по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 08, 2023
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 01-09-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 08, 2023
Диалог культур
Кузьмина Ю.А. - Репрезентация немца в дискурсивном поле русского классического литературного канона c. 1-12

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.8.43695

EDN: VGQJTZ

Аннотация: В статье приводятся литературоведческие, социологические и культурологические точки зрения на проблему литературного канона, описываются механизмы канонизации и определяются границы «русской классики». Обнаруживается связь между текстами, претендующими на статус в канонической иерархии, и вопросом национальности. Устанавливается, что конструирование как национального автопортрета, так и образа иностранца (Другого), являются важнейшими функциями классического канона. Объектом данного исследования выступает единое дискурсивное поле русской классической литературы. Предметом — тот обобщенный образ немца, который этим полем репрезентируется. С обращением к актуальным исследовательским практикам анализа дискурса устанавливается, что портрет немца строится на таких концептуальных категориях как:   1) связь с землей, почвой и естеством, 2) связь с корнями, 3) опора на действительность и «приземленность», 4) планирование, 5) позитивизм и подчинение, 6) восприятие жизни как механизма. Конструирование Другого создает в структуре классического текста оппозицию с «русским» и выстраивает череду бинарных пар: обусловленность наследственностью / свобода, устойчивость на почве / способность к прыжку, четкое планирование / мечтательность, законничество / пасхальность, самовозвеличивание / самоумаление, безбожие / православие. Выявляется, что герой-немец выступает в качестве конституирующего Другого, провоцирующего самоопределение и самоидентификацию.
Философия и искусство
Попов Е.А. - Концептуализация кризиса искусства: опыт отраслевой социологии c. 13-26

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.8.43752

EDN: UITNUX

Аннотация: Предметом исследования в статье является кризис искусства, который рассматривается как в экзогенном плане (его возникновение связывается с различными внешними факторами), так и в эндогенном, идентифицируемом как состояние самодостаточности в бытовании искусства. Акцент сделан на анализе опыта социологии искусства в понимании кризиса и кризисности как фактора развития времени и человека. Дается оценка теоретизированию по поводу кризиса искусства на междисциплинарном уровне, а также основной упор сделан на потенциале социологического знания в констатации исследуемого состояния искусства. Кроме того, выявляются основные направления концептуализации кризиса искусства в науке. Основными выводами проведенного исследования являются следующие ключевые положения: 1) концептуализация кризиса искусства в рамках соответствующей отраслевой социологии осуществляется и в аспекте понимания искусства как формы общественного сознания, и с точки зрения соотношения формы и содержания, а также идейно-художественного потенциала; 2) концептуализация кризиса искусства является самостоятельным ракурсом научных исследований, ставящих задачи по объективации кризиса искусства, пониманию основных закономерностей его возникновения, развития и возможного разрешения или усугубления; 3) социология искусства идентифицирует кризис искусства как такое состояние, при котором снижается роль искусства в социализации и инкультурации личности.
Цзинь Ч. - «Катарсис» аристотеля как источник вдохновения для современной драматерапии c. 27-35

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.8.43818

EDN: UPMQOQ

Аннотация: Данная работа представляет собой попытку расшифровать терапевтическую сущность эллинского театра через призму «катарсиса», начиная с афинских вакханалий, когда театральные представления превращались в инструмент коллективного врачевания. В статье рассмотрены теоретические взгляды Аристотеля, в эстетике которого катарсис стал основным понятием, свидетельствующим о целительных способностях греческого театра осуществлять очищение и гармонизацию личности. Автор показывает, как можно использовать эти идеи в современном театральном искусстве, помогая определять и устранять душевные проблемы сегодняшних зрителей. Драматический «катарсис», названный и проанализированный в теоретической системе Аристотеля, в свою очередь, стал теоретическим обобщением целительных способностей греческого театра. Научная новизна настоящей работы состоит в том, что исследование сущности и формы врачевания в греческом театре может быть использовано в качестве теоретической основы для развития современной драматерапии. В работе применен междисциплинарный подход, культурно-исторический метод и принцип сравнительно-сопоставительного анализа. В 70-80-е гг. ХХ века драматерапия стала исследоваться как отдельная дисциплина, пробудившая творческие способности и воображение, способствовавшая воссоединению людей с их внутренним миром, снявшая груз тяжёлых переживаний, изменившая поведение и жизненные обстоятельства, раскрыв, таким образом, целительные способности театрального «катарсиса». Расцвет современной театральной терапии отражает новое направление в развитии психотерапии и театра, а также возвращение к древним традициям врачевания и художественного творчества и развитие свежих представлений и новых творческих идей на их основе.
Циклы и волны глобального мира
Шатилов В.В. - Влияние глобализации на арт-рынок и национальные художественные культуры c. 36-45

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.8.43782

EDN: UUOVIQ

Аннотация: Объектом исследования выступет процесс глобализации, предметом исследования является его влияние на структуру арт-рынка и национальные художественные культуры. Исходя из идеи диалогической культурной модели, которой придерживались В. Библер и М. Бахтин, автор обосновывает применение термина «диалог культур» для характеристики процессов, происходящих в пространстве современного арт-рынка. Особое внимание в исследовании уделяется анализу его структурных трансформаций: по мнению автора, имплюзивность, которая прежде всего заключается в децентрализации внутренней структуры арт-рынка, выступает ключевой характеристикой, позволяющей периодизировать его развитие на классический и современный этапы. Особым вкладом автора исследования является углублённый анализ выставочных проектов: «Маги земли» Ж.-Ю. Мартена, а также «Города в движении» Х.-У. Обриста и Х. Ханру. Установлено, как данные проекты пробудили интерес западных коллекционеров к экзотике и изменили долю представленности на арт-рынке неевропейского искусства. Основной вывод состоит в том, что процесс глобализации арт-рынка остро ставит проблему деформации восприятия культурного наследия: обращение западного мира к традиционным культурам в формах культурного и арт-туризма приводит к фрагментации и дифференцированию некогда целостных национальных художественных культур.
Социальная философия
Былевский П.Г. - Культурологическая деконструкция социально-культурных угроз ChatGPT информационной безопасности российских граждан c. 46-56

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.8.43909

EDN: UZDRFW

Аннотация: Предмет исследования − социально-культурные угрозы информационной безопасности российских граждан, связанные с технологиями ChatGPT (Chat Generative Pre-trained Transformer, машинный генератор текстовых ответов, имитирующий диалог). Объект исследования − оценки соотношения преимуществ и угроз генеративных языковых моделей на основе «машинного обучения» в современной (2021−2023) научной литературе (журналах ВАК К1, К2 и Scopus Q1, Q2). Научная новизна исследования заключается в культурологическом подходе к анализу угроз безопасности российских граждан, связанных с использованием ChatGPT как одной из технологий «искусственного интеллекта». Постановка задачи классического теста Тюринга «отличить человека от машины» характеризуется как схоластическая абстракция, взамен предлагается более корректный и продуктивный подход: социально-культурная оценка ценности (на основе культурологической аксиологии) новых компьютерных технологий. Исходной точкой анализа является определение социально-культурной ценности (или, наоборот, ущерба) в результате применения генеративных языковых моделей на основе машинного обучения. Далее выявляется вклад и ответственность различных социально-культурных субъектов её создания и применения − пользователя, создателя и разработчика. Результатом применения предлагаемого подхода является деконструкция дискурса «философии искусственного интеллекта» в части некритической трансляции деклараций разработчиков, предназначенных для маркетинга и привлечения финансирования. Гипертрофированное восприятие, неустойчиво балансирующее на грани утопии и антиутопии, оценивается как риск неверного определения и ранжирования угроз информационной безопасности. Предположения о гипотетическом «сверхоружии психологических войн» маскируют современные инциденты трансграничной утечки конфиденциальных данных, риски привлечения к ответственности за публикацию заведомо ложных сведений и незаконного контента в результате использования ChatGPT. Рекомендуются меры национальной безопасности, включая ограничительные и повышение общегражданской культуры информационной безопасности пользователей, а также ориентация отечественных разработок решений подобного типа на традиционные ценности, социально-культурную идентичность и интересы российских граждан.
Кафедра
Рудякова А.Э. - Формирование вокально-педагогических традиций Саратовской консерватории в контексте педагогических взглядов М. Е. Медведева и А. М. Пасхаловой c. 57-66

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.8.43776

EDN: WNTDXE

Аннотация: В статье на основе архивных данных, а также сохранившихся свидетельств учеников делается попытка реконструкции педагогических взглядов М. Е. Медведева и А. М. Пасхаловой, чья преподавательская деятельность явилась базой последующего формирования вокально-педагогических традиций Саратовской консерватории. Объектом исследования здесь выступают вокально-педагогические традиции Саратовской консерватории, предметом – педагогические взгляды профессоров начального периода деятельности рассматриваемого учебного заведения – М. Е. Медведева и А. М. Пасхаловой. В работе анализируется книга ученика М. Е. Медведева баритона С. Ю. Левика "Записки оперного певца", а также методическая работа А. М. Пасхаловой "Работа над постановкой голоса для руководителей хора русской народной песни". Выявляется, что, несмотря на расхождения в некоторых аспектах постановки голоса вокалиста (беззвуковые упражнения, научные основы воспитания вокалиста, применение вокализов и т. д.), деятельность М. Е. Медведева и А. М. Пасхаловой характеризуется следующими общими положениями: достаточно низкий тип дыхания, повышенное внимание к выработке чувства опоры звука, осторожное отношение к развитию полного диапазона голоса, выработкой чёткой дикции, ровности звуковедения, сглаженности регистровых переходов; мягкой атаки звука; умения качественно вокализировать различные динамические градации вокализации; применение в педагогическом процессе «концентрического» метода обучения, повышенное внимание к воспитанию эмоционально-драматической составляющей личности исполнителя. Анализ также показал, что к особенности, отличающем педагогические взгляды профессоров начального периода деятельности Саратовской консерватории, можно отнести применение в классной работе на начальном этапе обучения певцов репертуара русских композиторов.
Философия познания
Пономарева А.С. - Абсурд как непоследовательно проведенная редукция c. 67-76

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.8.43769

EDN: XFOSZQ

Аннотация: Предметом исследования является связь абсурда и феноменологии. В качестве объекта исследования рассматриваются тексты представителей абсурдистского направления в литературе и философии (Камю, Кафка, Музиль), а также труды академических философов феноменологического направления (Гуссерль, Сартр, Мерло-Понти, Финк). Доказывается общность феноменологических интерпретаций реальности для некоторых текстов абсурдистского жанра. В качестве гипотезы выдвигается существование в произведениях абсурда гносеологического измерения смысла, истолкованного автором как рецепция взглядов феноменологов, проблематизированная в непоследовательной редукции феноменов. Методологической базой послужили общенаучные методы анализа и синтеза, а также критический анализ текста. Научная новизна заключается в попытке представить феноменологию в качестве предшественницы абсурдизма, связанной с ним через сферу аксиологии. Основным вкладом автора является актуализация гносеологического слоя такого многогранного феномена, как абсурд, а именно проработка гипотезы, что во многих произведениях абсурдистов метаморфозы сознания персонажей представляют собой в действительности непоследовательную редукцию, заключающуюся в явных метаморфозах Эго, а также нарушающую субъект-объектные связи, но не заключающую в действительности в скобки представления о мире. Проблемам феноменологии в той или иной степени посвящают свои размышления многие литераторы-современники Гуссерля, что делает логичным связь абсурдистской литературы и ключевых тезисов ранней феноменологии.
Традиции и инновации
Горбачев И.Н. - Игра в прятки. Драматургические механизмы в «Чайке» Чехова c. 77-101

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.8.43536

EDN: WOZNVF

Аннотация: Предпринятый в статье анализ пьесы «Чайка» базируется на непривычном предположении. Известна фраза Чехова о том, что «написав рассказ, следует вычеркивать его начало и конец». Что, если применить эту «формулу» к драматическим произведениям Антона Павловича и допустить: отделывая пьесы, Чехов какую-то часть текста «оставлял за скобками»? Непосредственно разбор «Чайки» выполнен классическим инструментом режиссеров – методом действенного анализа. К работе привлекался широкий спектр фактов о социально-бытовых реалиях Российской Империи конца XIX – начала XX века. Выбор пьесы «Чайка» обусловлен двумя причинами. Во-первых, это одна из самых известных и популярных драм Чехова. Интерес к ней вот уже много десятилетий не ослабевает ни у зрителей, ни у постановщиков. Во-вторых, считается, что «Чайка» прочитана вдоль и поперек, и работать с ней – вызов для исследователя. Выполненный анализ «Чайки» позволяет констатировать, что чеховская формула о «вычеркивании начала и конца» рассказа применима и к его пьесам. Причем это «вычеркивание» производится с учетом принципов классической драматургии. В результате читатель сталкивается с тем, что «Чайку» можно прочесть как минимум двумя – почти противоположными по смыслу – способами. Результаты, полученные в ходе анализа, во-первых, дают основания предположить, что случай «Чайки» не единичный, и Чехов прибегал к подобным приемам и в других своих драмах. Во-вторых, сделать вывод, что «драматургический механизм» «Чайки» – не просто атрибут авторского голоса, а фактически предложенный Чеховым путь эволюции классической драмы.
Социальная философия
Гирник М.Н. - «Кон» и «закон» в конституировании социальной реальности c. 102-110

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.8.43722

EDN: WPCEWL

Аннотация: В статье осуществляется изучение феномена кона. Функции кона сравниваются с функциями закона. Конституирование социальной реальности как социально-исторический процесс, устанавливающий базисные категории восприятия обществом своего социального бытия, является объектом исследования. Предмет исследования выступают слабо изученные функции «кона» в конституировании социальной реальности. Методология основана на общетеоретических методах сравнения и типологии. Исследование строится от наблюдения исторического феномена кона к раскрытию эвристического потенциала понятия «кон» для описания явлений современной жизни. Основу методологии составляет теория бинарных оппозиций культуры А.С. Ахиезера, усиленная диалектико-диалогической прагматической моделью метакоммуникации Р.Т. Крэйга. Авторы приходят к заключению, что существуют достаточные основания разграничивать функции кона и закона в конституировании социальной реальности. Функции кона оказываются востребованными в условиях дисфункции закона, однако изменчивость и непостоянство кона также пагубно, как и расширение области беззакония. Социальные функции кона остаются слабо изученными в силу определенным образом настроенной исследовательской оптики, сконцентрированной на закономерностях управления единственным центром силы слабо организованной периферией. Однако достаточно предположить наличие закономерностей самоорганизации периферии, чтобы монополия применения силы для принуждения к закону приобрела характеристику атавизма в условиях многополярного мира, а диалектико-диалогические закономерности установления кона стали единственной альтернативой игры с нулевым результатом. Эвристический потенциал категории «кон» в полной мере раскрывается в условиях многополярности миропорядка и невозможности диктовать рамки закона силой. Помимо этого, она проявляет отдельные закономерности развития правового нигилизма и полнее представляет причины распространенности коррупции.
Эстетика
Бычков В.В. - «Фантазии» об искусстве Вакенродера как манифест эстетики романтизма c. 111-126

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.8.43886

EDN: WPEKRX

Аннотация: Вакенродер – романтик метафизико-религиозной ориентации. Для него творцом искусства и его наиболее адекватным субъектом восприятия является Бог. А искусство он видит теснейшим образом связанным с религией, ибо и то и другая помогают человеку восходить от земной суеты к небесной сфере. Искусство всех времен и народов содержит общую сущность – прекрасное, по-разному выражаемую, поэтому человек может научиться видеть красоту в любом искусстве. Вакенродер видит два символических языка, с помощью которых человек постигает небесные предметы: язык природы и язык искусства. Творчество основывается на вдохновении, которое является божественным даром. В своем искусстве художник должен опираться на природу, давая ее в преображенном виде. Процесс творчества начинается во внутреннем мире художника, когда он полностью выстраивает в нем будущую картину.   Созерцание произведения искусства подобно молитве, поэтому восприятие искусства требует особой подготовки. Реципиент перед общением с искусством должен возбудить в себе способность к восприятию прекрасного и возвышенного. Постижение подлинного произведения искусства неисчерпаемо – его многократное созерцание открывает нашей душе каждый раз что-то новое. Процесс восприятия искусства носит энтузиастический характер, который Вакенродер осмысливает как исповедь нашего духа. В его музыкальной эстетике главное место занимает духовное содержание музыки. В живописи Вакенродер особенно высоко ценит умиротворяющее искусство Рафаэля, аллегорическое – Микеланджело и объединенное со знанием – Леонардо да Винчи.
Философия и искусство
Чжоу Ю. - Смешанная техника в арт-объектах неоакадемистов c. 127-138

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.8.43497

EDN: WPTMGC

Аннотация: В настоящем исследовании изучения смешанных техник происходит в контексте наследия неоакадемистов как художественного течения в России конца ХХ века. Также произведения этих художников исследуются с позиции «творческого бунта» и поиска новых форм в искусстве. В данной статье произведения Т. П. Новикова, Г. К. Гурьянова, К. Гончарова, В. Ю. Мамышева-Монро и других представителей НАИИ исследуются с позиции смешанных техник в арт-объектах. Основные акценты делаются на анализе арт-объектов в смешанных техниках в контексте преодоления формализма, воплощения стилистического многообразия, метаморфозы форм и состояний, живописных символов и универсальных смыслов. Обращение к исследованию особенностей применения смешанных материалов и техник в арт-объектах неоакадемистов позволяет обогатить и дополнить понимание термина «смешанные техники», предложенное Б. В. Виппером, в том числе в русле, актуальном для современных арт-практик, связанных с поисками новых форм, композиционных решений, формированием уникального авторского языка, оригинальности произведения. Отмечается, что стимулом для применения неоакадемистами различных материалов и средств их воплощения являлось стремление к реализации, как принципа бесконечности выбора и бесконечности смысла, так и связи с художественными традициями и знаками прошлого, «классики». Подобный синтез связан с постмодернистскими тенденциями в российском художественном мире, приобщение к которому стало определяющим в конце ХХ начала ХХI века.
Ван С. - Принципы цветооформления в китайской живописи и росписи керамики c. 139-147

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.8.43702

EDN: WRDHXO

Аннотация: Искусство традиционной живописи и роспись керамики в Китае имеют давние традиции, в частности в понимании роли цвета в композиционном и смысловом строе. Принципы создания цветообраза издавна были связаны с национальными особенностями восприятия оттенков и их сочетаний, а также философскими представлениями. Технологические особенности и свойства глазурей накладывали определенные ограничения на использование выразительных возможностей цвета китайскими художниками-керамистами. Объектом настоящего исследования являются произведения китайской живописи и керамики, предметом – принципы цветооформления в этих искусствах. Особое внимание уделяется выявлению сходных черт в подходах к передаче цвета в произведениях живописи и керамики. Особым вкладом автора в исследование проблемы является попытка охарактеризовать и сопоставить роль цвета в искусстве китайской живописи и росписи керамики. В статье определен ряд общих принципов соотношения и гармонизации цветов в двух искусствах. Прослежены традиции цветооформления произведений различных эпох, установлены особенности их эволюции, выявлены цвета, характерные для живописи и росписи керамики разных исторических периодов. В статье рассмотрена сущность и символика разных цветов, в основе чего лежат национальные философские и культурные представления. Сделан вывод о значимости цветообраза и цветооформления для произведений керамики и живописи Китая.
Конференция
Никонова С.Б. - Многополярный мир и спор о ценностных приоритетах. Обзор XXI Международных Лихачевских научных чтений c. 148-158

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.8.43697

EDN: WSVODN

Аннотация: В данной статье читателям представлен анализ некоторых проблем, ставших центром дискуссии на прошедших в мае 2023 года в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов XXI Международных Лихачевских научных чтениях. Чтения прошли под общим названием «Диалоги и конфликты культур в меняющемся мире», объединив традиционную тему диалога с возникшей в последние годы проблематикой конфликта. Настоящий обзор концентрирует внимание на двух существенных проблемах, одна из которых определила ход пленарной дискуссии, а другая стала основной для секционного заседания, посвященного ценностным ориентирам и тенденциям современного мира. Основным вопросом пленарного заседания стало рассмотрение конфликта между однополярным и многополярным миром. По этому вопросу активно высказывались как отечественные, так и иностранные участники. Выступившие на Чтениях докладчики придерживались идеи приоритета ценностей многополярного мира, указывая на недемократичность однополярности. Анализируя этот аспект обсуждения, автор обзора замечает, что в современном обществе одни и те же ценностные установки развиваются до тех пределов, где приводят к противоположным выводам. Из идеи однополярности следует единственность демократической модели. Из идеи многополярности - множество различных сценариев развития, что выглядит более демократической позицией. Можно сделать вывод, что ценностная установка совпадает, основой же идеологического конфликта является конфликт политический. Тем не менее итоговое ценностное расхождение является очень острым. Этому была посвящена философско-культурологическая секция конференции. Отмечая резкость высказываемой докладчиками в адрес «новой этики» и «культуры отмены» критики, автор обзора указывает, что в этой критике присутствует желание «отменить» критикуемое, что снова объединяет обе позиции, но не предоставляет почвы для конструктивного диалога. Для преодоления противоречия необходимым является рациональный анализ идейных и исторических оснований, а также динамики развития противостоящих друг другу ценностных позиций.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.