. Программное обеспечение реализовано в автоматизированном комплексе обработки изображений цифровых аэрофотографических систем, осуществляющем автоматизированное вычисление функции передачи модуляции по результатам летного эксперимента. Методология исследования объединяет методы системного анализа, обработки цифровых изображений, теории вероятностей, математического моделирования и программной инженерии. Основным выводом проведенного исследования, подтвержденным результатами определения экспериментальной функции передачи модуляции с помощью автоматизированного комплекса обработки изображений по изображениям, полученным при проведении лётных испытаний цифровой фотокамеры комплекса с беспилотного летательного аппарата «Орлан-10», является подтверждение работоспособности разработанного автоматизированного комплекса обработки цифровых изображений, что позволяет использовать его для оценивания линейного разрешения на местности при проведении летных испытаний аэрофотографических систем воздушной разведки и наблюдения.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"