по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 02, 2024
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 02-03-2024
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2024
Традиции и инновации
Миронова А.В. - Непрерывность вокально-исполнительского наследия многожанровой песенной культуры кубанского казачества c. 1-13

DOI:
10.7256/2454-0757.2024.2.69872

EDN: HMEVEA

Аннотация: Объектом исследования выдвигается непрерывное сбережение многожанровой казачьей народной песни, представляющей ключевое предназначение в вопросе реализации сохранения традиционного менталитета на современном этапе. Предметом настоящей работы являются имманентные комплексы традиционной песенной культуры в фольклорном наследии. Цель данного исследования содержится в структурировании вопроса культурной взаимосвязи этнического полотна кубанских казачьих народных песен, в самобытности генезиса вокально-исполнительской специфики современного творчества. При обнаружении фундаментальных основ вокального исполнительства казачьей песни особое внимание уделяется изучению фольклорных первоисточников кубанских фольклористов, В.Г.Захарченко, А.Д.Бигдая, Г.М.Концевича. Наряду с этим, экспертная оценка характеристик кубанской казачьей народной песни по жанровой классификационной составляющей является важной особенностью исполнения вокальных образцов сегодня. Теоретическая основа в аналитическом подходе к особенностям исполнения локального источника с точки зрения обоснования научности рассматриваемого предмета по функционально-ориентированным элементам донесения: традиции, традиционная манера исполнения, трактовка текста, песенная мелодика. Методологическая основа: компоненты изучения локальной певческой традиции, модернизация фольклорных песенных документов, метод системности-жанровое многообразие казачьего исполнительства. Выработан авторский подход в корреляции нотных источников и методологические характеристики кубанских казачьих певческих устоев. Предложенную систему мы апробируем при работе с архивными документами, в диагностике песенных образцов зафиксированных от информантов. Ключевым аспектом определен музыковедческий анализ нотных сборников кубанских казачьих народных песен с точки зрения непрерывно развивающегося, многогранно изменяющегося исполнительского мастерства солиста и хора. Автором учитывается привнесенная модель исполнения казачьих песен с момента переселения черноморского казачества, привнесших багаж многожанровых источников и со временем приобщивших кубанское народно-певческое искусство. Научная новизна исследования заключена в авторской аналитической систематизации аутентичных песенных композиций, зафиксированных фольклористами, в анализе многожанровых кубанских казачьих источников (выборочно) для дальнейшего активного исполнения на сценических площадках. Определены специфические направленности исполнения по характерным песенным жанрам: историческим, военно-бытовым, походным, лирическим, свадебным, обрядовым, хороводным, плясовым, шуточным. Воспроизведенная направленность характера непрерывного сохранения фольклорных источников в переработанной исполнительской трактовке казачьих вокальных произведений рождает сегодня значительные возможности трансляции.
Философия и искусство
Качай И.С., Равочкин Н.Н., Петров М.А. - Философия творчества: концептуальные подходы В.С. Соловьёва и Н.А. Бердяева c. 14-28

DOI:
10.7256/2454-0757.2024.2.69975

EDN: SAHJZN

Аннотация: Объектом данного исследования выступает творчество как культурфилософский и историко-философский феномен. Предметом работы является обоснование сущности творчества русской религиозной философией на примере учений В.С. Соловьёва и Н.А. Бердяева. Цель настоящей работы заключается в выявлении и артикулировании ключевых смысловых конструктов творчества с позиций вышепредставленных мыслителей. В статье также исследуются представления о природе творчества и специфических особенностях творческого субъекта сквозь призму актуальных концепций социально-гуманитарной направленности. Осуществляется краткий историко-философский экскурс понимания онтологической природы творчества, раскрываются современные онтологические концепции творчества и предлагается бытийно ориентированное понятие творчества. Творчество в контексте религиозно-философских исканий В.С. Соловьёва и Н.А. Бердяева рассматривается, соответственно, как процесс свободной теургии и экстатического трансцендирования.  Теоретической основой исследования предстают оригинальные труды В.С. Соловьёва и Н.А. Бердяева, а также различные комментирующие научные источники. Методологическим фундаментом работы является компаративистский анализ и метод контекстуального видения творчества, посредством которых раскрывается смысл феномена творчества в концептуальных построениях вышепредставленных мыслителей. Главным результатом проведённого исследования является артикуляция ключевых аспектов понимания творчества В.С. Соловьёвым и Н.А Бердяевым. Показывается, что для первого философа центральной задачей творчества выступает одухотворение материального мира посредством осуществления всеединства Блага, Истины и Красоты, в то время как второй мыслитель основной миссией творчества полагает учреждение субъектом принципиально иного духовного бытия. Если для Соловьёва творчество раскрывается как способ восхождения человека к Богу, а субъект творчества выступает своего рода пророком потенциального совершенного мира, то Бердяев обосновывает творчество человека в качестве продолжения божественного дела миротворения, а самого творческого субъекта – как со-творца и воплотителя новой жизни. Научная новизна исследования также заключается в сравнительной характеристике концепций творчества данных мыслителей в аспекте сущности, задач, значения, материала, источников, функций, результата и иных структурных компонентов творчества.
Эстетика
Бычков В.В. - Голубой цветок романтизма: Новалис c. 29-45

DOI:
10.7256/2454-0757.2024.2.68966

EDN: TOKTJP

Аннотация: Статья посвящена реконструкции философии искусства одного из видных немецких романтиков Новалиса, который изложил ее в своих сочинениях фрагментарно. Подобное исследование проводится впервые в научной литературе; использован комплексный философско-эстетический метод анализа текстов немецкого мыслителя. Новалис ценит искусство как одно из высочайших достижений человечества, возводящее человека от обыденной жизни к духовным высотам. Искусство – это свободное выражение Я художника, являющееся одновременно и «самосозерцающей, самосозидающей природой». Творческие принципы природы, трансформируясь в духовном мире художника, проявляются в искусстве. Художнику открываются тайны природы. В самых незначительных вещах он усматривает великое. Предметом искусства, по Новалису, является прекрасное, и это роднит все виды искусства. Художники (даже живописцы) не подражают внешнему миру, но творят посредством своего внутреннего мира. Все виды искусства тяготеют к гармонии друг с другом, предвещая своеобразный, часто уникальный синтез искусств. Выше других искусств Новалис ставит поэзию как утверждающую на земле небесную мудрость, возвышающую человека над обыденной жизнью и составляющую основу других искусств. Философия внутренне связана с поэзией, является ее теорией; философ должен быть поэтом. К сущности романтической поэзии относятся стремление проявить в мире то, что находится вне его, сказочность, случайность, недосказанность, волшебные и магические происшествия, прекрасное, гармоническое. Поэт живет особой созерцательной жизнью, является мудрецом и пророком. Грядущая романтическая эпоха представляется Новалису сказочной, чудесной, поэтической, иронической, алогичной; в ней особую роль будет играть «разумный хаос». Все земное будет возвышено до небесного. Одной из главных форм романтической поэзии станет роман, основные характеристики которого дает Новалис.
Философия культуры
Маркова Е.В. - Библиотека как ризоморфный парадоксальный лабиринт (на материале произведений Х.Л. Борхеса и У. Эко) c. 46-62

DOI:
10.7256/2454-0757.2024.2.69314

EDN: TOWYZB

Аннотация: Статья посвящена выявлению генезиса, типологии и характеристике философского представления о хаосе, дискретности, парадоксальности и ризоморфности бытия и их отражению в философии и постмодернистской художественной литературе на материале произведений Х.Л. Борхеса и У. Эко о библиотеках, воплощённых зарубежными авторами как ризоморфные парадоксальные лабиринты. Рассматривается понятие ризомы в контексте темпорологического хаоса. В соответствии с основными принципами исторической науки раскрываются вопросы ризоморфности библиотеки-лабиринта в контексте времени. Приводятся примеры произведений Х.Л. Борхеса и У. Эко в концепте описания ими библиотеки как ризоморфного парадоксального лабиринта. В культуре и искусстве постмодернизма эта символика радикально трансформировалась, что убедительно доказывается на материале анализа текстов Х.Л. Борхеса и У. Эко. Предлагается сравнение концептов библиотек-парадоксов как ризоморфных лабиринтов в темпорологическом хаосе на примере произведений Х.Л. Борхеса и У. Эко. Объектом исследования являются ризоморфная библиотека-лабиринт. Для исследования концептов библиотек-парадоксов как ризоморфных лабиринтов в темпорологическом хаосе на примере произведений Х.Л. Борхеса и У. Эко использовался сравнительный метод. Актуальность статьи заключается в обращении к анализу образа библиотеки, как концепта, изначально символизирующего хранилище книг, знаний, воплощающего стабильность, логическую упорядоченность, системность. Авторы усматривают библиотеку как ризоморфный лабиринт; берут библиотеку как яркий пример ризоморфного парадокса; в произведениях можно найти схожие признаки ризоморфности библиотеки как объекта; определяют библиотеку как основу ризомы. Но eсли библиотека-ризома У. Эко – «вещь в себе», то лабиринты-ризомы Х.Л. Борхеса множатся; герои произведений У. Эко ищут и теряют в лабиринте некий желаемый предмет в то время, как герои Х.Л. Борхеса теряют самое себя; корни интереса к лабиринту-ризоме у Х.Л. Борхеса идут с самого его детства и отражены в ряде новелл в то время, как У. Эко знакомит с ризомой именно в истории времени, европейского Средневековья; новеллы Х.Л. Борхеса схожи со сном в то время, как произведение У. Эко даёт картину реальности с историческими персонажами.
Исаченко Н.Н. - Трансформация ценностных основ культуры как угроза культурной безопасности c. 63-71

DOI:
10.7256/2454-0757.2024.2.69781

EDN: TPZWXG

Аннотация: Аннотация. Ценности, формируемые в культуре, отражая общественные отношения, выполняя регулятивную роль, определяются как нормы, закреплённые в культуре общества. Нравственные нормы, соединившие такие свойства морали как нормативность, императивность и оценочность, выступают в качестве значимых основ (оснований) культуры. Ценности, нормы, закрепленные в культуре, способствуют интеграции и духовному развитию общества Трансформационные процессы, происходящие в современном обществе, оказывают влияние на систему ценностей. Актуальность данного исследования определена диалектикой возникающих противоречий в современной российской культуре, обусловленных формированием в массовой культуре амбивалентных ценностей, норм, установок, оказывающих негативное влияние на коллективное сознание, на изменение ценностных основ культуры современного общества, что ставит под угрозу безопасность культуры. В фокусе анализируемой проблематики в качестве предмета исследования выступает кич-культура как явление массовой культуры. Целью исследования является выявление угроз культурной безопасности, идущих от кич-культуры, трансформирующей ценностные основы культуры, и определение стратегий, обеспечивающих защиту российской культуре. Исследование озвученной проблематики осуществляется через призму социокультурного, структурно-функционального, междисциплинарного подходов. Новизна исследуемой проблематики заключается в том, что в качестве одного из источников, создающего определенные риски и несущего угрозы культурной безопасности выступает кич-культура как псевдокультура, которая лишена эстетическо-художественной ценности и нравственного содержания. Продукция кич-культуры, как феномена массовой культуры, формируя своеобразные идеалы, эстетику, этикет, задавая определённые стандарты, нормы обществу, способствует снижению духовно-нравственных основ общества, трансформации ценностной системы, отчуждению от высокой культуры. В целях обеспечения культурной безопасности озвучено несколько предложений. В частности речь идет об организации совместной деятельности государственных структур, общественных организаций, научной, культурной и образовательной сфер, основанной на принципах оптимизации конструктивного воздействия на сознание молодого поколения через процесс медиации (синтез традиционных и инновационных ценностей) и инкультурацию.
Былевский П.Г. - «Виртуальная реальность» как инструмент глобальных манипуляций социально-культурной идентичностью c. 72-83

DOI:
10.7256/2454-0757.2024.2.69843

EDN: TQFKWS

Аннотация: Предметом исследования является философско-культурологическое обоснование разработчиками деклараций о практических возможностях и социальных последствиях цифровой «виртуальной реальности». Разработчики представляли проекты интернет-сервисов цифрового контента для пяти чувств, транслируемого специальным оборудованием (очками, наушниками, интерактивными перчатками-джойстиками, костюмами, принтерами запахов и вкусов и т.п.). Прогнозировалось, что виртуальная реальность превзойдёт достоверностью прежний мультимедийный контент и интерактивные компьютерные игры, а убедительностью и привлекательностью — традиционные технические средства искусства и прессы. Неисполнение этих прогнозов привело, с 2022 года, к значительным убыткам ведущих компаний-разработчиков решений цифровой виртуальной реальности Metaverse, Microsoft HapticLinks, Cave, AlloSphere, Teslasuit, VRealizer. Возникла потребность оценки степени правильности применяемой методологии, действительных возможностей и рисков цифровой виртуальной реальности. Философско-культурологический анализ как метод исследования выявляет: разработчики цифровой виртуальной реальности обещали методологически невозможное, редуцируя человеческое восприятие к «сумме» внешних «пяти чувств» вне связи с «самостью», внутренней чувствительностью, телесными самоощущениями. Человек лишь частично поддаётся алгоритмизированному цифровому взаимодействию; критическим барьером для цифровой виртуальности выступает социально-культурная идентичность общества и личности. Новизна результатов заключается в выводе: цифровая виртуальная реальность по многим параметрам принципиально уступает в эффективности традиционным техническим средствам чувственно-эмоционального познания и воздействия. По созидательному потенциалу цифровая виртуальная реальность проигрывает существующим техническим средствам искусства, образования, воспитания и т.п., а по деструктивным возможностям — давно применяемым в прессе и других массовых коммуникациях технологиям манипуляции общественным и индивидуальным сознанием, а также психотропным веществам, вызывающим зависимости. Необоснованное, с точки зрения философско-культурной методологии, завышение возможностей подобных технологий может привести к неправильной оценке сопряжённых рисков информационной безопасности. Рекомендуется национальное регулирование разработок цифровой «виртуальной реальности» для защиты и развития социально-культурной идентичности российских граждан и общества, а также в познавательных и образовательных целях. Дистанционное использование таких разработок рекомендуется ограничивать доверенными отечественными интернет-сервисами.
Философия и искусство
Решетникова С.В., Чжан И. - Антонио Тамбурини и баритоновое амплуа c. 84-90

DOI:
10.7256/2454-0757.2024.2.39664

EDN: SZSTZZ

Аннотация: Изучение оперного искусства рубежа XVIII–XIX веков является в настоящее время актуальной темой исследования. В начале XIX века произошло множество кардинальных перемен в области вокального исполнительства: формировались новые типы певческих голосов и драматические амплуа, претерпела изменения манера орнаментации партий и исполнения вокальных каденций. Многие работы отечественных и зарубежных музыковедов посвящены в основном изучению оперного исполнительства теноров, басов, контральто и сопрано. Изредка в этих трудах упоминается о баритонах вердиевского периода, а период зарождения баритонового амплуа, который приходится на начало эпохи романтизма, к сожалению, остается неизученным.   Предметом данного исследования является оперно-вокальное творчество итальянского баритона Антонио Тамбурини. Объектом исследования выступают баритоновые роли, созданные для певца. Теоретико-методологической основой исследования послужили труды современных отечественных и зарубежных музыковедов, посвященные искусству вокальных мастеров начала XIX века, рецензии музыкальных критиков-современников Антонио Тамбурини и его творческая биография. Новизна исследования заключается в выявлении причинно-следственных связей между исполнительским творчеством певца и процессами эволюции, произошедшими в оперном искусстве начала XIX века. Основным выводом исследования является выявление роли Тамбурини в становлении амплуа баритона.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.