Философская мысль
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Рубрика "Социальная динамика"
Социальная динамика
Напсо М.Д. - Эксклюзия как предмет социально-философской рефлексии c. 46-55

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.3.17966

Аннотация: Объектом рассмотрения статьи является явление социальной эксклюзии, а предметом – социальные процессы, ведущие к формированию данного феномена. Автором исследуются понятия социальной эксклюзии и депривации, проводится их сравнительный анализ, подчеркивается их конгруэнтность и отличительные признаки, взаимозависимость и взаимообусловленность. Особое внимание уделено анализу влияния условий социальной среды, экономических факторов, в первую очередь фактора бедности, а также процессов социальной мобильности на возникновение социальной эксклюзии. Рассматриваются ее культурные и эмоционально-психологические аспекты. Методологическую основу статьи составили диалектические принципы объективности, системности, всесторонности исследования, предполагающие учет реалий современной практики. Научная новизна состоит в обосновании следующих положений: 1) увеличение численности социально исключенных является тенденцией современного развития, что делает проблему актуальной с точки зрения как теории, так и практики; 2) являясь следствием многих разнонаправленных процессов, социальная эксклюзия приводит к негативным последствиям для индивидуального и коллективного существования.
Прохоров М.М. - Необходимость системного изменения российского культурного пространства c. 49-156

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.6.12389

Аннотация: В центре статьи – анализ событий социальной динамики последнего времени на Украине, которые приобрели резонансное значение в эволюции России и всего мирового сообщества (ликвидация режима Януковича, референдум в Крыму 16 марта 2014 г., воссоединение Крыма с Россией, образование Донецкой и Луганской народных республик, вооруженное противостояние на юго-востоке Украины, стремление властей Киева к «нацификации» всей страны и т.д.). Возвращение Крыма в Россию было поддержано внутри страны: прошли многочисленные митинги во многих городах, собиралась гуманитарная помощь и т.д. События демонстрируют связь с событиями «перестройки» СССР, намерение России выйти из объектного состояния к субъектному статусу. Методологией в статье выступает материалистическая диалектика. Традиционная диалектика и ее принципы дополняются положением об альтернативности диалектики позитивной и негативной как новой исторической форме противоположности диалектики и метафизики. В таком контексте автором предлагается специальная методология исследования, совмещающая диалектический и системный подходы. Она использована при раскрытии альтернатив «экономики» и «экономизма», как аналога «механицизма» в сфере социальной динамики, политической подсистемы социальной системы и «макиавеллизма», как разновидности редукционизма в политической подсистеме социальной динамики. Показано, что наиболее важной чертой в обретении субъектности является обретение последней в конечном счете каждым членом общества, а не только главой государства, когда свобода и «суверенность» принадлежат, в духе восточных монархий, только одному или ограниченному числу лиц. Этот процесс коррелируют с неизбежностью системного изменения российской культуры в сферах экономики и социально-политической системы, идеологии и образования, семьи и других социальных подсистем. В контексте социальной динамики доказано, что описываемые события сущностно связаны с событиями «перестройки» СССР, ее позитивными и негативными чертами, вплоть до известного пересмотра ее итогов.
Локтионов М.В. - Эмансипационный подход как развитие критической теории в современных трактовках управляемого общества c. 55-76

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.11.17004

Аннотация: Предметом исследования данной работы является история возникновения и развития эмансипационного системного мышления в аспекте его отношения к трактовкам общественных процессов и критического системного подхода. Исследуются методы и подходы, объединенные вокруг идей критической системной эвристики, а также общего стремления мобилизовать потенциал критического рассмотрения устоявшихся социально-политических догм, подвергая сомнению авторитарные черты современного мира и указывая пути их преобразования. Исследуются проблемы "релятивистского" типа управления, организации и использования системных методов в организационном анализе. Методика базируется на исследовании критического подхода Франкфуртской школы, в особенности Ю. Хабермаса и его критике технического и практического знания, и их применимости к эмансипационному системному управлению. В работе излагаются идеи критической системной эвристики и концепции организационной идеологии, развивающей критический взгляд на идеологическую подоплеку различных системных подходов, а также показывается, что современные системные теории управления, в особенности такие, как эмансипационный системный подход и во-многом вырастают из теории Ю. Хабермаса о различных типах знания.
Сиземская И.Н. - Модернизационные проекты и практики в историческом опыте России c. 69-88

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.7.19602

Аннотация: В статье рассматриваются модели модернизации, которым следовала Россия, начиная с реформ Петра I до начала XX века. Особое внимание автор уделяет тенденциям трансформаций, которые в ответ на вызовы времени осуществлялись властью в сфере государственного устройства и экономической жизни российского общества с учётом исторически сложившихся правовых норм и духовно-культурных традиций. В исследовании И.Н. Сиземской история российской модернизации предстаёт как история геополитических и культурных отношений России и Европы, а в качестве её истоков рассматриваются реформы Петр I, которые после принятия страной христианства стали первой масштабной попыткой включения её, в общеевропейский ход развития. Реформы Петра, считает автор, не были модернизацией в её классической форме, т.е. переходом от традиционного общества к современному, но они резко развернули общество в сторону преобразования политико-управленческих, религиозных и культурных институтов, обозначив вступление его на путь инновационного развития по вектору Нового времени. Важным фактором в этом процессе стало создание плацдарма для появления российской культуры, соравной европейской. В качестве следующего исторически значимого этапа модернизационных преобразований в статье рассматриваются реформы Александра II, осуществлявшиеся при активной поддержке отечественного либерализма, и предложенные им проекты развития России (Б.Н. Чичерин, П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский). Они ориентировали на капитализацию российского общества с учётом специфики существующей в стране системы хозяйствования, её реального состояния и готовности к инновационным трансформациям. В это время Запад, как показывает И.Н. Сиземская, станет образцом развития, капитализм целью, а «догоняющая модернизация» способом её достижения. В рамках выбранного ретроспективного социально-философского анализа моделей модернизации автор статьи исходит из интерпретации модернизации как процесса, охватывающего все сферы общественной жизни и включающего в качестве гарантии успеха социально-культурную составляющую, что задаёт осуществляемым изменениям сбалансированный характер. Такая методологическая установка позволила представить историческое развитие России по пути модернизационных преобразований с учётом их экономической настоятельности и национальной специфики. Автор приходит к выводу, что Московское государство под влиянием петровских реформ перерождалось в Российскую империю, следуя выбранному вектору и , объединяющей все процессы общей идее вхождения страны в мировой общественный порядок. Это соответствовало духу времени и учитывало национальные интересы российского общества, оставляя место для деятельных инициатив различных социальных сил, что подтвердила эпоха реформ Александра II и последующее развитие России до октября 1917 года.
Полюшкевич О.А., Антонова Л.Л., Кащаев А.Е. - Эмпатия и социокультурая солидарность c. 71-82

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.10.18509

Аннотация: Предметом исследования выступает эмпатия как способ понимания человека и мира. Объектом изучения выступает гносеологическое и онтологическое осмысление места эмпатии в социальном воспроизводстве общества. Особое внимание уделяется процессам социальной солидарности и дезинтеграции, наступающим в процессе воздействия эмпатии или ее отсутствия. Эмпатия представляет условие и возможность возникновения социальной солидарности и общественной динамики, особенно, когда рушатся базовые категории социального мироустройства и формируются новые стратегии социальных взаимодействий и развития. Методологической основой исследования выступает социальный конструктивизм и теория социальных представлений. Эти направления формируют общую методологическую рамку анализа социальных процессов и позволяют системно анализировать общественную динамику. Новизна исследования определяется тем, что во времена социальных перемен, экономических и политических кризисов, культурных и духовных трансформаций, важным аспектом цельности общества выступает социальная идентичность. Социальная идентичность демаркирует социальное пространство, четко обозначает группу "своих", и дает чувство защищенности членам сообщества. Одним из ключевых факторов формирования социальной идентичности выступает эмпатия - чувство сопричастности группе, процессу или действию, определяющее степень социальной солидарности сообщества. Социальная эмпатия является сложносоставным феноменом, включающим в качестве своих структурных элементов как коллективную, так и личностную идентичность. Важным элементом этих процессов является понимание особенностей формирования и воздействия социокультурных основ эмпатии, проявляющейся не одинаково в различных социальных группах современного российского общества.
Гончаров В.В. - Диалектическая модель в доктрине социальных изменений философской концепции глобального конституционализма c. 75-86

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.11.20235

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию диалектической модели в доктрине социальных изменений философской концепции глобального конституционализма. Философская концепция глобального конституционализма, формируя диалектическую модель, как совокупность методов аргументации, формы и способов рефлексивного теоретического мышления, исследующего противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании этого мышления, исходит из ряда тенденций, обусловленных современными направлениями развития неолиберальных и неоконсервативных социально-философских концепций, господствующих в западном обществе и используемых глобальным управляющим классом в процессе определения направлений общественно-политического, государственно-правового и финансово-экономического развития на международном и национальном уровне. В настоящей научной статье автором использован ряд научных методов исследования, в частности: сравнительного правоведения; формально-логический; статистический; историко-правовой; моделирования; описания. Автор обосновывает положение о том, что в рамках философской концепции глобального конституционализма диалектическая модель в доктрине социальных изменений выступает в качестве системы методов аргументации обоснования естественного эволюционного характера происхождения мировой капиталистической системы (ее экономического базиса и социально-политической надстройки), необходимости ее сохранения и развития в интересах всего человечества. При этом капиталистическое общество в духе гегелевской системы рассматривается философской концепцией глобального конституционализма в качестве высшей точки общественного развития в доктрине социальных изменений.
Мукин В.А., Ефремов О.Ю. - Вероятностно-статистический метод прогнозирования социальных явлений c. 115-124

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.12.21069

Аннотация: Предметом исследования в статье является метод прогнозирования, методология оценок степени риска по принимаемым управленческим решениям. Для исследования социальных объектов, имеющих масштабы трудно сопоставимые на уровне макропроцессов, с большим количеством параметров, используются различные модели. В частности, это социокультурные и эконометрические модели описания социальных явлений. В этом ключе актуализируется необходимость комбинации различных моделей для комплексного исследования и предметом становится оптимизация вероятного прогнозирования с использованием математического аппарата. Объект исследования – социальные явления, представляющие собой совокупность сложившихся взаимодействий людей в группе, обществе. Рассматривается возможность и философские основания применения вероятностно-статистического метода для описания изменения социальных явлений. Описываются способы выявления и структурирования движущих сил социальных изменений с использованием сценариев изменений, а также составление модели трансформации социокультурных оснований. Цель исследования - разработка методологии вероятностно-статистического прогнозирования социальных явлений. Основные выводы связаны с исследованием проблемы социального прогнозирования в рамках возможности применения математических моделей и методов. Показана возможность объективного выделения и определения факторов, влияющих на исследуемое социальное явление, анализа их роли во влиянии на социальное явление. Данные факторы возможно объективно ранжировать по значимости по отношению к исследуемому социальному явлению. Анализ философских оснований вероятностно-статистического метода показывает, что его возможно применить к изучению социальных явлений на основе выделенных и проранжированных факторов. Полученный результат описывает развитие предмета исследования и является объективным, то есть позволяет принимать решения.
Розин В.М. - Проблемы типологических исследований и разработок как направление социального проектирования c. 333-404

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.9.2305

Аннотация: В статьи обсуждаются три основные темы: история и особенности социального проектирования, пример интересного социального проекта «Донор» и методология типологических исследований и разработок. Автор показывает, что так и не удалось преодолеть два основных недостатка, присущих социальным проектам. Один – низкая проектосообразность: социальные проекты или утопичны или подменяются социальными манифестами, концепциями, программами, другой – искажение или выпадение социальных параметров, предъявляемых к проектируемому объекту. Однако вероятность успешной реализации социального проекта возрастает, если удается: обеспечить социальный проект административной поддержкой; получить средства на его реализацию; создать команду, задача которой реализация проекта, причем в неё должны входить методологи; провести исследования, необходимые для разработки и реализации социального проекта. Последнее иллюстрируется на примере социального проекта «Донор». Во второй части статьи анализируется современная ситуация, сделавшая необходимым разработку новой концепции типологии архитектурно-строительных объектов. Обсуждается понятие типа и его трансформация в наше время, а также стратегия построения новой типологии. Формулируется дилемма – построение типологии архитектурных объектов или типологии форм поведения человека в городе, причем автор склоняется ко второму варианту.
Королев С.А. - Повседневность как эманация социальности: трансформации и тренды c. 356-422

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.8.709

Аннотация: Автор пытается выработать методологические подходы к изучению такого пласта социальности, как повседневность, анализируя при этом возможность и пределы использования в социально-философском исследовании теоретизации П.Бергмана и Т.Лукмана. При этом он приходит к выводу, что концептуализация Бергера и Лукмана безусловна только для ситуации тотального «символического универсума», где одно и то же явление типизируется индивидами, являющимися носителями одного и того же типа сознания, и одинаковым образом. Для анализа же более противоречивого социума эта концепция нуждается в существенной корректировке. Другой проблемой, рассматриваемой в статье, является воздействие модернизации на российскую повседневность рубежа XX – XXI вв. Автор показывает, что технологическая модернизация повседневной жизни в России в значительной мере осуществилась. Технологические инновации серьезно видоизменяют повседневность и придают ей новое качество. Однако параллельно с модернизацией повседневности происходит и обратный процесс, определенная, сегментарная архаизация повседневной жизни, внедрение в повседневность XXI века практик и стереотипов, которые были типичны для повседневной жизни давно ушедших времен. Наконец, в статье исследуется влияние власти на российскую повседневность рубежа веков. Автор констатирует, что в российской ситуации систематическое вторжение власти в ткань повседневной жизни является не более чем эманацией весьма архаичной стратегии самосохранения.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"