Философия и культура - рубрика Муки коммуникации
по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Рубрика "Муки коммуникации"
Муки коммуникации
Горелова Т.А. - "Свои" и "чужие": кто они?
Аннотация: В статье обсуждается проблема соотношения элементов в системе "свои - чужие" на трех уровнях - биологическом, социальном и психологическом - на основании данных естественных и гуманитарных наук
А. Сыродеева - Маленький герой c. 0-0
Аннотация: Ныне лейтмотивом практически любого популярного журнала или психолого-педагогического пособия для родителей по воспитанию детей является мысль о ребенке как формирующейся личности, индивидуальное своеобразие которой не должно подавляться. Но если самореализация еще только отстаивается как право каждого ребенка, если актуальна проблема ее признания, защиты в общественном сознании, то положение об отличии детского мира от мира взрослого принадлежит к числу общепринятых. Какова значимость «малого мира» для взрослого человека?
Э.М. Спирова - Поп-философ в аранжировке постмодернизма c. 0-0
Аннотация:
Т.П. Лифинцева - Я и другой: проблема интерсубъективности в антропологии Мартина Бубера c. 0-0
Аннотация: Аннотация: Мартин (Мордехай) Бубер (1878-1965) — один из интереснейших и загадочных мыслителей ХХ в. Определить его творчество посредством «измов» чрезвычайно трудно, тем более, что сам он этому всячески противился. Но всё же большинство исследователей склонны видеть в нём создателя иудейской версии религиозного экзистенциализма, которую называют также «диалогической теологией»
И.В. Деклерк - Метафизические концепции социально-коммуникативной общности c. 48-54
Аннотация: в статье обстоятельно анализируются наиболее значимые социально — философские концепции транссоциального межсубъектного взаимодействия. Охарактеризована специфика натуралистического и метафизического подходов к проблеме межсубъектной коммуникации. Опираясь на идею Гегеля о трех основных стадиях, ступенях развития человеческого самосознания выдвигается идея о рассмотрении «смысла истории» в плане развития человеческого самосознания от вожделеющего («я — не-я»), через признающее («я — ты», всеобщий коммуникативный разум) к всеобщему (трансцендентальная коммуникация). Подобное движение будет представлять собой поступенчатое восхождение человечества в целом и каждого человека в отдельности к своей трансцендентальной праоснове, восхождение по ступенькам бытия.
Бабина В.Н., Розенберг Н.В. - Проблема межличностной коммуникации и ее решение в философии С.Л. Франка c. 50-55

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.3.19485

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме современной цивилизации – межличностной коммуникации. Проблема взаимоотношений «Я» и «Ты» получила свое философское осмысление в европейской философии в начале XX века. Однако философское наследие русских мыслителей до сих пор оставалось не востребованным. Одним из оригинальных вариантов решения проблемы соотношения отдельной личности и духовной цельности общества было учение русского философа Семена Людвиговича Франка. В статье раскрывается философско-методологическое значение категории «мы», проводится анализ различных слоев общественной жизни, показывается антиномический характер взаимоотношений «я», «ты» и «мы», выявляются различия между внешним и внутренним слоем общественных отношений, раскрывается нравственный смысл социальных взаимодействий, дается философский анализ амбивалентности общения и показывается многообразие форм человеческого общения, выделенных С.Л. Франком. Исследование имеет в своей основе универсальные принципы комплексного подхода, где специфика поставленных задач предполагает корректное сочетание ряда герменевтических методов с генетическим, позволяющим определить глубинные истоки философской концепции С.Л. Франка. В работе используется метод сравнительного (компаративного) анализа, выявляющий сущность различных подходов по исследуемой теме. Применение исторического метода обусловлено необходимостью исследования взаимосвязи идей русской и европейской традиции с конкретными историческими событиями. Аксиологический анализ позволил раскрыть ценностные особенности взглядов русского мыслителя на основные факторы проблемы общения. Авторы подчеркивают принципиальные различия между европейской и русской традицией анализа проблемы общения и отмечают, что необходимо целостное и полноценное философское исследование этого сложного явления, где будет учтен синтез своеобразного западного и восточного опыт анализа проблем общения, а также важнейшая специфика достижений русской философии общения, являющиеся весьма актуальными и нуждающимися в дальнейшем освоении.
Т.А. Горелова - «Свои» и «чужие»: кто они? c. 50-61
Аннотация: в статье обсуждается проблема соотношения элементов в системе «свои — чужие» на трех уровнях — биологическом, социальном и психологическом — на основании данных естественных и гуманитарных наук.
Семухина Е.А., Шиндель С.В. - О функциях и свойствах универсальной категории культуры «греховность», репрезентированной в медиапространстве c. 73-82

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.2.37598

Аннотация: Целью настоящей статьи является анализ манифестации универсальной аксиологической культурной категории греховности в медиапространстве. Предметом исследования стали свойства и функции данной категории, актуализирующиеся при ее репрезентации в цифровых СМИ. В соответствии с поставленной целью нами использовались такие методы, как метод сплошной выборки и наблюдение за фактами репрезентации культурных категорий, позволившие определить языковой материал для анализа, а также статистический метод для проведения количественного анализа. Контент-анализ единиц, отобранных для исследования, использовался для выявления роли, свойств и основных функций универсальной аксиологической категории греховности.      Новизна исследования заключается в том, что впервые была рассмотрена универсальная природа категории греховности, ее функции и свойства, репрезентированные в медипубликациях. Основные выводы: изучение фактов актуализации категории греховности в медиапространстве позволил утверждать, что исследуемый феномен связан с такими темами, как политика, криминал (в новостных СМИ) и оценка поведения граждан и нравственность (в религиозных СМИ). Данные факты указывают, что основной функцией категории греховности является регулирующая, направленная на эвальвацию и коррекцию действий членов социума, а также создание общественного мнения. Кроме того, в статье доказывается, что категория греховности имеет транскультурные свойства, пронизывая и реализуясь во всех культурных слоях, от локального до глобального. В этих культурных слоях характер категории приобретает разный оттенок, в частности на глобальном уровне категория греховности приобретает значение вины (или виновности), что является следствием значительного влияния западной культуры на глобальную. Представляется, что выявленные свойства категории указывают на ее высокую значимость для современного российского общества. Установленная регулирующая функция позволит применять данную категорию в том числе в рамках задач по регламентации и управлению общественным мнением и в сфере пропаганды основных ценностей.
Semukhina E.A., Shindel S.V. - On the media representation of the universal category of culture "sinfulness" c. 75-81

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.2.37598

EDN: FWESTH

Abstract: This article aims to analyze the manifestation of the universal axiological cultural category of sinfulness in the media space. The study's subject was this category's properties and functions, which are actualized when represented in digital media. In accordance with this goal, we used such methods as continuous sampling and observation of the facts of the representation of cultural categories, which allowed us to determine the linguistic material for analysis and a statistical method for quantitative analysis. The content analysis of the units selected for the study was used to identify the role, properties, and main functions of the universal axiological category of sinfulness. The novelty of the research lies in the fact that, for the first time, the universal nature of the category of sinfulness, its functions and properties, represented in media publications, were considered. Main conclusions: the study of the facts of actualization of the category of sinfulness in the media space allowed us to assert that the phenomenon under study is associated with topics such as politics, crime (in news media), and the assessment of citizens' behavior and morality (in religious media). These facts indicate that the primary function of the category of sinfulness is regulatory, aimed at evaluating and correcting the actions of members of society, as well as creating public opinion. In addition, the article proves that the category of sinfulness has transcultural properties, penetrating and being realized in all cultural layers, from local to global. In these cultural layers, the nature of the category acquires a different shade. In particular, at the global level, the category of sinfulness acquires the meaning of guilt, which is a consequence of the significant influence of Western culture on the global culture. It seems that the revealed properties of the category indicate its high importance for modern Russian society. The established regulatory function will make it possible to apply this category, including within the framework of regulating and managing public opinion and promoting basic values.
Алиев Р.Т. - Интерфейс как зеркало: рефлексия индивидуального и коллективного c. 82-97

DOI:
10.7256/2454-0757.2024.3.70212

EDN: FHHFKG

Аннотация: В эпоху глобальной цифровизации, интерфейсы стали неотъемлемой частью социальной и культурной жизни, определяя взаимодействие между индивидуумом и коллективом. Предмет исследования данной статьи заключается в анализе взаимосвязи между дизайном интерфейса и социально-этическими аспектами общества. Исследование фокусируется на том, как интерфейсы отражают и формируют социальные нормы и этические ценности, влияя на процессы самоидентификации и социальной интеграции в условиях глобальной цифровизации. Особое внимание уделяется механизмам, через которые интерфейсы способствуют формированию личной и коллективной идентичности, а также тому, как они участвуют в культивировании культурных идентичностей и обеспечении доступности и инклюзивности в цифровом пространстве. Основная цель исследования заключается в анализе роли интерфейсов в процессе формирования личной и коллективной идентичности, а также в их влиянии на социально-этические аспекты общественной жизни.  Методология исследования базируется на междисциплинарном подходе, сочетая элементы социальной философии, культурологии и дизайн-анализа. Используются качественные методы, включая теоретический анализ литературы и кейс-стади, для исследования влияния интерфейсов на социальные процессы. Исследование показывает, что интерфейсы служат медиаторами в культивировании социокультурных идентичностей и норм, обеспечивая платформу для социальной интеграции и культурного обмена. Дизайн интерфейса, включая его доступность и инклюзивность, играет центральную роль в конституировании социальной справедливости и этических стандартов в цифровом обществе. Выводы подчеркивают необходимость этичного подхода в разработке интерфейсов, где учитываются социокультурные аспекты и права индивидуумов. Развитие интерфейсов представляет собой ключевой элемент в определении будущего взаимодействия между технологией и обществом, подчеркивая их влияние на социальные структуры и культурные практики. Технологические инновации, воплощенные в дизайне интерфейса, открывают новые перспективы для исследования взаимосвязи между человеком и машиной, а также их роль в социальной адаптации и культурной трансформации. Статья призвана способствовать дальнейшему развитию дискуссии о социальной и этической роли интерфейсов в современной цифровой эпохе, предлагая новые направления для академического и практического изучения.
Л. Кантор-Казовская - Михаил Гробман. Манифесты, теоретические фрагменты, статьи c. 117-120
Аннотация: The article is devoted to life and creative work of Michail Grobman – an artist and a poet, one of the brightest figures in the history of Moscow avant-garde in art during the 1960th.
М. Гробман - Магический символизм (манифест) c. 121-147
Аннотация: This is Michail Grobman’s manifesto about ‘magic symbolism’ – method in art and life freeing a human. In his manifestos of Leviaphan Group (group of Israel artists of the last quarter of the 20th century) he describes the three basic elements of Leviaphan position in art: primitivism, symbol and a letter.
Гладышев В.И., Пеннер Р.В. - Культура общения в эпоху современных медиа

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.9.19629

Аннотация: Объектом исследования является феномен общения в контексте медиа. Предметом – проблема гармонизации общения в условиях медиасовременности. Авторы начинают свое исследование с того, что анализируют феномен «цифровых аборигенов», нарушающий многовековую традицию формирования и передачи знания от старшего поколения младшему. Рассматривая общение как взаимодействие, авторы выделяют следующие его черты, узловые в контексте исследования: вербальная природа общения; свобода и ответственность коммуниканта за поле общения и свою роль в нем; общение как необходимая форма существования homo sapiens; общение как взаимовыгодное взаимодействие между людьми. Обращаясь к феномену медиа, авторы останавливаются на следующих эффектах медиа в реальности: ускорение информации; упрощение информации; «растворение» человека в информационном потоке. Методология исследования включает в себя общенаучные методы: анализ, синтез, индукцию, дедукцию, обобщение, абстрагирование. Кроме того, проведена методологическая процедура концептуализации. Особым вкладом авторов исследования является выделение коммуникативных требований, предъявляемых «новой» реальностью к человеку, попадающему в ситуацию общения. Среди них следует обозначить: эмоциональное подкрепление; избирательность в общении; преодоление нарциссизма и конформизма; толерантность в общении; коммуникативная активность и привлекательность субъекта общения; компетентность в общении.
Гладышев В.И., Пеннер Р.В. - Культура общения в эпоху современных медиа c. 1268-1276

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.9.68203

Аннотация: Объектом исследования является феномен общения в контексте медиа. Предметом – проблема гармонизации общения в условиях медиасовременности. Авторы начинают свое исследование с того, что анализируют феномен «цифровых аборигенов», нарушающий многовековую традицию формирования и передачи знания от старшего поколения младшему. Рассматривая общение как взаимодействие, авторы выделяют следующие его черты, узловые в контексте исследования: вербальная природа общения; свобода и ответственность коммуниканта за поле общения и свою роль в нем; общение как необходимая форма существования homo sapiens; общение как взаимовыгодное взаимодействие между людьми. Обращаясь к феномену медиа, авторы останавливаются на следующих эффектах медиа в реальности: ускорение информации; упрощение информации; «растворение» человека в информационном потоке. Методология исследования включает в себя общенаучные методы: анализ, синтез, индукцию, дедукцию, обобщение, абстрагирование. Кроме того, проведена методологическая процедура концептуализации. Особым вкладом авторов исследования является выделение коммуникативных требований, предъявляемых «новой» реальностью к человеку, попадающему в ситуацию общения. Среди них следует обозначить: эмоциональное подкрепление; избирательность в общении; преодоление нарциссизма и конформизма; толерантность в общении; коммуникативная активность и привлекательность субъекта общения; компетентность в общении.
Махлин В.Л. - Два начала современной философии

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.10.20645

Аннотация: В контексте тех трудностей, перед которыми зачастую оказывается историко-философское исследование и преподавание в постсоветской ситуации, в данной статье ставится – с опорой на понятие «событие» - проблема «современной» философии, «парадигмы» которой так или иначе продолжаются и поныне, но истоки имеют в прошлом. В этом смысле – таков тезис автора – у современной философии два магистральных действенно-исторических «начала» одно в XIX, другое в ХХ веке, анализу которых и посвящена статья. Методологически данное исследование опирается на многочисленные западноевропейские (преимущественно немецкие) историко-философские работы и вместе с ними ориентируется на определенные философские направления ХХ в. (в особенности на философскую герменевтику), которые позволили существенно по-новому взглянуть как на современность, так и на прошлое философии Проведённый анализ позволяет установить моменты смысловой непрерывности современной философской мысли, которая по сей день оказывается внутри двух революций в способе мышления: один такой «перелом в мышлении» ведет от позднего Шеллинга, через Маркса, Кьеркегора и других оппонентов Гегеля 1840-х гг., к Ницше и Дильтею, а другой перелом в мышлении связан с еще более радикальным «бунтом философа против философии», именно против отождествления бытия и мышления и попытках (Гуссерля, Хайдеггера и других мыслителей смены философско-гуманитарной парадигмы в 1910-1920-х гг.) по-новому поставить исконную проблему «первой философии» в ХХ веке.
Махлин В.Л. - Два начала современной философии c. 1388-1394

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.10.68282

Аннотация: В контексте тех трудностей, перед которыми зачастую оказывается историко-философское исследование и преподавание в постсоветской ситуации, в данной статье ставится – с опорой на понятие «событие» - проблема «современной» философии, «парадигмы» которой так или иначе продолжаются и поныне, но истоки имеют в прошлом. В этом смысле – таков тезис автора – у современной философии два магистральных действенно-исторических «начала» одно в XIX, другое в ХХ веке, анализу которых и посвящена статья. Методологически данное исследование опирается на многочисленные западноевропейские (преимущественно немецкие) историко-философские работы и вместе с ними ориентируется на определенные философские направления ХХ в. (в особенности на философскую герменевтику), которые позволили существенно по-новому взглянуть как на современность, так и на прошлое философии Проведённый анализ позволяет установить моменты смысловой непрерывности современной философской мысли, которая по сей день оказывается внутри двух революций в способе мышления: один такой «перелом в мышлении» ведет от позднего Шеллинга, через Маркса, Кьеркегора и других оппонентов Гегеля 1840-х гг., к Ницше и Дильтею, а другой перелом в мышлении связан с еще более радикальным «бунтом философа против философии», именно против отождествления бытия и мышления и попытках (Гуссерля, Хайдеггера и других мыслителей смены философско-гуманитарной парадигмы в 1910-1920-х гг.) по-новому поставить исконную проблему «первой философии» в ХХ веке.
Яковлев В.А. - Информационная программа новой эпистемологии

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.10.15633

Аннотация: Предметом исследования является информационная программа формирования новой эпистемологии. Рассматривается важнейшая способность сознания – генерировать не только знание, необходимое в обыденной практике, но и создавать эпистемические структуры, которые необходимы для всех духовных практик культуры и социума. Подчёркивается, что информационный подход всё более утверждается в современных естественных и гуманитарных науках. Особо важную роль понятие информации играет в комплексе когнитивных дисциплин – нейрологии, когнитивной психологии, когнитивной социологии, теориях искусственного интеллекта, образующих в своём комплексе научный базис новой эпистемологии. Используются метод реконструкции смысловой структуры диалога Платона «Пир» и метод критического анализа современных концепций эпистемологии. Проводится поуровневый анализ развития науки в историческом, институциональном и личностном аспектах Новизна исследования заключается в следующих утверждениях. Раскрыта структура новой – инновационной – эпистемологии, базирующейся на информационно-коммуникативном подходе к познавательной деятельности. Выявленная смысловая структура инновационной эпистемологии как перехода новации в инновацию подтверждается конкретными эпизодами становления новых программ в современной физике и космологии. Вскрыт изоморфизм коммуникативно-информационных инновационных процессов генезиса и утверждения науки в культуре, деятельности научных сообществ и исследовательской практике отдельных учёных.
Яковлев В.А. - Информационная программа новой эпистемологии c. 1460-1470

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.10.67070

Аннотация: Предметом исследования является информационная программа формирования новой эпистемологии. Рассматривается важнейшая способность сознания – генерировать не только знание, необходимое в обыденной практике, но и создавать эпистемические структуры, которые необходимы для всех духовных практик культуры и социума. Подчёркивается, что информационный подход всё более утверждается в современных естественных и гуманитарных науках. Особо важную роль понятие информации играет в комплексе когнитивных дисциплин – нейрологии, когнитивной психологии, когнитивной социологии, теориях искусственного интеллекта, образующих в своём комплексе научный базис новой эпистемологии. Используются метод реконструкции смысловой структуры диалога Платона «Пир» и метод критического анализа современных концепций эпистемологии. Проводится поуровневый анализ развития науки в историческом, институциональном и личностном аспектах Новизна исследования заключается в следующих утверждениях. Раскрыта структура новой – инновационной – эпистемологии, базирующейся на информационно-коммуникативном подходе к познавательной деятельности. Выявленная смысловая структура инновационной эпистемологии как перехода новации в инновацию подтверждается конкретными эпизодами становления новых программ в современной физике и космологии. Вскрыт изоморфизм коммуникативно-информационных инновационных процессов генезиса и утверждения науки в культуре, деятельности научных сообществ и исследовательской практике отдельных учёных.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.