по
Genesis: Historical research
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > The editors and editorial board > List of peer reviewers > Review procedure > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Legal information
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Genesis: Historical research" > Contents of Issue № 07/2018
Contents of Issue № 07/2018
Beliefs, religions, churches
Barinov N.N. - Evolution of two practices at the Divine Liturgy of the Presanctified Gifts in the XIV – XX centuries (historical-theological analysis) pp. 1-6

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.7.26464

Abstract: This article examines the historical and theological aspects of evolution of the two different practices at the Divine Liturgy of the Presanctified Gifts in the XIV – XX centuries. Relevance of this topic is substantiated by the recently emerged polemics on correspondence of these practices with the Apostolic Tradition and Patristic Heritage. An attempt is made to consider the historical context alongside the development of two different practices at the Divine Liturgy of the Presanctified Gifts in the XIV – XX centuries. The goal of this work is the analysis of the historical and theological documents of the indicated timeframe concerning the topic at hand, as well as the historical-theological materials of the matter. A conclusion is made that in the XIV – XX centuries, the Orthodox East retained the established practice to drench Holy Bread in the blood of Christ, which takes its roots from the undistorted Apostolic Tradition and the tradition of the Eastern Orthodox Churches. Although successionally, the preceding canonists did not recognize such action, which once again is unambiguously proven in the “Pidalion” by Nicodemus the Hagiorite. But the XX century has marked the emergence of some new Greek publications that acknowledge the tradition of soaking the Holy Bread in the blood of Christ at the Divine Liturgy of the Presanctified that must be considered as derogation from the canons and Apostolic Tradition.
History of law and state
Sokolova E.S. - On gnoseological potential of the personal worldview factor in the historical legal research of supra-state problematic: on the example of political legal realities of the late XVII – early XVIII centuries pp. 7-25

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.7.25905

Abstract: This article is dedicated to the estimation of gnoseological importance of identification of the determinant role of the Russian political elites of Modern Time in terms of institutionalization of the Russian autocracy and establishment of the supra-estate political regime of authoritarian type. Based on the synthesis of the political legal, sociocultural and micro-historical approaches towards studying the carriers of legal information of the period of the state legal reforms of Peter the Great, the author is able to trace the evolution of his theoretical views upon the nature and concept of the nominal decrees. The author believes that the focus of Tsar aimed at activation of the regime of lawfulness was a result of interaction between the “patrimonial” traditionalism, penetration onto the Russian soil of the theoretical-legal constructs of the European Enlightenment based on the doctrine of state paternalism, and the pressing need of political practice in establishment of the model of the professional legal consciousness of officialdom founded on the ideal of the “public good”. On the example of reconstruction of the doctrinal bases underlying the separate decrees of legislative character, aimed at modernization of the political legal and administrative practice of the Russian State of the studied period, the conclusion is made their paternalistic orientation was mediated by the idea on the absence of legal limitations of the will of autocratic monarch, common to an old-Moscovian[WU1]  legal consciousness affected by a set of historical and sociocultural factors. Thus, the pragmatic interest of the ruling elite towards the consolidation of law and lawfulness encouraged not only the exaltation of monarch over the nationals and formation of the supra-estate model of authoritarian political regime, but also the contributed to the development of legal nihilism at the various social levels, which by the beginning of 1720’s got tired of the costs of Peter the Great’s modernization and the cause by it crisis of the political system of Russian Empire.  [WU1]
Dmitriev A. - Rules on the tolerance of Masonry in the Russian Empire of 1811: historiographical analysis pp. 26-56

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.7.25601

Abstract: The relationship between the government and Masonic lodges have always aroused genuine multifaceted interest. The goal of this research is to provide a historiographical analysis to the enclosure “Lit. A” to the note of special clergy of the Police Ministry. The author establishes the authenticity of the source and precision of the data contained within, as well as the year, title, legal value, purpose, completeness and meaning of the source. The foundation for this study served the works on the source started by V. I Semevsky, G. V. Vernadsky and A. I. Serkov. The author compares the rules of 1811 and the Decree of Prussian King of 1798; demonstrates the meaning of the rules for the legislative regulation of the activity of Mason lodges; and provides the historiographical analysis of the rules of 1811. The introduction of rules served as an example of the Russian version of modernization of the legislative regulation of Masonry.
History and Economics
Brovina A. - The Soviet Academy of Sciences and industrial modernization of the country: historical experience of the development of near-Arctic territories of Russia (1920’s – 1930’s) pp. 57-65

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.7.26605

Abstract: The subject of this research is the historical role of the Russian Academy of Sciences in academic exploration of the near-Arctic territories of the European North of Russia during the 1920’s and 1930’s. The author analyzes the sociopolitical reforms that led to inclusion of the Academy of Sciences into the Soviet industrial-political project. Special attention is given to the expeditionary work of the Academy of Sciences that unfolded in the 1920’s – 1930’s on the territories of Kola Peninsula and Northern Krai and led to a number of discoveries, valuable for the development of separate disciplines and geography overall, as well as nature and population of the northern territories of the country. The article proves that the industrial development of the North within the framework of industrial modernization of the country is considered one of the tasks that was proclaimed by the Bolshevik authorities and “imposed” upon the Soviet Academy of Sciences. The academic community of the country proposed and implemented a number of interdisciplinary promising projects on the Kola Peninsula and Northern Krai that resulted in discovery of the immense mineral deposits in the European North, opening the vast prospects for the economic and cultural development and potential status of one of the important economic regions of the country.    
Bespal'ko D.N. - The problems of labor management in the hunting and fishing industry in the northern Chita Region during the 1930’s – beginning of the 1950’s pp. 66-76

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.7.26497

Abstract: The subject of this research is the initial period of establishment of the hunting and fishing industry in the territories of northern Chita Region. The harsh climatic conditions and mountain-taiga landforms substantiated the specific development of the new economic branches, among which stood out the most ancient industry – hunting. The importance of the development of the riches fur resources encouraged the vigorous activity of Soviet people, and the subsequent collectivization led to the creation of regional system of planned use of all assigned to communal farms hunting areas. One of the urgent problems throughout the entire chronological timeframe examined in the article was the management of hunting labor, which affected all indexes of the extraction of down and fur raw materials. This article is the first to introduce into the scientific discourse of the previously unstudied archival materials from the State Archive of Zabaykalsky Krai, as well as the comprehensive approach towards examination of the problems of history of the development of hunting and fishing industry in the region. Based on a broad circle of sources, the author concludes on the erroneousness of the initial hunting establishment and its consequences.
History of science and technology
Pyltcina M., Makhina S.N. - Agrarian scientific heritage of Carl Birnbaum pp. 77-84

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.7.25634

Abstract: The subject of this research is the agrarian scientific heritage of the German Professor of Agriculture Carl Joseph Birnbaum, whose work “Guidance to Agriculture” achieved special prominence on Russia; the formation of surrounded him academic community and associated with it discourse; and the determination of scholar’s contribution into the development of agrarian science. The “Guidance to Agriculture” contains the theoretical bases of agricultural activity, and determination of important factors and circumstances affecting the progress of agriculture. Using the general scientific and special research methods, the authors note that C. Birnbaum through the profound retrospective analysis of the development of agrarian production of various peoples deduces the concept of the formation of state from the evolution of agriculture. A conclusion is made that the agrarian views of C. Birnbaum became a substantial breakthrough in establishment of the scientific methodology in agrarian sphere, as the questions discusses by the scholars and proposed for consideration within academic community of that time, remain relevant nowadays. Trying to develop his research strategy, C. Birnbaum analyzes the factors affecting the efficient agrarian production, among which he lists the labor, capital and land, as well as reasons on possibility of their mutually beneficial synthesis in the context of agricultural industry.
Quantitive methods in history
Karagodin A.V. - Big data, big changes: goals and some results of the updated educational course “Quantitative Methods in Historical Research” at the faculty of History of the M. V. Lomonosov Moscow State University pp. 85-95

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.7.25598

Abstract: This article meticulously examines the current situation of the development of historical science, as well as the dynamics of its changes pertinent to the methods of acquisition and validation of the historical knowledge. Special attention is given to the questions of the methodology of history, particularly associated with the “digital turn”, as well as the reassessment of the role of specialization and professional knowledge within the historical community. Under the new circumstances, the teaching the discipline “Quantitative Methods in Historical Research” should assume new importance, and the course itself – the new content. The author comes to a conclusion that the process of professional education of a contemporary historian fundamentally relates to the formation of methodological knowledge of the future specialists, familiarization with the structure and multifacetedness of the modern methodological space within which currently exists the historical community. The updated course “Quantitative Methods in Historical Research” is addressed to a student, who expects to solve the heuristic tasks namely in the context of information society, where dimension will become the key instrument of cognition.
Social history
Osipov S., Vyazmitinov M., Kamalova R. - Honors and rewards in the education system of Imperial Russia (the late XVIII – the early XX centuries) pp. 96-105

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.7.26465

Abstract: The object of this research is the reward signs bestowed upon the students of secondary and higher education for academic achievements and behavior in prerevolutionary Russia (the late XVIII – the early XX centuries); stages of the establishment of reward system; marks of distinction, etc. The author underlines the versatility of educational rewards, their tangible values, as well as the value in case of employment. The authors review the mechanism of ensuring credibility of such rewards, as well as describes the particular marks of distinctions of the various higher education facilities (medals, rings, tokens, etc.). Based on analysis of the collected data with the use of historical-hermeneutic methodology, the work defines the origins, peculiarities and development stages of the rewards system. Determines its levels, and underlines the moral and material aspects. The authors systematize the records on the rewards of secondary and higher schools of Imperial Russia, turning attention to the holistic character of many of the marks of distinction (moral rewards, tangible rewards, sign of corporate solidarity). A conclusion is made on the merits of prerevolutionary rewards system due to the presence of tangible component, and advantages in recruiting for government service, etc.
Fando R.A. - The bloom of non-state higher education in prerevolutionary Russia pp. 106-119

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.7.25959

Abstract: The object of this research is the system of non-state higher education in Russia over the period from the late XIX until the early XX century. The subject is the history of organization of the private and public universities in prerevolutionary Russia. The author examines the emergence of educational facilities of the new type that received the title of people’s universities. This article helps to fill the gaps in the history of the national non-state education that emerged due to the long-term neglect in the Russian historiography of the questions regarding the functionality of the private higher education establishments. Moreover, during the Soviet period, multiple positive moments present in the prerevolutionary higher school, were consigned to oblivion. The history of evolution of the non-state higher education is viewed with consideration of the political, economic and sociocultural factors, which helps to understand the causes that affected the spread of such phenomenon in prerevolutionary Russia. The scientific novelty of this work lies in generalization of the historical path experienced by the non-state higher education in Russian over the period from the second half of the XIX until the firs decades of the XX century, involving the new previously unknown archival materials. Despite the insufficient knowledge of the private and public universities of the examined period, many of the scholars and educators had worldwide recognition due to their research in the breakthrough fields of knowledge, using the contemporary to that time methods. The first classical scientific schools originated within the private universities. The knowledge about the system of non-state higher education of prerevolutionary period is extremely relevant today, as over the two recent decades Russia observes the increase in the number of students of the non-state universities.
Golovushkin D.A. - Correlativity of the mystical and rational. Formulation of the church-state relationship model at the 1917–18 Local Council of the Russian Orthodox Church pp. 120-129

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.7.25982

Abstract: This article is dedicated to one of the most complicated and paramount questions discussed at the 1917–18 Local Council of the Russian Orthodox Church in terms of the political freedom, secularism and non-confessionalism of the state. Over the recent decade, this topic has repeatedly become a subject of attention of the national historians and theologians, but unfortunately never exceeded the scope of the empirically real side of the church, as a social institution, passing over its conceptual-mystical core – theocentricism, sociality and totality. The goal of this work is to demonstrate whether the Council had its own political and religious discourse based on the traditional social doctrine of the church that it “already” belongs to the Kingdom of God, developed the “middle way” in the church-state relationship and returned onto the “historical paths”. The analysis of the actions and decisions of the 1917–18 Local Council of the Russian Orthodox Church allows concluding that despite the enticement of the “free theocracy” the Council still was under the thumb of the political moment and targeted the religious policy of the new state. Thus, the derived from the Council final document – “On the Legal Status of the Russian Orthodox Church” was based on the idea of mutual compromise and mutual restrictions, which the church addressed to the state. This was an attempt of the “militant church” to embark upon the path of mediation, correlativity of the mystical and rational, which in the Russian Orthodoxy and Russian Orthodox Church is one of the unique experiences of similar type.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция и редакционная коллегия > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Genesis: исторические исследования" > Содержание № 07, 2018
Выходные данные сетевого издания "Genesis: исторические исследования"
Номер подписан в печать: 30-07-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Кодан Сергей Владимирович, доктор юридических наук, svk2005@yandex.ru
ISSN: 2409-868X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 07, 2018
Верования, религии, Церкви
Баринов Н.Н. - Развитие двух практик на Литургии Преждеосвященных Даров в XIV – XX вв. (Историко-богословский анализ) c. 1-6

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.7.26464

Аннотация: В статье рассматриваются историко-богословские аспекты развития в Церкви двух разных практик на Литургии Преждеосвященных Даров в XIV – XX вв. Актуальность вопроса обусловлена возникшей в настоящее время полемикой о соответствии данных практик апостольскому преданию и святоотеческой традиции. В работе предпринимается попытка рассмотреть исторический контекст, а также развитие в Церкви двух разных практик на Литургии Преждеосвященных Даров в XIV – XX вв. Анализ осуществляется на основе критического изучения историко-богословских исследований, посвященных Литургии Преждеосвященных Даров и исторических документов. Целью исследования является анализ исторических и богословских документов XIV – XX вв., касающихся данной темы, а также историко-богословских работ по этому вопросу. В статье делаются выводы, что в XIV – XX вв. на православном востоке сохранялась установившаяся практика орошать святой Хлеб Кровью Христовой, берущая начало то неискаженного апостольского предания и традиции восточно-православных Церквей. Причем преемственно, согласно с предшествующими канонистами не признавалось преложения вина в Кровь Христову на Литургии Преждеосвященных Даров, что еще раз однозначно подтвердил «Пидалион» преподобного Никодима Святогорца. Но в XX в. появились некоторые новые греческие издания, признающие это «преложение», что стоит признать отступлением от канонов и апостольской традиции
История права и государства
Соколова Е.С. - О гносеологическом потенциале личностно-мировоззреческого фактора в историко-правовых исследованиях надсословной проблематики: (на примере политико-юридических реалий конца XVII - первой четверти XVIII в.) c. 7-25

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.7.25905

Аннотация: Статья посвящена определению гносеологической значимости выявления детерменирующей роли российских политических элит Нового времени в институционализации российского самодержавия и становлении надсословного политического режима авторитарного типа. На основе синтеза политико-юридического, социокультурного и микроисторического подходов к изучению носителей правовой информации периода государственно-правовых преобразований Петра I прослеживается эволюция его теоретических взглядов на природу и сущность именных указов. По мнению автора, личная установка царя на активизацию режима законности происходила в результате взаимодействия «вотчинного» традиционализма, проникновения на российскую почву теоретико-правовых конструкций европейского Просвещения, основанных на доктрине государственного патернализма, и насущной потребности политической практики в формировании модели профессионального правосознания чиновничества, основанного на идеале «общего блага». На примере реконструкции доктринальных оснований, положенных в основу ряда сепаратных указов законодательного характера, нацеленных на модернизацию политико-юридической и административной практики Российского государства изучаемого в статье периода, автор приходит к выводу, что их патерналистская направленность была опосредована представлением об отсутствии правовых ограничений воли монарха-самодержца, свойственного старомосковскому правосознанию под воздействием комплекса исторических и социокультурных факторов. В результате прагматический интерес правительственной элиты к укреплению закона и законности способствовал не только возвышению монарха над подданными и формированию надсословной модели авторитарного политического режима, но и содействовал развитию правового нигилизма на разных уровнях общества, уставшего к началу 1720-х гг.от издержек петровской модернизации и вызванного ею кризиса политической системы Российской империи.
Дмитриев А.В. - Правила о терпимости масонства в Российской Империи в 1811 г.: источниковедческий анализ c. 26-56

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.7.25601

Аннотация: Отношения государства и масонских лож вызывали и вызывают неподдельный многоаспектный интерес. Цель настоящего исследования – дать источниковедческий анализ приложению «лит. А» к записке особенной канцелярии министерства полиции. Автором производится 1) установление достоверности источника и точности содержащихся в нем сведений; 2) установление года, наименования, юридической силы, цели, полноты и значения источника. Основанием для такого исследования послужили работы над источником, начатые В.И. Семевским, Г.В. Вернадским и А.И. Серковым. Используются методы сравнительного правоведения, юридического источниковедения, для характеристики документа использованы приемы внешней и внутренней критики. В статье производится сравнение правил 1811 г. и указа прусского короля 1798 г. Показывается значение правил для законодательного регулирования деятельности масонских лож. В статье впервые проводится юридический источниковедческий анализ правил 1811 г. Введение правил послужило образцом русского варианта модернизации законодательного регулирования масонства.
История и экономика
Бровина А.А. - Академия наук СССР и индустриальная модернизация страны: исторический опыт освоения приарктических территорий России (1920-1930-е гг.) c. 57-65

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.7.26605

Аннотация: Предмет исследования статьи – историческая роль Российской Академии наук в научном изучении приарктических территорий европейского Севера России в 1920-1930-х гг. Автор анализирует общественно-политические преобразования, приведшие к включению Академии наук в советский индустриально-политический проект. Особое внимание уделяется экспедиционной работе Академии наук, развернувшей в 1920–1930-е гг. на территориях Кольского полуострова и Северного края, которая привела к ряду открытий, ценных как для развития отдельных дисциплины, так и в целом для познания географии, природы и населения северных территорий страны. Методологическую основу исследования составляют основные принципы современной исторической науки: историзм и научная объективность, а также общенаучные методы: анализ и синтез, описание, построение аналогий. Основные выводы проведенного исследования. Доказано, что промышленное освоение Севера в рамках индустриальной модернизации страны – одна из тех задач, которая была громко провозглашена правительством большевиков и «спущена» Академии наук СССР к исполнению. Научное сообщество страны выдвинуло и реализовало ряд межотраслевых перспективных проектов на Кольском полуострове и в Северном крае, которые привели к открытию колоссальных месторождений на территории европейского Севера (апатитовые месторождения Хибинских тундр, пегматиты, железная руда, марганец, полиметаллы, промышленных запасы сапропелита, сырьевые базы для химической промышленности). Научные планы были ориентированы на решение масштабных государственных задач по освоению производительных сил. В результате перед северными территориями страны открылись широкие перспективы хозяйственного и культурного развития, возможность превращения в один из важных экономических районов страны.
Беспалько Д.Н. - Проблемы организации труда в охотничье-промысловом хозяйстве на севере Читинской области в 1930 – начале 1950-х гг. c. 66-76

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.7.26497

Аннотация: Предметом исследования в рамках статьи является начальный период становления охотничье-промыслового хозяйства на территории северных районов Читинской области. Суровые природно-климатические условия и горно-таежный характер местности обусловили специфическое развитие основных отраслей экономики, среди которых древнейший промысел – охота, стояла особняком. Важность освоения богатейших пушных ресурсов подстегивала к активной деятельности советских людей, а случившаяся в дальнейшем коллективизация привела к созданию рациональной системы планового опромышления всех приписанных к колхозам охотничьих угодий. Одной из остро стоящих проблем на протяжении всего изучаемого в статье хронологического отрезка времени была организация охотничьего труда. От степени подготовки к каждому промысловому сезону, создания бытовых условий и организации своевременного обслуживания в тайге зависели все показатели добычи пушно-мехового сырья. Методологическую основу работы составили принципы историзма и объективизма, применены методы историко-сравнительного и проблемно-хронологического анализа. Новизна работы заключается во введении в научный оборот ранее не изученных архивных материалов Государственного Архива Забайкальского Края (ГАЗК) и комплексный подход к исследованию ранее не изученных проблем по истории развития охотничье-промыслового хозяйства в регионе. На основе широкого круга источников делаются выводы об ошибочности изначального охотустройства и его последствиях.
История науки и техники
Пыльцина М.В., Махина С.Н. - Аграрное научное наследие К. Бирнбаума c. 77-84

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.7.25634

Аннотация: Предметом исследования является аграрное научное наследие немецкого профессора земледелия Карла Йозефа Бирнбаума, среди многочисленных исследований которого особую известность в России получил научный труд «Руководство к сельскому хозяйству», а также формирование окружающей его научной общности и связанного с этим дискурса, определение вклада ученого в развитие аграрной науки. Исходным положением «Руководства к сельскому хозяйству» являются теоретические основы агрикультурной деятельности, выяснение существенных условий и обстоятельств прогресса сельского хозяйства. Используя общенаучные и специальные методы исследования, авторы отмечают, что К. Бирнбаум посредством глубинного ретроспективного анализа развития аграрного производства у различных народов выводит концепцию образования государства из эволюции земледелия. Делается вывод о том, что аграрные воззрения К. Бирнбаума стали значительным прорывом в установлении научной методологии в аграрной сфере, а вопросы, затронутые ученым и вынесенные им на обсуждение научного сообщества того времени, не потеряли актуальности и в наши дни. Развивая свою исследовательскую стратегию, К. Бирнбаум рассуждает об условиях эффективного аграрного производства, к числу которых относит труд, капитал и землю, о возможности их взаимовыгодного синтеза в контексте сельскохозяйственной промышленности.
Количественные методы в истории
Карагодин А.В. - Большие данные, большие перемены: цели и некоторые результаты обновления учебного курса «Количественные методы в исторических исследованиях» на историческом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова c. 85-95

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.7.25598

Аннотация: В статье подробно рассматриваются современные условия развития исторической науки, определяются тенденции изменений, происходящих в способах получения и проверки истинности исторического знания. Автор уделяет особое внимание вопросам методологии истории, в том числе связанным с «цифровым поворотом», а также ставит вопрос о переоценке роли специализации и профессионального знания в историческом сообществе. В новых условиях преподавание предмета «Количественные методы в исторических исследованиях» должно прибрести новое значение, а сам курс получить новое наполнение. В статье делается упор на актуализации наследия школы академика И. Д. Ковальченко, а также развитии традиции преподавания курса "Количественные методы в исторических исследованиях" на историческом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова. Автор приходит к выводу, что процесс профессионального образования современного историка существенным образом связан с формированием у будущих специалистов методологического знания, знакомством со структурой и многообразием современного методологического пространства, в котором сегодня существует историческое сообщество. Обновленный курс «Количественные методы в исторических исследованиях» обращен к студенту, которому предстоит жить и решать эвристические задачи в контексте именно такого, информационного общества, где главным инструментом познания станет измерение.
Социальная история
Осипов С.В., Вязьмитинов М.Н., Камалова Р.Ш. - Награды и поощрения учащимся в системе образования императорской России (вторая половина XVIII – начало XX вв.) c. 96-105

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.7.26465

Аннотация: Объектом исследования являются наградные знаки, которыми награждались за успехи в учебе и поведении учащиеся системы среднего и высшего образования в дореволюционной России (конец 18-начало 20 вв.), этапы становления наградной системы, конкретные знаки отличия и т. д. Отмечается многофункциональность образовательных наград, их значительная материальная ценность равно как и ценность при трудоустройстве. Рассматриваются механизмы обеспечения престижности данных наград. Приводятся описания конкретных наградных знаков различных высших учебных заведений (медали, перстни, жетоны, шифры). На основе анализа собранного массива данных с помощью историко-генетической методологии определяются истоки, особенности и этапы развития наградной системы, выделяются её уровни, указывается на моральный и материальный аспекты. Авторы систематизируют сведения о наградах средней и высшей школы царской России, обращая внимание на комплексный характер многих знаков отличия (моральное поощрение, материальное поощрение, знак корпоративной солидарности). Выделяются четыре уровня наград: первый (золотые и серебряные медали и золотые шифры ), второй - Высочайше пожалованные медали для выпускников отдельных учебных заведений и специальных училищ, третий (грамоты, наградные листы, книги н за успехи в учёбе в течение обучения в конце четверти, полугодия или учебного года),четвёртый – памятные подарки (золотые и серебряные выпускные жетоны, золотые перстни). Делаются выводы о преимуществах дореволюционной наградной системы в плане наличия материальной составляющей, преимуществ при приеме на государственную службу и т.д.
Фандо Р.А. - Расцвет негосударственного высшего образования в дореволюционной России c. 106-119

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.7.25959

Аннотация: Объектом исследования является система негосударственного высшего образования в России (вторая половина XIX - начало XX вв.). Предмет исследования - история организации частных и общественных ВУЗов в дореволюционной России. Автор рассматривает появление учебных заведений нового типа, получивших название народных университетов. Представленная статья поможет восполнить пробелы в истории отечественного негосударственного образования, которые возникли из-за длительного пренебрежения в отечественной историографии вопросами функционирования частных высших учебных заведений. Более того, в советский период многие положительные моменты, имеющие место в дореволюционной высшей школе, были преданы забвению. В основу работы положены различные методы исторического исследования: сравнительный, типологический, системный. История развития негосударственного высшего образования рассмотрена с учетом политических, экономических, социокультурных факторов, что помогает понять причины распространения данного явления в дореволюционной России. Научной новизной работы является обобщение исторического пути, которое прошло негосударственное высшее образование в России со второй половины XIX в. до первых десятилетий XX в., с привлечением новых неизвестных ранее архивных материалов. Несмотря на малую изученность многих частных и общественных ВУЗов исследуемого периода, многие ученые и преподаватели этих учебных заведений имели мировую известность, так как выполняли свои исследования в прорывных областях знания с использованием современных для того времени методов. В частных университетах зарождались первые классические научные школы. Изучение опыта организации негосударственного высшего образования дореволюционного периода является, как никогда, актуальным сегодня, когда в России уже на протяжении последних двух десятилетий наблюдается рост студентов негосударственных вузов.
Головушкин Д.А. - Коррелятивность мистического и рационального. Разработка модели взаимоотношений церкви и государства на Поместном соборе 1917–1918 гг. c. 120-129

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.7.25982

Аннотация: Статья посвящена одному из самых сложных и важных вопросов, который рассматривался и решался на Поместном соборе 1917–1918 гг. – проблеме правового статуса Русской православной церкви в условиях политической свободы, светскости и внеконфессиональности государства. В последнее десятилетие эта тема не раз становилась предметом внимания отечественных историков, богословов и религиоведов, но, к сожалению, она не выходила за границы эмпирически-реальной стороны церкви, как социального института, минуя ее сущностно-мистическое ядро – теоцентризм, социальность и тотальность. В задачи статьи входит показать: имел ли Собор собственный политический и религиозный дискурс, исходя из традиционного социального учения церкви о том, что она «уже» принадлежит Царству Божию, выработал ли он «срединный путь» во взаимоотношениях церкви и государства или вернулся на «исторические колеи»? Анализ деяний и определений Поместного собора 1917–1918 гг. позволяет заключить, что Собор, несмотря на соблазн / чаяние «свободной теократии», все же оказался во власти политического момента и стал ориентироваться на религиозную политику нового государства. В результате, вышедший из недр Собора итоговый документ – «О правовом положении Православной Российской церкви» – был основан на идее взаимных уступок, взаимных ограничений, с предложением которых церковь обратилась к государству. Это была попытка «церкви воинствующей» встать на путь медиации, коррелятивности мистического и рационального, что в русском православии и Русской православной церкви является одним из уникальных опытов подобного рода.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"