по
Genesis: Historical research
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > The editors and editorial board > List of peer reviewers > Review procedure > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Legal information
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Genesis: Historical research" > Contents of Issue № 03/2018
Contents of Issue № 03/2018
History and Economics
Babkina N. - Stages of development of the basic methodology for transitioning companies to new terms of operation in the period of USSR’s economic reform of 1965 pp. 1-8

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.3.25485

Abstract: The subject of this research is the process of development of methodology used for transitioning companies to new system of planning and economic incentive in terms of the economic reform of 1965 in Soviet Union. The article determines the two key stages of this process, as well as emphasizes the peculiarities of each one. The author analyzes the major differences of every new edition of the framework document (from the standpoint of transitioning) – methodological guidelines from the previous version. Particular attention is given to the process of their approval and subsequent amendments. The study leans on the principle of historicism (historical-genetic method) that allows examining each state in connection with the preceding and succeeding. The author also applies the system method for viewing methodology as an element of the unified system that affects its establishment and development. The main conclusion of the research consists in comprehension of the importance of Interdepartmental Commission of the State Planning Committee of the USSR in development of the practical aspects of the conducted reforms, as well as high role of the methodology for transitioning companies to new system of planning and economic incentive with regards to the question of implementation of the provisions of economic reform of 1965.  
History of ethnicities, peoples, nations
Akulenko V.S. - Modern views of South Korean scholars upon the process of ethnogenesis of the Koreans pp. 9-15

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.3.25450

Abstract: The subject of this research is the examination of the question of ethnogenesis of the Koreans by the South Korean scholars at the present stage. The success, achieved by the South Korean historical  science by the early 1990’s, jointly with application of the newest methods of genetics, as well as appeared opportunity for unimpeded collaboration and data exchange with the colleagues from the People's Republic of China and Russian Federation, led to establishment of the modern views of South Korean scholars upon the process of ethnogenesis of the Koreans. Unfortunately, not all of the views correspond with the criteria scientificity. In the recent years, there have been a growing number of works that demonstrate clear intent to falsify history. The main method of the research lies in comparative analysis of the theories of ethnogenesis of the Koreans, published in the Republic of Korea after 1990. The article is first within the national literature study that is based on examination of the modern South Korean views upon the process of ethnogenesis of the Koreans. As a result, it was established that the majority of South Korean scholars involved in various academic disciplines and using different materials, mostly concur in principal questions of ethnogenesis of the Koreans, depicting it as a process of formation of the Korean ethnos based on polyethnic grounds as a result of multiple migrations during the various historical periods.
History of regions of Russia
Seleznev A. - Establishment and problems of operation of the Krasnoyarsk branch of All-Union Society for the Dissemination of Political and Scientific Knowledge (1947-1949) pp. 16-34

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.3.25534

Abstract: The object of this research is the process of incorporation of Krasnoyarsk intelligentsia into the political and enlightenment organization, which major goal consisted in distribution of the political and scientific knowledge in USSR. The subject of this research is the establishment and problems of operation of the Krasnoyarsk branch of All-Union Society for the Dissemination of Political and Scientific Knowledge during the period when the indicated society forms and develops as an academic organization of the prominent scientific and public figures of the country, claiming a somewhat political-educational autonomy (1947-1949). The author introduces into the scientific discourse the previously unpublished archival documents that allowed compiling, systematizing, and analyzing the new factual material that provides a relatively full representation on the creation, operation, and educational activity of the regional All-Union Society for the Dissemination of Political and Scientific Knowledge in the period of 1947-1949. The author concludes that this organization was formed by the prominent scientific and cultural figures, who had ideological and organizational ties with the leading part – All-Union Communist Party of Bolsheviks. Majority of the organization committee members involved in creation of the Krasnoyarsk branch of All-Union Society along with such enrolled by 1948 were the lecturers of the three universities of Krasnoyarsk: Medical, Pedagogical, and Siberian Forest Engineering institutes. In the first year of its existence, the Krasnoyarsk branch of All-Union Society was not able to pursue the lecturing activities due to experiencing the organizational issues.
History and Ideology
Nasibullin R.A. - "The course of financial law, read by Professor Kolonozhnikov, was held on ideologically low level with presence of major political distortions in form of anti-Soviet formulations": 1937 at the Sverdlovsk Law Institute pp. 35-48

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.3.22802

Abstract: The article traces the dramatic life of Georgy Mokeevich Kolonozhnikov (1880-1958) – the son of a peasant from a remote Russian village, a student of a prominent Russian civilian jurist and emigrant I.A. Bazanov, Orthodox monarchist, professor of Department of Commercial Law and Commercial Legal Proceedings of Tomsk University, professor of the Department of Civil Law and Civil Legal Proceedings of Law Faculty (and then Economic Faculty) of the Don University and other universities of Rostov-on-Don, a professor of finance law and Head of the Linguistics Department of the Sverdlovsk Law Institute (1935-1937). His example demonstrates the methods of fighting the dissenting teachers in higher educational institutions. Professor G. M. Kolonozhnikov was subjected to collective exposure and conviction for «gross political distortions in the form of anti-Soviet language» at a meeting of the Department of Civil and Economic Law of the Sverdlovsk Law Institute on March 7, 1937, and was soon dismissed from the institute and worked at law schools in Rostov-on-Don to 1950. The unpublished archival documents and materials of the Ural State Law University and the State Archives of the Sverdlovsk Region are introduced for scientific use. The article contains two addendums from the previously unpublished documents from the State Archive of Sverdlovsk Region, prepared for publication by the author of the article.
History of economy and business
Salfetnikov D.A. - Vectors of industrial modernization of the agrarian regions of South Russia and its implementation in the late 1930’s (on the example of Kuban and Stavropol Krai) pp. 49-60

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.3.25462

Abstract: The object of this research is the industrial process in the two South Russian regions during the years of the second and third five-year industrial plans. The author meticulously examines the essence of the industrial transformation in the agricultural regions within the framework of Soviet Modernization; importance of Kuban and Stavropol Krai industry, as well as their common and specific features. Relevance of the article lies in the insatiable scientific and sociopolitical interest generated by Soviet industrialization, methods and rates of its implementation in separate regions of the country along with the results. The scientific novelty lies in analysis of the specificity of industrial development of the two regions with the economies of rural character, as well as regional cut of industrial processes within the indicated historical-temporal format. The article analyzed the structure of the regional industry, solution of industrial tasks in the prewar period. The conclusion is made that by the end of the 1930’s the industrial development of Kuban and Stavropol Krai has entered the new stage, accompanied by the emergence of new industrial branches and administrative-territorial reforms. Krasnodar Krai and Stavropol Krai remained mostly agricultural, but in the course of reconstruction and industrial development of this period, has increased the role of light, food, energy, and manufacturing industries, as well as other branches demanded by the regional and national economy.
History of science and technology
Kochedykova M.M. - Collaboration of explorer of the Bolshezemelskaya Tundra A. V. Zhuravsky with the Russian Geographical Society in the early XX century pp. 61-68

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.3.25121

Abstract: The subject of this article is the history of science in the European Northeast of Russian of the early XX century. The object is the research activity of A. V. Zhuravsky in the field of geology over the period of 1903-1914 covering the territory of Bolshezemelskaya Tundra. The author examines the key directions in joint collaboration of Zhuravsky and the Russian Geographical Society on exploring the Bolshezemelskaya Tundra. Thanks to the expeditionary and collecting activities of Zhuravsky, was established the first scientific institution in the European Northeast of Russia. The author’s main contribution lies in using as the source base of the unique expeditionary reports and publications of A. V. Zhuravsky, reports of the department of Mathematical and Physical Geography of the Russian Geographical Society, as well as the correspondence between its members. The sources are preserved in several archives and museums of Russia. A conclusion is made that the collaboration with the Russian Geographical Society in the Bolshezemelskaya Tundra in the early XX century led to the beginning of the systematic explorations, which pioneer was A. V. Zhuravsky. The process of joint activity resulted in acquisition of the new knowledge that allowed clarifying the importance of the immense territory. The interested in Zhuravsky’s exploratory work Russian Geographical Society tried to gather the documents on this region in their archives. The scientific novelty consists in author’s discovery that Zhuravsky’s activity on exploration of the Bolshezemelskaya Tundra was comprehensively supported by the directorate of the Russian Geographical Society, including finding opportunities for compensating the expeditionary costs and supply with instruments for conducting the topographic surveys.  
Academic schools and paradigms
Kleitman A.L. - The projects of economic zoning and administrative-territorial structure of Lower Volga Region in the works of Tsaritsyn (Stalingrad) scholars of the 1920’s pp. 69-76

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.3.25587

Abstract: The subject of this research is the projects of zoning and administrative-territorial structure of Lower Volga Region, developed by the scholars of Tsaritsyn (Stalingrad) in the early 1920’s. Based on the results of the knowledge of history, geography and productive forces of the region, such compositions suggested the original view of the prospects of regional economic development, as well as administrative-territorial structure of the Krai. Studying of the zoning projects allows tracing the projects of the fundamental economic and administrative restructuring and their implementation during the first years of Soviet government. As demonstrated by the conducted research, the projects of administrative-territorial and administrative-economic reforms, carried out in the Lower Volga Region over the period of 1920’s – 1930’s, were developed on the early 1920’s. In 1928, was established the Lower Volga Oblast in accordance with the project, formulate by the Saratov researchers. However,  as a result of the reforms of 1930, 1932 and 1934, in three stages was implemented the project of Tsaritsyn (Stalingrad) Scholars of the early 1920’s.
Beliefs, religions, churches
Vetluzhskaya L.L. - Soteriological principles of Vajrayana Buddhism pp. 77-83

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.3.25519

Abstract:  This article examines the system of philosophical-soteriological principles of Vajrayana Buddhism, interrelation between the concept of Three Vehicles of Buddhism teaching and three turns of the Dharma Wheel, as well as the main soteriological principles of Vajrayana Buddhism in the context of Mahayana doctrine. The author considers the problem of dating of the origination, establishment, and final formation of the direction of Vajrayana in India; the time of final composition of Vajrayana correlates with the process of infiltration of the extensive text of Vajrayana from India to China in the VIII century AD. In conclusion, the article provides the fundamental principles of salvation in Vajrayana Buddhism. As the accents in achieving freedom in Vajrayana Buddhism shifted from the gradual path of accumulating merits towards the ability of reaching “enlightenment” in earthly life, attention is focused on the basic principles of its achieving through using the three aspects of Buddha: body, speech, and mind; the principle of the oneness of the adept’s nature and Buddha’s nature is revealed. Reaching the ultimate soteriological goal – liberation – requires the cognition of yourself; the key significance in Vajrayana practice attains the work with personal consciousness through meditation.  
Personality in history
Korobitcyna L.V. - Alan John Percivale Taylor – public figure and popularizer of history pp. 84-90

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.3.24612

Abstract:   During the years of the World War II, British government paid particular attention to formation of public opinion inside and outside the country, organizing the research institutes and statutory authorities on creation of the black and white propaganda, as well as attracting prominent historian scholars to cooperation. One of the remarkable representatives of the experts-intellectuals was Alan John Percivale Taylor, the author of several works written on request of the Directorate on the military policy affairs. The subject of this research is the activity of the famous British scholar and popularized of history A. J. P. Taylor, whose participation in the sequence of radio lectures of 1940’s laid the foundation for the development of popular science television. Methodological basis contains the principles of microhistorical approach that allows determining a number of trends characteristic to the entire British intellectual continuum of the late XX century. The scientific novelty consists in the fact that the indicated problem was not fully covered in the national historical science, thus this article will attempt to fill the gaps regarding the engagement of the British intellectuals into media space during the war and post-war years. A conclusion is made that participation of the representatives of academic environment in propagandistic activities through using such high-tech for the 1940’s mass media as radio and television, contributed to origination of the popular science and educational programs.   
Historical facts, events, phenomena
Belozerova V. - The development of Chinese calligraphic tradition in the works of Huang Qi (1914-2005) pp. 91-99

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.3.25556

Abstract: The subject of this research is the creative stylistics of the traditionalist direction in modern Chinese calligraphy. The object of this research is the works of the prominent calligraphist Huang Qi (1914-2005, PRC), who was able to retain the ethical and aesthetic valued of calligraphic tradition through the historical cataclysms of the XX century. The goal of this article consists in the analysis of artistic principles that defined the creative work of Huang Qi, as well as characterizing the peculiarities of writing techniques of the maestro in various scripts. Psychotechnique of his creative process is explained through the traditional task of “nurturing life” (yang sheng). The example of the oeuvres created throughout the last two decades of Huang QI’ life demonstrates how the artistic expressiveness of calligraphy is interpreted and complements the content of the written texts. The picturesque scroll of the maestro are notable for calligraphic technique of arm manipulation and calligraphic structure of the picturesque shape, which corresponds with the fundamental for the Chinese visual art tradition principle of the initial unity of these two arts. The art methodology couples with the methods of semiotics, hermeneutics, and culturological analysis. The scientific novelty of the acquired results consists in examination of works of the remarkable representative of traditionalist direction that is yet insufficiently studies in the Western art history. The author reveals the factors of sustainable development of calligraphic tradition during the era of emergency modernization of China’s cultural space in the last quarter of the XX century, which opens the prospect for reconsideration of the importance of avant-garde directions known in the West.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция и редакционная коллегия > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Genesis: исторические исследования" > Содержание № 03, 2018
Выходные данные сетевого издания "Genesis: исторические исследования"
Номер подписан в печать: 12-03-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Кодан Сергей Владимирович, доктор юридических наук, svk2005@yandex.ru
ISSN: 2409-868X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2018
История и экономика
Бабкина Н.М. - Этапы разработки основной методики перевода предприятий на новые условия работы в период экономической реформы 1965 года в СССР. c. 1-8

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.3.25485

Аннотация: Предметом представленного в статье исследования является процесс разработки методики, использовавшейся для перевода предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования в рамках экономической реформы 1965 года в СССР. В статье выделяются основные этапы данного процесса, при рассмотрении которых выделяются особенности каждого из них. Автором проводится анализ основных отличий каждой новой редакции основополагающего с точки зрения технологии перевода документа - методических указаний, от предыдущей версии. Особенное внимание уделяется процессу их утверждения и дальнейшего внесения изменений. В основу проведенного исследования по поставленной проблематике положен принцип историзма (историко-генетический метод), который позволяет рассматривать каждый этап во взаимосвязи с предыдущим и последующим. Кроме того, автором используется системный метод, позволяющий рассматривать методику как элемент единой системы, влияющий на ее становление и развитие. Основным результатом проведенного исследования является понимание значимости Междуведомственной комиссии при Госплане СССР в процессе разработки практических аспектов проводимых преобразований, а также высокой роли методики перевода предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования в вопросе имплементации положений экономической реформы 1965 года.
История этносов, народов, наций
Акуленко В.С. - Современные взгляды южнокорейских учёных на процесс этногенеза корейцев c. 9-15

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.3.25450

Аннотация: Предметом исследования являются изучение вопроса этногенеза корейцев учёными Южной Кореи на современном этапе. Успехи, достигнутые южнокорейской исторической наукой к началу 1990-х гг., совместно с применением новейших методов генетики, а также появившейся возможностью беспрепятственно работать и обмениваться данными с коллегами из КНР и РФ, привели к формированию современных взглядов южнокорейских учёных на процесс этногенеза корейцев. К сожалению, не все эти взгляды отвечают критериям научности. В последние годы появляется всё больше работ, занимающихся откровенной фальсификацией истории. Основным методом исследования является сравнительный анализ теорий этногенеза корейцев, опубликованных в Республике Корея после 1990 г. Статья является первым в отечественной литературе исследованием, основанным на изучении современных южнокорейских взглядов на процесс этногенеза корейцев. В результате исследования было установлено, что большинство южнокорейских исследователей, работающих по различным научным направлениям и использующих в анализе различный материал, в целом сходятся по важнейшим вопросам этногенеза корейцев, представляя его как процесс складывания корейского этноса на полиэтничной основе в ходе целого ряда миграций в различные исторические периоды.
История отдельных регионов России
Селезнев А.В. - Создание и проблемы функционирования Красноярского отделения Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний в 1947-1949 гг. c. 16-34

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.3.25534

Аннотация: Объектом исследования является процесс объединения красноярской интеллигенции в политико-просветительскую организацию, ставившую своей главной целью распространения политических и научных знаний в СССР. Предметом исследования является создание, проблемы организационной и просветительской деятельности Красноярского отделения Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний в период, когда Всесоюзное общество создается и развивается, как академическая организация видных научных и общественно-деятелей страны, претендующая на некую политико-просветительскую автономию (1947-1949 гг.). Методологическую основу исследования составили общенаучные методы, которые основаны на диалектическом и материалистическом восприятии всего исторического процесса. Впервые в историографии объектом самостоятельного исследования стал процесс создания Красноярского отделения Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний. В научный оборот введены не использованные ранее архивные документы, которые позволили собрать, систематизировать и проанализировать новый фактический материал, дающий относительно полное представление о создании, функционировании и просветительской деятельности Краевого отделения Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний в исследуемый период. Автор приходит к выводам, что Красноярское отделение Всесоюзного общества создавалось видными научными и культурными деятелям, идейно и организационно связанных с правящей партией - ВКП(б). Большинство членов Оргкомитета по созданию Красноярского отделения Всесоюзного общества, а также принятых до 1948 года были преподавателями трех красноярских вузов: Медицинского, Педагогического и Сибирского лесотехнического институтов. В первый год своего существования Красноярское отделение Всесоюзного общества так и не смогло приступить к лекционной деятельности, столкнувшись с организационными проблемами
История и идеология
Насибуллин Р.А. - «Прочитанный профессором Колоножниковым курс финансового права прошёл на идеологически низком уровне при наличии грубых политических извращений в виде антисоветских формулировок»: 1937 год в Свердловском юридическом институте c. 35-48

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.3.22802

Аннотация: В статье прослеживается драматическая судьба Георгия Мокеевича Колоножникова (1880-1958) – сына крестьянина из глухого русского села, ученика видного русского цивилиста-эмигранта И. А. Базанова, православного монархиста, профессора кафедры торгового права и торгового судопроизводства Томского университета, профессора кафедры гражданского права и гражданского судопроизводства юридического (затем экономического) факультета Донского университета и других вузов Ростова-на-Дону, профессора финансового права и заведующего кафедрой языкознания Свердловского юридического института (1935-1937). На его примере показаны методы борьбы с инакомыслящими преподавателями в вузах. Профессор Г. М. Колоножников подвергся коллективному разоблачению и осуждению за «грубые политические извращения в виде антисоветских формулировок» на заседании кафедры гражданского и хозяйственного права Свердловского юридического института 7 марта 1937 г. и вскоре был уволен из института и работал в юридических вузах Ростова-на-Дону до 1950 г. В научный оборот введены ранее не публиковавшиеся документы и материалы архива Уральского государственного юридического университета и Государственного архива Свердловской области. К статье прилагаются два приложения из ранее не публиковавшихся документов из Государственного архива Свердловской области (ГАСО), подготовленные к печати автором статьи.
История экономики и бизнеса
Салфетников Д.А. - Направления промышленной модернизации аграрных районов Юга России и ее осуществление во 2-ой половине 1930-х гг. (на примере Кубани и Ставрополья). c. 49-60

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.3.25462

Аннотация: Объектом исследования выступают индустриальные процессы в двух южнороссийских регионах в конце второй и в годы третьей пятилеток. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как сущность индустриальных трансформаций в сельскохозяйственных краях в рамках советской модернизации; значение кубанской и ставропольской промышленности, их общие и специфические черты. Актуальность статьи заключается в неугасимом научном и общественно-политическом интересе, который вызывает советская индустриализация, методы и темпы ее проведения в отдельных районах страны, итоги. Методологической основой являются принципы историзма, объективности и системный подход. Использовались и некоторые общенаучные методы: дедукция и индукция, сравнительный анализ. Также применялись проблемно-исторический и ретроспективный методы. Новизна исследования заключается в том, что автор анализирует специфику промышленного развития двух регионов с экономиками рурального характера, проводит региональный срез производственных процессов в данном исторически-временном формате. Проанализированы: структура промышленности регионов, решение здесь индустриальных задач в предвоенный период. Автор делает выводы о том что: к концу 1930-х гг. развитие промышленности Кубани и Ставрополья вышло на качественно новый уровень, сопровождаясь появлением новых отраслей промышленности и административно-территориальными преобразованиями. Краснодарский и Орджоникидзевский края оставались преимущественно сельскохозяйственными, но в ходе реконструкции и промышленного строительства этого периода возросла доля легкой, пищевой, топливной, энергетической, перерабатывающей и других отраслей, востребованных как краевой, так и союзной экономикой.
История науки и техники
Кочедыкова М.М. - Сотрудничество исследователя Большеземельской тундры А.В. Журавского с Русским географическим обществом в начале ХХ в. c. 61-68

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.3.25121

Аннотация: Предметом исследования является история науки на Европейском Северо-востоке России в начале XX века. Объектом исследования - научно-исследовательская деятельность А.В. Журавского в области геологии в 1903-1914 гг. на территории Большеземельской тундры. Автор подробно рассматривает основные направления совместной деятельности А.В.Журавского и РГО по изучению Большеземельской тундры. Благодаря экспедиционной и собирательской деятельности Журавского было организовано первое научное учреждение на Европейском Северо-Востоке России. Методологической основой исследования являются такие общенаучные методы как анализ, синтез и описание, принцип историзма и сравнительно-исторический подход. Особым вкладом автора в исследование является использование в качестве источниковой базы уникальных экспедиционных отчетов и публикаций А. В. Журавского, отчеты отделения географии математической и географии физической РГО, переписка с членами РГО. Источники хранятся в нескольких архивах и музеях страны. Сделан вывод, что благодаря сотрудничеству с РГО в Большеземельской тундре в начале ХХ в., начались планомерные исследования, пионером которых стал А. В. Журавский. В процессе совместной деятельности происходило приобретение нового знания, что помогло уточнить значение громадной территории. Заинтересованное в исследованиях Журавского РГО стремилось сосредоточить в своем архиве документы по исследованию региона. Новизна исследования заключается в том, что впервые выяснено, что деятельность Журавского по изучению Большеземельской тундры поддерживало руководство РГО. РГО поощряло результаты исследований публикацией его научных статей, отмечало в отчетах, изыскивало возможности для компенсации экспедиционных расходов, снабжало инструментами для проведения топографических съемок.
Научные школы и концепции
Клейтман А.Л. - Проекты экономического районирования и административно- территориального устройства Нижнего Поволжья в трудах царицынских (сталинградских) ученых 1920-х гг. c. 69-76

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.3.25587

Аннотация: Предметом исследования являются проекты районирования и административно-территориального устройства Нижнего Поволжья, разработанные учеными Царицына - Сталинграда в начале 1920-х гг. Основанные на результатах изучения истории, географии, производительных сил региона, данные сочинения предлагали оригинальное видение перспектив развития региональной экономики, а также административно-территориального устройства края. Изучение проектов районирования позволяет проследить, как в первые годы Советской власти были разработаны проекты коренного хозяйственного и административного переустройства регионов страны и была проведена их реализация. Методологической основой работы являются принципы историзма и объективности, позволяющие изучать явления и предметы в многообразии и конкретно-исторических условиях их возникновения и развития. Использовались общеисторические методы научного исследования: историко-генетический; историко-типологический; историко-сравнительный и историко-системный. Как показало проведенное исследование, проекты административно-территориальных и административно-хозяйственных реформ, которые проводились в Нижнем Поволжье в 1920-1930-х гг. были разработаны в начале 1920-х гг. Нижне-Волжская область в 1928 г. была создана в соответствии с проектом, разработанным саратовскими исследователями. Однако в результате реформ 1930, 1932 и 1934 гг. в три этапа был воплощен в жизнь проект царицынских (сталинградских) ученых начала 1920-х гг.
Верования, религии, Церкви
Ветлужская Л.Л. - Сотериологические принципы буддизма Ваджраяны c. 77-83

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.3.25519

Аннотация: В статье рассматривается система философско-сотериологических принципов буддизма Ваджраяны, соотношение концепции трёх Колесниц буддийского учения и трёх поворотов колеса Дхармы, основные сотериологические принципы буддизма Ваджраяны в контексте учения Махаяны. Исследуется проблема датирования зарождения, становления и окончательного формирования направления Ваджраяны в Индии, время окончательного оформления Ваджраяны коррелируется с процессом проникновения масштабных текстов Ваджраяны из Индии в Китай в VIII в. н.э. В заключение приведены основополагающие принципы пути спасения в буддизме Ваджраяны. В представленной работе автор использовал системный и комплексный подходы, структурно-аналитический, контекстуальный и сравнительно-исторический методы исследования. Поскольку в буддизме Ваджраяны акценты в практике достижения освобождения сместились от постепенного пути накопления заслуг к возможности достижения буддовости в течение настоящей жизни, акцентируется внимание на основных принципах методов достижения просветления в настоящей жизни путем задействования трех аспектов его жизнедеятельности: тела, речи и ума, а также раскрывается принцип тождественности природы адепта и природы будды. Для достижения высшей сотериологической цели –освобождения – требуется познание самого себя, ключевое значение в практике Ваджраяны приобретает работа с собственным сознанием путем медитации.
Личность в истории
Коробицына Л.В. - А. Дж. П. Тейлор – общественный деятель и популяризатор истории c. 84-90

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.3.24612

Аннотация: В годы Второй мировой войны британское правительство уделяло особое внимание формированию общественного мнения внутри и за пределами страны, организуя исследовательские институты, учреждая государственные организации по созданию черной и белой пропаганды и привлекая к сотрудничеству, в том числе, крупных ученых историков. Одним из ярких представителей экспертов-интеллектуалов был А. Дж. П. Тейлор, авторству которого принадлежало несколько работ, написанных по заказу Дирекции по делам военной политики. Предметом исследования является деятельность известного британского ученого и популяризатора истории Тейлора, чье участие в серии радио-лекций 1940-х гг. положило начало развитию научно-популярного телевидения. Беря в качестве методологической основы исследования принципы микроисторического подхода, мы полагаем, что изучение отдельных событий из профессиональной жизни ученого выявит ряд тенденций, характерных в целом для всего британского интеллектуального континуума второй половины ХХ в. Научная новизна исследования заключается во том, что данная проблема нашла слабое отражение в отечественной исторической науке, и мы полагаем, что статья восполнит пробелы, существующие в представлении российских читателей относительно вовлеченности британских интеллектуалов в медиа пространство в военные и послевоенные годы. В ходе исследования автор пришел к выводу, что участие представителей академической среды в пропагандистской деятельности, посредством использования таких высокотехнологичных для 1940-х гг. средств массовой информации, как радио и телевидение, способствовало зарождению научно-популярных и просветительских передач.
Исторические факты, события, феномены
Белозерова В.Г. - Развитие китайской каллиграфической традиции в творчестве Хуан Ци (1914-2005) c. 91-99

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.3.25556

Аннотация: Предметом исследования является художественная стилистика традиционалистского направления в современной китайской каллиграфии. Объектом изучения служит творчество известного каллиграфа Хуан Ци (1914-2005, КНР), сумевшего пронести этические и эстетические ценности каллиграфической традиции сквозь исторические катаклизмы ХХ столетия. Цель работы состоит в анализе художественных принципов, определивших творчество Хуан Ци. Характеризуются особенности техники письма мастера в разных почерках. Психотехника творческого процесса мастера объясняется через традиционную задачу «пестования жизни» (ян шэн). На примере произведений, созданных на протяжении двух последних десятилетий жизни Хуан Ци, показывается, как художественная выразительность каллиграфической пластики интерпретирует и дополняет содержание прописываемых текстов. Живописные свитки мастера отличаются каллиграфической техникой работы кисти и каллиграфической структурой живописных форм, что соответствует фундаментальному для изобразительной традиции Китая принципу исходного единства этих двух искусств. Творчество Хуан Ци оценивается китайскими искусствоведами как эталонное воплощение национальной пластической парадигмы, успешно противостоящей культурному влиянию Запада. Искусствоведческая методология сочетается с методами семиотики, герменевтики и культурологического анализа. Высказывания Хуан Ци и знатоков его творчества даются в авторском переводе. Новизна полученных результатов заключается в исследовании творчества яркого представителя традиционалистского направления, которое полностью не изучено в западном искусствоведении. Раскрываются причины устойчивого развития каллиграфической традиции в эпоху экстренной модернизации культурного пространства Китая в последней четверти ХХ века, что открывает перспективы для переосмысления значимости авангардных направлений, известных на Западе.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"