Genesis: Historical research
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > Requirements for publication > Editorial collegium > The editors and editorial board > List of peer reviewers > Review procedure > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Legal information
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Genesis: Historical research" > Rubric "World of ideas and world of the mundane"
World of ideas and world of the mundane
Shitova A.A. - Anti-religious struggle and change of the holiday traditions in the 1920-ies pp. 66-76

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.2.14358

Abstract: Discusses the process of changing holiday traditions, which was one of the components of cultural-ideological work of the Bolshevik party . Special attention is paid to policy change in relation to the events in the 1920-ies in the North Caucasus region. Specified features of this policy, owing to the specific social structure of the population (predominantly rural population, the presence of the Cossack population with strong traditions). From the point of view of the author, one of the main trends of research at the present stage is the analysis of the regional specificity of the development of new topics and research aspects. This research is based on scientific principles of historicism and objectivity. To compare the situation in the region and the country as a whole, the author has analyzed the documents from the Russian state archive of socio-political history of the Center for documentation on contemporary history of the Rostov region, the State archive of contemporary history of the Stavropol territory. Installed: targeted policy of the party towards the holidays, its relative flexibility, expressed in a desire to give the old holidays new content. Marked serial antireligious orientation and gradual tightening of forms and methods of work on the elimination of religious content holidays. She focuses on the awareness of the representatives of the new power of the fundamental importance of the place occupied festive culture in General culture formed a "new man".
Slezin A.A., Skoropad A.E. - Everyday Life and Leisure Time of Komsomol Members in the Sphere of Political Control in the RSFSR of 1918 - 1929 pp. 78-105

DOI:
10.7256/2306-420X.2014.2.10710

Abstract: The object of research is made by the main directions, forms and methods of realization of the open political control exercised concerning everyday life of members of the Komsomol organizations in 1918-1929. In article various aspects of influence of political control on a life and leisure of communistic youth are studied.Territorial framework is limited to the territory of RSFSR. In a number of plots regional localization of research on the basis of materials of the Tambov province that promotes more detailed studying of juvenile history is used, allows to correct some conclusions drawn on the basis of the analysis of materials of the central bodies of party and Komsomol. In studying of this subject sources of a personal origin — correspondence of Komsomol heads of different level, rabselkor, letters and complaints in party and Komsomol bodies, editorial offices of newspapers (as classical ways of political communication), memoirs and memoirs were of great importance. The two-week magazine "Smena" in which letters of readers and reviews from places were of special interest became very representative source. Authors came to a conclusion that political control gained more and more total character. Everyday life of youth became one of the main objects of political control. On the one hand, politicization of control of everyday life unambiguously conducted to activization of fight against the negative phenomena. On the other hand, negativity was defined very konjyukturno, depending on tastes and addictions of those who possessed the political power (at least in local scale). As these addictions didn't differ uniformity, is very inconsistent the orientation of political control in this sphere looks also. But thus all of them were united by aspiration completely to regulate everyday life of youth, considerably to change traditions. The youth was disoriented by statements contradicting each other and estimates of communistic leaders and the propagandists who were at the same time approving actually incompatible norms of daily behavior. It still more increased thirst of youth for searches of all extravagant forms of everyday life.
Vlasova T.A. - To characteristic of the style of Komsomol activity during the period of 1960’s: organization of document control pp. 133-143

DOI:
10.25136/2409-868X.2017.7.23660

Abstract: The object of this research is the organizations of All-Union Leninist Young Communist League, while the subject is the aspects of style of their activity associated with organizing the inner-union document control during the 1960’s.  “Compilations of documents” published by the Central Committee of All-Union Leninist Young Communist League for the administrative use of members of the republican and regional committees, which were long-term sealed as “confidential”, became the main source for this article. The research is based on the general scientific principles of historicism and objectivism. The problematic-chronological principle has also been applied. Having examined right before the 100th anniversary of Komsomol the insufficiently studied issues in the history of youth movement in Russia, the author concluded that the multiple attempts aimed at improving the document control during the 1960’s did not lead the Komsomol towards creation of the document control system, which allows efficiently solving the domestic organizational problems.
Sterkhov D.V. - Religious and patriotic holidays in Prussia over the years of Liberation Wars (1831-1815) as an element of Prussian state propaganda
pp. 155-166

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.5.20866

Abstract: The object of this research is the patriotic propaganda in Prussia during the period of Liberation Wars (1813-1815). The subject is the role of religious and patriotic holidays in Prussian state propaganda. The goal of this work consists in determination of propagandistic tasks, which were carried out by the religious and patriotic holidays, as well as their key structural elements. The author thoroughly studies such aspects as the mobilization potential of the religious and patriotic holidays. Special attention is given to the Christian symbols and religious argumentation, which the arrangers of patriotic holidays relied upon. The scientific novelty consists in the fact that the author underlines the importance of local patriotism, while in modern historiography of Liberation Wars of 1813-1815 are traditionally viewed from the perspective of German nationalism. The main goal followed by the arrangers of such events  was aimed at mobilization of population of the Prussian Kingdom towards the struggle against the enemy, as well as elevation of the moral spirit of people. Another goal was intended towards the creation of the image of unified Prussian nation, consolidate the king’s lieges, and thus, strengthen the loyalty of population regarding the ruling dynasty and the state. The narrow Prussian theme prevailed over the German national theme. The key means of establishment of the patriotic ideology were the religious symbols and images (Christian sacrifice, holy war); the ideas of God’s involvement into the armed conflict against the enemy were being formed. The results of this work allow turning attention to the role of religious factor in formation of patriotic ideologies in the European states during the era of Napoleonic Wars.
Yakimov K.A. - Socioeconomic moods of the youth of Tambov Oblast during the period of 1937-1941 pp. 159-176

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.1.20970

Abstract: This article examines the socioeconomic moods of the youth shortly before the Great Patriotic War. The author analyzes the impact of the Soviet ideology and propaganda upon the process of transformation of the moods of Soviet youth with regards to economic and industrial activity. Special attention is given to examination of the role of Komsomol organizations in development of Stakhanovite movement and high-involvement work practices among the young generation. The author reviews the attitude of young men and women towards the work in collective farms, loan campaigns, socialist property, and changes in labor legislation. The relevance of this topic is justified by the fact that examination of the mechanisms of formation of youth consciousness alongside the impact of Komsomol propaganda, as an element of Soviet ideology upon the character of public moods of young generation, is purposeful for structuring of the youth policy at the present stage, as well as contributes into the fuller coverage of the controversial social processes among youth during the period of intensification of totalitarization of the society. The scientific novelty consists in carrying out a comprehensive research of socioeconomic moods of the youth over the period of 1937-1941 for the first time in history.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Genesis: исторические исследования
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция и редакционная коллегия > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Genesis: исторические исследования" > Рубрика "Мир идей и мир повседневного"
Мир идей и мир повседневного
Шитова А.А. - Антирелигиозная борьба и изменения праздничных традиций в 1920-е годы c. 66-76

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.2.14358

Аннотация: Рассматривается процесс изменения праздничных традиций, который был одной из составляющих культурно-идеологической работы партии большевиков . Особое внимание уделяется изменению политики по отношению к праздникам, проводимой в 1920-х годах в Северо-Кавказском крае. Указаны особенности этой политики, объясняющиеся специфической социальной структурой населения (преобладание сельского населения, наличие казачьего населения с сильными традициями). С точки зрения автора, одна из основных тенденций исследовательских работ на современном этапе – это анализ региональной специфики разработки новых тем и новых аспектов исследований. Данное исследование основано на общенаучных принципах историзма и объективности. Для сравнения ситуации в регионе и в целом в стране автор проанализировал документы Российского государственного архива социально-политической истории Центра документации новейшей истории Ростовской области, Государственного архива новейшей истории Ставропольского края. Установлены: целенаправленный характер партийной политики по от-ношению к праздникам, ее относительная гибкость, выразившаяся в стремлении придать старым праздникам новое содержание. Отмечена последовательная антирелигиозная направленность и постепенное ужесточение форм и методов работы по ликвидации религиозного содержания праздников. Акцентировано внимание на осознании представителями новой власти принципиальной важности места, занимаемого праздничной культурой в общей культуре формируемого «нового человека».
Слезин А.А., Скоропад А.Э. - Быт и досуг комсомольцев в сфере политического контроля в РСФСР 1918-1929 гг. c. 78-105

DOI:
10.7256/2306-420X.2014.2.10710

Аннотация: Предмет исследования составляют основные направления, формы и методы реализации открытого политического контроля, осуществляемого в отношении повседневной жизни членов комсомольских организаций в 1918-1929 гг. В статье изучены различные аспекты влияния политического контроля на быт и досуг коммунистической молодежи.Территориальные рамки ограничены территорией РСФСР. В ряде сюжетов используется региональная локализация исследования на основе материалов Тамбовской губернии, что способствует более детальному изучению ювенальной истории, позволяет скорректировать некоторые выводы, сделанные на основе анализа материалов центральных органов партии и комсомола. Большое значение в изучении данной темы имели источники личного происхождения — переписка комсомольских руководителей разного уровня, рабселькоров, письма и жалобы в партийные и комсомольские органы, редакции газет (как классические способы политической коммуникации), воспоминания и мемуары. Весьма репрезентативным источником стал двухнедельный журнал «Смена», в котором особый интерес представляли письма читателей и обзоры с мест. Авторы пришли к выводу, что политический контроль приобретал все более тотальный характер. Одним из главных объектов политического контроля стала повседневная жизнь молодежи. С одной стороны, политизация контроля повседневной жизни однозначно вела к активизации борьбы с негативными явлениями. С другой стороны, сама негативность определялась весьма конъюктурно, в зависимости от вкусов и пристрастий тех, кто обладал политической властью (хотя бы в местном масштабе). Поскольку данные пристрастия не отличались единообразием, весьма противоречиво выглядит и направленность политического контроля в этой сфере. Но при этом всех их объединяло стремление полностью регламентировать повседневную жизнь молодёжи, радикально изменить традиции. Молодёжь была дезориентирована противоречащими друг другу заявлениями и оценками коммунистических лидеров и пропагандистов, одновременно утверждавших фактически несовместимые нормы повседневного поведения. Это еще в большей степени повышало тягу молодежи к поискам всяческих экстравагантных форм повседневной жизни.
Власова Т.А. - К характеристике стиля комсомольской деятельности в 1960-е годы: организация делопроизводства c. 133-143

DOI:
10.25136/2409-868X.2017.7.23660

Аннотация: Объектом исследования являются организации Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи (ВЛКСМ).Предмет исследования составляют аспекты стиля деятельности комсомола , связанные с организацией внутрисоюзного делопроизводства в 1960- е годы. Основным источником исследования являются "Сборники документов", издаваемые ЦК ВЛКСМ для служебного пользования сотрудников республиканских и областных комитетов ВЛКСМ , длительно хранившиеся под грифом "Секретно". Показано, как в 1960-е годы решались задачи сохранения источниковой базы исторической науки, обеспечивалась сохранность документальных материалов ВЛКСМ. Исследование основано на общенаучных принципах историзма и объективности. В основу построения работы положен проблемно-хронологический принцип. Исследовав накануне 100-летия ВЛКСМ малоизученные проблемы истории молодежного движения в России, автор пришел к выводу, что многочисленные попытки по совершенствованию делопроизводства в 1960-е годы так и не привели в коммунистическом союзе молодежи к созданию системы делопроизводства, позволяющей эффективно решать внутрисоюзные организационные проблемы.
Стерхов Д.В. - Религиозно-патриотические праздники в Пруссии в годы Освободительных войн (1813-1815) как элемент прусской государственной пропаганды. c. 155-166

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.5.20866

Аннотация: В качестве объекта исследования выступает патриотическая пропаганда в Пруссии в годы Освободительных войн (1813–1815). Предмет исследования – роль религиозно-патриотических праздников в прусской государственной пропаганде. Цель работы заключается в том, чтобы определить те пропагандистские задачи, которые выполняли религиозно-патриотические праздники, а также выявить их основные структурные элементы. Подробно изучается такой аспект, как мобилизационный потенциал религиозно-патриотических праздников. Особое внимание уделяется христианским символам и религиозной аргументации, к которым прибегали организаторы патриотических праздников. Методология работы основывалась на принципах историзма и объективности. Дополнительно использовались методы работы с таким специфическим источником, как протестантская проповедь. Новизна работы заключается в том, что автор подчёркивает значимость локального патриотизма, в то время как в современной историографии Освободительные войны 1813–1815 годов традиционно рассматриваются с позиций немецкого национализма. Главная задача, которую преследовали организаторы празднеств, заключалась в том, чтобы мобилизовать население прусского королевства на борьбу против врага и поднять моральный дух народных масс. Также преследовалась цель создать представление о единой прусской нации, сплотить подданных вокруг короля и тем самым укрепить лояльность населения по отношению к правящей династии и государству. Узко прусская патриотическая тематика превалировала над немецкой национальной тематикой. В качестве главного средства конструирования патриотической идеологии выступали религиозные символы и образы (христианская жертвенность, священная война), формировалось представления о личном участии Бога в военных действиях против врага. Результаты исследования позволяют обратить внимание на роль религиозного фактора в конструировании патриотических идеологий европейских государств в эпоху наполеоновских войн.
Якимов К.А. - Социально-экономические настроения молодежи Тамбовской области в 1937-1941 гг. c. 159-176

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.1.20970

Аннотация: В данной статье рассматриваются социально-экономические настроения советской молодежи накануне Великой Отечественной войны. Проводится анализ влияния советской идеологии и пропаганды на процесс трансформации настроений советской молодежи по отношению к хозяйственной и производственной деятельности. Особое внимание уделено изучению роли комсомольских организаций в развитии стахановского движения и ударничества среди молодых людей. Исследуются отношения юношей и девушек к колхозным работам, займовым кампаниям, социалистической собственности, изменениям в трудовом законодательстве. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что изучение механизмов формирования сознания молодежи и влияния комсомольской пропаганды, как элемента советской идеологии на характер общественных настроений молодого поколения, целесообразно для конструирования молодежной политики на современном этапе, а также способствует более полному освещению противоречивых социальных процессов в молодежной среде в период усиления тоталитаризации общества. При написании статьи использовались принципы историзма, объективности и социального подхода. В качестве основных общенаучных методов, следует отметить: описание, комплексный анализ, синтез, дедукция, обобщение. Вместе с тем использовались такие специально-исторические методы как: конкретно-исторический и ретроспективный. Научная новизна статьи заключается в том, что впервые проведено комплексное исследование социально-экономических настроений молодежи в 1937-1941 гг. Исследование построено на широкой ресурсной базе архивных документов Российского государственного архива социально-политической истории, Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области и Государственного архива Тамбовской области.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"