Философская мысль - рубрика Социальная динамика
по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Рубрика "Социальная динамика"
Социальная динамика
Ильинская С.Г. - Этический выбор современной российской семьи как политическое решение c. 1-12

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.10.31419

Аннотация: Обыденное течение жизни ставит современную российскую семью в ситуацию принятия целого ряда решений, имеющих крайне значимые последствия для общества и государства, вот почему этот вопрос нуждается в отдельном рассмотрении в мировоззренческом ключе и политологическом ракурсе. Целью данной статьи является доказательство того, что ряд частных внутрисемейных стратегий имеет настолько определяющее значение для гармонизации российского общества и сохранения российского государства, что это обстоятельство поднимает их до статуса политического выбора. Опираясь на методы критического анализа социальной действительности, автор рассматривает каждое направление возможных стратегий российской семьи как отдельную задачу. В результате делает вывод, что некоторые из них имеют принципиальное значение не только для укрепления российской государственности, но даже для сохранения человека как вида и «перезапуска» человеческой истории в случае реализации многих локальных или глобальных катастрофических сценариев. Главное, чем должна руководствоваться семья, совершая каждый раз свой маргинальный (с точки зрения потребительской логики) выбор – это его строгие моральные критерии.
Зиязов Р.А., Храмова К.В. - Философские основания социального конфликта c. 1-6

DOI:
10.25136/2409-8728.2022.10.38932

EDN: CKBNBS

Аннотация: Данная статья посвящена изучению и рассмотрению положений о философских основаниях социального конфликта, природы социального конфликта, а так же проблемам и перспективам их разрешения в современном мире. В тексте отмечается, что недостаточность теоретического осмысления проблемы социальных конфликтов затрудняет логичное решение практических задач, нацеленных на предотвращение конфликтных ситуаций современного сообщества. В статье рассмотрены трудности, возникающие при локализации и разрешении конфликтов, тщательно проанализирован весь ход развития конфликта с последующим установлением его возможных причин и последствий. Так же в данной статье рассматриваются причины возникновения социальных конфликтов в современном обществе, а так же особенности их возникновения. Отмечены работы по разработке проблем методологии и общей теории конфликта происходящего в социуме. В нашей стране сложилась традиция изучения социальных конфликтов через объективное противоречие интересов большинства социальных групп, которые диктуют сторонам логику, продолжительность, степень напряженности борьбы за удовлетворение насущных потребностей. Однако не всегда стоит приравнивать объективные противоречия социальных групп к конфликтам. Конфликт так или иначе связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных социальных групп. Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты только тогда, когда они глубоко переживаются людьми, осознаются как несовместимость интересов, целей. Учитывая то, что природой конфликтов стали интересоваться еще философы в Древнем мире, наибольший систематизированный вклад в ее осмысление внесли представители трех современных социально-философских концепций конфликта: концепции позитивно-функционального конфликта, предложенные Л.Козером: конфликтные модели общества Р. Даррендорфа и общая теория конфликта К. Боулдинга.
Тузовский И.Д. - Утопические универсалии в контексте концепции "информационного общества" c. 18-29

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.7.36034

Аннотация: В статье рассматривается проблема утопических универсалий применительно к концепции «информационного общества». Под утопическими универсалиями автор понимает те наиболее общие представления о наилучшем социальном устройстве, которые получили сквозное распространение в рамках одной конкретной эпистемологической традиции. Предметом исследования является выявление и прослеживание универсальных социальных атрибутов, которые присущи проектам наилучшего социального устройства в рамках эпистемологической традиции научной рациональности, развивавшейся на протяжении XVI-XXI в. От «Утопии» Т. Мора до «постиндустриального общества» Д. Белла и «Информационной эпохи» М. Кастельса автор прослеживает универсальные черты социальной атрибуции.   Исследователь приходит к выводам о том, что проекты оптимального или идеального социального устройства, меняя свою конкретную форму выражения, сохраняют утопический характер на протяжении всей линии развития эпистемологической традиции научной рациональности. Утопические универсалии агрегации и кодификации теоретического знания, превращения науки в основную движущую силу политического и экономического развития, переход власти к философам-мудрецам, всеобщее максимально эгалитаристское и демократическое участие в принятии решений являются чертами, которые присущи в большей или меньшей степени утопиям западной цивилизации, начиная как минимум с работы Т. Мора. Эти же черты сохраняются практически в неизменной форме в концепции информационного общества, что позволяет поставить вопрос о необходимости критической ревизии как теоретической научной концепции, так и практического политического проекта информационного общества
Балаклеец Н.А. - Власть и трансгрессия: феномен масс в современном социальном пространстве c. 33-44

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.2.22208

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию феномена масс, конституируемого в современном социальном пространстве. Автор эксплицирует ряд факторов, затрудняющих однозначную социально-философскую дефиницию массы. Опираясь на исследования О. Шпенглера, Г. Лебона, Г. Тарда, Э. Канетти, Г. Маркузе, Ж. Бодрийяра и других мыслителей, автор выделяет две основные тенденции в трактовке феномена масс. Согласно первой из них, масса трактуется как неорганизованное аморфное множество, которому присущ трансгрессивный характер. В рамках второй тенденции массовым формам социального бытия приписываются структурированность и упорядоченность. Особое внимание в статье уделяется особенностям конституирования масс, взаимодействия массы и власти в условиях технологического общества. В исследовании используется постструктуралистская методология, позволяющая осуществлять трактовку массы и власти в категориях «трансгрессии», онтологического «остатка» и «избытка». Кроме того, применяется метод сравнительного анализа и междисциплинарный подход. Новизна исследования заключается в выявлении зависимости особенностей массы от специфики конститутивного для них социального пространства. Автор вводит концепты «топосы внутренней трансгрессии» и «топосы избытка», применяя их для анализа элементов социального пространства. Если первые из данных элементов производятся системой отношений власти в целях ее самосохранения, то вторые служат для реализации стратегии ускользания от массовых форм социального бытия.
Гончаров В.В. - Социально-исторические условия возникновения и развития глобального конституционализма c. 34-45

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.3.19750

Аннотация: В работе проведен анализ социально-экономических, социально-политических и историко-правовых условий возникновения и развития глобального конституционализма как социальной концепции на основных его временных этапах: - на этапе формирования социальной концепции глобального конституционализма, определения ее системообразующих признаков и формулирование общемировых демократических ценностей; - на этапе создания международных и надгосударственных политико-правовых институтов, выступающих в роли единых управляющих центров регулирования и контроля; - на современном этапе развития социальной концепции глобального конституционализма, заключающемся в насильственном экспорте ценностей конституционной демократии в общепланетарном масштабе. В работе используется ряд методов научного познания: гносеологический; онтологический; формально-логический; диалектический; статистический; сравнительно-правовой; абстрактно-идеалистический; конкретно-исторический. Настоящая статья посвящена исследованию социально-исторических условий возникновения и развития глобального конституционализма как социальной концепции. Автор считает, что глобальный конституционализм как социальная концепция опосредован определенными социально-историческими условиями возникновения и развития (социально-экономическими, социально-политическими и историко-правовыми), которые в своей взаимосвязи и взаимозависимости сформировали основные требования к данной социальной концепции, а также определили вектор ее развития.
Напсо М.Д. - Эксклюзия как предмет социально-философской рефлексии c. 46-55

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.3.17966

Аннотация: Объектом рассмотрения статьи является явление социальной эксклюзии, а предметом – социальные процессы, ведущие к формированию данного феномена. Автором исследуются понятия социальной эксклюзии и депривации, проводится их сравнительный анализ, подчеркивается их конгруэнтность и отличительные признаки, взаимозависимость и взаимообусловленность. Особое внимание уделено анализу влияния условий социальной среды, экономических факторов, в первую очередь фактора бедности, а также процессов социальной мобильности на возникновение социальной эксклюзии. Рассматриваются ее культурные и эмоционально-психологические аспекты. Методологическую основу статьи составили диалектические принципы объективности, системности, всесторонности исследования, предполагающие учет реалий современной практики. Научная новизна состоит в обосновании следующих положений: 1) увеличение численности социально исключенных является тенденцией современного развития, что делает проблему актуальной с точки зрения как теории, так и практики; 2) являясь следствием многих разнонаправленных процессов, социальная эксклюзия приводит к негативным последствиям для индивидуального и коллективного существования.
Ростовцева М.В., Хохрина З.В. - Социальная адаптация и социальное противоречие. c. 46-53

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.7.23229

Аннотация: Предметом исследования является процесс социальной адаптации и лежащие в его основе социальные противоречия, которые разрешает личность при взаимодействии с социумом. Описываются стадии развития противоречия, которые соответствуют стадиям развития адаптационного цикла. Рассматриваются внешние и внутренние противоречия. При взаимодействии с социальной средой личность сталкивается с различиями и не соответствиями собственных особенностей с особенностями и требованиями социальной среды. Обнаружение внешних различий побуждает человека углубляться в собственный внутренний мир и искать ответы на вопросы о поисках гармонии с социальным окружением именно там. То есть внешнее противоречие стимулирует внутреннюю борьбу личности с самим собой, мотивирует к самоанализу, саморефлексии, умственной и физической деятельности в поиске разрешения проблемы. работе использованы: диалектический метод и принципы диалектики, системный подход, деятельностный подход к исследованию адаптации личности. Выделены стадии адаптационного процесса, которые соответствуют этапам развития противоречия, разработана классификация противоречий, включающая: противоречия объективного характера; связанные с незавершенным действием, противоречие. связанное с необходимостью выбора нового действия; связанные с недостаточной развитостью или отсутствием необходимых ресурсов адаптации; противореия. связанные с завершенным действием. Дано определение социальной адаптации как отношения между личностью и средой, направленное на разрешение возникающих между ними противоречий.
Прохоров М.М. - Необходимость системного изменения российского культурного пространства c. 49-156

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.6.12389

Аннотация: В центре статьи – анализ событий социальной динамики последнего времени на Украине, которые приобрели резонансное значение в эволюции России и всего мирового сообщества (ликвидация режима Януковича, референдум в Крыму 16 марта 2014 г., воссоединение Крыма с Россией, образование Донецкой и Луганской народных республик, вооруженное противостояние на юго-востоке Украины, стремление властей Киева к «нацификации» всей страны и т.д.). Возвращение Крыма в Россию было поддержано внутри страны: прошли многочисленные митинги во многих городах, собиралась гуманитарная помощь и т.д. События демонстрируют связь с событиями «перестройки» СССР, намерение России выйти из объектного состояния к субъектному статусу. Методологией в статье выступает материалистическая диалектика. Традиционная диалектика и ее принципы дополняются положением об альтернативности диалектики позитивной и негативной как новой исторической форме противоположности диалектики и метафизики. В таком контексте автором предлагается специальная методология исследования, совмещающая диалектический и системный подходы. Она использована при раскрытии альтернатив «экономики» и «экономизма», как аналога «механицизма» в сфере социальной динамики, политической подсистемы социальной системы и «макиавеллизма», как разновидности редукционизма в политической подсистеме социальной динамики. Показано, что наиболее важной чертой в обретении субъектности является обретение последней в конечном счете каждым членом общества, а не только главой государства, когда свобода и «суверенность» принадлежат, в духе восточных монархий, только одному или ограниченному числу лиц. Этот процесс коррелируют с неизбежностью системного изменения российской культуры в сферах экономики и социально-политической системы, идеологии и образования, семьи и других социальных подсистем. В контексте социальной динамики доказано, что описываемые события сущностно связаны с событиями «перестройки» СССР, ее позитивными и негативными чертами, вплоть до известного пересмотра ее итогов.
Семенов В.А. - Специфические особенности условий существования открытых динамических систем на социальном уровне интеграционной сверхорганизации: проблема экстраполяции универсальных синергетических закономерностей в рамках социобиологической парадигмы c. 52-61

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.8.23781

Аннотация: Предметом исследования выступает влияние специфических особенностей условий, в которых существуют открытые динамические системы, относящиеся к типу «Общество». Данный вопрос рассматривается с точки зрения экстраполяции универсальных системных функций открытой динамической системы на формы социально-политической организации, обладающие достаточными размерами, структурной сложность, и относительной автономностью. В статье рассмотрены три основных аспекта данной проблемы: во-первых, современные тенденции в общественных науках, создающих ряд препятствий, в том числе и субъективного характера, для свободного использования экстраполяции универсальных системных функций на социальном уровне интеграционной сверхорганизации в рамках социобиологической парадигмы; во-вторых, это функциональный анализ механизмов адаптации и развития открытых динамических систем; и в-третьих, это рассмотрение влияния специфических особенностей условий на социальном уровне интеграционной сверхорганизации открытых динамических систем. Методология исследования построена в рамках социобиологической парадигмы на принципах системного анализа, абстрактного функционализма, и экстраполяции универсальных синергетических функций на развитие открытых динамических систем на социальном уровне интеграционной сверхорганизации. Новизна исследования заключается в выявлении и анализе факторов, вызывающих отклонения в формировании адаптационных механизмов на социальном уровне интеграционной сверхорганизации в сравнении с адаптационными механизмами открытых динамических систем нижнего уровня. Если в отношении более ранних и простых форм общественной организации экстраполяция дает достаточно высокое сходство с адаптационными механизмами нижних уровней, то в процессе эволюции, усложнения и роста ареал «обитания» общественных организмов сократился, что привело к видоизменению адаптационных механизмов современных обществ. Учет влияния факторов-мутаторов позволит избежать ошибок «слепой» экстраполяции опыта, накопленного в процессе изучения открытых динамических систем нижних уровней.
Локтионов М.В. - Эмансипационный подход как развитие критической теории в современных трактовках управляемого общества c. 55-76

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.11.1700

Аннотация: Предметом исследования данной работы является история возникновения и развития эмансипационного системного мышления в аспекте его отношения к трактовкам общественных процессов и критического системного подхода. Исследуются методы и подходы, объединенные вокруг идей критической системной эвристики, а также общего стремления мобилизовать потенциал критического рассмотрения устоявшихся социально-политических догм, подвергая сомнению авторитарные черты современного мира и указывая пути их преобразования. Исследуются проблемы "релятивистского" типа управления, организации и использования системных методов в организационном анализе. Методика базируется на исследовании критического подхода Франкфуртской школы, в особенности Ю. Хабермаса и его критике технического и практического знания, и их применимости к эмансипационному системному управлению. В работе излагаются идеи критической системной эвристики и концепции организационной идеологии, развивающей критический взгляд на идеологическую подоплеку различных системных подходов, а также показывается, что современные системные теории управления, в особенности такие, как эмансипационный системный подход и во-многом вырастают из теории Ю. Хабермаса о различных типах знания.
Багрова Е.В. - Критический анализ реализации постиндустриализма в современном обществе c. 67-76

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.11.21308

Аннотация: В статье подробно рассматриваются концепции постиндустриализма Белла и Тоффлера, а также супериндустриальное общество и его ключевой субъект в ассоциированной корпорации, а также развитие транснационаьных корпораций и трудовых взаимоотношений между ними и сотрудниками. Предметом изучения является реализация постиндустриализма в современном обществе, затрагивающая как общественные интересы, в масштабах национального государства, так и частные интересы людей, живущих в современном обществе. Целью статьи является анализ специфики реализации постиндустриализма в современном обществе. В работе проанализированы работы Белла и Тоффлера, рассматривающих постиндустриальное общество в позитивном ключе, приводятся взгляды Сорокина и Цукермана, оценивающих происходящие изменения негативно. В результате проведенного анализа, автор показывает, что декларируемые принципы и ценности постиндустриального общества на практике воплощаются иначе. В частности, постиндустриализация реализуется не как наращивание постиндустриального производства, а как деиндустриализация. Одновременно, постиндустриальное общество, стремясь к главенству технического знания, его не достигает.
Сиземская И.Н. - Модернизационные проекты и практики в историческом опыте России c. 69-88

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.7.19602

Аннотация: В статье рассматриваются модели модернизации, которым следовала Россия, начиная с реформ Петра I до начала XX века. Особое внимание автор уделяет тенденциям трансформаций, которые в ответ на вызовы времени осуществлялись властью в сфере государственного устройства и экономической жизни российского общества с учётом исторически сложившихся правовых норм и духовно-культурных традиций. В исследовании И.Н. Сиземской история российской модернизации предстаёт как история геополитических и культурных отношений России и Европы, а в качестве её истоков рассматриваются реформы Петр I, которые после принятия страной христианства стали первой масштабной попыткой включения её, в общеевропейский ход развития. Реформы Петра, считает автор, не были модернизацией в её классической форме, т.е. переходом от традиционного общества к современному, но они резко развернули общество в сторону преобразования политико-управленческих, религиозных и культурных институтов, обозначив вступление его на путь инновационного развития по вектору Нового времени. Важным фактором в этом процессе стало создание плацдарма для появления российской культуры, соравной европейской. В качестве следующего исторически значимого этапа модернизационных преобразований в статье рассматриваются реформы Александра II, осуществлявшиеся при активной поддержке отечественного либерализма, и предложенные им проекты развития России (Б.Н. Чичерин, П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский). Они ориентировали на капитализацию российского общества с учётом специфики существующей в стране системы хозяйствования, её реального состояния и готовности к инновационным трансформациям. В это время Запад, как показывает И.Н. Сиземская, станет образцом развития, капитализм целью, а «догоняющая модернизация» способом её достижения. В рамках выбранного ретроспективного социально-философского анализа моделей модернизации автор статьи исходит из интерпретации модернизации как процесса, охватывающего все сферы общественной жизни и включающего в качестве гарантии успеха социально-культурную составляющую, что задаёт осуществляемым изменениям сбалансированный характер. Такая методологическая установка позволила представить историческое развитие России по пути модернизационных преобразований с учётом их экономической настоятельности и национальной специфики. Автор приходит к выводу, что Московское государство под влиянием петровских реформ перерождалось в Российскую империю, следуя выбранному вектору и , объединяющей все процессы общей идее вхождения страны в мировой общественный порядок. Это соответствовало духу времени и учитывало национальные интересы российского общества, оставляя место для деятельных инициатив различных социальных сил, что подтвердила эпоха реформ Александра II и последующее развитие России до октября 1917 года.
Махаматов Т.М., Махматов Т.Т. - Понятие социального капитала: от эмпирического к теоретическому c. 69-78

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.12.25014

Аннотация: Статья посвящена философскому исследованию понятия «социальный капитал», который в наше время уже выходит за рамки социологии и социальной психологии. Оно встречается культурологических, экономических и политологических исследованиях. Однако узкое эмпирическое содержание понятия «социальный капитал» не позволяет раскрыть глубинные аспекты исследуемых объектов и не дает ожидаемого результата. Предметом исследования является диалектическая логика перехода понятия «социальный капитал» от эмпирического уровня к теоретическому и приобретение им философского содержания на основе выявления онтологических основ социального капитала. В ходе исследования применяются методы понятийного анализа и синтеза, принципы первичности общественного бытия, системности и диалектического противоречия. Новизной статьи является раскрытие диалектики формирования новой социально-философской категории «социальный капитал» на основе «парадигмальной прививки», что происходит в процессе использования в экономических, политологических статьях прикладного, эмпирического понятия социальной психологии и социологии «социальный капитал», выявление онтологических основ теоретического содержания рассматриваемого понятия. Авторами делается вывод, что понятие «социальный капитал» теоретического уровня можно плодотворно использовать в социально-философских исследованиях объективного потенциала развития общества, основ его стабильности и устойчивого развития.
Полюшкевич О.А., Антонова Л.Л., Кащаев А.Е. - Эмпатия и социокультурая солидарность c. 71-82

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.10.1850

Аннотация: Предметом исследования выступает эмпатия как способ понимания человека и мира. Объектом изучения выступает гносеологическое и онтологическое осмысление места эмпатии в социальном воспроизводстве общества. Особое внимание уделяется процессам социальной солидарности и дезинтеграции, наступающим в процессе воздействия эмпатии или ее отсутствия. Эмпатия представляет условие и возможность возникновения социальной солидарности и общественной динамики, особенно, когда рушатся базовые категории социального мироустройства и формируются новые стратегии социальных взаимодействий и развития. Методологической основой исследования выступает социальный конструктивизм и теория социальных представлений. Эти направления формируют общую методологическую рамку анализа социальных процессов и позволяют системно анализировать общественную динамику. Новизна исследования определяется тем, что во времена социальных перемен, экономических и политических кризисов, культурных и духовных трансформаций, важным аспектом цельности общества выступает социальная идентичность. Социальная идентичность демаркирует социальное пространство, четко обозначает группу "своих", и дает чувство защищенности членам сообщества. Одним из ключевых факторов формирования социальной идентичности выступает эмпатия - чувство сопричастности группе, процессу или действию, определяющее степень социальной солидарности сообщества. Социальная эмпатия является сложносоставным феноменом, включающим в качестве своих структурных элементов как коллективную, так и личностную идентичность. Важным элементом этих процессов является понимание особенностей формирования и воздействия социокультурных основ эмпатии, проявляющейся не одинаково в различных социальных группах современного российского общества.
Игошева М.А. - Экономический ресурс этнической идентичности в условиях современных миграционных процессов c. 72-84

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.7.33513

Аннотация: Предметом настоящего исследования выступает проблема противостояния традиционных форм хозяйственной деятельности этнокультурных сообществ унифицирующему воздействию экономической интеграции в контексте миграционных процессов. В условиях современных глобальных трансформаций сложилась мировая экономическая система, создавшая беспрецедентный уровень взаимозависимости экономик национальных государств и общие правила их функционирования. Вместе с тем в мире сохраняются самобытные формы организации хозяйства, находящиеся под значительным влиянием этнического фактора, поскольку культура представителей традиционного социума очерчена символическими границами их этнической идентичности. Автор подробно рассматривает такие вопросы, как определение понятий «этническая экономика» и «этническое предпринимательство» в научном дискурсе, причины возникновения данных экономических феноменов, предрасположенность определенных этносов к коммерческой деятельности и малому бизнесу. Особое внимание уделяется анализу этнического предпринимательства как формы экономической активности локальных общностей в инокультурном пространстве. Показано, что представители этнической группы, оказавшись в новой социальной среде и стремясь адаптироваться к ней, либо занимают свободные зоны в экономической системе страны, либо создают свои формы экономической активности, связанные с культурными традициями этноса.   Полученные результаты позволяют теоретически обосновать наличие у этнической идентичности мощного экономического потенциала, проявляющегося в формах этнической экономики, этнического предпринимательства и эффективно работающего в процессах экономической адаптации мигрантов в принимающий социум. Принадлежность к определенному этнокультурному сообществу оказывает существенное влияние на экономическое поведение людей, специфика которого определяется совокупностью исторических, культурных, хозяйственных условий жизнедеятельности этноса. Экономический потенциал этнической идентичности обусловлен рядом факторов: исторически сложившимися формами организации хозяйственной деятельности этноса; сохранением экономического уклада в силу локализации жизни традиционных сообществ; воспроизводством апробированной модели экономического поведения; спецификой экономической культуры, обусловленной ценностными установками локального этнического сообщества.
Гончаров В.В. - Диалектическая модель в доктрине социальных изменений философской концепции глобального конституционализма c. 75-86

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.11.2023

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию диалектической модели в доктрине социальных изменений философской концепции глобального конституционализма. Философская концепция глобального конституционализма, формируя диалектическую модель, как совокупность методов аргументации, формы и способов рефлексивного теоретического мышления, исследующего противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании этого мышления, исходит из ряда тенденций, обусловленных современными направлениями развития неолиберальных и неоконсервативных социально-философских концепций, господствующих в западном обществе и используемых глобальным управляющим классом в процессе определения направлений общественно-политического, государственно-правового и финансово-экономического развития на международном и национальном уровне. В настоящей научной статье автором использован ряд научных методов исследования, в частности: сравнительного правоведения; формально-логический; статистический; историко-правовой; моделирования; описания. Автор обосновывает положение о том, что в рамках философской концепции глобального конституционализма диалектическая модель в доктрине социальных изменений выступает в качестве системы методов аргументации обоснования естественного эволюционного характера происхождения мировой капиталистической системы (ее экономического базиса и социально-политической надстройки), необходимости ее сохранения и развития в интересах всего человечества. При этом капиталистическое общество в духе гегелевской системы рассматривается философской концепцией глобального конституционализма в качестве высшей точки общественного развития в доктрине социальных изменений.
Мукин В.А., Ефремов О.Ю. - Вероятностно-статистический метод прогнозирования социальных явлений c. 115-124

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.12.2106

Аннотация: Предметом исследования в статье является метод прогнозирования, методология оценок степени риска по принимаемым управленческим решениям. Для исследования социальных объектов, имеющих масштабы трудно сопоставимые на уровне макропроцессов, с большим количеством параметров, используются различные модели. В частности, это социокультурные и эконометрические модели описания социальных явлений. В этом ключе актуализируется необходимость комбинации различных моделей для комплексного исследования и предметом становится оптимизация вероятного прогнозирования с использованием математического аппарата. Объект исследования – социальные явления, представляющие собой совокупность сложившихся взаимодействий людей в группе, обществе. Рассматривается возможность и философские основания применения вероятностно-статистического метода для описания изменения социальных явлений. Описываются способы выявления и структурирования движущих сил социальных изменений с использованием сценариев изменений, а также составление модели трансформации социокультурных оснований. Цель исследования - разработка методологии вероятностно-статистического прогнозирования социальных явлений. Основные выводы связаны с исследованием проблемы социального прогнозирования в рамках возможности применения математических моделей и методов. Показана возможность объективного выделения и определения факторов, влияющих на исследуемое социальное явление, анализа их роли во влиянии на социальное явление. Данные факторы возможно объективно ранжировать по значимости по отношению к исследуемому социальному явлению. Анализ философских оснований вероятностно-статистического метода показывает, что его возможно применить к изучению социальных явлений на основе выделенных и проранжированных факторов. Полученный результат описывает развитие предмета исследования и является объективным, то есть позволяет принимать решения.
Розин В.М. - Проблемы типологических исследований и разработок как направление социального проектирования c. 333-404

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.9.2305

Аннотация: В статьи обсуждаются три основные темы: история и особенности социального проектирования, пример интересного социального проекта «Донор» и методология типологических исследований и разработок. Автор показывает, что так и не удалось преодолеть два основных недостатка, присущих социальным проектам. Один – низкая проектосообразность: социальные проекты или утопичны или подменяются социальными манифестами, концепциями, программами, другой – искажение или выпадение социальных параметров, предъявляемых к проектируемому объекту. Однако вероятность успешной реализации социального проекта возрастает, если удается: обеспечить социальный проект административной поддержкой; получить средства на его реализацию; создать команду, задача которой реализация проекта, причем в неё должны входить методологи; провести исследования, необходимые для разработки и реализации социального проекта. Последнее иллюстрируется на примере социального проекта «Донор». Во второй части статьи анализируется современная ситуация, сделавшая необходимым разработку новой концепции типологии архитектурно-строительных объектов. Обсуждается понятие типа и его трансформация в наше время, а также стратегия построения новой типологии. Формулируется дилемма – построение типологии архитектурных объектов или типологии форм поведения человека в городе, причем автор склоняется ко второму варианту.
Королев С.А. - Повседневность как эманация социальности: трансформации и тренды c. 356-422

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.8.709

Аннотация: Автор пытается выработать методологические подходы к изучению такого пласта социальности, как повседневность, анализируя при этом возможность и пределы использования в социально-философском исследовании теоретизации П.Бергмана и Т.Лукмана. При этом он приходит к выводу, что концептуализация Бергера и Лукмана безусловна только для ситуации тотального «символического универсума», где одно и то же явление типизируется индивидами, являющимися носителями одного и того же типа сознания, и одинаковым образом. Для анализа же более противоречивого социума эта концепция нуждается в существенной корректировке. Другой проблемой, рассматриваемой в статье, является воздействие модернизации на российскую повседневность рубежа XX – XXI вв. Автор показывает, что технологическая модернизация повседневной жизни в России в значительной мере осуществилась. Технологические инновации серьезно видоизменяют повседневность и придают ей новое качество. Однако параллельно с модернизацией повседневности происходит и обратный процесс, определенная, сегментарная архаизация повседневной жизни, внедрение в повседневность XXI века практик и стереотипов, которые были типичны для повседневной жизни давно ушедших времен. Наконец, в статье исследуется влияние власти на российскую повседневность рубежа веков. Автор констатирует, что в российской ситуации систематическое вторжение власти в ткань повседневной жизни является не более чем эманацией весьма архаичной стратегии самосохранения.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.