Международные отношения - рубрика ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
по
Международные отношения
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Международные отношения" > Рубрика "ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ"
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Бесхмельницын М.И. - Государственный контроль и аудит в системе инструментов политической модернизации России

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.3.6142

Аннотация: Аннотация В статье раскрывается роль и функции государственного контроля в процессе политической модернизации России. Установлено, что в современном модернизационном процессе государственный контроль играет роль инструмента управления политической модернизацией и, помимо основных функций, относящихся к сфере его прямой компетенции, исполняет функции сигнальные, мотивационные, мобилизационные, функции обратной связи, модернизации федеративных отношений, функции управления модернизационными конфликтами и формирования позитивного имиджа России на международной арене.
Буневич Д.С. - Партийная система Польши. История. Современность. Перспективы

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.3.7587

Аннотация: В статье рассматривается процесс формирования современной партийной системы Польши. Автор анализирует парламентские выборы (с 1991 года по 2011 год), характеризует основные политические партии Польши и их лидеров. Выявляются основные противоречия между крупнейшими политическими партиями Польши порвопросам внешней и внутренней политики страны. Делается прогноз на предстоящие в 2015 году парламентские выборы.
Ковалев А.А. - Геополитическая активность в Арктике стран Северной Европы и их оборонные программы c. 1-17

DOI:
10.7256/2454-0641.2020.3.30778

Аннотация: Целью исследования является рассмотрение современной оборонной политики европейских северных государств, связанной с их геополитической активностью в Арктике, а также потенциальная роль НАТО и Европейского союза. Эта цель конкретизируется в задачах рассмотрения оборонной политики Норвегии, Дании, Исландии, Швеции и Финляндии. Даны обзор и оценка роли оборонной политики каждого государства в целостной стратегической картине Северных стран, рассмотрены современные программные документы, оценены оборонные планы каждого государства. На стратегическом уровне интерес к Арктике проявили все европейские страны Северной Европы и евроатлантические организации безопасности. Современные риски в области безопасности заметно отличаются от тех, которые существовали во время Холодной войны, и каждое из северных государств призывает заинтересованные стороны к ответственному экономическому и политическому поведению. Методы данного исследования включают методы политологического, историко-логического и социологического анализа, а также используется компаративистский подход Рассмотрены оборонные стратегии стран, которые всегда принадлежали к капиталистической общественно-экономической формации и не имели социалистического опыта, хотя островные монархии Норвегия, Швеция и Дания в ХХ столетии реализовали во многом самые передовые достижения социальной и технической мысли, достигнув для своих граждан чрезвычайной высокого уровня жизни и высочайшей степени социальной защищенности. Интерес нашей страны к Арктическому региону всегда был высок и вполне оправдан вследствие исторических, культурных, геополитических и даже чисто географических причин. Поэтому как соперничество, так и сотрудничество со странами Северной Европы, органично вписанными в Западную цивилизацию.
Трубачев В.Ю. - Феномен дипломатии данных: ключевые термины, методология исследования и вызовы на современном этапе c. 1-11

DOI:
10.7256/2454-0641.2021.2.35783

Аннотация: Основная цель данной работы заключается в представлении базовой терминологии и структуры феномена дипломатии данных, а также формирования методологического фреймворка, основанного на эмпирических проявлениях дипломатии данных в современных условиях. В качестве предмета исследования в данной статье рассмотрены три понятийные концепции дипломатии данных: «данные в дипломатии», «дипломатия для данных», «данные для дипломатии», а также возможности их пересечения и взаимодействия для достижения политических целей. На международных и внутриполитических примерах приведены проявления данных концепций в дипломатической практике. Методами исследования выступили анализ, синтез и классификация.   Актуальность дипломатии данных возникает в связи с происходящими технологическими изменениями, которые предоставляют новые инструменты и возможности для традиционной дипломатии. Существующий разрыв между появлением новых технологических инструментов, в частности, связанных с большими данными, и их внедрением в повседневную дипломатию любого государства требует пристального изучения и формирования методологии, которая позволяет определить ключевые направления работы по перестройке традиционной дипломатии в дипломатию данных. Основными результатами статьи стали – формирование фреймворка изучения дипломатии данных, а также были обозначены ключевые юридические, этические, технологические вызовы и проблемы применения больших данных и их влиянии на роль и работу дипломата и взаимодействие различных акторов в международных отношениях. Это привносит новизну в отечественный корпус работ по цифровой дипломатии, поскольку ранее данный фреймворк дипломатии данных и определение на его основе ключевых вызовов не находили своего отражения в российских исследованиях.
Алексеев Н.Н. - Исламский Ближний Восток: характеристика и некоторые особенности современных трансформаций политической идентичности c. 1-14

DOI:
10.7256/2454-0641.2022.4.39010

EDN: ENJJSG

Аннотация: Предметом исследования являются современные трансформации политической идентичности в ближневосточных государствах и сообществах, исповедующих ислам. Автор подробно рассматривает комплекс идентификаций, существующих в ближневосточном регионе. Особое внимание уделяется взаимодействию и гармонизации религиозных, имперских, национальных и этнокультурных идентичностей. Региональные особенности идентификационных трансформаций рассматриваются как в контексте преобразований в глобальной системе международных отношений, так и с учетом региональной специфики политических процессов и общей самобытности социокультурного пространства. Анализируются общие тенденции, характерные для всех сообществ рассматриваемого региона, а также частные особенности трансформаций идентичности, как фактора государственной политики на примере Турции и Ирана.     Новизна исследования заключается в анализе транснациональных идентификационных трансформаций в ближневосточном регионе в контексте глобальных тенденций к растущей роли транснациональной идентичности в международных отношениях и мировой политике. Особым вкладом автора в исследование темы является сочетание фундаментальных теоретических подходов к исследованию идентичности с методикой системного анализа, позволяющей более точно описывать сложную многоуровневую структуру современных идентичностей, основываясь на актуальных работах отечественных, западных и ближневосточных исследователей. Основными результатами проведенного исследования являются выявление общих и частных особенностей идентификационных трансформаций в ближневосточном регионе, а также определение функций религиозной и имперской идентичностей в системе идентификаций.
Ван Т. - Изучение китайского языка в школах Российской Федерации: состояние и тенденции c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0641.2024.2.70331

EDN: WWYYRN

Аннотация: Данная научная статья посвящена изучению китайского языка в школах Российской Федерации, его состоянию и тенденциям. Актуальность темы исследования обусловлена, во-первых, ростом популярности китайского языка в Российской Федерации среди школьников и студентов высших учебных заведений (ВУЗов); во-вторых, укреплением двусторонних отношений между Китайской Народной Республикой и Российской Федерации в контексте «властного транзита (англ. power transition)» и переустройства международной конъюнктуры. Объектом исследования является изучение китайского языка в Российской Федерации. Предметом исследования служит изучение китайского языка в школах Российской Федерации, его состояние и тенденции. Особое внимание автор уделяет истории развития изучения китайского языка в России со времен Российской империи до наших дней.    Данное исследование базируется на теории неолиберализма, рассматривающей международные отношения как неанархичную структуру с главенством международного права, институтов и международной торговли. Данные аспекты парадигмы неолиберализма способствуют предотвращению возникновения вооруженных конфликтов. Основными выводами проведенного исследования являются характеристика истории изучения китайского языка в России как цикличной: поворотной точкой в изучении китайского языка в Российской империи является 1837 г., когда была создана кафедра китайского языка восточного факультета Казанского университета. Практический интерес китайский язык приобрел лишь в конце 19 в. и развивался вплоть до ухудшения отношений между СССР и КНР, когда ориентация китайского языка в Советском Союзе изменилась с практической на научную, количество изучающих китайский язык уменьшилось, из школьной программы китайский язык также пропал. Изучение китайского языка в школах Российской Федерации осуществляется наравне с другими иностранными языками. Популярность китайского языка среди школьников с каждым годом лишь растет. Среди ключевых проблем изучения китайского языка в школах России можно выделить нехватку преподавательского состава на фоне возросшего интереса, дефицит учебных пособий, нехватку носителей языка, концентрацию на изучении китайского языка в ВУЗах. Научная новизна проведенного исследования заключается в анализе истории развития изучения китайского языка в России со времен правления Петра I до наших дней, проведении сравнительного анализа.
Алексеев Н.Н., Волкоморова А.А., Куртяник С.Н. - Истоки современного национализма Швеции и Дании: анализ законодательства и вопросы идентичности c. 12-25

DOI:
10.7256/2454-0641.2021.2.35996

Аннотация: Объектом исследования являются последствия миграционного кризиса в Европейском Союзе. Предметом исследования являются инструменты включения национализма в общественно-политическую повестку Дании и Швеции, законодательство, а также проблема взаимодействия идентичностей и мусульманского этноцентризма в Европейском Союзе. Авторы данной статьи подробно рассматривают теоретические аспекты современной трансформации национализма в Северной Европе, переход национализма из маргинального явления в полноценную политическую силу. Особое внимание уделяется рассмотрению изменений законодательства Дании и Швеции в условиях миграционного кризиса. Авторы статьи также исследуют проблему конфликта идентичностей в ЕС, их взаимодействия и трансформаций в рамках диалога сообществ иммигрантов и титульных наций. Новизна исследования заключается в проведении сравнительного анализа современного развития национализма в Швеции и Дании, а также миграционного законодательства этих стран. Также авторами освещаются современные процессы в особенно актуальной для ЕС проблеме взаимодействия многочисленных гражданских-политических и этнокультурных идентификаций. Особым вкладом авторов следует считать выявление общих и отличительных черт в становлении современного шведского и датского национализма, анализ фундамента формирующейся общеевропейской идентичности в контексте интеркультурализма и постнационализма. К основным выводам проведенного исследования относится определяющая роль гармонизации нормативно-ценностного фундамента идентичности, как стабилизатора современной национализации государств-членов ЕС.
Amuhaya C.A., Moraru N. - European migration security moral dilemma: case study of migration flows between 2015 and 2019 c. 18-29

DOI:
10.7256/2454-0641.2020.1.32142

Abstract:  Whenever any state’s sovereignty is threatened, its first instinct is to protect itself. In 2015, the European Union was in the spotlight, recording unprecedented numbers of migrants, and as a result, refugee camps deteriorated to deplorable conditions. Illegal migration was perceived as a security threat in Europe, and member-states were forced to take measures that compromise the very foundation of the European Union. Suddenly, their policies were fuelled with anti-immigration sentiments; anti-immigration operations and agreements between the EU and migrants’ countries of origin were conducted and signed, as well as tougher border security policies were put in place, including fences. This resulted in record-low numbers of illegal migration by 2019. This article will analyze European Union’s foreign policy on illegal migration between 2015 and 2019, while underscoring the extreme measures that some states within the EU took to mitigate migration. This research highlights the moral dilemma posed by many Human Rights Organizations, putting into question Europe’s moral compass and values. A conclusion is made that in the matters of security, states are willing to take a moral backseat in order to safeguard its security and position in the global system.
Filipović A. - The impact of right-wing populist parties upon national policy with regards to the Russian Federation: the case of the Progress Party (Norway) and the Danish People's Party c. 18-53

DOI:
10.7256/2454-0641.2020.3.32336

Abstract: The goal of this research consists in determination of impact of the Progress Party (Norway) and the Danish People's Party upon the policy of their national governments with regards to Russia. The Progress Party used to be member of the Norwegian government coalition from 2013 to 2020, while the Danish People's Party supported the Danish coalition governments from 2015 to 2019. The analysis of the origin, ideologies, political agenda, and policy of the parties give a more accurate explanation on their position towards Russia, as well as defines the level of their political willpower in influencing the government policy thereof. Research methodology is comprised of content analysis used in examination of the official documents of the Progress Party and the Danish People's Party, comparative analysis used in considering political programs of both parties, as well as various election results and other corresponding data. The conclusion is made that both parties have considerable impact upon the state policy of their countries with regards to the Russian Federation. Moreover, both of them demonstrated no political interest in making Russia the key vector in their foreign policy programs. Being neither of Russophile nor Russophobic nature, their presence in the government did not become the reason for deterioration or improvement of relations with Russia.
Забелла А.А., Ежов В.В. - Развитие китайско-габонских отношений: прошлое и настоящее c. 73-79

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.3.26133

Аннотация: Предметом исследования являются как политические, так и экономические отношения между Китайской Народной Республикой и Республикой Габон. Объектом исследования является история развития взаимоотношений. Авторы особое место уделяют изучению позиций Габона в Африке, места Габона в развитии китайско-африканского сотрудничества, внешнеполитических направлений Габона. Авторы выявляют основные соглашения на основе которых развивается диалог между двумя государствами. В статье также раскрываются причины заинтересованности стран друг в друге на современном этапе. Методология исследования: 1. Общенаучные методы (сравнение, описание и др.); 2. Исторические: историко-генетический (примененный для анализа эволюции внешнеполитического курса КНР) ; 3. Политическая экспертиза (опора на мнения различных экспертов для анализа китайско-африканских отношений, проблем, перспектив внешней политики КНР); Научная новизна исследования состоит в следующем: 1. выявлено место Африки во внешнеполитических приоритетах Китайской Народной Республики; 2. раскрыта заинтересованность государств в сотрудничестве; 3. проведен сравнительный анализ политики Габона в отношении КНР и Франции; 5. обоснована взаимозависимость между изменением модели развития КНР и его политикой по отношению к Габону.
Данилов В.Д. - Особенности китайского восприятия феномена «мягкой силы» c. 74-80

DOI:
10.7256/2454-0641.2019.1.28951

Аннотация: Предметом настоящего исследования являются китайское восприятие введенного в научный оборот Дж. Наем концепта «мягкой силы», его отличительные особенности. В качестве объекта выступает китайский подход к «мягкой силе» государства как важной составляющей национальной стратегии публичной дипломатии. Значительное внимание в работе уделено эволюции китайского восприятия внешнеполитической деятельности, отмечено, что КНР, адаптируя концепцию «мягкой силы», рассматривает ее не только как инструмент формирования положительного зарубежного имиджа, но и как инструмент поддержания внутренней стабильности и легитимности. В своем исследовании автор руководствовался важнейшими принципами исторической науки, такими как принципы историзма и научной объективности и задействовал междисциплинарный подход. На основании исследования сделан вывод о том, что, проецируя культурное и экономическое измерения «мягкой силы» на зарубежную общественность, Китай делает акцент на преемственности традиций, особое внимание уделяет развитию образовательного и научного сотрудничества и в целом выстраивает свой имидж как ответственного, готового к компромиссу актора, и хотя развитые страны сохраняют настороженность, в развивающихся странах такой подход достаточно эффективен.
Филиппов В.Р. - Приоритеты африканской политики Э. Макрона: операция «Бархан» c. 80-92

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.3.27012

Аннотация: Объект исследования – операция французских вооруженных сил в Сахеле под кодовым названием «Бархан». Автор рассматривает такие аспекты проблемы, как дипломатическое прикрытие этой псевдо-миротворческой операции, поддержка действий французского экспедиционного корпуса со стороны союзников Пятой республики по НАТО и со стороны африканских государств – сателлитов Франции в зоне Сахеля (военно-политический альянс G5S). Особое внимание уделяется выяснению декларируемых и истинных целей этой военной акции, а также причин, побуждающих президента Э. Макрона наращивать военное присутствие в Тропической Африке. В ходе исследования автор руководствовался принципом историзма и использовал сравнительно-исторический метод. Работа основана на хронике и аналитических материалах, опубликованных на страницах французских масс-медиа. Автор впервые обратил внимание на то, что операция «Бархан» была инициирована Елисейским дворцом под предлогом защиты граждан Мали от исламских экстремистов и в целях противодействия сепаратизму туарегов, в то время как истинной задачей французов было сохранение урановых рудников Мали и Нигера под эгидой корпорации «Арева». Сделан вывод о том, что для Елисейского дворца сложилась патовая ситуация: чем выше затраты на операцию «Бархан», тем дороже африканский уран для французских АЭС, тем меньше смысла в проведении этой дорогостоящей военной кампании.
Линке П. - Последние изменения в политике Германии на Ближнем и Среднем Востоке

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.2.17456

Аннотация: Настоящая статья посвящена последним актуальным изменениям в ближневосточной политике Федеративной Республики Германия. Цель настоящего исследования – выявить и сформулировать основные тренды эволюции внешней политики ФРГ в Ближневосточном регионе. Объект исследования – внешняя политика Федеративной Республики Германия на Ближнем и Среднем Востоке, а также в Северной Африке. Предмет настоящего исследования – основные тренды и закономерности эволюции ближневосточной политики Федеративной Республики Германия на современном этапе развития системы международных отношений и мировой политики. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Автор обращает внимание на высокую степень политической динамики в отношениях Федеративной Республики Германия с ведущими странами Ближневосточного региона, позволяющей утверждать о смене внешнеполитической парадигмы ФРГ в отношении указанного региона. Особое внимание уделяется внешнеполитическим сношениям Германии с Ираком и Ираном, касающихся самого широкого спектра вопросов, а также роли ФРГ в урегулировании иранского кризиса (связанного с заключением «ядерной сделки») и участии Германии в коалиционной борьбе с международным терроризмом. В статье также проводятся определенные исторические параллели.
Линке П. - Последние изменения в политике Германии на Ближнем и Среднем Востоке c. 124-129

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.2.67918

Аннотация: Настоящая статья посвящена последним актуальным изменениям в ближневосточной политике Федеративной Республики Германия. Цель настоящего исследования – выявить и сформулировать основные тренды эволюции внешней политики ФРГ в Ближневосточном регионе. Объект исследования – внешняя политика Федеративной Республики Германия на Ближнем и Среднем Востоке, а также в Северной Африке. Предмет настоящего исследования – основные тренды и закономерности эволюции ближневосточной политики Федеративной Республики Германия на современном этапе развития системы международных отношений и мировой политики. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Автор обращает внимание на высокую степень политической динамики в отношениях Федеративной Республики Германия с ведущими странами Ближневосточного региона, позволяющей утверждать о смене внешнеполитической парадигмы ФРГ в отношении указанного региона. Особое внимание уделяется внешнеполитическим сношениям Германии с Ираком и Ираном, касающихся самого широкого спектра вопросов, а также роли ФРГ в урегулировании иранского кризиса (связанного с заключением «ядерной сделки») и участии Германии в коалиционной борьбе с международным терроризмом. В статье также проводятся определенные исторические параллели.
Папоян А.Р. - Роль армянской диаспоры в участии Республики Армения в международных делах на рубеже XX-XXI вв. c. 128-134

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.2.25965

Аннотация: Предметом исследования является анализ влияния армянской диаспоры на международную деятельность Армении. Актуальность темы исследования обусловлена большим количеством и весом армянских общин в ведущих странах мира, а также тем, что в настоящее время армянские диаспоры очень активны и продолжают отстаивать как свои интересы, так и интересы армянского народа. Особое внимание уделяется, прежде всего, армянским общественным и благотворительным организациям. Цель работы – оценить влияние диаспор на международные дела. В работе применяются методы исторического исследования: историко-генетический метод направлен на изучение происхождения армянских диаспор в различных странах; историко-сравнительный метод позволяет выделить наиболее значимые диаспоры и степень их влияния на политические процессы в различных странах. Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые оценивается вклад диаспор в становление Армении как актора современных международных отношений. К этой теме обращаются армянские (К. К. Тирабян, Д. Асатрян, В. Кардумян, Т. Г. Мкртчян, А. Галстян, Л. А. Кртян) и российские (А. Крылов) исследователи. В качестве источника использован доклад специалиста по культурным аспектам внешней деятельности Европейского Союза Д. Хелли.
Егоров В.Г. - Режимная трансформация постсоветских независимых государств

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.4.9398

Аннотация: Аннотация В статье представлено авторское видение содержания и направлений режимной трансформации новых независимых государств, во многом не совпадающее с традиционной точкой зрения на перспективы постсоветской политической модернизации. Несмотря на общность исторических судеб народов и стран постсоветского пространства, в отечественной политологии неоправданно мало внимания уделяется сравнительному анализу особенностей политического развития новых независимых государств. Имеющиеся работы такой направленности составляют скорее исключение из общего правила. Однако взаимообусловленность процессов происходящих в мире и особая роль явлений, способствующих или препятствующих формированию региональных сообществ, настоятельно диктует необходимость восполнения имеющегося пробела в обществознании.Политический строй постсоветских независимых государств имеет общую особенность, обусловленную историческим контекстом ситуации его породившей. По мнению большинства исследователей новых независимых государств, характерной чертой их политического ландшафта является незрелость новых форм политической организации, в том числе «национально государственных образований», не обладающих формальным набором признаков суверенных государств .
Егоров В.Г. - Режимная трансформация постсоветских независимых государств c. 452-470

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.4.63336

Аннотация: В статье представлено авторское видение содержания и направлений режимной трансформации новых независимых государств, во многом не совпадающее с традиционной точкой зрения на перспективы постсоветской политической модернизации.Несмотря на общность исторических судеб народов и стран постсоветского пространства, в отечественной политологии неоправданно мало внимания уделяется сравнительному анализу особенностей политического развития новых независимых государств. Имеющиеся работы такой направленности составляют скорее исключение из общего правила. Однако взаимообусловленность процессов происходящих в мире и особая роль явлений, способствующих или препятствующих формированию региональных сообществ, настоятельно диктует необходимость восполнения имеющегося пробела в обществознании.Политический строй постсоветских независимых государств имеет общую особенность, обусловленную историческим контекстом ситуации его породившей. По мнению большинства исследователей новых независимых государств, характерной чертой их политического ландшафта является незрелость новых форм политической организации, в том числе «национально государственных образований», не обладающих формальным набором признаков суверенных государств.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.