Международные отношения - рубрика МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИМИДЖ ГОСУДАРСТВА
по
Международные отношения
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Международные отношения" > Рубрика "МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИМИДЖ ГОСУДАРСТВА"
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИМИДЖ ГОСУДАРСТВА
Нейматова А.Я. - Формирование позитивного имиджа государства в деятельности МИД России
Аннотация: Министерству Иностранных Дел России отведена особая роль в формировании позитивного международного имиджа страны. Вся система МИД РФ, так или иначе, участвует в конструировании, трансляции и «отмывании» имиджа России за рубежом. Это и центральный аппарат во главе с Департаментом информации и печати, и российские загранучреждения, и подведомственные МИД организации. Фактически, благоприятное восприятие Российской Федерации за границей – миссия каждого российского дипломата.
Петрович-Белкин О.К., Сергевцева А.С., Горецкая В.В. - Образовательная политика как элемент «мягкой силы» Великобритании c. 1-17

DOI:
10.7256/2454-0641.2020.1.31969

Аннотация: Использование «мягкой силы» как внешнеполитического ресурса характерно сегодня для большинства государств. Однако эффективность и отдача от мягко-силовой стратегии у великих держав гораздо выше, нежели чем у восходящих центров силы. В данной статье будет проанализирован переход от «жесткой силы» к «мягкой силе» с анализом наиболее конкурентной сферы – образовательной политики, которая представляет важнейшее направление гуманитарной дипломатии государств по продвижению своих интересов. Помимо оценки британского образовательного потенциала в статье показано, как образовательная политика Великобритании воздействует на внешнеполитическую деятельность и положение страны в мире, определяет возможности влияния на другие государства в контексте привлекательности британской национальной культуры и ценностей, а также формирует тренды глобальной образовательной политики. В ходе проведенного исследования ресурса «мягкой силы» были задействованы данные по шкалированию «жесткой-мягкой силы», рейтинги оценивания индекса «мягкой силы» (The Soft Power 30), Всемирные рейтинги университетов (QS World University Ranking); использованы данные по количеству иностранных студентов в Великобритании; проведен сравнительный анализ изменений в образовательной политике Великобритании в условиях Brexit. Актуальность определяется повышенным вниманием к мягко-силовой компоненте, которая позволяет не только более гибко подходить к продвижению национальных интересов, но и способствует влиянию на другие страны в контексте «мягкой силы». В ходе анализа была выявлена особенность и отличительная характеристика британской образовательной политики и определено, что на сегодняшний день образование и культура являются сильнейшими сторонами Великобритании в контексте реализации её мягко-силовой политики.
Гришанина Т.А. - Механизм общественной дипломатии РФ: направления деятельности в контексте анализа концепций внешней политики РФ c. 60-71

DOI:
10.7256/2454-0641.2020.4.33871

Аннотация: Предметом исследования является механизм общественной дипломатии РФ. Цель данной статьи — на основе основополагающих правительственных документов, отчётов о деятельности структур общественной дипломатии РФ и аналитических статей специалистов рассмотреть механизм работы общественной дипломатии РФ. Автором проанализированы концепции внешней политики РФ 2000 г., 2008 г., 2013 г., 2016 г. и выделены направления и структуры. Анализ дискурса исследований о публичной дипломатии РФ позволил выявить "белые пятна" и исследовательские вопрос вопросы о предмете, которые ещё предстоит разработать. В статье также приведены примеры проектов, которые осуществлялись в рамках указанных направлений согласно последней концепции. В заключении обозначены тенденции развития механизма общественной дипломатии РФ. Механизм общественной дипломатии в Российской Федерации – явление неоднозначное и находится в процессе своего становления. С одной стороны, в последние годы наблюдается значительная эволюция понимания “мягкой силы” на государственном уровне. Кроме того, имеет место и эволюция терминологического поля общественной дипломатии в официальных документах, ее целей и направлений развития. С другой стороны, остается открытым и значимым вопрос о координирующем органе в механизме общественной дипломатии РФ. Вопросы об акторах и степени их включенности в систему, о взаимодействии между элементами внутри и за пределами механизма также представляют исследовательский интерес. При этом проекты общественной дипломатии осуществляются РФ по всему миру, координируются с трендами, которые задают межправительственные организации, и представляются достаточно результативными по части организации информационной поддержки. Тенденция цифровизации международной политики ставит перед структурами общественной дипломатии новые задачи, для которых будет требоваться эволюция понимания самой концепции.
Романова Е.А. - Задачи культурной дипломатии как части стратегической культуры КНР c. 70-80

DOI:
10.7256/2454-0641.2023.3.43678

EDN: ZJOTHB

Аннотация: По мере того, как Китай беспрецедентно приближается к центру мировой арены, развитие китайской культуры является не только внутренней потребностью для улучшения его собственной всеобъемлющей силы, но и внешней в том, чтобы мир понял китайскую культуру. Предметом исследования является изучение стратегической культуры КНР. Объектом предмета является выявление основных задач культурной дипломатии Китая. Здесь следует обратить внимание на изучение стратегического значения культурной дипломатии. Культура стала не только инструментом международной конкуренции, но и важным средством поддержания и расширения национальных интересов и приобретения международного имиджа. Основным выводом проведённого исследования выступает понимание того, что развитие культурной стратегии является неотъемлемой частью современной дипломатии Китая. Она столь же важная, как экономическая глобализация и политическая многополярность. Использование культуры как средства дипломатии – это результат сотен лет мировой практики. Хорошее понимание культурной дипломатии равноценно овладению навыком, который является связующим звеном между странами. Цель работы состоит в поиске и анализе задач культурной дипломатии Китая, как одной из важных частей стратегической культуры страны в целом. Научная новизна исследования состоит в использовании материалов на китайском языке, а также проведение исследования с опорой на китайских экспертов.
Акарашов И.С. - Является ли Индия великой державой? c. 80-86

DOI:
10.7256/2454-0641.2017.4.24797

Аннотация: Статья посвящена анализу современного статуса Индии на международной арене. Последние несколько лет Индия и ее экономический потенциал привлекают пристальное внимание мировых политиков и исследователей. Перемены, произошедшие в последние годы воспринимаются аналитиками, как переход Индии от статуса региональной державы в статус великой державы. Цель исследования — изучить потенциальные возможности Индии стать великой державой в будущем. В соответствии с целью были поставлены несколько задач: выделить основные достижения Индии в различных областях, рассмотреть проблемы, которые предстоит решить Индии в будущем, сравнить мнения историков, политологов относительно современного статуса Индии на международной арене, проанализировать инициативы индийского правительства по улучшению показателей страны. В качестве методологической основы была использована т. н. «теория факторов», объясняющая общественное развитие воздействием политических, экономических, социальных и других факторов [1. C. 80]. Подобный подход позволил наиболее аргументировано ответить на главный вопрос статьи, а именно – какие факторы говорят в пользу того, что Индия может стать великой державой. Помимо этого, был применен метод сравнения для анализа подходов ученых к определению статуса Индии в международной системе. Научная новизна исследования состоит во всеобемлющем анализе критериев великодержавности Индии. По итогам анализа автор делает вывод о том, что Индия обладает рядом факторов, позволяющих некоторым ученым уже сегодня говорить о том, что она является великой державой. Однако для всеобщего признания этого статуса ей необходимо решить ряд экономических, политических и социальных проблем, стоящих сегодня перед страной.
А. Я. Нейматова - Формирование позитивного имиджа государства в деятельности МИД России c. 106-117
Аннотация: Министерству Иностранных Дел России отведена особая роль в формировании позитивного международного имиджа страны. Вся система МИД РФ, так или иначе, участвует в конструировании, трансляции и «отмывании» имиджа России за рубежом. Это и центральный аппарат во главе с Департаментом информации и печати, и российские загранучреждения, и подведомственные МИД организации. Фактически, благоприятное восприятие Российской Федерации за границей – миссия каждого российского дипломата.
Сорочинова М. - Публичная дипломатия Словакии: концепция, внешнеполитические цели и механизм c. 109-118

DOI:
10.7256/2454-0641.2019.2.29833

Аннотация: Статья посвящена определению некоторых понятии термина публичной дипломатии и рассмотрению вопросов формирования публичной дипломатии и ее специфической концепции в условиях Словацкой республики. Автором анализируются преимущества и факторы публичной дипломатии Словацкой республики с точки зрения геополитики а также с исторической точки зрения по отношению к нынешней внешней политике страны. Статья состоит из трех разделов. В первом разделе анализируется понимание публичной дипломатии экспертами Словакии. Во втором разделе представлен анализ концепция национального брендинга как основного фундаменте публичной дипломатии Словакии. В третьем разделе представлен анализ механизма и особенностей современной публичной дипломатии Словакии. Методологической основой выступают методы политической науки, а именно: системный анализ, который позволяет рассмотреть феномен публичной дипломатии Словакии в контексте международных отношений и внешней политики Словакии, а также документальный анализ, что позволяет нам выявить черты и особенности публичной дипломатии Словакии на основании официальных источников. Сформулирован вывод о том, какие государственные интересы реализуются в связи с публичной дипломатией Словакии а также национальным брендингом страны. Основными выводами проведенного исследования являются определенные факторы публичной дипломатии Словацкой республики влияющее на ее продвижение за рубежом. Новизна исследования заключается в рассмотрении, с точки зрения автора, нынешней политической ситуации в Словакии и разных взглядов на внешнюю политику страны как со стороны представителей государственной власти, так со стороны граждан.
А. Э. Галумов - Перспективы публичной дипломатии и имиджа ЕС в России c. 118-127
Аннотация: Публичная дипломатия представляет собой комплекс мер, направленных на изучение и информирование зарубежной аудитории, а также на установление контактов. Публичная дипломатия – это также отношения между государствами, которые не задействуют традиционные связи правительств. Другими словами, публичная дипломатия предполагает открытый диалог между частными лицами и негосударственными структурами государств. Такая трактовка публичной дипломатии не совпадает с трактовкой, данной этому понятию официальной американской администрацией, собственно и давшей начало развитию публичной дипломатии. Согласно трактовке администрации США, публичная дипломатия – это, прежде всего, влияние на общественное мнение в странах, с которыми осуществляется взаимодействие с целью воздействия на внешнюю политику этих стран. При этом названная дипломатия вполне может осуществляться и на правительственном уровне.
Наумов А.О. - «Мягкая сила» Страны восходящего солнца

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.2.16470

Аннотация: В статье исследуется потенциал «мягкой силы» Японии. Анализируются основные ресурсы, институты, проблемы и перспективы данного направления внешнеполитической деятельности современной Японии. С начала XXI века акцент при реализации политики «мягкой силы» Страны восходящего солнца был сделан на продвижении современной популярной культуры. Была разработана специальная концепция под названием «Cool Japan». Понятие было поддержано японскими учеными и политиками. Сегодня эту стратегию реализуют институты «мягкой силы» Японии - Агентство по культуре, действующее в рамках Министерства образования, культуры, спорта, науки и техники и МИД Японии, Японский фонд, а также японские центры, созданные в конце XX века в развивающихся государствах. В качестве методов исследования использованы метод историзма, институциональный подход и сравнительный анализ. "Мягкая сила" Японии изучается в историческом ракурсе, анализируется деятельность ее основных институтов, проводится сравнение с потенциалом "мягкой силы" других крупных держав АТР. Основной вывод заключается в том, что сегодня Япония пытается покорить мир уже не привлекательностью своих древних традиций, а современными технологиями и поп-культурой. При этом главным бенефициаром «мягкой силы» Японии является национальный бизнес. Таким образом, проведение политики японской "мягкой силы" направлено, в первую очередь, на достижение геоэкономических целей.
Наумов А.О. - «Мягкая сила» Страны восходящего солнца c. 189-193

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.2.67925

Аннотация: В статье исследуется потенциал «мягкой силы» Японии. Анализируются основные ресурсы, институты, проблемы и перспективы данного направления внешнеполитической деятельности современной Японии. С начала XXI века акцент при реализации политики «мягкой силы» Страны восходящего солнца был сделан на продвижении современной популярной культуры. Была разработана специальная концепция под названием «Cool Japan». Понятие было поддержано японскими учеными и политиками. Сегодня эту стратегию реализуют институты «мягкой силы» Японии - Агентство по культуре, действующее в рамках Министерства образования, культуры, спорта, науки и техники и МИД Японии, Японский фонд, а также японские центры, созданные в конце XX века в развивающихся государствах. В качестве методов исследования использованы метод историзма, институциональный подход и сравнительный анализ. "Мягкая сила" Японии изучается в историческом ракурсе, анализируется деятельность ее основных институтов, проводится сравнение с потенциалом "мягкой силы" других крупных держав АТР. Основной вывод заключается в том, что сегодня Япония пытается покорить мир уже не привлекательностью своих древних традиций, а современными технологиями и поп-культурой. При этом главным бенефициаром «мягкой силы» Японии является национальный бизнес. Таким образом, проведение политики японской "мягкой силы" направлено, в первую очередь, на достижение геоэкономических целей.
Беляев С.А., Макарова И.Н. - О культурной дипломатии Французской Республики

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.10690

Аннотация: Статья посвящена одному из аспектов внешнеполитической деятельности Франции – так называемой культурной дипломатии. Эта сфера деятельности охватывает культурные обмены между Францией и другими государствами, международное сотрудничество Франции в области образования, науки, французского начально и среднего образования за рубежом, кинематографа, музыки, а также информации. В этой связи подробно разбирается деятельность Французского института, специализированных учреждений в этих областях, радио- и телевизионных каналов, а также современных информационных и телекоммуникационных компаний, которые способствует культурному присутствию Франции за границей. Методлогия исследования основана на политико-юридическом анализе механизма культурной дипломатии Франции в контексте сравнительного анализа аналогичных систем культурной дипломатии других стран. Данная работа является первой исследовательской статьей такого рода в России. Более того, в зарубежной литературе также публикации на данную тему отсутствуют или имеют научно-популярной характер. Авторы делают выводы о релевантности использования опыта французской дипломатии в российском внешнеполитическом механизме, включая Федеральное агентство по делам СНГ, делам соотечественников, проживающих за рубежом и международному гуманитарному сотрудничества.
Беляев С.А., Макарова И.Н. - О культурной дипломатии Французской Республики c. 262-271

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.64950

Аннотация: Статья посвящена одному из аспектов внешнеполитической деятельности Франции – так называемой культурной дипломатии. Эта сфера деятельности охватывает культурные обмены между Францией и другими государствами, международное сотрудничество Франции в области образования, науки, французского начально и среднего образования за рубежом, кинематографа, музыки, а также информации. В этой связи подробно разбирается деятельность Французского института, специализированных учреждений в этих областях, радио- и телевизионных каналов, а также современных информационных и телекоммуникационных компаний, которые способствует культурному присутствию Франции за границей. Методлогия исследования основана на политико-юридическом анализе механизма культурной дипломатии Франции в контексте сравнительного анализа аналогичных систем культурной дипломатии других стран. Данная работа является первой исследовательской статьей такого рода в России. Более того, в зарубежной литературе также публикации на данную тему отсутствуют или имеют научно-популярной характер. Авторы делают выводы о релевантности использования опыта французской дипломатии в российском внешнеполитическом механизме, включая Федеральное агентство по делам СНГ, делам соотечественников, проживающих за рубежом и международному гуманитарному сотрудничества.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.