по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 03, 2024
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 05-04-2024
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2024
Национальный характер и менталитет
Намжилова Е.С., Цынгуева Д. - Ценностное ядро традиционной культуры бурят как объект социокультурного проектирования c. 1-20

DOI:
10.7256/2454-0757.2024.3.70059

EDN: IRPZWY

Аннотация: В статье рассматриваются особенности социокультурного проектирования этнокультурной деятельности на основе актуализации традиционных ценностей и наследия в Агинском Бурятском округе. Территориальная привязка исследования обусловлена тем, что округ исторически развивался как автономное образование, а с 2008 года является административно-территориальной единицей с особым статусом в составе Забайкальского края. С конца ХХ века в округе наблюдается активизация деятельности по развитию этнической культуры, причем часто инициатива проявляется из народа, а реализуется она в виде социокультурных проектов учреждений культуры, образования, некоммерческих организаций. В связи с названными особенностями, а также в свете государственной политики Российской Федерации по сохранению традиционных ценностей, становится актуальным анализ ценностного ядра культуры бурят, которое становится объектом социокультурного проектирования на современном этапе. Для исследования данного вопроса использованы методы внешнего и включенного наблюдения, контент-анализа реализующихся социокультурных проектов; проанализирована научная литература по теме социокультурного проектирования и ценностей культуры бурят. Материалом исследования послужили социальные практики и проекты, реализуемые в Агинском Бурятском округе. Новизна исследования заключается в том, что изучены социокультурные процессы, зарождающиеся в народной среде, инициаторами и исполнителями которых являются родовые общины и социальные группы ровесников. В Агинском Бурятском округе эти социальные группы выступают в качестве субъектов, инициирующих новые социальные практики, направленные на актуализацию и возрождение ценностного ядра культуры. На основе этих практик, возникших в общественной среде, создаются и реализуются социокультурные программы, проекты и мероприятия, которые поддерживаются органами власти, институтами гражданского общества, учреждениями социальной сферы, культуры, образования. В результате проведенного исследования выявлено, что социокультурное проектирование и реализация социально значимых практик по модернизации культурного наследия актуализирует ценности родного языка, преемственности традиций семьи и рода, любви к родной земле, укрепления дружеских связей с земляками и ровесниками.
Связь времен
Котляр Е.Р., Золотухина Н.А., Золотухина А.Ю. - Культурный код штетла в спектакле Григория Горина «Поминальная молитва» c. 21-37

DOI:
10.7256/2454-0757.2024.3.69819

EDN: LSNBIY

Аннотация: Предметом исследования нашей статьи является выделение культурных кодов восточноевропейских местечек-штетлов в спектакле Григория Горина "Поминальная молитва", либретто которого написано автором по мотивам произведений известного писателя на идиш Шолом-Алейхема. Автором статьи охарактеризована история и условия локализации еврейской культуры в Восточной Европе и Российской империи, особенности ее трансформации, трагическая история еврейского театра в первой трети ХХ в. После исчезновения местечек и выхода из употребления языка идиш, сохранение истории характерного бытового и философского уклада штетлов стало целью музейных деятелей, историков, писателей, драматургов, художников. В произведении на примере Тевье-молочника, его семьи и окружения выявлены характерные образы жителей местечек, среды их обитания, типов мышления и действий.  В статье использованы методы историзма в ретроспективе культуры местечек-штетлов, метод анализа в вычленении архетипов штетла, метод синтеза в обобщении совокупности характерных культурных кодов. Основными выводами исследования являются: 1. Восточноевропейские еврейские местечки-штетлы - небольшие поселения городского типа, с преимущественно еврейским населением, уникальная культура которых была обусловлена иудейским вероисповеданием, бытовыми и религиозными традициями, языком идиш, а также локализацией проживания на небольшой территории. 2. В период масштабных социальных потрясений начала ХХ в. и последующим выходом за пределы местечек их уникальная культура стала мифологемой, фундаментом для вышедших из нее писателей, художников, музыкантов, театральных деятелей. Одной из вех в сохранении этой культуры стал еврейский театр ГОСЕТ, существование которого было трагически оборвано в середине ХХ в. 3. Пьеса "Поминальная молитва", написанная Григорием Гориным по мотивам произведений Шолом-Алейхема и поставленная в театре "Ленком" Марком Захаровым, стала квинтессенцией характерных образов штетла, и одновременно возрождением аутентичной еврейской культуры. Особым вкладом автора является выделение в пьесе образов-архетипов штетла, ставших культурными маркерами, или кодами иудейской идишистской культуры.
Традиции и инновации
Ван С., Чжан М. - Символика дракона в дизайне одежды и аксессуаров в контексте актуализации традиционного культурного наследия Китая c. 38-57

DOI:
10.7256/2454-0757.2024.3.70090

EDN: MGEHTG

Аннотация: В статье приведен анализ репрезентации символики дракона в дизайне современной одежды и аксессуаров. Обращение к одному из заметных образов традиционного культурного наследия Китая призвано повысить эстетическую привлекательность, статусную коннотацию дизайнерских решений, продемонстрировать архетипическую глубину национальной культуры и увеличить потребительскую стоимость изделия в мире высокой моды. Историко-культурные коннотации образа дракона, находящиеся в симбиотической связи с развитием китайской традиционной культуры, сформировали определенный свод системных представлений о символике дракона, которые закодировали изменения в мировоззрении и в традиционной культуре. Если в национальной китайской одежде и аксессуарах на протяжении тысячелетий образ дракона являлся одним из самых статусных, то в современных стилизованных дизайн разработках мировых брендов он выступает маркером оригинальности и средством достижения коммерческого успеха. Для исследования использованы методы: обзор литературы, анализ дизайнерских кейсов и современных модных тенденций. С помощью данных методов проанализирована специфика применения драконьих узоров в индустрии моды в разные сезоны и годы, а также исследована тенденция их эволюции в области высокой моды и в повседневной культуре. Рассмотрена культурная символика дракона в работах современных китайских и европейских дизайнеров одежды и аксессуаров, выявлены и описаны часто используемые образы в моделировании современного силуэта, в выборе средств художественной выразительности. Результаты исследования показали, что даже в современной молодежной моде активно используется данный национальный символ, что указывает на востребованность образа дракона и широкие перспективы его применения в дизайне современной одежды, сохраняющей цивилизационные характеристики (обращение к богатому культурному наследию на основе постоянных инноваций). Использование мотивов дракона в современной одежде не только отвечает эстетической концепции современных людей, но и добавляет жизненной силы дизайну самой одежды, благодаря отсылке к духовному смыслу и значению одного из самых популярных национальных символов Китая.
Методология философского знания
Розин В.М. - Идеальные объекты в философии и науке: генезис и понятие c. 58-74

DOI:
10.7256/2454-0757.2024.3.69650

EDN: OSDVWW

Аннотация: В статье рассматривается понятие идеальный объект. Цитируется и проблематизируется высказывание О.И. Генисаретского, утверждающего, что обязательным признаком, который сохранился за объектом и терминами «объект» и «идеальный объект» является, по-видимому, его представимость или наглядность. Автор показывает, что идеальные объекты стали создаваться в период становления античной философии и мышления. Столкнувшись с противоречиями, античные мыслители по-разному разруливали эту ситуацию. Если Протогор признал за рассуждающими право получать противоречия и, соответственно, считать мир противоречивым, то Парменид считал мир непротиворечивым, утверждая, что критерием правильности (истинности) знаний выступает не рассуждающий человек, а именно этот мир, сущее, до которого еще нужно добраться с помощью правильной мысли.   Именно в рамках реализации программы Парменида стали создаваться идеальные объекты, которые, как показывает автор, выполняли три основные функции: позволяли мыслить непротиворечиво, познавать мир и его явления, иначе осмыслять и истолковывать эмпирические явления (факты). С опорой на кейс платоновского «Пира» анализируются семиотические схемы, на основе которых Платон создает идеальные объекты. Утверждается, что построить идеальные объекты, минуя схемы, невозможно, поскольку их изобретателями (творцами) выступают люди. Разрешая проблемы, они синтезируют смыслы, принадлежащие разным областям сознания. Анализ «Бесед» Галилея позволил автору высказать предположение, что построение идеальных объектов обусловлено историческим типом философского или научного мышления. Автор считает необходимым, прежде чем претендовать на создание современного учения об идеальных объектах, проанализировать основные типичные случаи построения этих объектов в философии и науке, причем такой анализ может внести существенные коррективы в понимание природы и особенностей этого понятия. Тем не менее, предполагает он, уже сейчас видно, что построение идеальных объектов является важным звеном философского, научного и ряда других видов мышления.
Муки коммуникации
Semukhina E.A., Shindel S.V. - On the media representation of the universal category of culture "sinfulness" c. 75-81

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.2.37598

EDN: FWESTH

Abstract: This article aims to analyze the manifestation of the universal axiological cultural category of sinfulness in the media space. The study's subject was this category's properties and functions, which are actualized when represented in digital media. In accordance with this goal, we used such methods as continuous sampling and observation of the facts of the representation of cultural categories, which allowed us to determine the linguistic material for analysis and a statistical method for quantitative analysis. The content analysis of the units selected for the study was used to identify the role, properties, and main functions of the universal axiological category of sinfulness. The novelty of the research lies in the fact that, for the first time, the universal nature of the category of sinfulness, its functions and properties, represented in media publications, were considered. Main conclusions: the study of the facts of actualization of the category of sinfulness in the media space allowed us to assert that the phenomenon under study is associated with topics such as politics, crime (in news media), and the assessment of citizens' behavior and morality (in religious media). These facts indicate that the primary function of the category of sinfulness is regulatory, aimed at evaluating and correcting the actions of members of society, as well as creating public opinion. In addition, the article proves that the category of sinfulness has transcultural properties, penetrating and being realized in all cultural layers, from local to global. In these cultural layers, the nature of the category acquires a different shade. In particular, at the global level, the category of sinfulness acquires the meaning of guilt, which is a consequence of the significant influence of Western culture on the global culture. It seems that the revealed properties of the category indicate its high importance for modern Russian society. The established regulatory function will make it possible to apply this category, including within the framework of regulating and managing public opinion and promoting basic values.
Алиев Р.Т. - Интерфейс как зеркало: рефлексия индивидуального и коллективного c. 82-97

DOI:
10.7256/2454-0757.2024.3.70212

EDN: FHHFKG

Аннотация: В эпоху глобальной цифровизации, интерфейсы стали неотъемлемой частью социальной и культурной жизни, определяя взаимодействие между индивидуумом и коллективом. Предмет исследования данной статьи заключается в анализе взаимосвязи между дизайном интерфейса и социально-этическими аспектами общества. Исследование фокусируется на том, как интерфейсы отражают и формируют социальные нормы и этические ценности, влияя на процессы самоидентификации и социальной интеграции в условиях глобальной цифровизации. Особое внимание уделяется механизмам, через которые интерфейсы способствуют формированию личной и коллективной идентичности, а также тому, как они участвуют в культивировании культурных идентичностей и обеспечении доступности и инклюзивности в цифровом пространстве. Основная цель исследования заключается в анализе роли интерфейсов в процессе формирования личной и коллективной идентичности, а также в их влиянии на социально-этические аспекты общественной жизни.  Методология исследования базируется на междисциплинарном подходе, сочетая элементы социальной философии, культурологии и дизайн-анализа. Используются качественные методы, включая теоретический анализ литературы и кейс-стади, для исследования влияния интерфейсов на социальные процессы. Исследование показывает, что интерфейсы служат медиаторами в культивировании социокультурных идентичностей и норм, обеспечивая платформу для социальной интеграции и культурного обмена. Дизайн интерфейса, включая его доступность и инклюзивность, играет центральную роль в конституировании социальной справедливости и этических стандартов в цифровом обществе. Выводы подчеркивают необходимость этичного подхода в разработке интерфейсов, где учитываются социокультурные аспекты и права индивидуумов. Развитие интерфейсов представляет собой ключевой элемент в определении будущего взаимодействия между технологией и обществом, подчеркивая их влияние на социальные структуры и культурные практики. Технологические инновации, воплощенные в дизайне интерфейса, открывают новые перспективы для исследования взаимосвязи между человеком и машиной, а также их роль в социальной адаптации и культурной трансформации. Статья призвана способствовать дальнейшему развитию дискуссии о социальной и этической роли интерфейсов в современной цифровой эпохе, предлагая новые направления для академического и практического изучения.
Аксиология: ценности и святыни
Попов Е.А., Забнева Э.И. - Теоретико-методологический вектор современных исследований духовной культуры Большого Алтая c. 98-109

DOI:
10.7256/2454-0757.2024.3.70081

EDN: EIQWCN

Аннотация: В статье особое внимание уделено выявлению эвристического потенциала теоретико-методологических подходов к исследованию духовной культуры, имеющей выраженную этнорегиональную специфику. В данном случае имеется в виду духовная культура Большого Алтая. Рассматриваются ценностно-нормативный подход, системный, дается оценка другим ракурсам исследования. Ключевым моментом является оценка возможностей применения интериоризационного подхода, позволяющего представить конкретную этнорегиональную культуру в ее целостности и единстве смыслов. Данный подход предлагается использовать для изучения процессов сакрализации и символизации человеческого индивидуального и коллективного бытия, происходящих через опыт носителей культуры. Такой ракурс исследования направлен на концептуализацию опыта, но также предполагает обращение к традициям, обрядам, религии и мифологии. Однако их анализ осуществляется именно через оценку опыта. Основная методология исследования связана с необходимостью представить этнорегиональную культуру Большого Алтая в ее ценностно-смысловом и целостном развитии. Основными результатами исследования являются следующие положения, сформулированные в статье: 1) проблематизация исследования этнорегиональной культуры разворачивается в сторону ее ценностно-смысловой рецепции, что подразумевает использование соответствующего ракурса изучения; 2) специфика этнорегиональной культуры складывается не только в соотношении ее традиционных ценностей и норм, но также и в установлении оснований ее целостности и системности, следовательно, для анализа важен такой подход, который позволяет раскрыть эти моменты; 3) для оценки самобытности культуры, ее системной целостности необходимо использовать интериоризационный подход, направленный на выявление триединства Бог - Мир - Человек в духовной культуре Большого Алтая; 4) социальный и экзистенциальный опыт носителей культуры, а не только, например, религия и мифология, должен стать предметом исследования в рамках предлагаемого интериоризационного подхода.
Философская антропология
Канныкин С.В. - «Homo currens»: опыт философского исследования эго-текстов современных российских любителей стайерского бега c. 110-131

DOI:
10.7256/2454-0757.2024.3.40556

EDN: FFHJMH

Аннотация: Современный этап развития беговых любительских стайерских практик можно охарактеризовать как личностносозидающий, поскольку главные цели бегунов (особенно марафонцев и сверхмарафонцев) связаны не столько с укреплением здоровья, сколько со сферой личностного совершенствования и самопознания: развития воли, характера, проверки себя в экстремальной ситуации, испытания недоступных прежде эмоций и состояний сознания. Объектом исследования являются эго-тексты (книги для широкой аудитории, в том числе сетевой "самиздат") современных российских любителей бега. Способом исследования указанных текстов выступает биографический метод, дающий возможность определить многоаспектное влияние беговой активности на коренные изменения развития личности и формирование ее жизненного пути. Анализируемые биографии наследуют как исповедальной традиции Августина (контраст бесцельной и порочной «добеговой» жизни, а также травматического опыта бегового неофитства и значительных достижений во многих сферах личностного развития после принятия ценностей выраженной через бег кубертеновской «religio athleticae»), так и отмеченной М. М. Бахтиным авантюрно-героической биографической традиции, присущей эпохе Возрождения, а также романтизму и ницшеанству с их нацеленностью на формирование (в нашем случае посредством стайерского бега) нового (или «сверх-») человека. Качественным итогом беговой деятельности является достижение субъектом нового этапа развития – человека бегущего (homo currens), которому присущи активность, мобильность, героизм, аскетизм, стремление к максимальной самореализации, достижение гармонии тела и духа. Homo currens противостоит как виртуальному времяпрепровождению, так и фетишизации культуры комфорта, предполагая, обращаясь к концепции Виктора Франкла, наполнение жизни новыми смыслами и ценностями через преодоление неизбежных для стайерского бега страданий. Любительский бег рассматривается писателями как общедоступное и эффективное средство обретения физического, душевного и социального благополучия, что выражает его гуманистическую сущность и придает исследуемым произведениям философско-антропологическую значимость.
Философия культуры
Дубоносов А.А. - «Философия культуры» Г.В. Флоровского в ранние годы (1920-е) европейского периода его творчества. c. 132-141

DOI:
10.7256/2454-0757.2024.3.40977

EDN: GQPNEN

Аннотация: Предметом исследования в данной статье являются отдельные аспекты «философии культуры» видного мыслителя, богослова, историка русской мысли Георгия Васильевича Флоровского, повлиявшие на эволюцию его мировоззрения. Особое внимание уделяется фактам «европейского» периода его биографии, анализу его «евразийских» работ, а также его оценкам философских концепций некоторых русских мыслителей и призывам к обращению процесса культурного творчества к духовным началам. Особое внимание уделяется содержанию дискуссии, развернувшейся между Г.В. Флоровским, Н.С. Трубецким и (заочно) Н.Я. Данилевским, по проблеме статуса «общечеловеческой культуры» и взаимовлияний культур. Исследование позволяет выявить философские нюансы эволюции взглядов Г. Флоровского как «евразийского» автора на основе его собственных работ и содержащихся в них оценок. Часто в научной литературе подчеркивается влияние на Г. Флоровского евразийской идеологии, выразившееся, в частности, в его представлениях о культуре и культурном творчестве. Однако, на основании анализа материала, представленного в статье, автор приходит к выводу, что Г.В. Флоровский, хотя и был участником евразийского кружка, по некоторым существенным вопросам расходился с основным направлением развития евразийской идеологии, представленным Е. Трубецким.
Философия и искусство
Шумов М.В. - Актерское решение фильма в контексте режиссерского почерка Мартина Скорсезе c. 142-157

DOI:
10.7256/2454-0757.2024.3.70226

EDN: GPJPQA

Аннотация: В качестве материала исследования рассматриваются полнометражные и короткометражные самостоятельные художественные фильмы режиссера Мартина Скорсезе. Объектом исследования обозначены основные элементы режиссерского почерка Мартина Скорсезе. На протяжении всего творческого пути исследуемый режиссер, не боясь оперирует многочисленными художественными приемами, которые сегодня образовывают режиссерский стиль и режиссерский почерк – трансляция христианских мотивов, жестокость в сочетании с красотой преступного мира, глаза как элемент души героя, использование зеркала в контексте отражения иного мира персонажа, повествование через сны и фантазии, а также изобилие монтажных решений. Основное внимание уделено актерскому решению в фильмографии режиссера, что коррелирует с предметом данного исследования. В данной статье автором были проанализированы 33 фильма режиссёра, попадающие под условия исследования.  Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных теоретиков и практиков кинематографа, а также киноэнциклопедии и киносправочники академического характера. По результатам исследования автор пришел к выводу, что режиссер привержен постоянному актерскому составу в своих фильмах. Больше других у Мартина Скорсезе снимаются такие актеры как Роберт Де Ниро (Robert De Niro), Катрин Скорсезе (Catherine Scorsese), Чарльз Скорсезе (Charles Scorsese), Леонардо ДиКаприо (Leonardo DiCaprio). Сам же режиссер ставит себя на вершину этого списка. Во всех исследуемых фильмах приняло участие 430 актеров, которые появляются в фильмографии режиссера как минимум два раза. В фильмах Ирландец (2019) (Ориг. The Irishman), Волк с Уолл-стрит (2013) (Ориг. The Wolf of Wall Street), Отступники (2006) (Ориг. The Departed), Славные парни (1990) (Ориг. Goodfellas) и Казино (1995) (Ориг. Casino) снялись наибольшее количество повторяющихся в творчестве режиссера актеров. Также в процессе исследования нами было обнаружено, что режиссер в большинстве своих фильмов предпочитает снимать не только себя, но также и членов своей семьи.
Чжао Ш., Гомбоева М.И. - Наследие традиционной китайской философии Тайцзи как фактор гармонизации противоречий социокультурной реальности (на примере китайского неореалистического искусства) c. 158-170

DOI:
10.7256/2454-0757.2024.3.70074

EDN: DJDJJY

Аннотация: Статья посвящена анализу влияния древней китайской философии Тайцзи на художественное творчество современных художников Китая. Философия Тайцзи как синтез древних философских идей есть основа ментального влияния на современную культуру. Философское ядро традиционного мировоззрения китайцев с ее упором на простоту и естественность миропорядка сформировало основополагающие принципы Тайцзи. Концепция Инь и Ян подчеркивает двойственную природу изменчивости как баланса противоположных сил развития и дополняется постулатом о диалектичности развития идей генезиса энергии обновления – Ци. Интеллектуальный синтез предполагает обогащение системы идеей о том, что все вещи в мире находятся в движении; целое, состоящее из отдельных элементов, имеет Инь и Ян, а Ци ‒ абсолютная энергия изменений всего сущего, в том числе и человеческой деятельности. Основные принципы философии и этики Тайцзи ‒ естественность изменения, отсутствие применения силы (У-Вэй), изменение как единственная константа в существовании мира и в обеспечении его устойчивости, мягкость ‒ помогают развивать творческую силу обновления. Основным методом исследования является метод ревитализации традиционных философских систем (тайцзи как синтез конфуцианства, даосизма, легизма) на новой интеллектуальной почве европейских философских теорий. Использован метод диахронического анализа проблем китайского общества в период урбанизации, определивших концепции современного китайского неореализма. Влияние философии тайцзи на концептуализацию современного китайского неореалистического искусства проявилось в том, что искусство неореализма перешло от художественных концепций конкретных проблем изменяющегося общества к осмыслению проблемы конфликта между традиционной культурой, философией и современной культурой. Этот философско-культурологический поворот является рецепцией внутренней движущей силы традиционной китайской философии культуры. В результате исследования описано функциональное значение влияния принципов и философских идей Тайцзи на эволюцию неореализма. В статье проанализировано творчество китайских художников-неореалистов Синь Дунвана и Чжэн И. Конфуцианство и даосизм стали двумя направлениями, функционально дополняющими друг друга в концептуализации различий в культурной и социальной средах современного Китая средствами художественной выразительности. Философия тайцзи ‒ эффективная концептуальная система, помогающая снять напряжение и противоречия в современном китайском обществе, культуре, в частной жизни.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.