по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 01, 2024
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 05-02-2024
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2024
Философия техники
Беликова Е.К. - Основные вопросы философии искусственного интеллекта c. 1-11

DOI:
10.7256/2454-0757.2024.1.69543

EDN: PURYRC

Аннотация: Объектом исследования является особая отрасль научного знания, сформированная на пересечении интересов различных гуманитарных дисциплин, – философия искусственного интеллекта; предметом исследования – рассматриваемые ею проблемы. Автор выявляет основные традиционные вопросы, на которые пыталась ответить философия искусственного интеллекта ранее, и останавливается на современных проблемах философского осмысления искусственного интеллекта. Такие вопросы на более ранних этапах развития науки были сконцентрированы вокруг возможности искусственного разума осознать себя, научиться мыслить, чувствовать и творить, как человек, и стать в итоге опасным для человечества. Учёных начиная с 1960-х гг. интересовали проблемы равноправия естественного и искусственного разума, способность компьютера проявлять доброжелательность или враждебность в адрес своих создателей. Появление «сильного» искусственного интеллекта, полностью повторяющего сознание человека, считалось делом ближайшего будущего. Исследование проводилось с помощью историко-философского анализа вопросов философии искусственного интеллекта, метода интерпретирующего синтеза и др. Применялись системно-структурный, диалектический, культурно-исторический, ценностный, междисциплинарный подходы к проблеме. Научная новизна исследования состоит в выявлении проблематики философии искусственного интеллекта, актуальной на данном этапе развития этой научной отрасли. Делается вывод, что на динамику философии искусственного интеллекта значительно воздействует тот факт, что «сильный» искусственный разум вот уже несколько десятилетий не удаётся создать. Это вызвало трансформацию исследовательского поля философии искусственного интеллекта, и в настоящий момент данной отраслью научного знания рассматриваются новые вопросы, в том числе, почему не удаётся создать «сильный» ИИ, полностью повторяющий мышление человека; может ли компьютер мыслить, пусть и по-другому, не так, как человек; чем отличается мышление человека и машины; кто должен нести ответственность за решения и поступки искусственного интеллекта; будут ли иметь права существа, наделённые искусственным разумом, должны ли они считаться личностями. Вопросы, стоящие перед философией искусственного интеллекта, постоянно обновляются под влиянием развития технологий интеллектуальных компьютерных систем.
Человеческие экзистенциалы
Тун Ч. - Использование технологии искусственного интеллекта в китайском шоу-бизнесе c. 12-21

DOI:
10.7256/2454-0757.2024.1.69551

EDN: QRUEGP

Аннотация: Объектом исследования является технология искусственного интеллекта в шоу-бизнесе Китая. Предметом исследования являются следующие технологии китайского шоу-бизнеса, основой которых является искусственный интеллект: виртуальные идолы, цифровые аватары, виртуальные инфлюэнсеры. Подробно рассмотрены следующие аспекты указанных технологий: извлечение прибыли, укрепление национального самосознания. Особое внимание акцентировано на том факте, что развитие технологии искусственного интеллекта является частью государственной политики Китайской Народной Республики, что находит отражение в нормативно-правовых актах страны. Теоретическую основу исследования составили работы следующих авторов: А. М. Гриднева, Г. А. Иоакимиди, М. Д. Пысина, К. Ф. Ли, Х. Хан и других. В статье использованы следующие методы: анализ специальной литературы, публикаций средств массовой информации, нормативно-правовых актов, синтез, дедукция. Исследование показало: виртуальные идолы и инфлюэнсеры, такие как «Xiangwan Big Devil», цифровые копии знаменитостей (Б. Са, С. Чжу, Б. Гао, Я. Лонг) и ведущий Сяо Си, приносят дополнительную прибыль и привлекают аудиторию, а также укрепляют национальный имидж и единство Китая. Научная новизна данного исследования заключается в детальной систематизации информации и культурологическом анализе феномена «виртуального инфлюэнсера», который набирает популярность в современном цифровом мире. Результаты исследования предоставляют ценные данные для разработки и реализации стратегий искусственного интеллекта в Китае, особенно в таких сферах как промышленность, оборона, социальная область и шоу-бизнес. Эти находки способствуют формированию стандартов и этических принципов для искусственного интеллекта, что является критически важным для успешной цифровой трансформации страны. Исследование подчеркивает стратегические цели Китая по использованию ИИ в качестве драйвера модернизации национальной экономики к 2030 году. Документ выявляет ключевые этапы развития и цели, включая разработку стандартов и широкое внедрение ИИ в различные сектора. Китай рассматривает ИИ как важный инструмент для укрепления своих позиций на мировой арене, стремясь стать лидером в области высоких технологий, что несомненно окажет значительное влияние на мировую экономику и развитие технологических инноваций.
Человек и человечество
Грибков А.А. - Человек в цивилизации когнитивных технологий c. 22-33

DOI:
10.7256/2454-0757.2024.1.69678

EDN: KAPIMN

Аннотация: Развитие цивилизации сопровождается изменением положения и роли в нем человека. Некоторые современные тенденции в обществе создают риски для человека, ставят под сомнения перспективы сохранения за ним роли инициатора развития цивилизации. Проблематика развития цивилизации и места в ней человека – значимая область исследования, дополнительно актуализированная в настоящее время в условиях наметившегося перехода к новой стадии – цивилизации когнитивных технологий. Согласно предложенной в статье оценке, следует выделить три стадии развития цивилизации: аграрную цивилизацию, машинную цивилизацию, а также формирующуюся в настоящее время цивилизацию когнитивных технологий. Цивилизация характеризуется основными удовлетворяемыми потребностями и результатами этого удовлетворения. Цивилизация когнитивных технологий характеризуется основной потребностью в виде искусственных когнитивных систем для интеллектуального управления машинами для производства материальных благ, а результатом удовлетворения этой потребности выступает замещение людей искусственными когнитивными системами в интеллектуальном управлении машинами.  Ключевыми в контексте указанной проблематики являются следующие несколько вопросов: «В чем заключаются функции человека (людей) в существовании и развитии цивилизации?», «Изменяются ли эти функции?», «Имеются ли среди них неотчуждаемые?», «Что может стать основой дальнейшего развития цивилизации?» Функции человека в рамках цивилизации – это генерация потребностей и труд (в том объеме и в той форме, в которой это необходимо) для их удовлетворения. Генерация потребностей – неотчуждаемая функция человека, обуславливающая определяющую роль эволюции потребностей в развитии цивилизации. Потребности человека (биологические, социальные и интеллектуальные) согласно закону возвышения потребностей растут, изменяются и расширяются. При этом основная роль в эволюции потребностей принадлежит социальным механизмам принуждения (мотивации) к потреблению, влияющих не только на удовлетворение социальных потребностей, но и стимулирующих избыточное потребление материальных благ и интеллектуальную активность. Дальнейшее развитие цивилизации позволит сохранить положение человека как инициатора этого развития только в случае успешной реализации механизмов социального принуждения. Условием этого является социальная интеграция: сохранение и расширение связей между людьми, противодействие фрагментации общества.
Аксиология: ценности и святыни
Ковалева С.В., Панова Е.П., Решетов Р.В. - Ценности и символизация успеха в современном кинематографе c. 34-44

DOI:
10.7256/2454-0757.2024.1.68838

EDN: KCEKBD

Аннотация: Предметом исследования в данной работе является пространство жизни человека, которое рассматривается в категории успешности. Само значение успеха, будучи общепризнанным мерилом состоявшейся социализации личности, носит аксиологический характер. Можно утверждать, что символы и концепты феномена успешности составляют определенный пласт культуры, главная функция которой реализуется в формировании и обеспечении жизнедеятельности социальной сферы на метафизическом уровне. В таком случае объектом представленного исследования является репрезентируемая в пространстве кинематографа система универсальных атрибуций феномена успеха. Цель работы – выявить и обосновать тенденции в развитии кинематографических текстов культуры, основанных на образно-символической репрезентации феномена успешности в экзистенциальном пространстве бытия человека.   Научная новизна работы представлена доказательной базой исследования, определяющей образное соответствие философско-социологической репрезентации кинематографических текстов феномену успешности как ценностно-символическому аспекту личностной деятельности. На основе анализа киноэкранной продукции, созданной на рубеже XX-XXI вв. и посвященной характеристике образа субъекта, экзистенциальный уровень бытия которого характеризуется в символах успеха/неуспеха, можно выделить несколько тенденций в развитии кинематографической культуры. Во-первых, характеристика «заката» ранее доминирующей идеологической тенденции символизации актуальной феноменологии успешности. Во-вторых, стадию аксиологической нестабильности и амбивалентности в оценке символов успеха, неравномерно реализуемой в сценарной и постановочной части. И, в-третьих, формирование и закрепление новых кинематографических парадигм путем постоянного конвергирования частных символов успеха, по-разному проявляющихся как в реальной действительности, так и на киноэкране, и сопровождаемых постоянными попытками их внеконтекстной универсализации.
Эстетика
Маньковская Н.Б. - Двуликий Янус раннего французского романтизма: Пьер Симон Балланш как эстетик и литератор c. 45-63

DOI:
10.7256/2454-0757.2024.1.68938

EDN: KDFMMX

Аннотация: Предметом исследования является фундаментальная философско-эстетическая проблематика в эстетике Пьера Симона Балланша, стоявшего у истоков французского романтизма. Выявлены и проанализированы два разновеликих по содержанию и объему пласта его творчества – эксплицитный и имплицитный. Показано, что в первом в духе характерного для ранних французских романтиков акцента на чувствительности, меланхолии, национальном колорите в строгом академическом стиле вербализуются его представления об искусстве романтизма, поэтическом даре, специфике творческого процесса. После длительной эпохи сосредоточенности французов на Античности Балланш призывает их обратиться к национальным традициям – прежде всего христианству, героическому Средневековью, хотя при этом и не отказывает античным авторам в проявлениях чувствительности. Второй, имплицитный пласт, связан с художественной прозой Балланша. Он включает в себя философско-эстетические поэмы общим объемом около полутора тысяч страниц, свидетельствующие как о литературном даре автора, так и об оригинальности его эстетической позиции, существенном пересмотре идей собственных теоретических трактатов. В отличие от большинства французских романтиков, дистанцирующихся от античной культуры как языческой в пользу христианства и средневекового искусства, Балланш в своих талантливых парафразах мифологических сюжетов романтизирует Античность, находя в ней начала будущих христианских идей возвышенной любви, милосердия, жертвенности, красоты и добра. Это своего рода попытка нового ренессанса античного искусства в романтическом ключе. Многоаспектность настоящего исследования предопределила применение ряда методологических подходов: философско-эстетический подход, искусствоведческий анализ, компаративистский, междисциплинарный методы. Основным выводом проведенного исследования является заключение о том, что искусство в космогонически-историческом процессе играет, согласно Балланшу, ведущую цивилизационную роль, что и предопределяет приоритетное значение эстетики в его творческих исканиях.Выявлено ядро имплицитной философской эстетики Балланша – оригинальная концепция палингенезии, трактуемая автором как радикальное перерождение мира ради его грядущего возрождения; именно такой этап культурно-исторического развития и знаменует, по его мнению, романтизм. В текстах философских эпопей прослежено как влияние мистической доктрины, так и крепнущая приверженность раннего французского романтика идеям христианского утопического социализма. Особый вклад автора заключается в том, что изучение эстетической теории и художественной практики Балланша основано на оригинальном материале. Автором статьи введены в отечественный научный оборот, впервые переведены на русский языки и проанализированы философско-эстетические поэмы «Антигона», «Человек без имени», «Опыт социальной палингенезии. Орфей». Такое исследование в отечественной науке предпринято впервые.
Философия и искусство
Жерносенко И.А., Лун Ц. - Древняя китайская философия и формирование современного китайского фортепианного искусства c. 64-80

DOI:
10.7256/2454-0757.2024.1.69356

EDN: KOFZKO

Аннотация: В статье рассматривается влияние древнекитайских философских концепций на становление современного фортепианного искусства в Китае. В основе древней китайской материалистической философии лежат такие учения, как У-син и Инь-Ян, Великий Предел (тайцзи), восемь триграмм и другие. С течением времени и стремительным развитием науки данные философские концепции не только не утратили значения, но и оказали мощное влияние на становление современного китайского фортепианного творчества, глубоко повлияли на форму и культурную коннотацию китайской музыки, а также стали теоретической основой для работ многих современных композиторов. Представленная композитором Чжао Сяошэном философско-эстетическая система тайцзи, интегрированная в современную систему фортепианной композиции, положила начало революции в сфере фортепианного искусства, объединив в себе теоретические основы традиционной китайской философии и принципы современных методов композиции. Основу методологии исследования составляют философско-культурологический анализ, музыковедческий анализ, семантический анализ. Особый интерес представляет сравнительный анализ музыкально-философской «системы композиции тайцзи» Чжао Сяошена, додекафонии А. Шёнберга и сет-теории М. Бэббита и А. Форта, которые китайский композитор считает источниками своего творчества. Новизна исследования заключается в том, что предложена корреляция между ключевыми категориями древней китайской философии с современными экспериментами в области музыкальной выразительности. Авторам удалось продемонстрировать высокую степень влияния китайской философии на музыку, наглядно показать, что в основе традиционной китайской музыки с древнейших времен были закодированы базовые постулаты древнекитайской философии, а в ХХ веке они были положены в основу современной китайской теории композиции, сыграв при этом колоссальную роль в выявлении единых основ современной композиции Запада и Востока, при сохранении локальных особенностей образной сферы данных культур. Возникновение и формирование философско-теоретической системы музыкальной композиции, в основе которой лежат концепты классической китайской философии, органично преломляющиеся в новейших достижениях композиции западной музыки, подчеркивает онтологическую значимость данных концептов как для восточной, так и для западной культуры. А создание соответствующих музыкальных произведений, несомненно, приводит к позитивным тенденциям в развитии современной китайской музыки и классической китайской философии.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.