Международные отношения - рубрика ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
по
Международные отношения
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Международные отношения" > Рубрика "ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ"
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
Бочарников И.В. - Северо-Кавказский регион: проблемы и перспективы реализации государственной политики России
Аннотация: Кавказ всегда играл исключительно важную роль в истории не только государства Российского, но и в целом мировой цивилизации. Не случайно один из выдающихся кавказоведов нашей страны Ю. Жданов, назвал его солнечным сплетением Евразии. Здесь формировались истоки человеческой цивилизации, и именно здесь всегда все процессы социально-политического и экономического развития обретали свой импульс и потенциал, распространявшийся на все остальные регионы Планеты.
Кондаков С.А. - Трубопроводная дипломатия России
Аннотация: В настоящей статье изложены результаты анализа основных стратегических целей задач и направлений трубопроводной политики России, ее приоритетов, оказывающих влияние на процесс формирования внешней политике государства.Выгодное географическое и геополитическое расположение России позволяет ей осуществлять фактически в любых необходимых количествах экспорт энергоресурсов и получать солидные дивиденды от выполнения транзитных функций. В целях получения еще более высоких результатов Россия стремится к реализации проектов, связанных с формированием прежде всего энерготранспортной инфраструктуры в сопредельных странах Европы и Азии и создания недискриминационного режима транзита энергоресурсов.
Бочарников И.В. - О государственной идеологии России

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.1.6788

Аннотация: 2012 год – год знаковых юбилейных событий для нашей страны. Это, прежде всего, 400-летие с момента окончания Смутного времени – мощнейшего системного кризиса российской государственности. Разрушительные процессы, мятежи и беспорядки, охватившие большую часть территории страны, усиленные иностранной интервенцией, поставили под вопрос существование российского государства. При этом Россию стремились не только победить, но и унизить, поставив во главе государства самозванцев. Фактически речь стояла о том: быть ли России самостоятельным государством или же колониальной окраиной сопредельных государств.
Пантелеев О.Е. - Российская государственность и интеграционные процессы на Евразийском пространстве

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.1.6818

Аннотация: Объявление текущего года Годом российской истории хороший повод для осмысления современных проблем, становления и развития российской государственности, которую всегда отличала идея соборности земель. Россия веками брала под свое крыло различные племена и народы, населявшие бескрайние просторы Евразийского пространства от западных границ до Чукотки и от Северного ледовитого океана до Кушки, сохраняя, при этом, их культурную и языковую самобытность. Считалось правилом, чтобы назначаемые российские начальники знали обычаи и язык населения управляемых ими территорий. Россия, а потом и СССР, вкладывали немалые финансовые, материальные и интеллектуальные ресурсы в социально-экономическое развитие присоединяемых территорий.
Буневич Д.С. - Польша в политике министров иностранных дел РФ А.В. Козырева и Е.М. Примакова: сравнительный анализ

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.1.6950

Аннотация: В статье исследуется процесс формирования и развития российско-польских отношений в 1990-е годы. На основе компаративного анализа делается вывод о том, что между внешнеполитическими курсами А.В. Козырева и Е.М. Примакова существовала определённая преемственность в отношении к странам Восточной Европы. Автор приходит к выводу о том, что после 1993 г. А.В. Козырев постепенно отказывался от идеалистических подходов и переходил к прагматизации внешней политики России. В дальнейшем эта линия была продолжена и расширенна Е.М. Примаковым.
Семячкин А.А. - Российско-индийская концепция стратегического партнерства

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.2.7513

Аннотация: Аннотация Настоящая статья посвящена оценке текущего состояния российско-индийских отношений и тех изменений, которые внес в них визит президента РФ В.В. Путина, состоявшийся в декабре 2012 года. Отмечается. Что во внешнеполитической сфере отношения России и Индии развиваются в двух основных форматах: в формате стратегического партнерства при отстаивании национальных интересов на международной арене и в формате регионального централизма, направленного на ограничение влияния в регионе нерегиональных игроков, стремящихся в нем утвердиться в качестве доминирующей политической силы.
Макулов С.С. - Отечественная печать 1922-1941 гг. о советско-итальянских отношениях c. 1-6

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.1.25024

Аннотация: В данной статье рассматривается характер освещения советско-итальянских отношений в отечественной печати 1922-1941 гг. Несмотря на враждебность большевистской и фашистской идеологий по отношению друг к другу, взаимоотношения Москвы и Рима на межгосударственном уровне в данный период времени носили достаточно прагматичный характер. Это нашло отражение в публикациях советской прессы тех лет. Факты плодотворного сотрудничества между СССР и Италией в различных сферах регулярно подчеркивались, однако агрессивные внешнеполитические устремления Рима подвергались критике. Автор исходил при написании материала из принципов историзма и объективности, использовал историко-генетический метод и метод контент-анализа. В научный оборот введен ряд публикаций советской центральной прессы 1920-1930-х гг., посвященных важным вехам в истории отношений Москвы и Рима и сделан вывод о том, что советско-итальянские отношения освещались в отечественной прессе более нейтрально и сдержанно, чем другие аспекты внутренней и внешней политики режима Б. Муссолини.
Трифонова Е.Д., Бабинцева Е.А. - Российско-белорусские отношения конца 1990 – начала 2000-х гг.: взгляд французских исследователей c. 15-22

DOI:
10.7256/2454-0641.2023.4.68875

EDN: BHKLDY

Аннотация: В статье выявляются и анализируются взгляды современных французских исследователей на отношения Российской Федерации и Республики Беларусь. Изучение работ французских ученых дает возможность проанализировать внешнюю политику России не только в отношении своего ближайшего соседа – Республики Беларусь, но и в отношении всего постсоветского пространства. Предметом исследования являются отношения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь в конце 1990-х – начале 2000-х гг. Статья является попыткой восполнить пробел французской историографии и провести анализ отношений между двумя бывшими советскими республиками через призму французских исследований. В статье также рассматриваются оценки, которые французские авторы дают интеграционным объединениям на постсоветском пространстве, а также взаимодействию между двумя государствами в военной и экономической сферах. Актуальность исследования обусловлена тем, что впервые проводится анализ французских работ, посвященных российско-белорусским отношениям в постсоветский период. В качестве основных методов были использованы исторический, нарративный, а также сравнительно-исторический методы исторического исследования. Автор приходит к выводу, что, по мнению большинства французских исследователей, со времени распада СССР отношения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь являются наиболее крепкими и стабильными по сравнению с другими бывшими советскими республиками, несмотря на очевидную большую зависимость Беларуси от России, а участие обеих стран в интеграционных объединениях в рамках СНГ и создание общего Союзного государства не только говорит о схожих интересах обеих стран, но и еще больше укрепляет взаимоотношения между ними.
Бочарников И.В. - О государственной идеологии России c. 22-27

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.1.62093

Аннотация: 2012 год — год знаковых юбилейных событий для нашей страны. Это, прежде всего, 400-летие с момента окончания Смутного времени — мощнейшего системного кризиса российской государственности. Разрушительные процессы, мятежи и беспорядки, охватившие большую часть территории страны, усиленные иностранной интервенцией, поставили под вопрос существование российского государства. При этом Россию стремились не только победить, но и унизить, поставив во главе государства самозванцев. Фактически речь стояла о том: быть ли России самостоятельным государством или же колониальной окраиной сопредельных государств.
Вардан К. - Последствия признания Российской Федерацией независимости Абхазии на турецко-абхазские отношения c. 25-31

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.2.25993

Аннотация: Аннотация: Объектом исследования является сравнительный анализ турецко-абхазских отношений до и после признания независимости Абхазии со стороны Российской Федерации. Целью статьи - изучение влияния новой политики, принятой Российской Федерацией в абхазском конфликте, на турецко-абхазские отношения. В результате этих изменений официальная Анкара столкнулась с новыми реалиями в регионе, хотя во время грузино-абхазской войны и после этого ей удалось занять решающие позиции в жизни нового независимого абхазского государства. Основной акцент в анализе будет сделан на двусторонних экономических отношениях и пересмотре политики Турции в отношении Абхазии. Для изучения выше поставленных объектов научное исследование опиралось на принципы историзма и научной объективности. В ходе исследования использовался метод сравнительного анализа исторических событий, которые повлияли на тему научной работы. Новизна научной работы заключается в выявлении позитивных и негативных изменений в турецко-абхазских отношениях, которые имели место после “Пятидневной войны” в августе и признания независимости Абхазии и Южной Осетии со стороны Российской Федерации. После этих событий в двухсторонних отношениях между Анкарой и Сухуми резко возросла роль Москвы, которая стала главным гарантом безопасности, партнером и союзником абхазского государства.
Трифонова Е.Д. - Энергетический вектор внешней политики России 1991-2010 гг. в ЕС и на постсоветском пространстве в анализе французских исследователей c. 25-30

DOI:
10.7256/2454-0641.2019.4.31600

Аннотация: Предметом исследования является энергетический вектор внешней политики Российской Федерации в Европейском союзе и на постсоветском пространстве в период с 1991-2010 гг. Статья является попыткой восполнить пробел французской историографии и дать анализ роли энергетики во внешней политике России через призму французских исследований. В статье рассматриваются оценки французских авторов энергетической политики России в Европейском союзе, а также на постсоветском пространстве. Особое внимание уделяется анализу энергетической политики РФ в Каспийском регионе. Предпочтение отдано ряду французских монографий, посвященных внешней и энергетической политике Российской Федерации конца 1990-х – начала 2000-х гг. В качестве основных методов были использованы исторический, нарративный, а также сравнительно-исторический методы исторического исследования. Актуальность исследования обусловлена тем, что впервые проводится анализ французских работ, посвященных энергетическому направлению внешней политики Российской Федерации. Основными выводами проведенного исследования является то, что, по мнению большинства французских исследователей, Российская Федерация использует энергетику в качестве инструмента своей внешней политики, пытаясь сначала вернуть, а затем закрепить статус энергетической державы.
Кузнецова В.В., Карговская Е.А. - Международное образовательное сотрудничество России и Испании в 1990-е гг. – начало 2000-х гг.: трудности и пути их преодоления. c. 28-37

DOI:
10.7256/2454-0641.2019.3.26781

Аннотация: Объектом исследования данной статьи являются международные российско-испанские отношения (1990-е гг. - начало 2000-х гг.), предметом исследования является международное образовательное сотрудничество России и Испании в 1990-е гг. - начало 2000-х гг. В статье автор попытался исследовать и проанализировать совместную деятельность российского и испанского правительства в области образовательной политики в 1990-е гг. -начало 2000-х гг. Цель исследования - выявить различные плюсы и минусы, а также перспективы данной коллаборации. Актуальность исследования взаимодействия России и Испании в области образования вызвана динамично развивающимися отношениями между этими странами, а также всемирной глобализацией в области образования. Для решения поставленных задач методологической базой данного исследования выступают историко-генетический, а также сравнительный методы. Научная новизна работы состоит в том, что, хотя российско-испанским отношениям посвящено немало публикаций, тем не менее межгосударственные отношения в области образования этих двух стран пока не стали объектом серьезного исследования. В результате выявлены различные формы международного образовательного партнерства двух стран, их преимущества, а также трудности и пути преодоления.
Буневич Д.С. - Польша в политике министров иностранных дел РФ А.В. Козырева и Е.М. Примакова: сравнительный анализ c. 28-30

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.1.62094

Аннотация: В статье исследуется процесс формирования и развития российско-польских отношений в 1990-е годы. На основе компаративного анализа делается вывод о том, что между внешнеполитическими курсами А.В. Козырева и Е.М. Примакова существовала определённая преемственность в отношении к странам Восточной Европы. Автор приходит к выводу о том, что после 1993 г. А.В. Козырев постепенно отказывался от идеалистических подходов и переходил к прагматизации внешней политики России. В дальнейшем эта линия была продолжена и расширенна Е.М. Примаковым.
Терентьев П.Ю., Власова Ю.Е. - Перспективы развития российско-кубинских отношений после окончания «эпохи Кастро» c. 29-49

DOI:
10.7256/2454-0641.2020.4.33983

Аннотация: Данная статья посвящена анализу перспектив развития российско-кубинских отношений после окончания «эпохи Кастро». Цель этой работы состоит в рассмотрении текущего состояния двусторонних отношений между Россией и Кубой, а также определении главных препятствий на пути российско-кубинского сближения. Исследователи определяют наиболее вероятные сценарии развития будущего внешнеполитического курса Кубинского государства, а также проводят анализ актуального состояния двусторонних российско-кубинских дипломатических отношений, экономического взаимодействия, научно-культурного сотрудничества между Россией и Кубой. Для достижения этой цели авторы изучают целый ряд источников, представленный как научными работами российских и иностранных специалистов, так и докладами, статистическими и аналитическими данными, предоставленными различными международными и государственными организациями. Исследователи проводят анализ новостных сообщений российских, американских, европейских, китайских, латиноамериканских и прочих информационных агентств. Научная новизна статьи заключается в том, что авторы впервые акцентируют внимание на крайне слабой экономической базе для дальнейшего развития двусторонних российско-кубинских отношений, а также напрямую заявляют об угрозе национальным интересам России в случае превращения Кубы в младшего партнера США, КНР или Европейского союза. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что будущее российско-кубинских отношений напрямую зависит от укрепления экономической базы сотрудничества. Если этого не произойдет, то другие центры силы вытеснят Россию с острова и станут своеобразными старшими партнерами Кубинской республики.
Ахмед М.А. - Место государств Ближнего Востока во внешней энергетической политике России c. 30-39

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.3.27322

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является российская энергетическая политика на Ближнем Востоке. Автором рассматриваются основные направления сотрудничества Российской Федерации со странами региона и основные задачи внешней политики страны в области энергетики на современном этапе. Также рассматриваются основные сложности в налаживании диалога между Россией и странами региона. Основными странами, рассматриваемыми автором в данной статье являются Саудовская Аравия, Египет, Катар, Иран, Турция, Объединенные Арабские Эмираты, Иордания и Алжир. В связи с тем, что данная работа выполнялась на стыке различных наук (история, международные отношения, политология, экономика), применялся междисциплинарный подход, что позволило всесторонне и объективно изучить предмет исследования и решить поставленные задачи. Автором использовались методы и принципы исторической науки, такие как историзм, системность, достоверность и объективность. Научная новизна обусловлена тем, что в научный оборот вводятся новые источники, прежде всего, на арабском языке. Кроме того, в зарубежной и российской историографии фактически отсутствуют комплексные исследования, посвященные изучаемой теме с учетом серьезных изменений, произошедших в системе международных отношений в целом, а также геополитической трансформации в регионе.
Пантелеев О.Е. - Российская государственность и интеграционные процессы на Евразийском пространстве c. 31-36

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.1.62095

Аннотация: Объявление текущего года Годом российской истории хороший повод для осмысления современных проблем, становления и развития российской государственности, которую всегда отличала идея соборности земель. Россия веками брала под свое крыло различные племена и народы, населявшие бескрайние просторы Евразийского пространства от западных границ до Чукотки и от Северного ледовитого океана до Кушки, сохраняя, при этом, их культурную и языковую самобытность. Считалось правилом, чтобы назначаемые российские начальники знали обычаи и язык населения управляемых ими территорий. Россия, а потом и СССР, вкладывали немалые финансовые, материальные и интеллектуальные ресурсы в социально-экономическое развитие присоединяемых территорий.
Трифонова Е.Д., Тавберидзе Д.В. - Оценка французскими исследователями целей России в Шанхайской организации сотрудничества c. 32-39

DOI:
10.7256/2454-0641.2021.4.36890

Аннотация: Предметом исследования является Шанхайская организация сотрудничества и цели Российской Федерации в данной организации. Статья является попыткой восполнить пробел французской историографии и провести анализ целей России в Шанхайской организации сотрудничества через призму французских исследований. В статье рассматривается то, как французские авторы оценивают цели России в данной организации на этапе ее зарождения, становления и развития, а также цели российской внешней политики в целом на постсоветском пространстве и Средней Азии. Особое внимание уделяется вопросам безопасности, энергетики, а также растущему влиянию Китая и США в среднеазиатском регионе. Актуальность исследования обусловлена тем, что впервые проводится анализ французских работ, посвященных Шанхайской организации сотрудничества и целям Российской Федерации в данной организации. В качестве основных методов были использованы исторический, нарративный, а также сравнительно-исторический методы исторического исследования. Для проведения анализа было отдано предпочтение ряду монографий и статей французских историков, политологов, экспертов в области международных отношений, посвященных внешней политике Российской Федерации начала 1990-х – конца 2000-х гг. и Шанхайской организации сотрудничества. Основными выводами проведенного исследования является то, что, по мнению большинства французских исследователей, Российская Федерация использует Шанхайскую организацию сотрудничества для укрепления своих позиций в Средней Азии, а также на мировой арене.
Чихарев И.А., Столетов О.В. - Мягкая сила во внешней политике России

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.1.11479

Аннотация: В данной статье ставится проблема определения наиболее перспективной внешнеполитической стратегии для России на современном этапе эволюции мировой политики. В первой части статьи рассматривается международно-политический и интеллектуальный контекст формирования научных концепций «мягкой силы» и «разумной силы», анализируется российская специфика их восприятия. Во второй части исследования авторы обращаются к анализу «мягкой силы» и «разумной силы» в качестве международно-политических стратегий государств. Структурируя эти стратегии, авторы соотносят их со стратегиями «жесткой силы» и «умной силы». Ресурсы, инструменты и цели каждой из указанных четырех стратегий анализируются и сравниваются между собой. В третьей части статьи авторы рассматривают несколько конкретных кейсов успешного использования «разумной силы» во внешней политике России. В результате проведенного рассмотрения авторы приходят к выводу, что государства, конкурирующие за мировое лидерство, обладают возможностью выбора одной из рассмотренных четырех стратегий. Проведенный анализ показывает, что стратегия «разумной силы» отвечает запросам современной мировой политической системы наилучшим образом. Она позволяет государству действовать в мировой политике в качестве «ответственного лидера», а не «манипулятора», формировать более устойчивую мировую систему принятия коллективных решений, решать задачи глобального развития посредством инновационных и гибких, но стратегически продуманных подходов.
Чихарев И.А., Столетов О.В. - Мягкая сила во внешней политике России c. 36-49

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.1.65921

Аннотация: В данной статье ставится проблема определения наиболее перспективной внешнеполитической стратегии для России на современном этапе эволюции мировой политики. В первой части статьи рассматривается международно-политический и интеллектуальный контекст формирования научных концепций «мягкой силы» и «разумной силы», анализируется российская специфика их восприятия. Во второй части исследования авторы обращаются к анализу «мягкой силы» и «разумной силы» в качестве международно-политических стратегий государств. Структурируя эти стратегии, авторы соотносят их со стратегиями «жесткой силы» и «умной силы». Ресурсы, инструменты и цели каждой из указанных четырех стратегий анализируются и сравниваются между собой. В третьей части статьи авторы рассматривают несколько конкретных кейсов успешного использования «разумной силы» во внешней политике России. В результате проведенного рассмотрения авторы приходят к выводу, что государства, конкурирующие за мировое лидерство, обладают возможностью выбора одной из рассмотренных четырех стратегий. Проведенный анализ показывает, что стратегия «разумной силы» отвечает запросам современной мировой политической системы наилучшим образом. Она позволяет государству действовать в мировой политике в качестве «ответственного лидера», а не «манипулятора», формировать более устойчивую мировую систему принятия коллективных решений, решать задачи глобального развития посредством инновационных и гибких, но стратегически продуманных подходов.
Арканников А.А. - Новые реалии внешнеполитического курса РФ как фактор интенсификации российско-латиноамериканских взаимоотношений на региональном уровне (Краснодарский край) c. 48-59

DOI:
10.7256/2454-0641.2017.2.22347

Аннотация: В настоящей работе рассмотрены связи Краснодарского края с ведущими странами Латинской Америки, уделено внимание конкретным примерам взаимодействия. Автор останавливается на культурном, экономическом сотрудничестве, а также выявляет особенности сотрудничества государственных органов в данных сферах. Интенсификация экономических связей в статье занимает ключевое место. Сделан вывод о том, что в современных экономических и политических реалиях взаимодействие Краснодарского края и стран Латинской Америки является довольно перспективным, обозначены основные возможности его развития. Методологической основой являются такие принципы, как научная объективность, достоверность, системный анализ. Однако представляется необходимым их комплексное использование. Основу методологии данной работы формирует системный подход, что влечет за собой исследование процессов с точки зрения их взаимозависимости. Научная новизна данной работы состоит в том, что сделана попытка комплексного анализа связей и сотрудничества субъекта Российской Федерации с латиноамериканским регионом после изменения внешнеполитического положения РФ после 2014 года. Выявлены перспективные направления сотрудничества со странами Латинской Америки по линии экономики, культуры и взаимодействия государственных органов.
Батчулуун Б. - Российско-монгольские отношения: реальность, проблемы, перспективы c. 50-59

DOI:
10.7256/2454-0641.2020.4.33814

Аннотация: Статья посвящена исследованию современного периода отношений России и Монголии. Данный период начинается с 1990-х гг. прошлого века, когда страны, отказавшись от социалистического пути развития и плановой экономики, перешли к демократии и рыночной экономике. За данное время отношения стран от спада перешли к всеобъемлющему стратегическому партнёрству. Цель статьи состоит в определении конкретных проблем, препятствующих плодотворному и взаимовыгодному двустороннему сотрудничеству и проведении анализа текущего состояния отношений двух стран, а также в выявлении перспектив и возможностей эффективного развития отношений по основным областям сотрудничества. В результате исследования автор приходит к выводу, что на современном этапе российско-монгольские отношения прошли путь от спада ко всеобъемлющему стратегическому партнёрству, что обусловлено активным политическим диалогом между лидерами стран, однако имеются проблемы в торгово-экономических отношениях, вызванные отсутствием инициативы со стороны дипломатических представительств двух стран, невыполнением принятых между странами договорённостей, наличием барьеров и ограничений на передвижение товаров и т.д. Решение данных проблем имеет решающее значение для плодотворного и динамичного развития двусторонних отношений и откроет перспективы и возможности для долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества.
Кубасова М.А. - БРИКС как приоритетное направление реализации экономической дипломатии Российской Федерации c. 52-61

DOI:
10.7256/2454-0641.2017.1.20582

Аннотация: Объектом исследования является экономическая составляющая внешней политики России. Предмет исследования - механизм взаимодействия России со странами группы БРИКС. Автором рассматриваются предпосылки возникновения данного объединения, основные этапы развития и его текущее состояние. Проанализированы основные механизмы и результаты взаимодействия Российской Федерации с Китаем, Индией, Бразилией и Южной Африкой на сегодняшний день. Отмечается особая роль Китая в двустороннем и многостороннем форматах сотрудничества с Россией, выделена проблема конкуренции двух стран в Африке и Латинской Америке. Определена перспектива развития БРИКС как объединения, представляющего альтернативу доминирования Запада. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме; изучение, обобщение и анализ информации об опыте участия России в деятельности группы БРИКС и механизмах, используемых в международных отношениях. Основными выводами проведенного исследования являются: 1) БРИКС действительно представляет собой приоритетное направление внешней политики России на данный момент. 2) Так как данная группа была создана как обьединение для решения экономических вопросов, то это наилучший формат для реализации экономической дипломатии России. 3) Активное сотрудничество с данным объединением позволит России существенно повысить свои позиции на мировой арене. 4) Неоднородность экономического развития участниц и недостаточность правового обеспечения замедляет развитие данного объединения.
Вивьер В.Н. - Освещение евразийской интеграции в консервативном научно-академическом дискурсе США c. 59-73

DOI:
10.7256/2454-0641.2019.1.28994

Аннотация: Исследование отношения представителей экспертного сообщества Соединенных Штатов к интеграционным инициативам России на постсоветском пространстве представляется чрезвычайно актуальным в контексте изменений глобального мироустройства и современного характера российско-американских отношений. Традиционно американская позиция в отношении России и евразийских процессов вырабатывалась в борьбе между носителями различных взглядов, в особенности, между консервативным и либеральным направлениями во внешнеполитическом сообществе США. Данное исследование предполагает исследование позиции представителей консервативного «полюса» американского дискурса в отношении России и евразийских процессов. Объектом исследования выступает американский внешнеполитический дискурс, предметом - освещение евразийской интеграции в интеллектуальной продукции научно-академических институтов. Исследование на базе конструктивистской парадигмы восполняет пробелы в понимании природы и специфики освещения экспертным сообществом интеграционных процессов в регионе. Научная проблематика определяется наличием противоречивой картины, когда декларируется значимость евразийского макрорегиона для глобальной внешнеполитической стратегии Соединенных Штатов, при этом очевидно отсутствие особого внимания и серьезных исследований интеграционных инициатив с участием России на фоне содействия со стороны Вашингтона интеграционным процессам других форматов. Исследование продемонстрировало критическое восприятие американскими экспертами любых инициатив консолидирования постсоветских государств вокруг России, которые видят в них региональную проекцию глобальных устремлений Кремля по переформатированию западоцентричного устройства мира и формированию многополюсного миропорядка. Интеграционные инициативы России эксперты считают попытками восстановления «российской империи», объясняя внешнеполитические шаги сохраняющимся «имперским мышлением» российской элиты. Результаты исследования могут быть востребованы в области прикладного анализа американской внешнеполитической проблематики и изучения международных процессов в евразийском регионе.
Громогласова Е.С. - Гуманитарное присутствие России в Тихоокеанской Азии: формы, масштабы, перспективы c. 62-78

DOI:
10.7256/2454-0641.2017.1.21221

Аннотация: Статья посвящена анализу гуманитарного направления внешней политики России в государствах Тихоокеанской Азии. Изучены формы и масштабы российского гуманитарного присутствия в этом регионе, в частности работа сети российских центров науки и культуры. С помощью метода сравнительного анализа показаны отличия российского определения содержательных границ гуманитарной дипломатии от подхода, сложившегося на национальном и субрегиональном (АСЕАН) уровнях в Тихоокеанской Азии. Для российской внешнеполитической практики характерна предельно широкая трактовка понятия «гуманитарное сотрудничество». В то время как в Тихоокеанской Азии утвердился проблемно-ориентированный подход к гуманитарной деятельности во внешней сфере. В статье сделан вывод о том, что в настоящий момент гуманитарные усилия направлены на решение проблем, возникающих вследствие повышенной уязвимости Тихоокеанской Азии перед нетрадиционными угрозами безопасности (стихийные бедствия, вынужденное перемещение больших масс людей). Даны рекомендации по продвижению накопленного РФ опыта в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по укреплению логистической и инфраструктурной составляющей российского гуманитарного присутствия в Тихоокеанской Азии. В частности, предложено создать во Владивостоке крупный международный склад гуманитарной помощи по модели гуманитарных складов ООН.
Коломейцева Н.А. - Инвестиционное сотрудничество в сельскохозяйственном секторе юга Дальнего Востока как фактор интеграции России в АТР c. 80-85

DOI:
10.7256/2454-0641.2019.4.31405

Аннотация: Предметом настоящего исследования является взаимодействие России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона в сфере агропромышленного производства на юге Дальнего Востока в контексте политики импортозамещения продукции и так называемой "восточной федеральной политики". Целью исследования является анализ условий, способствующих выходу России в Азиатско-Тихоокеанский регион через аграрную отрасль региона. В ходе достижения цели автором отмечается инфраструктурное и техническое отставание сельскохозяйственного кластера Приморья в качестве фактора, препятствующего выходу отечественных компаний на рынки стран АТР. Основными методами исследования являются системный и статистический методы. Кроме того, автором используется SWOT-анализ и анализ документов. Научная новизна статьи заключается в анализе продуктивности сельскохозяйственного сектора Приморья в последние годы, на основе которого автором выведены рекомендуемые меры по становлению сельского хозяйства юга Дальнего Востока в качестве конкурентной отрасли в Восточной Азии. Согласно выводам исследования, приморский агропромышленный сектор может стать «проводником» интеграционных процессов России в Азиатско-Тихоокеанский регион, если отрасль в ближайшие годы станет флагманом сельского хозяйства РФ.
Семячкин А.А. - Российско-индийская концепция стратегического партнерства c. 118-122

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.2.62708

Аннотация: Настоящая статья посвящена оценке текущего состояния российско-индийских отношений и тех изменений, которые внес в них визит президента РФ В.В. Путина, состоявшийся в декабре 2012 года. Отмечается. Что во внешнеполитической сфере отношения России и Индии развиваются в двух основных форматах: в формате стратегического партнерства при отстаивании национальных интересов на международной арене и в формате регионального централизма, направленного на ограничение влияния в регионе нерегиональных игроков, стремящихся в нем утвердиться в качестве доминирующей политической силы.
Чарковска Э. - Центральная Азия - ось сотрудничества и соперничества в российско-китайских отношениях

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.2.12383

Аннотация: Потенциал сотрудничества в отношениях между великими державами (особенно имеющими общую границу) существенно меньше потенциала соперничества в силу существования объективных противоречий между ними. Имманентной чертой внешней политики великих держав является стремление к укреплению своего влияния в мире, в связи с чем они уделяют особое внимание регионам, важным для реализации их стратегических интересов. В данном исследовании предпринята попытка представить существенную как для расстановки сил в регионе Центральной Азии, так и состояния российско-китайских отношений проблему сотрудничества и соперничества Москвы и Пекина. В настоящее время РФ и КНР демонстрируют в своих отношениях «стратегическое партнерство», но потенциальные и реальные элементы напряженности не исчезли и вероятность появления противоречий между ними прямо пропорциональна процессу ослабления роли России в регионе и постоянно усиливающейся позиции Китая в Центральной Азии. Российско-китайское сотрудничество и соперничество существует в нескольких сферах – безопасности, экономической, политической, социально-культурной. Во всех этих областях Москву и Пекин объединяют прочные связи с регионом, как в двусторонних, так и многосторонних измерениях. Россия и Китай уделяют особое внимание безопасности и экономическому и энергетическому сотрудничеству. В статиье проанализирована модель кооперации и соперничества в российско-китайских отношениях в регионе прежде всего в этих двух плоскостях.
Чарковска Э. - Центральная Азия - ось сотрудничества и соперничества в российско-китайских отношениях c. 162-174

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.2.66174

Аннотация: Потенциал сотрудничества в отношениях между великими державами (особенно имеющими общую границу) существенно меньше потенциала соперничества в силу существования объективных противоречий между ними. Имманентной чертой внешней политики великих держав является стремление к укреплению своего влияния в мире, в связи с чем они уделяют особое внимание регионам, важным для реализации их стратегических интересов. В данном исследовании предпринята попытка представить существенную как для расстановки сил в регионе Центральной Азии, так и состояния российско-китайских отношений проблему сотрудничества и соперничества Москвы и Пекина. В настоящее время РФ и КНР демонстрируют в своих отношениях «стратегическое партнерство», но потенциальные и реальные элементы напряженности не исчезли и вероятность появления противоречий между ними прямо пропорциональна процессу ослабления роли России в регионе и постоянно усиливающейся позиции Китая в Центральной Азии. Российско-китайское сотрудничество и соперничество существует в нескольких сферах – безопасности, экономической, политической, социально-культурной. Во всех этих областях Москву и Пекин объединяют прочные связи с регионом, как в двусторонних, так и многосторонних измерениях. Россия и Китай уделяют особое внимание безопасности и экономическому и энергетическому сотрудничеству. В статиье проанализирована модель кооперации и соперничества в российско-китайских отношениях в регионе прежде всего в этих двух плоскостях.
Сизоненко А.И. - Россия – Бразилия: богатые традиции, хорошее настоящее и перспективное будущее

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.11538

Аннотация: Статья посвящена истокам, традициям и современному состоянию отношений России с крупнейшим государством Южной Америки – Бразилией. Подчеркивается стремление обеих сторон к сотрудничеству, расширению связей во всех областях. Особое внимание уделяется встречам и переговорам лидеров двух стран в последние два года, проходившим в обстановке взаимопонимания и близости интересов Российской Федерации и Бразилии. В последние годы название государства «Бразилия» все чаще и чаще на слуху в России. Эту далекую и во многом еще экзотичную страну Южной Америки посещали наши руководители В.В.Путин и Д.А.Медведев, а в Москву приезжали бразильские президенты Игнасио да Силва Лула и Зелма Роусефф, Бразилия стала главным торговым партнером России в этой части света, между ними активно развивается научно-техническое сотрудничество в том числе за счет появления в нем новых форм, крепнут культурные и научные связи.
Сизоненко А.И. - Россия – Бразилия: богатые традиции, хорошее настоящее и перспективное будущее c. 184-188

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.64939

Аннотация: Статья посвящена истокам, традициям и современному состоянию отношений России с крупнейшим государством Южной Америки – Бразилией. Подчеркивается стремление обеих сторон к сотрудничеству, расширению связей во всех областях. Особое внимание уделяется встречам и переговорам лидеров двух стран в последние два года, проходившим в обстановке взаимопонимания и близости интересов Российской Федерации и Бразилии. В последние годы название государства «Бразилия» все чаще и чаще на слуху в России. Эту далекую и во многом еще экзотичную страну Южной Америки посещали наши руководители В.В.Путин и Д.А.Медведев, а в Москву приезжали бразильские президенты Игнасио да Силва Лула и Зелма Роусефф, Бразилия стала главным торговым партнером России в этой части света, между ними активно развивается научно-техническое сотрудничество в том числе за счет появления в нем новых форм, крепнут культурные и научные связи.
Аватков В.А., Кочкин М.В. - Особенности отношений России со странами Ближнего и Среднего Востока на современном этапе

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.4.19038

Аннотация: Объектом исследования статьи является внешнеполитический курс России в отношении стран Ближнего и Среднего Востока на современном этапе развития мировой политики. Особое внимание в статье уделяется вопросам перехода России от оборонительной к наступательной внешнеполитической линии. Авторами отдельно выделяется сирийский трек и отмечается, что проведение Россией военной операции в Сирии ознаменовало возвращение региона Ближнего и Среднего Востока в число наиболее приоритетных направлений российской внешней политики, что требует более детального изучения особенностей политических связей между государственными и негосударственными акторами внутри региона Ближнего и Среднего Востока и за его пределами, а также определенной трансформации российского внешнеполитического курса на этом направлении с целью расширения возможностей сотрудничества и взаимодействия и более гибкого реагирования на новые вызовы и угрозы. В основу работы положен метод системного анализа и сравнения взаимоотношений России со странами Ближнего и Среднего Востока, а также сравнения различных этапов развития отношений с конкретными странами в постбиполярный период. Отдельно используется метод моделирования для создания наиболее выгодной для России модели взаимоотношений со странами Ближнего и Среднего Востока. Работа является одним из первых комплексных анализов отношений России со странами региона Ближнего и Среднего Востока в условиях резкой трансформации подсистемы международных отношений в этом регионе, что связано с постепенной переориентацией стран региона на самостоятельную решение проблем, в первую очередь, связанных с Исламским Государством. Авторы работы полагают, что для России необходима смена своего внешнеполитического курса в отношении Ближнего и Среднего Востока, переход к проактивной внешней политике в отношении со всеми странами. В противном случае, в условиях укрепления внутрирегиональной кооперации, Россия может потерять возможность оказывать влияние на события в регионе.
Аватков В.А., Кочкин М.В. - Особенности отношений России со странами Ближнего и Среднего Востока на современном этапе c. 327-336

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.4.68472

Аннотация: Объектом исследования статьи является внешнеполитический курс России в отношении стран Ближнего и Среднего Востока на современном этапе развития мировой политики. Особое внимание в статье уделяется вопросам перехода России от оборонительной к наступательной внешнеполитической линии. Авторами отдельно выделяется сирийский трек и отмечается, что проведение Россией военной операции в Сирии ознаменовало возвращение региона Ближнего и Среднего Востока в число наиболее приоритетных направлений российской внешней политики, что требует более детального изучения особенностей политических связей между государственными и негосударственными акторами внутри региона Ближнего и Среднего Востока и за его пределами, а также определенной трансформации российского внешнеполитического курса на этом направлении с целью расширения возможностей сотрудничества и взаимодействия и более гибкого реагирования на новые вызовы и угрозы. В основу работы положен метод системного анализа и сравнения взаимоотношений России со странами Ближнего и Среднего Востока, а также сравнения различных этапов развития отношений с конкретными странами в постбиполярный период. Отдельно используется метод моделирования для создания наиболее выгодной для России модели взаимоотношений со странами Ближнего и Среднего Востока. Работа является одним из первых комплексных анализов отношений России со странами региона Ближнего и Среднего Востока в условиях резкой трансформации подсистемы международных отношений в этом регионе, что связано с постепенной переориентацией стран региона на самостоятельную решение проблем, в первую очередь, связанных с Исламским Государством. Авторы работы полагают, что для России необходима смена своего внешнеполитического курса в отношении Ближнего и Среднего Востока, переход к проактивной внешней политике в отношении со всеми странами. В противном случае, в условиях укрепления внутрирегиональной кооперации, Россия может потерять возможность оказывать влияние на события в регионе.
Арляпова Е.С. - Россия – Сербия: уроки и перспективы интеграции

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.3.12040

Аннотация: В статье поставлена задача рассмотрения Евразийского проекта интеграции как альтернативного способа организации постсоциалистического пространства. На примере российско-сербских отношений показана роль традиционного единства культурно-ценностных смыслов, цивилизационных ориентаций и исторической памяти в современных геополитических условиях. Анализ динамики и сущности общественного мнения россиян лег в основу вывода об особой роли Балканского полуострова в восприятии и оценке геополитического статуса и потенциала РФ, а также заключения о режиме максимального благоприятствования для развития сотрудничества России и Сербии, в том числе в формате новой интеграционной модели. На Балканах, которые традиционно были и остаются для России особой геополитической и геоэкономической зоной, где она всегда отстаивала свой приоритет, бесспорным историческим союзником является Сербия – форпост России на Балканском полуострове и, по сути, в Европе. Связь России и Сербии, материка и острова славянской православной культуры, определяется не только в категориях «политической выгоды и конъюнктуры», «национальных интересов и экономического прагматизма», и изначально, вряд ли, могла быть рождена исключительно «на прагматичной и рациональной основе». Эта особая близость проверена временем, передана потомкам по наследству.
Арляпова Е.С. - Россия – Сербия: уроки и перспективы интеграции c. 374-383

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.3.64966

Аннотация: В статье поставлена задача рассмотрения Евразийского проекта интеграции как альтернативного способа организации постсоциалистического пространства. На примере российско-сербских отношений показана роль традиционного единства культурно-ценностных смыслов, цивилизационных ориентаций и исторической памяти в современных геополитических условиях. Анализ динамики и сущности общественного мнения россиян лег в основу вывода об особой роли Балканского полуострова в восприятии и оценке геополитического статуса и потенциала РФ, а также заключения о режиме максимального благоприятствования для развития сотрудничества России и Сербии, в том числе в формате новой интеграционной модели. На Балканах, которые традиционно были и остаются для России особой геополитической и геоэкономической зоной, где она всегда отстаивала свой приоритет, бесспорным историческим союзником является Сербия – форпост России на Балканском полуострове и, по сути, в Европе. Связь России и Сербии, материка и острова славянской православной культуры, определяется не только в категориях «политической выгоды и конъюнктуры», «национальных интересов и экономического прагматизма», и изначально, вряд ли, могла быть рождена исключительно «на прагматичной и рациональной основе». Эта особая близость проверена временем, передана потомкам по наследству.
Буневич Д.С. - Похолодание украинско-польских отношений и интересы России

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.4.9268

Аннотация: В статье исследуется современное состояние украинско-польских отношений. Делается вывод об их постепенном ухудшении. Автор приходит к заключению, что напряжение в отношениях Киева и Варшавы может привести к тому, что Украина не подпишет в 2013 г. соглашение об ассоциации с ЕС. Россия в этом случае целесообразно активизировать переговоры с Украиной по вопросу о её присоединении к Евразийскому Союзу. В ноябре этого года в столице Литвы Вильнюсе запланировано проведение очередного саммита европейской программы «Восточное партнёрство». Стоит напомнить, что этот проект был создан в 2008 г. по инициативе Польши и распространяется в настоящее время на Украину, Армению, Грузию, Азербайджан, Молдавию и Белоруссию. Этим странам было предложено включиться в процесс диалога с ЕС и совместно разработать программу действий по европейской интеграции. Украина по своему демографическому, экономическому и военно-политическому потенциалу является ключевой странной данной программы, и то, как сложатся отношения Киева и Брюсселя, во многом определит перспективы европейских инициатив в Восточной Европе на современном этапе.
Буневич Д.С. - Похолодание украинско польских отношений и интересы России c. 439-442

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.4.63334

Аннотация: В статье исследуется современное состояние украинско-польских отношений. Делается вывод об их постепенном ухудшении. Автор приходит к заключению, что напряжение в отношениях Киева и Варшавы может привести к тому, что Украина не подпишет в 2013 г. соглашение об ассоциации с ЕС. Россия в этом случае целесообразно активизировать переговоры с Украиной по вопросу о её присоединении к Евразийскому Союзу. В ноябре этого года в столице Литвы Вильнюсе запланировано проведение очередного саммита европейской программы «Восточное партнёрство». Стоит напомнить, что этот проект был создан в 2008 г. по инициативе Польши и распространяется в настоящее время на Украину, Армению, Грузию, Азербайджан, Молдавию и Белоруссию. Этим странам было предложено включиться в процесс диалога с ЕС и совместно разработать программу действий по европейской интеграции. Украина по своему демографическому, экономическому и военно-политическому потенциалу является ключевой странной данной программы, и то, как сложатся отношения Киева и Брюсселя, во многом определит перспективы европейских инициатив в Восточной Европе на современном этапе.
Филимонов Г.Ю. - Актуальные вопросы формирования стратегии

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.4.9419

Аннотация: Аннотация. Статья представляет собой концептуальный авторский взгляд на актуальную тему формирования комплексной многоуровневой и инновационной стратегии «мягкой силы» во внешней политике Российской Федерации, восстановления и развития арсенала «мягкой силы» России на постсоветском пространстве и в дальнем зарубежье. Текст содержит анализ условий, необходимых для формирования российской публичной дипломатии и внешней культурно-информационной политики нового образца. Несмотря на то, что современная международная повестка дня по-прежнему акцентирована на использовании государствами военной силы в качестве объективно приоритетного средства обеспечения собственной безопасности, культурно-коммуникационная глобализация, движимая возрастающей экономической взаимозависимостью мира, приводит к дополнению военных ресурсов невоенными факторами политического действия, обобщёнными в понятии «мягкая сила». По мнению американских политологов, тенденции в развитии международных отношений будут усиливать значение «мягкой силы» в общем властном балансе государств, благодаря тому, что даже самые крупные и развитые государства больше не в состоянии решать собственные и международные проблемы исключительно военными средствами. Они объясняют это взаимным переплетением экономик (главным побудительным мотивом приложения американских усилий в этой сфере становится управление взаимозависимостью) и снижением роли «военной доблести и славы» в шкале ценностей современных постиндустриальных обществ.
Филимонов Г.Ю. - Актуальные вопросы формирования стратегии «мягкой силы» во внешней политике Российской Федерации c. 443-451

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.4.63335

Аннотация: Статья представляет собой концептуальный авторский взгляд на актуальную тему формирования комплексной многоуровневой и инновационной стратегии «мягкой силы» во внешней политике Российской Федерации, восстановления и развития арсенала «мягкой силы» России на постсоветском пространстве и в дальнем зарубежье. Текст содержит анализ условий, необходимых для формирования российской публичной дипломатии и внешней культурно-информационной политики нового образца. Несмотря на то, что современная международная повестка дня по-прежнему акцентирована на использовании государствами военной силы в качестве объективно приоритетного средства обеспечения собственной безопасности, культурно-коммуникационная глобализация, движимая возрастающей экономической взаимозависимостью мира, приводит к дополнению военных ресурсов невоенными факторами политического действия, обобщёнными в понятии «мягкая сила». По мнению американских политологов, тенденции в развитии международных отношений будут усиливать значение «мягкой силы» в общем властном балансе государств, благодаря тому, что даже самые крупные и развитые государства больше не в состоянии решать собственные и международные проблемы исключительно военными средствами. Они объясняют это взаимным переплетением экономик (главным побудительным мотивом приложения американских усилий в этой сфере становится управление взаимозависимостью) и снижением роли «военной доблести и славы» в шкале ценностей современных постиндустриальных обществ.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.