по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 04, 2024
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 02-05-2024
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2024
Философия науки и образования
Грибков А.А., Зеленский А.А. - Место и роль общей теории систем в подготовке научных кадров c. 1-11

DOI:
10.7256/2454-0757.2024.4.70462

EDN: YXCPXY

Аннотация: В статье исследуется возможность в рамках подготовки научных кадров формирования у обучающихся творческих компетенций. Отмечается, что на базе существующих программ можно подготовить специалиста, способного продуктивно использовать существующие знания, однако создавать новые знания, решать задачи, для которых не известен способ решения, такой специалист не обучен – система образования (в рамках имеющихся учебных курсов) не готовит творческую единицу. Для формирования творческих компетенций необходим учебный курс «Общая теория систем», но в не том виде, в котором он преподается в настоящее время (как методология использования системного подхода), а в соответствие с представлением общей теории систем как теории, целью которой является создание универсальной методологии достоверного представления моделей объектов, в основе которого лежит подобие (изоморфизм) форм и законов мироздания. Приводится развернутая аргументация связи творчества и целостного представления бытия, эмпирическим проявлением которого является изоморфизм. Исследуется механизм трансляции знаний в рамках механизма мультисистемой интеграции человека, механизм заимствования человеком знаний из чувственно постигаемых форм реальности. Констатируется, что для соответствия поставленным задачам познания требуется версия общей теории систем, расширенная метафизической составляющей. Далее, отталкиваясь от метафизического описания основ наблюдаемого в практике познания явления изоморфизма, можно формировать комплектные коллекции паттернов – типовых форм, шаблонов объектов и их отношений. По итогам практического познания, классификации объектов познания, а также сопоставления результатов познания с известными паттернами можно формировать комплектные коллекции вторичных свойств и законов объектов. В настоящее время завершается работа над такой версией общей теории систем, получившей название «Эмпирико-метафизическая общая теория систем». В заключение статьи рассматривается проблематика преподавания общей теории систем. В ней выделяются две составляющие: вопрос позиционирования учебного курса «Общая теория систем» относительно других курсов, а также учет специфики предметной области обучающихся по разным специальностям (направлениям).
Философия науки
Попов Н.А. - Материализм как мировоззренческая позиция. Статья вторая: о недостающем требовании к научным теориям и мировоззренческой уязвимости основных идей неклассической физики c. 12-35

DOI:
10.7256/2454-0757.2024.4.70027

EDN: XQDWWY

Аннотация: Предметом данного исследования является материализм, понимаемый в самом широком смысле этого понятия: и как философское учение, и как образ жизни, соответствующий определённой мировоззренческой позиции. Целью является выяснение объективной роли этой мировоззренческой позиции в различных областях человеческой деятельности. В центре исследования стоит вопрос о сущности материалистических представлений о мире, скрывающемся за чувственно данной человеку реальностью. Исследование состоит из двух частей, публикуемых отдельными статьями. Первая часть посвящена истокам материалистического мировоззрения и основного вопроса философии, а в данной, второй её части, рассматривается вопрос о философских проблемах неклассической физики, выявляется корень этих её проблем, проводится сравнительный мировоззренческий анализ основных представлений классической и неклассической физики и подводится общий итог проведённого исследования. Методологией данного исследования является принцип материалистического монизма, согласно которому в основе абсолютно всех явлений познаваемого человеком мира может лежать только нечто материальное, "воздействующее". Общие выводы данного исследования таковы: корни материалистического мировоззрения уходят к истокам жизни, к такому условию успешной жизнедеятельности живых существ, которое по своей сути является мировоззренческим; это условие, названное автором Основным Вопросом Жизни, является исторической предтечей Основного Вопроса Философии; мировоззренческая позиция, равнозначная материалистическому решению ОВФ, присуща жизнедеятельности абсолютно всех живых существ; все люди в своей повседневной и практической деятельности являются прирождёнными материалистами. Кроме того, в данном исследовании уточняется представление о сущности материалистического учения; показывается исключительность материалистического мировоззрения как единственно верного мировоззрения; даётся уточнённое определение понятия материи; доказывается необходимость смещения "цента тяжести" современного материалистического учения с диалектики на принцип материалистического монизма; формулируется недостающее требование к научным теориям для обеспечения их мировоззренческой жизнеспособности; показывается мировоззренческая несостоятельность основных идей новой, неклассической физики.
Философия культуры
Хвощевская И.В. - Философия всеобщего духа как теоретико-методологическое основание культурологического познания уникальности России c. 36-44

DOI:
10.7256/2454-0757.2024.4.70443

EDN: WZELEF

Аннотация: В статье представлен анализ таких категорий, как «бессознательное», «всеобщий дух», «духовно-национальное самосознание», «коллективизм». Рассмотрены концепции о сущности духа, выработанные Г. В. Ф. Гегелем. Сделан вывод о взаимосвязи между гегелевской категорией всеобщего духа и духовно-национальным самосознанием. Рассмотрена проблема русской идеи, обозначены основные направления ее разрешения. Описана эволюция представлений о духовно-национальном самосознании россиян. Отмечено, что умозаключения о всеобщности духа и его взаимосвязи с духовно-национальным самосознанием россиян имеют важное прикладное значение. Автором отмечено, что выводы о всеобщности духа и его взаимосвязи с духовно-национальным самосознанием россиян имеют важное прикладное значение. Исследование может быть использовано для разработки стратегий по сохранению и развитию культурного наследия народов, а также для более глубокого понимания процессов формирования и развития национальной идентичности. Автором были использованы методы философского анализа и интерпретации философских текстов, исторический метод для изучения эволюции представлений о духовно-национальном самосознании россиян, сравнительный анализ различных подходов к проблеме русской идеи, исследование социокультурного контекста формирования духовно-национального самосознания. Также автор использовал аналитические и синтетические методы для выявления взаимосвязей. Научная новизна данного исследования заключается в том, что оно представляет собой попытку интеграции философских концепций Г. В. Ф. Гегеля о всеобщем духе с проблематикой духовно-национального самосознания. Кроме того, исследование предлагает новый подход к пониманию формирования духовно-национального самосознания, основанный на гегелевской философии. Этот подход позволяет рассматривать национальное самосознание не только как субъективное чувство принадлежности к определенной нации, но и как проявление всеобщего духа, который воплощается через коллективные ценности, идеалы и культурные традиции. Таким образом, данное исследование вносит вклад в развитие философии национального самосознания, предлагая новую интерпретацию его природы и связей с всеобщим духом. Полученные результаты могут быть использованы для более глубокого понимания процессов формирования и развития национальной идентичности, а также для разработки стратегий по сохранению и развитию культурного наследия народов.
Философия и искусство
Быкова Н.И. - Амбивалентность восприятия цветовой палитры в романе Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» и колористического решения в одноименных экранизациях c. 45-62

DOI:
10.7256/2454-0757.2024.4.70458

EDN: VTCAIZ

Аннотация: Предметом исследования является цветовая символика в романе Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» в аспекте амбивалентного понимания концептуального решения в использовании определенного цвета в создании образов героев, в описании места действия и смыслового наполнения идейного содержания произведения и его экранных интерпретаций. Объект исследования – цвет как смыслообразующий концепт в литературе и кинематографе, символика цвета. Произведение Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» представляет интерес в вопросе изучения влияния цветовой палитры в восприятии и осмыслении образов и идей литературных произведений, так как автор уделяет большое внимание цвету в описании своих героев, места действия и окружающих их интерьеров. Цвет становится одним из важных смыслообразующих концептов в произведении. Аудиовизуальные искусства, в частности кинематограф, представляют особый интерес в данном вопросе, так как предлагают вариант визуализации цветовой палитры, представленной в литературном произведении. Основными методами исследования являются аналитический и сравнительно-исторический. Осмысляются цветовые концепты книги Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» и трех одноименных экранизаций романа. Данное произведение Ф. С. Фицджеральда и его экранизации представляют интерес для современного российского читателя и зрителя благодаря тому, что поднимаемые в романе проблемы актуальны и в настоящее время. Писатель затрагивает популярную в литературе и кинематографе тему американской мечты. История главных героев – яркий пример иллюзорности этой мечты, а образ жизни персонажей и их миропонимание демонстрируют духовную опустошенность и холодное равнодушие ко всему, кроме денег и богатства. Именно цветовая палитра наиболее ярко позволяет дополнить характеристику образов героев и осмыслить концептуальное решение произведения. Научная новизна статьи заключается в исследовании амбивалентности восприятия колористического решения образов героев в книге в сопоставлении с ее экранными интерпретациями. Автор приходит к выводу, что Ф. С. Фицджеральд в романе «Великий Гэтсби» использует цветовую палитру в создании образов героев и описании места действия таким образом, чтобы многозначность в восприятии цвета наиболее неожиданно и обостренно остро подчеркнула поднимаемые проблемы и стала основой для переосмысления идейного содержания произведения.
Диалог культур
Чжан М. - Одежда как социокультурный феномен (на материалах современного Китая) c. 63-74

DOI:
10.7256/2454-0757.2024.4.70469

EDN: USUTEZ

Аннотация: Объектом исследования является одежда как социокультурный феномен, продукт материальной и духовной культуры. Эволюция одежды тесно связана с социокультурными изменениями общества. Предметом исследования выступает трансформация одежды в Китае под влиянием политических, экономических, социальных, эстетических факторов после начала проведения политики реформ и открытости в Китае (1978). Начиная с этого момента в китайской одежде произошли значительные изменения, главным из которых стал переход от единой для всей страны формы одежды («френча Сунь Ятсена», «пиджака Ленина», созданных в 20-е гг. ХХ в.) ко множеству стилей и разнообразию фасонов, а также возрождению традиционной одежды. Трансформация в стилистике и производственном цикле одежды в Китае происходят на основе объективных (развитие технологий, законы рынка, тенденции мировой моды) и субъективных причин (психология, личные предпочтения и эстетические вкусы потребителей). За поведением в одежде всегда скрывается некоторая концепция, а стремление к красоте является основной движущей силой развития одежды. Социальная психология подражания и отличия способствует распространению модных тенденций в одежде.   Методология исследования включает историко-эволюционный, системный, аксиологический подходы, общенаучные методы анализа, синтеза, индукции, идеализации, интерпретации, экстраполяции. Научно-теоретическую основу исследования составили труды китайских, российских и западных ученых в области теории и истории культуры, философии, социологии, психологии, истории, искусствоведения. Основными выводами проведенного исследования являются положения о том, что любые культурные изменения являются результатом взаимодействия трех факторов: «старого» традиционного, «нового» реального и «чужого» внешнего. Особый вклад автора в исследование темы заключается в подробном рассмотрении воздействия на трансформацию одежды политических, экономических, социокультурных, эстетических факторов, а также культурных обменов и народных традиций. Автор прослеживает последовательность смены модных тенденций в Китае в последние десятилетия. Современные изменения в китайской культуре одежды не сводятся просто к заимствованию современных западных тенденций, а сопровождаются появлением постмодернистских идей и продвижением процесса глобализации, что приводит не только к технологическому и дизайнерскому обогащению характеристик одежды в Китае, но и к росту культурного самосознания и ревайвализации традиционной и местной культуры.
Национальный характер и менталитет
Чжэн В. - Обозначение красного в русской, французской и китайской лингвокультурах на примере фразеологии и пословиц c. 75-85

DOI:
10.7256/2454-0757.2024.4.70532

EDN: SLFVSC

Аннотация: Исследование, проведенное в данной статье, направлено на анализ цветовой символики в русской, французской и китайской лингвокультурах с использованием анализа фразеологии и пословиц. Методология исследования основана на сравнительном анализе фразеологических единиц и пословиц, содержащих цветовые компоненты, в указанных языках. В процессе исследования были выявлены как общие, так и уникальные черты в цветовой символике каждой из рассматриваемых лингвокультур. Путем сравнительного анализа фразеологии и пословиц на разных языках удалось лучше понять, как цвет воплощает культурные нормы, мировоззрение и исторические контексты в каждой нации. Это позволило увидеть, какие аспекты цвета особенно значимы для каждой культуры и какие ассоциации и символические значения с ними связаны. Особое внимание уделено анализу различий и сходств в интерпретации цвета в идиоматических выражениях каждого языка. Это позволяет понять, какие культурные и исторические факторы формируют уникальные взгляды и представления о цвете в каждой из рассматриваемых лингвокультур.   Исследование также подчеркивает, что интерпретация цветовой символики в идиоматических выражениях зависит от культурных и исторических контекстов каждого языка.  Идиомы являются отражением коллективного сознания и мировоззрения народа, а изучение цветовых явлений в идиомах помогает лучше понять национальное самосознание и языковую эволюцию. Кроме того, исследование обнаружило, что красный цвет может приобретать различные значения и коннотации в разных языках, несмотря на общие словарные определения. Это указывает на то, что использование и отношение к красному цвету зависят от культурных и исторических особенностей каждой языковой группы. Научная новизна работы заключается в том, что она объединяет лингвистический анализ с анализом культурных особенностей и использует методологию синергетической символики. Этот подход позволяет понять, как взаимодействие различных цветов создает новые символические значения и ассоциации, специфичные для каждой культуры.
Религии и религиозное возрождение
Цыс А.В. - Историография генезиса пятидесятнического движения: ранние и поздние направления в англоязычной литературе c. 86-95

DOI:
10.7256/2454-0757.2024.4.69972

EDN: SBVOYJ

Аннотация: Целью статьи является выявление ранних и поздних исследований в области пятидесятничества на Западе, а также выделение главного отличия между ними. На сегодняшний день в мире насчитывается более 250млн. пятидесятников, а вместе с харизматическим движением – более 500 млн. Начав распространяться в 20 веке, движение претендует на звание самого быстрорастущего религиозного феномена в человеческой истории. В попытках интерпретировать феномен роста этого движения было несколько постепенно формировавшихся подходов: объяснение происхождения движения как сверхъестественным образом «пришедшего с небес»; поиск истоков пятидесятничества в других христианских движениях; представление возникновения движения как результат социальных и психологических факторов, таких как бедность, маргинальность и стремление к уходу от современного общества; мультикультурный подход. В статье проанализированы работы западных историков и теологов пятидесятничества, начиная со второй половины 20 века. В результате показан переломный момент между ранними и поздними исследованиями, а именно то, что поздние исследования направлены на пересмотр истории и включение в нее участников движения по всему миру, а не только в Северной Америке, исследование вклада в развитие движения местных служителей, которые долгое время оставались в тени западных миссионеров, подчеркивается разнообразие идеологий и социальных влияний, которые сформировали это движение. А так же отмечены три главных современных направления исследований: историческое, характеризующееся исследованиями пятидесятничества в Азии, Африке и Латинской Америке; теологическое, с упором на разработку и оформление теоретической теологии в результате институализации движения; религиоведческое, практикующееся преимущественно с позиций социологии религии.
Философия постмодернизма
Semukhina E.A., Shindel S.V. - Culture and Morality in the Nineteenth Century: The Origins of Modern European Tolerance c. 96-104

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.5.37666

EDN: RSTJJL

Abstract: This publication aims to analyze the economic, social, and cultural phenomena that first appeared in the "era of revolutions" that occurred in the nineteenth to early twentieth centuries. The modern European trend toward tolerance, which is the basis of current social and cultural changes, including in our country, has specific intellectual grounds. The subject of the study was the ideosphere of the nineteenth and early twentieth centuries, including philosophical, economic, and psychological concepts that gave rise to modern trends in these areas. The result of this study was the determination of the reasons that caused the change of the ideological paradigm in Europe. The novelty of the research lies in the fact that, for the first time, the intellectual foundations of the formation of tolerance as an actual socio-cultural phenomenon are analyzed. This article consistently proves that among the first such grounds, it is possible to determine the emergence of machine production and, as a result, the appearance of a mass person with a culture corresponding to them, performing a compensatory and entertaining function. The most important cultural foundation is mainly the intellectual "background" created by the teachings of Friedrich Nietzsche, Karl Marx, and Sigmund Freud. The ideas of Anglo-American pragmatism played a significant role in forming a new morality, which included the denial of religion and its values, giving it a utilitarian character. During the subsequent historical period and at present, these views have become the basis for the creation of the so-called "individual faith," in which religion ceases to be the guide of human life but only serves the needs of the individual. The desacralization of religion leads to the study of different aspects of sexuality, which opens up the possibility for modern thinking about gender. The concept of "natural law" should also be attributed to the intellectual factors of the formation of modern European tolerance.
Философия культуры
Сюй С. - Основополагающая роль мировоззрения в субкультурах c. 105-113

DOI:
10.7256/2454-0757.2024.4.70358

EDN: WMUFCY

Аннотация: Предметом исследования данной работы является мировоззрение субкультуры и его сложное взаимодействие с элементами и структурой данных групп. Для этого детально анализируются разнообразные типы субкультур с целью выявления их уникальных мировоззренческих особенностей и характеристик. Основная цель исследования заключается в поиске связей между мировоззрением субкультур и их структурными элементами, а также в понимании влияния этих связей на социокультурные процессы. Анализируя эти вопросы, исследование стремится расширить наше понимание субкультурных динамик и их места в современном социокультурном контексте. Результаты данной работы могут быть полезны для дальнейших исследований в области антропологии, социологии, культурологии, а также для разработки практических стратегий по управлению и поддержке субкультурных сообществ.  Для достижения целей исследования используется антропологического анализа субкультур, включающую в себя анализ синхронных и диахронных аспектов субкультурного мировоззрения, а также сопоставительный анализ. Научная новизна данной работы проявляется в глубоком и всестороннем анализе разнообразия типов представленности мировоззрения в различных субкультурах и их воздействии на широкий спектр социокультурных процессов. Представленный в исследовании анализ выявляет уникальные аспекты субкультурного мировоззрения и его разнообразные проявления, что не только способствует более глубокому пониманию социокультурных динамик современного общества, но и расширяет наше знание о механизмах формирования и функционирования субкультурных сообществ. Выводы данной работы имеют важное значение как для академического исследования в области антропологии и социологии, так и для практического приложения, например тех, что направлены на эффективное управление и поддержку субкультурных групп в современном обществе, включая разработку политик и программ, способствующих инклюзивности, культурному разнообразию и социокультурной гармонии.
Философия и искусство
Чжан М. - Направления развития предметного поля изучения образа современного человека в искусстве России начала XXI века c. 114-126

DOI:
10.7256/2454-0757.2024.4.70219

EDN: KUURHG

Аннотация: Предметом исследования является рассмотрение направлений развития интересов современных российских ученых в отношении изучения образа человека в пространстве изобразительного искусства, в частности живописи начала XXI века. В роли объекта выступает предметное поле изучения образа современного человека в искусстве России начала XXI века. На материале отдельных репрезентативных, отражающих специфику трансформации антропологической тематики в современном изобразительном искусстве можно показать не только разницу в подходах к пониманию сущности и роли образа современного человека в арт-процессе, но и продемонстрировать специфику художественной интерпретации данной образной системы в контексте искусствоведческой проблематики. Научная новизна заключается в расширении представлений о методологическом аппарате, необходимого для анализа антропологического направления в изобразительном искусстве. Основным методологическим основанием исследования послужил системный подход, позволивший рассматривать современное искусство России как единую систему. Это помогло систематизировать интересы современных исследователей, анализирующих место и роль образа человека в ней. Через постмодернистскую парадигму восприятия и интерпретации антропологической тематики выявить существенные особенности идей российских ученых. Так же использовались методы искусствоведческого анализа. Исходный пункт исследования состоит в том, что на данный момент в российской науке существует корпус искусствоведческих и культурологических исследований, посвященных развитию современного искусства страны. Однако трудов, обобщающих имеющийся опыт ученых и определяющих основные направления научной мысли, нет. В свете этого научная новизна статьи заключается в расширении представлений о методологическом аппарате, необходимом для анализа антропологического направления в изобразительном искусстве современности, что является перспективным путем для будущих исследований в указанной области. Определены наиболее востребованные концептуальные философские и историко-культурные основания для анализа и решения практических задач в области современного искусства в отношении репрезентации образа человека. Собран и проанализирован эмпирический научно-исследовательский материал.
Пань Л. - Формы художественной коммуникации в институциональной среде современного Санкт-Петербурга c. 127-140

DOI:
10.7256/2454-0757.2024.4.70254

EDN: KFYVVR

Аннотация: Предмет исследования составляет одна из тенденций развития институциональной среды творчества художников современного Санкт-Петербурга, которая заключается в образовании основных форм художественной коммуникации, то есть авторами между собой и с широкой, а также профессиональной публикой. Объект – влияние институциональной среды на данные формы: художественные и нехудожественные музеи, арт-галереи и выставочные центры, которые являются классической формой презентации актуального искусства; альтернативные им площадки, такие, как креативные пространства и арт-кластеры. В поле внимания входит и тяготение петербургских авторов к организации небольших художественных объединений, преимущественно арт-групп, например, «ГрОМ», «Непокоренные», «Север-7», «Паразиты» и др. Помимо художественных произведений привлекаются теоретические работы и размышления исследователей современного искусства Петербурга и пространств его общественной презентации. Методологическим обоснованием стал анализ произведений петербургских мастеров начала XXI века в контексте развития городских институций художественной коммуникации. Исследование опирается на теоретические работы, посвященные проблеме художественной коммуникации и тенденциям актуального арт-процесса. Используется сравнительно-интерпретационный и типологический методы, позволяющие сопоставить работы художников и формы художественной коммуникации. Проблема художественной коммуникации в сфере изобразительного искусства Петербурга становится предметом отдельного исследования. Данная сфера жизни города в настоящее время развивается достаточно динамично, так как появляются новые арт-объединения, кураторские практики и альтернативные классическим площадки для презентации творчества авторов, принадлежащим к разным поколениям и арт-течениям. В этот процесс вовлекаются традиционные музеи и галереи, а также креативные пространства, арт-кластеры и иные зачастую непрофильные учреждения, например, библиотеки и кафе. На этом фоне кристаллизуются особенности петербургской художественной коммуникации, для которой характерно стремление к организации сообществ, к сплаву реалистических традиций и актуальных тенденций, к эскапизму и символичности, а также интерес к восточной тематике и стилистике.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.