Genesis: Historical research
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > Requirements for publication > Editorial collegium > The editors and editorial board > List of peer reviewers > Review procedure > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Legal information > О журнале
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Genesis: Historical research" > Contents of Issue № 02/2013
Contents of Issue № 02/2013
Historical sources and artifacts
Tikhonov V.V. - '... To Batter Down the Final Nail in the Coffin of Isaak Mintz and His Henchmen': Destruction of the Historian Isaak Mintz's Group During the Years of Ideological Campaigns of 'Late Stalinism' pp. 1-28


Abstract: The article is devoted to the destruction of so called 'Mintz- Razgon - Gorodetsky' group as part of ideological campaigns during the years of 'late Stalinism'. The author of the article focuses his attention on the opposition between historians A. Sidorov and I. Mintz during the years of struggle against 'rootless cosmopolitism'. Analyzing a wide range of scientific works many of which have never been discussed in Russian science before, the author of the article shows the influence of the campaign on historical studies. The author describes the main cause of the opposition between I. Mintz and A. Sidorov and makes a conclusion that the fight for influence over academic community was an important element of ideological campaigns back in those times. Based on the example of E. Gorodetsky, the author makes a conclusion that the campaign made part of the intelligentsia to review their values and to assume an anti-Stalin position.
Factors of historical development
Shadrin A.Y. - Mobilization Development Model in the USSR (1945 - 1991). Crisis and Attempts to Overcome it pp. 29-50


Abstract: Control system and ideology are the two main controls of society under the conditions of moblization development. The peak efficiency of that particular model of social management fell on the post-war period. However, overpressure of forces and limited resources raised a question about using personal motivation of citizens along with the methods of enforcement and conviction. Economic and social management was performed by economic executives through political parties. This led to functional differentiation in the Soviet elite and created groups who had special interests. When Iosif Stalin's government was over, the question about which group would be at the head of government came up. The Council of Ministers lost their position to the Communist Party of the Soviet Union and republican authorities which created another powerful group, national 'elite'. At  the same time, ideology was in chaos: the XX convention raise important questions about the previous state strategy and included utopic targets of full development of the communist society. The struggle of the 'elite' groups also introduced new methods of political management. Informal relationships became important. Elections of a new Soviet governor depended on clan relations just like in case of Mikhail Gorbachev. Groups kept satisfying their needs and interests and in the long run came to direct communication with the criminal environment. Needs of the state and government were replaced with the interests of clans. The government lost its legitimacy. The hopes people had at the beginning of Reconstruction Era were replaced with disappointment and disrespect towards Gorbachev and all what he symbolized - socialist regime and the Soviet Union.  
Social history
Fadeev L.A. - Problems of Competitive Practices at Engineering Enterprises During the First Five-Year Periods pp. 51-75


Abstract: The article deals with socialist competition at the Soviet machine-building enterprises in days of the first five-years periods as to one of the major elements of labour relations. The analysis of the hard-powered work practices on various on the size and structure enterprises of one branch allows to track the influence of the scales of factory and a role of competitive practices in system of labour relations of the enterprise.
Anthroposociogenesis and historical anthropology
Koroleva L., ., . - Islamic Political and Informal Organizations of Russia During the 1990's (Based on the Example of the Middle Volga Region) pp. 76-88


Abstract: The authors of the article analyze the process of creation of Muslim political organizations in Russia at the federal level during so called religious Renaissance in the 1990's (All-Union Islamic Revival Party 'Nakhdat', Islamic Cultural Center, Social Movement 'Nur' ('Light'), the Union of Muslims of Russia, 'Ittifak al'-muslimin' (Muslim Union) and political movement 'Refax'). The authors also analyze programs carried out by these organizations, activities of their leaders, relations with political parties and etc. The process of formation of informal Islamic groups had the following peculiarities in the Middle Volga Region: more 'earthly' nature of units, close relations to usual Muslims, radical nature of those organizations and their activities, political neutrality and focus on the issues of national culture. The authors also study associated programs, targets, activities and documents ('Tatar kanun' - Constitution of Tatar People, 'Tatar mekhellese' and others) created by both radical and moderate groups such as Tatar Social Center, Tatar Party of National Independence 'Ittifak', Youth Union 'Azatlyk' and etc. The authors also describe the Muslim closed group 'Saf Islam' (Pure Islam). Even though Tatar national movements appealed to Islamic values, their programs and activities were mostly socially oriented.
History of ethnicities, peoples, nations
Guykin V.A. - Korean Diaspora in Japan, Quasi-Labour Union of Soai-Kai and the Great Earthquake in Kanto pp. 89-142


Abstract: Since 1916 when Japan experienced the industrial boom caused by the First World War a growing number of immigrants had been coming to Japan to work at factories and plants. In 1916 the Korean Diaspora consisted of 5624 people and in 1920 it reached 298000 people. Most of those people were simple workers with low competence and skills.Korean massacres after the Great Earthquake in Kanto in 1923 when thousands of Korean people had been murdered became some kind of a milestone in the history of the Korean Diaspora. It caused immigrants to establish their own social organizations and develop the quasi-labor union Soai-Kai and Zenko communist labor union. The present article is the first work in Russian historiography devoted to the Korean Diaspora in Japan. The author of the article also provides a complex analysis of activities performed by the quasi-labour union Soai-Kai that was created and managed by state and police authorities.
Issues of war and peace
Boltaevskii A.A. - Salonika Battle Front During the First World War pp. 143-162


Abstract: The article shows the role and important of Salonika battle front during the First World War. The author of the article describes the nature of military actions and diplomatic discussions. Russian literary sources still focus rather on the Western and Eastern fronts. At the Salonika front the Entente forces consisted of English, French, Italian, Russian and later Greek people. Therefore, it would be interesting to study historical experience of cooperation of allies as a coalition. Personal interests of coalition participants interfered with their strategic cooperation. The author of the article also shows the influence of the Russian February Revolution and the phenomenon of 'brotherhood' in 1917. In 1918 in the Salonika front the 'Entente Cordiale March' was created to celebrate the withdrawal of Austrian-Hungarian forces (the main ally of Germany). 
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Genesis: исторические исследования
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция и редакционная коллегия > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Genesis: исторические исследования" > Содержание № 02, 2013
Выходные данные сетевого издания "Genesis: исторические исследования"
Номер подписан в печать: 1-4-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Кодан Сергей Владимирович, доктор юридических наук
ISSN: 2409-868X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: nb.info@mail.ru
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2013
Исторические источники и артефакты
Тихонов В.В. - «…Забить последний гвоздь в крышку политического гроба Исаака Минца и его прихвостней»: разгром «группы» историка И.И. Минца в годы идеологических кампаний «позднего сталинизма» c. 1-28

DOI:
10.7256/2306-420X.2013.2.701

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению разгрома так называемой «группы Минца-Разгона-Городецкого» в ходе идеологических кампаний «позднего сталинизма». В центре внимания оказывается противостоянию между историками А.Л. Сидоровым и И.И. Минцем в годы кампании по борьбе с «безродным космополитизмом». На широком круге источников, многие из которых вводятся в научный оборот впервые, показано влияние кампании на историческую науку, конкретное прохождение проработок в разных научных и учебных центрах. Показываются причины соперничества между И.И. Минцем и А.Л. Сидоровым, методы их борьбы. Делается вывод о том, что борьба за влияние в рамках научного сообщества – важный элемент проходивших идеологических кампаний. На примере судьбы историка Е.Н. Городецкого сделан вывод о том, что кампания способствовала переоценке системы ценностей у части интеллигенции, ее переходу на антисталинские позиции.
Факторы исторического развития
Шадрин А.Ю. - Мобилизационная модель развития в СССР (1945 – 1991 гг.). Кризис и попытки его преодоления. c. 29-50

DOI:
10.7256/2306-420X.2013.2.703

Аннотация: Система контроля и идеология – два основных рычага управления обществом в условиях мобилизационного типа развития. Пик эффективности этой модели приходится на послевоенный период. Однако перенапряжение сил поставило вопрос о необходимости подкрепить факторы принуждения и убеждения граждан мотивами личной заинтересованности, а управление экономикой и обществом перераспределить за счет партийного аппарата в пользу специалистов-хозяйственников. Таким образом, наблюдается функциональная дифференциация в среде советской «элиты» и возникают группы, имеющие особые интересы. После И.В.Сталина встал вопрос, какая из этих групп будет во главе государства. Потерянные позиции Совмина занимают КПСС в союзе с республиканскими органами, что приводит к оформлению ещё одной влиятельной группы интересов – национальной «элиты». Одновременно происходила хаотизация идеологии: на ХХ съезде ставится под сомнение вся прежняя государственная стратегия, а затем в программу партии вводятся утопические ориентиры развернутого строительства коммунизма. Борьба «элитных» групп привнесла и новые методы политического руководства. Приходят новые методы, базирующиеся на неформальных связях и отношениях. Каждый приход к власти нового советского руководителя все больше определялся клановыми отношениями. Так обстояло дело и с появлением во главе государства М.С. Горбачева. Групповые интересы все больше питались связями за пределами среды бюрократии и приблизились, в конце концов, к прямым контактам с криминальной средой. Государственный интерес в политике объективно вытеснялся интересами кланов. Власть утратила легитимность: надежды народа в начале перестройки, сменились страшным разочарованием и обернулись полным пренебрежением лично к самому Горбачеву и ко всему тому, что он олицетворял, в том числе – к социалистическому строю и союзному государству.
Социальная история
Фадеев Л.А. - Проблемы соревновательных практик на предприятиях машиностроительной отрасли в годы первых пятилеток c. 51-75

DOI:
10.7256/2306-420X.2013.2.665

Аннотация: В статье исследуются вопросы, связанные с реальной ролью социалистического соревнования в ходе выполнения планов первых пятилеток на советских машиностроительных предприятиях. Рассматривается история возникновения соревновательных практик, отражение их роли и значения в речах видных политических деятелей того времени, в том числе и Сталина. Отдельное внимание уделено ключевым историографическим аспектам данного вопроса; в частности, на примере работы американского исследователя Д. Скотта, изучен взгляд на стахановское движение очевидца и участника индустриализации, который видел и на себя испытывал все достижения и связанные с ними проблемы форсированного труда. Освещается всё многообразие как негативных, так и позитивных следствий социалистического соревнования в довоенные годы. Анализ стахановского движения и ударничества проводится на примере различных по масштабу заводов одной отрасли и региона, что позволяет на архивных материалах проследить связь между размерами предприятия, его структурой и ролью соревновательных практик в системе трудовых отношений.
Антропосоциогенез и историческая антропология
Королева Л.А., Королев А.А., Молькин А.Н. - Исламские политические и неформальные организации России 1990-х гг. (на примере Среднего Поволжья) c. 76-88

DOI:
10.7256/2306-420X.2013.2.712

Аннотация: В статье анализируется процесс создания мусульманских политических организаций в России федерального уровня в ходе религиозного «ренессанса» в 1990-е гг. (Всесоюзная Исламская Партия Возрождения «Нахдат», Исламский культурный центр, Общественное движение «Нур» («Свет»), Союз мусульман России (СМР), «Иттифак аль-муслимин» («Мусульманский союз»), политическое движение «Рефах»), программные установки данных объединений, лидеры групп, их деятельность, отношения с политическими партиями и т.п.Образование неформальных групп исламской ориентации на региональном уровне - в Среднем Поволжье имел особенности: более «приземленный» характер объединений, близость к рядовым мусульманам, более радикальный характер, политический нейтралитет, акцент на вопросах национальной культуры. В статье исследуются программные цели и положения, активность, документы («Татар кануны» («Конституция татарского народа»), «Татар мэхэллэсе» («Татарская махалля») и т.д.) радикальных и умеренных групп - Татарский общественный центр (ТОЦ), «Татарская партия национальной независимости «Иттифак», Союз молодежи «Азатлык», движение «Суверенитет», движение «Мусульмане Татарстана», Милли Меджлис (т.н. «Народный парламент») и т.д. Отдельно рассматривается мусульманская группа закрытого типа «Cаф ислами» («Чистый ислам»).Хотя объединения национального татарского движения апеллировали к ценностям ислама в своих заявлениях, практика и программные установки этих групп имели, в основном, светский характер.
История этносов, народов, наций
Гайкин В.А. - Корейская диаспора в Японии, квази-профсоюз Соайкай и Великое землетрясение в Канто c. 89-142

DOI:
10.7256/2306-420X.2013.2.453

Аннотация: С 1916г. в Японию, переживавшую промышленный бум, связанный с первой мировой войной, прибывает всё возраставшее число корейских иммигрантов, восполнявших нехватку рабочих для росшей на дрожжах заказов воюющих держав японской индустрии. Если в 1916г. численность корейской диаспоры составляла 5624 чел., то в 1920г. – 31720 чел., а в 1930 – 298000 чел., абсолютное большинство которых были рабочие с низкой квалификацией. Корейские погромы, последовавшие за Великим землетрясением в Канто 1923 г., в которых погибли тысячи корейцев, стали своеобразным рубежом в жизни корейской диаспоры, стимулом к социальной организации иммигрантов, развитию как квазипрофсоюза Соайкай так и его антипода коммунистического профсоюза Дзэнкё. В статье впервые в отечественной историографии поднимается тема корейской диаспоры в Японии, даётся комплексный анализ деятельности квази-профсоюза Соайкай, созданного и управляемого госструктурами и полицией.
Проблемы войны и мира
Болтаевский А.А. - Салоникский фронт Первой мировой войны c. 143-162

DOI:
10.7256/2306-420X.2013.2.700

Аннотация: В статье показана роль и значение Салоникского фронта в годы Первой мировой войны, рассматривается характер военных действий и дипломатических переговоров. В отечественной литературе до сих пор основное внимание уделялось только Западному и Восточному фронтам. На Салоникском фронте войска Антанты были представлены английскими, французскими, итальянскими, русскими, а в дальнейшем и греческими контингентами. Вследствие этого представляет интерес изучение исторического опыта коалиционного взаимодействия союзников, позволяющего проследить нюансы сложного трехлетнего сотрудничества. Личные интересы участников коалиции мешали стратегическому взаимодействию и отсрочили коренной перелом в пользу Антанты в данном районе. В работе показывается также влияние Февральской революции в России и феномен братания на данном театре военных действий в 1917 г. Салоникский фронт в 1918 г. положил начало победному маршу Сердечного Согласия в Первой мировой войне, выведя из нее Австро-Венгрию, основного союзника Германии.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"