по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 10, 2023
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 06-11-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 10, 2023
Эстетика
Кормин Н.А. - И. Кант: эстетика и метафизика как наука c. 1-53

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.10.43687

EDN: XRZQGM

Аннотация: Цель настоящей статьи – выявить, как эстетика встроена в способ обоснования метафизики как науки, как оттачиваются ее мыслительные навыки по ходу «репетиции начала», осуществляющейся на сцене «Критики чистого разума». Эстетический голос выражен в метафизическом дискурсе, предполагающем спор об основаниях знания, сами эти основания на фундаментальном уровне эксплицируемы сознанием изменяющихся пропорций – этих исходных эстетических категорий. В этом контексте следует раскрыть роль эстетики как фундаментальной философской науки, путем рефлексии возвысить до теоретического сознания ее своеобразие. Тут возникает прежде всего вопрос о смысле изображения эстетики, который находится по ту сторону этого полотна, о соотношении эстетических установок и мирового понятия философии. Основными выводами проведенного исследования являются положения об эстетике как метафизике произведения, производящего бесконечность, выражающего «музыкальное тождество всего сущего» в эстетической грани мирового понятия философии. Эстетика - это и чувство идей первоначальной реальности, духовное созерцание сверхопытных, сверхчувственных оснований; этим метафизическим апостериори как раз и является первозданно исполненная свобода всякого созидания, свобода искусства, соприкасающегося с природой. Эстетика изначально погружается в ткань метафизического размышления, которое в некоторых культурных традициях описывается как творческое начало. И для эстетики важен вопрос, какова структура этого начала, каков способ выделки его мыслительной ткани.
Философия и искусство
Брызгов Н.В. - Философское содержание понятия «промышленный дизайн» c. 54-61

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.10.68698

EDN: VRUBEU

Аннотация: Статья посвящена философии промышленного дизайна как важнейшего направления эстетической и инженерной деятельности людей, формирующей облик современного общества. Объектом исследования стал промышленный дизайн, а его предметом – философские основания промышленного дизайна. Была поставлена цель выявить философскую сущность промышленного дизайна в гносеологическом, онтологическом и антропологическом измерениях. Уделяется внимание историческим аспектам промышленного дизайна, позволяющим точнее понять сущность данного явления. В поле зрения автора входит и современный промышленный дизайн, который по своей философии характеризуется яркой антиглобалистской направленностью. Отмечается, что философское понимание промышленного дизайна способствует осознанию особенностей его исторического развития.   Основным выводом проведённого исследования является то, что промышленный дизайн имеет определенное философское наполнение, связанное с тяготением не только к эстетической стороне реальности, но и к ее аксиологическому и этическому выстраиванию. Важна гносеологическая проблематика промышленного дизайна: продукты выступают как носители определенных познаний и концепций, аккумулируют культурный опыт человечества. Антропологическая проблематика дизайна связана с моделью человека-творца и человека – адресата деятельности. Научная новизна исследования состоит в понимании вещи как продукта промышленного дизайна, являющегося системным проектом, развивающегося в пространстве и во времени. В своем существовании вещь объединяет наличность и «служение», самостоятельную данность и значимость для человека.
Методология философского знания
Миронова А.М. - Типологизация современных концепций метафилософии c. 62-76

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.10.44170

EDN: JSOJDD

Аннотация: Предметом исследования являются концепты "метафилософии" в работах нескольких современных отечественных и зарубежных ученых-метафилософов. Актуальность статьи обусловлена наличием разнообразия метафилософских концепций, которые, преследуя одну общую цель – понять и объяснить, что есть философия, приходят к различным и зачастую, противоречивым выводам. В статье преследуется цель сравнить метафилософские концепции отечественных и зарубежных авторов (Т. И. Ойзермана, М. К. Мамардашвили, Ж. Делеза и Ф. Гваттари, Т. Уильямсона и Н. Решера) по определенным критериям. В рамках поставленной задачи предполагается выявить сущностные характеристики понятия «философии» перечисленных авторов и предложить вариант типологии современных концепций метафилософии. В статье используется метод компаративистского анализа. Новизна исследования заключается в том, что автор, анализируя существующие типологии метафилософских концепций, (по понятийному и по методологическому признаку), предлагает третий вариант типологии – по отношению к возможности прогресса в философии и ее перспективах. Автор обращает внимание, что понимание метафилософии в концепциях рассматриваемых ученых (Ойзермана, Уильямсона, Решера, Делез и Гваттари) обнаруживает интересные параллели и столкновения. Автор приходит к выводу, что, для того, чтобы глубже понять природу метафилософии, необходимо выявить сущностные характеристики понятия метафилософии в концепциях разных ученых. Картина метафилософии оказывается разнообразной и противоречивой, ведь согласно рассмотренным авторам, метафилософия -«кабинетна»; - плюралистична; - «апорична»; - саморефлексивна; - диалектична; - находится в постоянном развитии; - руководствуется принципами прагматизма и эффективности; -способна давать удовлетворительные ответы на актуальные вопросы; -не является абсолютно рациональной, но содержит элемент интуиции.
Онтология: бытие и небытие
Гагинский А.М. - Тезис Хайдеггера об античной онтологии: бытие как изготовленность c. 77-99

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.10.68750

EDN: JUDCRO

Аннотация: В статье речь идет о трактовке Хайдеггером античной онтологии, в которой бытие осмыслялось в смысле изготовленности. Что это за истолкование и почему оно так важно? До недавнего времени ответить на эти вопросы было довольно трудно, поскольку соответствующие тексты лишь в последние годы стали достоянием общественности, а потому еще не вполне освоены в хайдеггероведении. Соответственно, даже весьма полезные работы, в которых освещается тематика изготовленности у Хайдеггера, больше фокусируются на вопросе о технике и не рассматривают становление данной проблематики, а потому и не касаются ее по существу.     В 1921–1924 гг. Хайдеггер плотно занимался Аристотелем и на протяжении четырех лет подряд читал лекции о своем любимом философе. Именно в этот период он начинает трактовать бытие у Стагирита как бытие-изготовленное, бытие-произведенное (das Hergestelltsein), после чего распространяет эту интерпретацию на всю античную и средневековую философию. Это весьма примечательный момент с точки зрения методологии, который характеризует Хайдеггера как историка философии. В данной статье автор рассматривает трактовку Хайдеггером античной онтологии, выявляя ее слабые стороны. В частности, ошибочной является экстраполяция онтологии Аристотеля на всю античную и средневековую философию, так же как ошибочна и трактовка Хайдеггером понятия сущности в греческой мысли.
Философия познания
Грибков А.А. - Семантическая неопределённость общей теории систем и проблемы её интерпретации и формализации c. 100-111

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.10.44167

EDN: JWTGNS

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является вопрос о возможности формализации общей теории систем, то есть превращения ее в язык описания систем любой природы с однозначно определенными лексическими единицами и правилами. Для ответа на этот вопрос в статье рассматривается явление семантической неопределенности языков, обеспечивающее за счет многозначности лексических единиц гибкость формируемых лексических конструкций. Также предметом исследования становится практика цитирования вне контекста – явления, допустимость которого обусловлена изоморфизмом лексических конструкций, а также творческим характером познавательного процесса, в котором результат познания заранее неизвестен, а значит неизбежно изменение интерпретации используемых понятий. Проведенные исследования позволяют констатировать, что общая теория систем не может быть исключительно прикладной теорий, а должна быть дополнена онтологической составляющей. В этом случае, она становится философской теорией, для которой полная формализация невозможна без потери функциональности. В результате общая теория систем неизбежно должна сохранять определенную семантическую неопределенность. Эта неопределенность, однако, может быть уменьшена за счет трансляции в универсальность и обобщенность понятий. Кроме того, возможна и в некоторых случаях необходима формализация отдельных составляющих общей теории систем, в частности ее онтологической составляющей - метафизики материального бытия.
Социальная философия
Барабошина Н.В., Иливицкая Л.Г., Степанов И.В. - Университетский квартал как форма культурного взаимодействия университета и города c. 112-124

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.10.43988

EDN: JXYQHW

Аннотация: Объектом исследования выступает университетский квартал как социокультурный феномен. Предмет исследования – формы культурного взаимодействия университетского квартала и города. Использование компаративистского и типологического методов позволило выделить и описать четыре формы университетского присутствия в пространстве города, группирующиеся вокруг двух базовых направлений. Первое направление предполагает приоритетность университета по отношению к городу, что порождает такую форму их взаимодействия как «университетский город». В этом случае университетская деятельность, по сути выполняет, роль экономического базиса городской жизнедеятельности. Второе направление, для которого характерна лидирующая роль города, представлено студенческим кварталом, кампусом, университетским кварталом. И в данном случае можно говорить о «врастании» университета в городское пространство, которое имеет как свои положительные, так и отрицательные стороны. Отдельное внимание уделено университетскому кварталу, необходимость которого связана с расширением сферы взаимодействия университета с городским сообществом. Соединяя в себе проектный характер, открытость, гибкую адресность, он демонстрирует больший потенциал по сравнению с традиционными вариантами. В свою очередь проект университетского квартала может быть представлен различными взаимодополняющими вариантами. Анализ самарского опыта его проектирования позволил выявить две перспективные формы его реализации: выстраивание общегородского университетского пространства и актуализация исторического прошлого на базе имеющихся университетских ресурсов.
Национальный характер и менталитет
Винокурова М.А. - Особенности повседневной культуры питания в Республике Саха (Якутия) c. 125-132

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.10.68824

EDN: JYGTBU

Аннотация: В статье рассматривается содержание человеческого питания, исходя из аксиологического подхода к пониманию культуры: еда может становиться носителем духовности и культурных ценностных смыслов. В связи с чем раскрываются смысловые значения таких понятий, как «культура питания» и «гастрономическая культура». В современной науке повседневная культура питания соотносится с определением «гастрономическая культура», хотя до настоящего времени нет однозначного понимания этого многомерного культурного феномена, который является специфическим атрибутом каждой нации культура. Предметом исследования выступает культура питания в Республике Саха (Якутия). Объектом данного исследования является особенности повседневной культуры питания в Республике Саха (Якутия). Для выявления возможных гастрономических брендов Якутии был проведен пилотный опрос среди жителей Республики Саха (Якутия). Представленная статья актуальна в связи с тем, что в настоящее время в современной культуре наблюдается рост интереса к сфере повседневной культуры питания. Тема еды охватывает все области массовой культуры. Издается множество книг и периодических изданий на кулинарную тематику. Проводятся выставки и конкурсы кулинарного искусства. Активно развивается система общественного питания. И эти вопросы сегодня кажутся актуальными с точки зрения культурологических знаний и заслуживают пристального теоретического изучения.
Диалог культур
Ван Ц. - Понятие «политика» в русской и китайской культуре c. 133-144

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.10.68778

EDN: JZSIDV

Аннотация: Данное исследование является контрастивным исследованием, в рамках которого осуществляется анализ и сопоставление результатов. Основная его цель заключается в выявлении особенностей в интерпретации понятия «политика» в русской и китайской лингвокультурах, с использованием семантического контекста этого термина. ы сравниваем, как разные аспекты понятия "политика" воспринимаются в каждой из культур, и анализируем их в контексте культурных особенностей, языковых нюансов и исторических факторов. В данном исследовании мы применяем различные научные методы для анализа и сравнения понимания "политики" в русской и китайской культурах. Эти методы включают в себя сравнительно-исторический анализ для изучения исторического контекста, метод обобщения для классификации данных, и метод семантического анализа для понимания значений и коннотаций. Эти методы помогают нам лучше понять сходства и различия в том, как разные культуры воспринимают понятие "политика". Существует множество исследований, посвященных сопоставлению понятий в русском и китайском языках, однако на данный момент наблюдается недостаточное количество лингвокультурологических исследований, которые бы анализировали понимание «политики» в рамках русской и китайской лингвокультур, что обосновывает научную новизну и значимость данного исследования. Полученные результаты данного исследования окажут существенное воздействие на улучшение межкультурного понимания между двумя этими этническими группами. Кроме того, эти результаты могут быть использованы при разработке образовательных программ в области регионоведения и сравнительного изучения культур, а также в процессе обучения соответствующим языкам.
Эстетика
Габриелян Т.О. - Концептуальная модель дизайн-решения в контексте семиотико-интерактивной методологии c. 145-160

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.10.44177

EDN: KARDNP

Аннотация: Предметом исследования является современное графико-коммуникативное дизайн-решение, в контексте изменения существующих и формирования новых ролей коммуникаторов, трансформации модели коммуникации, формирования семиотического формата коммуникации. Объектом исследования является современный графический и коммуникативный дизайн, а также их традицимонное, цифровое и генеративное субнаправления. Дизайн-решения начинают обладать цифровыми, семиотико-интерактивными и искусственно-интеллектуальными характеристиками. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как: диалоговые, семиотико-интерактивные качества дизайн-решений; цифровые, семиотико-интерактивные дизайн-программные выразительные средства; особенности семиотической-деконструктивности (аналитичности) и семиотической-синтетичности (конструктивности) дизайн-решений в контексте дизайн-деятельности; влияние технико-технологических особенностей инструментария и дизайн-среды (дизайн-системы) на формирование автоматизированных и искусственно-интеллектуальных качеств дизайн-решений. Изучение концептуальной модели семиотико-интерактивного дизайн-решения выполняется в контексте семиотико-интерактивной методологии (набора принципов и стратегий дизайн-деятельности). Основными выводами проведенного исследования является описание концептуальной модели семиотико-интерактивного дизайн-решения, в контексте семиотико-интерактивной методологии, реализуемой в концептуально-генеративном субнаправлении современного графического и коммуникативного дизайна. Основным вкладом автора в исследование темы, является выявление основных компонентов концептуальной модели семиотико-интерактивного дизайн-решения и демонстрация их связи друг с другом в виде целостной модели. Новизна исследования заключается в описании характеристик компонентов, концептуальной модели семиотико-интерактивного дизайн-решения: диалоговый семиотико-интерактивный формат создания инвариантов-концептов и дизайн-решений; версийность дизайн-решений, основанная на семиотическом синтезе дизайн-программ; семиотическая деконструируемость дизайн-решения на макро- и микроуровне; семиотический синтез проектных и художественных дизайн-программ; применение дизайн-программ как инструментов-решений; использование гиперсвязанных возможностей дизайн-среды: истории действий, целостности и непрерывного изменения и развития.
Философия и искусство
Кузовенкова Ю.А. - Формирование дискурса искусства уличной волны частными институциями: на примере деятельности Фонда Inloco c. 161-177

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.10.54687

EDN: KCXEWF

Аннотация: Предметом данного исследования является процесс вхождения в мир искусства нового объекта – искусства уличной волны. С опорой на метод дискурсивного анализа, предложенный М. Фуко, предпринята попытка определить, через какие дискурсивные высказывания субъекты мира искусства формируют дискурс искусства уличной волны, а также то, как организовано поле высказываний. Субъектом, деятельность которого исследуется, является санкт-петербургский Фонд Inloco, ориентирующийся в своей работе на художников, в чьей творческой карьере присутствует уличный бэкграунд. В статье приведены характеристики того, что в деятельности Фонда можно концептуализировать как высказывание, а также описано, как организуется поле этих высказываний.   В процессе исследования были рассмотрены формы последовательностей, формы сосуществования и процедуры вмешательства. Было выявлено, что опыт уличного творчества представителей искусства уличной волны подвергается модификации под влиянием дискурсивных практик поля современного искусства. Отмечается, что искусство уличной волны существует на стыке двух полей – поля граффити и поля институциализированного искусства. Делается вывод о том, что пограничное положение искусства уличной волны позволяет ему расширять поле современного искусства за счет того, что некогда находилось в поле «неискусства», было извлечено субъектами мира искусства из сферы повседневности и наделено статусом кандидата для оценки.
Ань Т. - Картины на шелке в творчестве современных китайских художников как синтез традиций и инноваций c. 178-186

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.10.68769

EDN: KFOSBP

Аннотация: В пространстве современного китайского искусства особенно актуальны те направления, которые связаны с соединением национальных традиций и современных тенденций арт-мира. С 1980-х гг. в творчестве ряда авторов стал проявляться интерес к приемам работы по шелку, что было характерно для древней и средневековой живописи на свитках, которую позднее выместили более доступные рисунки по бумаге. На современном этапе такая живопись достигла расцвета и высоко ценится на арт-рынке. Наиболее известными мастерами, занимающимися живописью по шелку, считаются Му Илинь и Дун Вэньчжэн. Анализ их творений позволяет увидеть то, как художники открывали для себя выразительные возможности данного материала, в том числе его прозрачность, преломление, цветовую и тоновую насыщенность. Объектом внимания является китайская традиция живописи по шелку, а предметом – особенности ее развития в начале XXI столетия на примере творчества известных художников и варианты учета ими в композициях приемов, образного строя и выразительных средств старых мастеров. Целью статьи является определение основных тем и художественных средств, которыми пользуются современные художники в работах по шелку, а также варианта интеграции в их творчество этнокультурного компонента.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.