ГЛАВНАЯ
> Журнал "Genesis: исторические исследования"
> Рубрика "Традиции, новации, заимствования"
Традиции, новации, заимствования |
Фугина О.А. - Проявление черт американской культуры в творчестве Дж. Баланчина |
|
c. 170-180
|
DOI: 10.25136/2409-868X.2019.11.31262
Аннотация: Объектом исследования является творчество русско-американского балетмейстера Дж. Баланчина, рассматриваемое через призму доминантных черт американской культуры, которые, в свою очередь, были выделены и сформулированы автором (дуальность, перманентная трансформация, стремление к инновации, американское коммуникативное поведение, «особое» отношение к женщине, массовая культура). В ходе исследования были проанализированы культурные явления и процессы, характерные для американского общества, оценен уровень интеграции в американскую культуру Баланчина, как творческой единицы и генератора идей. Теоретико-методологическую базу исследования составила концепция культурогенеза. Кроме того, были применены такие методы как: анализ, герменевтический, компаративный, биографический. Новизна исследования заключается в том, что творчество Баланчина впервые подвергается культурологическому анализу, прежде его наследие рассматривалось с искусствоведческой или балетоведческой позиций. Основным результатом исследования является заключение, что несмотря на пятидесятилетнее пребывание Баланчина в США природа его творческой мысли осталась русской, а способы реализации исходили из условий американской действительности. Таким образом, именно данная культурная диффузия породила новую балетную эстетику – неоклассическую, ставшую традиционной для американского балетного театра. Проведенный анализ может поспособствовать более глубокому пониманию балетного наследия Баланчина теоретиками и практиками балета.
Верченко А.Л. - Синьхайская революция в Китае: новые подходы к старым традициям |
|
c. 191-235
|
Аннотация: После Синьхайской революции 1911 г. в Китае развернулась борьба за искоренение тех обычаев и традиций, которые стали препятствием на пути развития страны. Одни были просто предрассудками, закрепившимися в сознании народа: «лотосовые ножки», свадьбы по сговору родителей и совету гадателя, невозможность развода. Другие рассматривались как ущемление национального достоинства: ношение кос в знак покорности императору чужеземной династии Цин. Третьи ставили под угрозу само существование нации: курение опиума. Борьбе прогрессивных сил со старым мешали необразованность народа, его приверженность старине и установленным предками ритуалам, с одной стороны, и нежелание правящих классов лишиться такого рода рычагов для удержания власти. Видную роль в борьбе с пережитками прошлого сыграл первый президент Китайской Республики Сунь Ятсен, который за короткий срок пребывания у власти сумел ввести новый западный календарь, принять указы об искоренении употребление опиума, бинтования ног, ношения мужчинами кос и т.д Борьба проходила с трудом, вызывала сопротивление традиционалистов и растянулась на многие годы, продемонстрировав, что любые преобразования должны проходить постепенно, с учетом национальных особенностей психологии народа, только тогда они будут носить необратимый характер.
|