по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 01, 2023
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 06-02-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2023
Духовно-нравственные искания
Шкиртиль Л.В. - Духовные горизонты «оттепели»: к вопросу о новой поэзии в «женском» вокальном цикле в отечественной музыке 1960–1970-х годов c. 1-12

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.1.39583

EDN: KQNNWW

Аннотация: Статья посвящена новой поэзии, вошедшей в отечественную музыкальную культуру с хрущевской «оттепелью». Особый ракурс исследования – «женский» камерно-вокальный цикл 1960–1970-х годов. Волна интереса отечественных композиторов к камерно-вокальной музыке, возникшая в этот период, связана с невиданным доселе богатством поэтических тем и образов, появлением современной литературы. Духовные горизонты расширялись стремительно, оригинальные тексты влекли за собой свежие жанровые и технологические решения. Новая поэтическая «информация», как и информация научная, раскрепощала творческие силы музыкантов, требовала нового языка, стилистики, формы. Поэзия оказалась одним из важнейших стимулов к обновлению композиторских концепций. Основным выводом проведенного исследования становится мысль о том, что развитие вокальной музыки, образное и тематическое расширение «женских» камерно-вокальных циклов связано, прежде всего, с современной поэтической традицией, с расширением духовных горизонтов советской культурной жизни во второй половине прошлого века. Отечественная камерно-вокальная музыка впервые изучается в подобном ракурсе и это направление необходимо признать плодотворным, более полно раскрывающим важнейшие векторы развития музыкально-поэтической традиции. Совершенно очевидно, что современные литературные предпочтения композиторов стали основой коренного обновления камерно-вокального жанра в 1960–1970-е годы.
Философия и искусство
Васильева В.В. - Законы физического мира в иллюстрациях В. Янкилевского c. 13-23

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.1.39584

EDN: DTFHPI

Аннотация: Статья посвящена иллюстрациям В. Янкилевского для научно-популярного издания «Знание-сила» в период его особого расцвета в 1960-е годы. Исследование преследует цель обнаружить концептуальную и художественную специфику этих работ и в то же время вписать их в более широкий контекст творчества художника, решая при этом задачу по определению их места внутри авторского мира образов. Особое внимание автор уделил рассмотрению основных тем, с которыми работал В. Янкилевский, и способов их воплощения. В частности, это такие авторские концептуальные коды как: энергетическое напряжение, антитеза "живое-мертвое", образы прорыва и бесконечности. В научной литературе эта проблема еще не освещалась, так как фокус внимания в ней сосредоточен в основном на живописи и станковой графике мастера, в то время как иллюстрации В. Янкилевского остаются для дискурса маргинальным явлением. Данная статья послужит началом для заполнения образовавшейся лакуны. Основным результатом проведенного исследования является обнаружение созвучия образов магистрального творчества художника и заказной иллюстрации в научно-популярном издании «Знание-сила», что было возможно благодаря поднимавшимся там темам, выходящим за пределы повседневного опыта и слабо поддающимся законам устоявшейся цензуры. При этом были найдены существенные различия: в частности отсутствие в иллюстрациях важнейшей для станковой живописи и графики В. Янкилевского проблемы взаимодействия мужского и женского архетипов.
Философия культуры
Подоксенов А.М., Телкова В.А. - Идеи Ф.М. Достоевского и советская действительность: взгляд Михаила Пришвина c. 24-33

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.1.37664

EDN: ELLESK

Аннотация: Предметом исследования является проблематика целостности развития отечественной культуры и духовной преемственности исторических эпох, что ставит вопрос, как одни и те же философско-мировоззренческие концепции переходят из одного века в другой, влияя на деятелей искусства разных поколений. Цель работы – изучить, в какой мере идеи и художественные образы Ф. М. Достоевского выступали для М. М. Пришвина контекстом постижения сущности советской действительности, а также философско-мировоззренческой оценки им идеологии и политики правящей партии большевиков. В статье используется метод исторической реконструкции идейно-политического контекста жизни советского общества и государства. Используется метод герменевтики, применение которого напрямую вытекает из специфики художественного дискурса писателей. Сопоставительное исследование текстов и мировоззренческих взглядов, зафиксированных в дневниках Достоевского и Пришвина, выступает как своеобразный герменевтический круг, т. е. анализ мировоззрения позволяет лучше понять текст, а текст, в свою очередь, позволяет прояснить особенности концептуальных мировоззренческих идей автора. Новизна исследования заключается во введении в научный оборот новых фактов из изданного лишь в постсоветское время потаенного на многие годы 18-томного пришвинского Дневника (1905–1954), позволяющих открыть дополнительные грани творчества художника. В результате исследования выявлены основные детерминанты эволюции мировоззрения Пришвина от категорического неприятия Октябрьской революции и большевизма к примирению с советским государством. Полученные результаты вносят вклад в развитие пришвиноведения, позволяя полнее осмыслить закономерности эволюции мировоззрения и особенности художественного мира писателя, а также его место и роль в истории русской и советской культуры XX века.
Лепешкина Л.Ю. - Карнавально-смеховые формы в традиционных обрядах жизненного цикла народов Среднего Поволжья: в поисках позитивного будущего c. 34-44

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.1.39694

EDN: EIQTHN

Аннотация: Предметом исследования выступают карнавально-смеховые формы в традиционных обрядах жизненного цикла народов Среднего Поволжья до 1917 года. На основе архивных материалов, собранных автором, и краеведческой литературы впервые осуществляется типология вариантов проявления карнавально-смеховых форм в обрядовых практиках населения региона. На конкретных исторических примерах проводится анализ выделенных вариантов – «шумного представления», «кривляния», «порицания» и «подражания». В статье используются системный и культурологический подходы, которые позволяют объяснить причины устойчивости и смысловое наполнение обрядов, а также их роль в трансляции духовно-нравственных ценностей жителей региона. Научная новизна исследования заключается в интерпретации традиционных обрядов жизненного цикла народов Среднего Поволжья как средоточия карнавально-смеховых форм, способствующих преодолению страхов перед неизвестным будущим и созданию атмосферы оптимизма. Основным результатом исследования является новое понимание традиционных обрядов жизненного цикла народов Среднего Поволжья в качестве средства психотерапии благодаря присущим им карнавально-смеховым формам, помогающим человеку адаптироваться к различным условиям бытия. Материал статьи может послужить базой для научных изысканий в области психологии обрядовой деятельности, для подготовки образовательных курсов по истории повседневности и культурологии.
Философия и искусство
Емельянов А.С. - Антропология в красках: от иконы к картине c. 45-63

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.1.37836

EDN: EGXWMZ

Аннотация: В рамках настоящего исследования анализируется трансформация антропоморфных образов в живописи Средневековья и эпохи Ренессанса. Изобразительное искусство данного периода рассматривается в качестве специфического пространства «разговора о человеке», существовавшего параллельно с дискурсами о Боге-человеке и Человеко-боге. Как средство коммуникации человека с Богом, икона, используя антропоморфизм в изображении первообраза, представляла средневековому человеку определенный путь и руководство по собственному спасению. Наравне с отдельными антропоморфными и натуралистическими чертами в иконописи использовались также ареальные, например, обратная перспектива, нимб, «кручение фигур» и ряд иных, которые задавали символическое содержание религиозного изображения.    По мнению автора, трансформация иконы в картину в XIII-XIV вв., была связана не только с техническим развитием изобразительного искусства (широким распространением прямой перспективы, использованием camera obscura и масляных красок), но и со значительными изменениями, которые произошли в интеллектуальном пространстве Европы. Нарциссический поворот в ренессансном искусстве, выраженный в растворении границ между человеческим и божественным, максимальной натурализации религиозного содержания, а также в развитии автопортретов, является, прежде всего, поворотом от дискурса о Бого-человеке к дискурсу о Человеко-боге. С опорой на философские источники, рассматриваются две независимые позиции (Фичино и да Винчи) на природу метаморфоза и место живописного изображения в описании и определении человека.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.