по
Cybernetics and programming
18+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > Requirements for publication > Council of Editors > List of peer reviewers > Review procedure > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Legal information
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Cybernetics and programming" > Contents of Issue № 02/2017
Contents of Issue № 02/2017
Question at hand
Chernyshev Y.O., Ventsov N.N., Dolmatov A.A. - Development of an approach operating with the triangular expression of fuzzy numbers based on the PSO-algorithm. pp. 1-7

DOI:
10.7256/2306-4196.2017.2.22429

Abstract: The object of studies involves intellectual algorithm for solving optimization problems. It is known that for the same type of project procedures some cases require exact solutions, while others allow for approximate solutions. For this reason the issue of managing the exactness of the approximate solutions is so topical. An approximate solution may be regarded as some sphere of dots, each of them being a possible problem solution.  It is supposed that at the early stages of solving optimization problems, it is possible to operate fuzzy ranges, while gradually narrowing the search area. The authors offer an approach, which complements the well-known algorithm of particle swarm optimization with the possibility to process fuzzy numbers with the triangular expression. The current multi-agent methods for the adaptive search for the optimization solutions are developed towards improvement of the interaction among the agents.  For example, the well-known particle swarm optimization methods (PSO) is based upon the idea of population and it models the behavior of the birds in a flock or fish in a shoal. At the same time classic bio-inspired methods for finding solutions usually operate with clear solutions. The authors have developed the  modification of the PSO algorithm thanks to performance of a number of known operations with the fuzzy numbers involving triangular expressions. The special feature of this approach is organization of the intellectual searching process  in a fuzzy solution space. Its  originality is due to the development of the method for the movement of an agent (group of agents) within the area formed with the triangular expression of fuzzy numbers. This approach allows for searching for solutions in fuzzy spaces, operating with the variables of the "close to X" type, avoiding the linguistic analysis.
Mathematical models and computer simulation experiment
Toropov B.A. - Flajolet-Martin algorithm as an effective social network analysis tool. pp. 8-16

DOI:
10.7256/2306-4196.2017.2.22308

Abstract: The study is devoted to the influence (centrality) model of a social network participant.  The object of studies involves calculations for the centrality metrics, which are based upon the shortest path lengths between the graph vertices for the social graph based upon the iterative performance of the Flajolet-Martin algorithm. The author evaluates the possibility of approximateе evaluation of closeness-centrality based on a simple example. Then, having the calculation results, teh author compares the computed values with the real closeness values, as computed by breadth-first search algorithm (BFS-Algorithm). The methodology of the study involves graph theory elements, as well as the social network analysis apparatus, which allows to compute different centrality metrics of a graph vertex. The key conclusion provides that the Flajolet-Martin algorithm is an easily adaptable tool for the approximate social graph vertex centrality evaluation related with the shortest paths, such as closeness or centrality of the disintegration, as provided for in the work so M. Jackson. In turn, it provides for the new possibilities for the process modeling for the spread of information in the social networks.
Golik F.V. - Pearson distributions of sum of single distributed independent random variables. pp. 17-41

DOI:
10.7256/2306-4196.2017.2.22583

Abstract: The article is devoted to working out the constructive method of approximation the sum of independent random variables with the same distribution by Pearson curves. The summation theory was and still is one of the key parts of the theory of probability. The limiting theorems are proven within this theory, and they allow one to understand which frequencies may be used for the approximation for the sum so random values with large m. At the same time the approximation error is evaluated by the admissible error. However, in most practical cases the number of the summed values is not large, so the admissible error evaluation may not be sufficiently precise. The purpose of the study is to develop a constructive method for the approximation of the frequency function for the spread of the final sum of  the independent random values with the same frequency. The Pearson curves are then used as approximative frequencies. Such an approximation lacks the defects related to the application of limiting theorems. It is applicable for any number of summed accidental frequencies m>1. The calculated ratios for the initial moments of the final sum of independent random variables are obtained. It is shown that the parameters of the Pearson curves for the sum m of random variables are related by simple ratios with the corresponding parameters of the summed value. The solution used in order to achieve the goal is based upon the moments method. Thе author offers a recursion formula for calculating the starting moments of for the sum of independent random values, allowing to find the central moments of the sum, as well as the parameters for the Pearson curves.  It is proven that there's a dependency between the distance from the point of  The exact expression for the distance from  the point, corresponding to the distribution of the sum of the random variables in the coordinate system of Pearson parameters to the point (0, 3), corresponding to the normal distribution is found. By the distance value, one can indirectly assess the possibility of applying normal approximation. The author studies the possibility for the approximation of Pearson curves with normal distribution. An approximate formula for estimating the error in approximating the sum  of random variables by normal distribution is given. The author provides examples of approximations for the distribution of the sum of random variables are found, which are often met in statistical radio engineering tasks. The reference materials include complete formulae for the key types of Pearson curves. All the obtained results are applicable for any random variables having finite first four initial moments. The correctness of the conclusions is confirmed by numerical calculations performed in the MathCad program.
Automation of manufacturing and production planning
Sorokin O.L. - ADS of the thermal engineering networks with the use of additional capabilities regulated by the intellectual components. pp. 42-48

DOI:
10.7256/2306-4196.2017.2.18169

Abstract: There is currently a functional expansion within the ADS systems (automatic design systgems), allowing for the implementation of new capabilities. One of such solutions allows for the forecasting in the sphere of engineering networks, including thermal ones. The object of study is the Automatic Design System for the Engineering Networks ( ADS EN), which is based upon the intellectual components for the automatised systems. Intellectual components within the ADS are implemented via programming modules involving fuzzy logic, and they are orientated towards the use of the frame architecture databases. Functional capabilities are aimed at modeling the processes within the engineering networks, achievement of efficient energy consumption, detecting trouble zones, showing irrational arrangement of the heating units. These goals are key goals and they require primary attention, however while studying ADS EN, there turned out the need for inclusion of the screen forms achieving a number of secondary goals. These secondary features of the ADS EN include provision of the entire range of advise on the protective contour, forecasting based on situation modeling of the contour condition considering the external influences and passage of time, etc.
Educational software systems
Menshchikov A.A., Sukhostat V.V., Gatchin Y. - Methodological aspects of the development of the digital textbook on information security pp. 49-58

DOI:
10.7256/2306-4196.2017.2.19055

Abstract: This article is devoted to the methodological aspects of the development of the digital textbook on information security. The authors analyze types of textbooks and the key requirements for their development. Special attention is paid to the study of the modern approaches to the electronic textbooks design. The practical orientation of the study imposes higher requirements for digital textbooks and laboratory materials. The article  describes the key stages of the textbook development process, as well as the tools for textbook creation.The authors used the following methods in their studies: analysis of the basic principles of the digital textbook design and synthesis for obtaining practice-oriented results.The most important effect of the study  may be found in the sphere of development and implementation of a software prototype for a digital textbook which is an efficient tool for mastering the material and obtaining practical skills on information security
Knowledge bases, intelligent systems, expert systems, decision support systems
Mukhametzyanov I.Z. - Application of fuzzy inference & fuzzy AHP approach for evaluating the dependability of the equipment. pp. 59-77

DOI:
10.7256/2306-4196.2017.2.21794

Abstract:  The object of study involves fuzzy logical multi-criterion methods and algorithms within the support systems for the decision making. The immediate object of study involves support systems for decision making in the sphere of dependability of technical equipment systems in the situation of fuzzy information input. The purpose of the study is to provide methodological basis for the development of applied fuzzy systems for the traditional priority studies for the multiple objects in the multi-dimensional set of quantity and quality markers based upon the linguistic statements by the experts. The article provides for the methodology of development for the support system for the decision-making  in the conditions of non-precise information with the use of fuzzy theory of sets and fuzzy methods for the hierarchy analysis. The author provides detailed analysis for several aspects of the topic in question, such as application of decision-making methods for multi-criteria alternative analysis, such as the fuzzy inference and the hierarchy analysis method for fuzzy proximities. The author offers the method for ranging alternatives based upon the multi-dimensional sets of facts and criteria in the situation of fuzzy data input. The methodology of studies is based upon the formation of a model for the decision-making support system, method formalization for processing fuzzy data, algorithm development and providing for the simulation experiment for various values of managing parameters within a model. The provided methodology was implemented based upon an example of the support system for the decision-making  for the expert procedure for the evaluation of general dependability of chemical technological systems.  Implementation of fuzzy logic procedures when managing a complex of dependability markers is based upon the results of expert evaluation of four separate industrial objects within a single complicated technical system of oil and gas chemical production based upon five dependability criteria. Taking an example of the hierarchical structure for dependability of oil and gas equipment, the author offers a model and an algorithm for the evaluation for deriving weights with the use of a fuzzy pairwise comparison matrix based upon the judgment matrix. The experimental calculation results show that the fuzzy pairwise comparison method  is efficient with greater degrees of priority fuzziness 50 to 75 percent. Efficiency of the judgment matrix depends upon the evaluation closeness or incoming linguistic values, however, it is completely dependent upon the correct formalization of data input via formation of the membership functions as well as on the formation of fuzzy rule bases. Fuzzy logical algorithms for decision making support in the sphere of managing the complex of dependability markers for the oil and gas equipment form a non-formalized part of the complex management and support systems for ensuring industrial equipment dependability. Such sub-systems allow for the preliminary evaluation of the general situation in the sphere of equipment dependability based upon the expert information.
Data encryption and data protection
Prokhozhev N.N., Sivachev A.V., Mikhailichenko O.V., Bashmakov D.A. - Improving the precision of steganalysis in the DWT sphere by using the interrelation between the spheres of one-dimensional and two-dimensional developments. pp. 78-87

DOI:
10.7256/2306-4196.2017.2.22412

Abstract: The article contains the studies, which are aimed at improving the precision of steganalysis in the sphere of digital image DWT. The authors analyze the causes of inaccuracy of the modern stegoanalysis methods based upon the support vectors, then they offer the directions for improving the teaching quality. In order to improve the quality of teaching support vectors machine the authors study the interrelation between the spheres of one-dimensional and two-dimensional DWT and the influence of the changes in the coefficients of the high frequency spheres of the two-dimensional DWT upon the coefficient spheres of the one-dimensional DWT.  The steganographic influence involves the change in the value of the lower meaning bit coefficients of the DWT. Considering the study results the authors develop an original method, guaranteeing greater precision in the sphere of finding incorporated information in the high frequency areas of the two-dimensional DWT image.  In order to prove the precision of the original method, the authors compare it with some modern steganalysis methods. Experimental results of a comparative study prove that the original method provides for greater precision (generally 10-15% higher than other evaluated methods) when detecting the fact of steganographic influence in high frequency areas of HL and LH of the two-dimensional DWT. The original method also provides for the same precision in the high frequency HH area, as do other modern methods evaluated in this article.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Кибернетика и программирование
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Кибернетика и программирование" > Содержание № 02, 2017
Выходные данные сетевого издания "Кибернетика и программирование"
Номер подписан в печать: 28-05-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Сидоркина Ирина Геннадьевна, доктор технических наук, igs592000@mail.ru
ISSN: 2306-4196
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2017
Актуальный вопрос
Чернышев Ю.О., Венцов Н.Н., Долматов А.А. - Разработка подхода, оперирующего с треугольным представлением нечетких чисел, на основе PSO-алгоритма c. 1-7

DOI:
10.7256/2306-4196.2017.2.22429

Аннотация: Предметом исследования являются интеллектуальные алгоритмы решения оптимизационных задач. Известно, что для одних и тех же проектных процедур в одних случаях необходимо получать точные решения, а в других достаточно получения приближенных решений. По этой причине актуальной является проблема управления точностью получаемых приближенных решений. Под приближенным решением можно понимать некоторую область точек, каждая из которых может быть в некоторой степени решением задачи. Предполагается, что на начальных этапах решения оптимизационной задачи допустимо оперировать нечеткими значениями, постепенно сужая область поиска. Предлагается подход который дополняет известный алгоритм «оптимизации с использованием роя частиц» возможностью обработки нечетких чисел с треугольным представлением. Современные многоагентные методы адаптивного поиска решений задач оптимизации, развиваются в направлении совершенствования способов взаимодействия между агентами. Например, известный метод «оптимизации с использованием роя частиц» (Particle Swarm Optimization, PSO) базируется на понятии популяции и моделирует поведение птиц в стае и косяков рыб. При этом классические биоинспирированные методы поиска решений оперируют, как правило, с четкими решениями. Разработана модификация PSO- алгоритма, за счет выполнения известных операций над нечеткими числами с треугольным представлением. Отличительной чертой предлагаемого подхода является организация интеллектуального процесса поиска в нечетком пространстве решений, оригинальность которого заключается в разработке способа движения интеллектуального агента (группы агентов) в пространстве образованном треугольным представлением нечетких чисел. Данный подход позволяет осуществлять поиск решений в нечетких пространствах, оперируя переменными вида «близко к X » не прибегая к лингвистическому анализу.
Математическое моделирование и вычислительный эксперимент
Торопов Б.А. - Алгоритм Флажоле-Мартена как эффективный инструмент анализа социальных графов c. 8-16

DOI:
10.7256/2306-4196.2017.2.22308

Аннотация: Объектом исследования является модель значимости (центральности) участника социальной сети. Предметом исследования является расчет метрик центральности, основанных на длинах кратчайших путей между вершинами, для социального графа на основе итеративного выполнения алгоритма Флажоле-Мартена. Автор рассматривает возможность аппроксимированной оценки близости для вершин социального графа на простом примере, по результатам расчета которого сравнивает полученные значения аппроксимированной близости с реальными значениями близости, полученными путем поиска в ширину (BFS-алгоритм). Методологию исследования составляют элементы теории графов, а также аппарат анализа социальных сетей, связанный с расчетом метрик центральности вершин для социального графа. Основным выводом проведенного исследования является заключение о том, что алгоритм Флажоле-Мартена легко адаптируется для аппроксимированной оценки значений центральности вершин графа, связанных с кратчайшими путями, таких как близость или центральность распада, предложенная в работе М. Джексона. В свою очередь это открывает новые возможности для моделирования процессов распространения информации в социальных сетях.
Голик Ф.В. - Аппроксимация кривыми Пирсона плотности распределения суммы независимых одинаково распределенных случайных величин c. 17-41

DOI:
10.7256/2306-4196.2017.2.22583

Аннотация: Предметом исследования является плотность распределения вероятностей суммы m независимых одинаково распределенных случайных величин. Анализу распределения сумм случайных величин посвящены многочисленные фундаментальные исследования. Теория суммирования была и остается одним из важнейших разделов теории вероятностей. Доказанные в рамках этой теории предельные теоремы позволяют судить о том, какими распределениями можно аппроксимировать суммы случайных величин при больших m. При этом погрешность приближения оценивается предельной ошибкой. Однако в большинстве прикладных задач число суммируемых величин конечно и не велико, а оценки погрешности в виде предельной ошибки оказываются недостаточно точными. Целью настоящего исследования является разработка конструктивного метода аппроксимации плотности распределения суммы конечного числа независимых случайных величин с одинаковым распределением. В качестве аппроксимирующих распределений предложено использовать кривые Пирсона. Такая аппроксимация лишена недостатков, связанных с применением предельных теорем. Она применима при любом числе суммируемых случайных величин m>1. Решение поставленной задачи базируется на методе моментов. Автором предложена рекурсивная формула для расчета начальных моментов суммы независимых случайных величин, что позволило найти центральные моменты суммы, а затем и параметры кривых Пирсона. Доказано, что параметры кривых Пирсона для суммы m случайных величин связаны простыми соотношениями с соответствующими параметрами суммируемой величины. Найдена зависимость расстояния от точки, соответствующей распределению суммы случайных величин в системе координат параметров Пирсона, до точки (0, 3), соответствующей нормальному распределению. По величине этого расстояния можно косвенно судить о возможности применения аппроксимации нормальным распределением. Рассмотрена возможность аппроксимации кривых Пирсона нормальным распределением. Погрешность приближения при этом оценивается как расстояние в -метрике. Получена приближенная формула для оценки погрешности аппроксимации суммы m случайных величин нормальным распределением.Приведены примеры аппроксимации распределения суммы случайных величин, часто встречающихся в задачах статистической радиотехники. В качестве справочного материала приведены точные и полные формулы для основных типов кривых Пирсона.Все полученные результаты применимы при суммировании любых случайных величин, имеющих конечные первые четыре начальных момента. Корректность выводов подтверждена численными расчетами, выполненными в программе MathCad.
Автоматизация проектирования и технологической подготовки производства
Сорокин О.Л. - САПР тепловых инженерных сетей с использованием дополнительных возможностей регулируемых интеллектуальными компонентами. c. 42-48

DOI:
10.7256/2306-4196.2017.2.18169

Аннотация: В настоящее время происходит расширение функционала систем автоматизированного проектирования (САПР), которые позволяют реализовать новые возможности. Одним из таких решений является прогнозирование состояния инженерных сетей, в том числе и тепловых.Предметом исследования является Система автоматизированного проектирования инженерных сетей (САПР ИС),на основе использования интеллектуальных компонентов автоматизированных систем. Интеллектуальные компоненты САПР реализуются программными модулями с использованием нечеткой логики, и ориентированы на использование базы знаний с фреймовой архитектурой. Функциональные возможности направлены на моделирование процессов в инженерных сетях и решение задач эффективного энергопотребления, детектирования проблемных зон, выявления нерациональной компоновки нагревателей. Такие задачи являются ключевыми и требуют первоочередного решения, однако в ходе исследования функционала САПР ИС была выявлена необходимость введения в систему экранных форм, решающих ряд дополнительных задач. К таким дополнительным возможностям в САПР ИС следует отнести вывод всего спектра советов по ограждающему контуру и нагревателям, элементы прогнозирования на основе ситуационного моделирования состояния контура под действием внешних условий с течением времени и ряд других.
Образовательные программные системы
Менщиков А.А., Сухостат В.В., Гатчин Ю.А. - Методологические аспекты разработки электронного учебника по информационной безопасности c. 49-58

DOI:
10.7256/2306-4196.2017.2.19055

Аннотация: В данной статье рассматриваются методологические аспекты разработки электронного учебника по информационной безопасности, анализируются виды таких учебников и основные требования к их разработке. Особое внимание уделяется изучению современных подходов, которые используются при проектировании электронных учебников. Практическая направленность данной тематики накладывает повышенные требования к электронному учебнику и лабораторным материалам. В статье также описываются основные этапы разработки учебника по информационной безопасности и инструменты, используемые для достижения поставленной задачи. В ходе данного исследования использовались следующие методы: аналитический обзор основных принципов разработки электронного учебника и их синтез для получения практико-ориентированного результата. Основным результатом исследования является постановка методологических аспектов разработки электронного учебника по информационной безопасности. Был сделан вывод о целесообразности разработки такой системы с целью повышения эффективности усвоения материала и получения практических навыков по обеспечению информационной безопасности на основе синтеза теоретического и практического материала в рамках единого учебника. Были разработаны требования к содержательной, структурной и технической составляющим учебника, сформированы последовательные этапы создания соответствующего программного обеспечения.
Базы знаний, интеллектуальные системы, экспертные системы, системы поддержки принятия решений
Мухаметзянов И.З. - Нечеткий логический вывод и нечеткий метод анализа иерархий в системах поддержки принятия решений: приложение к оценке надежности технических систем c. 59-77

DOI:
10.7256/2306-4196.2017.2.21794

Аннотация: Предметом исследования являются нечетко-логические многокритериальные методы и алгоритмы систем поддержки принятия решений. Объектом исследования является системы поддержки принятия решений оценки общей надежности оборудования технических систем в условиях нечеткой входной информации. Целью работы является методическое обеспечение разработки прикладных нечетких систем для традиционных исследований получения приоритета на множестве объектов по многомерному набору количественных и качественных показателей на основе лингвистических высказываний экспертов. В статье представлена методология разработки системы поддержки принятия решений в условиях нечеткой информации с использованием нечеткой теории множеств и нечеткого метода анализа иерархий. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как применение методов принятия решений при многокритериальном анализе альтернатив, к которым относятся нечеткий логический вывод (НЛВ) и метод анализа иерархий (МАИ) в нечетком приближении. Представлена методика ранжирования альтернатив по многомерному набору факторов и критериев в условиях нечетких входных данных. Методика исследования основывается на построении модели системы поддержки принятия решения, формализации методов обработки нечеткой информации, разработке алгоритмов и проведении вычислительного эксперимента при различных значениях управляющих параметров модели. Изложенная методология реализована на примере системы поддержки принятия решений экспертной процедуры оценивания общей надежности химико-технологических систем. Реализация нечетко-логических процедур по управлению комплексом показателей надежности выполнена по результатам экспертного оценивания надежности четырех отдельных производственных объектов единой сложной организационно-технической системы нефтегазохимического производства по пяти показателям надежности. На примере иерархической структуры показателей надежности нефтехимического оборудования предложена модель и алгоритм оценки весов показателей с использованием нечеткой матрицы парных сравнений (НМПС) и на основе модели нечеткого логического вывода (НЛВ). По результатам вычислительных экспериментов показано, что методика НМПС эффективна при увеличении степени нечеткости приоритетов от 50 до 75%. Эффективность НЛВ определяется заданием приближенных оценок или лингвистических значений на входе, однако полностью зависит от правильной формализации входных данных путем построения функций принадлежности, а также от построения нечетких баз правил. Нечетко-логические алгоритмы поддержки принятия решений по управлению комплексом показателей надежности нефтегазохимического оборудования являются неформализованной частью комплексных систем управления и обеспечения надежности промышленного производства. Такие подсистемы позволяют на основе экспертной информации проводить предварительную оценку общего состояния надежности оборудования.
Кодирование и защита информации
Прохожев Н.Н., Сивачев А.В., Михайличенко О.В., Башмаков Д.А. - Повышение точности стеганоанализа в области ДВП путем использования взаимосвязи между областями двумерного и одномерного разложений c. 78-87

DOI:
10.7256/2306-4196.2017.2.22412

Аннотация: В статье проведены исследования, направленные на повышение точности стеганоанализа на основе машинного обучения в области ДВП цифровых изображений. Выполнен анализ причин, вызывающих погрешность современных методов стеганоанализа на основе опорных векторов и предложены направления повышения качества обучения. В целях повышения качества обучения машины опорных векторов исследуется взаимосвязь областей одномерного и двумерного ДВП, а также влияние изменений коэффициентов высокочастотных областей двумерного ДВП на области коэффициентов одномерного ДВП. В качестве стеганографического воздействия применяется изменение значений младших значащих бит коэффициентов ДВП С учетом результатов исследований разработан оригинальный метод, обеспечивающий повышенную точность обнаружения факта встраивания информации в высокочастотные области двумерного ДВП изображения. Для подтверждения точности оригинального метода проводится его сравнительная оценка с несколькими современными методами стеганоанализа. Экспериментальные результаты сравнительной оценки подтверждают повышенную точность оригинального метода (в среднем на 10-15% по сравнению с рассматриваемыми современными методами) при детектировании факта стеганографического воздействия в высокочастотных областях HL и LH двумерного ДВП. В высокочастотной области HH оригинальный метод дает такую же точность, как современные методы, рассматриваемые в статье.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"