Historical informatics
18+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > Requirements for publication > Review procedure > Article retraction > Ethics > Legal information > Editorial Board > Concept of the journal > Council of Editors
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Historical informatics" > Contents of Issue 04/2017
Contents of Issue 04/2017
Databases and search systems
Bryukhanova E.A. - 1897 Census Interarchive Database: the Structure and Formation Features pp. 1-10

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.4.25029

Abstract: The article characterizes the goals and the structure of a database which aims at accumulating data of the First  General 1897 Population Census of the Russian Empire preserved by Russian and foreign archives. The database has two basic data input and data retention modules “Archive” and “Finding Aid”. The first module realizes the idea about the hierarchical level structure preservation characteristic of archival storage system (archive – fund – series – file – document). The second module reflects the search history that is data on archival reference books, information about electronic copies of archival reference books and documents as well as their access conditions. The interarchive database is a result of archive, document and source analysis both of archival fund documents and their finding aid. The author considers the idea to create such a system based on the First General Population Census of the Russian Empire new for Russian historical studies. A user is provided with an opportunity to carry out a search (online as well) by archives, funds, files, document types as well as administrative units with account of both to historical and present day names. 
Historical process modeling
Zhukov D.S., Lyamin S.K. - Revolution in the Internet: Self-Organized Criticality Theory to Study Protest Movements pp. 11-43

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.4.24559

Abstract: The article gives an example of the way self-organized criticality (SOC) theory can be used to study a number of nonlinear effects in social media, protest movement sharp rises in particular. The authors describe the key ideas of the SOC theory and methods to identify pink noise as a SOC attribute. The research object is an associated total of Facebook communities which lent informational and organizational support to the impeachment of Brazil’s president Dilma Rousseff. Chronological frames of the work is January 2015 – august 2016. It has been shown that net activity of some communities understudy was a pink noise within a number of periods. SOC systems can demonstrate explosive activity increase that is the inner potential of systems for self-destruction and/or qualitative transformation. The protest social network studied had key features to generate informational avalanches – fast and big explosions of information creation, transmission and copying. The authors name facts supporting the idea that SOC advent in the nets is caused by mass street actions (violent as well). One parameter of the numerical series studied is a power law factor which can be indicative for network diagnostics, in particular, for revealing their potential for spontaneous informational avalanches.
Geographic information systems and 3D reconstruction
Chernenko D.A. - Suzdalskiy Uezd in the Late 18th century: GIS-Mapping of the Territory Population and Development Processes pp. 44-55

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.4.25057

Abstract: The article characterizes the use of GIS-technologies in historical and geographical research based on statistical and cartographic sources of the late 18th – middle of the 19th centuries. These materials born by the process of General Land Surveying in the Russian Empire provide for mapping and analyzing economical and demographical processes on the micro level: uezd – vladenie (possession) – rural settlement. The research object is a spatial network of rural settlements and possessory dachas of Suzdalskiy Uezd of Vladimirskaya Guberniya – a territory in Central Russia that has long been developed. The main research aim was to carry out total mapping of the uezd. The article demonstrates the opportunities of combining data of the Economical Notes to the General Land Surveying of 1770s-1780s with those of 1850s Mende Atlas, describes the principles of attribute-value table formation and arrangement of GIS-layers by the research topic. The result of the work is a series of thematic maps demonstrating the main parameters of the region’s development in the late 18th century. These are population density, settlements network density and their size, arable land development degree. The results show that these indicators significantly varied even within a relatively small uezd territory. This allows the author to structure it into different northern and southern districts contrasting even as far as their development is concerned. 
Grishin E. - Specialized Editor for Historical Geoinformation Systems Bibliosof-IGIS: Technological and Methodical Function Bases pp. 56-66

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.4.25070

Abstract: The article studies functions and software for historical geoinformation systems. The research object is historical geoinformation systems, dynamical GIS-projects creation technologies and means of spatiotemporal analysis. The author considers separate structural parts of IGIS-resources creation service in detail. Emphasis is laid on auxiliary materials for historical GIS-cartography, in particular, to the sample base of conventional values and means of historical geoinformation systems unification. The study employs descriptive and comparative methods to demonstrate advantages of the proposed GIS-editor conception for historical maps and projects better. The author describes his variant of a specialized historical geoinfirmation system editor that takes into account specific functions of spatiotemporal analysis. Distinctive features of this resource in comparison with common editors are considered as well. The article concludes that historical GIS-projects need specialized software and functions and only close cooperation of historians and GIS-specialists will lead to an optimum tool set of historical maps and geoinformation systems.
Computerized analysis of historical texts
Shpirko S., Nesterov A.Y. - Text Editing Software Application Programmas Edit within Software Complex PFuzClass of Fuzzy Genealogical Classification to Address Textological Issues pp. 67-77

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.4.24627

Abstract: The authors demonstrate opportunities and discuss prospects of a new text editing software application of similar origin and general structure. This application is developed to be integrated within a program of fuzzy genealogical classification. The research focus is medieval texts which have long been in use and have been preserved in many variants. The study aims at searching links between different variants of texts that are hidden to experts and their presentation for further expert evaluation. Such an approach adapts and develops fuzzy sets theory means and thus lets us single out close groups within the variants preserved and genealogically link them to any reliability degree desired. The classification proposed bases not only on quantitative data (number of variant readings, texts proximity coefficients), but qualitative parameters as well (weight coefficients of variant readings) accounting for their importance for textological classification that has been ignored in formalized approaches before. Successful work of this software application is sure to provide a researcher with a powerful and handy tool to compare and analyze numerous medieval texts with the help of algorithm based mathematical methods.
Soloshchenko N. - 1933 Soviet Food Industry Problems as Described in Factory Press (Content-Analysis of Mass-Circulation Newspapers Za Boevye Tempy and Nasha Pravda) pp. 78-100

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.4.24841

Abstract: The article studies how Soviet food industry problems were described in mass-circulation press of this branch during the 1933 crisis year. The author compares ideological, production and social issues in mass-circulation newspapers by Red Oktyabr’ and Rot Front confectionery factories. Interaction between two content layers of these periodicals is studied as well. Emphasis is laid on general and distinctive features of the way problems were described as well as the extent certain issues of mass-circulation newspapers of different enterprises were typical to. New research technique has been developed and employed to analyze mass-circulation newspapers with the help of MAXQDA program. The computer based content-analysis lets the author conclude that in the crisis situation of the first year of the second Pyatiletka (Five-Year Plan) mass-circulation newspapers were used to socially mobilize workers and draw their attention away from that situation. Social and production problems taken together were more common in the papers than ideological ones. However, attempts to form a positive reality relate to qualitative rather than quantitative aspect of propaganda in food industry mass-circulation newspapers. 
Grebenchenko I.V. - They Were the Chiefs: Content-Analysis of the Soviet Cosmonautics Founders Recollections pp. 101-111

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.4.24999

Abstract: The article studies the formation of the “Council of Chief Designers” cooperation that was a collective body and an unofficial coordination center determining technical and methodical course the Soviet space branch followed (Sergey Pavlovich Korolev, Vladimir Pavlovich Barmin, Valentin Petrovich Glushko, Nikolai Alekseevich Pilyugin, Mikhail Sergeevich Ryazanskiy and Viktor Ivanovich Kuznetsov as well as Boris Evseevich Chertok and Mstislav Vsevolodovich Keldysh). The author analyzes their relations and reveals the role of communication for this process on the basis of private sources (letters, diaries and recollections) by means of content-analysis and statistical analysis. The period understudy is the years before 1966 when the Council was in its first “Korolev” composition. In spite of the fact that Soviet and Russian cosmonautics can boast a period of over 60-year development, top secrecy has resulted only in official biographies of the Council members. Works studying them as people, individuals with their own traits, fate and relations have not been written yet. 
Methods and techniques of online analysis
Garskova I.M. - Network Analysis of Historiography: Dynamics of HCA Network Interregional Elements Formation pp. 112-129

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.4.25078

Abstract: The article is the author’s second one considering network analysis of historiography of the History and Computer Association (HCA) from 1992 to 2016. The former article studied dynamics of the composition and structure of the HCA network on the level of regional historical information science centers, their problematic issues, methodology and technological aspects. The present article analyzes the structure and dynamics of an interregional group that is the basis element of the HCA network. The author studies four traditional historical information science schools (Moscow, Minsk, Barnaul and Tambov ones) as well as their interaction. The study is carried out on the basis of an information system created by the author that includes a bibliographical and a full-text database of the HCA publications. The research method is network analysis. The author makes a conclusion about further prospects to study academic ties of researchers working within the same filed gained with the help of network analysis methods and technologies. This approach allows us to study the formation of both formal and “virtual” science group. Co-authorship data provide for tracing the advent of research centers and schools of thought, their dynamics, concentration, central figures these groups are formed around. Linking information about these groups with topical sections of the works published one can see their research interests, similarity and distinctive features. 
Ermoshin A.D. - Network Analysis of Prosopographic Database about Moscow Underground Architects in 1935-1991 pp. 130-142

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.4.24814

Abstract: The article studies the use of network analysis in historical research on the basis of a prosopographic database. The database has been created by the author to analyze collective biography of Moscow underground architects in 1935-1991 on the basis of information gained from many scattered bibliographical materials stored at the Archival Fund of Architects’ Biographical Dictionary of the Schusev State Museum of Architecture and some other sources. The research aim is to study the evolution of professional interactions network between creative unions and individual authors of the underground stations and halls. All alterations of the character of interactions are analyzed within three periods of the underground history: the Stalin period (1935–1954), the large-scale construction period (1955–1969) and the late Soviet modernism period (1970–1991). The network analysis is carried out in UCINET 6. MS Access crosstabs were formed in the “Architect-Underground object” format which were then exported to MS Excel and transformed with the help of UCINET into tables demonstrating all the cases of architects’ co-authorship. The professional network was visualized through NetDraw graphs. The study shows that the Moscow architects’ professional network was not immediate and in 1935-1991 went along the path of integration from small creative unions and workshops to a single monolithic structure where nearly each architect was related to other colleagues through his immediate co-authors. A number of statistics have been got that characterize the structure of this network.
Chronicles of scientific life
Vladimirov V. - The Way It Was (HCAs First Year) pp. 143-148

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.4.25052

Abstract: The article is dedicated to the 25th Anniversary of the Association “History and Computer” – a professional union of specialists employing mathematical methods and new information technologies in historical research and education. The research object is the understanding of the first steps of historical information science in Russia. The first year of the HCA (1993) is studied. Some important conferences, workshops and meetings were held. The author notes the “horizontal” character of academic ties in comparison with the “vertical” structure practiced before. The article historiographically describes the genetic relation of historical information science causes and the first period of its development. The author as the direct participant of all those events shares his impressions and thoughts thus forming a more comprehensive perception of the new research domain. It is emphasized that the atmosphere of creativity and amiability that was formed in the first HCA days encouraged successful development of historical information science. 
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Историческая информатика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация > Редакция > Редакционный совет
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Историческая информатика" > Содержание № 04, 2017
Выходные данные сетевого издания "Историческая информатика"
Номер подписан в печать: 29-12-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Бородкин Леонид Иосифович, член-корр. РАН, доктор исторических наук, borodkin@hist.msu.ru
ISSN: 2585-7797
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2017
Базы данных и информационно-поисковые системы
Брюханова Е.А. - Межархивная база данных по документам переписи 1897 года: разработка структуры и особенности заполнения c. 1-10

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.4.25029

Аннотация: В статье представлена характеристика задач и структуры источниковедческой базы данных, основной целью которой является аккумулирование сведений о сохранившихся в отечественных и зарубежных архивах документов Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. База данных состоит из двух основных модулей ввода и сохранения данных «Архив» и «НСА». Первый модуль является реализацией идеи о сохранении иерархичной уровневой структуры, характерной для системы архивного хранения (архив – фонд – опись – дело - документ). Второй – отражает историю поиска, т.е. сведения об архивных справочниках, информацию о наличии электронных копий архивных справочников и документов, а также условий доступа к ним. Межархивная база является результатом архивоведческого, документоведческого и источниковедческого анализа как самих документов архивных фондов, так и научно-справочного аппарата к ним. Идея создания подобной источниковедческой системы по материалам Первой всеобщей переписи населения Российской империи представляется оригинальной для российской исторической науки. Для пользователей база данных обеспечивает поиск (в том числе в онлайн режиме) по архивам, фондам, делам, видам документов, а также по административным единицам с учетом не только исторических, но и современных названий.
Моделирование исторических процессов
Жуков Д.С., Лямин С.К. - Революции в Сети: приложение теории самоорганизованной критичности к изучению протестных движений c. 11-43

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.4.24559

Аннотация: Исследование является опытом приложения теории самоорганизованной критичности (СОК) к изучению ряда нелинейных эффектов в социальных медиа, в частности, мощных всплесков протестной активности. В статье изложены ключевые идеи теории СОК и представлены методы идентификации розового шума как атрибута СОК. Объект исследования – связанная совокупность Фейсбук-сообществ, оказавших информационную и организационную поддержку импичменту президента Бразилии Дилмы Русеф. Хронологические рамки работы: январь 2015 – август 2016 года. Показано, что сетевая активность некоторых исследованных сообществ являлась розовым шумом в течение некоторых периодов. Системы в состоянии СОК способны демонстрировать скачкообразный рост активности, что является реализацией внутреннего потенциала систем к саморазрушению и/или качественной трансформации. Изученная протестная социальная сеть обладала ключевыми свойствами для того, чтобы генерировать информационные лавины – быстротечные и чрезвычайно большие всплески создания, передачи и размножения/копирования информации. Представлены факты, которые поддерживают гипотезу о том, что возникновение СОК в сетях связано с массовыми, в том числе насильственными, акциями на улицах. Один из параметров изученных числовых рядов – показатель степенного закона – может служить индикатором для диагностики состояния сетей, в частности, для выявления их способности к спонтанным информационным лавинам.
Геоинформационные системы и 3D-реконструкции
Черненко Д.А. - Суздальский уезд в конце XVIII в.: опыт ГИС-картографирования процессов заселения и хозяйственного освоения территории c. 44-55

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.4.25057

Аннотация: Статья посвящена характеристике возможностей применения ГИС-технологий в историко-географическом исследовании, основанном на статистических и картографических источниках конца XVIII – середины XIX в. Данные материалы, порожденные процессом Генерального межевания земель Российской империи, позволяют картографировать и анализировать хозяйственно-демографические процессы на микроуровне: уезд – владение – сельское поселение. Объектом исследования стала пространственная сеть сельских поселений и владельческих дач Суздальского уезда Владимирской губернии – одного из староосвоенных районов Центральной России. Основная задача исследования заключалась в осуществлении сплошного картографирования уезда. В статье показаны возможности комбинированного использования материалов Экономических примечаний к Генеральному межеванию 1770-х – 1780-х гг. и Атласа Менде 1850-х гг., описаны принципы построения таблицы атрибутов и организации слоев ГИС по теме исследования. Итогом проделанной работы является серия тематических карт, отражающих основные параметры развития данного района в конце XVIII в., такие, как плотность населения, плотность сети поселений и их размеры, степень исчерпания пашенных земель. Результаты показывают, что даже в пределах относительно небольшой территории уезда эти показатели существенно варьировались, что позволяет четко структурировать ее на разные и даже контрастные по характеру освоения северный и южный районы.
Гришин Е.С. - Специализированный редактор для исторических геоинформационных систем «Библиософ-ИГИС»: технологические и методические основы функционала c. 56-66

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.4.25070

Аннотация: Предметом исследования является функционал и программное обеспечение для исторических геоисторической тематики геоинформационных систем исторической тематики. Объектом исследования являются исторические геоинформационные системы, технологии создания динамических ГИС-проектов, средства осуществления пространственно-временного анализа.Автор подробно рассматривает отдельные структурные части сервиса по созданию ИГИС-ресурсов. Особое внимание уделяется вспомогательным материалам для исторической картографии ГИС-формата, в частности, эталонной базе условных обозначений, а также средствам унификации исторических геоинформационных систем. В ходе работы над статьей прежде преимущественно использовались описательный и сравнительный методы для того, чтобы более наглядно представить преимущества представленной концепции ГИС-редактора для исторических карт и проектов. В статье дается описание авторского варианта специализированного редактора исторических геоинформационных систем, который учитывают специфические функции пространственно-временного анализа. Приводятся отличия представленного ресурса от общепринятых редакторов. Основной вывод статьи состоит в том, что исторические ГИС-проекты нуждаются в специализированном программном обеспечении и функционале, и только тесное взаимодействие историков и специалистов по ГИС поможет найти оптимальный набор всех инструментов исторических карт и геоинформационных систем.
Компьютеризованный анализ исторических текстов
Шпирко С.В., Нестеров А.Ю. - Программное приложение Programma’s Edit редактирования текстов, интегрированное в программный комплекс PFuzClass нечеткой генеалогической классификации для текстологических задач c. 67-77

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.4.24627

Аннотация: Авторы демонстрируют возможности и обсуждают перспективы нового программного приложения для редактирования текстов, имеющих общее происхождение и сохраняющих общую структуру. Это приложение разработано авторами с целью интеграции с программой нечеткой генеалогической классификации. Объектом этого исследования являются тексты средневековых произведений, имеющих длительную историю бытования и сохранившихся в большом количестве вариантов. Целью настоящего исследования является выявление среди вариантов текста не обнаруживаемых экспертами неявных связей с последующей экспертной оценкой их значимости. Суть предложенного подхода состоит в адаптации и развитии аппарата теории нечетких множеств, что позволяет с заданной степенью надежности выделять из сохранившихся вариантов текста близкородственные группы и устанавливать между ними генеалого-преемственные связи. Предлагаемая классификация опирается не только на количественные данные (число разночтений, коэффициенты близости текстов списков), но и на качественные параметры (весовые коэффициенты разночтений), учитывающие уровень их значимости для текстологической классификации, что ранее в формализованных подходах не принималось во внимание. Успешная реализация данного программного приложения предоставит в руки исследователю мощный и удобный инструмент для массового сопоставления и анализа средневековых текстов с помощью алгоритмизированных математических методов.
Солощенко Н.В. - Проблемы советской пищевой промышленности в 1933 г. в отражении заводской печати (контент-анализ многотиражных газет «За боевые темпы» и «Наша правда») c. 78-100

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.4.24841

Аннотация: В статье исследуется отражение проблем советской пищевой промышленности в многотиражной печати этой отрасли в период кризисной ситуации 1933 года. Рассматривается соотношение идеологической, производственной и социальной проблематики в многотиражных газетах кондитерских фабрик «Красный Октябрь» и «Рот Фронт». Изучается вопрос взаимосвязей двух уровней содержания многотиражных газет. Особое внимание уделяется выявлению общего и особенного в стратегиях освещения проблем, а также выявлению степени типичности определенной проблематики для многотиражных газет разных предприятий. В рамках исследования разрабатывается и применяется новая методика анализа многотиражных газет с помощью программы MAXQDA. На основании процедуры компьютеризованного контент-анализа делается вывод, что в кризисной ситуации первого года второй пятилетки многотиражные газеты использовались для социальной мобилизации рабочих и для отвлечения внимания от этой кризисной ситуации. Социальные и производственные проблемы в совокупности появляются в многотиражных газетах чаще, чем идеологические проблемы. Однако попытки конструирования положительного образа реальности связаны не с количественным, а с качественным аспектом пропаганды в многотиражных газетах пищевой промышленности.
Гребенченко И.В. - Они были Главными: контент-анализ воспоминаний создателей советской космонавтики c. 101-111

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.4.24999

Аннотация: В работе изучается формирование взаимодействия членов «Совета Главных Конструкторов», коллективного органа, неформального координационного центра, определявшего научно-технические и методические направления развития советской космической отрасли (Сергея Павловича Королёва, Владимира Павловича Бармина, Валентина Петровича Глушко, Николая Алексеевича Пилюгина, Михаила Сергеевича Рязанского и Виктора Ивановича Кузнецова, а также Бориса Евсеевича Чертока и Мстислава Всеволодовича Келдыша), отношений между ними, определяется роль коммуникативного фактора в этом процессе на основе анализа источников личного происхождения (переписки, дневников и воспоминаний) методами контент-анализа и статистического анализа. Данная работа охватывает период до 1966 года, поскольку мы изучаем Совет в первом, «королёвском» составе. Обстановка строжайшей секретности привела к тому, что за более чем шестидесятилетнюю историю развития советской и российской космонавтики о членах Совета писали лишь официальные биографии, однако работ, посвященных ученым как людям, личностям, со своими характерами, судьбами, проблемами, взаимоотношениями, до сих пор не было написано.
Методы и технологии сетевого анализа
Гарскова И.М. - Сетевой анализ историографии: динамика формирования межрегиональной компоненты сети АИК c. 112-129

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.4.25078

Аннотация: Статья является второй из двух статей автора по теме сетевого анализа историографии Ассоциации «История и компьютер» (АИК) с 1992 по 2016 гг. В предыдущей статье рассматривается динамика состава и структуры сети АИК на уровне региональных центров исторической информатики, их специализации в проблемном, методическом, технологическом аспектах. Данная статья посвящена анализу структуры и динамики межрегиональной группы – основной компоненты сети АИК. Рассматривается специализация четырех традиционных школ исторической информатики – московской, минской, барнаульской и тамбовской – и их взаимодействие. Исследование проводится на материалах созданной автором информационной системы, включающей библиографическую и полнотекстовую базы данных публикаций АИК. Методом исследования является сетевой анализ. В статье сформулированы выводы о перспективах изучения научных связей между исследователями, работающими в русле одного направления, полученные с помощью методов и технологий сетевого анализа. Этот подход позволяет изучать формирование как формальных, так и «виртуальных» научных коллективов: на основе сведений о соавторстве можно проследить процесс появления научных центров и школ, их динамику, концентрацию, центральные фигуры, вокруг которых формируются эти группы. Связывая информацию о группах с тематическими рубриками публикуемых работ, можно выявлять специфику научных интересов этих групп, их сходство и различия.
Ермошин А.Д. - Сетевой анализ просопографической базы данных об архитекторах Московского метрополитена 1935–1991 гг. c. 130-142

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.4.24814

Аннотация: В данной статье рассматриваются возможности применения сетевого анализа в исторических исследованиях на материале просопографической базы данных. База данных создана автором для анализа коллективной биографии архитекторов Московского метрополитена 1935–1991 гг. на основе информации, которая была собрана из множества разрозненных биографических материалов Фонда биографического словаря архитекторов архива ГНИМА им. А. В. Щусева и ряда других источников. Целью исследования является изучение эволюции сети профессиональных взаимосвязей между творческими союзами, отдельными авторами станций и вестибюлей метро. Все изменения в характере взаимодействия внутри круга архитекторов метро рассматриваются в контексте трёх периодов истории столичной подземки: сталинского периода (1935–1954), периода массового строительства (1955–1969), периода позднего советского модернизма (1970–1991). Сетевой анализ выполнялся в программе UCINET 6. В СУБД MS Access составлялись перекрестные таблицы формата «Архитектор — Объект метро», которые экспортировались в MS Excel, а затем с помощью UCINET преобразовывалась в таблицы, отражающие все случаи соавторства между архитекторами. Визуализировалась сеть профессиональных взаимосвязей в виде графов, созданных в программе NetDraw. Исследование демонстрирует, что сеть профессиональных взаимосвязей между архитекторами Московского метро сформировалась не сразу и прошла между 1935 и 1991 гг. длительный путь интеграции от отдельных творческих союзов и мастерских к единой, монолитной структуре, в которой практически каждый архитектор был связан со остальными коллегами через своих непосредственных соавторов. В работе получен ряд статистических показателей, отражающих динамику структуры этой сети.
Хроника научной жизни
Владимиров В.Н. - Как это было (первый год в АИК) c. 143-148

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.4.25052

Аннотация: Статья посвящена 25-летнему юбилею Ассоциации "История и компьютер" (АИК) – профессионального объединения специалистов по применению математических методов и новых информационных технологий в исторических исследованиях и образовании. Объектом исследования является процесс осмысления становления исторической информатики в России. Рассматриваются события первого года существования АИК (1993 г.), наполненные важными для становления научного сообщество конференциями, семинарами, встречами. Отмечается изначальный "горизонтальный" характер научных связей в отличие от практиковавшегося ранее построения "вертикальной" структуры. Статья написана в историографическом жанре, в ней рассматривается генетическая связь предпосылок появления исторической информатики и первого периода ее развития. На суд научной общественности представлены впечатления и размышления непосредственного участника всех рассматриваемых событий, что позволяет сформировать более "объемный" взгляд на процесс становления нового научного направления. Подчеркивается, что атмосфера творчества и доброжелательности, сложившаяся в буквальном смысле с первых дней существования АИК, во многом способствовала успешному развития исторической информатики.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"