Международные отношения - рубрика ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
по
Международные отношения
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Международные отношения" > Рубрика "ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ"
ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Бабинцева Е.А. - К вопросу охраны окружающей среды в условиях глобализации во второй половине XX – начале XXI вв. c. 1-7

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.2.25798

Аннотация: В качестве предмета исследования природоохранного развития международных отношений выступает совокупность исторических и политических факторов, интегрированных в международные отношения по поводу охраны окружающей среды с целью предотвращения климатической дестабилизации планеты, предотвращения экстенсивного пути развития и негативных последствий антропогенного вмешательства в биосферу. Цель работы – установить причины и пути популяризации концепции энвайронментализма на межгосударственном уровне в XX-XXI вв. в закономерном ходе развития международных отношений, а также, обозначить сопутствующие риски для международной политической системы. В ходе исследования использовался метод анализа правовых источников и протоколов встреч на высшем уровне. С применением индуктивных и дедуктивных методик сравниваются природоохранные концепции в разный период развития международных связей. Проведен анализ тематических международных конференций и многосторонних договоров. Выделена историческая последовательность развития международных отношений в области охраны природы. Сравнивается практика интеграции международных экологических концепций на территории ведущих мировых держав. Научная новизна исследования обусловлена рассмотрением современных этапов исполнения и модернизации положений РКИК и динамично развивающимися повестками дня ежегодных Конференций сторон. По результатам выявлена вероятность негативного применения экологических стандартов в отношении ведущих стран-лидеров в виде вмешательства в суверенные основы государственности. Отмечено позитивное влияние мирного партнерства в сфере окружающей среде, его сплачивающая роль в международном сообществе. Данные выводы могут быть применены для дальнейшего анализа реализации концепции устойчивого развития на практике и в обсуждениях на ежегодных Конференциях сторон РКИК, а также, в преподавательской практике для студентов направления «Международные отношения».
Горелова Л.А. - Проблема Западного Берлина в политике правительства Г. Макмиллана (1958-1961 гг.) c. 1-13

DOI:
10.7256/2454-0641.2019.4.31266

Аннотация: Цель статьи заключается в определении основных подходов, существовавших в правительстве Г. Макмиллана к решению берлинского вопроса в период кризиса 1958-1961 гг. Это даст возможность дополнить картину британского участия в холодной войне, развития британо-советских и «особых» британо-американских отношений. Исходя из цели статьи определяется объект исследования – внешняя политика Великобритании в 1958-1961 гг., а предметом является политика консервативного кабинета Г. Макмиллана в отношении проблемы Западного Берлина. Историко-генетический метод позволяет выявить истоки берлинской проблемы. Нарративный метод позволяет последовательно восстановить действия правительства Г. Макмиллана в период Берлинского кризиса 1958-1961 гг. Сравнительный метод дает возможность выявить общее и различное в подходах Великобритании, США, Франции и СССР к разрешению проблемы Западного Берлина. Статья представляет собой попытку восполнить определенный пробел в отечественной историографии и дать объективный анализ политики правительства Г. Макмиллана по урегулированию второго Берлинского кризиса. Научная новизна определяется тем, что в научный оборот вводятся документы Британского национального архива, которые ранее в исследовательской литературе не использовались. Основные выводы сводятся к тому, что британское правительство в решении берлинской проблемы было склонно к поиску компромисса с СССР. Позиция консервативного кабинета основывалась на стремлении сохранять единство стран западного блока. Однако на уровне непубличных обсуждений британское правительство было склонно к более умеренному подходу, например, допускалось признание де-факто ГДР, что соответствовало общему курсу правительства Г. Макмиллана, нацеленному на улучшение отношений с СССР.
Nikez A.Y., Nwalie G.A. - Nigeria’s Sub – Regional Diplomacy: Nigeria’s role in promoting West African Institutions c. 1-11

DOI:
10.7256/2454-0641.2023.1.39208

EDN: IYUGVQ

Abstract: The study examines Nigerian subregional diplomacy: study of Nigeria’s role in promoting West African Institutions The study focuses on Nigeria’s relations with West African institutions such as the Lake Chad Basin Commission, the Gulf of Guinea Commission and the Economic Community of West African States (ECOWAS). The authors consider in detail Nigeria’s national interests vis-à-vis West African institutions and Member States. To achieve the objective of the study, the authors pay particular attention to Nigeria’s bilateral relations with neighbouring States and cooperation with African institutions. The study is based on the theory of political realism, which implies constant competition among States defending their national interests. In the process of studying this problem, the authors apply institutional, analytical and problem-chronological methods. The main conclusions of the study are the establishment of Nigeria’s role in the settlement of border and territorial disputes, which enabled the state to interact and cooperate with its neighbours, the importance of Nigeria’s contribution to the peacekeeping of the region, Identifying the stability of Nigeria’s foreign policy towards both Africa as a whole and neighbouring States, analysing the main problems of the West African region, which is the basis of Nigeria’s subregional diplomacy: insecurity, political instability and economic imbalance. Moreover, the authors provide critical analysis of Nigeria’s institutional cooperation. The relevance of the study is due to the growing political and economic influence of Nigeria on the African continent.
Тянь Е. - Взаимоотношения Китайской Народной Республики и Республики Казахстан на примере сотрудничества в сфере образования c. 8-17

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.4.27722

Аннотация: Предметом исследования статьи является сотрудничество Китая и Казахстана в сфере образования с момента установления дипломатических отношений между двумя странами. Цель исследования – дать обзор и обобщение основных аспектов образовательного сотрудничества Китая и Казахстана с 1992 по 2018 г. Автором излагается роль и место образовательного сотрудничества во взаимоотношениях двух государств, рассматриваются нормативно-правовые документы в сфере образования, подписанные двумя странами, анализируются такие аспекты сотрудничества, как увеличение количества студентов, обучающихся в рамках программ обмена студентами между Китаем и Казахстаном, ускорение процесса интеграции образования в региональных организациях и укрепление распространения языков и культуры двух стран. В данной статье применялся междисциплинарный подход (история, международные отношения и т.д.) и использовались методы и принципы исторической науки, что обеспечило системность, достоверность и объективность исследования. Научная новизна обусловлена тем, что в статье обобщается сотрудничество Китая и Казахстана в сфере образования в течение почти 30 лет. В научных работах предлагаемая тема с учетом углубления сотрудничества двух стран в последние годы изучена не полностью. Сформулированы вывод о том, что образовательное сотрудничество двух стран достигло значительных результатов, но все-таки существует ряд проблем, с которыми сталкиваются страны в процессе взаимодействия.
Дудин П.Н. - Правовые основы русского стратегического присутствия в Восточной Азии (конец XIX - первая половина ХХ вв.) c. 16-22

DOI:
10.7256/2454-0641.2017.4.24575

Аннотация: Предметом исследования являются договоры и соглашения России с Китаем и другими государствами (Франция, Маньчжоу-Го и др.), которые обеспечивали стратегическое присутствие нашей страны в регионе Восточная Азия, объектом исследования выступают русские интересы в данном регионе. Особе место автором уделяется содержанию этих договоров, затрагивающему российские интересы как в отношении безопасности, так и в вопросах конструирования "Русского Мира", что наиболее ярко проявлялось в вопросах русской юрисдикции. Методология исследования предполагает содержательный анализ договоров и соглашений в отношении русских концессий, Квантунской области и КВЖД, в которых одной из сторон выступала Россия. Впервые предпринята попытка систематизировать международные договоры и соглашения с участием Российской империи/ Союза Советских Социалистических Республик и провести их содержательное исследование с целью выявления механизмов обеспечения российского присутствия в одном из стратегически важных регионов - на Дальнем Востоке. Автор приходит к выводу о том, что данное присутствие, в отличие от других участников подобных отношений, Россией обеспечивалось исключительно мирным путем и с учетом воли других заинтересованных сторон.
Горелова Л.А. - Британские политики и дипломаты о перспективах развития британо-советских отношений (октябрь 1951-июнь 1953 гг.) c. 16-25

DOI:
10.7256/2454-0641.2019.1.28942

Аннотация: В статье рассматривается проблема выработки нового курса в отношении СССР, вставшая перед правительством У. Черчилля после победы консерваторов на парламентских выборах 1951 г.. Автор показывает различия в подходах к решению данной задачи, существовавших между премьер-министром и кадровыми дипломатами Форин Офис. Анализ переписки У. Черчилля и президентов Г. Трумана и Д. Эйзенхауэра свидетельствует об определяющем влиянии США на внешнюю политику Великобритании уже в начале 1950-х г. Работа написана с использование специальных методов исторического исследования, таких как: нарративный, который позволяет последовательно реконструировать подходы Великобритании к взаимоотношениям с СССР в 1951-1953 г.; историко-генетический, выявляющий истоки холодной войны; сравнительный, позволяющий показать особенности политики Великобритании и США в отношении СССР. Новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественной историографии на основе материалов Британского национального архива реконструирована внешняя политика Великобритании в отношении СССР с октября1951 по июнь 1953 г. Основные выводы сводятся к тому, что инициатива У. Черчилля по налаживанию отношений с СССР путем встречи в верхах не встретила должного понимания в Форин Офис, постоянные сотрудники которого мысли исключительно в категориях холодной войны. Для них возможное потепление международной обстановки таило угрозу усилиям Запада по военно-политической интеграции, что дало бы в будущем преимущества СССР. Двусторонние связи с Москвой, с их точки зрения, были еще более опасны, поскольку грозили осложнениями в британо-американских отношениях.
Барабанов О.А. - Деятельность международных институтов в переговорах по статусу Косова и Метохии c. 18-41

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.1.25298

Аннотация: Автор показывает участие международных акторов (ЕС, США, Россия) в ходе переговоров по статусу Косова, раскрывает механизмы этого участия (формат работы Контактной группы и «тройки»), а также подчеркивает преобладающее значение именно внешних сил (а не сербов и косовары) в этом процессе. В статье изложена хронология процесса переговоров по статусу Косова, проанализированы основные документы, определявшие его векторы и содержащие соответствующие предложения по окончательному урегулированию вопроса, привлечены новые источники. Автор рассматривает проблемы с позиций универсальной истории, применяя междисциплинарный подход и широко используя компаративный метод. Особое внимание уделено поднимавшемуся в контексте определения статуса Косова представителями евроатлантических акторов вопросу об изменении конфигурации международного присутствия в крае. Продемонстрировано стремление изменить ее по образцу боснийской модели международного управления, что означало передачу функций от ООН к ЕС и НАТО. Автор выявляет одностороннее и предвзятое отношение Запада к проблеме статуса Косова, стремившегося выстроить переговорный процесс таким образом, чтобы подвести СБ ООН к решению о признании независимости Приштины. В статье приводится ряд оригинальных суждений (например, о промежуточной роли «Руководящих принципов Контактной группы по урегулированию статуса Косово», переводящих вопрос о принадлежности Косова в разряд дискуссионных). Основанные на соответствующих документах выводы убедительно демонстрируют как несостоятельность распространенного среди западных политиков, а также в научной литературе тезиса о соответствии плана Ахтисаари Резолюции СБ ООН № 1244, так и факты нарушения западными странами, признавшими впоследствии самопровозглашенную независимость Косова, международного права.
Gbadebo A. - The influence of Afrocentrism on Nigeria's Foreign Policy:from Independence to the Present Day c. 18-28

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.4.27810

Abstract: The foreign policy of Nigeria has indisputably proven some homogeneity with the concept of Afrocentrism. Facts have shown that the country’s foreign policy has been very consistent in considering Africa as a centerpiece in spite of successive administrations and the varied systems of government it has experienced. Outlines, principles and objective embedded in the policy from the time of the first Prime Minister Tafawa Balewa who ruled from 1960 when Nigeria gained independence from the British, to the present administration of President Muhammadu Buhari have remained, owing to the country’s faithfulness to contributing to Africa’s development. In this accord, Nigeria has clung to the strong holds of self-determination and self-government in matters that touch its relationship with other countries, both regional and sub-regional. Having adopted the policy of non-alignment, Nigeria has stood in resistance to the external influence while maintaining diplomatic relations with them and concentrated on the integration of African countries. At the period of the country’s shift from Afrocentrism as core to its foreign policy to the direction of “Citizen Diplomacy” then to investment and economic co-operation, Nigeria never lost focus on African unity, economic diplomacy and decolonization of neighboring states. The present article reveals the details of Nigerian foreign policy, its influence on the country itself and Africa as a whole.
Ли М. - Сотрудничество КНР и США в сфере науки и образования в 1969-1993 гг. c. 23-34

DOI:
10.7256/2454-0641.2023.3.43841

EDN: VCOBIW

Аннотация: Сотрудничество в сфрере науки и образования всегда было одним из ключевых направлений развития отношений между КНР и США. Объектом исследования в данной работе являются китайско-американские отношения. Предметом исследования является взаимодействие и сотрудничество между Китаем и США в области науки и образования в период 1969-1993 гг. Цель исследования – дать оценку китайско-американскому сотрудничеству в сфере науки и образования в 1969-1993 гг. Автор рассматривает эволюцию взаимодействия в области науки и образования между Китаем и США, выявляет факторы, повлиявшие на сотрудничество в данной сфере.   Новизна данного исследования заключается в комплексной оценке тенденции развития китайско-американского сотрудничества в области науки и образования на основе анализа достижений и проблем такого сотрудничества в период 1969-1993 гг. Системный метод позволил рассмотреть тенденцию сотрудничества в области науки и образования между КНР и США на основе широкого использования источников. Автор делает вывод о том, что политическая стабильность являлась необходимым условием для взаимодействия в области науки и образования, и, несмотря на асимметричность партнерства в данной сфере, китайско-американское сотрудничество в данный период достигло значительных результатов.
Янься Е. - Великодержавный курс премьер-министра Дзюнъитиро Коидзуми c. 24-35

DOI:
10.7256/2454-0641.2022.4.39023

EDN: GTBGOW

Аннотация: Объектом исследования данной статьи является политика премьер-министра Японии Дзюнъитиро Коидзуми (2001–2006 гг.), направленная на становление государства в качестве великой державы. Предметом исследования являются отдельные аспекты данной политики: право-консерватизм, реформы образования, поправки в конституцию Японии, военные реформы, дипломатическая активность в отношении США, ООН и АТР. Особое внимание автор уделяет становлению той политической конъюнктуры, которая подтолкнула премьер-министра Коидзуми к проведению серии реформ, акцентируется пристальное внимание на переходе от экономического веса Японии к политическому в период премьерства Дзюнъитиро Коидзуми. Данное исследование базируется на теории политического реализма, заключающейся в выражении национальных интересов государства на международной арене, будь то национальная безопасность, интересы национальной экономики или поддержание мирового порядка. Подобные политические процессы мы можем наблюдать в Японии периода премьерства Дзюнъитиро Коидзуми. В процессе исследования широко применяются аналитический метод, проблемно-хронологический и институциональный. Подобный выбор обусловлен в первую очередь объектом и предметом изучения. Автор даёт характеристику курса Дзюнъитиро Коидзуми: весь комплекс мер и реформ достаточно всеобъемлющ и в то же время радикален. Автор указывает, что реформы Коидзуми не были доведены до конца и послужили ориентиром для последующих премьер-министров страны. Актуальность данного исследования обуславливается возросшим политическим весом Японии как в АТР, так и в мировой политике; более того, отношение к курсу Дзюнъитиро Коидзуми полярно: как указывает П.В. Кульнева, «с одной стороны, великодержавная политика Дзюнъитиро Коидзуми стала основанием для опасения ввиду возможности возрождения японского милитаризма и национализма; с другой стороны, политика Японии, направленная на получение политического веса, соответствующего её экономическому, всецело оправдано и носит сугубо позитивный характер».
Тянь Е. - Изучение Центральной Азии в Китае: история, современное состояние, основные исследовательские центры c. 26-38

DOI:
10.7256/2454-0641.2019.1.29049

Аннотация: Предметом исследования статьи является изучение Центральной Азии в Китае. В статье рассматриваются история формирования и развития китайских исследований Центральной Азии, перечисляются ведущие научно-исследовательские центры и их научные издания, анализируются основные направления исследований Центральной Азии на современном этапе. Актуальность исследования объясняется всесторонним укреплением отношений Китайской Народной Республики со странами Центральной Азии, необходимостью иметь представление о том, как Китай трактует историю стран Центральной Азии, рассматривает их место в современных международных отношениях, какую дипломатическую стратегию ведет в отношении со странами Центральной Азии и пр. Исследование построено на оригинальных китайских работах, посвященных исследованию Центральной Азии. Сформулирован вывод о том, что исследования Центральной Азии в Китае имеют длительную историю, однако в современном понимании они начались относительно поздно, а в 1990-е годы начался их новый этап.
Гицба Х.Д. - Признание Россией независимости и суверенитета Абхазии и позиция стран мирового сообщества c. 34-44

DOI:
10.7256/2454-0641.2017.3.24202

Аннотация: Признание де-юре независимости и суверенитета Абхазии со стороны России и стран международного сообщества является предметом настоящего исследования. Проанализированы основные предпосылки, которые способствовали признанию независимости и суверенитета Абхазии, и последствия, с которым столкнулась Российская Федерации. Особое внимание уделяется политике России в зоне грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов. Определены причины, вызвавшие негативную реакцию у стран мирового сообщества относительно решения российского руководства признать независимость и суверенитет Абхазии. Системный, исторический, историко-сравнительный, сравнительно-политический, геополитический подходы, примененные в настоящей статье, составляют методологическую основу исследования. Статья построена на исследовании большого количества источников, включая ранее неопубликованный материал. Признанию Россией Абхазии в качестве независимого и суверенного государства предшествовали грузино-абхазский конфликт и грузино-осетинская война 2008 г. Политика двойных стандартов, поддерживаемая в мировом сообществе, недопустима для России. Поддержка российским руководством борьбы абхазского народа за самоопределение привела к ухудшению отношений между Россией и западными странами, в то же время усилив ее военное и политическое присутствие на Южном Кавказе.
Кузнецова В.В., Карговская Е.А. - Современные тенденции международного взаимодействия в области образования Испании и России (на примере реализации программ двойных дипломов между Российским университетом дружбы народов и Университетом Балеарских островов) c. 39-48

DOI:
10.7256/2454-0641.2021.3.36447

Аннотация: В статье авторы постарались рассмотреть российско-испанское образовательное сотрудничество на примере реализации программ двойных дипломов между Российским университетом дружбы народов (РУДН) и Университетом Балеарских островов (УБО). Поскольку сегодня Испания является стратегически важным партнером для России, изучение двустороннего диалога в рамах образовательной политики позволит выявить его особенности и определить перспективы на будущее. Также анализ потенциала университетского сотрудничества между двумя государствами на современном этапе необходим для расширения гуманитарного присутствия Испании и России за рубежом, а также для формирования положительного имиджа двух стран у иностранных партнеров. Новизна исследования заключается в том, что авторы детально проанализировали программы двойной магистратуры и двойной аспирантуры, действующие между РУДН И УБО, выявили состояние, перспективы развития, а также проблемы реализации данных программ. Исследование проводилось преимущественно историко-сопоставительным и системным методами. В ходе исследования было выявлено, что программы двойных дипломов между российскими и испанскими вузами являются неотъемлемым элементом образовательного взаимодействия двух стран. В статье утверждается, что важной нерешенной задачей, тормозящей двустороннее партнерство в данной области, остается несоответствие академических степеней в российской и западной системах образования.
Калинин Д.М. - Информационно-аналитические доклады разведывательного сообщества США о положении в СССР на заключительном этапе его существования (1989-1991) c. 40-49

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.2.26244

Аннотация: Автор подробно рассматривает на основе документов из архива ЦРУ и архива Национальной безопасности (США) изменения в оценках СССР разведывательным сообществом США 1989 – 1991 гг. Главной целью, является, проанализировав информационно-аналитические доклады разведывательного сообщества США, расширить понимание того, как менялись представления о СССР внутри разведывательного сообщества в период с 1989 по 1991 гг. Объектом исследования является аналитическая работа разведывательного сообщества США, а предмет - оценки аналитиками положения в СССР в 1989 - 1991 гг. Особое внимание уделяется рассмотрению возможных вариантов развития событий, а также различиям в подходах к прогнозированию ситуации в ведомствах разведывательного сообщества. Новизна исследования заключается в использованных истчониках, которые вводятся в научный оборот впервые и в акценте исследования на оценках разведывательным сообществом положения в СССР. Автор приходит к выводу, что информация, содержащаяся в аналитических докладах значительно отличалась и от ведомства, в котором они были созданы, и от времени написания. Выводы аналитиков не подтверждались историческим процессом, а миф о всезнании спецслужб США и их роли в распаде СССР подвергается значительному сомнению.
Зеленов Д.А. - Особенности военно-политического курса Австрии после окончания «холодной войны» c. 42-52

DOI:
10.7256/2454-0641.2024.2.70569

EDN: PXJWGZ

Аннотация: С конца 1980-х гг. Австрия существенно меняет модель военно-политического курса, концентрируя с учётом нейтрального статуса страны усилия на деятельности в рамках профильных международных организаций, включая их военные мероприятия. В этой связи объектом исследования выступает военно-политическая модель Австрийской республики в постбиполярную эпоху. Исходя из указанного, предметом исследования являются изменения и ключевые детерминанты военно-политической линии Альпийской республики в конце 1980-х – начале 2020-х гг. Для раскрытия объектно-предметного поля в статье рассматриваются проблемы и способы трансформации австрийского нейтрального статуса в 1990-е – начале 2000-х гг. Вместе с тем, в статье особое внимание уделяется деятельности официальной Вены в рамках профильных международных структур в сфере безопасности (ООН, ОБСЕ, ЕС, НАТО), главным образом, дипломатическим и правовым вопросам в случае первых двух, а также непосредственному участию в военных и военно-тренировочных миссиях последних.   Для изучения представленного применялись историко-генетический и сравнительный методы, позволяющие проследить исторические предпосылки, а также сопоставить специфику предпринимаемых усилий страны в сфере обороны и безопасности. Научная новизна исследования состоит в применении широкого массива ранее непримененных источников на немецком языке, а также попыткой связать конкретные военно-политические шаги Австрии в целостную систему. Основными выводами статьи являются выявление мотивов и специфических особенностей трансформации австрийской политики в сфере безопасности и обороны. Её первой характеристикой является попытка сужения трактовок нейтрального статуса страны с последующим получением возможностей применения национальных вооружённых сил в урегулировании вооружённых конфликтов за пределами австрийских границ. Другим следствием стало выявление взаимозависимости и вытекающей из неё двухкомпонентной модели применения инструментов ООН, ОБСЕ, ЕС и НАТО. Первые две применяются для продвижения мирных инициатив при урегулировании региональных конфликтов, а также создания и развития правовых основ в сфере разоружения и недопущения расширения пространств вооружённой борьбы. Последние же две обеспечивают применение собственно военных средств для стабилизации обстановки в конфликтных зонах, причём с избеганием прямого применения вооружённых сил страны.
Nikez A.Y., Nwalie G.A. - The Question of African Leadership: Nigeria in Focus c. 46-59

DOI:
10.7256/2454-0641.2022.4.39110

EDN: DSSYXE

Abstract: This article is devoted to the study of the issue of leadership on the African continent, which is the object of the study, because, since 1963 Nigeria is a member of the Organization of African Unity (now the African Union), the Economic Community of West African States since 1975, and the United Nations since October 7, 1960. The subject of the study is Nigeria’s foreign policy on the African continent, as since independence Nigeria has pursued a number of foreign policy goals: the eradication of colonialism and other external forms of exploitation, The oppression and marginalization of Africans. The main conclusion of the study is that Nigeria’s role in the formation of AU and ECOWAS, was in conformity with its national interest and foreign policy pursuit, which was designed to promote regional integration and cooperation within West Africa and Africa in general. The role of Nigeria is fundamental for African organizations and their leadership prospects. Historically, Nigeria's Afrocentric foreign policy and its national interest have made it possible for Nigeria to pursue African oriented policy. The authors applied a number of methods to carry out this research: historical, legal and analytical. The historical method allows us to give the chronology of Nigeria’s leadership role in Africa from 1960 to 2020. The legal method permitted the analysis of the legal instruments, particularly from different constitutions, treaties since Nigeria’s independence till date. The analytical method consists of the analysis of the evolution of different transformations that occurred in the African continent from 1960 to 2020.
Аль-Акваа А.А. - Основные направления сотрудничества Йеменской Республики и Российской Федерации c. 49-59

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.4.27812

Аннотация: Предметом исследования являются отношения между Россией и Йеменом и внешняя политика России по отношению к Йемену. Затрагиваются такие аспекты российско-йеменских отношений, как двусторонние политические и экономические отношения, формирование юридической базы современных российско-йеменских отношений, а также роль Йемена в российской ближневосточной политике и отношение России к Йеменскому кризису. Рассматривается позиция Российской Федерации в Йеменском кризисе, в частности, политику России по поддержанию нейтралитета и готовности сотрудничать со всеми сторонами конфликта, что делает Россию, благодаря ее связям со всеми сторонами конфликта, возможным посредником для урегулирования конфликта. В исследовании были использованы ряд методов, в том числе метод анализа научных и публицистических материалов, описательно-повествовательный и сравнительно-исторический методы. Новизна исследования заключается в анализе истории взаимоотношений России и Йемена на современном этапе как в рамках общей российской ближневосточной политики, так и в рамках двусторонних отношений в политической и экономической сферах. Особое внимание уделяется развитию отношений между Россией и Йеменом после развала СССР, в том числе на основании наследия советско-йеменских отношений и тесных связей. Также новой идеей является дискурс об участии России в урегулировании Йеменского конфликта.
Пеньков В.Ф., Алфедейлат Ф. - Политический режим Палестины в эпоху британской колонизации 1917-1948 гг.: политико-правовой аспект c. 51-60

DOI:
10.7256/2454-0641.2020.1.32419

Аннотация: Ядро собственного политического режима Палестины начало формироваться в ходе борьбы за независимость против британской оккупационной власти, стремящейся создать еврейское государство на территории Западной Палестины. В данном исследовании рассматривается история Палестины в период действия британского мандата после Первой мировой войны. Объектом исследования выступает Палестина в период создания постколониальной системы международных отношений, предметом исследования являются политико-правовые аспекты политического режима Палестины в период британской колонизации 1917-1948 гг. При проведении исследования авторы опирались в первую очередь на политико-ретроспективный анализ ситуации в регионе. Проведенный авторами анализ позволил выделить причины, способствующие возникновению арабо-израильского конфликта. Рассмотрение заявленной темы позволило предметно раскрыть состояние внутрипалестинских политических сил и акторов, их воздействия на политический режим Палестинского государства, а также определить возможные конфликтогенные зоны внутри арабского руководства. Анализ ситуации в этом регионе даёт возможность формирования подходов к прогнозированию и определению сценариев развития событий.
Трифонова Е.Д. - Роль Е. М. Примакова во внешней политике России глазами французских исследователей c. 60-65

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.4.27962

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является роль Е. М. Примакова во внешней политике России, которая рассматривается через призму французских исследований. Анализируются оценки, которые дают французские авторы, деятельности Е. М. Примакова в конце 90-х гг. и его влиянию на внешнюю политику России в целом. Предпочтение отдано ряду монографий, посвященным новейшей истории России, а также работам, в которых рассматривается внешняя политика Российской Федерации конца 1990-х – начала 2000-х гг. В качестве основных методов были использованы исторический, нарративный, а также сравнительно-исторический методы исторического исследования. Актуальность исследования обусловлена тем, что впервые подвергаются анализу взгляды французских исследователей на внешнюю политику Российской Федерации конца 1990-х гг. Е. М. Примаков является видным ученым, политическим деятелем. Е. М. Примаков занимал различные высокие государственные должности, возглавлял Службу внешней разведки, а после назначения на пост министра иностранных дел смог кардинально изменить внешнеполитический курс, которого придерживалась Россия в начале 1990-х гг. Е. М. Примакову удалось развернуть фокус российской внешней политики как на Восток, так и на страны ближнего зарубежья, что не могло остаться незамеченным французскими исследователями, большинство из которых считают Е. М. Примакова одним из главных архитекторов внешней политики современной России. Основным выводом данного исследования является тот факт, что деятельность Е. М. Примакова оказала существенное влияние на внешнюю политику России конца 1990-х гг. и на ее развитие в последующие годы.
Покудов З.В., Туманин В.Е. - Концепция «американской исключительности» во внешней политике США на примере доктрины Дж. Буша-младшего c. 70-80

DOI:
10.7256/2454-0641.2020.2.32857

Аннотация: Предметом и главной целью исследования является анализ влияния концепции «американской исключительности» на американскую внешнюю политику на начальном этапе президентства Дж. Буша-младшего. Будет показано, как феномен «американской исключительности», являясь неотъемлемой частью мессианской идеи США, нашёл отражение во внешнеполитическом курсе Дж. Буша-мл., а в частности в доктрине Буша, которая фактически обозначила контуры для «глобальной войны с терроризмом» и последующей военной операции в Ираке в 2003 году. Для достижения поставленной цели ставятся две задачи: деконструкция феномена «американской исключительности» и демонстрация того, как эти составные части были интегрированы в доктрину Буша. На основе зарубежных источников и историографии продемонстрирована эволюция феномена «американской исключительности» и его концептуальных основ. Для того чтобы продемонстрировать эволюцию идеи «американской исключительности» и проследить закономерности влияния данного феномена на внешнеполитический курс США применён историко-генетический метод.Также с помощью методов конкретно-исторического анализа показано, какое влияние феномен «американской исключительности» оказал на внешнеполитический курс США в общем и на доктрину Буша, в частности. Авторы приходят к выводам, что феномен «американской исключительности» постепенно перемещался из поля внутренней американской политики во внешнюю, а события 11 сентября 2001 г. стали поводом к окончательному закреплению «американской исключительности» во внешней политике США. Новизна исследования заключается в том, в предшествующих исследованиях влияние феномена «американской исключительности» на становление доктрины Буша было лишь упомянуто, но не детально проанализировано.
Наумов А.О. - Роль англо-германского морского соглашения в нарастании кризисных тенденций Версальской системы (по материалам новых архивных документов) c. 75-84

DOI:
10.7256/2454-0641.2020.3.33013

Аннотация: В статье рассматривается роль англо-германского морского соглашения 1935 г. в нарастании кризисных тенденций Версальской системы. На основе британских, а также недавно ставших доступными исследователям российских архивных документов анализируются причины и последствия заключения данного соглашения между ключевой европейской демократической державой и нацистским Рейхом. Особый акцент делается на изучении настроений внутри политической элиты Соединенного Королевства. Доказывается, что соглашение стало важной вехой в нарастании кризисных тенденций Версальской модели международных отношений. Оно сыграло большую роль в становлении британской политики умиротворения реваншистских держав в межвоенный период, политики, которая объективно вела к развалу созданного в 1919 г. системного механизма и, как следствие, началу Второй мировой войны. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, институциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Новизна обуславливается самой постановкой проблемы. Впервые в отечественной и зарубежной историографии заключение англо-германского морского соглашения анализируется на основе ранее недоступных архивных материалов. Автор приходит к выводу, что данное соглашение сыграло важную роль в процессе разрушения межвоенной системы международных отношений. Официально санкционировав нарушение Германией статей Версальского мирного договора 1919 г., Великобритания психологически смирилась с потенциальным реваншем Германии, что нашло отражение в пресловутой политике умиротворения агрессоров. Тем самым был запущен механизм разрушения созданного после Первой мировой войны статус-кво в Европе. Результатом стало крушение архитектуры международной безопасности в ключевом регионе мира, стремительная деградация взаимоотношений между государствами и скатывание к новому мировому конфликту.
Ван Ш. - Институт Конфуция и обучение китайскому языку за рубежом в контексте публичной дипломатии КНР c. 90-97

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.2.26634

Аннотация: Предметом исследования является публичная дипломатия КНР. Публичная дипломатия, как одна из форм дипломатии, все больше привлекает внимание Китая. Она относится к различным методам внешней связи за исключением правительственной дипломатии, включая и двусторонние обмены между правительством и народом. Целью публичной дипломатии является содействие лучшему пониманию ценностей и институтов собственной страны, а также повышению её имиджа в сознании международной общественности, что в свою очередь влияет на политику проводимую иностранными правительствами по отношению к этому государству. Используя методы анализа, наблюдения и описания, автор обсудил соотношения между Институтом Конфуция и публичной дипломатией КНР. Основными выводами проведенного исследования являются то, что Институт Конфуция непосредственно связан с публичной дипломатией КНР, более того, может даже считаться ее важной составляющей. Институт Конфуция и обучение китайскому языку за рубежом являются важным элементом для выхода китайской культуры в мир, а также мощной платформой для публичной дипломатии.
Буранок С.О. - Общественно-политические силы США и угроза войны 1938 – 1939 гг.

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.1.10062

Аннотация: В статье рассмотрена реакция общества США на кризисные моменты международных отношений 1938 – 1939 гг. Проанализированы оценки прессой и лидерами США агрессии Германии в Европе. В американском обществе 1920-х – 1930-х гг. по такой проблеме, как осознание угрозы войны, боролись две тенденции, выраженные «изоляционистами», с одной стороны, и «интернационалистами», с другой. В данной ситуации особое влияние получала фигура президента США Франклина Рузвельта, который с большим вниманием относился как к европейским, так и дальневосточным делам. Первый крупный европейский кризис 1938 г. связан с оккупацией Австрии, вызвавшей широкий резонанс в обществе США. Формирование оценки фашистской угрозы происходило как под влиянием СМИ, так и мнений ведущих политиков, среди которых выделялась позиция сотрудников госдепартамента. Государственный секретарь Корделл Халл перед мартовским кризисом 1938 г. писал, что «Германия становится доминирующей силой в континентальной Европе» и, учитывая этот фактор (объяснял госсекретарь послу Германии Дикхоффу), надлежит определить дальнейший путь – или сохранение текущего порядка в Европе, или милитаризация и конфликты.
Буранок С.О. - Общественно-политические силы США и угроза войны 1938 – 1939 гг. c. 94-99

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.1.63753

Аннотация: В статье рассмотрена реакция общества США на кризисные моменты международных отношений 1938 – 1939 гг. Проанализированы оценки прессой и лидерами США агрессии Германии в Европе. В американском обществе 1920-х – 1930-х гг. по такой проблеме, как осознание угрозы войны, боролись две тенденции, выраженные «изоляционистами», с одной стороны, и «интернационалистами», с другой. В данной ситуации особое влияние получала фигура президента США Франклина Рузвельта, который с большим вниманием относился как к европейским, так и дальневосточным делам. Первый крупный европейский кризис 1938 г. связан с оккупацией Австрии, вызвавшей широкий резонанс в обществе США. Формирование оценки фашистской угрозы происходило как под влиянием СМИ, так и мнений ведущих политиков, среди которых выделялась позиция сотрудников госдепартамента. Государственный секретарь Корделл Халл перед мартовским кризисом 1938 г. писал, что «Германия становится доминирующей силой в континентальной Европе» и, учитывая этот фактор (объяснял госсекретарь послу Германии Дикхоффу), надлежит определить дальнейший путь – или сохранение текущего порядка в Европе, или милитаризация и конфликты.
Мелконян Л.А. - Гуманитарное содействие во внешней политике Японии: основные принципы и механизмы оказания гуманитарной помощи c. 98-106

DOI:
10.7256/2454-0641.2023.3.43614

EDN: YWVAOL

Аннотация: Объектом исследования является политика гуманитарного содействия Японии. Предметом исследования являются концептуальные основы и механизмы оказания гуманитарной помощи во внешней политике Японии. Особое внимание уделяется деятельности Японии в рамках Комитета содействия развитию (КСР) ОЭСР и официальной помощи в целях развития (ОПР), оказываемой Японией. Опыт Японии в области гуманитарного содействия является объектом исследований как японских, так и зарубежных авторов, которые по-разному оценивают японское гуманитарное содействие. В статье рассмотрены основные принципы политики в сфере гуманитарной помощи, такие как гуманность, нейтральность, независимость и беспристрастность, на которые Япония опирается в своей гуманитарной деятельности и закрепляет признание этих норм в международных соглашениях и конвенциях, в том числе в рамках международных организаций. Новизна исследования заключается в изучении японской ОПР и гуманитарной помощи (как подвид ОПР) в качестве практического инструментария международной гуманитарной деятельности Японии. Отличительной чертой гуманитарного содействия Японии является комплексный подход к оказанию помощи с упором на сотрудничество с международными организациями и привлечение доступных средств различных государственных ведомств и организаций. Автор рассматривает концептуальные основы и ключевые направления гуманитарной помощи Японии, а также основные положения государственной политики в данной сфере, которые обозначены и содержатся в документах правительства, МИД Японии и других государственных учреждений. Особое внимание также уделяется деятельности Японского агентства международного сотрудничества (JICA) и ее роли в управлении и координации гуманитарной помощи Японии.
Райхлин Э.И. - От рикардовского советского до марксового постсоветского капитализма

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.1.10352

Аннотация: Данная статья содержит теоретический анализ советской и постсоветской социально-экономических систем. Автор статьи пытается показать, что первая как тоталитарно-государственный капитализм носила ярко выраженный рикардовский характер, а вторая как авторитарно-государственный капитализм носит не менее отчетливые марксистские черты. В рикардовской парадигме (при прочих равных условиях) не только прибыли и зарплата движутся в противоположных направлениях в настоящем. Каждый из разделов статьи построен сначала на табличном, а потом на разъясняющем таблицу материале. Следуя Адаму Смиту, Давид Рикардо, живший в эпоху промышленной революции в Англии, считал, что единственной целью любого производства в конечном счете является потребление и, прежде всего, производительного класса капиталистического общества, наемных рабочих. Это совсем не значит, что побудительным мотивом рикардовского капитализма является благосостояние рабочего класса, производящего богатство и капитал, а не сами богатство и капитал, принадлежащие капиталистам, принимающим решение по их использованию, движению и преобразованию в иные формы. Согласно Рикардо, более высокий уровень жизни (потребления) всех классов капиталистического общества, включая, в первую очередь, рабочий класс, может быть достигнут лишь в отдаленном будущем путем максимизации прибылей, получаемых владельцами капиталла, и соответствующего о снижения уровня заработной платы рабочего класса в настоящем времени.
Райхлин Э.И. - От рикардовского советского до марксового постсоветского капитализма c. 100-103

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.1.63754

Аннотация: Данная статья содержит теоретический анализ советской и постсоветской социально-экономических систем. Автор статьи пытается показать, что первая как тоталитарно-государственный капитализм носила ярко выраженный рикардовский характер, а вторая как авторитарно-государственный капитализм носит не менее отчетливые марксистские черты. В рикардовской парадигме (при прочих равных условиях) не только прибыли и зарплата движутся в противоположных направлениях в настоящем. Каждый из разделов статьи построен сначала на табличном, а потом на разъясняющем таблицу материале. Следуя Адаму Смиту, Давид Рикардо, живший в эпоху промышленной революции в Англии, считал, что единственной целью любого производства в конечном счете является потребление и, прежде всего, производительного класса капиталистического общества, наемных рабочих. Это совсем не значит, что побудительным мотивом рикардовского капитализма является благосостояние рабочего класса, производящего богатство и капитал, а не сами богатство и капитал, принадлежащие капиталистам, принимающим решение по их использованию, движению и преобразованию в иные формы. Согласно Рикардо, более высокий уровень жизни (потребления) всех классов капиталистического общества, включая, в первую очередь, рабочий класс, может быть достигнут лишь в отдаленном будущем путем максимизации прибылей, получаемых владельцами капиталла, и соответствующего о снижения уровня заработной платы рабочего класса в настоящем времени.
Земсков В.Н. - Организация рабочей силы и ужесточение трудового законодательства в годы Великой Отечественной Войны

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.1.10353

Аннотация: Война потребовала временного отказа от принятых в мирное время форм пополнения общественного производства рабочей силой. Методы мирного времени (оргнабор по договорам с колхозами, набор непосредственно предприятиями) не могли в условиях войны обеспечить необходимого привлечения трудовых ресурсов. Необходимо было в целях непрерывного увеличения производства, наращивания мощностей военной экономики прибегнуть к таким формам использования трудовых ресурсов которые определялись специфическими условиями войны. Серьезной формой мобилизации рабочей силы было создание строительных батальонов и рабочих колонн из военнообязанных, временно или постоянно не подлежащих призыву в армию. Мобилизация рабочей силы для сельского хозяйства осуществлялась отделами мобилизации при СНК союзных и автономных республик, областными, краевыми управлениями. В ряде автономных республик, краев и областей продолжали существовать комиссии по оргнабору рабочей силы, а также отделы хозяйственного устройства эвакуированного населения. Получалось так, что одну и ту же функцию выполняли различные отделы. Это осложняло работу по учету, распределению и рациональному использованию трудовых ресурсов. Мобилизация рабочей силы ставила перед собой следующие задачи: – максимальное и наиболее эффективное использование имеющихся кадров, их перераспределение в пользу военного производства и тяжелой индустрии; – введение обязательных сверхурочных работ на предприятиях и отмена очередных и дополнительных отпусков; – мобилизация и закрепление рабочих и служащих для постоянной работы на предприятиях военной и кооперированной с ней промышленности на всё время войны; – мобилизация не занятого в общественном производстве трудоспособного городского и сельского населения для работы в промышленности, строительстве, на транспорте; – введение всеобщей трудовой повинности, обеспечивающей привлечение на обслуживание нужд войны всего трудоспособного населения страны; – закрепление необходимых кадров квалифицированных рабочих, специалистов, руководящего состава в важнейших отраслях промышленности, обслуживающих нужды фронта, через бронирование, т.е. освобождение от призыва в армию на определенные сроки; – развертывание массовой подготовки новых рабочих, повышение их квалификации непосредственно на производстве, в школах и училищах трудовых резервов, подготовка специалистов в вузах; организация труда и заработной платы с учетом специфических условий военного времени; – всемерная поддержка и развитие творческой инициативы, соревнования за повышение производительности труда, за экономию рабочего времени и выполнение заданий с меньшим числом рабочих.
Земсков В.Н. - Организация рабочей силы и ужесточение трудового законодательства в годы Великой Отечественной Войны c. 104-114

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.1.63755

Аннотация: Война потребовала временного отказа от принятых в мирное время форм пополнения общественного производства рабочей силой. Методы мирного времени (оргнабор по договорам с колхозами, набор непосредственно предприятиями) не могли в условиях войны обеспечить необходимого привлечения трудовых ресурсов. Необходимо было в целях непрерывного увеличения производства, наращивания мощностей военной экономики прибегнуть к таким формам использования трудовых ресурсов которые определялись специфическими условиями войны. Серьезной формой мобилизации рабочей силы было создание строительных батальонов и рабочих колонн из военнообязанных, временно или постоянно не подлежащих призыву в армию. Мобилизация рабочей силы для сельского хозяйства осуществлялась отделами мобилизации при СНК союзных и автономных республик, областными, краевыми управлениями. В ряде автономных республик, краев и областей продолжали существовать комиссии по оргнабору рабочей силы, а также отделы хозяйственного устройства эвакуированного населения. Получалось так, что одну и ту же функцию выполняли различные отделы. Это осложняло работу по учету, распределению и рациональному использованию трудовых ресурсов. Мобилизация рабочей силы ставила перед собой следующие задачи: – максимальное и наиболее эффективное использование имеющихся кадров, их перераспределение в пользу военного производства и тяжелой индустрии; – введение обязательных сверхурочных работ на предприятиях и отмена очередных и дополнительных отпусков; – мобилизация и закрепление рабочих и служащих для постоянной работы на предприятиях военной и кооперированной с ней промышленности на всё время войны; – мобилизация не занятого в общественном производстве трудоспособного городского и сельского населения для работы в промышленности, строительстве, на транспорте; – введение всеобщей трудовой повинности, обеспечивающей привлечение на обслуживание нужд войны всего трудоспособного населения страны; – закрепление необходимых кадров квалифицированных рабочих, специалистов, руководящего состава в важнейших отраслях промышленности, обслуживающих нужды фронта, через бронирование, т.е. освобождение от призыва в армию на определенные сроки; – развертывание массовой подготовки новых рабочих, повышение их квалификации непосредственно на производстве, в школах и училищах трудовых резервов, подготовка специалистов в вузах; организация труда и заработной платы с учетом специфических условий военного времени; – всемерная поддержка и развитие творческой инициативы, соревнования за повышение производительности труда, за экономию рабочего времени и выполнение заданий с меньшим числом рабочих.
Дьяконова П.Г. - Контакты Советского Союза и Италии в области авиации в 1922-1938 гг. c. 123-137

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.1.25192

Аннотация: Предметом исследования являются отношения СССР и Италии в сфере авиации в период 1922-1938 гг. Автор рассматривает ряд аспектов этих отношений, такие, как первые итальянские перелеты в Советский Союз и ответные визиты советских делегаций в Италию, а также советские закупки итальянских самолетов и авиационного оборудования. Большое внимание уделяется работе итальянских авиационных специалистов в Советском Союзе, таких, как Умберто Нобиле, Феличе Трояни и Роберто Бартини, а также привлечению источников на итальянском языке. Методологическую основу исследования составляет сравнительно-исторический метод, использование которого позволяет выявить общее и частное в развитии советско-итальянских отношений в области авиации на различных этапах. Междисциплинарный подход в данной работе позволяет не ограничиваться техническими аспектами авиационных событий, но включает их политические, идеологические, культурные и пропагандистские составляющие. Научная новизна исследования обусловлена необходимостью комплексного изучения русских и итальянских источников, затрагивающих такую стратегически важную отрасль отношений двух государств, как авиация. Автор вводит в научный оборот новые источники, например, архивные материалы из «Документационного центра Умберто Нобиле» в Италии, непереведенные на русский язык и ранее не изучавшиеся в России воспоминания Итало Бальбо, Феличе Трояни и Умберто Нобиле, что позволяет существенно дополнить известные представления о роли советско-итальянских отношений. Благодаря этому сформулирован вывод о том, что, вопреки распространенному мнению, в рассматриваемый период идеологическое противостояние отнюдь не стало препятствием для продуктивного и взаимовыгодного сотрудничества в сфере авиации.
Абдалла М.М. - Советская историография об отношениях Египта с СССР в 1967–1977 гг. c. 123-129

DOI:
10.7256/2454-0641.2023.4.68697

EDN: KGNENT

Аннотация: Предметом исследования является советская историография об отношениях Египта с СССР. Советско-египетские отношения имеют давнюю историю и прошли беспрецедентный этап в своей жизни. Во время холодной войны Египет был главным союзником Советского Союза на Ближнем Востоке. Поэтому подготовленные исследования по истории отношений двух стран в тот период занимают важное место в российской науке. В данной статье автор стремится узнать об исторических предпосылках, целях, задачах, методах и особенностях политики СССР в отношении Египта, а также ее развитии в 60-х и 70-х гг. ХХ в. путем анализа результатов проведенных исследований в этой области. Новизна исследования заключается в освещении различных критических замечаний, комментариев и точек зрения исследователей, писателей, политиков и дипломатов, посвятивших свои труды целям советской внешней политики в отношении Египта в период арабо-израильского конфликта. А также автор статьи рассказал о ходе отношений между двумя странами, объяснив их сильные и слабые стороны. В статье освещаются ошибки и кризисы политических и военных отношений и их влияние на обе страны, что помогает избежать будущих ошибок между Египтом и Российской Федерацией. История СССР является основой истории современной России.
Давыдова Т.Н. - Азербайджано-персидские отношения в 1918-1920 гг.: от территориальных притязаний к дипломатии c. 125-134

DOI:
10.7256/2454-0641.2024.1.70160

EDN: ZNSGBW

Аннотация: В статье рассматривается развитие азербайджано-персидских отношений в 1918–1920 гг., когда на карте мира появилось вновь образованное государство под названием Азербайджанская Демократическая Республика. До объявления о независимости территория Азербайджана находилась в составе Российской империи, получившей азербайджанские земли по итогам русско-персидских войн в первой половине XIX века. Туркманчайский договор 1828 года определил границу, отделяющую Азербайджан и Армению от Персии, и закрепил раздел Азербайджана между Российской империей и Персией. В итоге, территория Азербайджана оказалась поделена на две части – северную и южную, называемые Кавказский и Персидский Азербайджан соответственно. Статья является попыткой восполнить пробел в анализе азербайджано-персидских отношений 1918–1920 гг. в отечественной науке. В качестве основных методов в работе над статьей были использованы исторический, нарративный и системный методы. Актуальность статьи, ввиду политических причин, обусловлена возможностью пересмотра международных договоров, имеющих историческое значение. В частности, современный Иран приступил к пересмотру Туркманчайского договора 1828 года. Пересмотр ранее заключенных договоров может представлять угрозу региональным международным отношениям и изменению территориальной целостности государств, вовлеченных в процесс. Понимание исторического развития стран важно для выстраивания внешнеполитической линии на современном этапе, в том числе и для России. На основании анализа документов внешней политики Азербайджанской Демократической Республики автор приходит к выводу о том, что азербайджано-персидские отношения носили неоднозначный характер: если первоначально Персия заявила о своих территориальных притязаниях на азербайджанские земли, то вскоре политика Персии развернулась в противоположную сторону, и страны подписали ряд соглашений о внешнеполитическом сотрудничестве. Важнейшим итогом двустороннего взаимодействия стало де-юре признание Азербайджана Персией.
Крыжко Л.А. - Трансформация внешнеполитического курса Египта в начале 1950-х гг. и проблема египетско-израильских взаимоотношений c. 155-163

DOI:
10.7256/2454-0641.2017.1.22138

Аннотация: В статье автор подробно рассматривает основные причины и особенности процесса трансформации внешнеполитического курса Египта в начале 1950-х гг. Данный период исследования связан с началом нового этапа египетско-израильского противостояния, чему способствовали внутриполитические события в Египте в 1952 г. и дальнейший приход к власти Г. Насера. Египет, претендующий на лидерство в арабском мире, занимает центральное место в борьбе мировых держав в Ближневосточном регионе. Актуальность исследования связана с процессом выбора Египтом гаранта своего внешнеполитического курса среди мировых держав. Методологической основой исследования является системный подход. В статье были применены историко-генетический и историко-сравнительный методы. Автор акцентирует внимание на процессе трансформации внешнеполитического курса Египта в сторону СССР. Эта переориентация происходит в результате осознания египетской стороной бесперспективности переговорного процесса с западными странами в области торгово-экономического и военного сотрудничества. Обосновано, что стремления мировых лидеров по достижению своих региональных интересов способствовали нарастанию напряженности между сторонами.
Сидякина А.Б. - Лёвенвольдов трактат в контексте переговоров Австрии, России и Пруссии 1730–1732 гг. c. 157-168

DOI:
10.7256/2454-0641.2019.1.25356

Аннотация: Объектом исследования является т. н. Лёвенвольдов трактат, или Трактат трех черных орлов, заключенный в Берлине 2/13 декабря 1732 г. Австрией, Россией и Пруссией. Он не был разменян, и его положения видимым образом стали нарушаться вскоре после подписания. Это дает историографии право считать трактат фейковым документом, созданным Веной и Петербургом с целью вовлечения прусского короля в соглашение по польскому наследству, который ни одна из сторон не намеревалась ратифицировать. Опираясь на историографию и документы АВПРИ и СПбИИ РАН, автор прослеживает историю переговоров от соглашений 1730 до ратификации трактата в 1733 г. Используются историко-генетический и сравнительный методы. В результате переговоров 1730–1732 гг. общим кандидатом на польский престол стал португальский инфант Мануэль. Важной вехой переговоров были прелиминарные соглашения. Окончательный документ не упоминал курпринца Саксонского и «Пястов», что отражало достигнутый союзниками компромисс. Поддержка Гогенцоллерна в Курляндии должна была склонить Пруссию к уступкам в деле юлих-бергского наследства, но переговоры по Бергу были прерваны, что дало императору повод просить Анну Иоанновну отложить ратификацию и посодействовать смягчению позиции короля. Польские артикулы остались в силе, Австрия и Россия приступили к их выполнению. Трактат явным образом допускал замену инфанта на другого кандидата, что сделало возможным поворот к саксонскому курфюрсту. Отход короля от союза был вызван неудачей прусско-саксонских переговоров. Трактат утратил значение после объявления Пруссией нейтралитета и отказа Карла VI вводить войска в Польшу.
Бочарников И.В. - Кавказский фронт России в Первой мировой войне

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.2.12846

Аннотация: В статье представлен анализ ход боевых действий на Кавказском фронте в период Первой мировой войны. Проанализированы все наиболее значимые войсковые операции, проводимые Кавказской армией под руководством генерала Н.Н. Юденича, условия и факторы, предопределившие их успешность. Определены причины, вызвавшие развал Кавказского фронта и выход России из Первой мировой войны, в том числе на кавказском направлении. Европейский театр военных действий, хотя и был основным в годы Первой мировой войны в силу того, что именно здесь вооруженное противостояние обрело наиболее ожесточенный характер, тем не менее, был далеко не единственным. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции. Боевые действия Первой мировой войны вышли далеко за рамки европейского континента, определив тем самым и другие театры военных действий. Одним из таких театров военных действий был Ближневосточный ТВД, в рамках которого у России был Кавказский фронт, где ей противостояла Османская империя.
Бочарников И.В. - Кавказский фронт России в Первой мировой войне c. 248-255

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.2.66182

Аннотация: В статье представлен анализ ход боевых действий на Кавказском фронте в период Первой мировой войны. Проанализированы все наиболее значимые войсковые операции, проводимые Кавказской армией под руководством генерала Н.Н. Юденича, условия и факторы, предопределившие их успешность. Определены причины, вызвавшие развал Кавказского фронта и выход России из Первой мировой войны, в том числе на кавказском направлении. Европейский театр военных действий, хотя и был основным в годы Первой мировой войны в силу того, что именно здесь вооруженное противостояние обрело наиболее ожесточенный характер, тем не менее, был далеко не единственным. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции. Боевые действия Первой мировой войны вышли далеко за рамки европейского континента, определив тем самым и другие театры военных действий. Одним из таких театров военных действий был Ближневосточный ТВД, в рамках которого у России был Кавказский фронт, где ей противостояла Османская империя.
Земсков В.Н. - Начальный этап репатриации советских военнопленных и интернированных гражданских лиц (вторая половина 1944 г.)

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.10749

Аннотация: Вопрос о возвращении на Родину советских военнопленных, насильно угнанных в Германию граждан СССР и беженцев является одним из наименее изученных в исторической литературе. Вплоть до конца 1980-х годов документация по этому вопросу в нашей стране была засекречена. Отсутствие источниковой базы и, соответственно, объективной информации породило вокруг него много мифов. Это относится к ряду публикаций, издававшихся как на Западе, так и в нашей стране. Нередко можно встретить тенденциозный подбор фактов и предвзятое их толкование. В настоящее время исследователи получили доступ к ранее закрытым источникам, среди которых особое место занимает документация образованного в октябре 1944 г. Управления Уполномоченного Совета Народных Комиссаров (Совета Министров) СССР по делам репатриации (это ведомство возглавлял генерал-полковник Ф.И. Голиков, бывший руководитель военной разведки). Эти материалы и послужили основным источником для автора при подготовке настоящей статьи. Кроме того, в аналитической работе над темой использованы документы Государственного Комитета Обороны (ГКО), Управления делами СНК (Совета Министров) СССР, Секретариата НКВД/МВД СССР, Отдела спецлагерей (проверочном-фильтрационных лагерей) НКВД СССР.
Земсков В.Н. - Начальный этап репатриации советских военнопленных и интернированных гражданских лиц (вторая половина 1944 г.) c. 272-289

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.64951

Аннотация: Вопрос о возвращении на Родину советских военнопленных, насильно угнанных в Германию граждан СССР и беженцев является одним из наименее изученных в исторической литературе. Вплоть до конца 1980-х годов документация по этому вопросу в нашей стране была засекречена. Отсутствие источниковой базы и, соответственно, объективной информации породило вокруг него много мифов. Это относится к ряду публикаций, издававшихся как на Западе, так и в нашей стране. Нередко можно встретить тенденциозный подбор фактов и предвзятое их толкование. В настоящее время исследователи получили доступ к ранее закрытым источникам, среди которых особое место занимает документация образованного в октябре 1944 г. Управления Уполномоченного Совета Народных Комиссаров (Совета Министров) СССР по делам репатриации (это ведомство возглавлял генерал-полковник Ф.И. Голиков, бывший руководитель военной разведки). Эти материалы и послужили основным источником для автора при подготовке настоящей статьи. Кроме того, в аналитической работе над темой использованы документы Государственного Комитета Обороны (ГКО), Управления делами СНК (Совета Министров) СССР, Секретариата НКВД/МВД СССР, Отдела спецлагерей (проверочном-фильтрационных лагерей) НКВД СССР.
Анисимов Л.Н. - Историко-правовой ракурс к проблеме мирного договора СССР (России) с Японией

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.11296

Аннотация: 31 января 2014 года в Токио состоялся очередной раунд регулярных консультаций на уровне заместителей министров иностранных дел России и Японии (с российской стороны – И.В.Моргулов, с японской – С.Сугияма). В ходе консультаций основное внимание было уделено вопросам дальнейшего продвижения российско-японского сотрудничества, включая углубление политического диалога, расширение торгово-экономических связей, развитие контактов в практических областях и культурных обменов в свете реализации договоренностей, достигнутых на встречах руководителей двух стран в 2013 году. Был также проведен обмен мнениями по ряду актуальных международных тем, в том числе вопросам обеспечения безопасности и снижения конфликтного потенциала в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В соответствии с поручением лидеров двух стран - России и Японии - состоялось обсуждение проблемы заключения мирного договора между Россией и Японией, в частности ее исторических аспектов. Стороны договорились о проведении следующего раунда консультаций в Москве. Конкретные сроки будут согласованы по дипломатическим каналам.
Анисимов Л.Н. - Историко-правовой ракурс к проблеме мирного договора СССР (России) с Японией c. 290-298

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.64952

Аннотация: 31 января 2014 года в Токио состоялся очередной раунд регулярных консультаций на уровне заместителей министров иностранных дел России и Японии (с российской стороны – И.В.Моргулов, с японской – С.Сугияма). В ходе консультаций основное внимание было уделено вопросам дальнейшего продвижения российско-японского сотрудничества, включая углубление политического диалога, расширение торгово-экономических связей, развитие контактов в практических областях и культурных обменов в свете реализации договоренностей, достигнутых на встречах руководителей двух стран в 2013 году. Был также проведен обмен мнениями по ряду актуальных международных тем, в том числе вопросам обеспечения безопасности и снижения конфликтного потенциала в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В соответствии с поручением лидеров двух стран - России и Японии - состоялось обсуждение проблемы заключения мирного договора между Россией и Японией, в частности ее исторических аспектов. Стороны договорились о проведении следующего раунда консультаций в Москве. Конкретные сроки будут согласованы по дипломатическим каналам.
Репьева А.М. - Органический коммунизм в философии В.В. Берви-Флеровского c. 401-407

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.3.62926

Аннотация: Приступая к исследованиям любого рода, человек должен сначала определить базовые принципы познания, т.е. группу наиболее общих методов и установок, которые применимы во всех случаях познавательной деятельности. Мы называем методологию и принципы утопии «органического комму-низма» В.В. Берви-Флеровского условными, поскольку они исходят из личностного, авторского понимания описанных явлений. В академической, научной литературе методология прописана строже. Условность описанных принципов зависит так же и от попытки понять двойственность высказываний мыслителя, которую ошибочно называют «непониманием» и «незнанием» исторических реалий, социальных законов и т.д.
Земсков В.Н. - Имелось ли в 1944 году у советского руководства намерение выселить украинское население, ранее проживавшее в условиях немецкой оккупации?

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.3.12107

Аннотация: В настоящей статье в полемической форме доказывается несостоятельность утверждений, что у советского руководства в 1944 г. якобы имелось намерение депортировать украинское население, ранее проживавшее в условиях немецкой оккупации. Приведены факты, не оставляющие сомнений в том, что опубликованный в украинской печати в 1992 г. так называемый приказ НКВД СССР и Наркомата обороны СССР от 22 июня 1944 г., на основании которого будто бы должно было проводиться выселение всех проживавших под немецкой оккупацией украинцев, является сфабрикованной фальшивкой. Ввиду практически полного отсутствия подтверждающих документов и вполне очевидного противоречия с имеющимися фактами ставится под серьёзное сомнение достоверность заявления Никиты Сергеевича Хрущева на ХХ съезде КПСС в 1956 г. относительно того, что И.В. Сталин якобы не выселил украинцев только потому, что «их слишком много и некуда было выслать».
Земсков В.Н. - Имелось ли в 1944 году у советского руководства намерение выселить украинское население, ранее проживавшее в условиях немецкой оккупации? c. 475-482

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.3.64956

Аннотация: В настоящей статье в полемической форме доказывается несостоятельность утверждений, что у советского руководства в 1944 г. якобы имелось намерение депортировать украинское население, ранее проживавшее в условиях немецкой оккупации. Приведены факты, не оставляющие сомнений в том, что опубликованный в украинской печати в 1992 г. так называемый приказ НКВД СССР и Наркомата обороны СССР от 22 июня 1944 г., на основании которого будто бы должно было проводиться выселение всех проживавших под немецкой оккупацией украинцев, является сфабрикованной фальшивкой. Ввиду практически полного отсутствия подтверждающих документов и вполне очевидного противоречия с имеющимися фактами ставится под серьёзное сомнение достоверность заявления Никиты Сергеевича Хрущева на ХХ съезде КПСС в 1956 г. относительно того, что И.В. Сталин якобы не выселил украинцев только потому, что «их слишком много и некуда было выслать».
Байректаревич А. - Europe of Sarajevo 100 years later: 9/11 or 11/9? (the EU of Genocide and Unification)

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.3.10747

Аннотация: Some 20 years ago the genocide of worst kind was taking place just one hour flight from Brussels. That time, assassination of different kind from the one of 1914 has enveloped Sarajevo. While massive European ignorance turned Bosnia (and the Union of different peoples – Yugoslavia) into a years-long slaughterhouse, the Maastricht dream was unifying the Westphalian world of the Old continent. Today, two decades later, Atlantic Europe is a political powerhouse (with two of three European nuclear powers, and two of five permanent members of the UN Security Council, P-5), Central Europe is an economic powerhouse, Russophone Europe is an energy powerhouse, Scandinavian Europe is a bit of all that, and Eastern Europe is none of it. No wonder that as soon as serious external or inner security challenges emerge, the compounding parts of the true, historic Europe are resurfacing again. Formerly in Iraq (with the exception of France) and now with Libya, Sudan, Mali and Syria; Central Europe is hesitant to act, Atlantic Europe is eager, Scandinavian Europe is absent, Eastern Europe is bandwagoning, and Russophone Europe is opposing. Did Europe change (after its own 11/9), or it only became more itself?
Байректаревич А.. - Europe of Sarajevo 100 years later: 9/11 or 11/9? (the EU of Genocide and Unification) c. 483-495

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.3.64954

Аннотация: Some 20 years ago the genocide of worst kind was taking place just one hour flight from Brussels. That time, assassination of different kind from the one of 1914 has enveloped Sarajevo. While massive European ignorance turned Bosnia (and the Union of different peoples – Yugoslavia) into a years-long slaughterhouse, the Maastricht dream was unifying the Westphalian world of the Old continent. Today, two decades later, Atlantic Europe is a political powerhouse (with two of three European nuclear powers, and two of five permanent members of the UN Security Council, P-5), Central Europe is an economic powerhouse, Russophone Europe is an energy powerhouse, Scandinavian Europe is a bit of all that, and Eastern Europe is none of it. No wonder that as soon as serious external or inner security challenges emerge, the compounding parts of the true, historic Europe are resurfacing again. Formerly in Iraq (with the exception of France) and now with Libya, Sudan, Mali and Syria; Central Europe is hesitant to act, Atlantic Europe is eager, Scandinavian Europe is absent, Eastern Europe is bandwagoning, and Russophone Europe is opposing. Did Europe change (after its own 11/9), or it only became more itself?
Анисимов Л.Н. - Мюнхенский сговор 1938 г. как трагический рубеж начала Второй мировой войны и современные реалии

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.4.9397

Аннотация: 75 лет тому назад 29 сентября 1938 г. в Мюнхене встретились Гитлер, Чемберлен, Доладье и Муссолини и в ночь на 30 сентября между правительствами нацистской Германии, фашистской Италии, Великобританией и Францией после коротких переговоров и выступлений Гитлера была заключена одна из постыдных предвоенных сделок, которая получила названия Мюнхенское соглашение. В тот трагический день были открыты шлюзы Второй мировой войне, в преддверии которой с политической карты Европы исчезло суверенное государство – Чехословацкая Республика . Торопливость агрессоров сказалась уже и в том, что через четыре часа после того, как закончилась заседание в Мюнхене, премьеру чехословацкого правительства был вручен текст Мюнхенского соглашения, в соответствии в котором пятая часть территории Чехословакии отошли к Германии. И уже 30 сентября вслед за Мюнхенским соглашением последовало подписание англо-германской декларации 1938 г. и франко-германской декларации 1938 г.; означавшие заключение правительствами Англии и Франции пактов о ненападении с гитлеровской Германией и урегулировании всех спорных вопросов. Таким образом, с 30 сентября 1938 г. мир покатился к войне.
Анисимов Л.Н. - Мюнхенский сговор 1938 г. как трагический рубеж начала Второй мировой войны и современные реалии c. 530-538

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.4.63344

Аннотация: 75 лет тому назад 29 сентября 1938 г. в Мюнхене встретились Гитлер, Чемберлен, Доладье и Муссолини и в ночь на 30 сентября между правительствами нацистской Германии, фашистской Италии, Великобританией и Францией после коротких переговоров и выступлений Гитлера была заключена одна из постыдных предвоенных сделок, которая получила названия Мюнхенское соглашение. В тот трагический день были открыты шлюзы Второй мировой войне, в преддверии которой с политической карты Европы исчезло суверенное государство — Чехословацкая Республика .Торопливость агрессоров сказалась уже и в том, что через четыре часа после того, как закончилась заседание в Мюнхене, премьеру чехословацкого правительства был вручен текст Мюнхенского соглашения, в соответствии в котором пятая часть территории Чехословакии отошли к Германии. И уже 30 сентября вслед за Мюнхенским соглашением последовало подписание англо-германской декларации 1938 г. и франко-германской декларации 1938 г.; означавшие заключение правительствами Англии и Франции пактов о ненападении с гитлеровской Германией и урегулировании всех спорных вопросов. Таким образом, с 30 сентября 1938 г. мир покатился к войне.
Дашичев В.И. - Невыполнимая миссия советской внешней политики.

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.4.9749

Аннотация: Аннотация Настоящая статья посвящена одной аналитической записке, представленной на рассмотрение Генерального секретаря ЦК КПСС Ю.В. Андропова. Резкое обострение конфронтации между Советским Союзом и коалицией западных держав в конце 70-х годов поставило перед советским руководством ряд кардинальных вопросов совершенствования советской внешней политики. Наступление на позиции Запада требовало громадного перенапряжения материальных и духовных ресурсов страны, превышавшего её возможности. Для обеспечения коммунистической мессианской экспансии и ведения холодной войны Советский Союз расходовал от 15 до 30 проц. своего ВВП (США примерно 5 проц.). Это грозило подорвать экономические основы существования страны. Советское руководство грубо нарушало фундаментальный принцип внешней политики, сформулированный еще Клаузевицем - поставленные внешнеполитические цели должны строго соответствовать имеющимся материальным ресурсам и международным условиям. Однако вместо того, чтобы смягчать напряженность в отношениях с Западом и снизить давление не только на экономику Советского Союза, но и его партнеров по Организации Варшавского Договора, Кремль пошел в конце 70-х годов на обострение этой напряженности.
Дашичев В.И. - Невыполнимая миссия советской внешней политики c. 539-549

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.4.63345

Аннотация: Настоящая статья посвящена одной аналитической записке, представленной на рассмотрение Генерального секретаря ЦК КПСС Ю.В. Андропова. Резкое обострение конфронтации между Советским Союзом и коалицией западных держав в конце 70-х годов поставило перед советским руководством ряд кардинальных вопросов совершенствования советской внешней политики. Наступление на позиции Запада требовало громадного перенапряжения материальных и духовных ресурсов страны, превышавшего её возможности. Для обеспечения коммунистической мессианской экспансии и ведения холодной войны Советский Союз расходовал от 15 до 30% своего ВВП (США примерно 5%). Это грозило подорвать экономические основы существования страны. Советское руководство грубо нарушало фундаментальный принцип внешней политики, сформулированный еще Клаузевицем — поставленные внешнеполитические цели должны строго соответствовать имеющимся материальным ресурсам и международным условиям. Однако вместо того, чтобы смягчать напряженность в отношениях с Западом и снизить давление не только на экономику Советского Союза, но и его партнеров по Организации Варшавского Договора, Кремль пошел в конце 70-х годов на обострение этой напряженности.
Синицын Ф.Л. - Планы германских нацистов в отношении народов СССР (1925–1941)

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.4.11808

Аннотация: Главная внешнеполитическая цель гитлеровской Германии – завоевание «жизненного пространства» – была связана, прежде всего, с захватом СССР, который должен был стать «германской Индией». Для обоснования своих притязаний на советскую территорию нацистские идеологи разработали «расовую теорию», а также муссировали мифы о «демографической угрозе» со стороны народов Советского Союза и некой военно-политической «русско-большевицкой» и «азиатской угрозе». Разработка плана решения судьбы народов СССР вылилась в программу их «германизации», депортации и уничтожения, реализация которой была сорвана победой Красной Армии в Великой Отечественной войне. Статья построена на исследовании многочисленных источников, включая архивные материалы, а также изучении существующей отечественной и зарубежной историографии. В советскую эпоху идеология германского национал-социализма рассматривалась, в первую очередь, с точки зрения ее «классовой направленности», т.е. экономических целей. Считалось, что Гитлер стремился к завоеванию мирового господства в интересах германской буржуазии. Вопросы национальной политики нацистского руководства были вынесены на второй план. Однако недостаточное внимание к национальному аспекту планов гитлеровской Германии и породило остающуюся неясность в оценке того, что ждало народы СССР в случае победы «Третьего рейха».
Синицын Ф.Л. - Планы германских нацистов в отношении народов СССР (1925–1941) c. 566-575

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.4.65639

Аннотация: Главная внешнеполитическая цель гитлеровской Германии – завоевание «жизненного пространства» – была связана, прежде всего, с захватом СССР, который должен был стать «германской Индией». Для обоснования своих притязаний на советскую территорию нацистские идеологи разработали «расовую теорию», а также муссировали мифы о «демографической угрозе» со стороны народов Советского Союза и некой военно-политической «русско-большевицкой» и «азиатской угрозе». Разработка плана решения судьбы народов СССР вылилась в программу их «германизации», депортации и уничтожения, реализация которой была сорвана победой Красной Армии в Великой Отечественной войне. Статья построена на исследовании многочисленных источников, включая архивные материалы, а также изучении существующей отечественной и зарубежной историографии. В советскую эпоху идеология германского национал-социализма рассматривалась, в первую очередь, с точки зрения ее «классовой направленности», т.е. экономических целей. Считалось, что Гитлер стремился к завоеванию мирового господства в интересах германской буржуазии. Вопросы национальной политики нацистского руководства были вынесены на второй план. Однако недостаточное внимание к национальному аспекту планов гитлеровской Германии и породило остающуюся неясность в оценке того, что ждало народы СССР в случае победы «Третьего рейха».
Богатырева С.Н. - Патриотизм российского зарубежья и эмиграции

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.4.12212

Аннотация: В статье речь идет о трактовке понятия «патриотизм» как особом способе концептуализации действительности представителями российского и русского Зарубежья и эмиграции. Рассматривается и анализируется содержание деятельности эмигрантов за рубежом в послереволюционный период и годы Второй мировой войны. В 2012 году исполнилось 90 лет событию, сыгравшему огромную отрицательную роль в судьбе России, и связано оно с изгнанием из страны после Великой Октябрьской социалистической революции, разгрома интервенции и внутренней контрреволюции, выдающихся людей своей эпохи: просветителей, философов, ученых, врачей, деятелей искусства, поэтов, писателей, высокопрофессиональных специалистов и общественных деятелей, гуманистов, мыслителей. Они были изгнаны только за то, что отстаивали принцип духовной свободы в своей жизни и творчестве, и были признаны Советской властью безнадежными в смысле обращения в коммунистическую веру. Это было изгнание, осуществленное новой властью не по политическим, а по идеологическим причинам.
Богатырева С.Н. - Патриотизм российского зарубежья и эмиграции c. 576-584

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.4.65640

Аннотация: В статье речь идет о трактовке понятия «патриотизм» как особом способе концептуализации действительности представителями российского и русского Зарубежья и эмиграции. Рассматривается и анализируется содержание деятельности эмигрантов за рубежом в послереволюционный период и годы Второй мировой войны. В 2012 году исполнилось 90 лет событию, сыгравшему огромную отрицательную роль в судьбе России, и связано оно с изгнанием из страны после Великой Октябрьской социалистической революции, разгрома интервенции и внутренней контрреволюции, выдающихся людей своей эпохи: просветителей, философов, ученых, врачей, деятелей искусства, поэтов, писателей, высокопрофессиональных специалистов и общественных деятелей, гуманистов, мыслителей. Они были изгнаны только за то, что отстаивали принцип духовной свободы в своей жизни и творчестве, и были признаны Советской властью безнадежными в смысле обращения в коммунистическую веру. Это было изгнание, осуществленное новой властью не по политическим, а по идеологическим причинам.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.