по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 05, 2023
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 06-06-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2023
Философия и искусство
Лун С. - Шинуазри в европейской живописи XVII-XVIII веков c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.5.40630

EDN: YFFDLO

Аннотация: В 1604 году китайское искусство через китайские товары стремительно и широко проникло в европейское общество, что оказало глубокое влияние на европейское искусство, повседневную жизнь и эстетику. В течение столетия популярности всего китайского в Европе именно китайские товары, представленные фарфором и шелком, имели самое непосредственное отношение к жизни людей. Со второй половины XVII века до второй половины XVIII века европейская культура и искусство переживали бум восточного искусства. Ряд художников-новаторов начали менять свои традиционные интересы и методы живописи, создав множество шедевров с китайским колоритом. Так была открыта новая страница в истории восточной и западной живописи. Прошло достаточно много времени, прежде чем туман мифов и легенд, окутавший Китай и Европу, две высшие цивилизации человечества, рассеялся, когда в XVIII веке западному миру открылась истинная природа Китая. Данная работа разделена на три следующих части: Возникновение шинуазри; Рококо и живопись Ватто ; Закат шинуазри. В работе используются документальные исследования, сравнительный анализ и тематические исследования для изучения феномена популярности Китая, охватившей Европу как прямое следствие распространения китайской культуры.
Традиции и инновации
Батаршин Р.Р. - Феномен цифровизации драматического театра: digital как новейший опыт БДТ им. Г. А. Товстоногова. c. 11-24

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.5.40616

EDN: XDTJKI

Аннотация: Развитие жизнедеятельного потенциала драматического театра активно находится в непрерывном поиске новых форм высказывания. Сегодня в попытке утвердиться на территории мультикультурной среды, а также в попытке завоевать уникальный метод коммуникации с обществом театр как сфера искусства расширяет границы своего предназначения. Выход за пределы сценического пространства оказывается важным предметом исследования с точки зрения поиска художественного существования театра в условиях digital реальности. В данной статье обсуждается вопрос, связанный с поиском места драматического театра в цифровой среде, где энергия человеческих отношений существенно сведена к минимуму и проявляется специфически иным способом. Предметом исследования для автора оказалась культурно-творческая деятельность БДТ им. Г. А. Товстоногова.      Санкт-Петербургский Большой Драматический театр в рекомендациях не нуждается: у него большая история в ХХ веке, привлекательное для зрителей сценическое «сегодня» и, несомненно, интересные перспективы. В практике БДТ под руководством Андрея Могучего (2013 - 2023) есть такие повороты драматического действия, которые впрямую со сценой не связаны и «репертуарному» театру едва ли не внеположны. Феномен театра, будто снявшегося с родовых корней, покинувшего стены, дышащие традицией рассмотрен в статье как опыт культуртрегерного театрального «выхода» на «подмостки» цифровой реальности. Среди такого рода опытов наиболее значительные: социальная акция "Помоги врачам", а также опыты "Minecraft" спектаклей. Кроме привычного для искусствоведческих штудий сравнительно-исторического метода, будут использоваться и другие, прежде всего, формальный метод, которым отличается петербургская театроведческая школа. Научная новизна определяется самим предметом исследования: БДТ рассматривается как феномен мультижанрового культурного пространства, в котором, как и прежде, по праву особое место отведено актеру, его роли, а также зрителю, оказавшемуся в условиях новой социокультурной картины мира.
Кафедра
Павлова-Борисова Т.В., Борисов А.А. - Письменные памятники исторического и культурного наследия Якутии: проблемы сохранения и интерпретации c. 25-36

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.5.40663

EDN: XLVZGM

Аннотация: Статья посвящена важной области научных исследований, связанной с историей и культурой Якутии. Письменные памятники историко-культурного наследия наряду с вещественными занимают свое непреходящее место. Решение проблемы их сохранения и интерпретации неразрывно связано публикаторской деятельностью – современные технические возможности повышают ее эффективность. В статье мы изучаем имеющийся опыт в данной области на примере издания русских скорописных источников XVII в. об истории Якутии, а также культурного наследия. Объектом исследования является историко-культурное наследие Якутии. Предметом исследования выступили его образцы в различных формах.   В ходе исследования был обобщен опыт публикации памятников историко-культурного наследия на примере русских скорописных документов XVII в. о Якутии, а также сочинений первого якутского композитора М.Н. Жиркова. Поскольку они представляют огромную ценность как образцы архивных документов, отражающих региональную специфику, нами была проведена работа по определению исторической значимости их для культуры Якутии.В настоящей статье на основе оценки внутреннего содержания рассмотренных в качестве примеров сборников и качества их издания разработаны рекомендации по улучшению дальнейшей работы в данном направлении. Несомненно, и дальше должна быть продолжена работа по выявлению подобных письменных памятников, требующих особого хранения и интерпретации, имеющих огромную историко-культурную ценность для якутского народа, а также переноса на современные носители данной информации с учетом необходимых правил публикации. Впервые поставлен вопрос о создании общеякутской электронной базы данных письменных памятников историко-культурного наследия Якутии.
Философия культуры
Багровников Н.А., Федорова М.В. - Эволюция взглядов Филиппа Меланхтона: от гуманистической религиозности к Реформации c. 37-48

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.5.40673

EDN: ZVJREB

Аннотация: Предметом исследования в данной статье являются некоторые аспекты жизненного пути видного деятеля Реформации в Германии Филиппа Меланхтона, повлиявшие на эволюцию его мировоззрения. Особое внимание уделяется фактам его биографии, анализу его ранних произведений, а также его оценкам конфессиональной борьбы и призывам к активному привлечению административного ресурса для расправ с инакомыслящими. Методологической основой данной статьи является диалектический подход, в частности, принцип взаимосвязи общего и единичного, а также принцип единства логического и исторического. Данные принципы позволяют выявить этические нюансы эволюции взглядов Ф. Меланхтона как деятеля Реформации на основе его высказываний и оценок. Филипп Меланхтон часто в научной литературе оценивается как один из основоположников новой веры, второй по значимости после Мартина Лютера, чьей заслугой стала попытка примирения гуманистических взглядов и новых конфессиональных интересов. Однако, на основании детального анализа материала, представленного в статье, авторы приходят к выводу, что Филипп Меланхтон, всецело посвятив себя Реформации, отрекся от немецкой гуманистической традиции XV в., от ценностей гуманизма, представленных в трудах Якоба Вимплефинга, Иоганна Рейхлина, Эразма Роттердамского, Томаса Мора, Джона Колета. Поэтому причисление его к «христианскому гуманизму» является ошибочным.
Философия и искусство
Янь Ж. - Китайская живопись от традиции к современности c. 49-59

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.5.40398

EDN: YTGLJW

Аннотация: Согласно марксистской философии, все в мире универсально связано и находится в вечном движении. Китайское общество прошло длинную историю цивилизационного развития. Начиная с современной эпохи (1840-1919 гг.), в цивилизационном развитии Китая произошли большие изменения. Трансформация социальных форм зависит от трансформации культуры, а приближение культуры к современности является предпосылкой для модернизации общества. Таким образом, развитие общества неизбежно вызывает изменения в искусстве и культуре; и наоборот, прогресс искусства и культуры, в свою очередь, способствует прогрессу общества. В развитии китайской живописи на протяжении веков прослеживается четкая и сложная линия: от высокой степени интеграции к постепенной дифференциации, ведущей к конфликту, а затем к интеграции. Развитие китайской живописи в целом показывает трансформационную тенденцию от традиции к современности, развивающуюся извилистым путем. В данной работе для исследования используется сочетание методов исследования, в основном документальное исследование, описательное исследование, сравнительное исследование и исследование конкретных случаев. Рассматривая особенности и тенденции китайской живописи на разных этапах развития, мы можем более точно судить о направлении развития современной китайской живописи и найти пути интеграции традиции и современности. Это в определенной степени вдохновило современных китайских творцов живописи на создание произведений, соответствующих духу национального искусства, но в то же время насыщенных современной жизнью и ощущением времени.
Традиции и инновации
Никифорова А.А., Воронова Н.И. - Иммерсивные практики в современном культурном пространстве (мировой и отечественный опыт) c. 60-73

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.5.40731

EDN: ZCRKPU

Аннотация: Предметом настоящего исследования стали иммерсивные художественные среды, существующие в современном культурном пространстве. Иммерсивные технологии сегодня используются в образовательных процессах, исторической реконструкции, различных формах социализации, в визуальных искусствах; иммерсия реализуется как особый научный подход в антропологических, этнографических, искусствоведческих исследованиях. Интерактивность и иммерсивность здесь рассматриваются как сложные прогнозируемые процессы, чьи алгоритмы заложены в саму основу художественного произведения или культурной среды. Они позволяют интенсифицировать весь спектр чувственно-эмоционального восприятия, создавая не только новый тип художественного произведения, но и новый тип реципиента, погруженного в процесс развертывания художественного сюжета. В исследовании предложена классификация функций иммерсивного искусства. На примере российских и зарубежных художественных проектов проанализированы и выявлены существенные признаки и особенности иммерсивного искусства. На примере культурного поля северо-запада России рассматриваются иммерсивные проекты, реализованные в последние годы, а также проводится сравнительный анализ зарубежных и отечественных эвентов. Исследование пришло к выводу, что иммерсивные среды обладают как позитивным, так и негативным потенциалом: комплексное воздействие на чувства человека с использованием особых технологических приемов, влияющих на восприятие, может приводить как к эффекту полного погружения и катарсису, так и к разрушительной гиперстимуляции психики. А сами художественные иммерсии в большей степени являются формой медиакоммуникации, нежели законченными произведениями.
Философия и искусство
Быкова Н.И. - Цвет как смыслообразующий концепт фильма Чжана Имоу «Герой» c. 74-86

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.5.40814

EDN: QDQKFE

Аннотация: Предметом исследования является цветовое решение фильма известного китайского режиссера Чжана Имоу «Герой», концептуальное понимание цвета как основного смыслообразующего элемента художественного решения. Объект исследования — приемы изобразительного решения в кинематографе. Восприятие цвета в культуре разных народов отличается определенными нюансами и зависит от множества факторов, в том числе от национальных традиций и исторически сложившихся стереотипов. Фильмы китайских, корейских, японских кинорежиссеров интересны с точки зрения цветового решения, так как отличаются художественным своеобразием и нередко предлагают российскому зрителю неординарное решение замысла не только на уровне осмысления содержания, но и на уровне специфической цветовой палитры.   Автором подробно рассматривается цветовая символика фильма Чжана Имоу «Герой». Осмысляется концептуальное наполнение визуально-образного ряда, своеобразие колористического решения фильма. Основными методами исследования являются аналитический и сравнительно-исторический. Анализируются концептуальные аспекты цветовой палитры фильма как важнейшего смыслообразующего компонента. Рассматривается исторически сложившееся восприятие цветовых образов в китайской культуре. Научная новизна статьи заключается в исследовании цветовой символики фильма Чжана Имоу «Герой» в аспекте соотношения восприятия колористического решения визуального ряда и концептуального содержания фильма. Автор приходит к выводу, что несмотря на амбивалентность восприятия того или иного цвета в визуальном искусстве, колористическое решение предопределено концептуальным содержанием каждого эпизода, поэтому цвет становится ведущим смыслообразующим концептом фильма Чжана Имоу «Герой».
История идей и учений
Куан С., Ян Ч. - Архетипическая литературная критика и структурализм c. 87-97

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.5.40083

EDN: BIMJNU

Аннотация: Изучение литературы с точки зрения поиска архетипических образов и исследование художественного творчества с позиций структурализма являются двумя важными тенденциями. Обе эти тенденции возникли в контекстах разных научных парадигм. Зарождение архетипической критики связано с фигурой Германа Нортропа Фрая, а в основе архетипической критики лежит психология, именно концепция психоанализа, основанная Зигмундом Фрейдом и Карлом Густавом Юнгом. В то время как зарождение структурализма связано с лингвистикой и именем Фердинанда де Соссюра, который впервые начал рассматривать язык как систему знаков, в которой каждый элемент определяет другие элементы и сам определяется ими. При всей разнице происхождения, в целом обе теории не противоречат друг другу – напротив, они дополняют одна другую. Архетипическая литературная критика и структуралистская теория искусства имеют глубокие внутренние теоретические связи по нескольким параметрам: обе теории ищут в литературе повторяющиеся элементы, обе рассматривают литературу как пространство памяти о прошлом. Архетипическая литературная критика и структуралистская теория искусства направляют апеллирование к психологии человека как создателя художественных произведений. Оба направления также во многом опираются на идею бинарных оппозиций: в рамках архетипической критики пары многие архетипы группируются в пары, тогда как в рамках структурализма сама идея структуры строится на противопоставленных друг другу элементарных понятиях; наконец, обе методики подвергались критике за одни и те же недостатки, как то отрицание авторской субъектности и отрицание прогресса человеческой мысли. В данной статье предпринимается попытка показать, что теория архетипов в литературе и структуралистская теория искусства взаимодополняют друг друга, и то, каким именно образом достигается это взаимодополнение.
Семухина Е.А. - Анализ воззрений первых позитивистов (О. Конта, Г. Спенсера) на моральное развитие человечества c. 98-107

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.5.40818

EDN: FDZVYL

Аннотация: Предметом исследования в настоящей статье выступают воззрения представителей раннего позитивизма О. Конта и Г. Спенсера. Основной акцент сделан на этической проблематике. В своем учении О. Конт выделял три стадии развития человеческого сознания: теологическую, метафизическую и положительную. Ученый утверждал, что от уровня развития отдельного человека зависит качество общества как целого. Большое влияние на развитие общества оказывают моральные идеи, которые должны быть освобождены от теологии и метафизики и основываться на философии позитивного мышления, опираться на социальную солидарность и быть логическим регулятором общества. Согласно мнению Г. Спенсера общественная мораль проистекает из природной, согласно которой альтруизм, социальная справедливость строятся на принципах заботы о сохранении рода. Причем, чем выше уровень организации сообщества, тем выше уровень справедливости. Научная новизна статьи заключается в том, что в ней впервые был осуществлен сопоставительный анализ морально-этических концепций О. Конта и Г. Спенсера, а также определены наиболее спорные в этой области идеи ученых. Установлено, что основным отличием в воззрениях данных философов является их понимание природы морали, находящей свое основание либо в человеческом разуме (Конт), либо в естественной животной среде (Спенсер). Среди наиболее значимых сходств следует, прежде всего, отметить определение общества как единства, по своим характеристикам напоминающего биологический организм. Второе установленное сходство касается определение человеческой истории как прогрессивного процесса, в котором одновременно совершенствуются индивидуальный человеческий разум, мораль и общество в целом. В статье делается вывод так же о том, что наиболее дискуссионными оказались представления об истории как едином прогрессивном процессе, заканчивающимся «позитивной» стадией.
Социальная философия
Зенов Е.В. - Парадокс толерантности в западной образовательной среде c. 108-116

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.5.40803

EDN: BYQAGG

Аннотация: Предметом исследования является современная образовательная среда западных стран. Объектом исследования выступает система толерантности и механизмы ее функционирования в образовательной среде западных стран. Автор подробно рассматривает систему толерантности и механизмы ее функционирования на примере западных образовательных учреждений. Так как в современной образовательной среде евроатлантических государств толерантность воспринимается иначе, чем в России, особое внимание в статье уделяется философскому осмыслению современного положения феномена и его рефлексии западным научным сообществом. В качестве источников автор использует работы как философской, так и социальной, педагогической направленности, чтобы через их призму выявить основные особенности.   В ходе исследования было установлено, что механизмы толерантности в западной образовательной среде противоречат идее терпимости к ближнему. Было заключено, что границы толерантности в евроатлантических образовательных учреждениях размываются: они неясны ни педагогическому составу, ни самим студентам. Автор прослеживает ницшеанскую идею о ресентименте в действиях меньшинств, постоянно настроенных против большинства вне зависимости от того, какими правами и возможностями это большинство их наделяет. Исследование также позволило определить парадокс терпимости в западной образовательной среде: хотя официально провозглашается борьба за права угнетенных, сами угнетенные в рамках образовательного процесса избегают дискуссии на тему равных возможностей, потому что западное устройство толерантности позволяет уклоняться от обсуждения насущных вопросов, при этом сохраняя и даже наращивая преимущества, предоставляемые толерантной системой образования. Кроме того, автором было выявлено, что западное общество обычно не воспринимает терпимость как часть мировоззрения индивида, что приводит к тому, что в образовании западных стран она становится социально-политическим инструментом.
Диалог культур
Голованивская М.К., Ефименко Н.А. - Представление об уме в русском, французском и китайском языках и культурах c. 117-133

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.5.40808

EDN: AFNHOW

Аннотация: В статье исследуется понятие «ум» в трех языковых картинах мира – русской, французской и китайской. Исследование является контрастивным, полученные результаты сопоставляются. Описание каждого понятия производится по четкому алгоритму: исследуется этимология слова, мифологические корни понятия, его сочетаемость, из сочетаемости вычленяется вещественная коннотация по В. А. Успенскому, производится сопоставление словарных дефиниций. Цель исследования – на материале семантического поля понятия «ум» в русском, французской и китайском языках выявить особенности представления этого понятия в разных культурах. Сопоставление проводится с целью увидеть сходства и различия в мировоззренческой картине разных народов. Научными методами исследования являются такие методы, как: сравнительно-исторический метод, метод обобщения, метод семантического анализа. Данная тема является слабоизученной и актуальной, ведь раннее не наблюдалось лингвокультурологических исследований, анализирующих это понятие в русском, французском и китайском языках и культурах, что составляет научную новизну работы. Полученные результаты будут нести огромный вклад в содействии взаимопонимания между народами, образуя, своего рода, понятийный мост для представителей разных культур, а также будут использованы при чтении учебных курсов по регионоведению, сравнительному изучению культур, в ходе преподавания соответствующих языков.
Философия религии
Зыкин А.В., Арефьев М.А. - Северный буддизм в культуре Восточно-сибирского региона России (к истории Иркутской Духовной Миссии РПЦ). c. 134-145

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.5.40858

EDN: BYESMM

Аннотация: Исследование культуротворческой деятельности Духовных миссий Русской Православной Церкви в различных регионах России – одна из актуальных задач в контексте проблемного поля теории регионалистики, культурологии и социально-философского знания. Формирование русских поселений на территории бассейна реки Енисей и вхождение этносов и территорий Якутии и Бурятии в состав Русской цивилизации стало одним из важнейших этапов интеграции этносов Сибири в единую государственность. Иркутская Духовная миссия получила более совершенную организацию, институализировалась посредством увеличения количества миссионерских станов, что для успешной христианской деятельности, проводимой среди язычников, позволило сформировать школьно-образовательные учреждения для обучения и воспитания нового бурятского поколения детей в вероучительных православных канонах, и русских культурных традиций. В связи с этим, одной из ключевых задач миссионеров выступало утверждение в новых образованиях христианского типа рационального взгляда на дальнейшую жизнь, что реализовывалось в социально-культурной деятельности: предоставление медицинской помощи больным представителям других этносов, доброжелательное отношение к людям иной веры и искреннее желание наставить их на путь праведный и др. Отметим, что наибольшая доля инородцев на данной территории принадлежала буддистам, что отражалось во влиянии лам на вероучительные вопросы и хозяйственно-экономические в том числе. Поскольку буддизм в Российской империи относился к разделу религий терпимых, то прямое (административное) давление не него было невозможно. Оставались средства исключительно духовного характера, на что и было направлено православное миссионерство. Сегодня в Российской Федерации буддизм, ислам, католицизм и протестантизм, а также некоторые другие вероисповедания относятся к разряду религий традиционных, которые в организационном отношении действуют в рамках современной Российской Конституции.
Философия постмодернизма
Селезнев Е.К. - Номадический субъект как герой кинематографа Алена Рене c. 146-157

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.5.40667

EDN: BYCIUL

Аннотация: Автором работы поднимается о вопрос о феномене номадизма в контексте творчества французского режиссера Алена Рене. Объектом исследования являются ранние произведения режиссера, такие фильмы как «В прошлом году в Мариенбаде», «Хиросима, моя любовь», «Люблю тебя, люблю». Цель работы заключена в ответе на вопрос, как номадические стратегии позволяет автору создавать нелинейные структуры повествования, колеблящиеся знаки и мерцающих персонажей в своих фильмах, и как понимание этих стратегий может помочь зрителям и исследователям в акте дешифровки произведений. Также автором подвергается анализу целый ряд смежных с номадизмом феноменов, таких как ризома, Тело без органов, детерриторизация, ускользание, мерцание. Новизна исследования заключается в применении номадических стратей к кинематографу Алену Рене. Такой подход позволяет использовать актуальную философскую и искусствоведческую призму для изучения нарративных конструкций, внутрикадрового пространства и персонажей. Автором утверждается, что кинематограф Рене может быть рассмотрен через позицию сопротивления формам власти — подавлению и контролю — которая проявляет себя в нарушении традиционных форм повествования и создании расщепленных персонажей. Для изучения упомянутых аспектов творчества Рене автор прибегает к философии Жиля Делеза и Феликса Гваттари. Также автором объясняется позиция современного зрителя и описываются стратегии смотрения, которые могут привести к состоянию наслаждения от взаимодействия с номадическими произведениями.
Человеческие экзистенциалы
Мысовских Л.О. - Экзистенциальное пророчество историософской мысли Фёдора Ивановича Тютчева c. 158-181

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.5.40774

EDN: BVCPAR

Аннотация: В статье рассматриваются историософские размышления Ф. И. Тютчева, представленные в его трактатах, письмах, стихах, и обосновывается мысль о том, что Тютчев не провозглашает лозунги ни славянофильской, ни западнической доктрин, а создает оригинальную имперскую идеологию. Тютчев рассматривает Россию как равноправную и неотъемлемую часть Европы, связывая существование империи с развитием в России европейского духа. Основным критерием существования империи является единство. Если его нет, то государство как империя не может существовать. К православию Тютчев относился как к историософской категории. На традициях восточного христианства и наследии Византийской империи он основывает свою концепцию исторического процесса. В идее империи, основанной на христианских принципах, Тютчев видит лучшую систему государственности. Для Тютчева русский народ и православие играют главную роль в преобразовании мира. В концепции государства и власти для Тютчева особенно важны категории христианской этики, которые для высших слоев общества и представителей российского правительства на самом деле не были, по его мнению, актуальны. Поэт называет власть «безбожной», утверждая, что она исходит не от Бога, а основывается на своей материальной силе, не признавая более высокого Божественного авторитета над собой. Причиной «безбожия» власти стало отделение от русского народа и его национальных традиций и отход от исторического прошлого «Святой Руси». Именно в этом, с точки зрения Тютчева, заключается главная экзистенциальная проблема России. Тютчевская концепция империи была не воспроизведением реалий политической жизни России XIX века, а являлась попыткой ответить на то, как должно быть построено государство. Тютчевский идеал русского государства основан на обществе, объединенном единой христианской верой.
Философия культуры
Попов Е.А. - Сакрализация ценностных структур человеческого бытия в духовной культуре Большого Алтая c. 182-190

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.5.40874

EDN: BPKXVZ

Аннотация: Статья характеризует субстанциальный уровень сакрализации ценностей в духовной культуре Большого Алтая. Основной акцент сделан на выявлении оснований сакрализации ценностей. Установлено, что миропорядок является одним из оснований сакрализации и одновременно выполняет функцию консолидации носителей культуры. В качестве ключевого положения исследования выступает тезис о том, что духовную культуру невозможно в полной мере осмыслить без обращения к сакральным ценностям. Кроме того, сакрализация ценностей рассматривается как условие обеспечения духовной безопасности и преемственности ценностей и норм между поколениями носителей культуры. Важное значение имеет оценка духовного потенциала культуры Большого Алтая. Основными выводами проведенного исследования являются следующие положения: 1) сакрализация ключевых ценностей осуществляется на сущностном или субстанциональном уровне, при этом этапы сакрализации в основном "привязаны" к религиозно-мифологическому развитию культуры и ее ценностно-нормативной системы; 2) сакрализация охватывает те ценностные структуры, которые приобретают в бытии человека важное значение и являются фактором интеграции носителей культуры и их поколений; 3) сакрализация представляет собой процесс идентификации конкретных ценностно-смысловых структур – им приписываются символическое значение, а также они соотносятся с определенными культурными кодами, знаками и текстами.
Философия и искусство
Шумов М.В., Павлов А.Ю. - Творческий диапазон Марии Виноградовой в контексте озвучивания советских мультфильмов. К 100-летию «королевы эпизода» c. 191-205

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.5.40697

EDN: BPHKHB

Аннотация: В качестве объекта данной статьи авторами была обозначена речевая культура. Предметом исследования является творческий потенциал заслуженной артистки РСФСР Марии Виноградовой в контексте озвучивания советских мультфильмов. Авторы поставили перед собой цель выявить диапазон потенциала речевых возможностей в деле озвучивания мультипликационных персонажей. Методологическую основу статьи составляет контент-анализ, сравнительный, статистический, историко-культурологический анализ советских мультипликационных произведений, а также их персонажей, озвученных Марией Виноградовой. Авторы при рассмотрении проблемы достигают следующих результатов: с 1954 по 1995 годы Мария Сергеевна приняла участие в озвучивании 213 советских мультфильмов. Наиболее плодотворными годами для актрисы с точки зрения озвучивания были 1973, 1974, 1975, 1976 годы. За 40 лет актриса озвучила 109 животных, 87 мальчика, 22 девочки, 14 неопределенных персонажа и 9 неодушевленных предметов. В процессе разработки поставленной проблемы авторы выделяют категории озвучиваемых персонажей (персонажи-мальчики, персонажи-девочки, персонажи-животные, персонажи-предметы, неопределенные персонажи) и проводят анализ творчества актрисы на предмет принадлежности озвучиваемых ею персонажей к этим категориальным элементам. Новизна исследования состоит в нетрадиционности обозначенного подхода, а также в комплексном анализе палитры речевых возможностях Марии Виноградовой. В результате исследования авторы приходят к следующим выводам: 1) Высокий творческий подъем актрисы сформировался в 1970-е годы – в это десятилетие был озвучен 91 советский мультфильм, что от общего числа озвученных мультфильмов составляет 42%. 2) Актерское амплуа-травести Марии Сергеевны подтверждает первое место по количество озвученных персонажей мужского пола – детей и животных. 3) В 15 мультфильмах Мария озвучила нескольких персонажей, а в 2х – всех персонажей, что говорит о широком речевом диапазоне актрисы.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.