по
Международные отношения
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Международные отношения" > Содержание № 01, 2015
Выходные данные сетевого издания "Международные отношения"
Номер подписан в печать: 22-01-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Быков Илья Анатольевич – доктор политических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, Кафедра связей с общественностью в политике и государственном управлении, 199004, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. 1-я Линия, д. 26, оф. 509, i.bykov@spbu.ru
ISSN: 2454-0641
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2015
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Карякин В.В. - «Третья волна» – геополитика постмодерна

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.1.12745

Аннотация: Статья посвящена авторской концепции геополитики «Третьей волны», изложенной в контексте постнеклассической концепции В.С. Степина, теории самоорганизующихся систем Г. Хакена, концепции «управляемого хаоса» С. Манна и синергетического видения современных геополитических процессов. Мировое сообщество вступило в эпоху перманентного кризиса, который представляется в настоящее время как системный кризис современной цивилизации. Социально-политические тенденции, обозначившиеся в ходе революций на Ближнем Востоке и в Северной Африке, а также ряд «цветных» революций на постсоветском пространстве и протестные акции российской оппозиции, выдвинули актуальную задачу разработки нового инструментария для исследования процессов политической трансформации современного мира. В этих условиях перед геополитикой актуализировалась задача исследования процессов, имеющих место не только в отношениях между государствами, но и происходящих внутри государств, которые оказались тесно связанными между собой, с целью своевременного выявления угроз и разработки механизмов их парирования. Благоприятной средой для возникновения угроз международной и внутригосударственной безопасности является применение субъектами международной политики технологий «управляемого хаоса», стратегий «мягкой силы» и «непрямых действий» на фоне обострения территориальной, демографической, конфессиональной, экологической, продовольственной и водной проблем на обширных территориях Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока.
Карякин В.В. - «Третья волна» – геополитика постмодерна c. 4-13

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.1.65917

Аннотация: Статья посвящена авторской концепции геополитики «Третьей волны», изложенной в контексте постнеклассической концепции В.С. Степина, теории самоорганизующихся систем Г. Хакена, концепции «управляемого хаоса» С. Манна и синергетического видения современных геополитических процессов. Мировое сообщество вступило в эпоху перманентного кризиса, который представляется в настоящее время как системный кризис современной цивилизации. Социально-политические тенденции, обозначившиеся в ходе революций на Ближнем Востоке и в Северной Африке, а также ряд «цветных» революций на постсоветском пространстве и протестные акции российской оппозиции, выдвинули актуальную задачу разработки нового инструментария для исследования процессов политической трансформации современного мира. В этих условиях перед геополитикой актуализировалась задача исследования процессов, имеющих место не только в отношениях между государствами, но и происходящих внутри государств, которые оказались тесно связанными между собой, с целью своевременного выявления угроз и разработки механизмов их парирования. Благоприятной средой для возникновения угроз международной и внутригосударственной безопасности является применение субъектами международной политики технологий «управляемого хаоса», стратегий «мягкой силы» и «непрямых действий» на фоне обострения территориальной, демографической, конфессиональной, экологической, продовольственной и водной проблем на обширных территориях Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока.
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
Сагайдак Е.А. - «Ядерная сделка» Индии с США 2008 г. вновь приобретает актуальность в связи с приходом к власти Нарендра Моди?

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.1.12215

Аннотация: Статья затрагивает ряд важнейших аспектов, связанных с сотрудничеством Индии и США в области атомной энергетики. Автор предпринял попытку анализа соглашения, подписанного между Нью-Дели и Вашингтоном в 2008 г., получившим название «Договор 123» или «Ядерная сделка». В статье также раскрывается ряд предпосылок, которые побуждают Индию идти на более тесное сотрудничество с США, приводятся примеры поступательной политики Вашингтона на влияние внешнеполитического курса Нью-Дели в свете подписанного соглашения. 1. Источниковедческий анализ используется в отношении законодательных и делопроизводственных источников; 2. Хронологический метод применяется при выявлении особенностей изменения внешней и внутренней политики Индии, направленных на обеспечение как собственной, так и региональной безопасности; 3. Ситуационный анализ помогает реконструировать отдельные события в развитии проблемы региональной безопасности, а также принимаемые попытки урегулировании конфликтов в регионе по законодательным, делопроизводственным источникам и периодической печати; 4. Системный метод – подход к рассмотрению проблемы как сложного динамичного, комплексного и целостного явления на основе анализа взаимозависимости всех элементов как в отдельности, так и в их совокупности; 5. Количественный анализ позволяет выявить взаимосвязь процессов, происходящих на внутриполитической арене с политико-экономической составляющей проводимой внешней политики; 6. Компаративный метод помогает проследить особенность взаимоотношений стран США и Индии с государствами-партнерами и государствами, потенциально угрожающими их безопасности в целом. В связи с приходом к власти в Индии в 2014 г. партии "Бхаратия Джаната" и ее лидера Нарендра Моди на смену "Национальному конгрессу", вопрос дальнейшего сотрудничества между Нью-Дели и Вашингтоном неуклонно растет, в первую очередь, на энергетическом поле. Актуальность исследования объясняется и тем, что в связи с кризисом на Украине и обострившихся отношений между Москвой и Вашингтоном, США может вновь предпринять попытки еще большего укрепления в южно-азиатском регионе, в частности, на индийском направлении, которое для России остается одним из традиционных и наиболее приоритетных.
Сагайдак Е.А. - «Ядерная сделка» Индии с США 2008 г. вновь приобретает актуальность в связи с приходом к власти Нарендра Моди? c. 14-20

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.1.65918

Аннотация: Статья затрагивает ряд важнейших аспектов, связанных с сотрудничеством Индии и США в области атомной энергетики. Автор предпринял попытку анализа соглашения, подписанного между Нью-Дели и Вашингтоном в 2008 г., получившим название «Договор 123» или «Ядерная сделка». В статье также раскрывается ряд предпосылок, которые побуждают Индию идти на более тесное сотрудничество с США, приводятся примеры поступательной политики Вашингтона на влияние внешнеполитического курса Нью-Дели в свете подписанного соглашения. 1. Источниковедческий анализ используется в отношении законодательных и делопроизводственных источников; 2. Хронологический метод применяется при выявлении особенностей изменения внешней и внутренней политики Индии, направленных на обеспечение как собственной, так и региональной безопасности; 3. Ситуационный анализ помогает реконструировать отдельные события в развитии проблемы региональной безопасности, а также принимаемые попытки урегулировании конфликтов в регионе по законодательным, делопроизводственным источникам и периодической печати; 4. Системный метод – подход к рассмотрению проблемы как сложного динамичного, комплексного и целостного явления на основе анализа взаимозависимости всех элементов как в отдельности, так и в их совокупности; 5. Количественный анализ позволяет выявить взаимосвязь процессов, происходящих на внутриполитической арене с политико-экономической составляющей проводимой внешней политики; 6. Компаративный метод помогает проследить особенность взаимоотношений стран США и Индии с государствами-партнерами и государствами, потенциально угрожающими их безопасности в целом. В связи с приходом к власти в Индии в 2014 г. партии "Бхаратия Джаната" и ее лидера Нарендра Моди на смену "Национальному конгрессу", вопрос дальнейшего сотрудничества между Нью-Дели и Вашингтоном неуклонно растет, в первую очередь, на энергетическом поле. Актуальность исследования объясняется и тем, что в связи с кризисом на Украине и обострившихся отношений между Москвой и Вашингтоном, США может вновь предпринять попытки еще большего укрепления в южно-азиатском регионе, в частности, на индийском направлении, которое для России остается одним из традиционных и наиболее приоритетных.
Ананьева М.Н. - Стратегии международных институтов в отношении Косово, Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья в 1990-х и 2000-х годах: анализ достижений и ошибок

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.1.12475

Аннотация: Предмет исследования - роль, которую международные институты - ООН (как носитель международного права), НАТО, позиционирующая себя в качестве гаранта безопасности, и ЕС (как региональный лидер) – сыграли в судьбе таких государственных образований, как Косово, Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье. В эпоху глобализации возникает новое пространство и новые рамки действия: политика выходит за пределы государств и границ, вследствие чего появляются дополнительные игроки, новые роли, новые ресурсы, незнакомые правила, новые противоречия и конфликты. Поэтому необходимо действовать в рамках институтов, так как это позволяет увеличивать информированность, сократить трансакционные издержки, а также открывает новые возможности. В основе исследования лежит системный метод, который дает возможность найти корреляции между взаимодействующими элементами и выявить «правила» такого взаимодействия, а также обеспечить интеграцию и систематизацию аналитически полученного материала. Выбор сделан в пользу сравнительного подхода, а именно казусно-ориентированного сравнения, позволяющего подробно рассмотреть специфические черты выше обозначенных случаев. Применяется исторический подход, поскольку это необходимо для адекватного понимания степени участия в этих процессах международных институтов. Кроме того, при анализе строительства политических и правовых в непризнанных/частично признанных государствах был использован институциональный подход, который позволил, с одной стороны, оценить влияние институтов на политический процесс, а с другой – понять специфику их функционирования с учетом влияния неформальных норм и практик. Научная новизна исследования обусловлена тем, что автор на примере Косово, Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья попытался дать объективную оценку действий международных организаций в отношении непризнанных государств, а также предложил свои «рецепты» для выработки более рационального подхода к ним на основе фактов изложенных в статье.
Ананьева М.Н. - Стратегии международных институтов в отношении Косово, Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья в 1990-х и 2000-х годах: анализ достижений и ошибок c. 21-31

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.1.65919

Аннотация: Предмет исследования - роль, которую международные институты - ООН (как носитель международного права), НАТО, позиционирующая себя в качестве гаранта безопасности, и ЕС (как региональный лидер) – сыграли в судьбе таких государственных образований, как Косово, Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье. В эпоху глобализации возникает новое пространство и новые рамки действия: политика выходит за пределы государств и границ, вследствие чего появляются дополнительные игроки, новые роли, новые ресурсы, незнакомые правила, новые противоречия и конфликты. Поэтому необходимо действовать в рамках институтов, так как это позволяет увеличивать информированность, сократить трансакционные издержки, а также открывает новые возможности. В основе исследования лежит системный метод, который дает возможность найти корреляции между взаимодействующими элементами и выявить «правила» такого взаимодействия, а также обеспечить интеграцию и систематизацию аналитически полученного материала. Выбор сделан в пользу сравнительного подхода, а именно казусно-ориентированного сравнения, позволяющего подробно рассмотреть специфические черты выше обозначенных случаев. Применяется исторический подход, поскольку это необходимо для адекватного понимания степени участия в этих процессах международных институтов. Кроме того, при анализе строительства политических и правовых в непризнанных/частично признанных государствах был использован институциональный подход, который позволил, с одной стороны, оценить влияние институтов на политический процесс, а с другой – понять специфику их функционирования с учетом влияния неформальных норм и практик. Научная новизна исследования обусловлена тем, что автор на примере Косово, Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья попытался дать объективную оценку действий международных организаций в отношении непризнанных государств, а также предложил свои «рецепты» для выработки более рационального подхода к ним на основе фактов изложенных в статье.
Байректаревич А. - From WWI to www. – PUT(-)IN Next Door

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.1.12744

Аннотация: On 28th July exactly 100 years ago, Central Europe declared a war to Eastern Europe, an event that marked the official outbreak of World War I. This was a turning point which finally fractured a fragile equilibrium of La Belle Èpoque, and set the Old Continent and the whole world with it into the series of motions that lasted for almost a century, before docking us to our post-modern societies. From WWI to www. too smooth and too good to be true? Let us use this occasion and briefly examine our post-modernity and some fallacies surrounding it. In the (Brave New) world of www. where, irrespectively from your current location on the planet, at least 20 intelligence agencies are notifying the incoming call before your phone even rings up, how is it possible to lose jumbo-jet for good? The two huge aviation tragedies affecting same country – Malaysia, are yet another powerful reminders that we are obsessed with a control via confrontation, not at all with the prosperity through human safety. Proof? Look at the WWI-like blame-game over the downing of the plane – a perfect way to derail our most important debate: Which kind of future do we want? Who seats in our cockpit and why do we stubbornly insist on inadequate civilizational navigation?! Consequently, Ukraine today is a far bigger crash site, which is – regrettably enough – well beyond an ill-fated MH 17.
Байректаревич А. - From WWI to www. – PUT(-)IN Next Door c. 32-35

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.1.65920

Аннотация: On 28th July exactly 100 years ago, Central Europe declared a war to Eastern Europe, an event that marked the official outbreak of World War I. This was a turning point which finally fractured a fragile equilibrium of La Belle Èpoque, and set the Old Continent and the whole world with it into the series of motions that lasted for almost a century, before docking us to our post-modern societies. From WWI to www. too smooth and too good to be true? Let us use this occasion and briefly examine our post-modernity and some fallacies surrounding it. In the (Brave New) world of www. where, irrespectively from your current location on the planet, at least 20 intelligence agencies are notifying the incoming call before your phone even rings up, how is it possible to lose jumbo-jet for good? The two huge aviation tragedies affecting same country – Malaysia, are yet another powerful reminders that we are obsessed with a control via confrontation, not at all with the prosperity through human safety. Proof? Look at the WWI-like blame-game over the downing of the plane – a perfect way to derail our most important debate: Which kind of future do we want? Who seats in our cockpit and why do we stubbornly insist on inadequate civilizational navigation?! Consequently, Ukraine today is a far bigger crash site, which is – regrettably enough – well beyond an ill-fated MH 17.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
Чихарев И.А., Столетов О.В. - Мягкая сила во внешней политике России

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.1.11479

Аннотация: В данной статье ставится проблема определения наиболее перспективной внешнеполитической стратегии для России на современном этапе эволюции мировой политики. В первой части статьи рассматривается международно-политический и интеллектуальный контекст формирования научных концепций «мягкой силы» и «разумной силы», анализируется российская специфика их восприятия. Во второй части исследования авторы обращаются к анализу «мягкой силы» и «разумной силы» в качестве международно-политических стратегий государств. Структурируя эти стратегии, авторы соотносят их со стратегиями «жесткой силы» и «умной силы». Ресурсы, инструменты и цели каждой из указанных четырех стратегий анализируются и сравниваются между собой. В третьей части статьи авторы рассматривают несколько конкретных кейсов успешного использования «разумной силы» во внешней политике России. В результате проведенного рассмотрения авторы приходят к выводу, что государства, конкурирующие за мировое лидерство, обладают возможностью выбора одной из рассмотренных четырех стратегий. Проведенный анализ показывает, что стратегия «разумной силы» отвечает запросам современной мировой политической системы наилучшим образом. Она позволяет государству действовать в мировой политике в качестве «ответственного лидера», а не «манипулятора», формировать более устойчивую мировую систему принятия коллективных решений, решать задачи глобального развития посредством инновационных и гибких, но стратегически продуманных подходов.
Чихарев И.А., Столетов О.В. - Мягкая сила во внешней политике России c. 36-49

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.1.65921

Аннотация: В данной статье ставится проблема определения наиболее перспективной внешнеполитической стратегии для России на современном этапе эволюции мировой политики. В первой части статьи рассматривается международно-политический и интеллектуальный контекст формирования научных концепций «мягкой силы» и «разумной силы», анализируется российская специфика их восприятия. Во второй части исследования авторы обращаются к анализу «мягкой силы» и «разумной силы» в качестве международно-политических стратегий государств. Структурируя эти стратегии, авторы соотносят их со стратегиями «жесткой силы» и «умной силы». Ресурсы, инструменты и цели каждой из указанных четырех стратегий анализируются и сравниваются между собой. В третьей части статьи авторы рассматривают несколько конкретных кейсов успешного использования «разумной силы» во внешней политике России. В результате проведенного рассмотрения авторы приходят к выводу, что государства, конкурирующие за мировое лидерство, обладают возможностью выбора одной из рассмотренных четырех стратегий. Проведенный анализ показывает, что стратегия «разумной силы» отвечает запросам современной мировой политической системы наилучшим образом. Она позволяет государству действовать в мировой политике в качестве «ответственного лидера», а не «манипулятора», формировать более устойчивую мировую систему принятия коллективных решений, решать задачи глобального развития посредством инновационных и гибких, но стратегически продуманных подходов.
КОНЦЕПЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА МИРА
Филиппов В.Р. - Де Голь у колыбели «Франсафрик»

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.1.12302

Аннотация: В статье рассматриваются причины, побудившие Шарля де Голля к созданию военно-политических и финансово-экономических сетей влияния на африканском континенте после окончания второй мировой войны; выясняется сущность политического феномена, получившего название «Франсафрик», описываются цели и методы реализации тайной политики Франции в Африке. Объект исследования – политика Франции в Африке в период президентства Де Голля. Предмет исследования – формы и методы формирования архитектуры «Франсафрик» в бывших колониальных владениях Франции в Африке. Методология исследования включает в себя системный и структурно-функциональных подходы, культурно-цивилизационный подход, сравнительно-исторический, сравнительно-политический методы научных исследований, теории этничности, методы индукции, дедукции, наблюдения, анализа, синтеза, аналогии, пристального взгляда. В статье приводится характеристика системы политического влияния Франции на свои бывшие колонии, известной как «Франсафрик» - феномена, ставшего камнем преткновения на пути поддержания международного имиджа Франции как демократического и правового государства. У колыбели этого уродливого дитя Пятой республики, как ни прискорбно, стоял тот, кто спас Францию от позора коллаборационизма: национальный герой и президент Республики генерал Шарль де Голль. Представлен список наиболее резонансных преступлений, совершенных французскими спецслужбами на Черном континенте.
Филиппов В.Р. - Де Голь у колыбели «Франсафрик» c. 50-62

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.1.65922

Аннотация: В статье рассматриваются причины, побудившие Шарля де Голля к созданию военно-политических и финансово-экономических сетей влияния на африканском континенте после окончания второй мировой войны; выясняется сущность политического феномена, получившего название «Франсафрик», описываются цели и методы реализации тайной политики Франции в Африке. Объект исследования – политика Франции в Африке в период президентства Де Голля. Предмет исследования – формы и методы формирования архитектуры «Франсафрик» в бывших колониальных владениях Франции в Африке. Методология исследования включает в себя системный и структурно-функциональных подходы, культурно-цивилизационный подход, сравнительно-исторический, сравнительно-политический методы научных исследований, теории этничности, методы индукции, дедукции, наблюдения, анализа, синтеза, аналогии, пристального взгляда. В статье приводится характеристика системы политического влияния Франции на свои бывшие колонии, известной как «Франсафрик» - феномена, ставшего камнем преткновения на пути поддержания международного имиджа Франции как демократического и правового государства. У колыбели этого уродливого дитя Пятой республики, как ни прискорбно, стоял тот, кто спас Францию от позора коллаборационизма: национальный герой и президент Республики генерал Шарль де Голль. Представлен список наиболее резонансных преступлений, совершенных французскими спецслужбами на Черном континенте.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ
Скриба А.С. - Внутренняя среда Украины как первопричина государственной нестабильности и системного кризиса 2014 г.

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.1.13452

Аннотация: В работе исследуется влияние внутренней среды Украины на ее государственную стабильность, а также на региональную политику с точки зрения балансирования Киева между Европейским союзом и Россией. При этом сама внутренняя среда рассматривается в динамике. Автор делает акцент на ряде общественно-политических и социально-экономических процессов, рассматривая их в историческом контексте с момента обретения Украиной своей независимости в 1991 г. до непосредственно системного кризиса 2014 г., охватившего самые различные сферы общественной жизнедеятельности. В ходе анализа используется комплексный системный подход к изучению внутриполитической ситуации на Украине и ее взаимосвязи с региональной политикой. В работе автор не только исследует нынешний украинский кризис и его участников, но и проводит системный анализ тех внутригосударственных факторов, которые на протяжении десятилетий создавали благоприятную почву для масштабной и долгосрочной дестабилизации Украины. Проведенное исследование показало, что именно внутренние факторы, к которым относятся национальная дезинтеграция, экономическая несостоятельность и общественно-политический хаос, создали условия для нынешнего кризиса и в конечном счете поставили Украину как государство перед необходимостью выживания. При этом способности и желание Киева принять максимальные, в том числе и непопулярные меры для долгосрочной стабилизации украинского общества и государства вызывают большие сомнения.
Скриба А.С. - Внутренняя среда Украины как первопричина государственной нестабильности и системного кризиса 2014 г. c. 63-74

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.1.65923

Аннотация: В работе исследуется влияние внутренней среды Украины на ее государственную стабильность, а также на региональную политику с точки зрения балансирования Киева между Европейским союзом и Россией. При этом сама внутренняя среда рассматривается в динамике. Автор делает акцент на ряде общественно-политических и социально-экономических процессов, рассматривая их в историческом контексте с момента обретения Украиной своей независимости в 1991 г. до непосредственно системного кризиса 2014 г., охватившего самые различные сферы общественной жизнедеятельности. В ходе анализа используется комплексный системный подход к изучению внутриполитической ситуации на Украине и ее взаимосвязи с региональной политикой. В работе автор не только исследует нынешний украинский кризис и его участников, но и проводит системный анализ тех внутригосударственных факторов, которые на протяжении десятилетий создавали благоприятную почву для масштабной и долгосрочной дестабилизации Украины. Проведенное исследование показало, что именно внутренние факторы, к которым относятся национальная дезинтеграция, экономическая несостоятельность и общественно-политический хаос, создали условия для нынешнего кризиса и в конечном счете поставили Украину как государство перед необходимостью выживания. При этом способности и желание Киева принять максимальные, в том числе и непопулярные меры для долгосрочной стабилизации украинского общества и государства вызывают большие сомнения.
Ласария А.О. - Особенности этнополитических конфликтов на постсоветском пространстве

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.1.13507

Аннотация: В настоящей статье анализируются теоретико-концептуальные и прикладные аспекты проблем урегулирования этнополитических конфликтов на постсоветском пространстве, определяющих контекст региональной безопасности на постсоветском пространстве (регион Южного Кавказа). Современное общество в данном регионе многообразно и неоднородно, представляет собой сложную структуру, включающую несколько тысяч разнообразных этнических общностей, разнящихся численностью, лингвистическими, политическими, социокультурными, цивилизационными и религиозными установками. Безусловно, в совокупности эти различия в некоторой степени определяют генезис протекающих в этом регионе этнополитических конфликтов. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. Конец XX века преподнес миру множество беспрецедентных вызовов и угроз. Упадок социалистического строя, связанный с распадом СССР, ознаменовал рождение вполне ожидаемых на постсоветском пространстве, острых этнополитических противоречий. Они перерастали в вооруженные и кровопролитные столкновения, их окончание являлось первопричиной к образованию фактически независимых, самопровозглашенных государств, таких как: Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье и Нагорный Карабах.
Ласария А.О. - Особенности этнополитических конфликтов на постсоветском пространстве c. 75-77

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.1.65924

Аннотация: В настоящей статье анализируются теоретико-концептуальные и прикладные аспекты проблем урегулирования этнополитических конфликтов на постсоветском пространстве, определяющих контекст региональной безопасности на постсоветском пространстве (регион Южного Кавказа). Современное общество в данном регионе многообразно и неоднородно, представляет собой сложную структуру, включающую несколько тысяч разнообразных этнических общностей, разнящихся численностью, лингвистическими, политическими, социокультурными, цивилизационными и религиозными установками. Безусловно, в совокупности эти различия в некоторой степени определяют генезис протекающих в этом регионе этнополитических конфликтов. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. Конец XX века преподнес миру множество беспрецедентных вызовов и угроз. Упадок социалистического строя, связанный с распадом СССР, ознаменовал рождение вполне ожидаемых на постсоветском пространстве, острых этнополитических противоречий. Они перерастали в вооруженные и кровопролитные столкновения, их окончание являлось первопричиной к образованию фактически независимых, самопровозглашенных государств, таких как: Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье и Нагорный Карабах.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОНФИГУРАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Лукьянов Г.В. - Ливия и Иран: от общности интересов «государств-изгоев» к новой политической реальности

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.1.12939

Аннотация: В статье рассматривается проблема развития взаимоотношений между государствами, вошедшими в предложенный в 1980-х гг. Соединенными Штатами Америки список так называемых "государств-изгоев". Проводится их сравнительный анализ и исследуется процесс выстраивания между ними среднесрочных союзнических отношений на примере взаимодействия Ливийской Джамахирии и Исламской республики Иран в последней четверти ХХ и начале XXI века. Рассматривается влияние идеологических установок, а также внутри- и внешнеполитических условий на формирование внешней политики Триполи и Тегерана на постреволюционном этапе развития. Хронологические рамки исследования охватывают исторический период с 1970-х до начала 2000-х гг. Реконструкция событий проведена по итогам анализа широкого круга источников, а также опыта отечественной (российской и советской) и зарубежных школ востоковедческих исследований. Автор, используя разработанный им методологический подход, исследует проблему взаимоотношений конкретных "государств-изгоев" в практической плоскости, когда предметом исследования становится динамика развития двусторонних отношений между Ливийской Джамахирией в период правления Муаммара Каддафи и Исламской Республикой Иран после Исламской революции 1978-1979 гг.
Лукьянов Г.В. - Ливия и Иран: от общности интересов «государств-изгоев» к новой политической реальности c. 78-91

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.1.65925

Аннотация: В статье рассматривается проблема развития взаимоотношений между государствами, вошедшими в предложенный в 1980-х гг. Соединенными Штатами Америки список так называемых "государств-изгоев". Проводится их сравнительный анализ и исследуется процесс выстраивания между ними среднесрочных союзнических отношений на примере взаимодействия Ливийской Джамахирии и Исламской республики Иран в последней четверти ХХ и начале XXI века. Рассматривается влияние идеологических установок, а также внутри- и внешнеполитических условий на формирование внешней политики Триполи и Тегерана на постреволюционном этапе развития. Хронологические рамки исследования охватывают исторический период с 1970-х до начала 2000-х гг. Реконструкция событий проведена по итогам анализа широкого круга источников, а также опыта отечественной (российской и советской) и зарубежных школ востоковедческих исследований. Автор, используя разработанный им методологический подход, исследует проблему взаимоотношений конкретных "государств-изгоев" в практической плоскости, когда предметом исследования становится динамика развития двусторонних отношений между Ливийской Джамахирией в период правления Муаммара Каддафи и Исламской Республикой Иран после Исламской революции 1978-1979 гг.
ДИПЛОМАТИЯ
Калачев Д.Н. - Проблемы адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.1.13711

Аннотация: Статья анализирует одну из ключевых проблем взаимоотношения России и НАТО – проблему адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Статья кратко останавливается на предыстории и истории появления ДОВСЕ, анализирует причины его кризиса и возникновения потребности в адаптации договора к современным геополитическим условиям. Изучая дисбалансы соотношения вооруженных сил НАТО и России в Европе и примеры наступательной политики США и НАТО вблизи границ России, автор показывает причины приостановления действия Договора со стороны России и говорит о перспективах возобновления сотрудничества между Россией и НАТО по данному вопросу. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. В настоящей статье автором делается вывод о том, что преодоление кризиса взаимоотношений между странами НАТО и России является вполне реальной перспективой, но оно должно осуществляться лишь на равноправной основе и в рамках международного права на основе юридически закрепленных межгосударственных договоренностей.
Калачев Д.Н. - Проблемы адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе c. 92-97

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.1.65926

Аннотация: Статья анализирует одну из ключевых проблем взаимоотношения России и НАТО – проблему адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Статья кратко останавливается на предыстории и истории появления ДОВСЕ, анализирует причины его кризиса и возникновения потребности в адаптации договора к современным геополитическим условиям. Изучая дисбалансы соотношения вооруженных сил НАТО и России в Европе и примеры наступательной политики США и НАТО вблизи границ России, автор показывает причины приостановления действия Договора со стороны России и говорит о перспективах возобновления сотрудничества между Россией и НАТО по данному вопросу. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. В настоящей статье автором делается вывод о том, что преодоление кризиса взаимоотношений между странами НАТО и России является вполне реальной перспективой, но оно должно осуществляться лишь на равноправной основе и в рамках международного права на основе юридически закрепленных межгосударственных договоренностей.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕПАРАТИЗМ
Манойло А.В. - Сравнительный сепаратизм

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.1.12671

Аннотация: Сепаратистские движения сегодня набирают силу по всему миру. В настоящее время они представляют собой глобальную этнополитическую проблему. Основные вехи развития сепаратизма пришлись на вторую половину XX столетия – тогда же, когда силу набирали антиколониальные и национально-освободительные движения. Причем сепаратистский настрой преобладал не только в странах третьего мира, где границы между государствами и племенами были спорными, но и в развитых странах: Великобритании, Франции, США. Сепаратизм ставит своей целью отделение определенной территории от многонационального государства и создания на ней самостоятельного национально-государственного образования. Методология исследования включает системный и сравнительно-политический подходы, методы анализа. синтеза, моделирования, аналогии, экспертных оценок. В современной науке не существует общепризнанной трактовки термина «сепаратизм». Вместе с тем, в целом, сепаратизм можно определить как политическое движение, которое возникает в территориально, этнически, конфессионально или экономически неоднородных государствах. По своей сути оно нацелено на выход определенной территории из состава единого государства и создание нового государственного образования. В некоторых случаях сепаратистами рассматривается возможность вхождения в состав другой страны. Эти явления называются сецессия и ирредентизм соответственно.
Манойло А.В. - Сравнительный сепаратизм c. 98-108

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.1.65927

Аннотация: Сепаратистские движения сегодня набирают силу по всему миру. В настоящее время они представляют собой глобальную этнополитическую проблему. Основные вехи развития сепаратизма пришлись на вторую половину XX столетия – тогда же, когда силу набирали антиколониальные и национально-освободительные движения. Причем сепаратистский настрой преобладал не только в странах третьего мира, где границы между государствами и племенами были спорными, но и в развитых странах: Великобритании, Франции, США. Сепаратизм ставит своей целью отделение определенной территории от многонационального государства и создания на ней самостоятельного национально-государственного образования. Методология исследования включает системный и сравнительно-политический подходы, методы анализа. синтеза, моделирования, аналогии, экспертных оценок. В современной науке не существует общепризнанной трактовки термина «сепаратизм». Вместе с тем, в целом, сепаратизм можно определить как политическое движение, которое возникает в территориально, этнически, конфессионально или экономически неоднородных государствах. По своей сути оно нацелено на выход определенной территории из состава единого государства и создание нового государственного образования. В некоторых случаях сепаратистами рассматривается возможность вхождения в состав другой страны. Эти явления называются сецессия и ирредентизм соответственно.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЛИКТЫ
Спиридонов В.В. - Экономический подход к анализу причин политического конфликта в Ливии

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.1.11280

Аннотация: На рубеже 2010 – 2011 г. в странах арабского мира началась волна протестов, вызванная совершенно разными, на первый взгляд, причинами, однако направленная, главным образом, против правящих элит. Так, в 2011 году в Ливии резко обострился внутриполитический кризис, осложнившийся американским и европейским военным вмешательством. Результатом противостояния в Ливии стало свержение действующей власти во главе с М. Каддафи и, как следствие, резкий экономический спад, перешедший затем в стадию распада. В настоящей статье проведён обзор и анализ факторов внутри- и внешнеэкономического развития, результатов внешнеторговой деятельности Ливии. Проведён анализ развития реального и финансового секторов экономики. Анализ указанных экономических параметров, а именно: структуры бюджета, торгового баланса, финансового состояния с точки зрения денежной структуры, соотношения иностранных и внутренних активов, резервов, векторов движения капитала Ливии позволил обнаружить взаимосвязь между их динамикой и потенциальной угрозой стабильности государства.
Спиридонов В.В. - Экономический подход к анализу причин политического конфликта в Ливии c. 109-116

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.1.65928

Аннотация: На рубеже 2010 – 2011 г. в странах арабского мира началась волна протестов, вызванная совершенно разными, на первый взгляд, причинами, однако направленная, главным образом, против правящих элит. Так, в 2011 году в Ливии резко обострился внутриполитический кризис, осложнившийся американским и европейским военным вмешательством. Результатом противостояния в Ливии стало свержение действующей власти во главе с М. Каддафи и, как следствие, резкий экономический спад, перешедший затем в стадию распада. В настоящей статье проведён обзор и анализ факторов внутри- и внешнеэкономического развития, результатов внешнеторговой деятельности Ливии. Проведён анализ развития реального и финансового секторов экономики. Анализ указанных экономических параметров, а именно: структуры бюджета, торгового баланса, финансового состояния с точки зрения денежной структуры, соотношения иностранных и внутренних активов, резервов, векторов движения капитала Ливии позволил обнаружить взаимосвязь между их динамикой и потенциальной угрозой стабильности государства.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Саушкин А. - Перспективы отмены санкций в отношении России

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.1.13506

Аннотация: Статья посвящена анализу влияния экономических санкций иностранных государств на российскую экономику. Автор посредством исторической ретроспективы доказывает, почему европейская санкционная политика сегодня показала свою неэффективность и в скором времени окончится полным крахом. Особое внимание уделяется проведению параллелей между событиями вековой давности и происходящим сегодня, а именно, сравниваются основные шаги западной политической элиты в сфере торговой политики в отношении России во время полной дипломатической и экономической изоляции Российского государства в начале XX века. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. Результаты исследования говорят о том, что, как в 1920-ых, так и сегодня, Россия способна не только пережить без импорта товаров иностранного производителя, но и наладить собственное производство, исключая дальнейшую зависимость от зарубежной продукции. В процессе работы над статьей использовались данные отечественного и зарубежного архива, что лишний раз подтверждает правильность выводов, полученных в процессе исследования проблемы.
Саушкин А. - Перспективы отмены санкций в отношении России c. 117-120

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.1.65929

Аннотация: Статья посвящена анализу влияния экономических санкций иностранных государств на российскую экономику. Автор посредством исторической ретроспективы доказывает, почему европейская санкционная политика сегодня показала свою неэффективность и в скором времени окончится полным крахом. Особое внимание уделяется проведению параллелей между событиями вековой давности и происходящим сегодня, а именно, сравниваются основные шаги западной политической элиты в сфере торговой политики в отношении России во время полной дипломатической и экономической изоляции Российского государства в начале XX века. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. Результаты исследования говорят о том, что, как в 1920-ых, так и сегодня, Россия способна не только пережить без импорта товаров иностранного производителя, но и наладить собственное производство, исключая дальнейшую зависимость от зарубежной продукции. В процессе работы над статьей использовались данные отечественного и зарубежного архива, что лишний раз подтверждает правильность выводов, полученных в процессе исследования проблемы.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.