по
Cybernetics and programming
18+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > Requirements for publication > Council of Editors > List of peer reviewers > Review procedure > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Legal information
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Cybernetics and programming" > Contents of Issue № 05/2014
Contents of Issue № 05/2014
Knowledge bases, intelligent systems, expert systems, decision support systems
Shunkevich D.V. - Principles of interpretation of software written on a program language oriented on the knowledge database processing pp. 1-13

DOI:
10.7256/2306-4196.2014.5.13300

Abstract: The article reviews a unified logic-semantic model of an interpreter for basic programming languages oriented on the processing of sc-models of knowledge database. The mentioned above model is based on a multi-agent approach. The article is dedicated to a basic language of programming a technology of designing OSTIS intelligent systems, and more specifically, to a model of interpreter underlying this technology based on a multi-agent approach to designing knowledge processing machines. Basic concepts of this article such as sc-agent, abstract sc-agent and so on are reviewed in this article and on the web-site of this technology. The programming language discussed is basic for OSTIS intelligent systems developing technology. The article describes both sc-agents of abstract scp-machine and sc-language of their interaction. The author discusses principles of interpretation of software written on a basic programming language oriented on processing of sc-models of knowledge database. The developed model is based on a multi-agent approach that allows to effectively use the abilities of asynchronous and parallel programming and makes designed model open, that is, there is the possibility of adding new agents into it.
Forms and methods of information security administration
Korobeinikov A.G., ., ., ., ., . - Developing of the mathematical and simulation models for calculation of an estimate of informatization object protection from unauthorized physical access pp. 14-25

DOI:
10.7256/2306-4196.2014.5.12889

Abstract: Methods and techniques allowing to calculate quantitative estimates of level of protection from unauthorized physical intrusion for different informatization objects using various means and protection systems are currently being intensively developed. Generally the quantitative evaluation of protection is represented by a set of probability characteristics, the predominant of which is some integral indicator. Therefore, developing mathematical and simulation models for calculating an estimate of informatization object protection from unauthorized physical access is an urgent task. This model then is used as a part of a complex system of information security. To solve this problem the article presented uses methods of information protection, graph theory and probability theory. The results shown in the article were calculated using Maple system of computer algebra. Scientific novelty of the work is: – in creating a mathematical model for calculation the probability of detecting of unauthorized physical access to information by an alarm system;– in bulding of a simulation model for evaluation of level of protection of informatization object from unauthorized physical access;– in developing of a technique of evaluation of full protection from unauthorized physical access for object of informatization
Zavodtsev I.V., Zakharchenko R.I., Zakutaev A.A. - Analysis of developing tools for neural network modules of management system for information security incidents pp. 26-33

DOI:
10.7256/2306-4196.2014.5.13308

Abstract: The article shows the analysis of tools for developing neural network modules of management system for information security incidents, reviews its main features in simulation and testing. Specific attention is given to a comparative analysis in terms of usability and neural network modeling features. Development of domestic control systems for information security incidents still is in the state of research and development projects. This, on the one hand, complicates immediate transfer complex solutions for data protection entirely on the domestic base, but, on the other hand, allows taking into account all the latest scientific achievements in the implementation methodological basis for constructing own management system for information security incidents. This fact determines the need for further consideration of methods and techniques for the construction of management systems for information security incidents. Reviewing features of neuropackages and their comparison in terms of ease of use and range of services for modeling neural network systems allowed to determine that in components and the ability to solve the special case of constructing modules such tools as MATLAB and NeuroSolutions are the most suitable applications, offering a greater set of features and having better technical support.
Software for innovative information technologies
Urazaeva T.A. - Application package “MultiMIR”: architecture and appliance pp. 34-61

DOI:
10.7256/2306-4196.2014.5.12962

Abstract: Evaluation of risks of system development is an urgent task for a for a variety of disciplines such as economics and sociology, technology and ecology, the system studied at the intersection of different disciplines. Often the parameters of such systems are discrete, set of possible states is bounded. The application package “MultiMIR” was designed to evaluate risks of development in such systems. An important difference of “MultiMIR” from other application is in achievement of polynomial computational complexity for some classes of systems, while most analogues offer only exponential complexity. The article describes: purpose of the application, main ideas used as a basis for algorithms, application architecture. The author gives an overview of ways of using the application. The conceptual basis of the theory used in the development of algorithms implemented in “MultiMIR” is in theoretical probabilistic approach. As a specific mathematical apparatus the author has chosen formalism of theory of multisets, which, in author’s opinion, has the richest expressive possibilities for the study in the described the subject area. As a programming system used in the development of the first version of the application the author used VBA-subsystem office with Microsoft Office. The selection of the programming system is dictated by the features and preferences of the primary target of the package: banking and financial analysts. Using “MultiMIR” allowed for the first time to provide accurate calculation of such non-linear measures of risk as expected utility, distorted probability measure, "Value at Risk", and so on for medium and large homogeneous portfolios term financial instruments without involving time-consuming analytical methods. Unlike traditionally used for this purpose Monte Carlo method, approached based on the described above application allows obtaining an exact solution using a comparable amount of CPU resource. “MultiMIR” application can also be used for verification of reliability of the results obtained using Monte Carlo methods considered classical in the financial risk management. 
Mathematical models and computer simulation experiment
Gatchin Y.A., Polyakov V.I., Skorubskii V.I., Chebanenko A.A. - Endocrine subsystem model pp. 62-69

DOI:
10.7256/2306-4196.2014.5.13295

Abstract: For many years various tools from conventional thermometer to sophisticated measuring instruments were used in medicine to improve the diagnosis of disease. Verification of the effectiveness and safety of diagnostic techniques is the basis of evidence-based medicine. It requires mathematical methods of for assessing the quality of treatment and measuring tools. Diabetes is a massive and incurable disease, however, with self-control, following the recommendations depending on the type of disease and gathering information on the state of the organism the parameters of injections can be calculated to keep the near normal state of health, which is highly important at the pace of modern life. In this article the authors suggest a model of endocrine subsystem of a person with the II-type diabetes. The model is based on the analysis of characteristics of changes of glucose concentration in blood. The model can not be considered exhaustive due to a wide variety of internal and external factors, affecting the subsystem state and therefore influencing general health of the person and reducing the threat of dangerous consequences. However, with a certain objectivity, the model can be used to calculate parameters of external influences (caloric intake and insulin injections) to maintain a normal state of the patient using the mobile means.
Labkovskaya R.Y., Kozlov A.S., Pirozhnikova O.I., Korobeinikov A.G. - Modeling the dynamics of reed sensors of control systems pp. 70-77

DOI:
10.7256/2306-4196.2014.5.13309

Abstract: The article is devoted to developing of methods and algorithms of finding eigen values for analyzing dynamics and stability of reed sensors. Matrix-topological method, PC-oriented, uses a model with lumped parameters to describe the oscillatory processes of microsensors beam elements and reeds contact cores. Replacement of the system with distributed parameters with the equivalent model with lumped parameters is achieved by using the Rayleigh method. This method leads to considering a system with a higher hardness than original, thereby obtaining a higher frequency compared with the actual. The authors developed a matrix-topological model for frequency analysis of geometrically-complex and multilink reed sensors based on the switching to the system with lumped parameters using following methods: electromechanical analogies, method Rayleigh-Ritz method and graph theory. On the example of one of the three constructs of reeds oscillatory systems the authors compare theoretical results of calculation of reed sensors eigen frequencies, gathered using matrix-topological method with corresponding experimentally obtained values with piezoelectric and optical methods of the reed sensors frequency spectra analysis. The correctness of the frequency analysis was achieved using Fourier frequency filters.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Кибернетика и программирование
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Кибернетика и программирование" > Содержание № 05, 2014
Выходные данные сетевого издания "Кибернетика и программирование"
Номер подписан в печать: 16-10-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Сидоркина Ирина Геннадьевна, доктор технических наук
ISSN: 2306-4196
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: nb.info@mail.ru
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2014
Базы знаний, интеллектуальные системы, экспертные системы, системы поддержки принятия решений
Шункевич Д.В. - Принципы интерпретации программ языка программирования, ориентированного на обработку баз знаний c. 1-13

DOI:
10.7256/2306-4196.2014.5.13300

Аннотация: В данной статье рассмотрена унифицированная логико-семантическая модель машины интерпретации программ базового языка программирования, ориентированного на обработку sc-моделей баз знаний. Указанная модель основана на многоагентном подходе. Данная статья посвящена базовому языку программирования технологии проектирования интеллектуальных систем OSTIS, а конкретнее, модели его интерпретатора, основанной на многоагентом под-ходе к проектированию машин обработки знаний, лежащем в основе указанной технологии. Базовые понятия данной работы, такие как sc-агент, абстрактный sc-агент и т.д., рассмотрены в работе и на сай-те технологии. Рассматриваемый язык является базовым для технологии проектирования интеллектуальных систем OSTIS. В данной работе описываются сами sc-агенты абстрактной scp-машины, а также sc-язык их взаимодействия. В работе рассмотрены принципы интерпретации программ базового языка программирования, ориентированного на обработку sc-моделей баз знаний. Разработанная модель основана на многоагентом подходе, что позволяет эффективно использовать возможности асинхронного и параллельного программирования, а также делает разработанную мо-дель открытой, то есть присутствет возможность добавления в нее но-вых агентов.
Модели и методы управления информационной безопасностью
Коробейников А.Г., Гришенцев А.Ю., Кутузов И.М., Пирожникова О.И., Соколов К.О., Литвинов Д.Ю. - Разработка математической и имитационной моделей для расчета оценки защищенности объекта информатизации от несанкционированного физического проникновения c. 14-25

DOI:
10.7256/2306-4196.2014.5.12889

Аннотация: В настоящее время интенсивно развиваются методы и методики, позволяющие рассчитывать количественные оценки защищенности различных объектов информатизации от несанкционированного физического проникновения при использовании различных средств и систем защиты. Обычно принято, количественно защищенность оценивается заданным множеством вероятностных характеристик, главенствующим из которых является некоторый интегральный показатель. Поэтому разработка математических и имитационных моделей для расчета оценки защищенности объекта информатизации от несанкционированного физического проникновения, входящих в состав комплексной системы информационной безопасности, является актуальной задачей. Для решения поставленной задачи в представленной статье были использованы методы защиты информации, методы теории графов и теории вероятности. Представленные результаты были получены при помощи системы компьютерной алгебры Maple. Научная новизна работы заключается:- в разработке математической модели расчета вероятности обнаружения системой охранной сигнализации несанкционированного физического проникновения на объект информатизации;– в разработке имитационной модели для оценки защищенности объекта информатизации от несанкционированного физического проникновения;– в разработке методики оценки комплексной защищенности объекта информатизации от несанкционированного физического проникновения.
Заводцев И.В., Захарченко Р.И., Закутаев А.А. - Анализ средств разработки нейросетевых модулей систем управления инцидентами информационной безопасности c. 26-33

DOI:
10.7256/2306-4196.2014.5.13308

Аннотация: В статье проводится анализ инструментальных средств разработки нейросетевых модулей систем управления инцидентами информацион-ной безопасности, рассмотрены ихосновные возможности по моделиро-ванию и тестированию. Особое внимание уделено сравнительному анализу с точки зрения простоты использования и спектра предоставляемых услуг для моделирования нейросетей. Разработка отечественных систем управления инцидентами информационной безопасности (СУИИБ) до сих пор еще не вышла из стадии научно-исследовательских проектов. Это, с одной стороны, затрудняет немедленный перевод комплексных решений по защите информации полностью на отечественную базу, но, с другой стороны, позволяет учесть все новейшие научные достижения при реализации методологи-ческой базы построения СЗИ. Данное обстоятельство определяет необходимость дополнительного рассмотрения методов и способов построения систем управления инцидентами информационной безопасности. Рассмотрение характеристик нейропакетов и их сравнение с точки зрения простоты использования и спектра предоставляемых услуг для моделирования НС позволили определить, что по своему составу и способности решать частную задачу построения модулей СУИИБ наиболее подходящими являются такие средства, как MATLAB и NeuroSolutions, имеющие больший набор функций и возможностей по технической поддержке.
Математическое и программное обеспечение новых информационных технологий
Уразаева Т.А. - Пакет прикладных программ «МультиМИР»: архитектура и применение c. 34-61

DOI:
10.7256/2306-4196.2014.5.12962

Аннотация: Оценка риска развития систем является актуальной задачей для целого ряда отраслей знания. Это экономика и социология, техника и экология, системы, исследуемые на стыке различных научных дисциплин. Очень часто параметры таких систем носят дискретный характер, а множества их состояний конечны. Для оценки риска развития таких систем разработан пакет прикладных программ (ППП) "МультиМИР". Важным отличием ППП "МультиМИР" от аналогов является достижение для некоторых классов систем полиномиальной сложности вычислений, в то время как большинство аналогов предлагают лишь экспоненциальную сложность вычислений. В статье описываются: назначение ППП; основные идеи, положенные в основу алгоритмов; архитектура пакета; приведен обзор вариантов применения пакета. Концептуальной основой теории, использованной при разработке алгоритмов, реализованных в ППП "МультиМИР", является теоретико-вероятностный подход. В качестве конкретного математического аппарата был выбран формализм теории мультимножеств, который, по мнению автора, обладает максимально богатыми выразительными возможностями при исследовании описанной предметной области. В качестве системы программирования, использованной при разработке первой версии ППП, выбрана VBA-подсистема офисного пакета Microsoft Office. Выбор системы программирования обусловлен особенностями и пристрастиями основной целевой аудитории пакета - финансовых и банковских аналитиков. Использование ППП "МультиМИР" позволило впервые обеспечить возможность точного расчета таких нелинейных мер риска, как ожидаемая полезность, мера возмущенной вероятности, "Value at Risk" и т. п. для средних и больших однородных портфелей срочных финансовых инструментов без привлечения трудоемких аналитических методов. В отличие от традиционно применяемых для этих целей методов Монте-Карло подход, основанный на использовании описанного ППП, позволяет получать точное решение при использовании сравнимого объема ресурса процессорного времени. В том числе ППП "МультиМИР" может быть использован для верификации достоверности результатов, получаемых в рамках методов Монте-Карло, считающихся сегодня классическими в финансовом риск-менеджменте.
Математическое моделирование и вычислительный эксперимент
Гатчин Ю.А., Поляков В.И., Скорубский В.И., Чебаненко А.А. - Модель эндокринной подсистемы c. 62-69

DOI:
10.7256/2306-4196.2014.5.13295

Аннотация: На протяжении многих лет в медицине использовались различные средства, повышающие эффективность диагностики болезней: от обычного градусника до сложных измерительных приборов. В основе доказательной медицины лежит проверка эффективности и безопасности методик диагностики. Для этого необходимы математические методики оценки качества лечения и измерительные приборы. Диабет - массовое и неизлечимое заболевание, однако, с использованием самоконтроля и рекомендуемых в зависимости от типа заболевания методов и средств накопления базы данных о состоянии организма, расчёта параметров инъекций, можно поддерживать состояние близкое к нормальному, что крайне важно при современном ритме жизни. В данной статье, в результате анализа признаков изменения концентрации глюкозы в крови, предложена модель эндокринной подсистемы организма человека с заболеванием диабетом II-го типа. Модель не может быть исчерпывающей в свете большого разнообразия внешних и внутренних факторов, влияющих на состояние подсистемы и, следовательно, на общее здоровье человека и снижение угрозы опасных последствий. Однако, при известной объективности, модель может быть использована для расчета параметров внешних воздействий (калорийность питания и инъекции инсулина) для поддержания нормального состояния больного с использованием мобильных средств.
Лабковская Р.Я., Козлов А.С., Пирожникова О.И., Коробейников А.Г. - Моделирование динамики чувствительных элементов герконов систем управления c. 70-77

DOI:
10.7256/2306-4196.2014.5.13309

Аннотация: Данная статья посвящена разработке методов и алгоритмов нахождения собственных значений для анализа динамики и устойчивости чувствительных элементов герконов. Матрично-топологический метод, ориентированный на применение ЭВМ, использует для описания колебательных процессов балочных элементов микросенсоров и контактных сердечников (КС) герконов модель с сосредоточенными параметрами. Замена системы с распределенными параметрами эквивалентной моделью с сосредоточенными параметрами достигается применением метода Рэлея. В этом методе приходят к рассмотрению системы с большей жесткостью, чем данная, вследствие чего получается более высокая частота колебаний по сравнению с истинной. Разработана матрично-топологическая модель для частотного анализа сложнопрофильных и многозвенных ЧЭГ на основе перехода к системе с сосредоточенными параметрами, с использованием методов: электромеханических аналогий, Релея-Ритца и теории графов. На примере одной из трех конструкций колебательных систем герконов осуществлено сравнение теоретических результатов расчета собственных частот ЧЭГ, полученных матрично-топологическим методом, с соответствующими экспериментально полученными величинами при пьезоэлектрическом и оптическом методах исследования частотных спектров ЧЭГ. Корректность частотного анализа достигалась применением частотных фильтров Фурье.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"