по
Филология: научные исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Филология: научные исследования" > Содержание № 01, 2017
Выходные данные сетевого издания "Филология: научные исследования"
Номер подписан в печать: 20-04-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Шереметьева Елена Сергеевна, доктор филологических наук, e.sheremetyeva@gmail.com
ISSN: 2454-0749
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2017
Лингвистика
Шеломенцев М.А. - Метафорические модели в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию за 2016 год как способ представления действительности c. 1-11

DOI:
10.7256/2454-0749.2017.1.22274

Аннотация: Объектом нашего исследования являются метафорические модели присутствующие в политическом дискурсе. Предметом исследования являются не только общие, но и специфические особенности, а также закономерности представления действительности в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию за 2016г. за авторством Путина В.В. Автор подробно рассматривает такие аспекты проблемы как особенности метафоризации в политическом дискурсе. Особое внимание уделяется тому какую роль играет Послание Президента Российской Федерации в построение метафорической действительности. Методология настоящего исследования строится исходя из концепции Дж. Лакофф, М. Джонсон о концептуальной метафоре, строящаяся на когнитивно-дискурсивной парадигме. Основным выводом проведенного исследования можно назвать то, что большое количество и особенности метафорических моделей позволяют не только изменять содержание и способы представления сообщений и смысла политического дискурса В.В. Путина, но также делают его речь более выразительной и убедительной. Таким образом метафорические модели позволяют показать своеобразие представления действительности в политическом дискурсе.
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - Онтопоэтика c. 12-17

DOI:
10.7256/2454-0749.2017.1.22353

Аннотация: Статья посвящена новому содержательному понятию литературоведения – онтологической поэтике. Являясь своеобразным феноменом исторической поэтики, онтопоэтика играет значительную роль в анализе исторических и современных процессов художественного творчества. Её можно рассматривать как особый метод герменевтического анализа текста. Касаясь вещественного мира, онтологическая поэтика не ограничивается разбором её реальности. Напротив, она стремится связать личностное бытие автора с общекосмическим бытием. Именно спиритуальные контакты и онтологические интуиции помогают исследователям выявить, далеко не всегда очевидную на первый взгляд, сюжетно-образную структуру произведения, что позволяет представить специфическую символику и метафорику произведения. Автор использует принцип историзма, показывая развитие онтологической поэтики в работах Л.В. Карасёва, Н.А. Шогенцуковой. Особое внимание уделяется герменевтике художественных текстов. Автор стремится показать, чем вызвана особая востребованность онтологической поэтики в наши дни. Поэзия в своих онтологических устремлениях обращается к философии. Встречное движение обнаруживается и в философии. Современные философы видят в глубинном поэтическом образе прорыв к вселенской осмысленности бытия. Там, где бессильным или недостаточным оказывается понятие, философы, например М. Хайдеггер, обращаются к поэтическому образу, Слово обретает глубинный онтологический смысл.
Литературоведение
Кара-Мурза А.А. - «УРА! ГОРОДУ ДИЖОНУ», ИЛИ ПЯТЬ ДНЕЙ В БУРГУНДИИ (о короткой поездке Ивана Тургенева и Льва Толстого весной 1857 года) c. 18-27

DOI:
10.7256/2454-0749.2017.1.22119

Аннотация: Предметом авторского исследования являются обстоятельства совместной поездки И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого из Парижа в провинциальный французский город Дижон в марте 1857 г. «Дижонский эпизод» оказался плодотворным для обоих писателей. В столице Бургундии Толстой окончил, наконец, повесть «Пропащий» (в окончательной редакции – «Альберт»), которую обдумывал и переделывал в течение нескольких месяцев. Тургенев завершил в Дижоне очередной «охотничий» рассказ («День второй») из цикла «поездок в Полесье», где наметил контуры принципиально нового подхода к описанию кризисных явлений в русской деревенской жизни. Методом исследования явилось «философско-литературное краеведение», когда интеллектуальные произведения изучаются как продукт культурно-географического и бытового контекста, в котором находятся авторы. В статье представлены новые материалы о пребывании Тургенева и Толстого в Дижоне, о сложных взаимоотношениях двух корифеев русской литературы. По мнению автора, поездка в Дижон стала прямым прологом для «бегства» Толстого в апреле 1857 г. из Парижа к берегам Женевского озера – в родные места Ж.-Ж. Руссо; и поездок Тургенева в Англию, Германию и Италию, определивших новый этап в его творчестве.
Лингвистика
Варфоломеева Ю.Н. - Типология описательных текстов (сравнительная характеристика визуального описания и описания-характеристики) c. 28-39

DOI:
10.7256/2454-0749.2017.1.20739

Аннотация: Предметом статьи являются интегральные и дифференциальные свойства двух разновидностей текста типа «описание»: визуального описания и описания-характеристики. Объектом изучения выступают описательные тексты, извлеченные из художественного и научного стилей. Материалом для исследования выступила непереводная литература классических и современных авторов на русском языке. В некоторых случаях для того, чтобы более наглядно представить материал, допускалось построение текстовых фрагментов по модели. Изучены принципы, позволяющие установить ряд симптоматических свойств двух разновидностей описательного типа текста. При работе над темой были использованы метод лингвистического наблюдения и описания языковых фактов, метод языкового анализа, сравнительный метод, метод моделирования примеров по образцу. Функционально-смысловые типы речи, хотя и стали предметом исследовательского внимания, в настоящее время продолжают интересовать ученых. В частности, важно вычленение внутри типов речи основных подтипов, уточнение критериев их дифференциации. К основным критериям различения визуального описания и описания-характеристики следует отнести функцию заместителя говорящего, принципы временности или постоянности признаков описываемого объекта; наблюдаемости или ненаблюдаемости признаков, присущих объекту; локализованности или нелокализованности описываемых признаков во времени. Кроме того, для различения визуального описания и описания-характеристики необходим анализ групп субстантивов, прилагательных, лексико-семантические групп глаголов, пространственных или временных указателей, а также синтаксических свойств предложений, составляющих описательный текст.
Вечные образы
Маньковская Н.Б. - Живопись и поэзия: проблема приоритетов. Спор Жозефена Пеладана с Леонардо да Винчи c. 40-49

DOI:
10.7256/2454-0749.2017.1.21473

Аннотация: Предметом исследования является фундаментальная эстетическая проблема классификации искусств. Особое внимание уделяется полемике о соотношении живописи и поэзии Жозефена Пеладана, видного представителя мистической ветви французского объективного символизма, с Леонардо да Винчи. Рассматриваются такие магистральных темы, как искусство и наука, искусство и природа, эстетическое созерцание, мимесис, синтез искусств, художник, творчество, талант, гений, канон, прекрасное, возвышенное, безобразное, эстетическое восприятие, которые служат Пеладану для кардинального опровержения основной идеи «Книги о живописи» Леонардо: Пеладан отстаивает приоритет поэзии и литературы в целом перед изобразительными искусствами, для доказательства чего последовательно оспаривает основные тезисы знаменитого автора. Многоаспектность настоящего исследования предопределила применение ряда методологических подходов: философско-эстетический подход, искусствоведческий анализ, компаративистский, междисциплинарный методы. Основным выводом проведенного исследования является заключение о том, что пеладановское видение художественной жизни отмечено убежденностью в метафизической сущности искусства и его анагогической миссии, определяющих мистико-символическую герменевтику как метод искусствоведческих штудий. Что же касается спора о соотношении видов искусства и принципах их классификации, то сегодня он не только по-прежнему актуален, но и далек от завершения. Ведь появились и развиваются новые искусства, прежде всего технические – фотография, кинематограф, видео-арт, виртуал-арт – их список открыт. Как соотносятся они между собой и с классическими видами искусства в ситуации современного увлечения видовыми и жанровыми миксами? Эта проблема заслуживает специального изучения. Особый вклад автора в исследование темы заключается в том, что оно выполнено на полностью оригинальном материале. Автор вводит в отечественный научный оборот ранее не изучавшиеся аспекты французского символизма. Эстетические взгляды и метафизика искусства Ж. Пеладана в отечественной науке исследуются впервые.
Языкознание
Суворова Н.Н. - Фонетические, синтаксические и лексические образные средства в основе языкового творчества в современной рекламе c. 50-57

DOI:
10.7256/2454-0749.2017.1.21946

Аннотация: Предметом исследования являются языковые средства, создающие креатив в современной вербальной рекламе. Объектом исследования выступают слоганы и заголовки рекламных текстов, в основе которых лежат фонетические, синтаксические и лексические образные средства русского языка, привлекающие и удерживающие внимание потенциального потребителя. Рекламный материал, собранный из печатной и наружной рекламы города Омска, ярко иллюстрирует возможности русского языка в плане создания творчества. Особое внимание уделяется тем языковым приемам, которые направлены на достижение рекламных целей. Основным методом стал сбор материала и анализ языковых средств русского языка. Теоретической основой послужили работы как известных лингвистов (Розенталя, Пешковского, Валгиной), так и исследователей в области языка рекламы (Бернадской, Блинкиной-Мельник). Новизна данного исследования заключается в рассмотрении рекламного материала с точки зрения языкового креатива. Разнообразие приемов словесного выражения, усиление экспрессивности, характерное фонетическим явлениям, тропам, экспрессивному синтаксису проявляется в подборе более емких в лексическом, фонетическом и синтаксическом отношении слов и словосочетаний, в создании ярких словесных рекламных образов, в оригинальности и запоминаемости слоганов и заголовков рекламных текстов. Автор впервые в качестве языкового материала использует омскую рекламу.
Коммутация
Гончарук Е.Ю. - Молчание и его влияние на эффективность коммуникации в русском бытовом общении c. 58-63

DOI:
10.7256/2454-0749.2017.1.21464

Аннотация: Предметом исследования является феномен молчания в речевой коммуникации. Объект исследования – речевая коммуникация носителей русского языка в ситуации бытового общения. Основное внимание в работе уделяется описанию влияния феномена молчания на эффективность коммуникации в русском бытовом общении. Материалом для анализа послужили записи живой разговорной речи и диалоги из современных художественных фильмов. Впервые приводится описание феномена молчания с точки зрения его влияния на эффективность коммуникации в бытовом общении. Исследование проводилось с использованием метода комплексного (коммуникативно-прагматического и лингвистического) анализа языкового материала и описательного метода. Основным результатом проведенного исследования является выявление основных форм молчания в бытовом общении: нежелание сообщать информацию, игнорирование партнера по коммуникации, отсутствие предусмотренной этикетом реакции на слова собеседника. Молчание отрицательно воздействует на эффективность коммуникации, снижая степень эффективности, поскольку вызывает отрицательные эмоции, тем самым негативно воздействуя на эмоциональный фон коммуникации.
Игра
Авакова О.В. - Тестирование как средство контроля уровня сформированности общеучебных и профессиональных компетенций при обучении иностранному языку студентов правовых специальностей неязыковых вузов c. 64-75

DOI:
10.7256/2454-0749.2017.1.21882

Аннотация: В статье поднимается проблема использования тестовых заданий для контроля уровня общеучебных и профессиональных компетенций студентов-правоведов на практических занятиях. Предмет исследования - теоретическая основа и практическая реализация системы тестов для контроля уровня знаний cтудентов правового профиля. Цель настоящей работы - рассмотреть процесс контроля в обучении и усвоении с точки зрения технологий тестирования. Автор обосновывает гипотезу, что использование лингводидактических тестов является эффективным и действенным инструментом активизации учебной деятельности и выступает как результативное средство обучения и контроля, повышающее мотивацию к овладению навыками коммуникации в профессиональной сфере. Методами исследования, используемые в работе, являются: -общенаучные методы: обобщение отечественного опыта в области эффективности использования лингводидактического тестирования; -эмпирические методы: наблюдение, анкетирование. Новизна исследования определяется выбором поставленных задач и самого объекта исследования. Рассмотрены и дополнены структурные и концептуальные характеристики понятия «лингводидактического тестирования» применительно к правовым специальностям с учетом модернизации современных образовательных стандартов. Конкретизированы и детализированы обучающие и контролирующие формы тестирования целенаправленно повышающие успешность обучения и актуализирующие позитивную мотивацию студентов-правоведов.
Карнавализация
Бабкина В.А. - Стереотипное моделирование образа России в современных немецких СМИ на фоне обострения российско-германских отношений c. 76-85

DOI:
10.7256/2454-0749.2017.1.21865

Аннотация: В статье рассматриваются существующие представления о России в Германии на основе изучения концептуальных метафор, отражающих в публицистических текстах бытующие в сознании немцев многочисленные стереотипы, которые сформировались в процессе многовековых межгосударственных отношений. Концептуальная метафора, представленная в современной когнитивной лингвистике как ментальная операция, способ познания и объяснения мира, является одним из языковых средств, способствующих усвоению и репрезентации стереотипов. Автор анализирует концептуальные метафоры, формирующие образ России в немецких СМИ на фоне обострения российско-германских отношений. Выявленные методом сплошной выборки метафоры, используемые авторами статей в немецких периодических изданиях в период 2014-2015 гг., были распределены по следующим стереотипным областям: «Географическая принадлежность», «Внешнеполитические отношения», «Внутриполитические отношения», «Социально-экономическая картина», «Культура». Автор приходит к выводу, что многие существующие веками в немецком обществе стереотипы в отношении России и русских актуальны до сих пор. Метафоры активно используются немецкими журналистами для актуализации стереотипных представлений о стране. На фоне обострения межгосударственных отношений в связи с конфликтом вокруг Украины чаще использовались метафорические выражения, создающие негативный образ России.
Мифы и мифологемы
Шлигель-Мильх М.А. - Герменевтика структуры мифа в рамках дискурс-анализа на примере повести Германа Гессе «Душа ребенка» (Продолжение статьи «Структура мифа как принцип текстовой организации на примере повести Г. Гессе «Душа ребенка», вышедшей в журнале «Филология: научные исследования» 2(22) • 2016) c. 86-99

DOI:
10.7256/2454-0749.2017.1.21758

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является повесть Германа Гессе «Душа ребенка», которая раскрывает внутренний конфликт моральных требований с природными влечениями героя. Принципом текстовой организации является миф о грехопадении, представленный в третьей главе книги Бытие. Миф является когнитивной структурой сознания, толкованием божественного Логоса при помощи человеческого языка, назначением которой является интерпретация окружающей действительности в соответствии с фидейно-мифологической картиной мира человека. Библейская история о грехопадении рассматривается как первичный сакральный текст, подвергающийся десакрализации при его творческой переработке во время создания литературного произведения, подражающего структуре первичного текста. Герменевтика структуры мифа как метод сводится к выявлению глубинного смысла мифического события, к объяснению процесса десакрализации его первоначального содержания в процессе создания литературного произведения, а также в выявлении импликационных связей между элементами её содержания – концептами. Импликационные связи между концептами, входящими в его состав, представляют собой мыслительное отражение связей между частью и целым, между метафизическим и его земным коррелятом. Структура мифа включает в себя два уровня: парадигматический и синтагматический, а также основные концепты, объединенные в триаду. Двухуровневая структура дает мифу форму, триада – содержание, замкнутое в герменевтический круг, позволяющий осваивать один фрагмент мифа через другой. Интерпретация, идущая от вершины к вершине, не может завершиться, т.к. не может быть исчерпана истина мифа.
Архетип
Ляшенко Т.М. - Языковые средства создания архетипического образа матери в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» c. 100-112

DOI:
10.7256/2454-0749.2017.1.19415

Аннотация: Статья посвящена исследованию языковых средств, служащих для создания архетипических образов в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы». Этот роман однозначно признаётся произведением большой психологической глубины, однако его психологическое содержание изучено далеко не исчерпывающе. В статье поднимается вопрос о роли архетипических образов, содержащихся в произведении; в частности, подробно рассматривается образ матери, Арины Петровны Головлёвой. Анализ этого образа с точки зрения мифопоэтического подхода позволяет углубить понимание идейного содержания романа. Теоретико-методологическую основу статьи составляют идеи Ю.М. Лотмана, Е.М. Мелетинского, С.З. Агранович по изучению мифопоэтических основ в произведениях различных авторов. Автор опирается также на теорию архетипов К.Г. Юнга, развитую в трудах Э. Нойманна. Научная новизна работы заключается в том, что впервые образ Арины Петровны Головлёвой рассматривается с точки зрения функционирования в нём мифопоэтических составляющих. Автор приходит к выводу, что Салтыкову-Щедрину с помощью лексических средств, создающих архетипический образ, удалось психологически безупречно обосновать сложившиеся в семье Головлёвых отношения: мать в изображении писателя не просто человек со своими заурядными достоинствами и недостатками, но фигура исключительного влияния, «программирующая» судьбы детей.
В потоке книг
Гуревич П.С. - Энциклопедист и аналитик c. 113-123

DOI:
10.7256/2454-0749.2017.1.22477

Аннотация: Статья посвящена выдающемуся русскому учёному Александру Николаевичу Веселовскому. Невозможно оспорить огромную исследовательскую ценность трудов этого человека. Не подлежит сомнению его энциклопедичность и научная скрупулёзность. Однако далеко не всегда крупнейшие достижения культуры получают своевременную и объективную оценку. Разломы истории, «разрывы времён» разрушают академически последовательную экспертизу. Имя А.Н. Веселовского долго находилось в полосе замалчивания и неведения. Издание трудов А.Н. Веселовского – результат подвижнической деятельности Светланы Яковлевны Левит и специалистов в области данной области науки. В статье использован принцип историзма, который позволил не только сохранить процесс рождения исследовательской мысли А.Н. Веселовского, но раскрыть также ценность такого подхода к анализу бесценного наследия данного учёного. Впервые в отечественной литературе дана общая оценка научных достижений А.Н. Веселовского, представленных в изданиях его трудов с 2006 по 2016 гг. в рамках проекта «Российские Пропилеи». Автор отмечает ценность и безупречность структурирования всего издания, распределения работ по томам, строгий учёт тематических критериев и научная выверенность частных и общих оценок. Публикаторы стремились сохранить точность деталей, частных суждений, которые характеризуют неопровержимость выводов А.Н. Веселовского. Издание содержит в себе и ряд комментаторских усилий, позволяющих обратиться к более развёрнутому изучению богатейшего наследия крупнейшего русского учёного.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.