по
Филология: научные исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Филология: научные исследования" > Содержание № 04, 2017
Выходные данные сетевого издания "Филология: научные исследования"
Номер подписан в печать: 16-01-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Шереметьева Елена Сергеевна, доктор филологических наук, e.sheremetyeva@gmail.com
ISSN: 2454-0749
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2017
Актуальный вопрос
Пырков И.В. - «Мелкий шум природы». К вопросу о художественной функции микродеталей в романе И. А. Гончарова «Обломов» c. 1-8

DOI:
10.7256/2454-0749.2017.4.24191

Аннотация: Предметом исследования являются микродетали в романе И. А. Гончарова "Обломов", их художественная функция в тексте. Особое внимание уделяется определяющему внутреннюю динамику романа диалектическому противоречию между "теневым" образом пыли, на которой пишется ключевое слово «обломовщина», и солярной сущностью самого главного героя. Автор статьи рассматривает микропись романа "Обломов" в неразрывной связи с его макроуровневыми ярусами, в том числе интерпретируя феномен масштаба в художественном мире И. А. Гончарова. В основу методологии лёг анализ тех аспектов языковой микроструктуры романа, которые имеют у И. А. Гончарова художественное системообразующее значение. Метод "чтения вслед за автором" вкупе с когнитивным комментарием позволяет "включать" в орбиту общероманного анализа мельчайшие - вплоть до отдельно взятой графемы - художественные компоненты, имеющие, тем не менее, метастатус в гончаровском тексте. Новизна исследования заключается в том, что предпринимаемые в науке о Гончарове попытки соединить «высший» и «низший» уровень художественной структуры и ранее, получают в данной статье новую качественную аналитическую развёрстку. Впервые вскрывается определяющее внутреннюю динамику романа диалектическое противоречие между образом пыли, на которой пишется ключевое слово «обломовщина», и солярной сущностью самого главного героя
Фонология
Петрова Н.Э., Девдариани Н.В. - Фонологическая система современного русского языка: коммуникативно-прагматический аспект эмоциональной просодии c. 9-18

DOI:
10.7256/2454-0749.2017.4.24816

Аннотация: Предметом исследования является эмоциональная просодия фразы иеё влияние на семантику фразы, поскольку при идентичной лексико-грамматической структуре предложения интонационное оформление позволяет выразить различные эмоциональные семы: от нуля до аффекта. Интонационная система русского языка включает в себя 7 интонационных конструкций (ИС) в «нейтральном» статусе, каждую из которых можно рассматривать как коммуникативно-прагматичный тип, несущий в себе огромные потенциальные возможности для выражения эмоций. Если в основных, «первичных», или нейтральных, употреблениях ИК не несут прагматической информации, то их прагматичность выявляется во «вторичных», модальных реализациях. В исследовании был использован набор адекватных методов: анализ и обобщение теоретических сведений из разных областей лингвистики, философии, психологии, дидактики и методики с целью последующего определения стратегии методологических исследований; мониторинг образовательной деятельности инофонов в процессе формирования их коммуникативной и прагматической компетенции на русском языке. Научная новизна заключается в обосновании факта, что эмоциональная просодия современного русского языка считается фонетико-фонологической базой, которая в процессе ее использования в речевой деятельности субъекта обеспечит реализацию намерений и передачу интенциональных состояний говорящего, кроме того, определён круг понятий, лежащих в основе формирования умений и навыков фонетико-интенционального оформления речи для последующего введения в активный терминологический словарь обучаемых. Таким образом, в статье рассматриваются актуальные вопросы прагмалингвистики, связанные с феноменами интенции и интенциональности.
Синтаксис
Золотарева Л.А., Нгуен А. - Функционирование фразеологизированной синтаксической конструкции «что за ...» в публицистике c. 19-27

DOI:
10.7256/2454-0749.2017.4.24992

Аннотация: Предметом исследования являются предложения, построенные по фразеосхеме, имеющей в качестве постоянных компонентов сочетание "что за". Данная фразеологическая конструкция обладает экспрессивностью, служит для выражения значений положительной и отрицательной оценки и характеризуется большим прагматическим потенциалом. Она может использоваться не только в разговорной речи, художественных текстах, но и в публицистике. Функционирование конструкции в газетных текстах, по мнению авторов, зависит от варианта конструкции (вопросительная или восклицательная), а также от лексического наполнения переменного компонента. В исследовании были использованы методы контекстного и коммуникативного анализа (употребление синтаксической конструкции в публицистическом тексте), компонентного анализа (описание лексического наполнения переменных компонентов конструкции). Новизна работы заключается в выявлении специфики функционирования разговорной фразеологической конструкции в газетных статьях (на материале текстов Национального корпуса русского языка). Основными функциями исследуемых фразеологизированных предложений с «что за ...» являются введение темы, акцентирование на журналистском расследовании, проблематике статьи, привлечение внимание читателя, выражение мнения автора или читателя. Обращается внимание на преобладание в публицистике отрицательной оценки.
Литературоведение
Акматова В.С. - Размышления Ч. Айтматова о великом эпосе c. 28-31

DOI:
10.7256/2454-0749.2017.4.24789

Аннотация: В статье рассматривается, что при исследовании эпоса имеет большое значение размышления великого писателя кыргызского народа Ч. Айтматова о великом эпосе «Манас». Предметом исследования являются статьи и выступление Ч.Айтматова об идейно-художественной, жанровой особенности эпоса «Манас». Обьектом исследования является размышления Ч.Айтматова об эпосе «Манас» и влияние на творчество Ч.Айтматова эпоса «Манас». Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как трагизм в произведениях Ч.Айтматова, берущие начало из эпоса «Манас». Трагизм глубоко пронизан в идейном пласте эпоса. Особое внимание уделяется на вопрос, почему в эпоху «счастливого социализма» судьбы героев Ч.Айтматова трагичны. В исследовании использованы и анализированы опубликованные в разные годы выступления, интервью, статьи Ч.Айтматова и высказывание ученых по этим материалам. Основными выводами проведенного исследования является, что Ч.Айтматов дал новый импульс в научном исследовании эпоса «Манаса». Автор тщательно исследовал мысли великого писателя в корни отличающихся от взглядов не выходящих из рамок советской идеологии. Новизна исследования заключается в раскрытие интеллектуально-философской концепции Ч.Айтматова к эпосу «Манас».
Лингвистика
Гукосьянц О.Ю., Лату М.Н. - Некоторые способы изучения и моделирования организации научного знания c. 32-49

DOI:
10.7256/2454-0749.2017.4.24141

Аннотация: Настоящая статья посвящена рассмотрению наиболее популярных на сегодняшний день форм структурирования знания (семантическое поле, графосемантическое моделирование, фрейм, матрица, семантическая сеть, онтология, экспертная система), изучению и сравнению разнообразия их построения, предоставляемых возможностей. Анализируемые в работе модели насчитывают как общие, так и различные стороны, которые, в первую очередь, проявляются в решаемых ими задачах. Основным вектором исследования стало рассмотрение данных моделей через призму их применимости для структурирования научного знания. Поставленные задачи решались с помощью метода дефиниционного анализа, сравнения, приемов обобщения и интерпретации полученных данных, благодаря которым были определены преимущества и недостатки рассматриваемых моделей. Сравнительный анализ и дедуктивный подход исследования позволили установить, что одной из наиболее удачных моделей для изучения системности и характера связей между единицами терминосистемы является терминологическая сеть. Данное заключение и предложенная аргументация во многом объясняют обращение авторов к терминологической сети как модели представления научного знания в процессе дальнейшей исследовательской работы.
Исхакова З.З., Майоров К.А. - Лексические особенности интернет-мема в компьютерно-опосредованной коммуникации c. 50-56

DOI:
10.7256/2454-0749.2017.4.24649

Аннотация: В статье рассматривается феномен интернет-мема в компьютерно-опосредованной коммуникации, его лексические особенности, выявляется место и значение мема в интернете, а также проводится лингвистический анализ интернет-мема, который показывает, что следует ожидать от типичного мема, и какие его аспекты подвергаются изменениям. Интернет-мемы, в которых используются лингвистические элементы, предоставляют уникальную возможность увидеть изменения в языке, произошедшие за более короткие промежутки времени, но, к сожалению, научные исследования в области интернет-мемов находятся в стадии становления. Материалом для исследования послужили различные варианты интернет-мема, отобранные методом сплошной выборки из русскоязычного интернета. Изучение интернет-коммуникации находится на ранней стадии развития, а интернет-мемы предоставляют отличную базу для ее изучения. Более того, мемы являются одним из жанров юмора и позволяют начать увлекательное обсуждение, в котором эволюционирует язык. Исследование конструкций, которые возникают во время такого обсуждения, является существенным для понимания процесса коммуникации.
Интертекстуальность
Раздуев А.В. - Лексическая сочетаемость терминоэлементов «наноразмерный / наномасштабный» в современном русском языке c. 57-66

DOI:
10.7256/2454-0749.2017.4.24388

Аннотация: Статья посвящена анализу особенностей лексической сочетаемости классифицирующих терминоэлементов «наноразмерный / наномасштабный» как компонентов многокомпонентных терминов сферы нанотехнологий в современном русском языке. Исследуется функционирование данных терминоэлементов – синонимичных прилагательных в русскоязычных научно-технических текстах, выделяются различные категории понятий соответствующих терминов. Материалом для исследования послужили многокомпонентные терминологические единицы сферы нанотехнологий общим объемом 230 лексических единиц, в обязательном порядке содержащие рассматриваемые классифицирующие терминоэлементы и отобранные методом сплошной выборки из научных статей, книг, интернет-ресурсов по тематике нанотехнологий. Среди методов исследования следует отметить упомянутый выше метод сплошной выборки терминов, методы дискурсивного, контекстуального, дистрибутивного и контент-анализа, метод реконструкции моделей терминодеривации, методы компонентного, этимологического и дефиниционного анализа, которые позволяют изучить лексическую сочетаемость терминологических единиц в тексте и дискурсе. Автор приходит к выводу о том, что рассматриваемые терминоэлементы «наноразмерный» и «наномасштабный» обладают достаточно обширной сочетаемостью. Выявлены как общие случаи сочетаемости, когда один и тот же основообразующий терминоэлемент употребляется с обоими классифицирующими терминоэлементами, так и сочетаемости с терминоэлементами «наноразмерный» / «наномасштабный» по отдельности. Определено, что терминоэлемент «наноразмерный» встречается в 1,3 раза более частотно по сравнению с терминоэлементом «наномасштабный» в связи со своим более универсальным характером. Преобладающими категориями понятий многокомпонентных терминологических единиц являются «нанотехнологические процессы», «нанотехнологические механизмы», «нанотехнологические вещества», «нанотехнологические идеальные феномены».
Язык
Матунова Г.А. - Языковые средства создания образа работающей женщины в английской прессе начала ХХ века c. 67-71

DOI:
10.7256/2454-0749.2017.4.24824

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является языковая репрезентация образа работающей женщины в публикациях британской газеты The Times за период с 1909 по 1914 гг. Автор обращается к анализу материала данного периода, поскольку именно в это время в британском социуме происходит смена общественного отношения к деятельности работающих женщин, что находит отражение в языке. Автор рассматривает публикации газеты The Times, поскольку данное новостное издание играло важную роль в освещении событий в Великобритании начала ХХ в. Автор использует метод бинарных оппозиций в анализе гендерных стереотипов о работающей женщине, представленных в британской прессе этого временного периода. Новизна исследования заключается в том, что в данной статье рассматриваются представленные изменения в наборе лексических средств как динамического процесса. Проанализировав языковой материал газеты The Times начала ХХ в. с помощью метода бинарных оппозиций, можно сделать вывод об изменении стереотипного представления о работающей женщине, которое репрезентируется в языке.
Языкознание
Федотова К.С. - Онимная лексика в словарях языка писателя: к вопросу об истории становления поэтонимографии c. 72-81

DOI:
10.7256/2454-0749.2017.4.21366

Аннотация: Объектом исследования являются собственные имена как предмет авторской лексикографии. В статье показано, как отражена онимная лексика в отечественных словарях языка писателя. Рассмотрены пятнадцать авторских словарей. Выявлены основные трудности, с которыми сталкивается лексикограф при описании проприальных единиц из художественной литературы. Рассмотрены базовые теоретические принципы описания поэтонимов. Осуществлена попытка доказать закономерность появления в конце ХХ – начале ХХI вв. новых направлений авторской лексикографии – онимо- и поэтонимографии. Использованы методы сравнительно-сопоставительного анализа и описания. Сопоставлены словарные статьи к собственным именам, описаны их компоненты, сравнены способы представления онимных единиц в разные периоды развития авторской лексикографии. В выводах к статье показано, что способы описания онимных единиц в словарях языка писателя зависят от концепции словаря и особенностей авторской поэтики и стиля. Но общая свойственная современной авторской лексикографии тенденция к описанию отдельных составляющих языка писателя заставляет задуматься о создании общей теоретической базы словарного представления онимной лексики. Предполагается, что теория поэтонимографии должна учитывать весь предшествующий опыт лексикографии собственных имен.
Синтаксис
Оцомиева-Тагирова З.М. - Способы образования топонимических конструкций в аварском языке c. 82-87

DOI:
10.7256/2454-0749.2017.4.24907

Аннотация: Целью данного лексикологического исследования является обзор основных типов и словообразовательных моделей по способу образования географических названий на территории Гергебильского района Дагестана. Топонимические конструкции образованы разными путями: описательные названия, притяжательные названия, данные по какому-либо происшествию, перенесение исходного названия впоследствии на ряд близлежащих объектов. Топонимы представлены глагольными, адъективными, послеложно-именными конструкциями, топонимическими конверсиями и топонимами-эллипсисами. Только топонимическая конверсия и топонимы-эллипсисы могут состоять из одного слова. Топонимы с глагольными конструкциями представляют законченные полные предложения. В исследовании были использованы методы анализа и обобщения теоретических и практических сведений. Топонимические названия возникают в связи с психологическим желанием определить данный объект для последующего отличия его от остальных объектов. Научная новизна заключается в обосновании факта, что ориентированные названия всегда составные: они могут быть и словосочетаниями, и целым предложением. Таким образом, автор статьи затрагивает актуальные вопросы для аварской топонимии – микротопонимические названия образуют составные комплексы со стержневым словом, и эти аналитические формы сопровождаются перерастанием грамматического значения в лексическое.
Игра
Клецкая С.И. - Система имен персонажей в «Диких животных сказках» Л. С. Петрушевской c. 88-98

DOI:
10.7256/2454-0749.2017.4.24717

Аннотация: Предметом исследования является система персонажей в цикле «Дикие животные сказки» Л. С. Петрушевской, рассматриваемая через призму их имен (номинаций). Целью исследования стало выявление системной организации имен персонажей «Диких животных сказок» в контексте анализируемого произведения. Рассматриваемый в работе принцип должен быть охарактеризован лишь как доминанта, поскольку в анализируемом произведении наблюдаются разнообразные и довольно многочисленные отклонения от него, которые затрагивают как животную составляющую имени, так и его человеческую часть. В процессе исследования были использованы методы наблюдения и описания, индуктивный метод, метод оппозиций (дифференциального анализа), метод стилистического анализа. В результате был выявлен ведущий принцип построения номинации персонажа — структурная схема «животная характеристика + человеческое имя». Номинация персонажа не только выделяет его среди других персонажей, но и выполняет характеризующую и связывающую функции. Научная новизна работы заключается в том, что принцип построения имен персонажей в «Диких животных сказках» тесно связан со специфической образностью произведения, основанной на обыгрывании двойственной животно-человеческой природы персонажей и общей сниженностью изображаемого в нем мира. Рассматриваемые отклонения в силу их единичности лишь подчеркивают доминанту.
Эстетика
Московская А.С. - Понятие банальности зла Ханны Арендт в пространстве современного искусства c. 99-105

DOI:
10.7256/2454-0749.2017.4.21336

Аннотация: Статья посвящена исследованию вопроса о том, как складывается судьба одного из самых обсуждаемых понятий в творчестве Ханны Арендт - понятия банальности зла. Для рассмотрения изменений, которые происходят с данным понятием предлагается обратиться к области современного искусства. На примере работ трех современных художников (Марлен Дюма, Бэнкси и Мегг Йео), которые вступают в диалог с понятием банальности зля, выявляются основные трансформации, которые случаются, как с самим понятием, так и с его восприятием. Методология исследования была определена целями и задачами статьи. В основе методологии находится сопоставительный анализ, понятие банальности зла верифицируется в помощью художественных работ. В статье показано, как в работах художников происходит расширение и углубление проблематики банальности зла, делается вывод о том, что несмотря на критику в адрес данного понятия, оно не теряет своей важности, а, наоборот, в контексте современности обретает дополнительные смыслы.
Карнавализация
Безруков А.Н. - «Москва – Петушки» Венедикта Ерофеева как синтез интермедиальных кодов c. 106-115

DOI:
10.7256/2454-0749.2017.4.24164

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является поэма Венедикта Васильевича Ерофеева «Москва – Петушки». Анализ текста поэмы осуществлен с позиций интермедиальной поэтики. Авторский постмодернистский конструкт обладает достаточным количеством музыкальных включений (реминисценций, аллюзий, намеков, парафраз, цитаций), наличие которых создает множественные варианты прочтений и толкований текста. Актуальность обозначенной темы заключается в синтезе эстетических номинаций, формирующих текстовый массив. Совмещение поэмы Вен. Ерофеева с рядом классических музыкальных произведений определяет новизну исследования. Методология работы базируется на фундаментальных принципах сравнительно-сопоставительного, структурного анализа, типологической компаративистики и рецептивной эстетики. Особое внимание в статье уделяется функциям интермедиальности в «Москве – Петушках», так как они сориентированы на стабилизацию сюжета и дисперсию смысловой планки. Диффузия реальности достигается эффектом наращения аллюзий, реминисценций, парафраз из музыкальных произведений. Сделан вывод о том, что «Москва – Петушки» Венедикта Ерофеева является знаковым явлением, претворяющим рождение новых принципов восприятия действительности. Следовательно, эстетика поэмы есть синтез буквально языкового, литературного и дискурсивно-интермедиального.
Компаративизм
Старцева С.М. - Религиозные реалии в англоязычных детективных повестях Роберта ван Гулика и их перевод на китайский и русский языки c. 116-123

DOI:
10.7256/2454-0749.2017.4.24889

Аннотация: Данная статья посвящена анализу религиозных реалий Китая в англоязычных детективных повестях Роберта Ханса ван Гулика «The Chinese Maze Murders», «The Chinese Bell Murders», «The Chinese Lake Murders» и «The Chinese Gold Murders» и их переводах на китайский и русский языки. В данной статье автор проводит анализ религиозных реалий, отражающих национально-культурный колорит Поднебесной, и выявляет основные закономерности применения переводческого приёма, используемого для их адекватной передачи. Методология нашего исследования предполагает использование сопоставительного метода: анализа английских, китайских и русских лексем, передающих религиозный код народов Китая; сравнительного метода: выявления сходств и различий при переводе реалий. Новизна исследования заключается в том, что автором впервые предпринимается попытка проанализировать религиозные реалии в произведениях Роберта Ханса ван Гулика и выявить основные закономерности их перевода. В результате проведенного исследования были выявлены наиболее яркие примеры религиозных реалий, а также проанализированы основные способы их передачи на китайский и русский языки.
Архетип
Архангельская И.Б. - Канон «плантаторской» традиции в романе Д.П. Кеннеди «Суоллоу Барн» c. 124-136

DOI:
10.7256/2454-0749.2017.4.24423

Аннотация: Цель исследования заключаются в том, чтобы выявить отличительные черты и основные этапы развития литературы «плантаторской» традиции, проанализировать знаковое для литературы довоенного Юга произведение – роман Д. П. Кеннеди «Суоллоу Барн, или отпуск в Старом доминионе» (1932), который стал образцом для подражания для многих «южных» литераторов. Предметом исследования является корпус "южных" романов XIX в., первой половины ХХ в., особое внимание уделено роману Д. П. Кеннеди «Суоллоу Барн». Применяя биографический, историко-функциональный и текстуальный методы исследования, автор рассматривает формирование «плантаторской» традиции в литературе американского Юга первой половины XIX в., жанровые особенности, систему образов, трактовку «южных» конфликтов в романе Кеннеди. Впервые «Суоллоу Барн» определен как «архитекст», сформировавший канон «плантаторской» традиции, «южное» самосознание, сыгравший важную роль в борьбе идей между Югом и Севером США. В «вымышленном мире» Д.П. Кеннеди можно найти все необходимые ингредиенты «южного» мифа, который продолжили пиcатели-«южане» XIX и ХХ вв.: от Д. И. Кука до М. Митчелл, У. Фолкнера и К. Маккалерс.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.