по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 04, 2023
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 01-05-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2023
Философия и искусство
Ян Ц. - Отражение культурных ценностей в традиционном китайском костюме c. 1-14

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.4.39779

EDN: EMMCBU

Аннотация: Культура традиционной одежды и украшений является неотъемлемой составляющей древнейшей китайской цивилизации. Китайский традиционный костюм отличается богатым содержанием, актуальностью в любое время, а также своими уникальными особенностями. На традиционную одежду оказывали влияние сменявшие друг друга тысячелетние династии, приносившие хаос войны. В данной статье рассматривается культура традиционной китайской одежды, проводится анализ особенностей формы, цвета, орнамента, а также прочих элементов, характерных для традиционной китайской одежды, которые связаны с иерархическим порядком в традиционном китайском обществе, концепциями единства человека и природы, следованием нормам конфуцианства и даосизма, а также принципами гармоничного сосуществования и уважения природы. Помимо этого, в рамках данной статьи рассматривается путь преобразования ценностей, заключенных в китайской традиционной одежде, которые помимо прямого предназначения включают в себя гораздо больший спектр понятий, значений и способов практического применения. Культура китайской одежды пронизывает множество аспектов жизни традиционного китайского общества, являясь одновременно не только символом традиционной китайской культуры, но и средством продвижения и сохранения китайского национального духа. Кроме того, в данной статье рассматриваются также особенности современного стиля в китайской одежде и средства применения традиционных китайских элементов в рамках современной моды, позволяющие осуществлять развитие современной культуры одежды.
Тайны человека
Бочарников В.Н., Марков Б.В. - Антропологический код и охота c. 15-32

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.4.37691

EDN: DTFGWF

Аннотация: Предмет исследования – предназначение человека через призму древнейшего занятия – охоты. Роль охоты в развитии культуры человека и конструировании его взаимодействия с пространством слабо прописана современными историками. В философских трудах дискурс «человека охоты» представлен, как форма насилия, агрессии, территориальной экспансии и жестокости по отношению к себе подобным и к природе. Отсутствие адекватной культурологической концептуализации охоты, вынесение её за рамки цивилизационных и культурных факторов обусловлено также новым движением в защиту прав животных, которое вообще блокирует разговоры об охоте. Между тем, вынесение этой темы на общественный форум необходимо как раз в связи с тем, что на фоне упадка промысловой охоты процветают иные её формы, которые также нуждаются в обсуждении и оценке. Авторы выдвигают тезис о том, что разработка темы охоты позволит глубже понять особенности взаимосвязи человека и территории, его особенности его существования в социо-биологическом пространстве и времени. Следует признать свойством живого противодействие другому живому. Однако не только у людей, но и у животных встречаются примеры альтруизма и заботы о подрастающих поколениях. Поэтому истоки агрессивности и стремления цивилизованных людей использовать такую экстремальную форму отдыха, какой становится современная охота, следует искать в устройстве искусственной окружающей среды, в которой формируется современный человек. Условием решения этой задачи является философский анализ норм и кодов поведения, определяющих кодификацию предельных оснований и драйверов охоты, а также синтез прав человека и прав животных для сохранения биосферной целостности планеты Земля.
Кафедра
Акимов О.Ю. - Идея-тема становления в творчестве Василия Розанова в контексте античной традиции c. 33-45

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.4.40109

EDN: NALTTJ

Аннотация: Творчество В.В. Розанова, представляющее собой поток переживаний, ассоциаций, концептуализируется в рамках идеи-темы с помощью категории становления в контексте античной традиции. Метафизика мыслителя интерпретируется как взаимодействие внешнего и внутреннего кругов становления. Внешний круг становления составляет по Розанову движение вещей и человека от рождения к смерти. Внутренние круги становления, соотносимые с каждой конкретной вещью представляют собой сложные аналоги внешнего круга. Особенностью становления по Розанову является отсутствие того, что не становится. В конечном итоге этим не становящимся оказывается само становление, представляющее собой свернутые формы энтропии мира, способом экспликации которых является для мыслителя описание как свидетельство о собственной жизни в мире и бытии мира. Новизна исследования заключается в том, что набрасывание на хаотичный и сложный космос В.В. Розанова античных категорий и проблем предопределяет прочтение онтологических интуиций Розанова как сложного взаимодействия космического и хаотического (хтонического) начал, поиск баланса между которыми составляет ключевую экзистенциальную проблему творчества мыслителя. Изучение творчества Розанова позволило сделать вывод о том, что неразрешимость этой проблемы образует горизонт возможных исследований творчества Розанова с точки зрения различных направлений философии, что фактически приводит к взаимному отрицанию противоположных оценок исканий Розанова, предопределяя дальнейшее изучение особенностей духовных поисков мыслителя с разных позиций как целостного универсума.
Философия и искусство
Ван К. - Развитие и изучение китайского народного искусства вырезания из бумаги c. 46-56

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.4.39995

EDN: MCPUHZ

Аннотация: Являясь одним из видов китайского народного искусства, вырезание из бумаги цзяньчжи выражает не только духовную жизнь людей, но и их стремление к лучшей жизни. Китайское искусство вырезания из бумаги наполнено простой жизненной мудростью и добрыми пожеланиями, а образные символы содержат уникальную художественную ценность и национальные черты. Однако в сегодняшнем разностороннем развитии традиционное искусство вырезания из бумаги с тысячелетней историей постепенно угасает. с развитием и прогрессом времени все больше и больше людей имеют более высокие духовные потребности в искусстве и эстетике. Традиционное народное искусство, представленное вырезкой из бумаги,также начало внедряться в новые области, не только в графическом дизайне, но и в инсталляционном оформлении общественных пространств, демонстрируя свою богатую выразительность и глубокую художественную ценность. В данной статье будут рассмотрены характеристики традиционного национального вырезания из бумаги, выделены культурные различия восточного и западного искусства вырезания из бумаги, объединено традиционное народное искусство вырезания из бумаги с современными художественными выражениями, проанализированы символические и эмоциональные образы, исследованы новые идеи для развития и инноваций китайского национального искусства.
Судьбы и контуры цивилизаций
Каприн А.Д. - Педагогические пожелания профессора Э. К. Вирсаладзе в работе над произведением Р. Шумана «Симфонические этюды» op. 13 c. 57-69

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.4.40450

EDN: OZBFWU

Аннотация: В данной статье впервые была рассмотрена работа профессора Э. К. Вирсаладзе в классе над «Симфоническими этюдами» op. 13 Р. Шумана и дан небольшой исполнительский анализ ее выступления в Большом зале Московской консерватории. Концерт состоялся 16 апреля 2010 года, к 200 летию со дня рождения Р. Шумана. Автор, будучи студентом ее класса и ассистентом стажером, сделал записи пожеланий учителя в работе над «Симфоническими этюдами» композитора романтика Р. Шумана. Пожелания рекомендации, высказанные Э. К. Вирсаладзе над «Симфоническими этюдами», представлены впервые и имеют большую практическую и художественную ценность.   В статье детально рассматривается работа над каждым этюдом. В работе профессор обращает внимание на все средства музыкальной выразительности: ритм, штрихи, динамика… Советует определенную аппликатуру, педаль… Такая работа педагога, несомненно, должна содействовать получению определенных исполнительских навыков у обучающихся для дальнейшего их развития. В качестве примера, в статье рассматривается исполнение Вирсаладзе «Симфонических этюдов» в Большом зале Московской Консерватории в концерте, посвященному 200 летию со дня рождения Р. Шумана. Статья рекомендуется для студентов музыкальных ВУЗов, училищ, колледжей, готовящих к концертному исполнению произведения Шумана, в частности, «Симфонические этюды» op. 13.
Философия культуры
Павлова-Борисова Т.В. - Этапы развития якутского кинематографа: от "немого кино" до национальной киноиндустрии c. 70-87

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.4.38152

EDN: PGNWDL

Аннотация: Статья посвящена возникновению и развитию якутского кино, что стало предметом изучения данной работы. Объектом исследования является якутское кино как феномен национальной культуры. Рассматривается первое появление киноустановок в Якутской области в начале XX века. Обращено внимание на процесс массовой кинофикации в советское время. Параллельно прослежено включение якутян в творческий процесс участия в первых съемках на всесоюзных киностудиях в 1930-е гг. Также обращено внимание на заметную роль государственного треста «Якуткино», возглавившего развитие якутского кино. В статье анализируются причины стремительного развития якутского кино в постсоветское время, связанные с обращением к традициям народа саха, высоким уровнем развития театрального искусства в Якутии, художественно-эстетическими потребностями и духовными запросами зрителей. В статье показана роль «Сахафильма» в истории якутского кино. Выявлены характерные черты становления жанров публицистического кино, изменение репертуара в первые годы советской кинофикации и в годы Великой Отечественной войны. Намечены характерные черты послевоенного переустройства технического оснащения и подготовки кадров якутского кино. Показано жанровое разнообразие снимавшихся в это и последующее время фильмов, когда наряду с документальными кинокартинами начинают сниматься и художественные фильмы. Развитие якутского кино прослежено на фоне общесоюзных и общероссийских процессов. Освещено становление и развитие основных институтов якутской кинематографии, рост мастерства её деятелей рассмотрены через известные фильмы, созданные ими. Впервые выделены три этапа развития якутского кино- от самого зарождения до наших дней: от «немого кино» - до рождения национальной киноиндустрии.
Философия и искусство
Цзинь Ч. - Возможность применения психотерапевтических элементов традиционной китайской драмы в современной театральной культуре c. 88-102

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.4.40521

EDN: OMTPGZ

Аннотация: Статья посвящена изучению истории театральной терапии в ритуальной драме но-си. Показано, что в целом ритуальные элементы драмы но-си можно использовать в современной драматерапии. Кроме этого, драматическая терапия, которая подразумевается автором в данной статье, несколько отличается от современного понятия психодрамы, поскольку охватывает большие области человеческой психики. Автор полагает, что не стоит полностью игнорировать эту сложную область человеческой культуры, поскольку независимо от функции или формы, драматическая терапия тесно связана с шаманским ритуалом исцеления. Становление китайской национальной драмы происходило в контексте исторического развития Китая. Зародившись в древнейших формах шаманских ритуалов театральное представление эволюционировало в уникальный сценический жанр. Наряду с другими самыми ранними театральными формами таким, как древнегреческий театр и древнеиндийская драма, китайская опера возникла ещё за несколько веков до нашей эры, но в отличии от них сохранилась до сегодняшнего дня практически в неизменном виде. Сейчас китайская традиционная опера занимает важное место в списке нематериального наследия не только самого Китая, но и всего мира. Одной из важнейших вех на пути развития театрального искусства в Китае стала ритуальная драма «но-си», которую сегодня ритуальную драму но-си в Китае называют настоящим «живым ископаемым», поскольку она представляет собой древнейшую культурную форму, дошедшую до нас через века. Архаичные религиозные ритуалы, нашедшие отражение в современных театрализованных действах, свидетельствуют о смешении и синкретизации различных религиозных традиций, в том числе и но-ритуалов и драмы но-си, и современности. Нынешнее поколение успешно осовременивает в соответствие с временем традицию своих предков, сохраняя её в многовековой культурной памяти своего народа.
Западники и славянофилы сегодня
Ван Ц. - Имитации древних нефритовых изделий эпохи Цин (1636-1912) в коллекциях музеев России c. 103-112

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.4.40554

EDN: RYKNAW

Аннотация: Изделия из нефрита, имитирующие древнекитайские художественные образцы, представляют особую разновидность предметов, которые по своей форме и декору приближены или уподоблены более древним произведениям декоративно-прикладного искусства. В статье исследованы художественная форма и характерные особенности имитаций древних нефритовых изделий эпохи Цин, представленных в коллекциях российских музеев и Дворцового музея Китая. Объектом исследования выступают предметы китайского искусства резьбы по нефриту, находящиеся в коллекции Дворцового музея (г. Пекин), Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (г. Санкт-Петербург) и Государственного музея Востока (г. Москва), где было обнаружено применение имитаций древних предметов. Искусствоведческий анализ нефритовых имитаций позволяет заключить, что произведения эпохи Цин по форме, декорам и приемам резьбы были более сложными и разнообразными по сравнению с изделиями Хань, при этом мастерам хотя и удалось сохранить классическую изысканность предметов, при этом была утрачена строгость и торжественность ханьского нефрита. А также искусствоведческий анализ произведений позволяют увидеть, что формы и декоры нефритовых предметов являются продуктом эстетического сознания. Новизна данного исследования заключается в том, что обобщены разновидности и особенности имитаций древнего нефрита при династии Цин, а также подтвержена техника хохуань в обработки нефрита. Это может представлять интерес для исследователей смежных научных областей.
Философия и искусство
Ван Ф. - Образ и символические значения каменных львов в древнекитайской предметно-пространственной среде c. 113-130

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.4.39922

EDN: XUXKOM

Аннотация: Каменный лев играл важную роль в древнем китайском архитектурном декоре и часто использовался в традиционной китайской архитектуре в эпоху разных китайский династий. Китай не является природным местом обитания льва, но данное животное издавна почиталось китайцами. В течение почти двух тысяч лет китайцы формировали художественный образ каменного льва, придавая ему китайские черты, накапливая богатые культурные коннотации. Каменные львы являются одним из самых важных художественных выражений в различных культурных коннотациях. С появлением, развитием и зрелостью культуры каменного льва, его художественный образ стал уникальным духовным и культурным символом в Китае. Данная статья состоит из двух частей: Эволюция образа каменного льва в разные династии Китая; Образ каменного льва в разной предметно-пространственной среде в древнем Китае. Статья посвящена исследованию и трактовке символических значений китайского каменного льва через исследование его характеристик и эволюции образа в различной предметно-пространственной среде в разные исторические периоды. В статье используются различные примеры для анализа. В заключении обобщено символическое значение каменных львов в древнекитайской предметно-пространственной среде, в частности как: буддийские священные предметы; древний благоприятный зверь; демонстрация ранга в иерархии.
Диалог культур
Котляр Е.Р., Алексеева Е.Н. - Культурный код «Римон» в изобразительном семиозисе иудеев Крыма c. 131-154

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.4.40429

EDN: TCBHFH

Аннотация: Предметом исследования является культурный код «Римон», охватывающий фитоморфные символические изображения в иудейском изобразительном семиозисе. Объектом исследования является традиционная символика в изобразительной практике иудеев Крыма. В статье использованы методы семантического и семиотического анализа в дешифровке значений растительных символов изобразительного семиозиса иудеев Крыма, метод анализа предшествующих исследований, метод синтеза в структурировании групп знаков. В работе авторами рассмотрены следующие аспекты темы: обозначены коды изобразительного семиозиса иудеев Крыма, обоснована их морфология, семантика, ключевые смыслы и главный код. Подробно рассмотрен фитоморфный код Римон и его особенности.   Основными выводами проведенного исследования являются: 1. В результате изучения традиционной культуры иудеев Крыма было выделено пять главных кодов иудейского изобразительного семиозиса, охватывающих следующие группы символов: скевоморфных (предметных), фитоморфных (растительных), зооморфных (животных), числовых. Источником всех кодов и обобщающим кодом является код Сэфер (Книга). Выявлены взаимосвязи между кодами, четыре ключевых смысла – Творение, Рай, персоны Торы и мессианские чаяния. Определен смысловой центр системы кодов – Тора и Арон Гакодеш, как хранилище Торы. 2. Рассмотренный фитоморфный код Римон представляет собой символику традиционных изображений растений, упоминание которых встречается в Торе, а также в Талмуде и мидрашах. Изображения растений в иудейском прочтении передают как смыслы человеческих добродетелей и отрицательных качеств, а также указывают на мессианские надежды, заложенные в Торе и особенно в мидрашах Талмуда. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые проведен семантико-семантический анализ и определены взаимосвязи культурных кодов в изобразительном семиозисе иудеев Крыма, с акцентом на код Римон.
Философия и искусство
Сычева Ю.А. - Образ и текст: к вопросу о текстовых источниках типологического параллелизма в иконографии западноевропейских памятников изобразительного искусства XII в. c. 155-166

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.4.40598

EDN: QOPAWQ

Аннотация: Одной из иконографических тенденций, которые становятся особенно артикулированными в XII в., является усиление роли типологической логики в выборе и организации сюжетов в рамках иконографической программы памятников декоративно-прикладного искусства, книжной миниатюры и витража. Интерес к подобного рода визуальной экзегезе, основанной на символическом параллелизме Ветхого и Нового Заветов, порождает эксперименты в области иконографических программ, что приводит к появлению в последней четверти XII – начале XIII вв. ряда памятников, в которых использованы развернутые типологические циклы (Клостернойбургский алтарь, типологические витражи французских и английских соборов). Предметом исследования в данной статье является связь описанной иконографической тенденции с текстами богословского, теософского и литургического характера. Несмотря на то, что некоторые из упомянутых текстов уже привлекались исследователями христианской иконографии для интерпретации изобразительных программ, специального исследования источников «типологической иконографии» в XII в. еще не было осуществлено. На основании анализа ряда текстов и иконографического анализа памятников изобразительного искусства предпринимается попытка выделить группу источников, которые могли быть знакомы составителям иконографических программ. Среди памятников изобразительного искусства особенный интерес в XII в. представляют произведения, созданные в рейнско-маасском регионе (а также дериваты этой традиции), в этой группе памятников (включающей процессионные и алтарные кресты, филактерии, переносные алтари, произведения витража и книжной миниатюры) последовательно реализуются поиски в области типологической иконографии.
Социальная философия
Чжоу Ч. - Слияние современной олимпийской культуры и национальной культуры: социально-философский анализ на примере зимних Олимпийских игр 2022 года в Пекине c. 167-182

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.4.40504

EDN: RVQJYS

Аннотация: Каждые Олимпийские игры будут давать новый материал для исследований в области философии спорта и социальной философии. Данная статья поднимает проблему понимания спорта как участника социального развития на примере зимних Олимпийских игр 2022 года в Пекине. Автор анализирует феномен сочетания философии социального спорта, представленной современным олимпийским движением, и традиционной китайской философии. Основной вывод заключается в том, что спорт как социальная сила обретает в современную эпоху второе рождение и возрождение благодаря соединению восточных и западных культур и цивилизаций. Это порождает новое социальное познание. Руководство стран, принимавших Олимпийские игры, получают опыт и возможность демонстрации собственной политической и экономической силы и глубинных ментальных основ. Зимние Олимпийские игры 2022 года в Пекине, проходящие в совершенно новых общественных условиях (пандемия COVID-19, перегруппировка мировых сил), используются в качестве тематического исследования для анализа. На этом примере в статье показана социальная значимость Олимпийских игр и подчеркивается, что общественная ценность спорта и олимпийского движения находит отражение в «духе честной конкуренции» и «духе мира», «человеческой разумности». Это сравнительно новое направление развития исследований в области физического воспитания и социальной философии, и особый вклад данного исследования заключается в изучении одной из перспективных тенденций развития спорта, то есть современного олимпийского движения, интегрированного с национальной культурой разных стран.
Самосознание и идентификация
Неретин А.И. - Феномен Джампаоло Пансы в дискурсе коллективной травмы послевоенной Италии c. 183-195

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.4.40129

EDN: SVHBCD

Аннотация: Предмет исследования - коллективная травма и ее проявления в послевоенной Италии. Дается определение коллективной травмы на основании работ социологов и ее характеристики. Цель и новизна работы заключается в объяснении «феноменальности» журналиста и историка Джампаоло Пансы. Вклад, который он внес в итальянское сознание после выпуска книг «Дети Орла» и «Кровь побежденных», посвященных методам возмездия фашистскому произволу во время гражданской войны в Италии 1943-1945 гг., состоит в объяснении двусторонней коллективной травмы, которая возникла как следствие идеологии фашизма, затронув и его сторонников, и его противников. Основным выводом проведенного исследования является следующий. Проанализирован метод культурсоциологии Дж. Александера обогащенный экзистенциалом горя А.И. Эткинда. Смысл социально-культурной травмы можно определить, отвечая на вопросы, о каких кризисных событиях идет речь, кто несет за них ответственность, каковы последствия травмирующих действий. Превращение этих вопросов в нарратив – важнейшая проблема для антропологии. Смысл социально-культурной травмы можно определить, отвечая на вопросы, о каких кризисных событиях идет речь, кто несет за них ответственность, каковы последствия травмирующих действий. Превращение этих вопросов в нарратив – важнейшая проблема для антропологии.
Аксиология: ценности и святыни
Семухина Е.А., Волошинов А.В., Кирюшкина В.В. - Культурологический анализ книги Ф. Р. Шатобриана «Гений христианства»: факторы успеха и культурная категория греховности c. 196-204

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.4.40388

EDN: RDTLPW

Аннотация: Предметом исследования в настоящей статье выступают исторические факторы и единицы культурного знания, определившие успех и содержание книги Ф.Р. Шатобриана «Гений христианства». Среди исторических причин, повлиявших на внимание читателя к произведению: разочарование общества атеистическими идеалами революции, запрос на восстановление религиозного культа, желание власти прекратить религиозные распри в стране и наладить отношения с католической Европой. Смысловое содержание произведения также способствовало его популярности, т.к. отвечало на запрос на поиск логики в религии, отказ от иррациональности в вопросах веры, оказывало эмоциональное влияние, рассматривало актуальные вопросы нравственности через актуализацию культурной категории греховности. Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые была проанализирована культурная категория греховности, объективированная в книге Ф.Р. Шатобриана «Гений христианства», выявлен подход автора к пониманию и рационализации культурной информации, связанной с исследуемой категорией. Также впервые были рассмотрены культурно-исторические факторы, способствовавшие популярности произведения у современников Шатобриана. Определено, что автор книги использует рациональный подход при объяснении читателю основ греховности, прибегает к стройной аргументации и доказательным методам, отвергая религиозную иррациональность. Проведенное исследование показало, что основными факторами, способствующими популярности книги, стали: запрос общества на возрождение религии, поддержка данной тенденции со стороны власти, диктуемая рядом политических причин.
Философская антропология
Глуздов Д.В. - Перспективы преодоления противоречий развития искусственного интеллекта c. 205-216

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.4.40417

EDN: TFBVZU

Аннотация: Предмет данного исследования – совокупность потенциальных противоречий развития искусственного интеллекта, рассматриваемых с целью выявления возможности их преодоления. Философская антропология содержит в себе потенциал для анализа сложных взаимодействий, для артикуляции проблем, возникающих между искусственным интеллектом и людьми. Философско-антропологический анализ искусственного интеллекта ориентирован на понимание влияния этого взаимодействия на феномен человека, человеческое существование и его опыт. Статья является попыткой выявить и наметить траектории по возможному преодолению противоречий развития искусственного интеллекта, проанализировать инструменты, предлагаемые философской антропологией, для разрешения возникающих проблем в современной социокультурной ситуации. Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что искусственный интеллект качественно меняет бытие человека, а у философской антропологии есть потенциал наметить перспективы развития искусственного интеллекта, сохраняя человеческое в человеке. Изучение этих перспектив крайне важно в современном обществе. Новизна темы, поднятой в статье, заключается в анализе искусственного интеллекта с позиций философской антропологии, в артикуляции противоречий в развитии искусственного интеллекта, в поиске решений по преодолению этих противоречий. Философская антропология предоставляет инструментарий для взвешенного принятия решений о развитии искусственного интеллекта, степени его вмешательства в бытие человека.
Философия культуры
Пиляк С.А. - Понятие культурного суверенитета в структуре Основ государственной культурной политики c. 217-226

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.4.40391

EDN: VCXCEV

Аннотация: Культурное наследие, служащее субстратом национальной идентичности, формирует право государства на собственный суверенитет. Обоснованное доказательство возможности независимости от иных культур и наций сравнительно недавно вошло в понятийное поле философии культуры. В январе 2023 года существенные изменения, внесенные в Основы государственной культурной политики, учли понятие культурного суверенитета и в необходимой степени обосновали его высокую значимость для развития государства и общества. Фундаментальная роль культуры в создании и развитии государства неоднократно признавалась одним из приоритетов. Отметим, что даже позднее этот приоритет не был российской нормативной новеллой. Целью исследования является определение перспектив сферы сохранения культурного наследия в связи с введением в систему нормативных актов понятия культурного суверенитета. Многолетняя работа обширного круга философов и культурологов увенчалась признанием ценности культуры в системе государственного регулирования различных сфер человеческой деятельности. В результате исследования сделан вывод об актуальности и своевременности воплощения важнейших философских понятий в документах стратегического планирования и высокой потенциальной практической значимости актуализации культурного наследия в целях достижения результатов государственной культурной политики. В заключении отмечено, что наследие как феномен культуры имеет прямой доступ к ее смысловому и ценностному ядру. Сохранение культурной идентичности путем последовательного выстраивания культурного суверенитета является одним из важнейших приоритетов современной государственной политики.
Шакиров А.И., Симкачева М.В. - Онтологические основы киберкультуры в цифровом обществе c. 227-238

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.4.40566

EDN: WLQRAC

Аннотация: Объектом данного исследования выступает культура цифрового общества, предметом – онтологические основы киберкультуры. Целью исследования является раскрыть онтологические проблемы киберкультуры, которая становится основой для цифрового общества, имеющего виртуальную природу. В современном мире влияние цифровых технологий на жизнь человека приобрело необратимый масштаб. Изменения коснулись не только социально-экономических отношений, но также затронули сферу личных отношений, восприятие информации и когнитивные процессы личности. Люди все больше времени проводят в интернете, используют социальные сети, пользуются приложениями. Можно говорить о новом этапе развития человеческой цивилизации, культура которой имеет свои особые черты. В данном исследовании культура цифрового общества рассматривается с философско-онтологической точки зрения.    Новизна исследования заключается в том, что киберкультура находится в стадии своего формирования. Цифровое общество меняется, развиваются интернет-технологии, появляются новые приложения. Все эти процессы требуют философского осмысления и научного анализа. Особым вкладом автора в исследование является изучение феномена киберкультуры и онтологизация культуры цифрового общества, которое имеет свои отличительные черты, а именно кризисность, виртуальность, технологичность. Основными выводами проведенного исследования являются то, что киберкультура, культура сообществ, основанная на использовании передовых информационных технологий, является постмодернистской по своей природе. Дальнейшее развитие цифровых технологий дает шанс человеку преодолеть ограниченность индивидуальной природы личности, но при этом есть большая опасность утратить родовые черты и перестать быть человеком в классическом понимании.
Шиндель С.В. - Некоторые проблемы исследования немцев Поволжья c. 239-248

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.4.40576

EDN: WPIWSU

Аннотация: В современной исследовательской литературе развернута дискуссия по поводу того, каким понятием обозначить социально-культурную общность немцев Поволжья. Предварительно откорректировав некоторые моменты даваемых исследователями определений, автор пришел к выводу о том, что наиболее корректным будет признать за поволжскими немцами статус самостоятельного российско-немецкого этноса, не обладающего четко выраженной пространственной автономией, но имеющего места компактного проживания. Второй проблемой, напрямую влияющей на сохранение самобытности данного этноса, является проблема сохранения родного языка. В статье убедительно демонстрируется значимость языка для немецкой культуры в целом. Наконец, в работе намечаются этапы масштабного социологического исследования, результаты которого помогут многим проблемам поволжских немцев обрести реальные контуры. Для понимания сущности сложившейся ситуации, а также разработки соответствующего инструментария по ее изменению в лучшую сторону, мы приводим научное определение немцев Поволжья как особой социально-культурной группы. А так же предполагаем провести анализ определений понятий «нация», «этнос», «национальное (этническое) меньшинство». Особое внимание уделяется проблеме сохранения языка, как основы культурной идентичности российских немцев, в том числе и немцев Поволжья. В статье представлен план проведения социологического исследования для выявления количественных и иных показателей этнической группы немцы Поволжья в настоящее время с целью получения объективной дефиниции этнокультурного феномена "российские немцы".
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.