по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 08, 2018
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 26-08-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 08, 2018
Актуальный вопрос
Sharov K.S. - Construction of the systems of gender power: the peculiarities of the discourse of favoritism c. 1-7

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.8.27136

Abstract: Using the example of gender power relations structured by Marquise Jeanne-Antoinette de Pompadour, mistress of the French King Louis XV, most famous favorite in history, the article analyzes the female power discourses and complex systems of the gender social roles that were developed by the mistresses – women who possesses a “shadow” social and political power. The goal of this work lies in examination of the typical strategies of gender power, structure by the royal favorites, using the example of Marquise de Pompadour, in which a male was included into the decentralized system of female authority. The article determines the basic regularities of establishment of the system of gender power roles by the mistresses and codification of a number of social statuses. It is demonstrated that the system of the formation of such roles corresponds to the Lacanian triad: Symbolic-Imaginary-Real. The symbolic level of the gender roles for a mistress that possessed shadow authority is the language field. The imaginary – is the formed by woman cultural traditions. The real – is the created by a woman social and political administrative strategies that include the involvement of males as the subjects of female decentralized authority into the system of gender power relations projected by a mistress. It is concluded that favoritism as a complicated social, psychological and cultural phenomenon is one of the most successful methods of manifestation of the female “shadow” authority in history.  
Судьбы и контуры цивилизаций
Гашков С.А. - Проблема интерпретации древнегреческой цивилизации. Касториадис и Мамардашвили: между герменевтикой и структурализмом c. 8-20

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.8.24197

Аннотация: Современные философы часто не просто обращаются к исследованиям античности, а сами находятся под «влиянием» философов классической древности. При этом возможны две стратегии: герменевтическая, то есть признающая фундаментальное значение античной цивилизации, раскрываемое через интерпретацию её ведущих текстов и структурно-антропологическая, то есть претендующая на раскрытие преемственности цивилизаций. Предметом нашего исследования оказывается, таким образом, раскрытие присутствия обеих стратегий в сравнении интерпретаций античной (древнегреческой) цивилизации у двух оригинальных философов ХХ века: Корнелиуса Касториадиса (1922-1997) и Мераба Мамардашвили (1930-1990). Основанием для их сравнения служит внимание греческо-французского и советско-грузинского мыслителя к основополагающим вопросам изучения древнегреческой цивилизации: переход от мифа к логосу, возникновение философии и демократических институтов, роль трагедии, религии, гражданской доблести и законов в самосознании и самоопределении древних греков. Нашей методологией является, прежде всего, сравнение проблем и методов обоих мыслителей и предметно-понятийный анализ их концептов в свете диалектики указанных двух стратегий. . Мы приходим к следующим результатам: 1) философия ХХ века в лице, в частности Касториадиса и Мамардашвили, отказывается видеть в античности наивный и созерцательный этап европейской цивилизации, обращаясь к древним как к самостоятельному источнику социального познания и онтологического вопрошания; 2) для обоих мыслителей невозможным оказывается анализировать лишь рациональный аспект античной философии, не принимая в расчёт мифологии и трагического миросозерцания древних греков, а также специфики их социума; 3) разбирая феномен «греческого чуда», Касториадис сосредоточен на коллективных символических механизмах появления древнегреческих демократических институтов, в то время как Мамардашвили интересует индивидуальный символизм древнегреческого философского мышления. Наш основной вывод состоит в том, что реконструкция древнегреческого мышления однозначно способствует формированию профессиональной и социокультурной идентичности современных интеллектуалов.
Философия познания
Воробьев Д.Н. - Генеалогия истины. К вопросу о социальной легитимации эпистемологического реализма c. 21-33

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.8.27172

Аннотация: Противники эпистемологического конструктивизма традиционно обвиняют его в релятивизме, в стремлении служить обществу, а не объективной истинности. В ответ на эти обвинения, опираясь на принципы социологии знания, автор статьи исследует вопрос о социальной легитимации позиции эпистемологического реализма. Он анализирует содержание двух конкурирующих пайдетических проектов, Исократа и Платона, в аспектах соотношения и взаимосвязи ключевых понятий: добродетель, власть, истина. В результате победы платоновского проекта были оформлены диспозиции метафизического реализма. Автор приходит к выводу, что стремление к познанию объективной истины является неотъемлемым компонентом элитаристской идеологии в метафизике Платона. Идеология элитаризма была комплиментарна монархическим режимам. Она обеспечивала социальную легитимацию философии в качестве институции, призванной воспитывать умы и судить об истине. Данное исследование позволяет лучше понимать не только современные дискуссии между реалистами и конструктивистами, но и социокультурное значение метафизического реализма, ставшего на многие столетия образцом западной философии как таковой.
Параметры общества
Коптелова Т.И. - Интерпретации цифровой экономики в механистической и органической философии c. 34-42

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.8.25481

Аннотация: В научной статье анализируется сущность цифровой экономики, перспективы её развития с позиции механистической и органической философии. Исследуются такие составляющие цифровой экономики как информационно-коммуникационные технологии и нейронет, «дополненная» реальность и «виртуальный» рынок. Рассматривается опасность создания абстрактной экономики в России под видом цифровой и её негативные свойства: обман и манипулирование в целях усиления эксплуатации. Исследуются перспективы цифровой экономики в условиях многокультурного единства России. Анализируются возможности создания цифровой инфраструктуры в России, роль государства и творческое участие граждан в создании экономики будущего. При анализе цифровой экономики используется методология органической философии и механистическая интеллектуальная традиция, а также типологический и сравнительный анализ, метод синтеза и историко-философской реконструкции. Метод историко-философской реконструкции позволяет рассматривать цифровую экономику через обращение к её историческому развитию и возможным интерпретациям в качестве явления общественной жизни. Сравнительный анализ помогает сопоставить различные интеллектуальные традиции и философские парадигмы. Феноменологические методы в рамках органической философии позволяют уяснить идеальную сущность цифровой экономики и включить её в контекст национальных и общечеловеческих традиций. Научная новизна исследования заключается в сравнительном рассмотрении цифровой экономики сквозь призму механистической и органической философии. Парадигма органической философии позволяет осознать необходимость творчества как неотъемлемой части человеческого существования и полноценной экономической деятельности. Духовное творчество сообщает спонтанность и пластичность экономике, способствующую адаптации общества (этноса, народа) к новым условиям и сохраняющую цельность экономической системы, без чего невозможно создать созидательную, человеко- и природоориентированную цифровую экономику.
Смысл и безмолвие
Перунова Н.В. - Слово в раскрытии предназначения человека: отражение наследия Св. Отца Григория Паламы в творчестве Ф.М. Достоевского c. 43-53

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.8.24439

Аннотация: Объектом исследования является творчество Ф.М. Достоевского в контексте учения Св. Отца Григория Паламы о предназначении человека. Предметом данной статьи является исследование Достоевским ключевых содержаний сознания человека: момент совершения им ценностного выбора в экзистенциальной ситуации встречи со своим истинным Я, и становление этого выбора жизненной тканью судьбы человека, что фокусируется Достоевским в слове героя. Темой статьи является раскрытие слова человека как итога духовной брани, когда человек может вернуться к себе настоящему. В основу методологии исследования положено, с одной стороны, учение Св. Отца Григория Паламы о предназначении человека, раскрывающее диалектику духовной брани, пластичность сознания человека, способность человека творить окружающий его мир. С другой стороны, мы опираемся на работы М.М. Бахтина, посвященные поэтике Достоевского, анализу художественного слова писателя. Новизной исследования является анализ творчества Достоевского как отражения в художественном слове взаимодействия сознания и реальности, содержания и последствий духовной брани. Основные выводы статьи:1. Слово как содержание сознания есть инструмент творения мира человеком. Оно способно созидать или разрушать человека и окружающий его мир.3. Раскрытие диалектики слова Достоевским происходит в диалоге-столкновении внутреннего, интимного слова и слова внешнего, произнесенного вовне, на фоне божественного экрана - экзистенциальной встречи героя с собой истинным. 4. Мир есть произведение сознания, совершающего экзистенциальный ценностный выбор.
Философская антропология
Бойко М.Е. - Симулирование болевых ощущений и типология виртуальных реальностей c. 54-61

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.8.24054

Аннотация: В статье анализируются проблемы философского характера, связанные с симулированием болевых ощущений в электронной виртуальной реальности (ЭВР). В отличие от других ощущений боль характеризуется некоторой пороговой величиной, по достижении которой наступает болевой шок с возможностью смерти (например, от острой сердечной недостаточности). Рассматривается возможность болевого шока в ЭВР и вызванной им смерти индивида в порождающей реальности. Показывается, что решение проблемы зависит от способа симулирования болевых ощущений, используемого при генерировании ЭВР. Производится сравнительный анализ возможных способов симулирования болевых ощущений. В качестве наглядных примеров привлекаются произведения киноискусства, посвящённые проблеме виртуальной реальности. Предлагается типология ЭВР в зависимости от способа симулирования болевых ощущений и выделяются три основных типа: 1) с эквивалентным симулированием; 2) с модифицированным симулированием; 3) с трансгрессивным симулированием. Предлагается математический алгоритм модифицированного симулирования болевых ощущений в ЭВР с «виртуальной неуязвимостью», «виртуальным бессмертием».
Философия техники
Баева А.В. - Концепция материальной эпистемологии Д.Беэрда c. 62-66

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.8.27131

Аннотация: В статье предпринимается попытка реконструировать основные положения концепции материальной эпистемологии современного исследователя науки Д. Беэрда на примере его книги «Вещное знание. Философия научных инструментов». В современных исследованиях науки знание понимается не как однородное поле пропозициональных форм представления, а как гетерогенное поле динамических элементов, находящихся в нелинейных и исторически варьирующихся отношениях координации. Отказ от попытки описать науку как целое влечет за собой, с одной стороны, элиминацию проблемы поиска единого основания научного знания, позволяя сосредоточиться на конкретных научных практиках, в частности, лабораторных практиках, не сводимых только лишь к пропозициональной форме представления знания. С другой стороны, этот отказ проблематизирует социокультурные условия формирования научного знания. Инструментальное воплощение теоретических конструкций становится неотъемлемой частью экспериментальной науки Нового времени: новые приборы и технологии обеспечивают науку действиями, не подвластными природе вне настроенной оптики. В основании концепции материальной эпистемологии Беэрда лежит идея о знании, которое принадлежит самим вещам: приборам и инструментам научного познания. Это материализованное знание не поддается пропозициональному описанию, подобно самим практикам формирования знания. В условиях радикального умножения исследовательских объектов и возрастания порядков рефлексии инструментальная эпистемология оказывается неразрывным образом связанной с материальной онтологией, представляя само «вещное знание» как некий исследовательский артефакт.
Философия науки и образования
Тимощук Е.А. - Феноменология в современном образовании c. 67-72

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.8.24368

Аннотация: Объектом исследования выступает влияние феноменологического метода на современное образование. Предметом исследования является концептуальный базис учения Гуссерля и возможности его применении в обучении и воспитании: 1) субъектность феноменологии; 2) диалогичность феноменологии; 3) экологичность феноменологии; 4) принцип индивидуации в феноменологии. Автор исходит из гипотезы, что феноменология образования не сможет снять антиномии современного образования, такие как массовизация / элитарность, нормативность / энтузиазм; рутинизация / практикоориентированность. Вместе с тем, несмотря на все антиномии современного образовательного процесса, феноменология может давать ученику понимание встречи с жизнью, осознание её в контексте своего мира, чтобы через очищение опыта от наслоений восприятий, вынести самое ценное для будущего. Замысел статьи заключается в том, чтобы раскрыть феноменологию образования как позитивный опыт самоиндивидуации. В статье задействованы общенаучные методы теоретического уровня: сравнительный, системный, структурный виды анализов. Из общелогических приёмов автор опирался на анализ / синтез, абстрагирование / конкретизацию, обобщение / ограничение. Из частнонаучных философских методов привлекалась герменевтика и феноменологический анализ. Инструментарий научного исследования включает массивы научных знаний rsl.ru, elibrary.ru, google.scholar.ru. Основными аксиологическими выводами феноменологии образования являются: 1) индивидуальный генезис человека, в процессе которого происходит развитие его личностных качеств, формируется через чувство переживания общей судьбы со всем сущим; 2) гармонизация жизненных миров возможна через понимающие стратегии описания и герменевтику Другого; 3) самоиндивидуализация снимает противоречия творческого и формального, глобального и регионального, гуманитарного и технического; 4) процедуры и практики феноменологии образования укоренены в горизонте жизненного мира. Новизна исследования заключается в применении методологии феноменологии (интенциональность, жизненный мир, редукция) к реалиям современного российского образования в виде ЕГЭ, компетентностный подход, образовательные стандарты, институциональность образования. Область применения результатов: феноменология образования, феноменология культуры, межкультурная коммуникация.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"