Международные отношения - рубрика ГЛОБАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
по
Международные отношения
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Международные отношения" > Рубрика "ГЛОБАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО"
ГЛОБАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Шахэти А. - Интересы Китая на Балканах c. 11-17

DOI:
10.7256/2454-0641.2023.2.40811

EDN: SAMMBM

Аннотация: Данное исследование посвящено изучению интересов Китайской Народной Республики на Балканском полуострове. Объектом исследования служат политические и экономические отношения Китайской Народной Республики с ключевыми игроками на Балканском полуострове: Сербией, Румынией, Болгарией и Турецкой Республикой. Автор подробно рассматривает национальные интересы Китайской Народной Республики по отношению к государствам региона. Уделяется пристальное внимание напряженности в регионе и путям её нивелирования со стороны КНР. Данное исследование базируется на теории политического реализма, характеризующей отношения между государствами как соперничество или вражду с целью защиты своих национальных интересов. Отсутствие противостояния между государствами рассматривается как временное явление, заменяемое противоборством и/или военными действиями. Во время исследования автором были применены институциональный, аналитический и проблемно-хронологический методы.   Основными выводами проведенного исследования являются установление интересов Китайской Народной Республики в регионе Балканского полуострова в контексте реализации со стороны КНР проекта «Один пояс и один путь», сухопутная часть которого, под названием «Экономический пояс Нового Шелкового пути», затрагивает ключевых игроков на Балканском полуострове: Турецкую Республику, Румынию и Болгарию. Автором было выявлено исключение из политики экономической экспансии Китайской Народной Республики в лице Сербской Республики. Более того, уделено пристальное внимание росту товарооборота между Китайской Народной Республикой и Сербией, Турцией, Румынией и Болгарией. Актуальность исследования обусловлена ростом политического и экономического влияния Китайской Народной Республики во всем мире, не исключая регион Балканского полуострова.
Бокерия С.А., Андронова А.Р., Двуреченский М.А., Дуву Фасилас М., Ли В.Н., Нгием Б. - Подходы государств к проблеме сексуального насилия в условиях вооруженного конфликта: основные противоречия при выработке согласованной позиции на полях ООН c. 34-46

DOI:
10.7256/2454-0641.2021.1.34916

Аннотация: Проблема сексуального насилия в период вооруженного конфликта впервые выделяется в отдельную повестку в 2008 г. С этого года вопрос регулярно выносится на обсуждение Совета Безопасности ООН в связи с превращением актов насилия в инструмент ведения боевых действий и/или актов терроризма. Однако, несмотря на глобальный масштаб проблемы и его значимость в контексте становления мира и безопасности, указанная тема становится еще одной «линией разлома» в межгосударственных отношениях, вызывая всё большее число противоречий. Данное исследование призвано выявить основные точки расхождения позиций государств-членов ООН по указанной проблеме и их причины. При помощи методов прикладного количественного анализа были просчитаны в процентном соотношении различия в подходах стран к изучаемой проблематике. Преимущественно анализ строился на результатах голосования государств по принятым Резолюциям СБ ООН и материалах заседаний СБ ООН, в том числе выступлений государств во время Открытых дебатов. Исследование подтверждает, что в настоящее время упомянутые противоречия становятся все острее, а позиция государств к проблеме сексуального насилия в период конфликта выстраивается не только на базе политический и экономических предпосылок, но и этноконфессиональных особенностей стран. В статье также предпринята попытка выделить образовавшиеся в этой связи коалиции стран.
Гришина Н.Р., Карговская Е.А., Кузнецова В.В. - Вызовы и перспективы развития диалога между Европой и Латинской Америкой в области высшего образования: на пути создания системы глобального межвузовского взаимодействия c. 35-46

DOI:
10.7256/2454-0641.2023.3.43956

EDN: VHZQVW

Аннотация: В статье анализируются вызовы и перспективы развития сотрудничества между Европой и Латинской Америкой в сфере высшего образования. Цель работы – выявить потенциал для межрегионального диалога с учетом создания системы глобального межвузовского взаимодействия. В качестве методологии используется сравнительный анализ систем высшего образования в Европе и Латинской Америке. Кроме того, для достижения поставленной цели был проведен обширный обзор литературы по теме исследования, который позволил выявить существующие тренды, проблемы и успешные практики в развитии диалога между Европой и Латинской Америкой в области высшего образования. В результате показано, что несмотря на европеизацию латиноамериканского образования, сохраняются существенные различия, которые требуют учета при переносе европейского опыта. Обозначены приоритеты дальнейшего взаимодействия – создание единого образовательного пространства и научно-инновационных сетей. Результаты могут быть полезны для выработки стратегии интернационализации образования. Новизна заключается в системном сопоставлении подходов к модернизации высшей школы в двух регионах. В конце авторы делают вывод о необходимости эффективной координации и поиска оптимальных форматов диалога между Европой и Латинской Америкой для формирования глобального образовательного пространства, что в дальнейшем может иметь позитивные экономические и социальные перспективы для данных регионов.
Старкин С.В., Фоменков А.А., Рахманов Н.В. - Проблемы разработки единой нормативно-правовой базы в области борьбы с террористической угрозой на глобальном уровне c. 41-50

DOI:
10.7256/2454-0641.2020.1.32148

Аннотация: Автором рассмотрены основные проблемы разработки международной правовой базы в области борьбы с терроризмом, в т.ч. выработки единого определения явления «терроризм» и «международный терроризм». Анализ правовых систем ведущих государств указывает на различия национальных законодательств в сфере борьбы с терроризмом. При их взаимодействии на глобальном уровне возникают трудности, поскольку каждое государство имеет свое представление об этом явлении, а, следовательно, применение сил и средств для борьбы с ним разные. Вместе с тем, неспособность ООН решить эту проблему лишает Организацию статуса ключевого координатора антитеррористической деятельности. Подобными пробелами в международном праве пользуются США для реализации национальных интересов. В своей работе автор руководствовался общенаучными методами исследования, но основной упор был сделан на системный метод и сравнительный анализ правовых систем. Основными выводами проведенного исследования являются то, что мировое сообщество в настоящее время неспособно выработать единую нормативно-правовую базу в области борьбы с терроризмом, в особенности закрепления в рамках ООН единого понятия этого явления. Этому способствует несколько причин, из которых стоит выделить проблему взаимодействия в этой области национальных правовых систем на международном уровне, а также нежелание некоторых государств выполнять взятые на себя ранее обязательства.
Шайдаева М.Р. - Политико-правовые основы международного сотрудничества регионов Италии c. 67-74

DOI:
10.7256/2454-0641.2020.3.33612

Аннотация: Объектом данной статьи являются внешние связи итальянских регионов с иностранными государствами и их административно-территориальными единицами. На современном этапе Италия, несмотря на унитарный характер государственного устройства, является ярко выраженным примером "регионалистского" государства, в рамках которой отдельные административно-территориальные единицы получают высокий уровень автономии в различных сферах, включая международные отношения. В силу этого можно утверждать, что на сегодняшний день Италия де-факто представляет собой "квазифедерацию". Автор анализирует исторические особенности международной деятельности регионов Италии, подробно рассматривает нормы итальянского законодательства о разграничении полномочий между государством и регионами, обращается к статутам отдельных регионов Италии в части регулирования международного сотрудничества. Новизна исследования заключается в анализе правовых основ деятельности итальянских регионов как субъектов международного сотрудничества, исследовании объема их правоспособности в контексте проводимой в Италии политики децентрализации. Выделяются основные предпосылки процесса деволюции в Италии, среди которых особое значение имеют противоречия между Югом и Севером страны и вызванный ими рост популярности регионалистских политических партий и движений в 1980-1990-х гг., а также политика институтов ЕС, направленная на развитие прямых контактов между регионами европейских государств. Делается вывод о том, что предоставление регионам Италии широкой автономии в области внешних сношений свидетельствует о размывании суверенитета в сторону субнационального уровня, что, в свою очередь, позволяет решать задачи социально-экономического развития территорий, а также развития культурных и гуманитарных связей с иностранными государствами - в том числе, с Россией.
Чжоу С. - Стратегическое партнерство Китая и России в контексте реализации их национальных интересов c. 67-77

DOI:
10.7256/2454-0641.2023.4.69424

EDN: GFQIBA

Аннотация: Данная научная статья посвящена изучению стратегического партнерства Китайской Народной Республики и Российской Федерации в контексте реализации их национальных интересов. Актуальность темы исследования обусловлена развитием двусторонней кооперации между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой в контексте глобального «транзита власти» и «поворота на Восток» Российской Федерации. «Поворот на Восток», связанный с переориентацией российских нефтегазовых путей поставок, эволюционировал и заключил в себе политическую и экономическую кооперацию с ключевым игроком азиатского региона в лице КНР. В свою же очередь «транзит власти», борьба за который происходит между КНР и США, лишь набирает обороты. Объектом исследования являются отношения между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией. Предметом исследования служит стратегическое партнерство между Китаем и Россией в контексте реализации их национальных интересов. Теоретико-методологическая база исследования заключает в себе парадигму оборонительного неореализма, рассматривающую международные отношения анархичными ввиду наличия великих держав. Более того, в соответствии с данной парадигмой система международных отношений способна быть многополярной. Автором широко использовались следующие методы: контент-анализ, историзм, сравнительный, логический и аналитический. Основными выводами проведенного исследования являются определение национальных интересов Российской Федерации, закрепленных в концепции внешней политики Российской Федерации и указе Президента России от 02.07.2021 № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации», в виде сбережения населения Российской Федерации, обеспечения государственной безопасности, защиты народа России от влияния «мягкой силы» третьих стран, что напрямую связано с интересами РФ на международной арене, где Российская Федерация стремится к построению справедливого миропорядка; анализ национальных интересов Китайской Народной Республики в динамике: от реализации мировой пролетарской революции, до привлечения иностранного капитала и, впоследствии, до расширения собственного мирового влияния при помощи различных инструментов, среди которых можно выделить «мягкую силу», прямые иностранные инвестиции (ПИИ) и «принуждение к торговле». Автором было отмечено, что в контексте «транзита власти» с участием КНР и «поворота на Восток» Российской Федерации стратегическое партнерство между двумя государствами можно считать обоюдовыгодным, отвечающим их национальным интересам.
Арапов А.В. - Глобальное управление: концепции и тенденции

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.1.9687

Аннотация: Идея глобального управления в Новое Время периодически возникала как в философской мысли, так и в политической практике.В 20-м веке идея «нового мирового порядка» возникла в политической жизни в связи с окончанием Первой Мировой Войны, когда встал вопрос о послевоенном политическом устройстве мира. Фраза «новый мировой порядок» вновь стала широко употребляться в связи с завершением холодной войны. Впервые о новом мировом порядке стал говорить Горбачев, затем она стала употребляться американскими политиками в связи с конференцией на Мальте, и наконец, перспективы нового мирового порядка стали активно обсуждать после речи Дж. Буша перед Конгрессом 11 сентября 1990 в связи с «Войной в Заливе». В каждом из этих случаев данный термин имел свой смысл. После распада СССР концепция нового мирового порядка утрачивает свою популярность. На смену ей пришли концепции глобализации, «конца истории», «глобального униполя» и «конфликта цивилизаций». Во второй половине XX века глобальное управление осуществляется через систему международных режимов и институтов. В глобализирующемся мире привычные для Вестфальской системы принципы международных отношений подвергаются серьезному переосмыслению и переформатированию. Формирующееся глобальное право предполагает наличие у государства определенных обязательств, существующих независимо от того признает оно это или не признает. Россия должна найти адекватные ответы на вызовы современной ситуации. Она должна принимать активное участие в формировании международных режимов и институтов и использовать свое влияние в целях создания благоприятных условий для собственной модернизации и развития.
Арапов А.В. - Глобальное управление: концепции и тенденции c. 81-87

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.1.63751

Аннотация: Идея глобального управления в Новое Время периодически возникала как в философской мысли, так и в политической практике.В 20-м веке идея «нового мирового порядка» возникла в политической жизни в связи с окончанием Первой Мировой Войны, когда встал вопрос о послевоенном политическом устройстве мира. Фраза «новый мировой порядок» вновь стала широко употребляться в связи с завершением холодной войны. Впервые о новом мировом порядке стал говорить Горбачев, затем она стала употребляться американскими политиками в связи с конференцией на Мальте, и наконец, перспективы нового мирового порядка стали активно обсуждать после речи Дж. Буша перед Конгрессом 11 сентября 1990 в связи с «Войной в Заливе». В каждом из этих случаев данный термин имел свой смысл. После распада СССР концепция нового мирового порядка утрачивает свою популярность. На смену ей пришли концепции глобализации, «конца истории», «глобального униполя» и «конфликта цивилизаций». Во второй половине XX века глобальное управление осуществляется через систему международных режимов и институтов. В глобализирующемся мире привычные для Вестфальской системы принципы международных отношений подвергаются серьезному переосмыслению и переформатированию. Формирующееся глобальное право предполагает наличие у государства определенных обязательств, существующих независимо от того признает оно это или не признает. Россия должна найти адекватные ответы на вызовы современной ситуации. Она должна принимать активное участие в формировании международных режимов и институтов и использовать свое влияние в целях создания благоприятных условий для собственной модернизации и развития.
Кобзарь-Фролова М.Н. - Правовая конструкция регулирования отношений в рамках ЕАЭС

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.3.15440

Аннотация: В статье исследуется конструкция регулирования отношений в рамках Евразийского экономического союза. Автором раскрывается этимологическое и понятийное содержание конструкции, приводится определение понятия конструкция как типовой модели, отражающей юридическое состояние структурно организованного явления правовой жизни, проводится структурный анализ положений Договора о ЕАЭС. На основании проведенного исследование автор приходит к выводу о том, что действующая конструкция Договора о ЕАЭС включает в себя семь элементов: право Союза; система принципов Союза; правоотношения в рамках ЕАЭС; система органов Союза как управляющих звеньев; механизм разрешения споров; таможенный союз и таможенное регулирование; единое экономическое пространство. В этой связи последовательно показано содержание каждого из элементов конструкция Договора о ЕАЭС. Особое внимание уделено исследованию права Союза, системе органов Союза и таможенному регулированию. Методологическую основу статьи составляют: диалектический метод познания, позволяющий раскрыть особенности, сущность, внутренние связи, составить собственное видение и представление о конструкции регулирования отношений в рамках ЕАЭС. Применялись также общенаучные, частно-научные методы. Общее изложение статьи, выработка выводов, основаны на логическом, аналитическом и сравнительно-правовом, методах. Научная новизна состоит в том, что с формированием нового международного интеграционного объединения – Евразийский экономический союз, возникла необходимость исследования конструкции регулирования отношений в рамках действующего объединения, познание ее элементов, установление внутренних взаимосвязей и др. Проанализировав положения Договора о ЕАЭС, автор делает выводы о том, что конструкция регулирования отношений в рамках ЕАЭС несет социально-политическую, финансово-экономическую, идеологическую нагрузку, что определяет тесную взаимосвязь с принципами правового регулирования внешнеэкономических отношений. Автор также приходит к общему выводу о том, что конструкцию регулирования отношений в рамках ЕАЭС можно признать финансово-правовой.
Кобзарь-Фролова М.Н. - Правовая конструкция регулирования отношений в рамках ЕАЭС c. 329-335

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.3.66649

Аннотация: В статье исследуется конструкция регулирования отношений в рамках Евразийского экономического союза. Автором раскрывается этимологическое и понятийное содержание конструкции, приводится определение понятия конструкция как типовой модели, отражающей юридическое состояние структурно организованного явления правовой жизни, проводится структурный анализ положений Договора о ЕАЭС. На основании проведенного исследование автор приходит к выводу о том, что действующая конструкция Договора о ЕАЭС включает в себя семь элементов: право Союза; система принципов Союза; правоотношения в рамках ЕАЭС; система органов Союза как управляющих звеньев; механизм разрешения споров; таможенный союз и таможенное регулирование; единое экономическое пространство. В этой связи последовательно показано содержание каждого из элементов конструкция Договора о ЕАЭС. Особое внимание уделено исследованию права Союза, системе органов Союза и таможенному регулированию. Методологическую основу статьи составляют: диалектический метод познания, позволяющий раскрыть особенности, сущность, внутренние связи, составить собственное видение и представление о конструкции регулирования отношений в рамках ЕАЭС. Применялись также общенаучные, частно-научные методы. Общее изложение статьи, выработка выводов, основаны на логическом, аналитическом и сравнительно-правовом, методах. Научная новизна состоит в том, что с формированием нового международного интеграционного объединения – Евразийский экономический союз, возникла необходимость исследования конструкции регулирования отношений в рамках действующего объединения, познание ее элементов, установление внутренних взаимосвязей и др. Проанализировав положения Договора о ЕАЭС, автор делает выводы о том, что конструкция регулирования отношений в рамках ЕАЭС несет социально-политическую, финансово-экономическую, идеологическую нагрузку, что определяет тесную взаимосвязь с принципами правового регулирования внешнеэкономических отношений. Автор также приходит к общему выводу о том, что конструкцию регулирования отношений в рамках ЕАЭС можно признать финансово-правовой.
Кирсанова Е.Г. - Глобальное управление или экономическое сотрудничество: к вопросу об инновационном развитии на современном этапе

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.4.17168

Аннотация: Настоящая статья посвящена вопросам инновационного развития современных государств в контексте последних тенденций мировой политики. В статье рассматривается взаимосвязь между глобальным управлением и экономическим сотрудничеством через призму инновационного развития. Автор приходит к выводу, что в условиях, когда многие экономически развитые государства активно выстраивают свои национальные инновационные системы, наращивают инновационный потенциал, лидерство какой-либо отдельной страны на международной арене может выстраиваться только с помощью экономического сотрудничества с другими акторами международных отношений. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Автором отмечается то обстоятельство, что инновации, как правило, приводят к перераспределению власти и являются, тем самым, одной из причин изменения баланса политической власти, изменений в структуре властных отношений и в системе государственного управления а, следовательно, влекут за собой экономические, политические и социальные последствия.
Кирсанова Е.Г. - Глобальное управление или экономическое сотрудничество: к вопросу об инновационном развитии на современном этапе c. 443-447

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.4.67192

Аннотация: Настоящая статья посвящена вопросам инновационного развития современных государств в контексте последних тенденций мировой политики. В статье рассматривается взаимосвязь между глобальным управлением и экономическим сотрудничеством через призму инновационного развития. Автор приходит к выводу, что в условиях, когда многие экономически развитые государства активно выстраивают свои национальные инновационные системы, наращивают инновационный потенциал, лидерство какой-либо отдельной страны на международной арене может выстраиваться только с помощью экономического сотрудничества с другими акторами международных отношений. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Автором отмечается то обстоятельство, что инновации, как правило, приводят к перераспределению власти и являются, тем самым, одной из причин изменения баланса политической власти, изменений в структуре властных отношений и в системе государственного управления а, следовательно, влекут за собой экономические, политические и социальные последствия.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.