по
Genesis: Historical research
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > The editors and editorial board > List of peer reviewers > Review procedure > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Legal information
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Genesis: Historical research" > Contents of Issue № 01/2013
Contents of Issue № 01/2013
Philosophy of history, historiography, chronology/source studies
Slezin A.A., . - Initial Stage of Development of the Soviet System of Political Control in Modern Researches pp. 1-29

DOI:
10.7256/2306-420X.2013.1.492

Abstract: The authors of the article describe the main targets, methods, achievements and unresolved issues in historical and legal researches at the initial stage of development of the Soviet system of political control. Being an essential function of the government, political control is being developed as the social life becomes more complex. According to the authors of the article, today we can talk about a new scientific field where historical, legal, political and social researches are combined. The authors agree with the point of view that the main purpose of political control is to provide the government with valid information about political attitudes of the population. The authors also describe the role of V. Izmozik, V. Krivoruchenko, N. Volodina, S. Dianova, A. Katkov, R. Nikulin T. Goryaev, N. Ofitserov, S. Maysheva, A. Demina and E. Lapatukhina in developmet of the Soviet system of political control. 
Auxiliary historical disciplines
Petrova O.S. - Historical Geography of Russia as an Academic Discipline at the XIX - early XX centuries pp. 30-49

DOI:
10.7256/2306-420X.2013.1.617

Abstract: The process of development of historical geography as a branch of science and academic discipline hasn't been easy. It has taken quite a long time to define the subject matter of historical geography which can be explained by specific features of the subject and interdisciplinary nature of research in historical geography. The XVIII century is believed to be some starting point for historical geography in Russia. However, this branch of science started to develop only in the second half of the XIX century. This is when a long process of accumulation of knowledge, introduction of new sources  of science and experience of historiography has allowed to define the main paths and basic trends in historical geography. At the turn ofthe XIX - XX centuries historical geography became an academic discipline. The author of the present article also describe the main milestones of development of historical geography and summarizes the experience of teaching historical geography at universities in pre-revolutionary Russia. 
Abramova N.G. - Modern Problems of Studying and Teaching Historical Geography in Russia pp. 50-69

DOI:
10.7256/2306-420X.2013.1.620

Abstract: Throughout the period of teaching historical geography there has been a very important problem with study materials. At the beginning of the XX century a few study books were published. However, researchers noted that those study books had a weak conceptual framework, mostly due to a weak definition of the subject matter of historical geography and undeveloped methods of research. During the 20's - 30's of the XX century historical geography was forgotten as an academic discipline. Researches were mostly conducted within the framework of history studies. Historical geography was not taught at schools for almost 30 years. The author of the present article describes how the academic community came back to studying and teaching historical geography in mid XX. The article also contains the description of the place and role of historical geography in modern world and reviews of study books and study materials in this sphere. 
History of ethnicities, peoples, nations
Bugai N.F., . - Chapters of History of German Peasantry in Russia pp. 70-128

DOI:
10.7256/2306-420X.2013.1.603

Abstract: The article reveals certain chapters in history of German peasantry in Russia, from involvement of German labour resources pursuant to the Manifesto of Ekaterina II (in 1973) until events of the XX century. Based on the analysis of documents, the authors of the article study participation of German peasants in the land development at the Volga Region and Novorossiysk Region during the XIX century and development of land resources in Kazakhstan during the XX century. Special attention is paid at active participation of Soviet germans in developing economy of the Soviet Union during 1940 - 1980. Previous articles were mostly devoted to forced migration of Soviet germans but in this article the authors focus on their life style in Siberia and Far North as well as Kazakhstan and Middle Asia. The authors describe their role and contribution to development of the economic potentials and spirits in the region. The authors provide names of Germans who were involved in different fields of industrial production, agriculture, state management, education, health care and sport. 
Beliefs, religions, churches
Baksheev E.S. - 'Two Deaths' in Japanese and Ryukyu (Okinawa) Cultures: Two-Stage Funeral Ritual in Traditional Societies as a Historical and Cultural Issue (in Terms of Asian Pacific Region's Cultures) pp. 129-191

DOI:
10.7256/2306-420X.2013.1.470

Abstract: The author of the article offers a concept of the 'two-stage funeral ritual'. The author of the article was the first one to introduce this term to Russian academic community. The two-state funeral ritual includes a whole set of funeral and commemorative traditions an customs. The phenomenon of such rituals used by traditional societies is viewed as a historical and cultural issue based on the example of Japan and Ryukyu (Okinawa), China and other Asian Pacific cultures. Based on the ideas of such famous European scientists as R. Herz, Arnold van Gennep and Lucien Lévy-Bruhl, the author of the article uses reseaches of Japanese philosophers and his own pilot researches carried out in Japan and Ryukyu. The author of the article iews the period between preliminary (temporary) and permanent (final) funerals as the most important element in the structure of individual life cycle and society functioning. It is shown that in traditional societies of the Asian Pacific region (Japan, Ryukyu, China and others) one's body and relics are presented as symbols of cultures of these societies. The author of the article makes a hypothesis that such a two-stage funeral ritual is not an exception but known behavior in many traditional cultures and societies. This allows to define new approaches to studying these cultures. The article is illustrated by the photographs made by the author himself. 
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Genesis: исторические исследования
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция и редакционная коллегия > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Genesis: исторические исследования" > Содержание № 01, 2013
Выходные данные сетевого издания "Genesis: исторические исследования"
Номер подписан в печать: 1-2-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Кодан Сергей Владимирович, доктор юридических наук
ISSN: 2409-868X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2013
Историософия, историография, источниковедение
Слезин А.А., Скоропад А.Э. - Начальный этап истории советской системы политического контроля в современных исследованиях c. 1-29

DOI:
10.7256/2306-420X.2013.1.492

Аннотация: В статье выявлены основные направления, методология, достижения и нерешенные вопросы в исторических и историко-правовых исследованиях начального этапа развития советской системы политического контроля. Являясь неотъемлемой функцией государства, политический контроль развивается по мере усложнения общественной жизни. По мнению авторов, фактически сложилось новое научное направление, синтезирующее результаты исторических, юридических, политологических и социологических исследований. Авторы проявляют солидарность с позицией, согласно которой предназначение политического контроля — снабжать власть объективной информацией о политических настроениях населения, создавая тем самым возможность необходимой корректировки политического курса.Охарактеризована роль в развитии исследований советской системы политического контроля В.С. Измозика, В.К. Криворученко, Н.А. Володиной, С.А. Дианова, А.П. Каткова, Р.Л. Никулина, Т.М. Горяевой, Н.В. Офицеровой, С.Е. Майшева, А.Ю. Демина, Е. С. Лапатухиной и др.
Вспомогательные исторические дисциплины
Петрова О.С. - Историческая география России как учебная дисциплина в XIX - начале ХХ вв. c. 30-49

DOI:
10.7256/2306-420X.2013.1.617

Аннотация: Процесс складывания исторической географии и как отрасли науки, и как учебной дисциплины не был простым. Определение собственного предметного поля исторической географии потребовало длительного времени, что может объясняться спецификой ее предметной области, междисциплинарным характером историко-географического знания. Своеобразной точкой отсчета для исторической географии в России можно считать XVIII в., однако свое развитие она получила только во второй половине XIX в. Именно тогда длительный процесс накопления фактического материала, введение в научный оборот новых источников, опыт историографии позволили обозначить основные пути и направления историко-географического изучения, сформировались представления о предмете исторической географии. Об этом свидетельствует тот факт, что на рубеже XIX - ХХ вв. историческая география получила статус учебной дисциплины. В статье рассматриваются основные вехи развития исторической географии, представлен обзор опыта преподавания исторической географии в высших учебных заведениях России в дореволюционный период, дается характеристика учебной литературы по исторической географии.
Абрамова Н.Г. - Современные проблемы изучения и преподавания исторической географии России c. 50-69

DOI:
10.7256/2306-420X.2013.1.620

Аннотация: На протяжении всего периода изучения науки исторической географии вопрос об учебных пособиях по этому предмету стоял очень остро. В начале ХХ в. появилось несколько работ, которые претендовали быть сводными курсами исторической географии России. Однако современники отмечали их недостаточную проработанность, в виду того, что сам предмет исторической географии отличался «неопределенностью содержания и невыработанностью метода». В 20 – 30-е годы ХХ в. произошло забвение исторической географии как научной дисциплины. Историко-географические исследования «замкнулись» на историческую науку. Практически на три с лишним десятилетия исчез курс исторической географии в высшей школе. В статье рассматривается история возвращения научно-исторического сообщества к изучению и преподаванию исторической географии в середине ХХ в., представлен обзор современного состояния проблемы, дана характеристика учебников и учебных пособий по исторической географии России
История этносов, народов, наций
Бугай Н.Ф., Чеботарева В.Г. - Страницы истории немецкого крестьянства России c. 70-128

DOI:
10.7256/2306-420X.2013.1.603

Аннотация: Статья раскрывает отдельные страницы истории немецкого крестьянства России: от привлечения трудовых ресурсов из Германии по Манифесту Екатерины II (1763 гг.) до событий ХХ в. На документальной основе исследуется участие немецких крестьян в освоении целинных земель в Поволжье и Новороссийском крае в ХIХ веке, обширных земельных ресурсов в Казахстане в – ХХ. Существенное внимание уделено активному участию советских немцев в подъеме экономики Союза ССР в 1940 – 1980-е годы. Если в статьях ранее обращалось много внимания вопросам принудительных переселений советских немцев, то в данной статье авторы сосредоточивают также внимание на показе того, каким же образом обустроились немцы в новых регионах Сибири и Дальнего Востока, а также в Казахстане и республиках Средней Азии. Раскрывается их вклад в развитие экономического потенциала регионов и духовной составляющей. Названы имена многих немцев, которые были заняты в разных сферах промышленного производства, аграрной сфере, партийного государственного аппарата управления, в образовании, здравоохранении, спорте.
Верования, религии, Церкви
Бакшеев Е.С. - «Две смерти» в культурах Японии и Рюкю (Окинавы): двустадийная погребальная обрядность в традиционных обществах как историко-культурологическая проблема (в контексте культур Азиатско-Тихоокеанского региона) c. 129-191

DOI:
10.7256/2306-420X.2013.1.470

Аннотация: В статье обосновывается понятие «двустадийная погребальная обрядность», которое впервые было введено в русскоязычный научный дискурс автором. Под такой обрядностью понимается целостный комплекс погребально-поминальной обрядности, включающий в себя первичное и вторичное захоронения и сопутствующую им обрядность. Феномен такой обрядности в традиционных обществах рассмотрен как историко-культурологическая проблема на примере Японии и Рюкю (Окинавы), а также Китая и других культур Азиатско-Тихоокеанского региона с привлечением материалов из других регионов Ойкумены.Автор, опираясь на идеи таких европейских ученых, как Р. Герц, А. ван Геннеп, Л. Леви-Брюль, использует малодоступные для отечественных исследователей работы японских ученых, занимающихся данной проблематикой, а также данные собственных полевых исследований в Японии и на Рюкю.В статье пограничный период между предварительным (временным) и постоянным (окончательным) захоронениями рассматривается как важнейший в структуре жизненного цикла индивида и функционирования социума. Показано, что в традиционных обществах Азиатско-Тихоокеанского региона (Япония, Рюкю, Китай и др.) тело и останки, которыми манипулируют в процессе двустадийной погребальной обрядности, выступают символами культурных систем этих обществ. Выдвигается гипотеза, что такая двустадийная погребальная обрядность - не исключение, а закономерность для многих традиционных культур и обществ, что позволяет выявить новые подходы к их изучению.Статья иллюстрирована фото автора.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"