по
Cybernetics and programming
18+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > Requirements for publication > Council of Editors > List of peer reviewers > Review procedure > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Legal information
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Cybernetics and programming" > Contents of Issue № 01/2015
Contents of Issue № 01/2015
Knowledge bases, intelligent systems, expert systems, decision support systems
Kamaev V.A., Voronin Y.F. - Comparison of the knowledge representation methods based on a production model and a a network of semantic structure for search for the causes of defects in castings pp. 1-15

DOI:
10.7256/2306-4196.2015.1.13402

Abstract: In article the methodology of the qualitative analysis for decrease in marriage of castings is considered. The methodology place in a complex molding quality improvement means is given. The automated stages of defects identification methodology, identifications of the reasons their emergence and ways of elimination are described in detail. The algorithm of methodology of the qualitative analysis of defect of casting is presented. The article shows examples of process of identification of defect with use of visual and logical schemes. The stages of the search of the reasons and ways of elimination of defects of castings on the example of a light gas sink are shown. The place of the automated systems of the analysis of defects of casting within a complex of systems of improvement of quality of molding is considered. The automated atlas of foundry defects which is carrying out a role of help system at a choice of a way of elimination of defects is reviewed separately. The functionality of the atlas and structure of its database is described.
Le V.N. - Mechanism of inference a diagnostic solutions in remote medical diagnosis expert system of preliminary diagnosis pp. 16-26

DOI:
10.7256/2306-4196.2015.1.13722

Abstract: The article describes an approach in management of diagnostic solutions inference in a medical diagnosis expert system. The study reviews the features of the software implementation of presented models and algorithms. The author proposes a combination of the reverse and direct inference for diagnostic solutions. At reverse deduction requesting new information from the patient requires generation of additional questions on the leading symptom. At the same time, the direct inference allows calculation of the output integral estimates of detection of possible diseases at the onset of symptoms. To output decisions under uncertainty the Mamdani fuzzy model is applied. The author proposes a RETE-network for generating a diagnostic solution in a reasonable time. The described mechanism of inference a diagnostic solutions has the following advantages: it allows the direction of reasoning on the most promising ways of obtaining a diagnosis  and determines the correct order questions on leading symptoms; it allows the diagnosis under uncertainty in information on symptoms and does not stop though the diagnostic decision may not be accurate; it allows to set a preliminary diagnosis in real time and makes a conclusion in a reasonable time after the symptoms have been entered.
Software for innovative information technologies
Borodin A.V., Biryukov E.S. - The practical implementation of some algorithms related to the problem of number composing pp. 27-45

DOI:
10.7256/2306-4196.2015.1.13734

Abstract: Among combinatorial algorithms of additive number theory the algorithms of the algorithms for listing compositions of natural numbers have a special place. On the one hand, ideologically, they are among the simplest algorithms in mentioned theory. On the other hand, they play a huge role in all applications somehow connected with the polynomial theorem. In recent years, due to the rapid development of the general theory of risk ideas underlying the polynomial theorem were involved to in the challenges of risk measurement in homogeneous systems of high dimensionality. Solving these problems requires providing mass listing compositions numbers of fixed length and calculating the amount of such compositions for sufficiently large values of both number and the length of composition. In these circumstances, the most urgent task is in effective implementation of these algorithms. The presented article is devoted to the questions related with the synthesis of efficient algorithms for listing the compositions of fixed length and calculating the amount of such compositions. As a methodological base of this study authors use certain facts of set theory, approaches of theory of complex algorithms, as well as some basic results of the theory of numbers. Within this paper, the author propose a new efficient implementation of two algorithms: algorithm for listing all the compositions of fixed length based on the idea of multiset representation of the number partitions and algorithm for calculating the amounts of the compositions of given kind, implemented without involvement of high bitness machine arithmetic. The article shows not only an estimate of the complexity of the proposed algorithms but also presents the results of numerical experiments demonstrating the effectiveness of the implementation of the algorithms discussed in the VBA programming language. 
Mathematical models and computer simulation experiment
Kormilitsyn A.Y., Skorubskiy V. - Model of endocrine subsystem and calculation of injection parameters pp. 46-60

DOI:
10.7256/2306-4196.2015.1.13655

Abstract: The human body is seen as an information system. An endocrine subsystem is selected for the study. The authors use data on the level of sugar in blood to calculate it’s dependencies for healthy patients as well as for patients with second type diabetes during control intervals between injections. Authors propose a generalization in a form of mathematical model for autoregulation of these processes in endocrine system using natural internal and medical external injection of insulin and glucose. The model should be used for calculating time intervals between possible critical states of patients and parameters of external deflection compensation of concentration (the intake of dietary carbohydrates and insulin injections) to maintain the normal state of patient. Dependencies of the concentration of sugar in the blood that define the state of endocrine subsystem can be presented in form of continuous exponential graphics with typical monotonous increase and decrease. This allows suggesting the dependence of the control law as a polynomial with coefficients which are specified in real time at the control points. The use of interpolation and extrapolation help to predict the nearest glucose concentration level in the blood based on the accumulated data measured by portable glucometers and, most importantly - to predict extreme states of hyperglycemia and hypoglycemia and perform an approximate calculation of parameters of external insulin and glucose injections. The article present a new model of human endocrine subsystem for diabetes and gives recommendation on use of injections to maintain normal life. The described model is simple and can be efficiently used for controlling the state of patient and calculating the parameters of the external injection (the intake of dietary carbohydrates and insulin injections) for maintaining a normal state using available mobile measurement and evaluation means.
Rozhentsov V.V. - Assessment technology for evaluating abilities of distance perception and evaluation pp. 61-66

DOI:
10.7256/2306-4196.2015.1.14038

Abstract: Perception and evaluation of distance is possible both in monocular (one eye) and binocular (using both eyes) vision.  In the latter case, the distance is estimated much more precisely. Questions of perception and distance estimates are relevant in hiring employees in different specialties, such as motor vehicle drivers, surveyors, experts in the field of engineering graphics and graphic activity. These abilities are especially important in physical education and sports, particularly in games, martial arts and orienteering. The article proposes a method for evaluation of distance perception using a camera and computer-controlled light emitters placed on a flat surface. Light emitters create two light spots on the surface. Examinee is placed in the middle of the line drawn through the centers of the light spots. Software randomly changes the area, the direction and velocity of the light spots during a predetermined time. Examinee evaluates the transformation and movement of light spots and moves to stay in the middle of the line going through the centers of the light spots. The transformation of the light spots and movements of the examinee are recorded, the video then analyzed by software that calculates the middle point, the examinee’s location and the arithmetic mean of the calculated distances. Using the arithmetic mean the examinee’s ability of distance perception and evaluation is judged. Known methods of evaluating the perception of distance uses a static position of the examinee and are less useful in the professional selection for various activities, including sport. The proposed technology is aimed at assessing the perception of distance as a result of motor actions of the examinee, which is typical for many activities.
Systems analysis , search, analysis and information filtering
Dimitriev Y.V., Lagoiko O.S. - Structural system analysis of information flows in ergonomic design of aircraft pp. 67-76

DOI:
10.7256/2306-4196.2015.1.13996

Abstract: The study is devoted to a topic of information support design for aircraft. The object of the research is information flows in ergonomic design of aircraft. The purpose of the study is optimization of data collection and processing at ergonomic design of aircraft. To achieve this purpose the authors use the methods of structural system analysis to generalize and to systematize accumulated experience in information and logical modeling of the data collection and processing during seminatural ergonomic researches of the aircraft with extensive use of advances in information and telecommunication technologies. Research methodology: structured systems analysis in the domain of information and logical modeling of the processes of data collecting and processing in the ergonomic design of the aircraft. The main result of the study is in developing an information-logical model describing the structure of the data collection and processing during the ergonomic research on seminatural simulation complexes. The results provide forming a holistic view of the transmission  formation processes, processing and storage of data during ergonomic design of aircraft, automation of processes of preparation and experimentation, allowing making a special software for optimal time of aggregation.
Question at hand
Borovskii A.A. - Prospects for the use of machine learning techniques in processing large volumes of historical data pp. 77-114

DOI:
10.7256/2306-4196.2015.1.13730

Abstract: In relation to the problems of development of information-analytical platform “The history of modern Russia” the author researches analytical capabilities of the modern methods of machine learning and perspectives of its’ practical use for processing and analyzing large volumes of historical data. The article reviews different strategies of applying machine learning techniques taking into account peculiarities of the studied data. Special attention is given to a problem of interpretability of different types of results, obtained using the machine learning algorithms, as well as the ability to recognize trends and anomalies. As a methodological basis of the research the author uses a theory of information systems, database theory, induction, deduction, comparative, systematic, formal logic, and other methods. The author concludes that the algorithms of machine learning can be used to effectively solve a large class of problems, related to the analysis of historical data, including finding hidden dependencies and patterns. It is noted that establishment of large-scale digital repositories of evidence of historical events makes it possible to examine and analyze the data as a specific time series allowing to investigate the change of state of the social system in time.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Кибернетика и программирование
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Кибернетика и программирование" > Содержание № 01, 2015
Выходные данные сетевого издания "Кибернетика и программирование"
Номер подписан в печать: 20-01-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Сидоркина Ирина Геннадьевна, доктор технических наук
ISSN: 2306-4196
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2015
Базы знаний, интеллектуальные системы, экспертные системы, системы поддержки принятия решений
Камаев В.А., Воронин Ю.Ф. - Сравнение методов представления знаний на основе продукционной модели и семантико-фреймовой сети для поиска причин возникновения дефектов отливок. c. 1-15

DOI:
10.7256/2306-4196.2015.1.13402

Аннотация: В статье рассматривается методология качественного анализа для снижения брака отливок. Рассматривается место методологии в комплексе средств повышения качества литья. Подробно рассмотрены автоматизированные этапы методологии идентификации дефектов, выявления причин их возникновения и способов ликвидации. Рассматривается алгоритм методологии качественного анализа дефекта отливки. Приводятся примеры процесса идентификации дефекта с использованием визуально-логических схем. Рассматривается этапы поиска причин и способов ликвидации дефектов отливок на примере светлой газовой раковины. Рассматривается место автоматизированных систем анализа дефектов отливки в рамках комплекса систем повышения качества литья. Отдельно рассматривается автоматизированный атлас литейных дефектов, выполняющий роль справочной системы при выборе способа ликвидации дефектов. Описывается функционал атласа и структура его базы данных. Рассматривается алгоритм методологии качественного анализа дефекта отливки.Приводятся примеры процесса идентификации дефекта с использованием визуально-логических схем. Рассматривается этапы поиска причин и способов ликвидации дефектов отливок на примере светлой газовой раковины. Рассматривается место автоматизированных систем анализа дефектов отливки в рамках комплекса систем повышения качества литья.Отдельно рассматривается автоматизированный атлас литейных дефектов, выполняющий роль справочной системы при выборе способа ликвидации дефектов. Описывается функционал атласа и структура его базы данных.
Ле В.Н. - Механизм вывода диагностического решения в дистанционной медицинской экспертной системе предварительной диагностики c. 16-26

DOI:
10.7256/2306-4196.2015.1.13722

Аннотация: В статье представлен подход к управлению выводом диагностического решения в медицинской экспертной системе диагностики. Рассмотрены особенности программной реализации предложенных моделей и алгоритмов. В качестве механизма вывода решения авторами предложена комбинация из обратного и прямого вывода. При обратном выводе для запроса новых фактов у пациента необходима генерация дополнительных вопросов по ведущим симптомам. В то же время прямой вывод позволяет вычислить на выходе интегральные оценки обнаружений возможных заболеваний при проявлении симптомов. Для вывода решения в условиях неопределенности применена нечеткая модель Мамдани. Предложена RETE-сеть для получения диагностического решения за приемлемое время. Предложенный механизм вывода диагностического решения обладает следующими достоинствами: обеспечивает возможность направления рассуждений по наиболее перспективным путям получения диагноза, т.е. механизм вывода определяет правильные очередные вопросы по ведущим симптомам; позволяет ставить диагноз в условиях неопределенности информации о симптоматике, т.е. механизм вывода не останавливается, хотя диагностическое решение может и не быть точным; позволяет ставить предварительный диагноз в режиме реального времени, т.е. механизм вывода выводит решение за приемлемое время после того, как вводятся имеющиеся симптомы.
Математическое и программное обеспечение новых информационных технологий
Бородин А.В., Бирюков Е.С. - О практической реализации некоторых алгоритмов, связанных с проблемой композиции чисел c. 27-45

DOI:
10.7256/2306-4196.2015.1.13734

Аннотация: Среди комбинаторных алгоритмов аддитивной теории чисел алгоритмы перечисления композиций натуральных чисел занимают особое место. С одной стороны, идеологически, это одни из самых простых алгоритмов соответствующей теории. С другой, они играют огромную роль во всех приложениях, так или иначе связанных с полиномиальной теоремой. В последние годы, в связи с бурным развитием общей теории риска, идеи, лежащие в основе полиномиальной теоремы, были привлечены для решения задач измерения риска в однородных системах высокой размерности. При решении этих задач возникает потребность в массовом обеспечении перечисления композиций чисел фиксированной длины и вычисления количества таких композиций для достаточно больших значений, как самого разлагаемого натурального числа, так и длины всей композиции. В этих условиях актуальной становится задача максимально эффективной реализации названных алгоритмов. Предлагаемая Вашему вниманию статья посвящена обсуждению вопросов, связанных с синтезом эффективных алгоритмов перечисления композиций фиксированной длины и вычисления количества таких композиций. В качестве методологической базы данного исследования использованы отдельные факты теории множеств, подходы теории сложности алгоритмов, а также некоторые элементарные результаты теории чисел. В рамках данной работы предложены новые эффективные реализации двух алгоритмов: алгоритма перечисления всех композиций фиксированной длины на основе идеи мультимножественного представления разбиения числа и алгоритма вычисления количества композиций названного вида, реализованного без привлечения техники машинной арифметики высокой разрядности. Произведена не только оценка сложности предложенных алгоритмов, но и приведены результаты численных экспериментов, демонстрирующих эффективность реализаций рассмотренных алгоритмов на языке программирования VBA.
Математическое моделирование и вычислительный эксперимент
Кормилицын А.Ю., Скорубский В.И. - Модель эндокринной подсистемы и расчеты параметров инъекций c. 46-60

DOI:
10.7256/2306-4196.2015.1.13655

Аннотация: Организм человека рассматривается как информационная система. Выбирается для исследований эндокринная подсистема (ЭС). Приводится анализ известных из источников данных, характеризующих наблюдаемые в клинике и реальной жизнедеятельности зависимости нормальной концентрации сахара в крови и больного диабетом второго типа в контрольных интервалах между инъекциями. Предполагается обобщение в виде математической модели авторегулирования этих процессов в ЭС с использованием естественных внутренних и лечебных внешних инъекций инсулина и глюкозы. Модель должна быть использована для расчета временных интервалов возможных критических состояний больного и параметров внешних компенсаций отклонений концентрации ( количество потребляемых с пищей углеводов и инъекции инсулина) для поддержания нормального состояния . Зависимости концентрации сахара в крови, определяющие состояние ЭС, могут быть определены как непрерывные экспоненциального вида с характерным монотонным нарастанием и убыванием. Это позволяет предположить зависимость закона регулирования как полиномиальную с коэффициентами, которые уточняются в реальном времени в контрольных точках . Применение интерполяции и экстраполяции позволяют прогнозировать ближайший уровень концентрации глюкозы в крови на основе накапливаемых данных измерений портативными глюкометрами и, главное, - предполагать экстремальные состояния гипергликемии и гипогликемии и выполнить приближенный расчет параметров внешних инъекций инсулина и глюкозы. Рассмотрена новая модель эндокринной подсистемы организма человека с заболеванием сахарного диабета и рекомендации применения инъекций для поддержания нормальной жизнедеятельности. Предлагаемая простая модель может быть оперативно использована для контроля состояния больного и расчета параметров внешних инъекций ( количество потребляемых с пищей углеводов и инъекции инсулина) и поддержания нормального состояния с использованием доступных мобильных средств измерения и оценки.
Роженцов В.В. - Технология оценки способности восприятия и оценки расстояния c. 61-66

DOI:
10.7256/2306-4196.2015.1.14038

Аннотация: Восприятие и оценка расстояния возможны как при зрении одним глазом (монокулярное зрение), так и обоими глазами (бинокулярное зрение). В последнем случае расстояние оценивается гораздо точнее. Вопросы восприятия и оценки расстояния актуальны при профотборе работников различных специальностей, в частности водителей автотранспортных средств, геодезистов, специалистов в области инженерной графики и изобразительной деятельности. Особенно важны эти способности при занятиях физической культурой и спортом, прежде всего в спортивных играх, единоборствах, спортивном ориентировании. Для их оценки предложено над горизонтальной поверхностью разместить видеокамеру и световые излучатели, управляемые компьютером. Световые излучатели создают на поверхности два световых пятна. Испытуемый размещается в середине линии, проходящей через центры световых пятен. Программно в течение заданного времени случайным образом изменяют площадь, направление и скорость перемещения световых пятен. Испытуемый оценивает трансформацию и перемещения световых пятен и меняет свое положение таким образом, чтобы оставаться в середине линии, проходящей через центры световых пятен. Трансформацию и перемещения световых пятен и испытуемого снимают видеокамерой, видеоизображение передают в компьютер, который периодически вычисляет положение середины линии, проходящей через центры световых пятен, и центра места положения испытуемого, расстояние между серединой линии и центром места положения испытуемого, среднеарифметическое значение вычисленных расстояний. По величине среднеарифметического значения оценивают способность восприятия и оценки расстояния человеком. Известные способы исследования способности воспринимать и оценивать расстояние предусматривают статическое положение испытуемого, что затрудняет их использование при профотборе для различных видов деятельности, в том числе в спорте.Предложенная технология ориентирована на оценку восприятия расстояния по результатам двигательных действий испытуемого, что характерно для многих видов деятельности.
Системный анализ, поиск, анализ и фильтрация информации
Димитриев Ю.В., Лагойко О.С. - Структурный системный анализ информационных потоков при эргономическом проектировании воздушных судов c. 67-76

DOI:
10.7256/2306-4196.2015.1.13996

Аннотация: Предметом исследования является информационное обеспечение проектирования воздушных судов.Объектом исследования являются информационные потоки при эргономическом проектировании воздушных судов.Цель исследования - оптимизация сбора и обработки информации при эргономическом проектировании воздушных судов. Для достижения цели авторы обобщают и, применяя методы структурного системного анализа, систематизируют накопленный опыт информационно-логического моделирования процессов сбора и обработки информации при проведении полунатурных эргономических исследований воздушных судов с широким использованием достижений информационно-телекоммуникационных технологий. Методология исследования - структурный системный анализ предметной области в части информационно-логического моделирования процессов сбора и обработки информации при эргономическом проектировании воздушных судов. Основным результатом исследования является разработанная информационно-логическая модель, описывающая структуру процессов сбора и обработки информации при проведении эргономических исследований на полунатурных моделирующих комплексах. Результаты обеспечивают формирование целостных взглядов на процессы передачи, обработки и хранения данных при эргономическом проектировании воздушных судов, автоматизацию процессов подготовки и проведения экспериментов, позволяя сделать комплексирование специального программного обеспечения оптимальным по времени и трудозатратам.
Актуальный вопрос
Боровский А.А. - Перспективы применения технологий машинного обучения к обработке больших массивов исторических данных c. 77-114

DOI:
10.7256/2306-4196.2015.1.13730

Аннотация: Применительно к проблемам развития информационно-аналитической платформы «История современной России» исследованы аналитические возможности современных методов машинного обучения и перспективы их практического использования для обработки и анализа больших массивов исторических данных. Рассмотрены различные стратегии применения машинного обучения с учетом особенностей природы данных, которыми оперирует историческая наука. Особое внимание уделено проблеме интерпретируемости различных типов результатов, получаемых в процессе использования алгоритмов машинного обучения, а также возможности распознавания трендов и аномалий. В качестве методологической основы исследовании применялись теория информационных систем, теория баз данных, индукция, дедукция, сравнительный, системный, формально-логический и другие методы. Сделан вывод о способности методов машинного обучения эффективно решать большой класс задач, связанных с анализом массивов исторических данных, включая нахождение скрытых зависимостей и закономерностей. Отмечено, что создание масштабных цифровых хранилищ фактических данных об исторических событиях дает возможность рассматривать и анализировать этот массив как специфический временной ряд, позволяющий исследовать изменение состояния общественной системы во времени.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"