по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 07, 2023
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 04-08-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 07, 2023
Кафедра
Горохов П.А. - Философские аспекты проблемы «искусственный человек» в фантастической литературе c. 1-18

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.7.38797

EDN: TQUPUQ

Аннотация: Проблема сотворения искусственного человека и создания искусственного интеллекта – вопросы, ставшие ныне не просто потенциальными, но и актуальными научными задачами. Изначальное генетическое родство философии и литературы как форм человеческой культуры и смыслообразования позволяло осмысливать важнейшие проблемы в богатых мировоззренческим содержанием и прекрасных по форме произведениях. Предмет исследования - философские аспекты проблемы сотворения искусственного человека в классических произведениях фантастической литературы XIX-XX веков. Эта цель достигается последовательным рассмотрением и сравнением философско-антропологических идей, которые можно вычленить из произведений Иоганна Вольфганга Гёте, Мэри Шелли, Герберта Джорджа Уэллса и М.А. Булгакова. В качестве методологической основы данного историко-философского исследования используются герменевтический метод как истолкование и реконструкция смыслов, сравнительно-исторический анализ, философская компаративистика. Новизна исследования заключается в историко-философской реконструкции проблемы создания искусственного человека, поставленной впервые на страницах мировой художественной классики. Сама идея создать искусственного человека была продолжением богоборческих стремлений эпохи Возрождения и воплощением пламенного желания стать не только наравне с Творцом, но и превзойти Его. Создавая образ гомункула, Гёте также имел в виду надуманность, искусственность и бесплодность многих просветительских идей, ибо просветители поставили под сомнение само существование Бога, поставив на Его место ученого-творца. Гётевская идея бесплодности и опасности экспериментов над человеческой природой была развита впоследствии Мэри Шелли, Гербертом Уэллсом и Михаилом Булгаковым. Гомункул Вагнера и создание доктора Франкенштейна оказываются наиболее близки к тому представлению о человеке, которое господствовало в философии Нового времени и просветительской педагогике. Мощные ноты философского предвидения многих сюжетных ходов грядущей истории человечества звучат в романе Уэллса (создания доктора Моро) и повести Булгакова (Шариков).
Связь времен
Верещагина К.С. - Значение деятельности Б. Б. Грановского по изучению песенного фольклора из архива В. Ф. Одоевского (к 100-летию со дня рождения Б. Б. Грановского) c. 19-28

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.7.39268

EDN: TQXJLW

Аннотация: Актуальность исследования обусловлена тем, что музыкально-фольклорное наследие В. Ф. Одоевского представляет большую ценность для современного музыковедения, поскольку содержит множество уникальных записей русских народных песен и песен 26 других этнических групп. Несмотря на то, что В. Ф. Одоевский является первым фольклористом, который подходил к фиксации песенного фольклора с научной точки зрения и его записи являются одними из первых достоверных образцов фольклора в истории русского музыкознания, его наследие практически не изучено. В статье рассматриваются публикации Б. Б. Грановского, поскольку этот ученый уже много лет занимается расшифровкой материалов из архива В. Ф. Одоевского и введением их в научный оборот. В статье показано, что эти публикации раскрывают стиль научного метода В. Ф. Одоевского, что может иметь большую ценность при изучении истории формирования и развития русской музыкальной фольклористики. Кроме этого, благодаря работам Б. Б. Грановского исследованы редкие песенные образцы народов России, которые долгое время не привлекали большого внимания исследователей, кроме В. Ф. Одоевского. Кроме того, в статье показано, что Б. Б. Грановский не только расшифровал многочисленные архивные записи В. Ф. Одоевского, но и актуализировать истинно народные мелодии в рамках издания нотного сборника русских народных песен.
Самосознание и идентификация
Осипов С.В. - Сталинские дома на улице Ленина: позднесоветский патриотический дискурс в неподцензурной рок-песне (1981-1991) c. 29-56

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.7.39098

EDN: TRFSAR

Аннотация: Предметом исследования является позднесоветская неподцензурная рок-песня как в общем контексте советской популярной культуры, так и в контексте патриотического дискурса в советской популярной песне 1960-1980-ых гг. Рассматривается соотношение различных сегментов советской популярной музыки и их доступ к средствам массовой коммуникации, феномен трансформации рок-музыки из маргинальной субкультуры в один из сегментов популярной советской песни. На конкретных примерах демонстрируется содержательная многогранность неподцензурной советской рок-песни, в частности - ее вклад в патриотический дискурс. Рассматривается длительность и устойчивость существования рассмотренных вариаций патриотического дискурса. К основным выводам проведенного исследования относятся: - развитие массовой/популярной песни находится в прямой зависимости от развития средств массовой коммуникации и обеспечения доступа к ним; - в 1960-1980-ые гг. советское государство утратило монополию на владение средствами доставки песенного контента слушателю; - к началу 1980-ых гг. советская рок-музыка перестала быть копией западного образца и стала именно советским/российским песенным жанром, опирающимся на отечественную мелодику, русскую литературную поэтическую традицию и т.д.; -вышеперечисленное и доступ к средствм доставки песенного контента превратили рок-песню в сегмент советской популярной музыки, как в подцензурном, так и в неподцензурном вариантах; - общественно-политическое содержание вообще и патриотическая тематика в частности не были атрибутом исключительно официальной советской песни, но находили свое выражение в творчестве авторов неподцензурной рок-сцены; - советская популярная неподцензурная песня делала патриотический дискурс значительно более разнообразным, насыщенным, острым и т.д. - выявленные интерпретации патриотического дискурса имеют устойчивое существование, актуализируясь в современной медийной среде.
Человеческие экзистенциалы
Мысовских Л.О. - Экзистенциальная иллюзорность образа Арбенина как осуждение идеологического извращения идеалов романтической культуры в драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад» c. 57-72

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.7.43479

EDN: TRLZUZ

Аннотация: В статье сквозь призму экзистенциальной философии С. Кьеркегора, К. Ясперса, Г.-Г. Гадамера и Ж.-П. Сартра, а также теории идеологии К. Манхейма осуществляется анализ личности главного героя драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад» – Арбенина. Автор статьи утверждает, что Арбенин пребывает в состоянии экзистенциального отчаяния и попадает в пограничную ситуацию. При этом в драме «Маскарад» идеалы романтизма сводятся к постромантической идеологии. Лермонтов делает это намеренно, чтобы осудить идеологическое извращение идеалов романтической культуры. Драма также фокусируется на общекультурной пограничной ситуации: как защититься от соблазнов идеологии в то время, когда существующие идеалы и ценности исчезают. Автор статьи приходит к выводу, что в «Маскараде» Лермонтов восхваляет романтические идеалы бунтарского духа и воли, трансцендентной любви и проницательности, даже когда он показывает опасности превращения этих идеалов в идеологию. Но «Маскарад» – это не романтическая драма. Это драма о романтизме, то есть о том, как идеалы романтической культуры могут быть извращены в идеологию, которая обманывает и разрушает людей, уничтожая их уникальную экзистенцию, вместо того чтобы возвышать их. «Маскарад» – это вариант реакции Лермонтова на трудности, возникшие в его постромантическое, переходное время. Передавая свое восхищение идеалами романтической культуры, Лермонтов воплощает один из типов реакции на осознание упадка этих идеалов – шаблонное сведение романтического мировоззрения и ценностей к набору идеологических концепций. Но, изображая Арбенина, Лермонтов намекает на возможность признания, что мировоззрение и ценности романтизма теряют свой авторитет и целостность и что превращение их в идеологию не компенсирует эту потерю. Нужно найти новое мировоззрение, новые ценности, новые идеалы.
Философия и искусство
Попова К.В. - Взаимосвязь литературы и хореографии в творчестве Джона Ноймайера c. 73-85

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.7.39283

EDN: TSHPSV

Аннотация: Предметом исследования является одна из главных линий в творчестве хореографа Джона Ноймайера - интерпретация литературных произведений на балетной сцене. В данной статье рассматриваются такие его постановки на основе литературы как «Дама с камелиями» (1978), «Пер Гюнт» (1989/2015), «Чайка» (2002), «Смерть в Венеции» (2003), «Анна Каренина» (2017), «Стеклянный зверинец» (2019). В балетах Ноймайера выявляется особая взаимосвязь литературы и хореографии. Созданные им спектакли являются не просто фактом иллюстрации сюжета первоисточника, а попыткой проникнуть в суть замысла автора, отразить и подчеркнуть языком хореографии найденные в тексте детали. Новизна исследования заключается в том, что при проведении анализа нескольких ключевых спектаклей из творческой биографии хореографа, открылась перспектива рассмотрения литературной линии его балетов как отдельного феномена. В результате исследования были сделаны следующие выводы. Во-первых, важной особенностью балетов Ноймайера, на основе литературных произведений, является четко выстроенная драматургия всех составляющих спектакля: действия, музыки, хореографии, художественного оформления. Во-вторых, при работе с литературным первоисточником чаще всего хореограф переносит действие в современный мир, при этом не идет вразрез с замыслом автора, а наоборот, усиливает актуальность заложенных в произведениях тем, заявляя о вневременном существовании смыслов текста. В-третьих, взаимосвязь литературы и хореографии в творчестве Ноймайера выводит работу хореографа с текстом на абсолютно новый уровень, что позволяет говорить о больших возможностях невербальной интерпретации в балетном театре в целом.
Янь Б. - Темы китайской живописи и их эволюция в процессе развития живописного искусства c. 86-96

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.7.43669

EDN: UBLDES

Аннотация: В процессе интерпретации произведений живописного искусства легче понять не «стиль», а «тему», то есть не то, каким образом писать, а что писать. В истории современного искусства, которая придает большее значение именно «стилю», проблема «темы» не является основополагающей и входит в число примитивных вопросов, достойных внимания любителей, не разбирающихся в искусстве. Однако иногда именно в простоте кроется суть. Самые простые вопросы, интересующие практически каждого, являются связующим звеном между произведениями искусства и обществом. При анализе «темы» исследуемый предмет не замыкается на одном произведении искусства, поскольку следует использовать комплексный подход к рассмотрению проблемы. Основным вкладом автора в изучение истории развития китайской живописи является новый ракурс – анализ произведений на основании «темы». В результаты исследования выявлены основные темы китайского живописного искусства, определены основные причины обращения к ним, а также установлено их символическое значение, связь с философской и литературной традициями. Выявлена важная роль ученых-литераторов в определении направлений тематического развития китайской пейзажной живописи, определено значение образов рыбака и путника как носителей духовного содержания пейзажа. Сделан вывод о выдвижении на первый план тех или иных тем в живописном искусстве в зависимости от процессов социального развития Китая.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.