по
Международные отношения
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Международные отношения" > Содержание № 01, 2023
Выходные данные сетевого издания "Международные отношения"
Номер подписан в печать: 04-04-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Быков Илья Анатольевич – доктор политических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, Кафедра связей с общественностью в политике и государственном управлении, 199004, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. 1-я Линия, д. 26, оф. 509, i.bykov@spbu.ru
ISSN: 2454-0641
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2023
ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Nikez A.Y., Nwalie G.A. - Nigeria’s Sub – Regional Diplomacy: Nigeria’s role in promoting West African Institutions c. 1-11

DOI:
10.7256/2454-0641.2023.1.39208

EDN: IYUGVQ

Abstract: The study examines Nigerian subregional diplomacy: study of Nigeria’s role in promoting West African Institutions The study focuses on Nigeria’s relations with West African institutions such as the Lake Chad Basin Commission, the Gulf of Guinea Commission and the Economic Community of West African States (ECOWAS). The authors consider in detail Nigeria’s national interests vis-à-vis West African institutions and Member States. To achieve the objective of the study, the authors pay particular attention to Nigeria’s bilateral relations with neighbouring States and cooperation with African institutions. The study is based on the theory of political realism, which implies constant competition among States defending their national interests. In the process of studying this problem, the authors apply institutional, analytical and problem-chronological methods. The main conclusions of the study are the establishment of Nigeria’s role in the settlement of border and territorial disputes, which enabled the state to interact and cooperate with its neighbours, the importance of Nigeria’s contribution to the peacekeeping of the region, Identifying the stability of Nigeria’s foreign policy towards both Africa as a whole and neighbouring States, analysing the main problems of the West African region, which is the basis of Nigeria’s subregional diplomacy: insecurity, political instability and economic imbalance. Moreover, the authors provide critical analysis of Nigeria’s institutional cooperation. The relevance of the study is due to the growing political and economic influence of Nigeria on the African continent.
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Хадыров Р.Ю. - Институциональная модель политической системы Таджикистана: иерархия и специфика институтов c. 12-19

DOI:
10.7256/2454-0641.2023.1.39684

EDN: FKUHYP

Аннотация: В статье приводится структурно-компонентная модель политической системы Таджикистана, сложившейся за 30 лет институциональной трансформации, анализируется иерархия и роль институтов, которые оказывают наиболее значительное влияние политическую жизнь Таджикистана. Сделан вывод о полном преобразовании советских институтов политической системы в национальную институциональную модель, сочетающую демократические институты и авторитарные практики. За 30 лет независимости в Таджикистане произошла трансформация политической системы и всего общества. Под трансформацией политической системы будем понимать – организационную, ценностную деконструкцию преобразование прежних институтов и воспроизводство новых политико-государственных институтов, ценностей,   норм и общественных отношений. Социально-культурное наследие социалистического уклада жизни и советского авторитаризма, последствия жестокой гражданской войны заложили специфику генезиса политической системы Таджикистана. Институциональная трансформация, инициируемая и осуществляемая победившими в гражданской войне региональными элитами, привела к построению и функционированию своеобразной политической системы, синтезирующей демократические институты и авторитарные политические, административные практики институтов власти. Этот феномен вызывает научный интерес, определивший предмет, цель и методологию исследования – определение институционального наполнения политической системы Таджикистана и выявление специфики ее дизайна на основе структурно-компонентной модели.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Лю С. - Политика Китайской Народной Республики в Причерноморье (1976 – 2022 гг.) c. 20-31

DOI:
10.7256/2454-0641.2023.1.39559

EDN: CBGTLV

Аннотация: Данное исследование посвящено изучению политики Китайской Народной Республики в Причерноморье (1976 – 2022 гг.). Объектом исследования являются политические и экономические отношения Китайской Народной Республики со странами Причерноморья: Украиной, Грузией, Турецкой Республикой, Румынией и Болгарией. Автор подробно рассматривает конфликтный потенциал региона и его причины, национальные интересы Китайской Народной Республики по отношению к государствам региона. Уделяется пристальное внимание напряженности в регионе и путям её нивелирования со стороны КНР. Данное исследование базируется на теории политического реализма, предполагающего постоянное соперничество государств, защищающих свои национальные интересы. В процессе изучения данной проблемы автор применяет институциональный, аналитический и проблемно-хронологический методы. Основными выводами проведенного исследования являются определение конфликтного потенциала региона, установление роли Китайской Народной Республики в регионе Причерноморья, определение методов экспансии Поднебесной в регионе, оценка отношений с государствами региона, как политических, так и экономических, выявление опасений Китая при ведении своей политики в регионе. Более того, уделено пристальное внимание росту товарооборота между Китайской Народной Республикой и Украиной, Грузией, Турцией, Румынией и Болгарией. Выявлен исторический феномен вытеснения гегемона из региона. Актуальность исследования обусловлена ростом политического и экономического влияния Китайской Народной Республики во всем мире, не исключая регион Причерноморья. Новизна исследования обусловлена изучением экспансии КНР в условиях высокого конфликтного потенциала региона.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЛИКТЫ
Марьина А.А. - Соотношение интересов России, Китая и США на Корейском полуострове и их реализация при возможных сценариях развития событий c. 32-40

DOI:
10.7256/2454-0641.2023.1.39917

EDN: JBZUSX

Аннотация: В статье автор обращается к проблеме урегулирования конфликта на Корейском полуострове через призму взаимодействия ведущих региональных держав. Данный конфликт рассматривается как один из рудиментов биполярной системы международных отношений, имеющий потенциал к ядерной эскалации в XXI в. В ходе исследования анализируется опыт взаимодействия США, России и КНР со странами Корейского полуострова, выделяются приоритеты данных стран в регионе, а также делается обзор наиболее вероятных сценариев развития событий с учетом соотношения интересов стран «корейского узла». Особое внимание уделяется подходу региональных держав к ядерному аспекту конфликта в Корее.   Автор приходит к мнению, что ухудшение отношений между внешними акторами, вовлеченными в решение данного конфликта, оказывает непосредственное негативное влияние на развитие ситуации в регионе. Низкая степень совпадения интересов сторон конфликта и отсутствие координации действий по вопросам ядерной проблематики препятствует поиску компромисса в решении корейского вопроса. Учитывая современную внешнеполитическую конъюнктуру, наиболее вероятный сценарий дальнейшего развития событий в регионе заключается в консолидации двух антогонирующих блоков Вашингтон-Сеул-Токио и Пекин-Москва-Пхеньян, что будет фактически закреплять существующее распределения влияния в регионе Северо-Восточной Азии.
ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Чан З.Т., Ионов Е.М. - Деятельность АСЕАН и Вьетнама, в частности, по борьбе с терроризмом c. 41-55

DOI:
10.7256/2454-0641.2023.1.39746

EDN: EJKPBS

Аннотация: Данное исследование посвящено изучению роли Вьетнама в борьбе с терроризмом. Объектом исследования является деятельность Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и её члена (Вьетнама) в области борьбы с терроризмом, радикализмом и экстремизмом. Авторы подробно рассматривают нормативно-правовую базу деятельности АСЕАН в борьбе с терроризмом: конвенцию АСЕАН по борьбе с терроризмом, всеобъемлющий план действий АСЕАН по борьбе с терроризмом, план действий АСЕАН по предотвращению и противодействию росту радикализма и насильственного экстремизма (POA PCVE). Более того, пристальное внимание уделяется деятельности специализированных органов: министерские совещания АСЕАН по транснациональной преступности (AMMTC), совещание старших должностных лиц по транснациональной преступности (SOMTC), региональный форум АСЕАН (ARF), межсессионное совещание по борьбе с терроризмом и транснациональной преступностью (ISM on CTTC). Основными выводами проведенного исследования являются установление активной деятельности Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в области противодействия терроризму, определение роли Вьетнама в борьбе с терроризмом, радикализмом и экстремизмом, анализ сотрудничества Вьетнама с различными международными организациями по вопросам противодействия терроризму, определение дальнейших необходимых действий Вьетнама, направленных на совершенствование борьбы с терроризмом. Актуальность исследования обусловлена возросшим уровнем террористической опасности в мире и в регионе Юго-Восточной Азии в частности. Данное исследование базируется на теории политического реализма, рассматривающей международные отношения в качестве вечного противостояния государств, защищающих свои национальные интересы. В процессе изучения данной проблемы авторы применяют институциональный, аналитический и проблемно-хронологический методы.
ДИПЛОМАТИЯ
Ян Ц. - Инструменты и механизмы реализации китайской культурной дипломатии в отношении Российский Федерации c. 56-62

DOI:
10.7256/2454-0641.2023.1.40069

EDN: CCTWZM

Аннотация: Статья посвящена выделению и характеристике основных инструментов и механизмов реализации китайской культурной дипломатии в отношении РФ. Автор исходит из того, что в контексте новой международной ситуации и нового этапа развития китайско-российских отношений поддержание и интенсификация культурных обменов между двумя странами играет важную роль. В статье подчеркивается, что средства, с помощью которых Китай проводит культурную дипломатию в России, различаются способами и механизмами в зависимости от сферы. Показано, что культурная дипломатия Китая в России достигла более значительных результатов в основном в области образования, литературы, художественного сотрудничества и обмена между СМИ. Принимаемые высшим политическим руководством двух стран стратегические, судьбоносные решения, направленные на сплочение двух государств, должны быть поняты и приняты населением этих стран, что невозможно без глубокого встречного понимания культурного наследия и особенностей культуры. В статье автор приводит многочисленные примеры, демонстрирующие многообразие используемых Пекином инструментов и механизмов реализации культурной дипломатии в отношении России. Автор делает вывод, что Китай использует культурную дипломатию как средство распространения своей культуры в России, эффективно представляя образ современного Китая. Сотрудничество между Китаем и Россией в области культуры имеет большое стратегическое значение для развития отношений между двумя странами.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.