по
Cybernetics and programming
18+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > Requirements for publication > Council of Editors > List of peer reviewers > Review procedure > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Legal information
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Cybernetics and programming" > Contents of Issue № 05/2015
Contents of Issue № 05/2015
Knowledge bases, intelligent systems, expert systems, decision support systems
Lyutikova L.A., Shmatova E.V. - Logical correction algorithms for qualitative analysis of the subject area in pattern recognition problems pp. 1-127

DOI:
10.7256/2306-4196.2015.5.16368

Abstract: The subject of the research are methods and algorithms aimed at practical solution of problems of pattern recognition in the weakly formalized fields of knowledge, such as medical field, technical field, geological reconnaissance diagnostics, forecasting and construction of expert systems. The solutions of such problems entered into use a large number of incorrect (heuristic) algorithms. The authors focus on such aspects as the need for the development of the theory of corrective operations, the necessity for the synthesis of correct algorithms minimum complexity, solving the stability issues by using mathematical methods. Special attention is paid to the construction of the algorithm, correct on the whole set of recognizable objects, based on existing algorithms and decision rules drawn up for the studied area. The logical approach may be a technology of constructing a theory of the synthesis of the correct recognition algorithms based on existing family of algorithms. The article shows that these methods allow creating algorithms that implement certain expert conclusion, despite the lack of adequate mathematical models of the relationships between image and its properties, incomplete and contradictory of data. The main conclusion of the research is in a logical analysis of a given subject area, in terms of variables valued logic. The authors propose approaches to the design of procedures for recognition of precedents on the basis of incorrect set of algorithms and constructed logical decision rules. The main contribution of the authors in the study of the topic is the proposed algorithm, expanding the area of the solutions obtained and correct on the whole set of recognizable objects. The novelty of the study is the use of variables valued logic that improves the correctness of encoded information and increase the expressiveness of the conclusions.
Zhilov R.A. - Optimization of cognitive maps used in forecasting pp. 128-135

DOI:
10.7256/2306-4196.2015.5.16592

Abstract: The subject of the study is the need for decision-making in the semi structured dynamic situations, when the parameters, the laws and regularities of the situation are described qualitatively. Those are unique situations, in which the dynamics of the parameters of the situation is combined with the difficulty of predicting changes in its structure. Object of research are cognitive maps or computer systems for modeling cognitive maps. The author considers in detail such aspects of the topics as the complexity of the decision making when the information is insufficient and inaccurate, methods of optimization for cognitive maps used in forecasting. Special attention is paid to the optimization of data dimension algorithm and optimization of the cognitive maps structure. To optimize the dimensions of the data the author uses cluster analysis methods, optimization of the structure of cognitive maps is performed by automatic changing of the weights of the impact of concepts to other machine learning methods. The main conclusion of the study is the decrease in subjectivism of the cognitive map in predicting system. Authors' contributions to the study of the subject is a representation of the cognitive map as a single-layer neural network and the application of methods of neural networks training, proposed by Rosenblatt. The novelty of the study is in the new structure of cognitive maps.
Data encryption and data protection
Menshchikov A.A., Gatchin Y. - Detection methods for web resources automated data collection pp. 136-157

DOI:
10.7256/2306-4196.2015.5.16589

Abstract: The article deals with the problem of automated data collection from web-resources. The authors present a classification of detection methods taking into account modern approaches. The article shows an analysis of existing methods for detection and countering web robots. The authors study the possibilities and limitations of combining methods. To date, there is no open system of web robots detection that would be suitable for use in real conditions. Therefore the development of an integrated system, that would include a variety of methods, techniques and approaches, is an urgent task. To solve this problem the authors developed a software product – prototype of such detection system. The system was tested on real data. The theoretical significance of this study is in the development of the current trend in the domestic segment, making a system of web robots detection based on the latest methods and the improvement of global best practices. Applied significance is in creation of a database for the development of demanded and promising software.
Mironov S.V., Kulikov G.V. - Technologies of security control for automated systems on the basis of structural and behavioral software testing pp. 158-172

DOI:
10.7256/2306-4196.2015.5.16934

Abstract: The subjects of the study are the basic methods and principles of testing software systems used in the interest of the safety evaluation and control of automated systems. The study provides recommendations on the methods of software testing for the most common threats to security subsystems such as firewall, audit; access control; integrity monitoring; password and encryption. The authors considered the possibility that the product could contain the following vulnerabilities: buffer overflow, incorrect handling of format means, race problems. The research methods include the methods of the theory of programming, theory of reliability, software engineering, error-correcting coding, information security, system analysis. The main conclusion of the study is that software testing is a powerful tool to detect both errors in the software and security vulnerabilities. Modern methods of behavioral testing allow to identify vulnerabilities without software source code and can be used successfully in the Russian market, where accessing the source code for testing purposes is almost impossible.
Telecommunication systems and computer networks
Sibiryakov M.A., Sukhikh A.V., Ivanov K.V., Koshpaev A.A. - Building a computing cluster based on the PCI Express communications environment pp. 173-180

DOI:
10.7256/2306-4196.2015.5.17035

Abstract: The article discusses the implementation of a productive and reliable cluster with low cost. As a solution, the authors recommend building a cluster system based on the PCI Express data input / output protocol. The main goal is to find ways to increase the productivity of the cluster system and its circuit protection. The subjects of the study are the algorithms for data transfer and processing on the switch, algorithms for search and displacement data in storage system, switch ports arbitration scheme. The research methodology includes structured systems analysis in the domain of the connection structures, the construction of cache storage, methods of constructing cluster systems. The authors propose the following structural and algorithmic solutions: a modified algorithm for address translation of the external PCI Express Switch; an improved method and algorithm for data searching and processing in the cache data storage systems based on a unique hash; formalization of all stages of arbitration algorithms for ports and virtual switch channels.
Automated systems of engineering process administration
Fatkhullin R.R. - Approach to integrated assessment of quality of educational institutions on the basis of the adapted methodology for assessing the effectiveness bodies of executive power subjects of the Russian Federation pp. 181-192

DOI:
10.7256/2306-4196.2015.5.16941

Abstract: One of the leading trends in the development of education in the world at present is the creation of a comprehensive quality assessment of education. In quality assessment of education we are faced with a huge number of different indicators, each of which can consist of a variety other indicators. Accordingly, the task of quality assessment of education in its mathematical formulation is multiobjective. With high rates of development educational standards, the number of such problems is growing. Today is actively developing an approach to the determination of the quality education, study various aspects, indicators and indices. Comprehensive assessment of the effectiveness educational institutions is a multi-criteria task for which you want to set the criteria and procedure for evaluation. For a comprehensive evaluation of educational institutions is considered an approach based on an adapted methodology for assessing the effectiveness of the bodies of executive power, approved by the Russian Government. In implementing these models can grow such important qualitative indicators of a comprehensive assessment of the effectiveness quality educational institutions as an objective assessment, scalability, simplicity and ease of use. The results can be widely used in a comprehensive quality assessment of education in the region at different levels and types of educational institutions.
Sorokin O.L., Sidorkina I.G. - Analysis of the user information in the "Terem-4" unit for walling temperature measurement pp. 193-198

DOI:
10.7256/2306-4196.2015.5.16950

Abstract: The object of the study is software for walling temperature measurement. One of the manufacturers of devices for measuring the temperature of a walling is the company "Interpribor". It manufactures equipment designed to measure the heat flow and temperature. The equipment performs measurement of the temperature at different distances inside the wall n order to detect temperature differences. Finding moments of time with temperature differences is necessary to predict and prevent further the formation of condensation. Equipment of the given manufacturer has advantages in ease of sensors installation, highly scalable channel and low power consumption. The article consider the functional limitations of software used for calculations of walling thermal values. The authors investigate functional software solutions of "Terem-4" installed in temperature meter "Teplograph" for problems related to data access time during the measurements aimed at determining the steady state based on statistical data about the temperature of walling. In the studied software "Terem-4" requires interface modification in the presentation measurement and calculations of statistical data. The authors suggest the creation of a single database, improving the interface and linguistic software, and the implementation of additional functionality aimed at adding parameters. Developing a computer-aided walling design system is necessary to, first of all, for solving complex tasks of automation, control, monitoring and reporting of temperature in order to provide up- to-date information and the formation of the required heating loops for both facilities for the old fund and new building structures.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Кибернетика и программирование
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Кибернетика и программирование" > Содержание № 05, 2015
Выходные данные сетевого издания "Кибернетика и программирование"
Номер подписан в печать: 27-11-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Сидоркина Ирина Геннадьевна, доктор технических наук
ISSN: 2306-4196
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2015
Базы знаний, интеллектуальные системы, экспертные системы, системы поддержки принятия решений
Лютикова Л.А., Шматова Е.В. - Алгоритмы логической коррекции для качественного анализа предметной области в задачах распознавания. c. 1-127

DOI:
10.7256/2306-4196.2015.5.16368

Аннотация: Предметом исследования являются методы и алгоритмы направленные на практическое решение задач распознавания образов в слабоформализованных областях знаний. К которым относятся медицинская, техническая, геолого-разведывательная диагностика, прогнозирование, построение экспертных систем. Решение таких задач ввело в обиход большое число некорректных (эвристических) алгоритмов. Авторами подробно рассматриваются такие аспекты, как необходимость развития теории корректирующих операций, синтеза корректных алгоритмов минимальной сложности, решение вопросов об их устойчивости с помощью математических методов. Особое внимание уделяется построению алгоритма, являющийся корректным на всем множестве распознаваемых объектов, на основе существующих алгоритмов и решающих правил, составленных для исследуемой области. Логический подход может представлять собой технологию для построения теории синтеза корректных алгоритмов распознавания на базе существующих семейств алгоритмов. Так как данные методы, несмотря на отсутствие адекватных математических моделей исследуемых зависимостей между образом и его свойствами, неполноту и противоречивость данных позволяют создавать алгоритмы, реализующие определенные рассуждения эксперта. Основными выводами проведенных исследований является логический анализ заданной предметной области, в терминах переменозначной логики. Предлагаются подходы к конструированию процедур распознавания по прецедентам на основе заданных некорректных алгоритмов и построенных логических решающих правил. Основным вкладом авторов в исследование темы является предложенный алгоритм, расширяющий область получаемых решений, являющийся корректным на всей исследуемой области. Новизна исследования заключается в использование переменозначной логики, повышающей корректность кодируемой информации и повышающая выразительность сделанных выводов.
Жилов Р.А. - Оптимизация когнитивной карты для задач прогнозирования c. 128-135

DOI:
10.7256/2306-4196.2015.5.16592

Аннотация: Предметом исследования является необходимость принятия решений в слабо структурированных динамических ситуациях, когда параметры, законы и закономерности развития ситуации описываются качественно. Это уникальные ситуации, в которых динамика параметров ситуации сопровождается трудно предсказуемыми изменениями ее структуры. Объектом исследования являются когнитивные карты или компьютерные системы моделирования когнитивных карт. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как сложности принятия решения при нехватке и неточности информации и методы оптимизации когнитивной карты для задач прогнозирования. Особое внимание уделяется алгоритмам оптимизации размерности данных и оптимизации структуры когнитивной карты. Для оптимизации размерности данных используются методы кластерного анализа, а оптимизация структуры когнитивной карты заключается в автоматической подстройке весов влияния концептов друг на друга методами машинного обучения. Основным выводом проведенного исследования является уменьшение субъективизма когнитивной карты при прогнозировании системы. Вкладом автора в исследование темы является представление когнитивной карты в виде однослойной нейронной сети и применение методов обучения таких нейронных сетей, предложенный Розенблаттом. Новизна исследования заключается в получении новой структуры когнитивной карты.
Кодирование и защита информации
Менщиков А.А., Гатчин Ю.А. - Методы обнаружения автоматизированного сбора информации с веб-ресурсов c. 136-157

DOI:
10.7256/2306-4196.2015.5.16589

Аннотация: В данной статье рассматриваются методы обнаружения автоматизированного сбора информации с веб-ресурсов. Приводится классификация данных методов, учитывающая современные подходы. Производится анализ существующих методов обнаружения и противодействия веб-роботам, возможностей их комбинирования и ограничения использования. На сегодняшний день не существует открытой системы обнаружения веб-роботов, пригодной для использования в реальных условиях. Поэтому разработка комплексной системы, включающей в себя различные методы, методики и подходы, является актуальной задачей. Для решения данной задачи был разработан программный продукт - прототип системы обнаружения и проведено его тестирование на реальных данных. Теоретическая значимость данного исследования состоит в развитии актуального направления в отечественном сегменте, разработке системы обнаружения веб-роботов на основе новейших методов и усовершенствование лучших мировых практик. Прикладная значимость заключается в создании базы для разработки рабочего инструмента, который является актуальным продуктом и обладает спросом и перспективой дальнейшего использования.
Миронов С.В., Куликов Г.В. - Технологии контроля безопасности автоматизированных систем на основе структурного и поведенческого тестирования программного обеспечения c. 158-172

DOI:
10.7256/2306-4196.2015.5.16934

Аннотация: Предметом исследования являются основные методы и принципы тестирования программных комплексов, применяемые в интересах оценивания и контроля безопасности автоматизированных систем. В результате проведенных исследований приведена информация по способам выявления методами тестирования программного обеспечения наиболее распространенных угроз безопасности для подсистем: межсетевого экранирования; аудита; контроля доступа; контроля целостности; парольной и криптографической. При этом считали, что в изделии могут присутствовать следующие уязвимости: переполнение буфера, некорректная обработка форматных средств, гонки. Методы исследования включают методы теории программирования, теории надежности, программной инженерии, помехоустойчивого кодирования, информационной безопасности, системного анализа. Основным выводом проведенного исследования является то, что тестирование программного обеспечения является мощным средством для выявления как ошибок в работе программ, так и уязвимостей безопасности. Современные методы поведенческого тестирования позволяют выявлять уязвимости без исходных текстов программ и могут успешно применяться на российском рынке, для которого передача исходных текстов на тестирование задача почти невыполнимая.
Телекоммуникационные системы и компьютерные сети
Сибиряков М.А., Сухих А.В., Иванов К.В., Кошпаев А.А. - Построение вычислительного кластера на основе коммуникационной среды PCI Express c. 173-180

DOI:
10.7256/2306-4196.2015.5.17035

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос реализации производительного и надежного кластера с низкими стоимостными характеристиками. В качестве решения предлагается построение кластерной системы на базе протокола ввода/вывода данных PCI Express. Основной целью является поиск способов увеличения производительности кластерной системы и ее коммутационной среды. В качестве предмета исследования выступают алгоритмы передачи и обработки данных в коммутаторе, алгоритмы поиска и вытеснения данных в системе хранения данных, схемы арбитража портов коммутатора. Методология исследования - структурный системный анализ предметной области в части коммутационных структур, построения кэш-памяти систем хранения данных, способов построения кластерных систем. В статье предлагаются следующие структурные и алгоритмические решения: модифицированный алгоритм трансляции адресов внешнего коммутатора PCI Express; усовершенствованный метод и алгоритм поиска и обработки данных в кэш-памяти системы хранения данных на основе уникального хеширования; формализация всех ступеней алгоритмов арбитража портов и виртуальных каналов коммутатора.
Автоматизированные системы управления технологическими процессами
Фатхуллин Р.Р. - Подход к комплексной оценке качества деятельности образовательных организаций на основе адаптированной методики оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ c. 181-192

DOI:
10.7256/2306-4196.2015.5.16941

Аннотация: Одной из ведущих тенденций развития образования в мире в настоящее время является создание системы комплексной оценки качества образования. При оценке качества образования мы сталкиваемся с огромным количеством различных показателей, каждый из которых может состоять из множества других показателей. Соответственно задача оценки качества образования в ее математической постановке является многокритериальной. С высокими темпами развития образовательных стандартов, число таких задач постоянно растет. Сегодня активно разрабатываются подходы к определению качества образования, исследуются различные его аспекты, индикаторы и показатели. Комплексная оценка эффективности деятельности образовательных организаций – это многокритериальная задача, для решения которой необходимо установить критерии и процедуру их оценки. Для комплексной оценки образовательных организаций рассмотрен подход на основе адаптированной методики оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти, утвержденной Постановлением Правительства РФ. При реализации данных моделей могут вырасти такие важные качественные показатели комплексной оценки качества эффективности деятельности образовательных организаций, как объективность оценки, масштабируемость, простота и удобство использования. Полученные результаты могут широко использоваться при комплексной оценке качества образования в регионе на различных уровнях и типах образовательных организаций.
Сорокин О.Л., Сидоркина И.Г. - Анализ представления пользовательской информации в приборе «терем-4» для измерителя температуры ограждающих конструкций c. 193-198

DOI:
10.7256/2306-4196.2015.5.16950

Аннотация: Объектом исследования является программное обеспечение для анализа температуры ограждающих конструкций. Одним из производителей приборов для измерения температуры ограждающих конструкций является компания «Интерприбор» выпускающая оборудование, направленное на измерения тепловых потоков и температуры. Оборудование выполняет детектирование температуры на различных расстояниях внутри стены с целью выявления температурных перепадов. Нахождение моментов времени с температурными перепадами необходимо для прогнозирования и дальнейшего предотвращения образования конденсата. Оборудование данного производителя имеет преимущества по простоте установки датчиков, высокой масштабируемости канала и микропотребление энергии. Рассмотрим подробно ограничения функционала используемого ПО для представления расчетов тепловых величин ограждающих конструкций. Исследуем функциональные решения программного обеспечения «Терем-4» измерителя температуры «Теплограф» на наличие проблем связанных со временем доступа, к данным, получаемым в ходе проведения исследований, направленных на определение стационарного режима на основе статистических данных о температуре ограждающих конструкций. В исследуемом ПО «Терем-4» требует модификации интерфейс представления измерений и расчетов статистических данных. Обосновано создание единой базы данных, – и совершенствование интерфейса – улучшение лингвистического обеспечения, а также включение дополнительного функционала направленного на добавление параметров. Создание системы автоматизированного проектирования ограждающих конструкций (САПР ОК) необходимо, прежде всего, для комплексного решения задач автоматизации, контроля, мониторинга и представления информации о температуре с целью получения актуальной информации и формирования требуемых контуров обогрева, как для сооружений старого фонда, так и для новых строительных сооружений.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"